Налог за право торговли

Опубликовано: 14.05.2024

СБОР ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ

СБОР ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «е» п. 1 ст. 21), устанавливаемый районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти, уплачиваемый путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляемый в соответствующий бюджет.

Порядок и правила установления и взимания сбора определены в письме Минфина РФ, ГНС и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 г. № 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693 «Официальные материалы по местным налогам и сборам».

Плательщики - предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФ и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти. Торговля товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, включая импортные товары, производится юридическими и физическими лицами на основе обязательного лицензирования и уплаты установленных платежей. Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю только этими товарами и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.

В соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации» физические лица, постоянно занимающиеся торговлей товарами и изделиями, включая торговлю изделиями собственного производства, обязаны зарегистрировать предпринимательскую деятельность и уплатить регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Уплата регистрационного сбора не является основанием для освобождения от сбора за право торговли. Конкретные ставки сбора определяются местными представительными органами власти при принятии решения о введении этого сбора в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д. Ставку платы за лицензию на право торговли товарами, облагаемыми акцизами, рекомендуется устанавливать в зависимости от объявленного дохода от их реализации. Местные органы власти могут устанавливать и иной порядок определения платы за торговлю этими товарами - в размерах фиксированной ставки от установленной Законом МРОТ как отдельно по каждому виду подакцизного товара, так и в целом по группе товаров.

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, приобретают временный патент на право торговли. В патенте на право торговли должны быть указаны период, на который он выдается, группы товаров, которыми будет производиться торговля, и места торговли (точки). На право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон. Уплата сбора производится путем приобретения разовых талонов по месту торговли. Реализация указанных талонов может производиться по решению исполнительных органов власти как специально выделенными сборщиками с оплатой их работы за счет средств, поступающих от местных налогов и сборов, так и возложена на администрацию рынка. Разовый талон для удобства может быть реализован на любое число дней торговли. Стоимость его определяется в этом случае исходя из стоимости разового талона за один день торговли. В талоне проставляется фамилия, имя, отчество гражданина или представителя юридического лица, осуществляющего торговлю. В случае, если сумма сбора уплачена в учреждение банка, талон на право торговли выдается взамен предъявленной квитанции об уплате этого сбора. В местах массовой торговли (ярмарки, рынки) вместо разовых именных талонов участники торговли при наличии кассовых аппаратов получают кассовый чек, который действителен только на указанный день торговли. На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, исполнительными органами власти, на территории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на 1 год. Порядок выдачи этих лицензий, требования, предъявляемые для организации торговли этими товарами, определяются специальным положением о лицензировании торговли этими товарами, утверждаемым исполнительным органом местной власти на основе примерного Положения, направленного им Комитетом РФ по торговле письмом от 17 ноября 1992 г. № 1-070/32-9.

Основанием для выдачи лицензии является заявление юридического или физического лица с предоставлением документов, удостоверяющих источник поступления товара и гарантирующих его качество. Уплата сбора за право торговли производится при приобретении патента или лицензии на право торговли, разового талона. При установлении ставок в зависимости от полученного дохода по согласованию с налоговыми органами могут быть определены и иные сроки его уплаты и представления расчетов по этому сбору. Уплата сбора за право торговли не освобождает плательщика от уплаты лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в то же время, при наличии лицензии на торговлю этими товарами сбор за право торговли не взимается. Патенты и лицензии, разовые талоны на право торговли являются документами строгой отчетности, в них проставляются серия и номер. Их изготовление, учет, организация работы по выдаче осуществляются местными органами исполнительной власти. Средства от сбора за право торговли поступают в доход местного бюджета того региона, на территории которого осуществляется торговая деятельность. Предприятия, имеющие филиалы (подведомственные предприятия) без образования юридического лица на территории другого района (города), уплачивают сбор в бюджет района по месту расположения филиала, по ставкам, действующим в этом регионе. Плата производится юридическим лицом по расчетам, согласованным с налоговыми инспекциями заинтересованных регионов.

Расходы предприятий и организаций по уплате сбора за право торговли осуществляются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход). Местные органы представительной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по уплате сбора за право торговли, которые должны быть определены в принимаемом решении. Льготы по уплате налогов, установленные законодательными актами по отдельным отраслям народного хозяйства, по местным налогам и сборам действуют в том случае, если они подтверждены решением местного органа власти по введению этих налогов. Физические лица - участники торговли обязаны вести учет доходов, полученных от свободной торговли, своевременно сообщать о них в декларациях в налоговые органы. Осуществление торговли без уплаты сбора и отсутствие у плательщика патента или лицензии на право торговли, разового талона является сокрытием объекта налогообложения (права на торговлю). В случае, если юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, допускают сокрытие получаемых доходов, к ним применяются меры по взысканию всей суммы сокрытого или заниженного дохода. Налоговые органы вправе принять к плательщикам, нарушающим налоговое законодательство о местных налогах и сборах, и другие меры, предусмотренные действующим законодательством. Сбор за право торговли с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

к решению городского Совета

от 10 июля 1997 г. N 53

Положение
О сборе за право торговли

1. Общие положения

1.1. Сбор за право торговли устанавливается на основании статей 15 и 39 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта "е" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

1.2. Сбор устанавливается решением городского Совета.

2. Плательщики сбора

2.1. Плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФ и других государств (физические лица), осуществляющие оптовую и розничную торговлю на территории Г.Новосибирска товарами и изделиями как через стационарные торговые предприятия, складские помещения и др., так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков, киосков, павильонов и автомашин и др* в местах, определенных мэрией и администрациями районов города.

Реализация товаров населению за наличный и безналичный расчет, в кредит, пластиковыми карточками, чеками относится к розничной торговле (розничному товарообороту).

Реализация товаров юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей (как за наличный, так и безналичный расчет, а также по договорам мены и другим гражданско-правовым договорам) партиями, через сеть оптовых и мелкооптовых предприятий, организаций всех форм собственности относится к оптовой торговле (оптовому товарообороту).

2.2. Торговля товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, включая импортные товары, производится юридическими и физическими лицами на основе обязательного лицензирования и уплаты установленных платежей.

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю только этими товарами (100 процентов товарооборота) и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.

2.3. В соответствии с Законом РФ "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации "физические лица, постоянно занимающиеся торговлей товарами и изделиями, включая торговлю изделиями собственного производства, обязаны зарегистрировать предпринимательскую деятельность и уплатить регистрационный сбор.

Уплата регистрационного сбора не является основанием для освобождения от сбора за право торговли.

3. Ставка сбора и льготы по уплате

3.1. Ставка сбора за право торговли устанавливается в зависимости от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с применением следующих коэффициентов:

3.1.1. За один день торговли на улице, в том числе на организованных рынках, в подземных переходах, с рук, лотков, прилавков, столов, корзин, цистерн:

3.1.2. За один день торговли через стационарную мелкорозничную сеть (торговля в киосках, павильонах, трейлерах), в том числе в арендуемых и субарендуемых:

3.1.3. За один день торговли с автотранспорта:

3.1.4. За один месяц торговли в стационарных торговых помещениях (магазины), в том числе в арендуемых и субарендуемых из расчета за 1 кв.м. торговой площади:

Торговой площадью считается площадь торгового зала за исключением площадей, сдаваемых в аренду и субаренду. В торговую площадь входят залы, предназначенные для демонстрации предлагаемых к продаже товаров (в том числе для торговли по образцам).

3.1.5. За один день торговли для арендаторов и субарендаторов, использующих торговую площадь помещений, указанных в п.3.1.4, в том числе на ярмарках:

3.2. За один месяц оптовой торговли сбор взимается в размере 0,15 процента от фактического товарооборота (без НДС, акцизов и налога на реализацию ГСМ).

3.3. От уплаты сбора освобождаются:

3.3.1. Специализированные стационарные предприятия торговли - магазины (овощные, молочные, хлебные, книжные, по торговле товарами детского ассортимента, зоомагазины) и их мелкорозничная сеть, расположенная на территории, прилегающей к данным предприятиям, независимо от форм собственности, у которых доля реализации основных видов товаров составляет не менее 70 процентов в общем товарообороте.

3.3.2. Промышленные предприятия, предприятия общественного питания, бытового обслуживания города при торговле продукцией только собственного производства.

3.3.3. Юридические лица, зарегистрированные на территории Новосибирской области, торгующие сельскохозяйственной продукцией собственного производства.

3.3.4. Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи при торговле с рук продукцией собственного производства.

3.4. Решение о применении пункта 3.3. принимается районной комиссией и оформляется распоряжением главы администрации. В состав комиссии входят представители администрации, налоговых органов и депутаты городского Совета от соответствующего района. Комиссия создается распоряжением главы администрации и имеет право:

3.4.1. В зависимости от места расположения торговых точек и вида товара устанавливать повышающие до 2-х и понижающие до 0,5 коэффициенты к существующим ставкам.

3.4.2. Для категорий плательщиков сбора, работающих по договорам и обслуживающих социально незащищенные группы населения, детские дошкольные, учебные учреждения, больницы, снижать ставку сбора до 50 процентов.

4. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора

4.1. Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, приобретают в администрациях районов города разрешение на право торговли.

В разрешении на право торговли должны быть указаны:

- период, на который он выдается;

- группы товаров, которыми будет производиться торговля;

4.2. На право торговли с временных торговых точек в местах, определенных мэрией и администрациями районов города, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон.

Уплата сбора производится путем приобретения разовых талонов по месту торговли. Реализация указанных талонов может производиться по распоряжению администраций районов города специально выделенными сборщиками с оплатой их работы за счет средств, поступающих от местных налогов и сборов. Разовый талон для удобства может быть реализован на любое число дней торговли. Стоимость его определяется в этом случае исходя из стоимости разового талона за один день торговли и количества дней торговли.

В талоне проставляются фамилия, имя, отчество гражданина или представителя юридического лица, осуществляющего торговлю.

В случае, если сумма сбора уплачена в учреждение банка, талон на право торговли выдается при предъявлении квитанции об уплате этого сбора.

В местах массовой торговли (на ярмарках, рынках) вместо разовых именных талонов участники торговли при наличии кассовых аппаратов получают кассовый чек, который действителен только на указанный день торговли.

4.3. Юридические лица и предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, приобретают в администрациях районов города по месту расположения (юридическому адресу) предприятия или предпринимателя разрешение на право торговли, аналогичное указанному в пункте 4.1. данного Положения.

Юридические лица, имеющие юридический адрес вне г.Новосибирска, но осуществляющие оптовую торговлю на его территории, получают разрешение на право торговли в администрациях районов города по месту постановки на налоговый учет в Государственной налоговой инспекции районов г.Новосибирска по месту осуществления оптовой торговли.

Срок действия разрешения на право торговли устанавливается в один календарный квартал. Разрешение на право торговли приобретается не позднее 1-го числа месяца, следующего за месяцем сдачи плательщиком отчета в налоговые органы.

Уплата сбора производится по ставкам, установленным в п. 3.2 данного Положения, исходя из фактического (на основании бухгалтерской отчетности) объема оптового товарооборота за предыдущий квартал с последующим перерасчетом (доплатой или зачетом в счет будущих платежей) сумм сбора по итогам работы за квартал, на который установлен срок действия разрешения на право торговли.

Плательщики сбора обязаны вести раздельный учет по видам торговли (оптовая и розничная). При отсутствии раздельного учета сбор взимается с общего товарооборота.

Плательщики, выразившие намерение осуществлять оптовую торговлю впервые, вносят первый платеж сбора исходя из заявленного объема товарооборота.

4.4. Разрешение на право торговли, разовый талон выдаются после уплаты сбора за право торговли.

4.5. Уплата сбора за право торговли не освобождает плательщиков от уплаты лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в то же время при наличии лицензии сбор за право торговли этими товарами не взимается.

4.6. Разрешения на право торговли, разовые талоны на право торговли являются документами строгой отчетности, в них проставляются серия и номер. Их изготовление, учет, организация работы по выдаче осуществляются администрациями районов города.

4.7. Средства от сбора за право торговли поступают в доход того района, на территории которого осуществляется торговая деятельность. Предприятия, имеющие филиалы (подведомственные предприятия) без образования юридического лица на территории другого района, уплачивают сбор в доход района по месту расположения филиала.

4.8. Расходы предприятий и организаций по уплате сбора за право торговли осуществляются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

5. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов

5.1. Плательщики сбора за право торговли несут ответственность за своевременность и полному его уплаты в соответствии с Законом РФ "О государственной налоговой службе РФ" и Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Осуществление торговли без уплаты этого сбора и отсутствие у плательщика разрешения на право торговли или лицензии на право торговли, разового талона является сокрытием объекта налогообложения. К юридическим и физически лицам, осуществляющим торговлю без уплаты установленных платежей, применяются меры воздействия, предусмотренные ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", - взыскание суммы налога (сбора за право торговли) за сокрытый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двойном размере этой суммы.

Налоговые органы вправе принять к плательщикам, нарушающим налоговое законодательство, и другие меры, предусмотренные ст.13, 14 указанного Закона.

Кроме того, на должностных лиц и граждан, допускающих нарушения налогового законодательства, налагаются административные штрафы в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О государственной налоговой службе РФ".

5.2. Контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты указанного сбора осуществляется налоговыми органами г.Новосибирска, правоохранительными органами, управлением потребительского рынка и услуг мэрии, администрациями районов города.

* Понятия некоторых объектов торговли, используемые в данном Положении:

магазин - пункт продажи товаров, расположенный в капитальных зданиях, помещениях, имеющих торговую площадь, в том числе площадь торгового зала, подсобные помещения и создающий наилучшие условия для продажи товаров;

павильоны и киоски - сооружения легкого некапитального типа, относящиеся к стационарной мелкорозничной торговой сети. Павильон имеет торговую площадь (в том числе площадь торгового зала не менее 12 кв.м.) и подсобные помещения для хранения товарного запаса. Киоск, трейлер в отличие от павильона не имеет подсобного помещения. В связи с отсутствием торгового зала покупатели не имеют доступа внутрь данного объекта;

лоток - объект передвижной (разносной, развозной) мелкорозничной торговой сети. Он представляет собой простейшее устройство. Под это понятие может быть отнесено рабочее место площадью не более 2-3 кв.м, оборудованное выносным столом, сборно-разборным столиком. Через лоток допускается продажа ограниченного ассортимента. Лоток может быть оборудован легким укрытием: зонтиком, шатром, палаткой;

отдел - арендуемая площадь торгового зала свыше 3-х кв.м;

цистерна - емкость для хранения жидкостей.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как выбрать систему налогообложения для розничного магазина
  • Бухгалтерия
  • Налоги
  • Патент
  • УСН


От системы налогообложения зависит, сколько бизнес будет платить в бюджет и как часто придется отчитываться. Рассказываем, по каким критериям ее выбирать и какой налоговый режим выгоднее всего для розничной торговли.

Что учитывать магазину при выборе системы налогообложения

В этой статье речь пойдет только про розничные магазины, которые занимаются торговлей в помещениях. Если вы продаете онлайн, то там другая ситуация — подробно разобрали ее в отдельной статье.

Чтобы выбрать систему налогообложения для розничного магазина, нужно учесть несколько факторов: организационно-правовую форму бизнеса, ограничения по виду деятельности, годовой доход и число сотрудников.

Организационно-правовая форма. Важно, как зарегистрирован бизнес: как юрлицо или индивидуальный предприниматель. Для них подходят разные налоговые режимы.

Системы налогообложения для торговли в розницу ИП и ООО

Вид деятельности. Только на ОСН нет ограничений по видам деятельности. При выборе другой системы важно, что именно собираетесь продавать:

  1. На патенте не получится продавать крепкий алкоголь, так как ИП не дадут лицензию. Еще запрещено продавать лекарства, меховые изделия и обувь.
  2. На УСН нет ограничений для ООО, которые торгуют в розницу. А вот ИП на любом режиме не сможет продавать крепкий алкоголь.
  3. На НПД можно продавать товары только собственного производства: заниматься перепродажей нельзя.

Если сомневаетесь, уточните в налоговой ограничения по вашему виду деятельности. Может оказаться, что вам подходит только один налоговый режим и не придется выбирать.

Сумма дохода. Как и с видом деятельности, ограничений нет только на ОСН. На других системах налогообложения есть лимит максимального годового дохода. В 2021 году ограничения такие:

  • 2,4 млн рублей в год — для самозанятых;
  • 60 млн рублей в год — для патента;
  • 200 млн рублей в год — для упрощенки.

Чтобы выбрать подходящую систему, прикиньте, какой доход планируется у вас за год. Сумму лучше брать с запасом.

Число сотрудников. На ОСН можно вести бизнес с любым количеством сотрудников. На других системах есть лимит по сотрудникам:

  • до 130 человек — для УСН;
  • до 15 человек — для патента.

Предприниматели на НПД вообще не имеют права нанимать работников по трудовым договорам.

Виды налоговых режимов для розничной торговли

Всего есть пять режимов налогообложения: общая система, упрощенка, патент и самозанятые и ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН подойдет только сельхозпроизводителям — тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Это редкий случай, поэтому для розничных магазинов мы его рассматривать не будем.

Независимо от выбранного налогового режима ИП и компании платят страховые взносы, иногда дополнительные налоги, а также отчитываются за сотрудников, если они есть.

Страховые взносы. Есть два типа страховых взносов:

  • страховые взносы ИП за себя: платят все предприниматели, кроме ИП на НПД;
  • страховые взносы за сотрудников: платят все ИП и компании, у которых есть сотрудники.

Дополнительные налоги. Эти налоги нужно платить на любой системе налогообложения, если есть объект налогообложения. Они одинаковы для ИП и компаний:

  • земельный — если в собственности есть земельный участок;
  • налог на имущество — если в собственности есть торговая или офисная недвижимость, например магазин;
  • транспортный — если в собственности есть автомобиль.

Еще есть ввозной НДС: его платят все компании или ИП, которые ввозят товар в Россию границы. Правда, в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается: например, при ввозе медицинских товаров.

Кратко все различия налоговых режимов можно представить в таблице.

Отличия систем налогообложения для торговли в розницу

Дальше расскажем подробнее о каждом налоговом режиме, подходящем для розничной торговли.

ОСН — общая система налогообложения

Ограничения. Этот режим подходит для всех, на нем нет ограничений. По умолчанию ОСН назначается всем компаниям и ИП при регистрации бизнеса: если не выберете другую систему налогообложения, будете работать на общей системе. Для многих предпринимателей это нежелательная ситуация: тут больше всего отчетности и налогов. Но , наоборот, выгоднее работать на ОСН.

Налоги. Различаются для компаний и ИП:

  • налог на прибыль по ставке 20% — для компаний, НДФЛ по ставке 13% — для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС по ставке 20%, 10% или 0%;
  • торговый сбор, если ИП или ООО ведет розничную торговлю в Москве. Величина сбора зависит от вида торговли, местоположения магазина и площади зала.

Отчетность. Компании на ОСН сдают:

  • декларацию по налогу на прибыль — ежеквартально;
  • декларацию по НДС — ежеквартально;
  • бухгалтерскую отчетность — раз в год;
  • отчетность за сотрудников.

ИП на ОСН сдают:

  • декларацию 3-НДФЛ — раз в год;
  • декларацию по НДС — ежеквартально;
  • отчетность за сотрудников, если они есть.

Еще предприниматели и юрлица ведут книгу покупок и продаж. Ее ведут все, кто отчитывается по НДС. А ИП ведет еще и книгу учета доходов и расходов. То есть предприниматели ведут две книги параллельно.

На ОСН больше всего расчетов и отчетов по сравнению с другими системами налогообложения, поэтому не обойтись без бухгалтера. Самое сложное — правильно учитывать доходы, расходы, считать НДС и налоговую базу.

Когда стоит выбрать. Режим подойдет магазину, если он работает с юридическими лицами, которым важно принимать к вычету НДС. Еще стоит выбрать ОСН, когда годовой оборот превышает лимиты на упрощенке.

УСН — упрощенная система налогообложения

Ограничения. Для работы на УСН есть ограничения:

  • годовой доход до 200 млн рублей;
  • в штате до 130 сотрудников;
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн рублей.

Дополнительные условия для юрлиц:

  • другой компании может принадлежать не более 25% уставного капитала;
  • нет филиалов.

С 2021 года действует правило: если ИП или ООО зарабатывает до 150 млн рублей в год, он платит налоги при УСН по обычной ставке, а если от 150 до 200 млн рублей — по повышенной. Если же доход стал больше 200 млн рублей, то компанию или ИП автоматически снимают с упрощенки и она должна отчитываться по ОСН с того квартала, в котором случилось превышение.

Правило касается и сотрудников: до 100 человек по обычной ставке, от 100 до 130 — по повышенной.

Налоги. Компании и ИП на упрощенке платят в бюджет:

  • налог по ставке 6% с объекта «Доходы» или по ставке 15% — «Доходы минус расходы»;
  • торговый сбор при розничной торговле в Москве.

Регионы могут устанавливать более низкие ставки, поэтому лучше проверить это на сайте налоговой

Отчетность. Юрлица сдают:

  • декларацию по УСН — раз в год;
  • бухгалтерскую отчетность — раз в год.

ИП сдают декларацию по УСН — раз в год.

Также компании и ИП на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов и предоставлять ее по требованию налоговой.

Когда стоит выбрать. УСН подойдет магазину, у которого не более 130 сотрудников и оборот не больше 200 млн рублей в год.

ПСН — патентная система налогообложения

Работать на патенте могут только ИП. Каждый регион определяет самостоятельно, по каким видам деятельности выдавать патенты. Но есть общие ограничения, которые действуют для всех.

Ограничения. Для розничной торговли на патенте есть требования:

  • выручка не более 60 млн рублей в год;
  • площадь магазина — до 150 м²;
  • максимальное количество сотрудников — 15 человек;
  • нельзя продавать бензин, дизельное топливо, автомасла.

На патенте нельзя продавать отдельные виды маркированных товаров: лекарства, обувь и меховые изделия. Другими маркированными товарами торговать на патенте можно.

Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

Преимущество ИП на патенте — они не платят торговый сбор, если ведут торговлю в Москве.

Патент нужно покупать в том же регионе, где находится магазин ИП. Например, если магазины ИП расположены в Курске, патент надо покупать там. А если у него несколько точек в Курске и Дмитрове, патенты оформляют в обоих регионах. Для каждой точки оформляется отдельный патент.

Отчетность. ИП на патенте не сдают декларации, но обязаны вести книгу учета доходов.

Когда стоит выбрать. Патент подойдет небольшим магазинам, в которых не продается крепкий алкоголь, и сезонному бизнесу: патент можно оформить на нужный срок, например три летних месяца.

НПД — налог на профессиональный доход

Предпринимателей и физлиц, которые платят налог на профессиональный доход, называют «самозанятые». Работать на НПД может только физлицо или ИП.

Самозанятым можно продавать товары, сделанные своими руками. Например, кондитер печет торты и продает их на ярмарке или швея шьет халаты и ночные сорочки на заказ.

В жизни у самозанятого может быть свой небольшой магазин-мастерская, где он сам продает товары собственного производства. Но по закону это не считается розницей.

Ограничения. Основное препятствие — можно продавать только товары, который сделал сам. Поэтому НПД не подойдет большинству розничных магазинов.

Для самозанятых есть и другие ограничения:

  • нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам;
  • годовой доход — до 2,4 млн рублей;
  • нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, например обувь;
  • НПД нельзя совмещать с другими режимами.

Налоги. Ставки налога: 4% — с доходов от физлиц, 6% — с доходов от юрлиц и ИП.

Отчетность. У самозанятых нет отчетности. ИП вносит доходы в приложение, а налоговая по ним каждый месяц рассчитывает и автоматически начисляет налог.

Когда стоит выбрать. действующих ограничений НПД подойдет только предпринимателям, которые продают товары собственного производства, не планируют нанимать сотрудников и зарабатывают в среднем до 200 тысяч в месяц.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Если вы учли ограничения и теперь выбираете из нескольких налоговых режимов, нужно рассчитать налоговую нагрузку. Где будет меньше всего платежей, та система налогообложения для вас выгоднее всего.

При выборе системы налогообложения и расчете доходов учтите, что для некоторых новых ИП действуют «налоговые каникулы». Это значит, что можно вообще не платить налоги два года.

Приведем пример для ИП без сотрудников, это упрощает расчеты. За сотрудников нужно платить НДФЛ и страховые взносы — они одинаковы для всех налоговых режимов и не влияют на выбор

Представим, что ИП без сотрудников открывает розничный магазин в Казани, площадь торгового зала — 50 м². Планирует, что годовой доход будет 6 000 000 ₽, расходы за год — 4 200 000 ₽.

Расчет платежей на ОСН. Для простоты расчета представим, что все доходы и расходы облагались НДС.

Расчет платежей для розницы на общей системе налогообложения

Получили, что на общей системе налогообложения предприниматель заплатил бы за год 643 685 ₽.

Расчет платежей на УСН «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог: 1% от полученных за год доходов. Его сравнивают с налогом по ставке 15% и платят в бюджет сумму, которая оказалась больше.

На этом налоговом режиме страховые взносы тоже можно вычесть из доходов, как и остальные расходы на бизнес.

Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы»

ИП на УСН «Доходы минус расходы» заплатит в бюджет 318 795 ₽.

Расчет платежей на УСН «Доходы». Налог считается от всех поступлений ИП — наличными и на расчетный счет, расходы не учитываются.

Зато из исчисленного налога можно вычесть уплаченные страховые взносы.

Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы»

Общая сумма налогов в бюджет у ИП на УСН с объектом налогообложения «Доходы» — 360 000 ₽.

Патент. Стоимость патента на год для розничной торговли в Казани — 259 800 ₽. Цена высокая, потому что стоимость патента зависит от потенциально возможного дохода, местности, где расположен магазин, и его метража. Например, годовой патент для такого же магазина в Майкопе стоил бы 114 000 ₽.

Патент тоже можно уменьшить на страховые взносы.

Расчет платежей для розницы на патентной системе налогообложения

НПД. НПД не подходит, потому что в примере доход выше 2,4 млн рублей.

Получили такие результаты:

  • ОСН — 643 685 ₽;
  • УСН «Доходы минус расходы» — 318 795 ₽;
  • УСН «Доходы» — 360 000 ₽.
  • патент — 259 800 ₽.

В нашем случае наиболее выгодная система налогообложения для предпринимателя — патент. Для другого города и магазина меньшего размера выгоднее может оказаться УСН «Доходы минус расходы», нужно считать для каждой ситуации.

Какую систему налогообложения выбрать для розничного магазина

В общем случае алгоритм такой:

  1. Определитесь с организационно-правовой формой. Выберите, что лучше подходит для вашего бизнеса: ИП или ООО. От этого будет зависеть, из каких режимов налогообложения вы сможете выбирать.
  2. Учтите все ограничения. Выберите из режимов налогообложения те, что подходят вашему бизнесу — по уровню доходов, числу сотрудников и другим ограничениям. Может оказаться, что вам подойдет только один из налоговых режимов и не придется ничего рассчитывать.
  3. Рассчитайте платежи в бюджет: сколько налогов и взносов надо платить на каждой подходящей вам системе налогообложения.

Дальше разберем частные ситуации, для которых есть свои особенности.

Продажа через вендинговые аппараты. Подойдут любые режимы налогообложения, ограничений для вендинга нет. А если предприниматель без работников будет продавать товары собственного производства, то может стать и платить самый минимальный налог — на профессиональный доход.

Совмещение оптовой и розничной торговли. При оптовой торговле запрещено применять патент. Но при этом патент можно совмещать с другими режимами. Поэтому есть два варианта:

  • выбираете упрощенку или ОСН для обоих видов деятельности;
  • выбираете для розничной торговли патент, для оптовой — УСН или ОСН.

Розничная торговля маркированными товарами. Ограничения есть только на патенте: запрещено продавать отдельные виды маркированных товаров — лекарства, обувь и мех. Для них ПСН не подойдет.

При продаже других маркированных товаров, например духов или шин, нет ограничений. Поэтому компании и ИП могут выбирать любые режимы налогообложения.

Розничная торговля алкоголем и табаком. Компании могут работать на любой системе налогообложения — для ООО ограничений нет. ИП может применять любой режим, кроме самозанятости, потому что на нем можно продавать только товары, которые изготовил сам.

Но для ИП есть дополнительные ограничения: из спиртного они могут продавать только пиво и пивные напитки. Торговать крепким алкоголем предприниматели не имеют права, для этого надо регистрировать ООО.

Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф

Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных:

  • расчет налогов для ИП и ООО на УСН или патенте;
  • подготовка документов и отчетности по сотрудникам;
  • консультации по льготам для бизнеса.

Понятие торгового сбора вошло сначала в обиход москвичей, а затем и жителей других городов федерального значения РФ с 2015 года. Для регламентирования этого платежа написана глава 33 Налогового Кодекса Российской Федерации, включенная туда на основании Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Рассмотрим, какие особенности имеются у этого платежа, какова его база, кто попадает под категорию плательщиков, куда именно нужно вносить средства, а также как правильно заполнить форму для регистрации.

Как определяет торговый сбор Налоговый Кодекс РФ

Торговый сбор – обязательный местный платеж, введенный с 1 июля 2015 года в Москве, а затем в Санкт-Петербурге и Севастополе, перечисляемый за ведение реализаторской деятельности на различных объектах, среди которых:

  • неперемещаемые торговые объекты без специальных залов (кроме торговли на автозаправочных станциях);
  • «движимые» точки для осуществления продаж (лотки, палатки, торговля с автомобилей, столов, раскладок и т.п.);
  • торговые залы в постоянных торговых помещениях (магазины, лавки, павильоны);
  • склады с отпускаемыми прямо оттуда товарами.

Муниципальные объединения, для которых обязателен торговый сбор, своей властью регламентируют в юридических актах льготные условия для тех, кто должен его оплачивать, а также обозначают категории льготников и процедуру использования особых ставок.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В упомянутых городах торговый сбор должен уплачиваться неукоснительно, а в других местах РФ его можно ввести только после принятых законодательных новшеств на уровне государства и региона.

Торговый сбор взимается, если хотя бы единожды в квартал вышеупомянутые объекты (перемещаемые или стационарные) были использованы по назначению: период применения, особенности продаваемой продукции и полученный доход или убыток не оказывают влияния на размер торгового сбора. Для ИНФС неважно также, находится ли данный реализаторский объект у предпринимателя на правах собственности или же арендуется.

Деятельность предпринимателя попадет под обязательство этого сбора, если торговля происходит на одном из четырех предусмотренных типов торговых точек или помещений. В таких случаях говорят, что для нее применяется объект осуществления торговли – движимые или недвижимые материальные активы, с помощью которых производят реализацию товаров. Именно эти имущественные активы и составляют объект торгового сбора.

К СВЕДЕНИЮ! Базой для данного платежа являются не средства, вырученные в результате реализации товара, а определенные характеристики примененного для осуществления торговли стационарного или движимого объекта.

Кто платит, а кто не платит торговый сбор

Ст. 411 НК РФ установила в качестве плательщиков торгового сбора индивидуальных предпринимателей и/или юрлиц, чья деятельность, подпадающая под этот платеж, сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Освобождены от необходимости уплачивать торговый сбор такие категории предпринимателей (п. 2 ст. 411 НК РФ):

  • выбравшие налоговый режим ЕСХН;
  • осуществляющие деятельность согласно патенту.

ВАЖНО! Освобождение для пользующихся обозначенными налоговыми режимами действительно только в тех видах деятельности, относительно которых актуален тот или иной спецрежим.

Еще одна тонкость – предприниматели, «сидящие» на ЕНВД, не могут применять этот режим налогообложения для вида деятельности, который предусматривает взимание торгового сбора (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Но так как ЕНВД в Москве достаточно давно не используется, этот нюанс напрямую касается ИП и организаций Санкт-Петербурга и Севастополя.

Постановка на учет

Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

Куда подавать уведомление

Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

Форма уведомления

Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

  • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
  • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
  • название объекта, с которого происходит торговля;
  • его месторасположение (точный адрес);
  • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
  • порядок расчета суммы платежа;
  • льгота (если она применима).

СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

Когда оплачивать сбор

Этот платеж назначается поквартально, а значит, относится к квартальным показателям. Заплатить его необходимо до 25 числа следующего за последним днем отчетного квартала месяца. Если конечная дата производства платежа выпадает на выходной, закон разрешает ее передвинуть на следующий день.

Даты, относительно которых ведется исчисление:

  • начало обложения торговым сбором – зафиксированная дата, когда первый раз с начала квартала использовался торговый объект;
  • дата прекращения обязанностей плательщика данного сбора (снятие с налогового учета по этому виду платежей) – день, когда бизнесмен перестает вести деятельность, обозначенную в его налоговом уведомлении.

Как расcчитать сумму сбора

Показатель торгового сбора предпринимателю вменяется исчислить самому для каждого торгового объекта, который был применен в продолжение квартала для торговли хотя бы единожды. Налоговый Кодекс определяет максимально допустимые ставки сбора. Конкретные же условия для уплаты принимают городские власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при этом выходить за лимит, установленный НК РФ, они не правомочны. Максимальный размер ставки, обуславливающий ее лимит, определяется такими величинами, как:

  • трехмесячная стоимость патента на розничную торговлю соответствующим товаром;
  • вид торговой деятельности (есть ограничения по определенным способам ее организации);
  • площадь торговой точки-объекта (если торговое помещение занимает площадь более 50 кв. м, то ставка торгового сбора вычисляется по метражу на каждом отдельно взятом торговом месте).

Вычисляется сумма, предназначенная к уплате, обычным для налоговых платежей способом: законодательная ставка умножается на показатель величины базы.

торгового сбора = Сторгового сбора х Хфизич.

  • Сторгового сбора – ставка, принятая для торгового сбора данным муниципальным законодательством (или максимальная в соответствии с НК РФ);
  • Хфизич. – база налогового сбора – физическая характеристика торгового объекта.

Базой для данного налога, как говорилось выше, является физические характеристики движимых или недвижимых имущественных активов, с помощью которых бизнесмен осуществляет торговлю. В качестве профильной физической характеристики выступает площадь торговой точки, зала, магазина, розничного рынка и т.п., поданная в регистрационных документах (подпункт 5 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ).

СПРАВКА! Максимальной налоговой ставкой, которая может стать основой для расчета торгового сбора, является сумма в 550 руб. /кв. м., которую умножают на ежегодный коэффициент-дефлятор.

Конкретные ставки торгового сбора

Ставки отличаются по городам и по характеристикам налогооблагаемой базы. Приведем данные для тех городов, где уже действует закон об обязанности торгового сбора.

Властями Москвы установлены предельные ежеквартальные ставки торгового сбора:

  • за объекты без торгового зала, а также нестационарные торговые точки – 92 900 руб.;
  • за торговые залы площадью до 50 кв. м – 68 820 руб.;
  • за каждый квадратный метр зала площадью свыше 50 кв.м, как и за площадь склада, с которого опускаются товары – 1375 руб.;
  • за каждый кв. м розничного рынка – 550 руб. (эта сумма одинакова для всех трех городов).

В Санкт-Петербурге действуют немного меньшие пределы:

  • за стационарные объекты без торгового зала и «движимость» – 41 130 руб.;
  • за маленькие торговые помещения менее 50 кв. м – 38 200 руб.;
  • за метраж больших помещений, как и за площадь склада – 765 руб. /кв. м.

Севастополь отличается самыми низкими лимитами на торговый сбор:

  • за нестационарные и не имеющие залов объекты торговли – 9 290 руб.;
  • за небольшие помещения до 50 кв. м. – 7 740 руб.;
  • за метраж складов и больших помещений для торговли – 155 руб./кв. м.

Москва предоставляет некоторым категориям плательщиков определенные льготы по торговому сбору, разрешая его не оплачивать:

  • предпринимателям, использующим торговые автоматы;
  • на ярмарках выходного дня или посвященных определенному виду товаров;
  • с отдельных торговых точек на розничных рынках;
  • представителям, которые торгуют «на разнос» внутри автономных, казенных или бюджетных учреждений;
  • федеральной почте.

Пример вычисления максимальной суммы торгового сбора

Стационарное торговое помещение (павильон прохладительных напитков) находится в г. Севастополь, его площадь составляет 90 кв. м, что превышает законодательно отмеченный предел в 50 кв. м. Ставка за каждый квадратный метр торгового зала, большего 50 кв.м, в Севастополе самая низкая и составляет всего 155 руб. Патент на розничную торговлю безалкогольными напитками на трехмесячный срок стоит 27 000 руб. Таким образом, максимальная сумма, уплаченная ежеквартально как торговый сбор, может составить 27 000 / 155 х 90 = 15 677 руб. Если власти Севастополя увеличат или уменьшат стоимость патента на розничную торговлю, то максимальная сумма торгового сбора также изменится.

Чем грозит неуплата налогового сбора

Налоговый Кодекс гарантирует серьезные денежные штрафы для бизнесменов, пренебрегающих перечислением этого платежа, делающих это несвоевременно или не в нужном размере, а также допускающих ошибки в вычислении размеров сбора. На совести осуществляющих торговлю также и своевременное и безошибочное уведомление органов ИНФС о старте применения торгового объекта, его характерных показателях и появляющихся переменах. Ответственность, грозящая плательщикам в случае выявления нарушений, установлена законом в таких суммах:

  • за просрочку в регистрационном учете плательщиков торгового сбора нерадивый предприниматель, все же продолжающий торговлю, заплатит 10% от суммы прибыли за расчетный квартал с налогооблагаемого торгового объекта, но не меньше 40 тыс. руб.;
  • ИП или организация не зарегистрировались вообще – штраф может составить 10 000 руб.;
  • если из-за недостоверных данных, которые предприниматель проставил в уведомлении, сумма уплаты получилась меньше положенной, нарушитель заплатит 20% от полагающейся суммы сбора, а если будет доказана не ошибка, а умысел – то 40%.

ВАЖНО! Начисление штрафов и пеней не отменяет обязательство по взиманию самого сбора – государство в лице налоговых органов не должно недополучить полагающиеся по закону средства.

Торговый сбор в ассоциации с налогообложением

Федеральные законы регламентируют особое соотношение торгового сбора и других фискальных оплат. На размер внесенного торгового сбора могут быть снижены налоги, которыми облагаются доходы (НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и налог на прибыль или единый налог для «упрощенцев» – для организаций). Естественно, это допустимо только при своевременной регистрации.

Правительство отказалось от «реанимации» налога с продаж. Но для решения бюджетных проблем «изобрели» торговый сбор и ввели в Налоговый кодекс новую главу. Разберемся, кому и за что надлежит платить этот сбор, как и по какой ставке рассчитать, и как он скажется на общей нагрузке на бизнес.

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс введена глава 33, посвященная новому обязательному взносу под названием «Торговый сбор». Соответствующие поправки в законодательство внесены Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ (далее –Закон № 382-ФЗ ). Введение новых отчислений начинается с 1 июля 2015 года в Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе. На территориях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона (п. 1 ст. 410 НК РФ). Хотя теоретически законодатели уже предусмотрели возможность введения торгового сбора на территориях любых муниципальных образований. Разумеется, при условии, что местные власти примут соответствующее решение.

В начальной редакции поправок законодатели предполагали облагать торговыми сборами четыре вида деятельности: розничную торговлю, объекты питания, такси и туристическую деятельность. Впоследствии к этим видам деятельности было добавлено множество других услуг: от платных туалетов, парикмахерских и ремонта ювелирных изделий до грузоперевозок. А поскольку все виды бизнеса, которые были перечислены в поправках изначально, – в основном малый бизнес, – такое предложение законодателей стало для коммерсантов неожиданной и неприятной новостью. Было очевидно, что мало кто из предпринимателей перенесет введение подобного сбора в предлагаемой форме. Впоследствии Госдума одобрила «смягченный» вариант изменений в Налоговом кодексе.

Он предусматривает введение сборов только за право заниматься торговлей.

В итоге плательщиками сбора станут организации и индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность с использованием объектов движимого или недвижимого имущества (объектов осуществления торговли) на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 413 НК РФ).

От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), а также фирмы и предприниматели, уплачивающие единый сельхозналог (ЕСХН) (п. 2 ст. 411 НК РФ). Кроме того, организации и предприниматели, торгующие в розницу на территориях, где будет введен торговый сбор, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД. К торговой деятельности, подпадающей под торговый сбор, законодатели отнесли (п. 2 ст. 413 НК РФ):

  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением магазинов на автозаправках);
  • торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.

Кроме того, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ). Под ней понимается деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Что облагается торговым сбором

Как уже было сказано выше, организации и индивидуальные предприниматели ведут деятельность, облагаемую торговым сбором, с использованием объектов движимого и недвижимого имущества – «объектов осуществления торговли». Под такими объектами понимаются (п. 4 ст. 413 НК РФ):

  • здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка;
  • объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.

При этом датой возникновения объекта обложения сбором является дата начала использования указанного имущества для торговой деятельности, а датой прекращения объекта обложения сбором – дата прекращения использования такого имущества для торговой деятельности (п. 2 ст. 412 НК РФ).

В новой главе 33 Налогового кодекса не разъясняется, что признается стационарным или нестационарным торговым объектом для целей уплаты торгового сбора.

По нашему мнению, ответ на этот вопрос можно найти в главе 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса. Отметим, что законодатели привязали ставку торгового сбора именно к сумме налога, уплачиваемой по патенту. Помимо этого, глава 33 содержит для некоторых определений (например, для площади торгового зала) ссылки именно на главу 26.5 кодекса.

Фирма (ИП) должна подать в налоговую уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ)

Итак, к нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, то есть с использованием движимого имущества (например, автомобилей или фургонов) (подп. 10 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

Заметим, что в перечне объектов осуществления торговли прямо не поименованы торговые автоматы. Поэтому может сложиться впечатление, что торговля через них не подпадает под уплату сбора. На наш взгляд, это не так.

Если опять обратиться к статье 346.43 Налогового кодекса, то мы увидим, что к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены торговые автоматы. А, как мы уже сказали ранее, глава 33 Налогового кодекса относит к торговой деятельности торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов. Значит, торговля через автоматы также будет подпадать под уплату торгового сбора.

Что касается деятельности по организации розничных рынков, то здесь объектом осуществления торговли будет являться недвижимое имущество, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.

Чтобы стать плательщиком сбора, достаточно использовать объект осуществления торговли хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Например, если предприниматель хотя бы раз в квартал продаст свои товары на рынке выходного дня, ему придется уплатить торговый сбор.

Как встать на учет

Если организация или предприниматель подпадают под уплату торгового сбора, они должны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика этого сбора. Не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором они должны подать в налоговую уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ).

Осуществление торговли без подачи налоговикам уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 416 НК РФ). За это пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей. Кроме того, должностных лиц накажут административным штрафом от двух до трех тысяч рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Рекомендуемая форма уведомления и порядок ее заполнения есть в письме ФНС России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3- 10036@. Уведомление можно будет подать либо «на бумаге», либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ).

После получения уведомления инспекторы должны поставить вас на учет как плательщика торгового сбора. И еще пять дней им дано для направления вам соответствующего свидетельства.

Если для торговли вы используете объект недвижимости, то вас поставят на учет по месту нахождения этого объекта. В иных случаях организацию поставят на учет по месту ее нахождения, а индивидуального предпринимателя – по месту его жительства.

Если у вас есть несколько объектов торговли в одном городе, но они находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, налоговики поставят вас на учет по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступят к ним раньше, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 НК РФ).

А вот если вы прекратите вести деятельность, подпадающую под уплату торгового сбора, вы должны в течение пяти дней сообщить налоговикам об этом факте, опять-таки направив в налоговую уведомление. Вас снимут с учета, и при этом датой снятия будет считаться дата прекращения деятельности, указанная вами в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).

Правда, налоговики могут поставить вас на учет и самостоятельно. Это произойдет, если орган, имеющий полномочия собирать, обрабатывать и передавать налоговым инспекциям сведения об объектах обложения сбором, предоставит информацию о том, что организация или предприниматель ведет торговую деятельность (п. 4 ст. 418 НК РФ). Такой уполномоченный орган должен быть определен законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 418 НК РФ).

Ставки сбора

А теперь коснемся одной из наиболее волнующих тем – ставки торгового сбора.

Ставки торгового сбора устанавливаются местными властями в рублях за квартал в расчете на один объект торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). Размер ставки будет зависеть от вида осуществляемой деятельности (опт или розница), а также от площади торгового зала.

Надо отметить, что власти городов федерального значения имеют право устанавливать различные ставки для разных районов города и для разных объектов торговли. В отдельных случаях ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 415 НК РФ).

Законодатели также предусмотрели ограничения по максимальным ставкам. При этом размеры максимальных ставок могут зависеть от нескольких показателей.

Во-первых, ставка торгового сбора не должна превышать расчетной суммы налога, подлежащего уплате в Москве, Санкт- Петербурге или Севастополе в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца (п. 1 ст. 415 НК РФ). Поясним сказанное на примере.

Во-вторых, для крупной розницы и оптовой торговли ставка сбора устанавливается в расчете на 1 кв. метр площади торгового зала. Она не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на основании патента на розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту, выданного на три месяца, деленную на 50 (п. 3 ст. 415 НК РФ).

Рассмотрим следующий пример.

В-третьих, ставка торгового сбора, установленного в отношении деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 кв. метр площади розничного рынка. При этом указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ).

Как рассчитать сумму сбора

Организации и предприниматели должны самостоятельно определять сумму торгового сбора для каждого объекта торговли. Формула для расчета проста:

Торговый сбор = Ставка сбора Х Фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта торговли).

Например, если ставка установлена по одному объекту торговли, то она умножается на 1. А если ставка определена в отношении 1 кв. метра площади торгового зала (розничного рынка), ее необходимо умножить на размер этой площади.

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, сбор нужно перечислить в бюджет (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Если налоговики поставили вас на учет самостоятельно на основании имеющейся у них информации, ждите требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления к ним такой информации. Правда, сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Теперь посмотрим, как уплата торгового сбора отразится на налоговой нагрузке.

Индивидуальные предприниматели, уплачивающие торговый сбор по месту учета своей торговой деятельности, по итогам года смогут уменьшить сумму НДФЛ, рассчи-танного по ставке 13 процентов, на сумму сбора, уплаченного в этом же году (п. 5 ст. 225 НК РФ).

Но есть несколько ограничений. Если бизнесмен ведет торговлю и уплачивает сбор не по месту своего жительства (в другом городе), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора не удастся.

Кроме того, если предприниматель не подавал уведомление о постановке на учет как плательщика торгового сбора, а уплатил его на основании требования налогового органа, то уменьшить сумму НДФЛ он не сможет. Об этом прямо сказано в пункте 5 статьи 225 Налогового кодекса.

Налог на прибыль

Организации – плательщики торгового сбора получат право уменьшить налог на прибыль (или авансовые платежи) на сумму сбора, фактически уплаченного с начала года до даты уплаты налога (или авансового платежа). Но при условии, что налог на прибыль уплачивается в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 10 ст. 286 НК РФ).

И опять же, если торговый сбор был перечислен на основании выставленного налоговиками требования, то ни о каком уменьшении налога на прибыль речи быть не может.

Единый налог при УСН

Аналогичные правила установлены и для «упрощенцев». В дополнение к суммам, на которые сейчас можно снизить сумму единого налога (страховые взносы, больничные пособия, платежи по договорам добровольного личного страхования), «упрощенцы» смогут уменьшить налог (авансовые платежи) на сумму торгового сбора, уплаченного в течение налогового (отчетного) периода. С условием, что единый налог перечислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Правда, есть одно «но». Фирмы на УСН могут вести торговую деятельность, подпадающую под уплату сбора, через обособленные подразделения. А единый налог уплачивается по месту учета головной организации. Поэтому если головной офис находится не в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, то уменьшить «упрощенный» налог не получится.

Подведем итог. Как видим, если какой- либо из названных налогов окажется больше торгового сбора, то его плательщики ничего не потеряют. А вот если налог будет меньше суммы сбора, то налоговая нагрузка на бизнес увеличится.

Примечательно то, что и на словах, и в официальных документах руководство страны постоянно заявляет о поддержке бизнеса. Однако некоторые законодательные инициативы в налоговой сфере заставляют в этом усомниться.

Впрочем, и так понятно, что на фоне затруднений в экономике, падения цен на нефть и курса рубля бюджету нужно закрывать все увеличивающуюся «дыру», и сборы с предпринимателей – один из способов это сделать.


Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в профессиональной прессе для бухгалтеров. Оформите быструю подписку >>

Читайте также: