Налогообложение бизнеса в армении

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговая система в Республике Армения регулируется законом № 3Р 107 «О налогах» от 12 мая 1997 года.

Налоги в Армении классифицируются на государственные и местные.

Про уровень жизни в Армении можно узнать на нашем сайте.

Государственные налоговые платежи

Государственные налоговые платежи — это:

  1. Платеж на прибыль.
  2. Подоходный налог.
  3. Акцизный сбор.
  4. НДС.

Рассмотрим каждый из налоговых платежей более детально.

Налоговый платеж на прибыль

Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.

Налог на прибыль

Налоговая ставка равняется 20 %.

Подоходный сбор

Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.

Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.

При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.

Подоходный налог в разных странах мира

Подоходный налог в разных странах мира

С иностранцев, работающих на территории страны, дополнительно взимаются такие сборы:

  1. Страховое возмещение в сумме 5 % от годового дохода.
  2. Другие платежи (дивиденды, роялти) в сумме 15 %.

Акциз

Акцизный сбор регулируется законом № 3Р 79 «Об акцизном налоге». Это косвенный платеж, выплачиваемый исключительно от операций с различными группами товаров, подпадающих под акциз.

К акцизному товару относится алкогольная продукция, табачные изделия и нефтяные продукты. Единой ставки не существует. Она зависит от типа товара.

Акциз

Список акцизных ставок исходя из товара:

  1. Пиво (за 1 л) — 70 драм.
  2. Вино (за 1 л) — 100.
  3. Шампанское (за 1 л) — 180.
  4. Вермут (за 1 л) — 500.
  5. Сидр (за 1 л) — 180.
  6. Спирт (за 1 л) — 600.
  7. Коньяк (за 1 л) — 300.
  8. Спиртные настойки (за 1 л) — 1500.
  9. Табак (за 1 кг) — 1500.
  10. Нефтяные продукты (за 1 т) — 27 000.
  11. Дизельное топливо (за 1 т) — 11 500.
  12. Нефтяной газ (за 1 т) — 1000.

Что необходимо для получения гражданства Армении можно узнать здесь.

НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:

  • Ввоз товара на территорию Республики Армения.
  • Производство товаров.
  • Реализация услуг на территории страны.

Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.

Стандартная ставка сбора равна 20 %.

НДС

От уплаты данного сбора освобождаются люди в таких ситуациях:

  1. Оплата за обучение в любом образовательном учреждении Армении.
  2. Реализация канцелярской продукции, необходимой для образовательного процесса (ручек, тетрадей и др.).
  3. Проведение исследовательских работ.
  4. Реализация:
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Печатной продукции.
  • Лотерейных билетов.
  • Драгоценных камней.
  1. Проведение операций по страхованию.

Местные налоговые платежи

К местным налоговым платежам относятся:

  1. Платеж на имущество.
  2. Земельный.
  3. Гостиничный.
  4. Платеж за место парковки транспортного средства.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Платеж на имущество

Данный тип налога прямой. Он выплачивается владельцами недвижимого и движимого имущества, в частности, недвижимости и различных транспортных средств.

Платеж на имущество

Единой ставки нет. Она прогрессивная, то есть напрямую зависит от оценочной стоимости имущества. Ставка для транспортных средств рассчитывается исходя из мощности средства передвижения.

Если оценочная стоимость недвижимости ниже трех миллионов драм, то владелец не облагается налогом.

При цене недвижимости от трех до 10 миллионов налог равен 100 драмам. Дополнительно выплачивается 0,1 % от суммы, которая превышает три миллиона драм.

При цене недвижимости от 10 до 20 миллионов драм ставка возрастает до 7100 драм. Дополнительно оплачивается 0,2 % от суммы, которая превышает 10 миллионов драм.

При цене недвижимости от 20 до 30 миллионов ставка возрастает до 27 100 драм. Дополнительно оплачивается 0,4 % от суммы, которая превышает 20 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 30 до 40 миллионов драм ставка равна 67 100 драмам. Дополнительно владельцем выплачивается 0,6 % от суммы, которая превышает 30 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 40 миллионов и выше сбор равен 127 100 драмам. Дополнительно собственник платит 0,8 % от суммы, которая превышает 40 миллионов драм.

Таблица. Размеры ставок для транспортных средств

Критерии Количество лошадиных сил Цена за каждую лошадиную силу (указана в драмах)
Средство вместимостью до 10 человек до 120 200
Средство вместимостью до 10 человек от 120 до 250 400
Средство вместимостью до 10 человек свыше 250 500
Средство вместимостью свыше 10 человек до 200 100
Средство вместимостью свыше 10 человек свыше 200 200

Земельный сбор

Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.

Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.

Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.

Уплата налогов

Заявление об уплате косвенных налогов — это документ, подтверждающий уплаченные налоговые платежи. Данное заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации обязательно до 20 числа.

В 2021 году действует также новая услуга подачи бумаг в электронном виде.


Налоги, применяемые в Республике Армения

Государственные налоги

  • налог на прибыль,
  • подоходный налог,
  • акцизный налог,
  • налог на добавленную стоимость,
  • экологический налог,
  • Дорожный налог,
  • налог с оборота

Տեղական հարկերն են.

  • налог на недвижимость
  • налог на имущество транспортных средств

Сборы, применяемые в РА

а) Государственные платежи,государственная пошлина, плата за природопользование, социальные выплаты, разрешение на использование радиочастоты (продление срока действия) обязательный платеж и обязательный платеж, обязательный платеж за регулирование общественных услуг, пенсионный взнос

б) местные сборы ( местный долг, местный сбор):

Действующие в Армении системы налогообложения

В Республике Армения применяются следующие налоговые процедуры

а) Общая процедура налогообложения.

В этом случае налогоплательщики обычно рассчитывают и платят свои налоги, налог на добавленную стоимость или налог на прибыль.

б) Специальные налоговые системы.

  • Налог с оборота,в случае чего налогоплательщики в результате своей деятельности рассчитывают и платят налог с оборота, который заменяет:

а) НДС или налог на прибыль для коммерческих организаций

б) НДС для индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

  • Система налогообложения микропредприятий, при которой налогоплательщик, осуществляя соответствующую деятельность, определенную законом, освобождается от всех видов государственных налогов, связанных с предпринимательством.

В случае специальных систем налогообложения обычно легче рассчитывать и платить налоги.

Налог с оборота

Оборот налогоплательщиков.

Плательщиками являются коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и нотариусы, оборот которых в прошлом году не превышал 115 млн драмов.

Кстати, оборот продаж включает оборот продаж, относящийся к видам деятельности, осуществляемым по патентному налогу и в рамках специальных систем налогообложения для налогообложения семейного бизнеса.

Шаги необходимо считать налогоплательщиком оборота.

Для того, чтобы считаться налогоплательщиком оборота, единоличный собственник, организация и нотариус должны представить в налоговый орган заявление о месте их регистрации в качестве плательщика налога с оборота.

Кого нельзя считать налогоплательщиком с оборота?

  • Патентные налогоплательщики по этим видам деятельности.
  • акцизные налогоплательщики ․
  • Банки, кредитные, страховые, инвестиционные организации, ломбарды, валютные трейдеры, валютно-дилерские брокерские трейдеры, инвестиционные фонды, управляющие фондами, платежные и расчетные организации, аудиторские организации, казино и игорные организации.
  • Организации, которые совершили третье нарушение правил работы кассового аппарата в течение налогового года и с даты регистрации нарушения УЦ до конца налогового года, следующего за налоговым годом, включенным в этот день ․
  • Организации и индивидуальные предприниматели Соглашения о совместном предприятии, а также Агентство по поставке товаров и поставке товаров Агентству от имени Агента.
  • По решению главы налогового органа организации считаются взаимосвязанными и частными предприятиями, если общий оборот продаж всех признанных коммерческих организаций и частных лиц в течение предыдущего налогового года или всех видов деятельности в течение текущего налогового года превышает 58,35 млн. Драмов.
  • Организованные организации и частные лица, за исключением случаев, когда их дочерние организации или физические лица представили налоговую декларацию в налоговый орган после даты подачи заявления и даты подачи заявления, фактически не действовали после этой даты.

Ставка налога с оборота.



  • Объектом налога с продаж является налог с оборота.
  • Оборот налогоплательщиков не обязан подтверждать свои достижения документами.

Особенности налогообложения лиц, получающих доходы от коммерческой деятельности.

  • Те, кто обосновывает свою прибыль, получат возможность уменьшить сумму налога на 4% от стоимости документа, но сумма налога, рассчитанная за отчетный период, не может составлять менее 1,5% от выручки за период.
  • Расходы включают сумму таможенной пошлины, НДС, акцизного или экологического налога, уплаченного за товары, приобретенные или импортированные для немедленной продажи.
  • Документ, подтверждающий расходы, также считается кассовым чеком, если в квитанции указан номер НДС организации покупателя или индивидуального предпринимателя.

Кстати: В случае коммерческой деятельности не подлежащая вычету часть суммы налога может быть уменьшена в следующих кварталах.

Особенности налогообложения лиц, получающих доходы от предприятий общественного питания.

  • Те, кто обосновывает свои расходы на общественное питание, смогут уменьшить сумму налога на документы на 3%, но сумма налога, рассчитанная за отчетный период, не может составлять менее 4% от выручки от деятельности общественного питания за этот период.
  • Расходы также включают в себя сумму таможенной пошлины, НДС, акцизного налога или экологического налога, уплаченного за приобретенные или импортированные товары.
  • Расходы не включают стоимость приобретения или строительства основных средств, капитальные и текущие расходы на основные средства и амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, а также расходы на их приобретение в случае отчуждения других не кулинарных активов.

Кстати,невозможно уменьшить не вычитаемую часть суммы налога в следующих кварталах.

Отчетный период и уплата налога.

Ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за кварталом.

Другие положения

  • Покупатели (пользователи услуг) списывают расчетные документы в порядке, установленном законодательством.
  • В написанных ими расчетных документах не указывается ставка и сумма НДС,
  • Освобождены от обязанности по уплате 20% подоходного налога с товаров, приобретенных по необоснованным документам в качестве налогового агента.
  • Индивидуальные предприниматели и нотариусы рассчитывают налог на прибыль в размере 5000 драмов в месяц, который они платят до 20 апреля года, следующего за данным налоговым годом, в том числе:
  • Информация о ежеквартальной сумме снятия наличных включается в расчет налога с оборота.
  • Если общая налоговая система переносится из системы налога с оборота, 25-кратное снижение стоимости покупки товаров уменьшается с валового дохода отчетного периода, который включает переход от системы налогообложения оборота к общему дню налогообложения.

Система микропредприятий (Налоговый кодекс РА, глава 56)

С 1 января 2020 года субъектом микропредприятий можно считать жилые коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, оборот которых по всем видам деятельности за предыдущий календарный год без учета НДС не превышал 24,0 млн. драмов.

Кстати, оборот продаж также включает оборот оборота, относящийся к видам деятельности, осуществляемой в рамках системы налогообложения оборота.

Чтобы считаться субъектом микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации должны подать в налоговый орган заявление о месте регистрации, кроме того, если оно считается субъектом микропредприятия.

  • Действующие индивидуальные предприниматели и организации должны подавать заявку на каждый год до 20 февраля этого года.
  • Недавно зарегистрированные индивидуальные предприниматели должны подать заявление со дня государственной регистрации до 20-го числа следующего за этим днем.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, которые прекратили свою деятельность до 20 февраля налогового года, должны представить свои декларации на 20-й день, следующий за днем ​​возобновления деятельности.
  • Индивидуальные предприниматели, которые были сняты с регистрации до начала налогового года, должны вновь подать заявление до 20-го дня, следующего за днем ​​регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Для перерегистрации в качестве индивидуального предпринимателя в конкретном налоговом году индивидуальные предприниматели, которые были сняты с учета в течение налогового года, должны повторно подать заявление до 20-го дня, следующего за днем ​​регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кого нельзя считать микропредприятиями?

1. Избирательная деятельность.

  • Физические лица, занимающиеся коммерческой (куплей-продажей) деятельностью на территории города Еревана.
  • Лица, занимающиеся коммерческой (покупательско-сбытовой) деятельностью на ярмарках в регионах Республики Армения, в торговых центрах и местах проведения торгов.

Для информации: согласно Закону РА о торговле и услугах.

-Торговым центромсчитается,комплексом общественных общепита и развлекательных заведений, расположенных в одном законченном здании или соединенных друг с другом в целостном здании или соединенных постоянными (стационарными) переходами, которые также заняты организатором торгового места.

-С точки зрения осуществления торговли, территория рассматриваемая организатором торговой площадки в целом, управляется, разделяется, строится, меблируется, с двумя или более торговыми площадками, где могут быть предоставлены зоны общественного питания и другие услуги.

-Ярмарка (рынок) - это рыночное мероприятие, организованное по субботам, воскресеньям и праздничным дням в отведенном для этого месте, где продажа осуществляется юридическими и физическими лицами.

  • Лица, занимающиеся коммерческим (покупка и продажа) авто для личного пользования.
  • Лица, занимающиеся коммерческой (покупательской) деятельностью в рамках электронной коммерции;

ВНИМАНИЕ: Лица, занимающиеся коммерческой деятельностью (покупка и продажа) за пределами ярмарок, торговых центров и торговых центров регионов Республики Армения, которые осуществляли сделки по поставке товаров другим организациям или индивидуальным предпринимателям, не могут считаться субъектами микропредприятия.

2. Финансово-кредитная деятельность

  • Банки, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные компании, специализированные участники фондового рынка, ломбарды, валютные трейдеры, валютно-дилерские брокеры, инвестиционные фонды, управляющие фондами, лотерейные организации, нотариусы, казино, казино организаторы организации.

3. Услуги

  • Консультативный, юридический, бухгалтерский учет, аудит, инжиниринг, реклама, дизайн, маркетинг, перевод, экспертиза, медицинские, стоматологические услуги, обработка информации (включая сбор и обобщение информации)
  • те, кто выполняет аналогичную работу или предоставляет аналогичные услуги для работ или услуг, упомянутых в вышеупомянутом подпункте;

Для информации:Характер работ или услуг определяется министром экономики РА 19.09.2013. В соответствии с классификаторами видов экономической деятельности утверждены приказом N874-N.

4. Общественное питание

-Те, кто осуществляет деятельность в сфере общественного питания в пределах административных границ города Еревана.

5. Деятельность, определенная статьями 19.7 и 19.8 Закона РА о государственных пошлинах.

-Организации, эксплуатирующие межрегиональные, внутрирегиональные и внутригородские маршруты или организующие пассажирские перевозки легковыми легковыми автомобилями и индивидуальными предпринимателями в рамках этих видов деятельности.

-Управляемые монетами (или) монетные торговые автоматы с продуктами питания, а также организации, организующие игры (за исключением выигрышных игр и казино) с помощью монетных автоматов, и индивидуальные предприниматели в отношении этих видов деятельности.

6. Связанные лица

-В соответствии с решением главы налогового органа, организации считаются аффилированными с ФА, если общее количество взаимосвязанных коммерческих организаций и общие налоговые поступления за предыдущие финансовые годы или текущие налоговые и другие доходы превышают 24 млн. Драмов.

-Организованные и неаффилированные организации, за исключением случаев, когда их аффилированные организации (или физические лица) подали заявление в налоговый орган после даты подачи заявления, а в случае указания в объявлении другого дня прекращения деятельности, фактической активности после этого дня нет. осуществляется.

7. Организации, допустившие третье нарушение правил работы кассового аппарата в течение налогового года и даты налогового года, следующего за налоговым годом, с даты регистрации нарушения УЦ до этого дня ․

8. Организации и физические лица, являющиеся сторонами договора о совместной деятельности, а также условия договора на поставку товара, комиссионное вознаграждение или поставку товара от имени агента.

Оплата налогов и сборов

  1. Субъекты микропредприятий освобождаются от всех государственных налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог с оборота), взимаемых с микропредприятий.
  2. Субъекты микропредприятия не выпускаются.
  3. От обязанности исчислять налоги и платить в государственный бюджет в порядке, установленном для товаров, ввозимых в Республику Армения (в том числе из стран ЕАЭС).
  4. От обязанности платить из государственного бюджета за исчисление экологических или дорожных налогов,
  5. От обязанности платить подоходный налог в размере 5000 драм в месяц за каждого нанятого члена микропредприятия.

Внимание:Для работника, нанятого микропредприятием в качестве налогового агента, социальные выплаты и гербовые выплаты рассчитываютсяи выплачиваются в соответствии с законом.

Подача налоговых расчетов.

Организации и частные предприятия, которые считаются субъектами микропредприятий.

  1. За каждый отчетный год до 1 февраля года, следующего за отчетным, налоговый орган представляет отчет об обороте по всем видам деятельности.
  2. До 20 числа каждого месяца, следующего за каждым отчетным месяцем, они представляют расчет подоходного налога для наемного работника, участвующего в микропредприятии.
  3. В случае, если налогоплательщиком считается акцизный налог, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, включая налоговый орган, представляется единый расчет акцизного налога по НДС.
  4. В случае списания налоговой накладной по ошибке они представляют единый расчет акцизного налога с НДС, отражающий сумму отделенного НДС.
  5. В случае уплаты экологического налога и платы за природопользование предоставляется совместный расчет налога за экологический налог и плату за природопользование.
  6. В случае ввоза товаров со статусом ЕАЭС из стран-членов ЕАЭС на территорию Республики Армения налоговые органы представляют документы, определенные законодательством (Налоговый кодекс РА, статья 7).

Другие положения

  • не являются налоговыми агентами,
  • не пишите налоговые накладные,
  • Покупатели (пользователи услуг) списывают расчетные документы в порядке, установленном законодательством.
  • Несоответствующие предприниматели несут ответственность за использование кассовых аппаратов, если они не соответствуют правилам использования кассовых аппаратов.

Лица, которые не становятся индивидуальными предпринимателями, могут считаться субъектами микропредпринимательства, если ․

  • В течение предыдущего календарного года оборот товаров,предоставленных услуг по всем видам деятельности, не превышал 24,0 млн. Драмов.

Кстати։Если работающий не по найму человек зарегистрирован в другом месте как наемный работник, доход от работы, выполненной в качестве наемного работника, не включается в вышеупомянутый оборот продаж.

  • не использовать работу других лиц, которые не являются единоличными владельцами, для осуществления своей деятельности;
  • не являются сторонами соглашения о совместном предприятии, за исключением производства сельскохозяйственной продукции.
  • Деятельность осуществляется исключительно через одно место, за исключением видов деятельности, которые в силу своего характера не имеют постоянного места осуществления.

Шаги, необходимые для получения лицензии, должны рассматриваться как субъект микропредприятия.

  • Субъектом микропредприятия считается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, если налоговый орган подал заявление, которое считается субъектом микропредприятия, путем голосования, утвержденного налоговым органом.
  • Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, должно подать заявление о том, что оно считается субъектом микропредприятия на период времени (за любой отчетный месяц или более одного отчетного месяца или налогового года или налоговых лет) в течение налогового года до или после такой деятельности.
  • Лицензия, считающаяся субъектом микропредприятия, выдается физическому лицу налоговым органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем ​​подачи заявления.

Другие положения:

Физические лица, которые считаются субъектами микропредприятий.

  • Они не являются налоговыми агентами и не пишут налоговые накладные
  • списывать расчетные документы в порядке, установленном законодательством,
  • Налоговые органы не представляют отчеты (расчеты, декларации, информацию) о видах деятельности микропредприятия.
  • Государственный бюджет Республики Армения уплачивает налог на добавленную стоимость и акциз, подлежащие уплате таможенным или налоговым органам при ввозе товаров на территорию Республики Армении


Ранее мы рассматривали налоговые обязательства и другие государственные сборы Армении, которые обязаны платить компании, работающие в данной юрисдикции. Но с 1 января 2020 года реформы правительства внесли некоторые изменения в налоговый кодекс РА. Если в ваших планах регистрация компании в Армении, следует учесть нынешние особенности налогообложения армянских компаний.

Рассматривая налоговые изменения, мы хотим сравнить действующие с 1 января 2020 года ставки налогов в Армении с другими популярными среди нерезидентов юрисдикциями. В частности, для крупного и среднего бизнеса. Отмечая уравнивание подоходного налога без привязки к размеру заработной платы (прогрессивная шкала отменена), теперь все компании Армении оплачивают 23% с каждого сотрудника. Рассмотрим изменения в сравнительной таблице:

Юрисдикция Ставка
Армения 23%+2,5% (отчисления в пенсионный фонд)
Грузия 20%
Гонконг 8,25%
Кипр 0%-35%
Эстония 20%
Швейцария 11%-13%
Казахстан 20%+9,5%

Ранее НДФЛ не предусматривал фиксированной ставки, 23% платили сотрудники с заработной платой менее 150 тыс. армянских драмов.

Примечание: социальные отчисления в ПФ Армении будут расти постепенно – с 2,5% до 5%, начиная с 2021 года.

28% оплачивали граждане с доходом от 150 тыс. до 2 млн. драмов, а при доходе свыше 2 млн. драмов ставка составляла 36%. На сегодня эти цифры уравнялись, независимо от суммы дохода НДФЛ составляет 23%. Со стороны правительства объяснение такому новшеству – дополнительный стимул для создания высокооплачиваемых рабочих мест.

Решая зарегистрировать компанию в Армении, учтите, что НДФЛ будет снижаться постепенно: с 2021 года составит 22%, с 2022 – 21%, а уже в 2023-м году снизиться до отметки 20%.

Вместе с тем снижению подлежит налог на прибыль. Ранее ставка составляла 20%, с 1.01.2020 года она снижена до 18%. Рассмотрим этот показатель в сравнении с другими странами:

Армения 18%
Грузия 15%
Гонконг 16,5%
Кипр 12,5%
Эстония 14%
Швейцария 0%-4,25%
Казахстан 15%

Здесь стоит отметить, что Армения не относится к низконалоговым юрисдикциям, однако располагает прекрасными условиями для нерезидентов, ищущих налоговую гавань для защиты собственных активов. Правительство прикладывает титанические усилия для оптимизации налогообложения, а успешно проведенные реформы позволили выйти из «серого списка» ЕС.

Если в ваших планах регистрация компании в Армении, следует учитывать другие важные обновления налогового законодательства РА с 1.01.2020 г. В частности:

  • ставки государственной пошлины для финансово-кредитных организаций составляют 8 млн. драмов (против предыдущих 3 млн. драмов);
  • каждый филиал банка обойдется в 500 тыс. драмов в первый год работы, 1 млн. драмов в каждый последующий;
  • разработана и запущена система корректировки акцизного налога – 4% (электронные сигареты также подлежат уплате акциза наравне с обычными табачными изделиями);
  • повысилась минимальная стоимость алкоголя (водки и этилового спирта) – 6 тыс. драмов за 1 литр (против предыдущих 3 тыс. драмов), исключением являются алкогольные напитки из ягод и фруктов;
  • установлена ставка экологического налога – 150 драмов за 1 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя от 301 л.с.;
  • увеличены пошлины за замену государственных автомобильных номеров, консульские сборы.

Сфера деятельности Налоговая ставка
Производство 3,5%
Сервис 5%
Аренда 10%
Продажа 1,5-5%
Общепит 4-6%
Нотариальный сервис 20%

Ставка НДС в Армении остается прежней – 20%, что в разрезе европейских юрисдикций является золотой серединой. Во многих странах Европы это стандартный показатель налога на добавленную стоимость, только в некоторых странах наблюдаются незначительные отклонения в сторону увеличения или уменьшения (исключением будут несколько государств со ставкой 7-10%).

Рассмотрим в сводной таблице налоговые ставки Армении и других стран при выплате дивидендов, роялти и процентов в 2020-м году, а также сравним ставки НДС:

Юрисдикция Налоги с роялти и процентов Налоги на дивиденды НДС
Армения 10% 5% 20%
Грузия 5% 20%
Гонконг 4,95-16,5% 4,95-16,5%
Кипр 12,5-17% 19%
Эстония 14% 20%
Швейцария 35% 35% 7,7%
Казахстан 5-10% 12%

Именно в этом сравнении можно с уверенностью сказать, что Армения занимает достаточно привлекательную позицию по ставкам дивидендов, роялти и процентов. Однако стоит отметить, что это стандартные показатели, которые также могут быть уменьшены в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения (СИДН), заключенными с большим количеством стран ЕАЭС, СНГ, Азии и Европы. С июня 2017 года республика Армения присоединилась к программе BEPS, позволяющей предупреждать полное разрушение налоговой базы и уход бизнеса в тень. Подобный шаг существенно повышает благонадежность государства в глазах иностранных инвесторов и бизнесменов. Уже сегодня в Армении введен электронный обмен налоговой информацией со странами СНГ, а также подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения с 47-ю странами.

Реформы армянского правительства также предусматривают отход от семейного бизнеса и самозанятых граждан с созданием понятия «микропредпринимательства» в Армении. Термин предусматривает систему общего налогообложения со льготным необлагаемым порогом до 24 млн. армянских драмов. Однако здесь следует учитывать некоторые нюансы – субъектами микропредпринимательства не могут быть бухгалтеры, консалтинговые компании, адвокаты. Полный перечень изучайте по ссылке выше.

Налог на доход при микропредпринимательстве составляет 5 000 армянских драмов, дополнительно уплачивается гербовый сбор в размере 1 000 армянских драмов. Если в ваших планах регистрация компании в Армении, но бизнес не предусматривает в начале деятельности большого масштаба, советуем обратить внимание на достаточно выгодную структуру компании как микропредприниматель. Важно учитывать, что льготный режим доступен не всем, актуальными также остаются лицензируемые виды деятельности и подлежащие уплате акциза.

Здесь стоит отметить, что возможна регистрация компании в Армении как юридическое лицо – такая структура тоже может подпадать под определение микропредпринимательства, если выполняются установленные законодательством РА нормы по видам деятельности и прибыльности.

Важно: действующая компания имеет право перейти на форму микропредпринимателя в начале года – до 20 февраля года, следующего за отчетным, подается декларация в налоговые органы о смене организационно-правовой формы, в которой указан годовой доход менее 24 млн. армянских драмов (примерно 46 200 EUR).

Рассматривая меры правительства Армении, всецело направленные на улучшение условий для международного и локального бизнеса, а также вывод экономики из тени, нельзя не отметить реформы по повышению экологической ситуации. На примере Европы можно сказать, что здесь предпочтение дается «зеленым» компаниям, которые максимально снизили или вовсе устранили вредные выбросы в атмосферу.

Конечно, Армения только начала свой путь к снижению выбросов, но уже сегодня привлекла на авиационный рынок «зеленых» лоукостеров, которые пользуются нулевой ставкой налога на воздух. Это известные европейские компании Whizz Air и RyanAir, соединяющие Армению с Грецией, Германией, Италией, Австрией и другими европейскими странами. Если в ваших планах регистрация компании в Армении, и вы являетесь гражданином вышеперечисленных стран (а также Кипра), с посещением армянской территории теперь не возникает проблем, добраться сюда можно прямым рейсом за несколько часов.

Например, Whizz Air (бюджетная авиакомпания Венгрии) вводит новые прямые рейсы из Кипра в Ереван с лета 2020 года, а RyanAir занимается авиаперевозками с января нынешнего года, летом 2020 года запустит дополнительные рейсы из Афин и Салоников (Греция).

Именно с целью стимуляции новых направлений Национальное собрание РА предусмотрело льготный режим налога на воздух в течение первых 3-х лет работы на армянском воздушном рынке. Для использования льготы компании должны выполнить основные условия:

  • обеспечить непрерывные рейсы в течение всех 12 месяцев;
  • не иметь сезонного или транзитного характера.

Льготу можно пролонгировать еще на 2 года, налог на воздух включается в стоимость авиабилетов.

В других важных изменениях и дополнениях для иностранцев, решающих зарегистрировать компанию в Армении в 2020-м году:

  1. Введен новый порядок растаможки транспорта, поставляемого не из стран-участниц ЕАЭС (будет учитываться возраст автомобиля, объем двигателя).
  2. Растаможка транспортных средств, поставляемых из стран, входящих в ЕАЭС, предусматривает применение правил ЕАЭС – 15% для новых авто.
  3. Беспошлинный порог интернет-торговли с 1.01.2020 года составляет 200 EUR (против установленных ранее 378 EUR). Планка будет применяться на всей территории Евразийского экономического Союза.
  4. 15% от стоимости товара будут оплачивать покупатели при условии стоимости посылки более 200 EUR и весе более 31 кг (ранее ставка составляла 30%).

Налог на недвижимость – когда будут введены новые ставки, и какие?

Еще в начале 2019 года правительство Армении озадачилось вопросом оценки недвижимых объектов на армянской территории. Устаревшие нормативно-правовые акты требуют тщательной переработки, т.к. с ростом инфляции и прочих показателей правовое поле экспертной оценки не дает реальной картины. К примеру, земельный участок, который по факту стоит 90 тыс. USD по заключению оценщика может стоить 300 тыс. USD, что не отображает реального положения дел. И здесь необходима реальная рыночная кадастровая стоимость, от которой и будет начисляться налог.

Это одна из причин, почему введение налога на недвижимость в Армении перенесено на 2021-й год. Предварительно необходимо правильное администрирование, после чего можно говорить об обязательствах уплачивать в казну государства такие взносы. Что же ждет владельцев армянской недвижимости?

Внимание: если регистрация компании в Армении связана с покупкой земельных участков (юридические лица могут быть владельцами земель), заранее просчитайте все выгоды от такого приобретения.

В данный момент точных данных нет, по каким ставкам будут оплачиваться такие взносы с 2021 года. Но даже при условии падения стоимости недвижимых объектов новые экспертные заключения позволят рассчитать необходимую сумму. По предварительным оценкам, самые дорогие объекты – в центре Еревана, в частности, расположенные по центральным улицам Туманяна, Саят-Нова, Абовяна и на главной площади Республики (до 700 тыс. AMD за 1 кв. м.). Рассматривая стоимость одного квадратного метра земли, средняя кадастровая стоимость по Армении составляет 70-80 тыс. драмов.

Если у вас остались вопросы относительно нового налогообложения Армении, обращайтесь к нашим специалистам на электронный адрес info@offshore-pro.info. В планах регистрация компании в Армении с целью сохранения и приумножения сбережений? Мы сможем удаленно оформить необходимые документы для создания ООО, ЗАО и других организационно-правовых форм компаний без личного визита собственника. Обращайтесь к нам в решении открыть личный или корпоративный счет в армянском банке, эмиграции в Армению или при необходимости приобрести недвижимость.

Какие изменения внесены в налоговое законодательство Армении в 2020-м году?

С 1 января 2020 года правительство РА пересмотрело налоговое законодательство и внесло правки. В частности, установлена единая ставка подоходного налога на доходы сотрудников – 23% (ранее была прогрессирующей до 36% в зависимости от доходов). Также снижена ставка налога на прибыль – 18% с 1.01.2020 года (ранее – 20%).Также власти республики уведомили о решении последующего снижения НДФЛ – в 2021-м году до 22%, а уже с 2022 года – 21%. Таким образом, к 2023-му году ставка налога на доходы сотрудников составит 20%. В то же время запущена система корректировки акциза – 4%, увеличены консульские сборы, государственные пошлины за регистрацию номеров автомобилей.

Что значит термин «микропредприниматель» в Армении?

Вместе с новшествами в налоговом законодательстве, с 1 января 2020 года власти Армении исключили понятия семейного предпринимательства и свободных профессий. На замену введен термин «микропредприниматель» – физическое лицо на общем режиме налогообложения со льготами. Необлагаемый минимум микропредпринимателя составляет 24 млн. армянских драмов (около 46 тыс. EUR). При превышении этой отметки бизнесмен оплачивает 5 000 драмов налога и гербовый сбор в размере 1 000 драмов. Обратите внимание: статус микропредпринимателя не могут получить адвокаты, бухгалтера, нотариусы, консалтинговые компании, а также предприятия с лицензируемыми видами деятельности.

Что нужно знать нерезидентам при регистрации компании в Армении в 2020 году?

Иностранным инвесторам, нацеленным на создание бизнеса в Армении в 2020-м году, нужно учитывать следующие нюансы:
с 1.01.2020 введен новый порядок растаможки автомобилей;
льготы по налогу на воздух предоставляются только для «зеленых» компаний;
снижен беспошлинный порог электронной торговли – 200 EUR (для всей территории ЕАЭС);
с 2021 года правительство Армении введет налог на недвижимость по новым ставкам и правилам;
до конца 2020 года продлены сроки льготного налогообложения стартапов с числом сотрудников до 50 человек.
Относительно последнего пункта, право на льготный режим могут получить только новые компании, а не созданные в результате реорганизации физических или юридических лиц.

Министерство предложит сниженный подоходный налог для сотрудников предприятий в новых промышленных зонах.

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

"Пусть заводы откроют", - так в Армении говорят пожилые люди, когда их спрашивают, что они хотят от руководителей. Те, кто моложе, так не говорят. Наверное, потому, что никогда не видели, как эти заводы работали.

В 2019 году министерство экономразвития и инвестиций хочет продолжить обсуждения по налоговому законодательству, где поднимет и этот, и другие вопросы.

Мужчина в отделе алкогольной продукции супермаркета

Что нужно, чтобы эти заводы открылись? Вопрос трудный и долгий. Но один шаг министерство экономики все-таки хочет сделать. Для сотрудников промышленных предприятий, предлагают снизить налог на доход. Правда, не везде, а в пределах новых промышленных зон.

В Армении их пока нет, но их-то министерство и хочет создать.

В республике уже есть несколько свободных экономических зон. Компании, работающие здесь, освобождаются почти от всех налогов, кроме налога на доход.

"А мы хотим создать особые зоны именно для промышленности", – говорит в беседе со Sputnik Армения замминистра экономразвития и инвестиций Акоп Авакян.

По его словам, в Армении предложат снизить налог на доход сотрудников.

"Мы предлагаем 10% (при нынешнем минимальном налоге в 23% - ред). Но главное – не конкретная цифра, а идея. Надо понять, может ли эта мера помочь промышленности. Мы думаем – может. А дальше нужны подробные обсуждения с нашими коллегами из министерства финансов и комитета госдоходов, чтобы понять, отразится ли эта идея на доходах бюджета", - говорит Авакян.

Подоходный налог. В целом, на нагрузку подоходного налога давно жалуются небольшие производители. На них этот налог "давит" сильнее, чем на торговцев. Ведь если, условно, взять два предприятия, в производстве и торговле, с одним и тем же оборотом, то можно быть уверенным – у производственника работает в два-три раза больше людей. А значит – с их зарплат надо платить больше подоходного. Некоторые из-за этого идут на риск и не оформляют часть сотрудников. А риски увеличились: с начала 2018 года, за "черным наймом" налоговая следит строже, чем раньше.

Гала-концерт «Эребуни – Ереван – 2800»

"Ранее мы предлагали свой вариант решения: освободить от налогов часть зарплаты в размере минимальной потребительской корзины (60 тысяч драмов, или 125 долларов - ред). Это позволило бы многим хотя бы регистрировать своих сотрудников. Но хотя бы для самых маленьких предприятий (микробизнеса) решение уже предложено. Компании годовым оборотом до 20 миллионов драмов (чуть больше 40 тысяч долларов - ред) будут платить подоходный налог со своих сотрудников всего в 5 тысяч драмов", - говорит Авакян.

Рестораны и кафе. Другим вопросом на повестке дня станут налоги на общепит. В 2019 и 2020 годах, как и было предусмотрено, они вырастут. Сейчас они платят 6%, с возможностью вычета из закупок в 3%, с 2019 года ставки вырастут до "восемь минус пять", а с 2020-го "десять минус восемь". Причем налоговый вычет из закупок должен быть таким, чтобы ресторатор, платил минимум 4% от своего оборота (т. е. с закупок плюс своей наценки). Вычет будут получать за закупки, подтвержденные документами.

Но как взять документы с мешка картошки или разделанной мясной туши? Ведь все это рестораторы покупают у фермеров. А те обычно торгуют без документов. А нет документа – нет и вычета.

"Если здесь наладить закупки по договорам, вопрос как-то можно будет решить. Но у нас были случаи, когда крупный объект общепита хотел создать собственную базу сельхозпродуктов и покупать продукты по договорам. Но эти документы стала проверять налоговая. Проверяли, фермерские это продукты или нет. Налоговую службу тоже можно понять: все должно быть по правилам. Но и бизнесу надо предложить доступные и простые процедуры", - отмечает Авакян.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян посетил с рабочим визитом Берд (10 августа 2018). Тавуш

Кроме того, если плательщики налога с оборота занимаются иной деятельностью, с нее нужно платить налог в 20%. Минфин и налоговая настояли на этом, чтобы через общепит не шла незаконная торговля (например, алкоголем или сигаретами).

Но с другой стороны, в ресторанах и кафе часто заказывают те же сигареты – после обеда, вместе с кофе. И если ресторатор (хочешь – не хочешь) предлагает их в меню, то с их продажи он должен платить 20%. Не до конца прояснен вопрос и с ресторанами при гостиницах – теоретически под такой налог могут попасть и они. Ведь ресторан и гостиница – это два разных вида деятельности.

"Нестыковка" между крупным и малым бизнесом. Если крупный бизнес покупает товар у малого, он должен платить НДС не только за себя, но и за малый бизнес. Причем списать этот НДС он не может, потому что малый бизнес освобожден от НДС и не участвует в его расчетах. Очень часто такая проблема возникает, когда супермаркеты закупают товар у малых и средних поставщиков (например, у птицефабрик или молочных комбинатов). Чтобы избавиться от лишнего НДС, супермаркет требует снизить цену закупки на 20%. Либо же, при первой возможности, предпочитает покупать импортные товары, по которым намного легче получить списание НДС.

Здесь предлагались два возможных решения. Один – супермаркеты переходят из НДС под налог с оборота (просто более высокий, чем у малого бизнеса). Тогда вопроса НДС не возникнет.

Другой вариант – снизить супермаркетам НДС с продажи местных пищевых продуктов. Насколько снизить? Чтобы понять это, нужно рассчитать, сколько в производстве этих товаров "сидит" НДС (например, с удобрений для фруктов и овощей, со света и газа на производстве и т.д.). Тогда НДС на эти товары и услуги (только на эти, и не больше) можно будет перенести на супермаркет.

Курильщик на улице Амиряна

"Пока таких расчетов нет, но надеюсь, в недалеком будущем мы их проведем. Несмотря на эти и другие задачи, бизнес стал больше доверять правительству. И это не оценка, а факт в цифрах", - говорит Авакян.

В частности, за последние месяцы малый бизнес вывел "из тени на свет" около 35 тысяч сотрудников. С них бизнес теперь платит налоги. Так, по итогам 3-го квартала 2018 года у налогоплательщиков с оборота было зарегистрировано около 110,7 тысячи наемных работников, вместо 75,3 тысячи годом ранее. Меньше стали скрывать не только сотрудников, но и денежный оборот: за тот же период он вырос в отчетностях на 20% с лишним.

"В звонкой монете" пользы от этого не очень много: предприятий малого и среднего бизнеса в Армении около 7 тысяч, но они обеспечивают лишь несколько процентов от всех доходов госбюджета (более 70% вносит первая тысяча крупнейших налогоплательщиков). Но - мал золотник, да дорог.

"Для нас ценность – в доверии. И это доверие должно быть взаимным. Мы должны показать бизнесу, что формируем предсказуемые и долгосрочные правила. В 2019 году мы должны завершить обсуждения законодательства и показать, что правила в ближайшие несколько лет будут стабильными", - подчеркивает Авакян.

Для этого в 2019 году Минэкономики готовится к подробным обсуждениям с коллегами в правительстве и с частным сектором.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". При ввозе в РФ из Армении товара заплатил таможенный НДС. Ввезенные товары предназначены для реализации на территории РФ.
Может ли предприниматель принять к вычету уплаченный НДС?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации ИП не вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ из Армении.

Обоснование вывода:
Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 143, п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели (далее - ИП), применяющие УСН, при ввозе товаров на территорию РФ признаются налогоплательщиками НДС.
Территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников Таможенного союза необходимо руководствоваться:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014), далее - Протокол;
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
- НК РФ.
При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Отметим, что в силу п. 13 Протокола при ввозе в РФ товара с территории государства - члена ЕАЭС взимание НДС осуществляется налоговым органом РФ по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения. В этой связи полагаем, что в вопросе речь идет об НДС, уплаченном в налоговый орган.
Из п. 26 Протокола следует, что суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию РФ с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством России (смотрите также письма Минфина России от 15.02.2017 N 03-07-13/1/8409, от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180).
Соответственно, при ввозе товара в Россию из Армении налоговые вычеты применяются в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты, в частности, на вычеты сумм НДС, уплаченные при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления.
Однако ИП, применяющие УСН, налогоплательщиками НДС в отношении операций по реализации товаров на территории РФ (в том числе импортных) не признаются (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, такие лица не вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ.
Данный вывод подтверждается официальными разъяснениями (смотрите, например, письма Минфина России от 29.07.2015 N 03-11-11/43875, от 30.01.2007 N 03-07-11/09, письмо ФНС России от 07.04.2005 N 03-1-03/553/10, письмо Минэкономразвития России от 27.07.2011 N ОГ-Д05-627).
Аналогичные выводы содержит судебная практика. Смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 13.05.2013 N Ф05-2795/13 по делу N А41-6834/2012 (определением ВАС РФ от 05.08.2013 N ВАС-9411/13 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ИП не вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ из Армении.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), учитываются в их стоимости, в том числе в случаях их приобретения (ввоза) лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС.
На основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы в виде НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 и ст. 346.17 НК РФ.
Как следует из разъяснений, данных в письмах Минфина России от 20.01.2015 N 03-07-14/1059, от 27.10.2014 N 03-11-06/2/54127, вышеуказанная норма может быть применена и в случае ввоза товаров на территорию РФ из стран, входящих в Таможенный союз.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при импорте (ввозе товаров в РФ);
- Энциклопедия решений. Расходы в виде предъявленного (входящего) НДС по оплаченным товарам (работам, услугам) при УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

27 октября 2017 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: