Налоги обозначение в макроэкономике обозначение

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Тема 10. налоги

Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения.

Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.

Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

Налог это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм

определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

определение правил ведения экономической деятельности «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.)

борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.).

Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя:

субъект налогообложения (кто должен платить налог)

объект налогообложения (что облагается налогом)

налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога) Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику)

недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

• Прямой налог это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.) Поэтому к прямым налогам относятся:

налог на прибыль;

налог на наследство;

налог на имущество;

налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель -это один и тот же агент.

• Косвенный налог это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся:

налог на добавленную стоимость НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России)

налог с оборота

акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха)

- таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров) Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог и 3) регрессив-ный налог.

• При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами являются также косвенные налоги. • При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли способствует повышению эффективности производства. • При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 рублей, то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0.1\%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. лишь 0.05\%.

В макроэкономике налоги также делятся на: автономные и подоходные. ^ Автономные (или аккордные) налоги это налоги, которые не зависят от уровня

дохода и обозначаются Т ^ Подоходные налоги это налоги, которые зависят от уровня дохода и величина

которых определяются по формуле: tY, где t налоговая ставка, Y совокупный

доход (национальный доход или валовый внутренний продукт) Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна:

Различают среднюю и предельную ставку налога.

Средняя ставка налога (averige tax rate) это отношение налоговой суммы к величине дохода:

Предельная ставка налога (marginal tax rate) это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода. (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу)

tпред = (uT/uY) Ч100\%

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до $50 тыс. облагается налогом по ставке 20\%, а свыше $50 тыс. по ставке 50\%. Если человек получает $60 тыс. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную $15 тыс. (50 х 0.2 +10 х 0.5 = 10 + 5 = 15), т.е. $10 тыс. с суммы в $50 тыс И $5 тыс. с суммы, превышающей $50 тыс., т.е. с $10 тыс. Средняя ставка налога будет равна 15 : 60 = 0.25 или 25\%, а предельная ставка налога равна 5:10 = 0.5 или 50\%.

Соотношение средней и предельной налоговой ставки позволяют определить систему налогообложения:

при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней;

при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны;

при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Воздействие налогов на совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса:

и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1 (б)).

а) Снижение налогов б) Рост налогов

И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1.(а)). Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис.10.1

Воздействие налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics))) Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения). В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции:

где Т сумма налоговых поступлений в бюджет, t ставка налога, Y уровень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Т1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y величина совокупного выпуска). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» («bad side») кривой (т.А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до W^), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т.е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: 1) преодолеть стагфляцию и 2) увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступлений в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис.10.1 (а)), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Рис.10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Эта обзорная статья про основные макроэкономические показатели. Вы узнаете какие они бывают, на что влияют и почему важно их отслеживать.

Макроэкономические показатели являются главными кирпичиками фундаментального анализа рынка акций, валют, товаров. Те, кто при инвестировании принимают решение выбора ценных бумаг на основе экономических показателях особенно внимательно следят за всеми изменениями.

1. Что такое макроэкономические показатели простыми словами

Главных макроэкономических показателей не так уж и много. Перечислим основные:

  1. Валовой внутренний продукт (ВВП);
  2. Валовой национальный продукт (ВНП);
  3. Уровень инфляции;
  4. Чистый национальный продукт (ЧНП);
  5. Национальный доход;
  6. Личный доход;
  7. Уровень безработицы;
  8. Бюджетный дефицит;
  9. Внешний долг;
  10. Объём инвестиций и его динамика;

Помимо этого выделяют ещё группу показателей, которые также оказывают сильное влияние:

  1. Индекс промышленного производства;
  2. Сальдо внешней торговли;
  3. Ставка рефинансирования (ключевая);
  4. Рынок труда;
  5. Рынок недвижимости;
  6. Показатели спроса и предложения;
  7. Уровень занятости;
  8. Дефлятор ВВП;
  9. Индекс деловой активности;
  10. Индекс потребительских цен (ИПЦ);

Все показатели косвенно связаны между собой. Падение одного обычно приводит к падению и других.

Можно выделить три способа информирования их изменения:

  1. Прогнозируемое значение (FRC). Прогноз от экспертов и аналитиков. Чаще всего совпадает с реальными результатами или же имеются минимальные отклонения.
  2. Реальное значение (ACT). Официальный отчёт компании.
  3. Исправленное значение (PRV). Не всегда, но иногда вносятся изменения за прошлый период.

В зависимости от времени выхода новости их можно разделить на два класса:

  1. Запланированные . Слабо оказывают влияние на котировки цен. Чаще всего вносят краткосрочные изменения в биржевые котировки.
  2. Неожиданные . Может вносить сильные коррективы на фондовые рынки и рынки валют. Зачастую такие новости могут вызвать разворот тенденции или глубокую коррекцию.

Давайте рассмотрим более подробно самый важный макроэкономический показатель ВВП, расскажем из чего он состоит и каковы способы подсчёта есть.

2. ВВП — что это и как рассчитывается

При этом не важно кем были произведены товары резидентами или нерезидентами. Главное факт наличия производства внутри страны.

В зависимости от подхода расчёта валового внутреннего продукта существует три способа и, соответственно, три формулы:

  1. По доходам;
  2. По расходам;
  3. По добавленной стоимости (производственный метод);

Добавленная стоимость – это стоимость, которая появляться в результате создания на каждом этапе производства. Её необходимо исключать, чтобы не получить "лавинообразное" приращение уже учтённых элементов к итоговому значению ВВП.

Несмотря на то что ВВП является основным показателем у него есть свои недостатки.

  • Отсутствие в учёте множество небольших работ (фриланс, няни, ремонт);
  • Нету оценки негативного влияния производства;
  • ВВП не учитывает качество жизни населения;
  • Наличие теневой экономики;
  • Не отражает распределение национального дохода между различными слоями населения;
  • Не отражает внеэкономические факторы;
  • Не отражает последствия загрязнений и дальнейшие траты на их устранение;

Есть также такое понятие как "" (ВНП). Это практически то же самое, что и ВВП, но в расчёт ведутся лишь деятельность резидентов. При этом бизнес может существовать за пределами страны. Главное, чтобы владелец был гражданином страны.

Как правило, показатели ВВП и ВНП очень близки друг к другу.

Существует также понятие "номинального" и "реального" ВВП:

  1. Номинальный ВВП считается в текущих ценах.
  2. Реальный ВВП рассчитывается в ценах базисного года, который определяется заранее.

3. Другие макроэкономические показатели

Рассмотрим кратко остальные макроэкономические показатели: что они из себя представляют и как рассчитываются.

1 Индекс потребительских цен . Этот показатель оценивает стоимость жизни на основе потребительской корзины. В неё входят совокупность товаров (услуг), которые крайне необходимы каждому жителю страны: еда, транспорт, медицина и прочее.

Чтобы дать оценку изменению индекса потребительских цен выбирают базовый год и на основе текущей ситуации сравнивают его с "эталоном". Подобным образом можно понять, насколько изменились цены.

2 Торговый баланс . Учёт товарного экспорта и импорта. Например, высокий курс национальной валюты приводит к подорожанию цен за рубежом, что снижает конкурентоспособность. Аналогично и с другой стороны: низкая стоимость национальной валюты удорожает импортные товары. Экономика балансирует между этими величинами.

3 Инфляция . Показатель роста цен на всё. Рассчитывается на основе предыдущего периода.

4 Валовая прибыль экономики (ВПЭ)

5 Чистая прибыль экономики (ЧПЭ)

6 Чистый национальный продукт (ЧНП). Это общий объём всей продукции страны, произведённой и потреблённой во всех секторах национального хозяйства.

7 Национальный доход (НД)

8 Сальдо внешней торговли . Сальдо рассчитывается как разница между экспортом и импортом.

9 Валовая добавленная стоимость (ВДС)

4. Экономический рост

Экономический рост является одной из важнейших целей общества. Благодаря ему растёт благосостояние и цивилизованность в обществе. Даже подсознательная психология человека стремится создавать и творить. Принято измерять экономический рост в показателях ВВП, как самого основного индикатора.

Экономический рост не может быть безграничным. Имеется ряд сложностей, которые этому мешают:

  1. Нехватка ресурсов (природных);
  2. Окружающая среда портится;
  3. Территория имеет пределы. Практически все места на Земле уже освоены и супер бурный рост вряд ли возможен.
  4. Огромное число товаров, которые не нужны. К примеру, производство алкоголя, табака и других вредных веществ вряд ли можно отнёсти к плюсам экономического роста.
  5. Гонка вооружений является ещё одним важным аспектом, который сложно назвать в качестве преимущества роста экономики;

5. Идеальные макроэкономические показатели

  • Стабильные темпы роста ВВП (2-3% в год);
  • Годовая инфляция 4-5%;
  • Дефицит бюджета не превышает 9,5% размера ВВП;
  • Уровень безработицы 4-6%;
  • Положительный платёжный баланс страны;

Смотрите также видео "лекция про основные макроэкономические показатели":

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов.

Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели - объем выпуска товаров и ус­луг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.

Макроэкономические показатели необходимы для исследования результатов функционирования национальной экономики:

ВВП — валовой внутренний продукт;

ЧВП – чистый внутренний продукт;

НД — национальный доход;

ПП — промежуточный продукт;

ЛД — личный доход;

РД — располагаемый доход;

НБ — национальное богатство.

Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20—30-х гг. ХХ в. В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая использовалась уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928—1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929—1933 гг. Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, затем Дж. М. Кейнсом; большой вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев и др.

К 1932 году относятся первые официальные оценки национального дохода Германии и Японии. Позднее официальные оценки национального дохода были произведены в Великобритании и Франции.

После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. ООН был создан документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей. Эта система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993 г. С конца 1980-х гг. на нее начала переходить и Россия.

СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.) материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков.

С и с т е м а н а ц и о н а л ь н ы х с ч е т о в (СНС) — свод балансовых экономических таблиц, отражающих расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров и их доходы от результатов хозяйственной деятельности.

1) сводные счета ВВП, капитальные вложения, доходы и расходы домохозяйств и госучреждений и внешнеэкономических операций;

2) балансовые таблицы, расшифровывающие сводные показатели.

Роль СНС — это упорядочивание информации о хозяйственной деятельности. СНС не проводит различий между материальным и нематериальным производством и учитывает все оплаченные товары и услуги. СНС не учитывает производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего пользования и производство промежуточного продукта, потребляемого внутри бизнеса.

На базе системы национальных счетов рассчитываются следующие макроэкономические показатели:

1. ВВП — стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год всеми субъектами экономической деятельности независимо от национальной принадлежности.

Основными принципами расчета ВВП являются:

1) исключение двойного счета, т.е. учет конечных, а не промежуточных товаров.

Конечные продукты – товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для дальнейшей обработки, переработки или перепродажи. Поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем войдут в конечный продукт, учет стоимости промежуточных товаров приведет к многократному завышению стоимости ВВП;

2) исключение из расчета непроизводительных сделок, т.е. тех сделок, за которыми не стоит увеличение производства товаров и услуг.

Непроизводительными сделками являются:

• чисто финансовые сделки. Они бывают трех видов:

1) купля-продажа ценных бумаг; 2) государственные трансфертные (переводные) платежи, выплачиваемые государством отдельным категориям граждан (выплаты по социальному страхованию, по безработице, пенсии, пособия, стипендии); 3) частные трансфертные платежи, например разовые дары от родственников, ежемесячные субсидии студентам от своих родителей;

• продажа подержанных вещей. Каждая вещь должна быть учтена при расчете ВВП только один раз. Если учитывать все сделки по перепродаже подержанных вещей, то это приведет к завышению объема годового производства.

Цели использования ВВП:

- во-первых отметим, что именно ВВП является исходным показателем всей системы национальных счетов. Прочие показатели получаются из ВВП расчетным образом: путем прибавления к нему или вычитания из него определенных компонентов. Кстати, именно поэтому ВВП обычно подсчитывается более оперативно, чем иные макроэкономические показатели. Для экономиста-практика это обстоятельство имеет важное значение, поскольку для принятия верных решений очень важно знать, что происходит в экономике страны в данный момент, а любая задержка поступления информации грозит ошибками.

- во-вторых, динамика ВВП является важнейшим показателем состояния конъюнктуры в стране: циклических колебаний экономической активности, глубины структурных и иных кризисов и т.п.

По существу падение или рост ВВП служит основным критерием перехода экономики от кризиса к подъему и наоборот. В частности, практиками давно замечено, что о перемене тенденций в экономике можно уверенно говорить, если объем ВВП три квартала подряд изменяется в одном и том же направлении (три квартала растет, или три квартала падает). В России такой поворотный пункт выхода из затянувшегося кризиса трансформации экономики был пройден в 2000 г.

- в-третьих, ВВП используется для анализа проблем денежного обращения и инфляции.

Нормальное выполнение функции денег как средства обращения возможно только при наличии определенных пропорций между размерами денежной массы и массы товаров и услуг в экономике.
Из всех показателей системы национальных счетов именно ВВП больше других приспособлен для оценки массы товаров и услуг, произведенных в стране. Прочие показатели отличаются более высокой степенью очистки от двойного счета, что само по себе хорошо, но не позволяет оценить, на какую общую сумму в экономике совершаются акты купли-продажи. Значит, сложно становится сопоставлять с ними и обращающуюся в стране денежную массу.

- в-четвертых, ВВП является наиболее часто употребляемым мерилом уровня развития страны и уровня жизни в ней. Для этого чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу населения.

2. ЧВП — представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производ­ственные возможности будущих периодов:

ЧВП = ВВП – сумма амортизационных отчислений.

Та­ким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает запас капитала, который использовался в текущем году.

3. НД — величина доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП.

Структура НД является важнейшим показателем распределения доходов разных слоев населения и социальной стратификации общества.
Основными компонентами НД являются:

  1. Вознаграждение за труд.
  2. Доходы некорпорированного сектора (мелких производителей).
  3. Доходы от собственности.

Для определения показателя общего объе­ма заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, получен­ных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладыва­ет в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика эко­номических ресурсов. Таким образом, мы получаем показатель националь­ного дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за теку­щий период.

НД = заработная плата + прибыль + дивиденд + рента + проценты.

4. ЛД — сумма, используемая для личного потребления населения, отражающая перераспределительные процессы в национальном доходе.

ЛД = НД – (налоги + объем нераспределенной прибыли корпораций) + (взносы на социальные страхования + трансфертные платежи населению).

Доходы домохозяйств не сводятся только к доходам от реализации факторов производства.

Значительную роль играют разнообразные пособия и дотации, получаемые разными слоями населения от государства:

• пособия по безработице,

• пособия по нетрудоспособности, бесплатные и льготные лекарства и другие платежи системы социального страхования,

• пенсии, стипендии и т.п.

Одновременно, само население платит государству известные суммы неналогового характера. Например, взносы в пенсионный фонд не являются налогами, поскольку они возвращаются к плательщику, но тем не менее уменьшают реальный размер дохода, находящегося в настоящий момент в распоряжении домохозяйств. Наконец, разнообразные частные трансферты (дарения, спонсорство, благотворительность и т.п.) увеличивают доходы одних лиц и снижают у других.

5. НБ — это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Фактически речь идет о стоимостной оценке всего богатства страны, в какой бы форме оно ни выступало. В его состав, в частности, входит следующее:

1. Невоспроизводимое имущество:

  1. • Сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли.
  2. • Полезные ископаемые.
  3. • Исторические и художественные памятники и произведения.

2. Воспроизводимое имущество:

• Производственные активы (основной и оборотный капитал).

• Непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций).

3. Нематериальное имущество:

• Интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.).

• Человеческий капитал (продукты сферы услуг, в частности, образование, здравоохранение, юриспруденция и т.п., овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества).

4. Сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.

В теоретическом плане главными особенностями показателя национального богатства является то, что в нем:

1. Учитываются все имеющиеся в стране экономические блага по состоянию на определенную дату, а не созданные за определенный период.

2. Значительную часть национального богатства составляют природные блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. Их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер.
Стоимость одних природных благ растет, а других падает в ходе технического прогресса.

Скажем, стоимость залежей урановых руд после изобретения атомной бомбы и появления атомных электростанций резко выросла, в то же время стоимость дров как энергоносителя упала.

3. Только с помощью показателя национального богатства делается попытка комплексно учесть нематериальное имущество.

Итак, макроэкономические показатели:

- необходимы для решения экономических проблем;

- определяют объем и структуру национального продукта;

- выявляют факторы, регулирующие занятость в масштабах национальной экономики;

- анализируют природу инфляции;

- изучают причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

- исследуют внешнеэкономическое воздействие на национальную экономику;

- дают теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Читайте также: