Налоги единственный источник финансирования государственных

Опубликовано: 10.05.2024

А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства .

а) верно только А;

б) верно только Б;

г) оба суждения неверны.

в) верно и А, и Б;

1) Законодательная власть 2) Исполнительная власть 3) Судебная власть А) Защищает право Б) создает законы В) реализует принятые решения

14. Напишите свой ответ.Золотое правило морали гласит: «___________________________».

15. Распределите перечисленное ниже следующим образом:3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

16. Запишите слово, пропущенное в схеме:

«Государственная власть РФ».


Президент РФ Правительство РФ Суды РФ

17. Вставьте пропущенное слово:Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.

18. Закончите фразу.Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.

19. Заполните схему «Типы экономических систем»

Выполните схему «Отрасли российского права».

Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

Верны ли следующие суждения? А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ - student2.ru

22.Какое слово пропущено в следующей фразе? «Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным ________________».

23. Установите соответствие между общими и особенными признакамигосударств; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Признаки государств Общие и особенные признаки

1) законодательная деятельность А) общие признаки любого государства

2) избрание высших органов власти на определенный срок Б) признаки лишь не­которых государств

5) массовый террор против народа

Найдите в приведенном ниже списке ситуации, влекущие возникновение правоотношений, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) молодой человек, ныряя в реку, порезал руку

2) бродячая собака укусила гражданина К.

3) молодой человек утонул, купаясь в пруду

4) гражданка У. опоздала на работу

5) у ботинок, купленных с рук, через месяц оторвалась подошва

6) у молодых родителей родился первенец

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Человек живет в _______________ (1), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определенные _____________ (2) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых__________________ (3) отношений, рыночной экономики и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понима­ния творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ___________________ (4). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________________ (5), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А знания Д отношения
Б общество Е нормы
В группы Ж общественные
Г позиция поведение

Направления расходов в российском бюджете

Необходимо найти и выделить пять основных направлений расходов в российском бюджете.

  1. Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите государства, целостности и неприкосновенности его территории.
  2. Отрасль народного хозяйства, разрабатывающая способы получения и применения разных видов энергии.
  3. Отрасль народного хозяйства, в рамках которой создаются (возводятся) здания, строения и сооружения.
  4. Процесс и результат освоения знаний и навыков, включённый в контекст социализации личности.
  5. Отрасль народного хозяйства — предприятия, перерабатывающие сырьё или разрабатывающие недра.

Государственный бюджет

Вашему вниманию представлены некоторые термины темы «Государственный бюджет».

Подберите каждому термину соответствующее понятие.






О государственных финансах

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Имейте в виду, что слов в списке больше, чем Вам необходимо выбрать.

направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к . В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать , которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает . Государство может решить эту проблему дополнительной . Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к . Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется .

Доходы государственного бюджета

В задании указаны доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные доходы, группируя их по источникам поступления.

Налоги

Неналоговые доходы

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

В представленной таблице «Источники финансирования дефицита государственного бюджета» необходимо заполнить пропущенные строки, подобрав соответствующие примеры источников.

Государственный бюджет

В представленном перечне только три элемента отражают состояние государственного бюджета. Вычеркните лишние элементы.

  • Сальдо сбалансированного бюджета равно нулю.
  • Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.
  • Сальдо государственного бюджета предполагает отсутствие разности между его доходами и расходами.
  • Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо.
  • Дефицитный бюджет может иметь как отрицательное, так и сбалансированное сальдо.
Бюджетное сальдо

Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики (соедините условие и сальдо).

Экономическая политика государства

В пустые клетки введите с клавиатуры порядковые номера правильных утверждений по возрастанию.

После выполнения этого задания программа дорисует картинку, автоматически последовательно соединит линиями точки, номера которых соответствуют вписанным ответам.

  1. Граждане могут пользоваться общественными благами вне зависимости от того, какое участие они приняли в их производстве.
  2. Государство не должно разрабатывать «правила игры» для хозяйствующих субъектов.
  3. Строительство синхрофазотрона - это пример вклада государства в экономический рост.
  4. Государство не должно осуществлять правовое обеспечение коммерческой деятельности.
  5. Каждый волен выбирать или не выбирать труд как вид деятельности, и государство не должно помогать тем, кто не имеет работу.
  6. Государство в условиях рыночной экономики должно оплачивать часть услуг образования, здравоохранения и культуры.
  7. Государство должно контролировать баланс экспорта и импорта.
  8. Государство не должно стабилизировать экономику и отвечать за обеспечение высокой занятости населения.
  9. Государство может и должно осуществлять управление такими областями народного хозяйства, как информатика и атомная промышленность.

31 августа 2015




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Обычно, действия такого документа прописываются ежегодно – с 1 января по 31 декабря.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.


Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.


Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.


Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:

  • военной направленности. Они реализуются на увеличение оборонной мощности страны, содержание военных городков и армии в целом;
  • экономической направленности. Данный вид расходов осуществляется посредством спонсорской помощи программам и мероприятиям от государства, инвестирование принятых государственных проектов и сокращение экономического долгового обязательства страны;
  • общественной направленности. Это расходы, которые направлены на социальные выплаты, пенсионные начисления и на эффективную работу государственных организаций;
  • внешнеполитической направленности. Подобные расходы обеспечивают и осуществляют договора между иными государствами и помогают выплачивать пошлины в международные предприятия;
  • поддержание управленческого уровня государства. Данный вид расходов используется для поддержания и эффективной работы законодательных собраний представителей органов судебной власти.

Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.


Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.



Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.


Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.

1. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) финансовая поддержка убыточных частных предприятий;

2) распределение ресурсов между предприятиями;

3) правовое регулирование экономических отношений;

4) установление цен на товары и услуги.

2. Государственный бюджет — это

1) государственный орган, отвечающий за распределение финансовых средств

2) план доходов и расходов государства на год

3) разница между доходами и расходами государства

4) годовой план сбора налогов государством

3. К прямым налогам относятся

1) налоги на имущество 2) пошлины 3) акцизы 4) партийные взносы

4. Налоги — это

1) добровольные платежи, осуществляемые гражданами для обеспечения функционирования государства

2) обязательные платежи, взимаемые с граждан и предприятий в государственные и местные бюджеты

3) плата за использование государственной собственности

4) обязательные платежи, взимаемые только местными ор­ганами власти в местные бюджеты

5. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги — единственный источник финансирования го­сударственных программ.

Б. Налоги — обязательные платежи граждан и хозяйствен­ных организаций, взимаемые в пользу государства.

1) верно А 2) верно В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Дефицит государственного бюджета — это

1) снижение внешнего долга государства

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объема денежной массы 4) уменьшение налоговых поступлений

7. Статьи государственного бюджета России включают расходы на

а) регистрацию новых политических партий и объединений

б) финансовую поддержку производственных кооперативов

в) обеспечение деятельности коммерческих банков

г) выплату социальных пособий и пенсий.

8. Государство может и должно воздействовать на рыночную экономику следующими способами:

1) путем установления рыночных цен на товары повседневного спроса;

2) через перераспределение ресурсов между предприятиями;

3) через убеждение и льготы

4) через установление необходимых объемов производства.

9. Верны ли суждения:

А. Спрос на товар уменьшается, если уменьшается цена товара.

Б. Предложение товара увеличивается, если уменьшается цена товара.

1) верно А; 2) верно Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба не верны.

10. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1)установление необходимых объемов производства

2)поддержание конкуренции 3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между предприятиями.

11. Только в условиях командной экономики государство

а) вводит косвенные налоги

б) перераспределяет средства с помощью бюджета

в) является единственным собственником средств производства

г) обеспечивает законодательную защиту конкуренции

12. К каким видам (источникам) пополнения государственного бюд­жета можно отнести следующие меры властей? (к каждому варианту подберите ответ)

А) В 1917 г. в России Временное правительство во главе с Керенским
выпустило большое количество бумажных денег, население стало на­зывать их «керенками». Только в сентябре их было выпущено на сумму 1954 млн. руб.

Б) С 1922 г. власти в Советской России стали выпускать облигации
государственного займа. Они распространялись среди населения (поку­пались). Государство обещало погасить долг по этим бумагам. В итоге
государство получило от населения несколько миллиардов рублей.

13. Укажите особенность государственного бюджета России.

А) Составляется лично Президентом.

Б) Исполнение организуется правительством.

В) Не обладает юридической силой. Г) Принимается сроком на 5 лет.

14. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни.

1. налог на прибыль

3. на недвижимость

4. на добавленную стоимость

Б. косвенный налог

15. Найдите в приведенном ниже списке факты экономи­ческой жизни общества (несколько вариантов).

1) проведение научной конференции

2) изучение экономической теории в вузе

3) разработка статей государственного бюджета

4) участие в антивоенном митинге

5) использование новой технологии в производстве

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Все, что следует знать о бюджете страны

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

  • национальную систему обороны;
  • науку и образование;
  • систему здравоохранения;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
  • формирование государственных резервов;
  • обслуживание и погашение госдолга;
  • дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

  • поддержку промышленного производства;
  • обеспечение органов охраны правопорядка;
  • мероприятия социально-культурного характера.

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

  • налоги с физических лиц и организаций;
  • эмиссия денежных знаков;
  • приватизация.

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

  1. Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности (армия, полиция, суды, тюрьмы), содержание управленческого государственного аппарата.
  2. Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса.
  3. Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам.
  4. Экологическая: охрана окружающей среды.

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

  • положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит;
  • сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным;
  • отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит.

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

  1. Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики.
  2. Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней.
  3. Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

  1. Федеральный (бюджет страны в целом).
  2. Региональный (бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
  3. Местный (бюджеты муниципальных образований – городов, посёлков, станиц, районных центров).

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Читайте также: