Налоги в древнем китае

Опубликовано: 29.04.2024

Налоговая система

Основание для расчета налогов всегда устанавливалось по очень простому принципу. Каждый подданный империи поставлял государству в качестве натурального налога меры зерна и куски ткани. Также существовали повинности, которые позволяли проводить общественные работы. Даже если налоговые ставки менялись, даже если император редко сдерживал себя, сохраняя размер повинности в приемлемых для народа рамках, признавалось, что правитель живет, правит и занимается государственными делами, завися от тех ресурсов, которые государство может ему предоставить.

Ян Янь (727–780) поменял местами причину и следствие этой проблемы. Он рассчитал потребности центрального правительства и местных администраций. Затем он разделил полученную сумму по регионам в соответствии с богатством рассматриваемых районов страны, вычитая итоговую сумму из налогообложения. Этот налог собирался два раза в год, в начале лета и осенью, он получил название лян-шуэй-фа, или «метод сбора налогов за два раза». Налог вносился частично натурой, а частично деньгами. Кроме того, Ян Янь ввел еще два важных новшества. Речь идет о систематизации денежной экономики и о прогнозировании бюджета. «Способ взять под свой контроль все расходы правительства и повысить налоги состоит в том, чтобы высчитать итоговую сумму, которая необходима, а затем распределить сумму налога по населению. Благодаря этому доходы государства будут зависеть от его расходов. Все население страны будет внесено в список в соответствии с тем местом, где человек действительно проживает, вне зависимости от того, происходит он оттуда или нет. Все люди будут разделены на категории, в зависимости от их богатства, без учета того, достигли ли они уже совершеннолетия [взрослые] или еще нет [подростки]. Те, кто не имеет места постоянного проживания, зарабатывая, как бродячие торговцы, будут платить налоги в той префектуре или в том округе, где окажутся. Размер налога для них — треть [от стоимости их собственности]. Предположительно сумма, которую они заплатят, будет равна той, которую платят люди, имеющие постоянное место проживания, чтобы они не могли случайно избежать уплаты налога. Налог следует платить два раза в год, летом и осенью. Все способы сбора налогов, которые причиняют неприятности народу, должны быть исправлены. Раздельные налоги на землю и на работу, а также все общественные повинности упраздняются. Однако необходимо продолжать вести учет тех совершеннолетних, которые в состоянии работать. Налог на землю будет основываться на размерах обрабатываемых пространств на четырнадцатый год Да-ли [779], налог будет собран по справедливости. Летний налог будет собираться не позднее июня, а осенний налог не позднее ноября. В конце года местные чиновники получат продвижение по службе или, наоборот, будут наказаны, в зависимости от прироста или убыли населения на подведомственных им территориях и от поступления налогов. Все будет поставлено под контроль главного чиновника управления доходов и „ответственных за земли”».

Император Дэцзун (779–804) одобрил эту систему, которая просуществовала несколько веков. Впрочем, это не принесло никакой удачи несчастному Ян Яню: жертва интриги, на следующий год он был изгнан, а затем и приговорен к самоубийству. Исторические оценки реформ Ян Яня весьма осторожны. Ведь делая местных чиновников лично ответственными за общую сумму собранного налога в их округе, в соответствии со старой поговоркой о том, что хорошее правительство определяется процветанием народа, Ян Янь, без сомнения, явно увеличил размер поступлений в казну, но этим же он создал источник для бесчисленных несправедливостей.

Внедрение в жизнь новой формы налоговой системы было очень тонкой работой. Оно предполагало признание правительством своего провала. Неспособное обеспечить соблюдение закона о разделе земли, государство признало, хотя и с некоторыми оговорками, распространение частной собственности. Оно потеряло интерес как к человеку, так и к социальной справедливости и безжалостно душило налогами все слои населения. Самые отважные люди, как, например, Лу Чжи (754–805), пытались, хотя и безуспешно, показать императору, какие волнения могут спровоцировать такие глубокие изменения в обычаях предков. Он подчеркивал, что новая система открывала дорогу многочисленным лихоимствам: несмотря на то что вначале единый налог должен был заменить все другие формы повинностей, правительство, пренебрегая всякой заботой об экономике, продолжало осуществлять взимание дополнительных поборов. Еще больше важным было то, что мелкие производители, которые были основным источником доходов государства, были жестоко ущемлены новой налоговой системой. Для того чтобы заплатить налог деньгами, они вынуждены были продавать свой товар: бессовестные крупные торговцы скупали его по более низким ценам и продавали в случае необходимости им же этот товар по более высоким ценам, когда проходило время уплаты налога. Таким образом, восстановление монополий и реформа налоговой системы сделали это время счастливым для самых разных менял и ростовщиков, которые начали пускать в обращение письменные долговые обязательства, или, как крупные торговцы чаем, «летающие деньги» (фэйцянь), бумажные векселя, которые были предками наших банкнот. Скромный земледелец оказался совершенно неприспособлен к такому типу общества.

Кроме того, местные чиновники не стеснялись вымогать у народа подарки, так как, согласно закону, они тоже должны были платить налоги императору. Таким образом, на практике простолюдины вынуждены был платить налоги государству дважды.

Более того, наместники не могли правильно вносить в списки все изменения, вызванные передвижениями населения. Они довольствовались тем, что распределяли общую сумму требуемого налога между оставшимися жителями. Если их становилось значительно меньше, год был катастрофическим. Бо Цзюйи (772–846), придворный надзиратель, а одновременно один из самых великих китайских поэтов, в 808 г. передал правителю смелую докладную записку, в которой он изобличал эти преступления. Еще более трогательной является его длинная поэма, в которой он с отчаянием описывает несправедливые страдания народа:

Приносит заботы крестьянину каждый месяц.

А пятый и вовсе хлопот прибавляет вдвое.

Короткою ночью поднимется южный ветер,

И стебли пшеницы, на землю ложась, желтеют…

Крестьянские жены в корзинах еду проносят,

А малые дети кувшины с водою тащат.

Один за другим идут по дороге к полю.

Мужчины-кормильцы на южном холме, под солнцем.

Подошвы им ранит дыханье земли горячей.

Им спины сжигает огонь палящего неба.

В труде непрестанном, как будто им зной не в тягость.

Вздохнут лишь порою, что летние дни так долги…

Еще я вам должен сказать о женщине бедной,

Что с маленьким сыном стоит со жнецами рядом

И в правой ладони зажала поднятый колос,

На левую руку надела свою корзину.

Вам стоит подслушать бесхитростную беседу —

Она отзовется на сердце печалью тяжкой:

«Все дочиста с поля ушло в уплату налога.

Зерно подбираю — хоть так утолить бы голод».

А я за собою какие знаю заслуги?

Ведь в жизни ни разу я сам не пахал, не сеял.

А все ж получаю казенные триста даней,

До нового года зерно у меня в избытке.

Задумаюсь только, и мне становится стыдно,

И после весь день я не в силах забыть об этом.[79]

Новый налог, несмотря на то что количество плательщиков расширилось, был хуже приспособлен к новым формам государственных или частных хозяйств, вышедших на национальный уровень. Его введение не привело к желаемому преодолению дефицита государственной казны, который продолжал расти. Цикл немедленных взносов и покрывающих их долговременных задолженностей все больше и больше ускорялся.

В это время светское хозяйство буддийской церкви превратилось в государство в государстве, гигантский и вызывающий механизм налогового мошенничества, который позволял вырваться из тисков работы или, как это подчеркивали конфуцианцы, семьи. Это продолжалось до того момента, когда правительство, доведенное до разорения, вынуждено было принять драконовские меры. С 842 до 845 г. оно яростно объявило вне закона как буддизм, так и все «иностранные религии», например несторианство, которые одновременно проникли в Китай с Запада.

Впрочем, эти репрессии не стремились поражать духовные основы доктрин самих религий. Они касались материальных учреждений, богатств, разорительных обрядов чрезмерно пышных культов, исключительных монополий и экономических привилегий, которые были постепенно и необдуманно предоставлены монастырям.

Однако спустя четыре века религиозного усердия большая часть представителей китайского народа, кажется, быстро отошла от исступления и восторгов веры. Все это оставалось свойственно отдельным личностям, но не группам, как это было в период гонений, когда японский паломник Эннин, автор увлекательного «Дневника», путешествовал по Китаю (838–847). Во-многих обстоятельствах буддизм использовался только для того, чтобы служить частным интересам. Так это было свойственно богатым семьям, враждебно относившимся к исключительному и слишком «элитному» превосходству конфуцианства, которое не признавало ничего, кроме культурных ценностей. Буддизм также играл важную роль для евнухов, женщин дворца и торговцев, которым эта религия возвращала чувство собственного достоинства, оспариваемое конфуцианцами и легистами. После того как были разрушены его материальные строения, буддизм потерял и былую поддержку. Осознавало ли китайское общество все то, что было бесспорно принесено вместе с буддизмом: больше милосердия в правосудии, больше свободы и равенства в отношениях между частными лицами? Оно снова казалось нерушимо связанным с древними общественными, религиозными и обрядовыми понятиями, которые всегда указывали ему путь. Больше, чем когда-либо, китайское общество осознавало свое величие.

Общение как система

Общение как система Слово «гуаньси» принято переводить на русский язык как «связи» или «отношения»; однако оба эти варианта перевода не способны должным образом передать значение «гуаньси» в жизни китайцев. Многие наши соотечественники и западные люди, имеющие

СИСТЕМА КООРДИНАТ

СИСТЕМА КООРДИНАТ Увы, мы крайне редко задумываемся над тем, что каждый из нас живет в своей собственной системе координат, которая определяет наше движение по жизни.Система координат – это те ценности, которые человек считает главными. Эти ценности и есть те вешки,

Транспорт – это система

Транспорт – это система Мы слишком часто недооцениваем всей сложности выбора транспортной системы и видов транспорта, подходящих для той или иной урбанизированной территории. Сиюминутные проблемы в городах обычно решают за счет поочередного внедрения нескольких мер,

3.2. Культура как система

3.2. Культура как система Культура сложна и многообразна. Она проявляется по-разному, пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Именно поэтому ее изучают самые разные науки. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как

«Ялтинская система»

«Ялтинская система» Шарль де Голль не питал каких-либо симпатий к русскому коммунизму и даже повоевал с ним в 1920 году, в качестве военного советника армии незадолго пред тем востановленного польского государства. Вместе с тем, ему с самого начала было ясно, что роль

ДЖАЗОВАЯ СИСТЕМА

ДЖАЗОВАЯ СИСТЕМА Дух есть бесконечное сопротивление тому, чтобы быть чем-либо вообще. То, что не установилось, не является и чем-то. То, что установилось, мертво. Поль Валери Шёнберг! Заставьте этих людей прочесть Достоевского! Это важнее, чем контрапункт! Густав

Автор: Евгений Сивков

А кто не верит нам,
Тот - негодяй и хам.
А кто не верит нам, тот - прихвостень и плакса.
Марксизм для нас - азы,
Ведь Маркс не плыл в Янцзы,-
Китаец Мао раздолбал еврея Маркса!

Владимир Высоцкий, «Мао Цзедун – большой шалун»

Зачем изобретать велосипед, если это давно уже сделано в Германии? А ещё очень много сделано китайцами. Они придумали массу полезных вещей, начиная с бумажных денег и заканчивая доменной металлургией. Поэтому когда кое-кто уверяет доверчивых россиян в том, что наша налоговая система – чуть ли не лучшая в мире, идеально соответствует сложившейся в стране и мире экономической ситуации, то нам надо включить голову и вспомнить про китайцев. Причём достаточно древних. Которые жили, например, во времена династии Старшая Хань в I веке до нашей эры.

Он не читал Адама Смита

Император Цзин-ди (годы правления 157 – 144 г.г. до н. э.) был сторонником принципа laisser faire - принцип невмешательства, согласно которому влияние государства на экономику должно быть минимальным. Заметьте, он не читал Адама Смита! Причина для этого у правителя Поднебесной была самая уважительная: знаменитый шотландский экономист в те времена ещё просто не успел родиться.

Налоги при Цзин-ди были снижены до 3%. Закрома китайской родины были переполнены до такой степени, что основной проблемой стало сохранение запасов. Император направил специальное посольство в Египет для закупки тамошних кошек, которые должны были защитить зерно от пожирающих его мышей.

Этот период принято считать золотым веком финансово-экономической системы Китая. В те времена режим частной собственности достиг своего абсолютного расцвета, государство всячески этому содействовало. Кстати, даосизм – одна из трёх основ китайского религиозно-философского мировоззрения – тоже содержал догмат о необходимости введения низких налогов.

Философия грамотного налогообложения

В одном из комментариев к классическому даосскому тексту Дао Дэ Цзин приводится один поучительный диалог. Правитель беседует с совершенномудрым мужем (так было принято обращаться к авторитетным монахам и отшельникам):

«Что мне делать, когда у моего правительства не хватает денег для разных важных дел?» Мудрец ответил: «Используй древний, проверенный временем способ – бери одну десятую часть всего сделанного людьми». «Даже две десятых недостаточно, не говоря об одной» - удивился правитель. «Снижай налоги, привлекай людей для работы на земле и не жалей денег для развития страны. Это значит – увеличивай доходы, сокращая их. Когда все люди будут жить в достатке, у правительства появятся деньги. Если народ живёт в нужде – откуда возьмутся деньги у государства? Устанавливать слишком высокие налоги – это всё равно, что грабить самого себя. Народ слабеет, когда люди платят слишком высокие налоги».

Ум, честь и совесть целой эпохи

Таким образом, многие из положений объективизма и либертарианства, по сути дела, основаны на идеях древнекитайской философии. Налоговая политика Китая опирается на мудрость великого Конфуция (V век до н. э.). Эта финансовая система давала отличные результаты более двух тысяч лет. Учитель Кун (так почтительно именуют Конфуция в Китае) разработал принципы налоговой справедливости, которые ограничивают полномочия самого императора. Если правитель нарушал правила налогообложения, предложенные Конфуцием, он нарушал тем самым и божественные установления, а потому должен был покинуть престол.

Конфуцианство определило идеальную налоговую систему: 10-процентный налог (вспомним, кстати, и библейскую десятину). Правитель никогда не должен был превышать этот порог.

Когда войска свирепого Чингисхана покорили Русь, он потребовал дань в размере тех же десяти процентов, что вполне соответствовало конфуцианским представлениям о должном и справедливом. Видимо, пока монголы покоряли Китай (до похода на Запад), они набрались там налоговой премудрости.

Китайский Энгельс – тоже «за»

Как известно, классиком марксизма № 2 считается Фридрих Энгельс. Поэтому если сравнить Конфуция с Карлом Марксом, то за Энгельса у него будет Мэн-цзы (372 – 289 г.г. до н.э.). Он тоже прекрасно разбирался в принципах разумного и справедливого налогообложения.

Книга «Изречения» Мэн-цзы стала классикой. Её заставляли учить наизусть всех китайских чиновников. В ней много рассказов о налогах, которые подтверждают правоту Конфуция. Вот один из них.

Правитель задаёт мудрецу вопрос (для простоты изложения мы опустим все церемонные китайские обращения типа «совершенномудрый муж», «всемогущий Сын Неба» и т.д.):

А вот как Мэн-цзы излагает любознательному правителю общие принципы эффективного налогообложения:

«Собирай налоги с чистой прибыли, а не с валовой продукции (мы используем здесь для простоты современную терминологию – О.Б.); если уже взимается налог на землю, не устанавливай ещё и налог с производства, тогда все купцы мира будут рады торговать на твоих рынках; если в портах работает честная и справедливая таможня без чрезмерных сборов, все путешественники мира будут рады приезду в твою страну; если ты не душишь крестьян налогами – люди со всего мира будут стремиться работать на твоих полях; если жилища простых людей не облагаются подушным налогом – все будут рады стать твоими подданными».

Мэн-цзы писал и о священном праве народа на восстание против плохого государя и говорил, что правительство уполномочено небесами на то, чтобы делать людей счастливыми и состоятельными. Высокие налоги – негодное средство для достижения этой благородной цели. Обратите внимание на то, что через несколько столетий о том же самом писали отцы основатели США в Декларации независимости.

Мы вас услышали

Большинство императоров династии Хань были людьми благоразумными и прислушивались к мнению хороших специалистов. Поэтому благодаря конфуцианским принципам налоговая система древнего Китая работала следующим образом.

Население обязано было платить земельный налог, размер которого зависел от урожая. Налог этот выплачивался натурой. Плюс подушный налог и налог на имущество (эти два налога платили наличными). Годовая величина подушного налога составляла для взрослых мужчин и женщин по 120 монет, а для детей - 20 монет. Торговцы были обязаны платить его по более высокой ставке в 240 монет. Подушный налог стимулировал денежный оборот, что повлекло выпуск более 28 миллиардов монет с периода 118 год до н. э. — 5 год н. э., то есть в среднем чеканилось 220 миллионов монет в год.

Широкое обращение наличности позволило успешным торговцам вкладывать деньги в покупку земель, несмотря на регулярно возобновляемый попытки правительства поставить его представителей в жёсткие условия путём введения больших торговых и имущественных налогов. Император У-ди (140 – 87 г.г. до н.э.) даже ввёл законы, которые запрещали купцам владеть землёй, но крупные торговцы могли обойти это правило и приобретали большие земельными участками.

Огромные крестьянские массы, владевшие небольшими участками земли, стали основным источником поступления налогов в период династии Хань. Проблемы начались позже, во II в. н.э., когда многие крестьяне влезли в долги и были вынуждены работать на богатых землевладельцев. Отчасти это было обусловлено неблагоприятными климатическими условиями того времени. Тогда правительство провело реформы, чтобы освободить мелких землевладельцев от кабалы и дать им возможность работать на собственной земле. Эти реформы предусматривали снижение налогов, временное освобождение от их уплаты, выдачу государственных ссуд, а также обеспечение безземельных крестьян временным жильём и работой до выплаты долгов на специальных земельных участках. Они должны были отдавать государству половину урожая, а правительство обеспечивало их орудиями труда.

В 168 году ставка налога на землю была уменьшена с 1/15 части урожая до 1/30. А позднее - до 1/100 (в последние десятилетия династии Хань). Выпадение этих доходов было компенсировано повышением налогов на собственность.

Кроме всеобщей двухгодичной военной службы мужчинам в возрасте от 15 до 56 лет надо было отрабатывать один месяц в году трудовую повинность. Во времена младшей династии Хань можно было откупиться от такой службы путём уплаты замещающего налога.

Как вы думаете, кто-нибудь сегодня может предложить что-то более разумное?

Полезные традиции

Итак, история в очередной раз показывает нам, что грамотные системные реформы находятся в русле традиций великой цивилизации. Поэтому "Партия налогоплательщиков России" предлагает внести предельную ясность в перечень прав и обязанностей налогоплательщиков. Каждый гражданин должен быть уверен в том, что, соблюдая разумные и понятные правила, он получает право спокойно заниматься своим делом, вести собственный бизнес. А собранные со всех нас налоги будут использованы на благо великой России.

повышение юридических знаний

3000-летняя история Китая подробно описана в различных источниках. Большую часть своей истории Китай был авторитарным государством. Его налоговая политика была разной. Мудрость налоговой политики Китая уходит к Конфуцию (500 век до н. э.). Он заложил основу философии налогообложения, которая доминировала более 2000 лет. Великого мудреца подвигли на рассуждения о налогах столетия злоупотреблений в этой сфере.

Конфуций разработал принципы налоговой справедливости, которые ограничивали полномочия императора. Если император нарушал правила налогообложения, изложенные Конфуцием, он нарушал божественные правила и должен был уйти.

Восстания людей против налогов заканчивались сменой власти.

Конфуцианство определило идеальную налоговую систему: 10-процентный налог, как и библейская десятина или римская decuma.

Правитель никогда не должен был превышать данный предел. Когда страшный Чингис хан покорил Россию, он потребовал налог всего 10%, что было вполне в рамках конфуцианской философии. Конечно, это были 10% на все виды активов, включая людей.

Менкиус (Meng-tse – 372 – 289 до н. э.) был вторым после Конфуция мудрецом. Его книга «Изречения Менкиуса» стала классической. Ее заставляли выучивать наизусть. В ней есть много историй о налогах, которые подтверждали правоту Конфуция.

Вот один из фрагментов книги.

Менкиус ответил: «Давным давно, когда король Wen правил страной в мире, фермеры платили одну девятую своего продукта в виде налогов. На входе в рынки была проверка, но не было налогов. Не было запрета на ловлю рыбы в прудах. Король Wen всегда заботился о четырех классах: вдовы, старики, вдовцы и сироты».

Вот что он говорил по поводу налогов: «Что касается бизнеса,

1) собирай налоги с чистой прибыли, а не с валовой продукции,

2) если есть налог на землю, не устанавливай налог с производства, тогда все купцы мира будут рады владеть акциями на твоем рынке,

3) если в портах есть проверка, но нет налогов, все путешественники мира будут рады приезду в вашу страну»,

4) в случае фермерских рабочих, если ты не облагаешь их налогами, тогда все рабочие мира будут рады работать на ваших полях,

5) если жилища рабочих не облагаются подушным налогом, каждый в мире захочет стать вашим подданным».

Такая налоговая политика обеспечит мир дома и отсутствие врагов в мире. Менкиус писал о священном праве восстания против плохого государства, как это гораздо позже делал Т. Джефферсон. Менкиус говорил, что правительство уполномочено Небесами и должно делать людей счастливыми и состоятельными. Высокими налогами этого не добьешься.

Менкиус разработал систему налогообложения для крестьян. Она основывалась на справедливом распределении земли. 10% должно быть за государством. Каждый квадрат li (около 900 акров или 1,4 квадратных миль) делился на девять частей. Центральный участок был общественным, а восемь вокруг его – для восьми семей. Фермеры вместе обрабатывали общественную землю и сдавали урожай. Это был их налог.

1 2 3
4 9 5
6 7 8

Позже, когда стали появляться крупные землевладельцы, правительство давало в аренду свою землю одному фермеру. В любом случае крестьянин платил только 10%. Конечно, многие императоры не хотели следовать божественной налоговой системе, но мудрецы Китая стояли на ее страже.

К примеру, император Shih Huang-ti в 221 – 207 гг. до н. э. был ярым сторонником строительства великой китайской стены. Для этой стройки он увеличил налоги с 10% до 50% и в качестве налога на рабочую силу заставлял людей работать на строительстве Стены. Случилось налоговое восстание – и император ушел.

После разрушительного правления первого императора, пришло время Ching Ti (157 – 144 до н. э.). Этот император был сторонником принципа laisser faire. Налоги при нем были сокращены до 3%. Его закрома были переполнены, и основной проблемой была порча запасов.

За ним последовал один из наихудших тиранов в китайской истории – Wu Ti (141 – 87 до н. э.). Его аппетиты не знали предела. Госрасходы росли, как на дрожжах. Его жадность сравнима с алчностью французского короля Генри VIII или даже Соломона. Он тратил деньги на огромные строительные проекты и сады. При пустой казне он повысил налоги: на купцов в пять раз, на производителей – в 2,5 раза. Он ввел налоги на перевозки и даже на рукоделие. Когда люди не платили налоги, он конфисковывал их собственность. Более того, он монополизировал рынок соли, железа и алкоголя. Он делился деньгами со стукачами, как сегодня в США. Он начал контролировать цены на зерно, заставляя знать платить золотом. Когда они этого сделать не могли, он лишал их статуса. Практически в течение одного поколения налоговая система Китая была переписана.

Аналогичная ситуация случилась с подоходным налогом в Европе. В XIX веке он составлял 3%, а в XX веке он привычно находился на уровне 50%, доходе до 90%. История Wu Ti имеет счастливый конец. В конце жизни император полностью изменил свою экономическую политику: снизил налоги и сократил расходы.

Китайские историки называют этот период золотым веком частной собственности. Налоговые ставки опять были сокращены до 3%. Даже вторая по величине религия Китая таоизм также основана на философии низких налогов.

Автор: Евгений Сивков

А кто не верит нам,
Тот - негодяй и хам.
А кто не верит нам, тот - прихвостень и плакса.
Марксизм для нас - азы,
Ведь Маркс не плыл в Янцзы,-
Китаец Мао раздолбал еврея Маркса!

Владимир Высоцкий, «Мао Цзедун – большой шалун»

Зачем изобретать велосипед, если это давно уже сделано в Германии? А ещё очень много сделано китайцами. Они придумали массу полезных вещей, начиная с бумажных денег и заканчивая доменной металлургией. Поэтому когда кое-кто уверяет доверчивых россиян в том, что наша налоговая система – чуть ли не лучшая в мире, идеально соответствует сложившейся в стране и мире экономической ситуации, то нам надо включить голову и вспомнить про китайцев. Причём достаточно древних. Которые жили, например, во времена династии Старшая Хань в I веке до нашей эры.

Он не читал Адама Смита

Император Цзин-ди (годы правления 157 – 144 г.г. до н. э.) был сторонником принципа laisser faire - принцип невмешательства, согласно которому влияние государства на экономику должно быть минимальным. Заметьте, он не читал Адама Смита! Причина для этого у правителя Поднебесной была самая уважительная: знаменитый шотландский экономист в те времена ещё просто не успел родиться.

Налоги при Цзин-ди были снижены до 3%. Закрома китайской родины были переполнены до такой степени, что основной проблемой стало сохранение запасов. Император направил специальное посольство в Египет для закупки тамошних кошек, которые должны были защитить зерно от пожирающих его мышей.

Этот период принято считать золотым веком финансово-экономической системы Китая. В те времена режим частной собственности достиг своего абсолютного расцвета, государство всячески этому содействовало. Кстати, даосизм – одна из трёх основ китайского религиозно-философского мировоззрения – тоже содержал догмат о необходимости введения низких налогов.

Философия грамотного налогообложения

В одном из комментариев к классическому даосскому тексту Дао Дэ Цзин приводится один поучительный диалог. Правитель беседует с совершенномудрым мужем (так было принято обращаться к авторитетным монахам и отшельникам):

«Что мне делать, когда у моего правительства не хватает денег для разных важных дел?» Мудрец ответил: «Используй древний, проверенный временем способ – бери одну десятую часть всего сделанного людьми». «Даже две десятых недостаточно, не говоря об одной» - удивился правитель. «Снижай налоги, привлекай людей для работы на земле и не жалей денег для развития страны. Это значит – увеличивай доходы, сокращая их. Когда все люди будут жить в достатке, у правительства появятся деньги. Если народ живёт в нужде – откуда возьмутся деньги у государства? Устанавливать слишком высокие налоги – это всё равно, что грабить самого себя. Народ слабеет, когда люди платят слишком высокие налоги».

Ум, честь и совесть целой эпохи

Таким образом, многие из положений объективизма и либертарианства, по сути дела, основаны на идеях древнекитайской философии. Налоговая политика Китая опирается на мудрость великого Конфуция (V век до н. э.). Эта финансовая система давала отличные результаты более двух тысяч лет. Учитель Кун (так почтительно именуют Конфуция в Китае) разработал принципы налоговой справедливости, которые ограничивают полномочия самого императора. Если правитель нарушал правила налогообложения, предложенные Конфуцием, он нарушал тем самым и божественные установления, а потому должен был покинуть престол.

Конфуцианство определило идеальную налоговую систему: 10-процентный налог (вспомним, кстати, и библейскую десятину). Правитель никогда не должен был превышать этот порог.

Когда войска свирепого Чингисхана покорили Русь, он потребовал дань в размере тех же десяти процентов, что вполне соответствовало конфуцианским представлениям о должном и справедливом. Видимо, пока монголы покоряли Китай (до похода на Запад), они набрались там налоговой премудрости.

Китайский Энгельс – тоже «за»

Как известно, классиком марксизма № 2 считается Фридрих Энгельс. Поэтому если сравнить Конфуция с Карлом Марксом, то за Энгельса у него будет Мэн-цзы (372 – 289 г.г. до н.э.). Он тоже прекрасно разбирался в принципах разумного и справедливого налогообложения.

Книга «Изречения» Мэн-цзы стала классикой. Её заставляли учить наизусть всех китайских чиновников. В ней много рассказов о налогах, которые подтверждают правоту Конфуция. Вот один из них.

Правитель задаёт мудрецу вопрос (для простоты изложения мы опустим все церемонные китайские обращения типа «совершенномудрый муж», «всемогущий Сын Неба» и т.д.):

А вот как Мэн-цзы излагает любознательному правителю общие принципы эффективного налогообложения:

«Собирай налоги с чистой прибыли, а не с валовой продукции (мы используем здесь для простоты современную терминологию – О.Б.); если уже взимается налог на землю, не устанавливай ещё и налог с производства, тогда все купцы мира будут рады торговать на твоих рынках; если в портах работает честная и справедливая таможня без чрезмерных сборов, все путешественники мира будут рады приезду в твою страну; если ты не душишь крестьян налогами – люди со всего мира будут стремиться работать на твоих полях; если жилища простых людей не облагаются подушным налогом – все будут рады стать твоими подданными».

Мэн-цзы писал и о священном праве народа на восстание против плохого государя и говорил, что правительство уполномочено небесами на то, чтобы делать людей счастливыми и состоятельными. Высокие налоги – негодное средство для достижения этой благородной цели. Обратите внимание на то, что через несколько столетий о том же самом писали отцы основатели США в Декларации независимости.

Мы вас услышали

Большинство императоров династии Хань были людьми благоразумными и прислушивались к мнению хороших специалистов. Поэтому благодаря конфуцианским принципам налоговая система древнего Китая работала следующим образом.

Население обязано было платить земельный налог, размер которого зависел от урожая. Налог этот выплачивался натурой. Плюс подушный налог и налог на имущество (эти два налога платили наличными). Годовая величина подушного налога составляла для взрослых мужчин и женщин по 120 монет, а для детей - 20 монет. Торговцы были обязаны платить его по более высокой ставке в 240 монет. Подушный налог стимулировал денежный оборот, что повлекло выпуск более 28 миллиардов монет с периода 118 год до н. э. — 5 год н. э., то есть в среднем чеканилось 220 миллионов монет в год.

Широкое обращение наличности позволило успешным торговцам вкладывать деньги в покупку земель, несмотря на регулярно возобновляемый попытки правительства поставить его представителей в жёсткие условия путём введения больших торговых и имущественных налогов. Император У-ди (140 – 87 г.г. до н.э.) даже ввёл законы, которые запрещали купцам владеть землёй, но крупные торговцы могли обойти это правило и приобретали большие земельными участками.

Огромные крестьянские массы, владевшие небольшими участками земли, стали основным источником поступления налогов в период династии Хань. Проблемы начались позже, во II в. н.э., когда многие крестьяне влезли в долги и были вынуждены работать на богатых землевладельцев. Отчасти это было обусловлено неблагоприятными климатическими условиями того времени. Тогда правительство провело реформы, чтобы освободить мелких землевладельцев от кабалы и дать им возможность работать на собственной земле. Эти реформы предусматривали снижение налогов, временное освобождение от их уплаты, выдачу государственных ссуд, а также обеспечение безземельных крестьян временным жильём и работой до выплаты долгов на специальных земельных участках. Они должны были отдавать государству половину урожая, а правительство обеспечивало их орудиями труда.

В 168 году ставка налога на землю была уменьшена с 1/15 части урожая до 1/30. А позднее - до 1/100 (в последние десятилетия династии Хань). Выпадение этих доходов было компенсировано повышением налогов на собственность.

Кроме всеобщей двухгодичной военной службы мужчинам в возрасте от 15 до 56 лет надо было отрабатывать один месяц в году трудовую повинность. Во времена младшей династии Хань можно было откупиться от такой службы путём уплаты замещающего налога.

Как вы думаете, кто-нибудь сегодня может предложить что-то более разумное?

Полезные традиции

Итак, история в очередной раз показывает нам, что грамотные системные реформы находятся в русле традиций великой цивилизации. Поэтому "Партия налогоплательщиков России" предлагает внести предельную ясность в перечень прав и обязанностей налогоплательщиков. Каждый гражданин должен быть уверен в том, что, соблюдая разумные и понятные правила, он получает право спокойно заниматься своим делом, вести собственный бизнес. А собранные со всех нас налоги будут использованы на благо великой России.

налогообложение в Китае

На протяжении всей истории в 3 тыс. лет Китай оставался авторитарным государством. История налоговой системы Поднебесной уходит своими корнями в учение Конфуция, жившего в VI веке до нашей эры, который, наблюдая массу злоупотреблений в этой сфере общественной жизни, вывел философскую формулу рационального налогообложения.

История и современность налогообложения в Китае

Налоговая система современного Китая являет собой стройную и гибкую систему регулирования экономических процессов, сочетающую не только объективную необходимость наполнения бюджета и перераспределения общественного продукта, но и специфические особенности страны: влияние партийного руководства на развитие экономики, современные технологии управления, обширный госсектор и, тем не менее, направленность на активное развитие частного сектора.

Главным органом в сфере налогообложения является Государственное налоговое управление КНР, равное по статусу министерству и подотчетное Госсовету КНР. Ведомство, отделения которого имеются по всей стране, контролирует разработку нормативно-правовой документации, начисление и сбор налоговых платежей, составляющих около 95% доходов бюджета государства.

Китайская налоговая система включает более 20 основных видов фискальных платежей, знать о которых необходимо каждому предпринимателю, решившему выйти на рынок страны. Информация о налоговых нормах не помешает и тем, кому необходима проверка поставщика из Китая. Однако мы, в своем небольшом исследовании, остановимся лишь на основных видах государственных фискальных платежей.

Налог на прибыль предприятий

проверка поставщика из Китая
Этот налог начисляется всем предприятиям за исключением индивидуальных предпринимателей и кооперативов. Правовое регулирование налога обеспечено законом «О налоге на прибыль предприятий» и правилами его имплементации.

Резидентам КНР налог начисляется с полной суммы доходов, извлеченных как в Китае, так и вне его. Предприятия, которые не являются резидентами КНР, но ведут работу в этой стране, рассчитывают налог, исходя из своих доходов и пассивных источников в КНР. Процентная ставка для расчета налога на доходы пассивного характера равна 10%. Общеприменительная ставка налога равна 25%, однако, может быть снижена и до 15% в зависимости от типа предприятия, его отраслевой и территориальной принадлежности.

Ряд предприятий сельскохозяйственной направленности и некоммерческие структуры от налога освобождены, а предприятия, инвестирующие средства в инновационные технологии и инфраструктурные проекты, не уплачивают этот налог в течение первых трех лет, после чего на протяжении следующих трех лет уплачивают его с понижающим коэффициентом 0,5. Перед заключением договора с подобными участниками рынка, необходима проверка поставщика из Китая.

Налог вносится в бюджет по месту регистрации компании. Уплата предполагает помесячные или поквартальные авансовые платежи. Годовая декларация представляется до 31 мая последующего года.

Подоходный налог для физических лиц

Налог уплачивается физлицами. Для резидентов КНР в расчет включаются также доходы, получаемые от иностранных источников. Нерезиденты учитывают только доходы, извлеченные в КНР. Ставки и база начисления варьируются в зависимости от источника получения самих доходов. Для работающих по найму используется прогрессивная шкала начисления налога с коэффициентами от 3% до 45%, а база налога рассчитывается путем вычитания из суммы дохода 3,5 тыс. юаней, а для некоторых категорий иностранцев – 4,8 тыс. юаней.

Доходы от личных хозяйств подлежат налогообложению по прогрессивной шкале со ставками от 5% до 35%. База ежегодного исчисления налога основана на формуле: доход минус обоснованные затраты на поддержание деятельности. Кроме того, из разницы вычитается сумма в 42 тыс. юаней.

К доходам от самозанятости применяется коэффициент в 20%. Если сумма дохода превысит 20 тыс. юаней, то ставка вырастет до 30%. При превышении суммы в 50 тыс. юаней, излишек подлежит обложению налогом по ставке в 40%. База исчисления налога определяется как сумма дохода за минусом 20%.

Пассивные доходы физлица от аренды, дивидендов, роялти облагаются налогом в 20%. База налога равна полному объему дохода. Исключение – сумма арендных поступлений, из которой до исчисления налога вычитаются 20%.

Налог на добавленную стоимость

НДС в Китае

НДС в Китае облагаются как организации, так и физлица, занимающиеся продажей товаров, а также выполнением отдельных видов услуг: давальческая обработка сырья, ремонтные работы. Проверка поставщика из Китая обязательно включает анализ выплат по НДС. С 2012 года в стране идет кампания по переводу на обложение НДС всех прочих участников рынка. Сейчас в отдельных провинциях КНР НДС уплачивают предприятия, занимающиеся логистикой, IT, экспертной и консультационной деятельностью, научными исследованиями и рядом других видов работ.

НДС вносится в бюджет по месту регистрации предприятия. Для отдельных случаев существует процедура, когда можно получить разрешение вносить налог по месту продажи товаров, оформив для этого специальное свидетельство.

Читайте также: