Налоги в древней иудее

Опубликовано: 13.05.2024

Налогообложение старо как мир. Оно существовало еще в библейские времена и было неплохо организовано.

В Библейские времена налог иногда выплачивала в виде скота, часть от урожая и т.п.

Ярмо иногда называют любую ношу или обязанности человека. Рабство, тюремное заключение или налог можно назвать ярмом. В библейские времена ярмо одевали на волов, чтобы пахать на них поле.

Налоги в библейские времена

В Галилейском море (озере Кинерет) обитает 22 разновидности рыб и среди них тиляпия (Tilapia) (она же мушт), более известная под название рыба св. Петра.

Ещё эту рыбу называют «рыба-мама», потому что она вынашивает своих мальков во рту. Как только самец подплывает к мамочке с едой во рту, та в свою очередь открывает свой рот и мальки выходят для принятия пищи. Закончив трапезу, возвращаются в рот к маме.

Что любопытно, особенность этой рыбы ещё и в том, что она, как сорока хватает всё, что блестит. Рыбаки часто находят в её животе блестящие предметы и даже монеты.

В древности налоги требовалось возвести в ранг святыни, чтобы никто не смел их ставить под сомнение. Возникшая в античные времена религиозная завуалированность налогов благодаря христианству была сохранена в Европе на следующие полторы тысячи лет.

Налоги в библейские времена

Налоги в библейские времена
Апостол и евангелист Матфей был сборщиком податей/налогов в Галилее (Мк 2:14). Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути, у оккупационных войск), то они считались предателями иудейского народа. За это они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом.

Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше.

Христос, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), пошел и к мытарям (Мк 2:15; Лк 5:27,29; 19:5 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф 5:11; 11:19; Лк 5:30; 7:34; 19:7), и ел с мытарями и грешниками (Лк 15:1).

Поэтому Иисус Христос и призвал и спас Матфея.

В Палестине первого века имели хождение монеты из разных стран. Так, люди, приезжавшие на поклонение в Иерусалимский храм, привозили с собой монеты, которые были в обращении в их местности. Но налог на храм можно было уплатить только определенными монетами. Поэтому в храме развернули свою деятельность меновщики.

Уже к моменту Рождения Иисуса Христа налог считался известным методом взимания денег в пользу государства. В ПЕРВОМ веке Иудея находилась под господством Рима. Он назначал прокуратора, в распоряжении которого были войска. Его основной задачей был сбор налогов, которые шли в римскую казну, а также поддержание мира и порядка.

Древние римляне применяли уникальные способы повышения собираемости налогов. К примеру, они увеличивали количество месяцев в году с 12 до 14. За два лишних месяца предлагалось платить налоги по полной ставке.

У нас слово «мытарство» означает тяжкий труд и неустроенность в жизни, а у Древних римлян всё было совсем наоборот. Мытарями назвали сборщиков податей, другими словами — налоговых инспекторов. Но если сейчас сбор податей управляется государством, то в библейские времена налоги были чистым бизнесом.

Повествование о рождении Христа в Евангелии от Луки начинается словами: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирию. И пошли все записываться, каждый в свой город».

Переписи населения делались в те времена в целях определения числа налогоплательщиков. Любопытно, что указом римского императора каждому предписывалось пройти перепись в том городе, где он родился, что было не очень удобно, особенно для купцов.

В древней Иудее налоги собирали мытари. Это были очень богатые люди. Право на сбор податей они покупали у казны, а затем это право передавали вторым лицам, те третьим и т.д.

Естественно, что при сборе налогов возникали разные несправедливости, насилия и обманы. У иудеев выработался стойкий взгляд на мытарей как на самых последних грешников. Слова «грешник», «язычник» и «мытарь» были почти синонимами. Мытарям даже запрещалось участвовать в общественных молитвах и Богослужениях.

Налоги в библейские времена

Серебряный динарий, римская монета с изображением цезаря, идеально подходил для уплаты «подушного налога», который взимали с каждого взрослого еврея во времена римского господства (Матфея 22:19).

В немецком языке до сих пор сохранилось название налога “steuer”, что означает «поддержка», «лепта».

В персидский период существовали три основных налога в пользу царя, носивших арамейское название минда (или мидда; основной налог, который можно было выплачивать в денежной форме), бло (денежная подать) и халах (по-видимому, налог на землю); служители Храма были полностью освобождены от уплаты этих налогов .

Библия упоминает различные налоговые льготы (освобождение от налогового бремени — патриархальной семьи, член которой особо отличился в сражении; всеобщую одноразовую налоговую льготу в честь какого-либо события — Эсфирь. 2:18).

Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (Езд 7:24).

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Налоги как обязательные платежи в пользу государства впервые появились у евреев после помазания на царство царя. Начиная с эпохи Талмуда и до наших дней в диаспоре действует выведенное мудрецами Талмуда правило: «закон государства — закон», в соответствии с которым евреи обязаны платить налоги тех стран, в которых они проживают.

Оглавление

Налоги во времена Танаха [↑]

Общеизвестно, что никакое государство не может существовать без налогов. Но так было не всегда, и о «дани» или «налогах» мы читаем в Пятикнижии лишь применительно к Египту: сначала — о том, как фараон поставил над евреями «данщиков», уполномоченных по трудовым повинностям и налогам. Как сказано: «И поставили над Израилем налоговых начальников, чтобы притеснять его своими тяжкими трудами» (Шмот, 1:11). А потом — как Йосеф в том же Египте установил 20-процентный налог для крестьян: «И установил это Йосеф законом до сего дня на земле Египта: [давать] Паро пятую часть» (Берешит 47:26).

У самих же евреев, вплоть до помазания первого царя, такого явления, как налог, не существовало. Еврейские законы о десятине, цдаке и труме гарантировал обеспечение нужд бедняков и коэнов, и в отсутствие государственного аппарата потребности взымать налоги просто не возникало.

В Книге Шмуэля рассказывается о том, как старейшины стали требовать у Шмуэля, чтобы он поставил над народом царя, а тот в подробностях описал им, сколько бед им придется от царя терпеть, в том числе, что царь «от посевов ваших и виноградников ваших возьмет десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим» и «возьмет он десятую часть мелкого скота вашего (Шмуэль I, 8:15 и 17)».

В дальнейшем царь Шломо, как описывается в Мелахим I (4:7), разделил царство на 12 административных округов, каждый из которых был обязан обеспечивать двор всем необходимым в течение одного месяца в году. Кроме того, царь Шломо назначил и ответственного за налоги — им стал некий Адонирам, сын Авды.

После того, как был воздвигнут Храм, появились особые налоги на нужды Храма, которые поступали в царскую казну. Причем коэны и левиты от этих налогов были освобождены, о чем также пишет и Эзра, занимающийся восстановлением Храма после Вавилонского изгнания: «А вас извещают, что на всех священников и Левитов, певцов, стражей ворот, подданных и служителей этого храма Б-жьего не разрешается возлагать налоги, подушную подать и дань (Эзра 7:24)».

Тема налогов в Талмуде [↑]

В Талмуде обсуждаются два вида налогов: налоги, которыми местные еврейские власти облагают членов своих общин, и налоги, налагаемые на еврейское население центральной властью.

Жителя города могли обязать внести денежный взнос на сооружение и ремонт городских стен и ворот, системы водоснабжения или дренажа, на строительство молитвенного дома, приобретение свитков Торы и книг пророков, оплату городской стражи, а также на покупку одежды и продовольствия для бедняков.

Основными критериями в распределении налогового бремени были материальное положение налогоплательщика и степень его личной выгоды от того, на что собираются средства.

Например, при постройке городской стены «бедняк, живущий ближе к стене, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий дальше от нее, а богач, живущий дальше от стены, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий ближе к ней» (Тосафот Бава Батра 76 и др.).

Мудрецы Торы освобождены от уплаты налогов [↑]

В трактате Бава Батра (7 б) сказано, что мудрецы изучением Торы оберегают город от врагов и поэтому не обязаны платить налоги на охрану города (например, на строительство городской стены, на стражу и т.п.). И таково постановление Шулхан Аруха (Йорэ Дэа 243, 2).

А в «Кицур Шулхан Арух» (144:6) написано так: «Если человек считается мудрецом в своем поколении, то есть может рассуждать о Торе и самостоятельно разобраться в большинстве мест Талмуда и сочинений законоучителей, и Тора — его основное занятие в жизни, даже если он немного занимается и ремеслом или торговлей, чтобы заработать на пропитание своей семье, а не для того, чтобы разбогатеть, и во всякий час, свободный от дел, он занимается Торой — согласно букве закона, он освобождается от всех налогов, даже если он богат. И даже подушный налог жители его города должны платить за него. И все здесь зависит от мнения уважаемых людей города».

Дина де-малхута [↑]

Алахические авторитеты Вавилонии по отношению к персидским властям руководствовались принципом дина де-малхута дина (закон государства — закон).

Иным было отношение законоучителей Эрец-Исраэль к уплате налогов римским властям. Римляне были чужеземными завоевателями, которые грабили еврейский народ непомерными податями. Поэтому алаха разрешала в тот период уклонение от уплаты налогов в пользу римской казны.

Еврейских сборщиков податей (габбаев и мохсим) люди считали грабителями, их свидетельство не принималось судом, они не могли быть судьями и их благотворительные пожертвования отвергались (Бава Кама 10:1; Санхедрин 25б).

С течением времени оппозиция римским властям стала менее острой, и алахот, позволяющие уклонение от уплаты налогов, стали интерпретироваться как применимые лишь в случаях беззаконных поборов, то есть лишь тогда, когда не прилагается правило дина де-малхута дина. Уклонение от уплаты налогов стало строго возбраняться, а сборщики налогов уже не рассматривались как грабители.

После падения Иерусалима и разрушения Храма римляне ввели особый еврейский налог, с тем чтобы те две драхмы, которые каждый еврей вносил добровольно на нужды Храма, теперь в принудительном порядке изымались и шли на нужды капища Юпитера Капитолийского. Дальше эту «традицию» переняли в средневековой Европе, где специально для евреев вводились дискриминационные унизительные налоги.

Налоги и лояльность к государству в диаспоре [↑]

В наши дни, так же как и во времена Талмуда, еврейский Закон обязывает человека вести свои дела не только в соответствии с заповедями Торы, но и в соответствии с законами данной страны — дина де-малхута. Все экономические и социальные законы государства, не направленные исключительно против евреев, надо выполнять. Еврей должен стараться быть добросовестным гражданином. Нарушение законов государства, в конечном счете, не дай Б-г, может привести к осквернению имени Вс-вышнего, если общественность узнает о том, что евреи уклоняются от уплаты налогов.

Традиция этой политической лояльности берет своим истоком написанное в книге пророка Ирмияу (29:4-7): «Так сказал Г-сподь В-инств, Б-г Исраэля, всем изгнанникам, которых Я изгнал из Йерушалаима в Бавэль. Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их. Берите [себе] жен и рождайте сыновей и дочерей, и берите жен сыновьям вашим, и дочерей своих выдавайте замуж, и пусть рожают они сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не убавляйтесь. И просите мира [для] того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при его благополучии и вы будете благополучны».

Однако если правительству страны присвоен статус мемшелет а-шмад, т.е. статус правительства, выступающего за уничтожение еврейской общины и ее обычаев, и общине, и отдельным евреям приказывается покинуть страну проживания как можно быстрее и искать «более зеленые пастбища», о чем пишет Рамбам в своем письме к евреям Северной Африки и Испании. Законам такого государства евреи подчиняться не обязаны и налогов платить не должны.

При этом в любой стране евреям не возбраняется по возможности использовать предусмотренные законом льготы, позволяющие уменьшить размер налогов.

Продолжаем публиковать отрывки из книги Чарльза Адамса «Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации» (Charles Adams «For Good and Evil: The Impact of Taxes on the Course of Civilization»). Перевод: Георгий Польский.

Евреи создали единственную дохристианскую культуру, сохранившуюся до наших дней. История евреев насчитывает пять тысяч лет. Для сравнения, историю англо-говорящих народов можно проследить максимум на две тысячи лет назад. Как народ евреи всегда были невелики числом, но их влияние на развитие цивилизации было огромным. Оставляя в стороне религиозный аспект истории евреев, можно сказать, что их экономическая и политическая история – это непрекращающийся процесс, в котором одна война против жестокого налогообложения сменяла другую.

Налоговая история Евреев может быть разделена на три основных периода: Царство Израиля, Одиночество Иудеи (Judah Stands Alone) и Рассеянный Народ. История налогообложения евреев заканчивается конфискационными налогами Гитлера, которые он возложил на них в качестве первого шага к окончательному решению «еврейского вопроса». Специальные налоги на евреев полностью уничтожили их влияние в Германии еще до того, как начали использоваться концентрационные лагеря.

Налоговая история евреев, возможно, начинается в книге Исход с момента порабощения племен Израиля фараоном после смерти Иосифа, сына Иакова. Мы знаем, что израильтяне, живя в Египте, были колонией иноземцев, пользовавшейся большим уважением и получавшей серьезное покровительство фараона. Вскоре после смерти Иосифа, новый фараон обратил детей Израиля в рабство, но Тора не сообщает, как именно они были порабощены. Книга Исход предоставляет следующую информацию:

/7/ А СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ПЛОДИЛИСЬ, И РАЗМНОЖАЛИСЬ, И СТАЛИ ОЧЕНЬ МНОГОЧИСЛЕННЫ И СИЛЬНЫ - И НАПОЛНИЛАСЬ ИМИ СТРАНА. /8/ И ВОССТАЛ НОВЫЙ ЦАРЬ НАД ЕГИПТОМ, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ ЙОСЕФА. /9/ И СКАЗАЛ ОН НАРОДУ СВОЕМУ: "ВОТ, НАРОД СЫНОВ ИЗРАИЛЯ МНОГОЧИСЛЕННЕЕ И СИЛЬНЕЕ НАС. /10/ ДАВАЙТЕ ПЕРЕХИТРИМ ЕГО, А НЕ ТО УМНОЖИТСЯ ОН И, СЛУЧИСЬ ВОЙНА, ПРИСОЕДИНИТСЯ И ОН К НЕПРИЯТЕЛЯМ НАШИМ, И БУДЕТ ВОЕВАТЬ ПРОТИВ НАС, И УЙДЕТ ИЗ СТРАНЫ". /11/ И ПОСТАВИЛИ НАД ИЗРАИЛЕМ НАЧАЛЬНИКОВ ПОВИННОСТЕЙ, ДАБЫ ИЗНУРЯТЬ ЕГО ТЯЖКИМИ РАБОТАМИ СВОИМИ, И СТРОИЛ ОН ГОРОДА-ХРАНИЛИЩА ДЛЯ ФАРАОНА - ПИТОМ И РААМСЕС.

Еврейский историк Иосиф Флавий, писавший тысяча девятьсот лет назад, добавил к этой истории новых красок:

Случилось так, что Египтяне погрязли в чувственных усладах и лени, и отдались другим удовольствиям, в особенности любви к наживе. Также, они стали плохо относиться к евреям, преуспевание которых задевало их гордость.

Оба из этих летописцев подчеркивают два момента. Первый – Евреи были преуспевающим и растущим политическим меньшинством. Во-вторых – Египтяне, контролировавшие политическую систему, завидовали богатству Евреев. Когда Фараон решил обойтись с Евреями «мудро» - то есть по нашему «расчетливо» - его целью было украсть богатство евреев и обуздать их растущую силу. Но как фараон добился этого? Глупо предположить, что он просто приказал обратить евреев в рабство и ipso facto они стали рабами. Фараон был верховным администратором египетского Закона, божественного по природе и не подлежащего изменению. Он должен был обратить евреев в рабство следуя «предписанному порядку закона» или «естественной справедливости» - согласно стандартам Египта 1700 года до нашей эры. Древние законы и традиции должны были строго соблюдаться.

А согласно системе законов того времени, человек мог быть обращен в рабство, только если он был преступником, либо взят в плен по время войны, либо не выполнял своих обязательств как налогоплательщик или просто как должник.

Израильтяне не были иноземным народом [завоевателем], и нет никаких оснований полагать, что они были нелояльными жителями Египта. Также как и все остальные, они платили свой 20%-ый налог с урожая и другие налоги с производства. Поскольку все Израильтяне были обращены в рабство, скорее всего причиной этого стал огромный долг еврейской общины, который не был списан, либо восстание против Фараона. Как колония иностранцев, на всю еврейскую общину могла быть возложена дань. Сущностным свойством любой дани является ее произвольность [arbitrariness]. Фараон мог сделать ее настолько высокой, что выплата стала невозможной. Восстание против такого налога, либо задержка в его оплате, позволяла Фараону конфисковать всю собственность Евреев и обратить в рабство детей Израиля. Возможно, когда в Торе используется слово «тяжкие работы» - оно отсылает как раз к налогообложению. В древних священных писаниях имеются в виду налоги, когда используются слова «тяжкие работы», иногда «иго». Фараон, скорее всего, обратил Евреев в рабство благодаря своей власти устанавливать налоги, чем и подготовил почву для Моисея и Исхода.

В истории множество подобных примеров – когда непопулярный, но состоятельный класс, лишенный политической власти, изматывается налогами до состояния полного исчезновения, необходимости эмигрировать либо восстать. Соответственно, для Фараона наиболее естественным и законным способом обойдись с Евреями «мудро» было карательные налогообложение.

После того как Моисей вывел детей Израиля из рабства, они обосновались в Палестине под властью Иисуса [Навина]. Каждое племя получило отдельную территорию. Со временем, племена объединились под властью царя Саула, которому наследовали Давид и Соломон. Соломон скопил огромное богатство через тяжелые налоги. В замечании Иисуса о «Соломоне во всей его славе» [под славой] подразумеваются роскошные дворцы и гаремы Соломона. Один из древних летописцев так говорит об этом человеке:

Несмотря на то, что Соломон стал самым прославленным из всех царей, и Бог его возлюбил больше остальных, и он превосходил мудростью и богатством всех правителей Еврейского Народа которые были до него, все же он не смог сохранить это счастливое состояние до своей смерти… Он терял разум в любви к женщинам… его даже не могли удовлетворить женщины его страны, и он женился на множестве жен иноземных народов.

Думаю, сумасшествие Соломона развилось из-за того, что у него были тысячи жен и наложниц. Как он управлялся с таким множеством женщин – уму не постижимо. Очевидно – не очень удачно. В книге Экклезиаста (приписываемой авторству Соломона) он отмечает, что с трудом может найти нормальную женщину во всей этой куче. Его жены могли бы возразить, что он не проводил с каждой из них достаточно времени, чтобы быть их справедливым судьей. Имея такое количество жен, ему было необходимо около трех лет, чтобы обойти всех и провести с каждой хотя бы одну ночь. Скорее всего, он любил женщин как коллекционер, а не как любовник либо спутник жизни. Однако его отношения вряд ли можно назвать платоническими, поскольку «он не сдерживал себя в своих похотях». Но хуже всего то, что его иностранные жены практиковали идолопоклонничество и он, очевидно, присоединялся к ним.

Но за жен и славу Соломона кому-то нужно было платить, и эти расходы легли тяжелым грузом на плечи еврейского народа. Древние летописцы говорят об этом как о «ярме», которое он возложил на евреев. После его смерти, наследовать Соломону должен был его сын Рехобоам. Чтобы получить трон, он был призван в город Шхем, назначенный Иисусом как место встречи правителей племен Израиля. Лидеры племен спросили его, какими будут его налоги, и одновременно попросили отменить несколько тяжелых налогов, возложенных на них Соломоном, которые превращали их, по сути, в рабов. Старый мудрец посоветовал Рехобоаму: «Если ты скажешь этим людям добрые слова, они станут твоими подданными». Рехобоам заявил, что ему нужно три дня, чтобы все обдумать и дать ответ. В течение этих трех дней подозрительность лидеров племен росла – им было непонятно, зачем Рехобоаму понадобилось так долго все это обдумывать. Когда появился Рехобоам, он заявил, к ужасу всех, что увеличит налоги, а несогласных накажет плетьми, да не простыми (использовавшимися предыдущими правителями для большей уступчивости налогоплательщиков), а «плетьми-скорпионами» - с острыми металлическими шипами, сдиравшими кожу.

Рехобоам взял Иерусалим под свой контроль, и царство раскололось. Власть Рехобоама теперь распространялась только на маленькую провинцию - Иудею. Будучи гораздо более маленьким царством, Иудея, чтобы сохранить мир, была вынуждена платить дань Израилю и всем царям не из колена, которому принадлежал Давид.

Эти еврейские царства стали буфером между сверхдержавами тех лет - Ассирией и Египтом, подобно тому, чем была Европа между Советским Союзом и Соединенными штатами. Последняя была вовлечена в борьбу, являвшуюся отчасти идеологической. В 800 году до нашей эры борьба была чисто экономическая. Призом победителя была дань.

Еврейские царства разделялись на про-ассирийские и про-египетские. Пророки выступали за строгий нейтралитет. Еврейские народы могли выжить, оставаясь нейтральными и выплачивая любые требуемые налоги [дань]. Всякий альянс с Египтом либо Ассирией означал уничтожение. Народ, живущий мечом, от меча и погибнет. Эта поговорка, столь популярная в древнем Израиле, без всякого сомнения, была словом пророков, выступавших против военных альянсов с любой из сверхдержав.

Ассирия вскоре подчинила себе все города и народы, кроме Египта. Черный обелиск Шалманезера Третьего повествует о том, как царь Израиля склоняется перед ассирийцами и приносит дань Ниневии. Никакого счастья он в этом не находил. Израильтяне восставали всегда, когда могли. Когда они не выплатили дань в 750 году до нашей эры, ассирийский царь-террорист Тиглаз-Пилесэр Четвертый, как ураган, выступил из Ниневии и обрушился на Израиль. Он потребовал тысячу талантов серебра (Еврейский талант равнялся 116 фунтам [примерно 520 кг.]). Поверженные израильтяне подчинились и удовлетворяли требованиям Ассирии пятнадцать лет. В 734 году до н.э. они снова восстали в союзе со всеми остальными племенами [Израиля], являвшимися плательщиками дани на территории Ассирийской империи. На сей раз, разозленные Ассирийцы сокрушили Израиль и взяли всех израильтян в плен. И они исчезли из истории. Лишь небольшое число Евреев осталось в Самарии. И через десять лет они снова восстали. В этот раз Ассирийцы осадили Самарию. Осада длилась три долгих года. Наконец, в 721 году до нашей эры, ассирийцы разрушили стены, взяли в плен всех жителей и увели их в рабство.

Налоговую реформу Юлия Цезаря продолжил первый официальный римский император Октавиан Август (64 до н.э. ‑ 14 н.э.). Он продолжил борьбу с налоговыми откупщиками, что давало возможность снижать налоговое бремя для граждан и хозяйств. Август подтвердил ранее выданные налоговые льготы Иудее. При Августе функции налогового контроля были возложены на Синедрион ‑ высший совет, состоящий из первосвященника, старейшин и книжников. Как и Юлий Цезарь, император Август предоставил Иудее привилегии, в том числе налоговые (судя по всему, в знак благодарности за ту помощь, которую евреи оказали ему в политической борьбе за власть). Сначала Юлий Цезарь даровал народу Иудеи право собирать по всей территории Римской империи храмовый налог и переправлять его в Иерусалим, а затем Октавиан Август подтвердил это постановление. Император Август даже включил этот налог в категорию «священных денег»; это означало, что кража собранных денег карается смертной казнью. Вот что пишет Еврейская энциклопедия по поводу такой привилегии со стороны Юлия Цезаря и Августа: «В римский период правители городов и губернаторы провинций иногда пытались прибрать к рукам собираемые на Храм средства или воспрепятствовать их сбору и пересылке в Иерусалим. Одной из важных привилегий, дарованных евреям в правление Юлия Цезаря и Августа, было разрешение беспрепятственно собирать храмовый налог на территории империи и переправлять его в Иерусалим. Август даже включил этот налог в категорию “священных денег”, что означало, что кража налога карается смертью. Деньги, собранные в Вавилонии, хранились в укрепленных городах Нисбис и Не‑ хардеа, откуда под вооруженной охраной доставлялись в Иерусалим» [551] .

Были и другие привилегии для Иудеи. Особо следует подчеркнуть, что Цезарь и Август подтвердили право Иудеи чеканить свои собственные монеты ‑ «священные сикли», что было очень серьезной привилегией [552] .

Сенат Рима оказался во многом устранен от принятия решений по этим финансовым привилегиям. Надо отметить, что при Юлии Цезаре финансовая система Римской империи претерпела серьезные изменения, финансовая власть все больше сосредоточивалась в руках кесаря. Государственные финансы империи были разделены на две части: традиционное казначейство , которое находилось по‑прежнему в ведении Сената (эрарий), и императорскую казну (fiscus), куда шли налоги от провинций. Это были большие деньги, и кесарь (император) ни перед кем не отчитывался по делам своей казны. Император Август окончательно закрепил начатое Цезарем разделение единой государственной казны на две: сенатскую и имперскую . Первая стала пополняться за счет так называемых «сенатских» провинций, вторая (называемая «фиск», что в переводе означает «корзина») ‑ за счет «имперских» провинций. В последних император стал создавать мощную финансовую систему, состоящую из имперских чиновников, вытесняя постепенно представителей старой финансовой системы ‑ публиканов. Фактически в «имперских» провинциях была начата национализация финансового аппарата, некогда приватизированного публиканами. Вытеснение шло очень медленно и болезненно, поскольку всадники, обладая большими капиталами и фискальными армиями, оказывали яростное сопротивление. Тем не менее имперская казна постепенно усиливалась по отношению к сенатской казне [553] .

Невольно возникает вопрос: чем вызвана такая забота о еврейских деньгах (храмовая подать, собственные монеты) со стороны римских кесарей? ‑ Вероятно, тем, что они получали от иудеев определенную политическую поддержку через влиятельную еврейскую диаспору, расселившуюся по всей Римской империи.

При императоре Августе в Иудее был восстановлен частичный (формальный) суверенитет, когда в стране появился свой царь ‑ Ирод (Великий) [554] . Но Иудея оставалась в составе империи и должна была платить налоги Риму. При этом Иудее как относительно самостоятельной территории Рим разрешил собирать собственные (местные) налоги. Таким образом, на несколько десятков лет сложилась своеобразная система двойного налогообложения , которая распространялась не только на Иудею, но на всю Палестину. Иосиф Флавий отмечает, что доходы Ирода формировались прежде всего за счет налогов, которые постепенно росли, вызывая недовольство местно населения [555] .

Ирод отвечал за полноту и своевременность уплаты налогов в римскую казну. Под надзором Ирода кроме территории Иудеи как самостоятельного объекта налогообложения (с фиксированной величиной дохода) находились еще другие территории, которые входили в состав царства Ирода Великого [556] . Подробного описания налоговой системы времен Ирода Великого нет. Скорее всего, она была следующей: сначала налоги собирались в казну царя Иудеи, а затем уже из нее часть денег перечислялась в Рим [557] . Финансовые отношения между Иродом Великим и римским императором были достаточно запутанными. В том числе и потому, что Ирод Великий, будучи проводником политической воли императора в Палестине, реализовывал проекты последнего на месте. Речь идет прежде всего о строительных проектах. А. Г. Грушевой пишет про время Ирода Великого: «Что касается активного строительства, то оно скорее отвечало интересам римлян, чем иудеев. Следует отметить, что стараниями Ирода многие древние города Ближнего Востока приобрели тот античный облик, который хорошо известен сейчас благодаря археологическим раскопкам» [558] .

Согласно двум скрупулезным подсчетам Иосифа Флавия, общий доход с территорий, находящихся под властью Ирода, составлял в момент его смерти 800 талантов [559] . Правда, в другом месте он называет сумму 600 та‑ лантов [560] . Первая цифра соответствует примерно 37 тоннам серебра, вторая ‑ 28. В пересчете на тогдашние деньги 800 талантов ‑ это 4,8 млн драхм или динариев. А дневная плата работника в те времена была равна примерно 1 драхме (динарию). Примем, что число работающих на территории, подконтрольной Ироду Великому, равно 250 тыс человек (в расчет принимаются те работники, которые обязаны платить налоги). При таком количестве работников получается, что примерно 3 недели в году каждый налогоплательщик работал на уплату налогов Риму. Такие (или примерно такие) расчеты встречаются в работах по истории Древнего Рима и древней Иудеи, и большинство авторов считают, что это было тяжким бременем.

Ирод Великий обеспечивал исправную уплату налогов в римскую казну, но при этом не забывал себя и своих многочисленных родственников [561] . После смерти царя его ближайшие родственники получили очень большие наследства. Самую крупную сумму Ирод завещал императору Августу ‑ 1000 талантов. Благородный император от такого богатства отказался и раздал его родственникам Ирода, которые были богатейшими людьми в Иудее. Иосиф Флавий возмущается высокими доходами Ирода, но уточняет, что они нередко поступали к царю в результате присвоения собственности аристократии [562] .

Нас же интересует другой вопрос ‑ использовал ли Ирод Великий средства казны Иерусалимского храма? Никаких фактов на этот счет у Иосифа Флавия нет. А. Г. Грушевой также пишет: «У нас нет прямых подтверждений использования Иродом на свои цели сокровищ Иерусалимского храма» [563] .

Царство Ирода, которое помимо Иудеи включало еще ряд территорий (Идумею, Самарию, Галилею, Трахонею и др.), было поделено на ряд частей. Иудея, по сути, стала колонией, рядовой провинцией, управляемой римскими прокураторами из сословия всадников. При этом она находилась под надзором имперского легата (наместника) Сирии (в то время ‑ Квинтилия Вара). В Иудее появилась должность римского прокуратора ‑ фактически финансового инспектора, который должен был контролировать сбор налогов. Первым прокуратором был назначен всадник Копоний (6‑9 н.э.). В это время в Иудее были запрещены местные налоги (на храмовую подать римляне не покушались).

В период правления императора Августа римляне отказались от использования фиксированного налога, который применялся Селевкидами (так называемый «форос»), и заменили его десятиной, величина которой зависела от урожая. Безусловно, это было положительное для Иудеи изменение.

Важной составляющей финансовой реформы Августа было проведение переписей населения и инвентаризации имущества. Ко времени рождения Иисуса такой переписью были охвачены все земли Римской империи. Об этой переписи в Иудее, которую проводил сирийский наместник, мы узнаем из Евангелия [564] . Перепись преследовала цель снизить возможность злоупотреблений в сфере налогообложения со стороны откупщиков и Синедриона. Вместе с тем она вызвала резкое сопротивление со стороны народа [565] .

Фискальную реформу императора Августа продолжил император Тиберий. Тиберий прекрасно понимал, что тот, кто контролирует финансы, располагает реальной властью, и всячески стремился вести такую политику, при которой финансовые средства концентрировались бы в его руках. В результате практически все налоги из провинций, как императорских, так и сенатских, стали поступать в распоряжение императора. Расчетливая финансовая политика позволила Тиберию сосредоточить в своих руках огромные суммы, это был мощный рычаг высшей власти, которым он умело воспользовался во время кризиса 33 г. н.э.

Тиберий продолжал политику Августа по ужесточению контроля за деятельностью провинциальной администрации, и в первую очередь сенатских провинций. Тиберию приписывают слова: «хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуру». Было организовано несколько процессов против наместников по обвинению в злоупотреблении властью, откупная система сбора провинциальных налогов была заменена прямым сбором налогов представителями центральной власти. Тиберий достаточно эффективно боролся с коррупцией, которая расцвела и в центре, и особенно в провинциях. Крупные должностные преступления наместников и грабеж провинций стали проходить через суды не только по делам о вымогательствах, но также как оскорбление величия империи («закон об оскорблении»).

Это процветание провинций контрастировало с мрачной картиной, которая наблюдалась в столице империи. Тиберий проводил жесточайшую политику экономии, которая привела к тому, что в Риме стало намного меньше «хлеба» (бесплатная раздача хлеба) и «зрелищ» (в конце концов Тиберий вообще прекратил финансирование массовых зрелищ из казны). Было прекращено финансирование строительства храмов и военных дорог из казны. При этом императоре были приняты законы против роскоши и ростовщичества. Из государственной казны выдан был беспроцентный кредит в сумме 100 млн сестерциев земледельцам, попавшим в сложное положение из‑за долгов ростовщикам. Наконец, Тиберий проводил выборочный террор против высокопоставленных и богатых лиц в своем окружении, за счет конфискаций их имущества пополняя казну. При Тиберии имперская казна стала мощной как никогда. После смерти Тиберия в 37 г. по РХ. в казне осталось, по разным оценкам, от 2,3 до 3,3 млрд сестерциев [566] .

При Тиберии, как единодушно отмечают историки, провинции Римской империи процветали. В том числе процветала Иудея. Откупная система сбора налогов при Тиберии была в значительной степени заменена прямым сбором налогов представителями центральной власти, что, конечно же, снижало бремя налогоплательщиков.

Налоговая история - i_001.jpg

История Федеральной налоговой службы – это история становления и развития новой России. 1990-е годы – период масштабных реформ, либерализации экономики, принятия законов. Это время, когда страна остро нуждалась в создании современной налоговой системы.

За 30 лет своего существования ФНС превратилась в передовое ведомство, лидера по внедрению цифровых технологий и электронных сервисов, стала одной из самых удобных, прозрачных и открытых для людей и компаний.

Издание, которое вы держите в руках, – юбилейное. В нем – рассказ об основных этапах пути органов налогового контроля нашей страны. И о том, насколько важную роль налоги играют в жизни государства и общества, как формировалась налоговая культура, совершенствовалось отечественное законодательство.

Уверен, что книга вызовет интерес не только у профессионалов, но и у широкой читательской аудитории. Прежде всего, поможет повысить финансовую грамотность, даст возможность лучше ориентироваться в налогообложении, будет способствовать воспитанию правосознания, формированию положительного отношения людей к государственной налоговой политике.

Поздравляю всех вас с 30-летием Федеральной налоговой службы.

Михаил Мишустин,

Председатель Правительства Российской Федерации

Дорогие друзья!

Налоговая история - i_002.jpg

История создания налогообложения насчитывает более пяти тысяч лет. В этой книге описаны не только основные этапы развития, но и те инструменты, которые прошли проверку временем и сейчас успешно используются. Древний Египет оставил нам земельный кадастр, в Древнем Риме предложили взимать налоги деньгами, в средневековых торговых республиках сформировалась система налогов на капитал, а в Новое время возникла классическая модель налогообложения доходов.

ФНС России существует всего 30 лет, и по сравнению с описанным в книге периодом это не столь значительный возраст. Но даже за это время налоговая система Российской Федерации и вместе с ней Федеральная налоговая служба прошли путь масштабных перемен. Из фискального ведомства в 90-х годах прошлого века, когда решать задачи наполнения бюджета приходилось в экономически неспокойное для страны время, сегодня ФНС России превратилась в прогрессивную структуру, применяющую самые современные технологии.

Налоговая служба менялась шаг за шагом. Появилось новое законодательство, внедрялись передовые технологии и сервисы, основная задача которых – упростить процесс уплаты налогов для каждого гражданина.

Уверен, что благодаря этой книге российская система налогообложения и задачи Федеральной налоговой службы станут более понятны.

Желаю вам провести приятное время за её прочтением, а авторам – продолжить развивать этот замечательный исторический проект.

Даниил Егоров,

руководитель Федеральной налоговой службы

Эта книга – об истории налогообложения. Её цель заключается в том, чтобы показать, что налоги – не искусственно придуманная конструкция, а естественно возникшая необходимость для существования общества и государства.

Ни одно из государств не обошлось без налогов; в определённом смысле история цивилизации – это история налогов. И она интересна тем, что помогает понять и объяснить многие события, если посмотреть на них с учётом фактов, связанных с налогообложением.

Именно поэтому в книге рассказывается о том, как зарождалось налогообложение в странах Древнего мира, как оно развивалось в Средние века и как формировались налоговые системы в дальнейшем. В отдельной главе рассказывается история налогообложения государства Российского – с древних времен и до сегодняшних дней.

Изучая историю налогов, вы увидите, что многие понятия и инструменты, которые используются сейчас, были придуманы давно. Эта проверка временем является убедительным аргументом в защиту существования налогов.

Многие гениальные умы человечества размышляли над вопросами налогообложения и пришли к выводам, что налоги – это одна из главных опор государства и общества.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивают выполнение государством его функций, которые включают охрану прав и свобод человека, развитие образования, науки, здравоохранения, создание условий для роста экономики и решения многих других важных для общества задач. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько ответственно граждане государства выполняют свои обязанности налогоплательщиков.

Современное развитие информационных технологий позволяет государству обеспечивать эффективное налоговое администрирование, а гражданам и компаниям – комфортно уплачивать налоги. Федеральная налоговая служба, являясь лидером внедрения цифровых технологий и сервисов, задаёт вектор прозрачного взаимодействия в рамках налоговых отношений. ИТ-компании как драйверы цифровой трансформации государства и бизнеса, хорошо осознают свою ответственность за экономическую эффективность современной России. Издание этой книги поддержало технологическое подразделение лидера отечественной интернет-индустрии – «Mail.ru Цифровые технологии»: оно выступило связующим звеном между технологиями, государством и бизнесом. Эта поддержка говорит не только о внимательном отношении к нашему просветительскому проекту, но и о высокой социальной ответственности компании перед обществом и страной.

Авторы старались изложить материалы понятно, в увлекательной и доступной форме, чтобы вы научились позитивно воспринимать систему налогообложения и ее значимость для вас лично. Книга хорошо иллюстрирована и содержит много примеров и разъяснений.

Изучайте! Желаем успехов!

«Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб наконец потопить его».

Налоги в Древнем мире

Самые древние сохранившиеся документы о налогах датируются примерно V веком до н. э. Однако налоги появились гораздо раньше. Их история начинается со времён зарождения первобытного общества.

Необходимость организации жизни человеческой общины стала причиной формирования особых управленческих полномочий для некоторых её членов. Поскольку они не участвовали в материальном производстве, но выполняли определенные обязанности, остальные члены общины выделяли на их содержание часть своей собственности – охотничьей добычи, продуктов земледелия и ремесленничества. Этот обмен можно считать прообразом налогообложения, благодаря которому община могла существовать и развиваться как единое целое.

Тот факт, что в том или ином виде налоги существуют с древних времён, оказывая значительное влияние на развитие человеческой цивилизации, вызывает интерес к истории их возникновения и развития.

Существуют различные теории возникновения налогов. В одних появление налогов связывают с жертвой, которую люди добровольно приносили символу процветания, единства и благополучия. В качестве символа могли выступать вождь, царь или божество. В этой традиции были сформированы не только налоги древних цивилизаций, но и современные выплаты верующих в пользу религиозных организаций или церкви.

Читайте также: