Налог в селе и в городе

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговые льготы для сельских жителей установлены Налоговым Кодексом РФ (НК РФ).

Льготы по уплате транспортного налога для жителей села нацелены на поддержку сельского хозяйства и распространяются только на тех автовладельцев, транспортные средства которых участвуют в сельхозработах.

Производителями сельхозпродукции считаются не только организации, фермерские хозяйства и сельхозкооперативы, но и обычные граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Согласно ч. 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264 "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

Для товаропроизводителей в соответствии с п. 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения:

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Остальные сельские жители уплачивают транспортный налог по общему правилу по тем же ставкам и в те же сроки, что и городские жители.

Льготы по уплате имущественного налога для жителей села устанавливает п. 15 части 1 статьи 407 НК РФ, в соответствии с которой освобождаются от налогообложения

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Льготы по уплате земельного налога для жителей села устанавливает часть 5 статьи 391 НК РФ, в соответствии с которой

"5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей."

Уменьшение налоговой базы производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

В 2019 году в России появилась новая социальная группа — предпенсионеры. Эта категория населения возникла в связи с проведением пенсионной реформы, подразумевающей повышение возрастного ценза по выходу на заслуженный отдых. Ранее завершить свой трудовой путь мужское население нашей страны могло.

Национальная программа развития Дальневосточного федерального округа (ДФО), которая станет одной из ключевых тем предстоящего V Восточного экономического форума (ВЭФ), позволит построить на Востоке стране 1 тыс. социальных объектов. Об этом ТАСС сообщили в четверг в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) РФ.

17 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с ежегодным отчётом о деятельности Правительства за 2018 год. Обязанность кабмина отчитываться перед депутатами о результатах своей работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, закреплена статьёй 114 Конституции РФ.

Транспортный налог для сельских жителей

Транспортный налог для сельских жителей взимается по общему правилу, однако законодательство выделяет категории сельскохозяйственной техники, владельцы которой правомочны не уплачивать сбор, если используют обусловленный агрегат для производства с/х продукции, ведения личного подсобного хозяйства.

Налогообложение транспортных средств

Нормативным регламентом установлены правила, по которым владельцы транспортных средств обязаны вносить сбор за пользование указанными агрегатами.

Налогоплательщиками транспортного сбора выступают как физические, так и юридические лица, а сами платежи поступают в региональный бюджет, поэтому органы местной власти правомочны самостоятельно определять:

  • Размер пошлины (регламент федерального уровня указывает на минимальные и максимальные пределы сбора);
  • Основания для предоставления налоговых послаблений.

При издании локальных нормативных актов субъекты руководствуются положениями федеральных законов, основной из которых – Налоговый кодекс. Именно этот правовой акт устанавливает:

  1. Сроки и порядок внесения транспортного сбора;
  2. Особый статус, позволяющий гражданам не платить ТН;
  3. Классификации ТС, на основании которых осуществляется расчет налога.

«Транспортные» льготы для сельских жителей

Транспортные льготы для сельских жителей
Федеральное законодательство не содержит положений, по которым транспортный налог для жителей сельской местности уплачивается в особом порядке, поскольку указанная категория сбора находится в исключительной подведомственности субъектов РФ. Как показывает практика, некоторые власти регионов предусматривают возможность получения послаблений для жителей сельской местности при наличии следующих оснований:

  • Достижение пенсионного возраста;
  • Статус ветерана войны, участника боевых действий или ветерана труда;
  • Особое звание или заслуга.

В зависимости от территории проживания на общероссийском уровне может отличаться лишь тариф, используемый при расчете налога.

Категории ТС и возможные послабления

Налоговый кодекс определяет перечень ТС, в отношении которых сбор упрощен, в частности:

  • Лодки, управляемые веслами;
  • Моторные лодки с мощностью до 5 единиц;
  • Буровые установки и плавучие стационарные платформы;
  • Суда, эксплуатируемые для промысловых работ;
  • Судна, используемые для перевозки пассажиров и грузов (если это основная деятельность ИП);
  • Транспортное средство, находящееся в розыске ввиду угона;
  • Автомобиль с мощностью не более 100 единиц, который был предоставлен социальными службами;
  • Техника, используемая в сельском хозяйстве.

Из представленных пунктов большой интерес для жителей села представляет возможность оформления налоговой льготы на сельскохозяйственную технику. Чтобы получить преференцию, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Агрегат используется для сельскохозяйственных работ;
  2. Владелец спецтехники является предпринимателем или занимается подсобным хозяйством в личных целях.

Поскольку не каждый житель провинции занимается сельским хозяйством для извлечения предпринимательской прибыли, а лишь ведет личное подсобное хозяйство, на практике возникают некоторые сложности при выражении права на льготу.

Для получения преференции заявитель, в первую очередь, должен доказать, что льготный объект налогообложения (спецтехника сельхоз назначения) эксплуатируется с целью производства сельскохозяйственной продукции, а собственник агрегата непосредственно задействован в процессе ее выпуска.

К числу сельхозтехники, освобожденной от транспортного налога, относят:

  • Трактор;
  • Комбайн;
  • Автомобиль ветеринарного назначения;
  • Агрегаты, используемые для транспортировки удобрений и культур;
  • Машины для перевозки скота;
  • Техника для ухода за посевом.

В некоторых случаях, владельцы агрегатов, переоборудованных для осуществления сельскохозяйственных работ также освобождаются от сбора, если ТС будет перерегистрировано в соответствующую категорию – спецмашина. Однако указанное средство должно полностью отвечать техническим характеристикам и целям использования.

Порядок оформления преференции

Порядок оформления преференции
Граждане, проживающие в границах сельской местности и занимающиеся фермерским хозяйством в качестве предпринимателя или для личного потребления и использующие в работе сельскохозяйственную спецтехнику могут требовать предоставления преференции по транспортному налогу в заявительном порядке.

Алгоритм действий таков:

  1. Подготовка документов;
  2. Явка в уполномоченный фискальный орган;
  3. Составление заявления по установленному образцу;
  4. Принятие обращения в обработку;
  5. Проведение проверки (порядка 1 месяца);
  6. Уведомление о принятом решении;
  7. Предоставление налогового послабления.

Когда возможность применения налоговой льготы по региональному налогу во многом ставится в зависимость от того, в городской или сельской местности осуществляет свою деятельность налогоплательщик, будет ли это нарушением принципа равенства в налогообложении? Выясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Елена Мельникова.

Законом субъекта РФ устанавливаются льготы по налогу на имущество организаций. Возможность применения указанных льгот будет обусловлена отсутствием задолженности по налогам и сборам, а также необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда. Правомерно ли установление различий в ограничениях по использованию льготы в зависимости от размера заработной платы в различных местностях - в городе и на селе?


Налоговые льготы по региональным налогам, а также основания и порядок их применения могут определяться законами субъектов РФ о налогах, принятыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ (п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 17, п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении налога на имущество организаций (далее также - налог на имущество) соответствующее положение закреплено в п. 2 ст. 372 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Как следует из указанных норм, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться не только льготы по региональными налогам, но и основания их применения. По смыслу этих положений основания применения льгот по налогам предполагают наличие определенных обстоятельств, ограничивающих использование этих льгот налогоплательщиками, то есть, по существу, наличие тех или иных ограничений в применении таких льгот.

Заметим, что ограничение возможности применения льгот по налогу на имущество отдельными категориями налогоплательщиков необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше (не ниже) определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда, достаточно распространено при установлении льгот по этому налогу законами субъектов РФ - например, п. 4 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций", ст. 4 Закона Кировской области от 27.11.2003 N209-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области", п. 2 ст. 3 Закона Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-З "О налоге на имущество организаций", ст. 3.1 Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций"; Законом Чувашской Республики от 22.06.2015 N 27 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 38), дополнена п. п. 4, 5, вступающими в силу с 01.01.2016., и также содержащими соответствующие положения.
Таким образом, органы власти субъекта РФ обладают полномочиями в том числе по установлению ограничений в использовании льгот по налогу на имущество. При этом основания, порядок и условия применения льгот не могут быть индивидуальными, то есть должны относиться к определенной категории налогоплательщиков.

При установлении льгот по налогам, в том числе по налогу на имущество организаций, оснований, порядка и условий применения этих льгот должны учитываться основные начала законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 3 НК РФ. В частности, в соответствии с п. 1 этой статьи законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Пунктом 2 той же статьи определено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Рассматривая вопросы, связанные с применением названных законодательных положений, суды подчеркивают, в частности, что льгота как освобождение от уплаты налога по своей природе является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения. Льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются. При этом льготы, предоставляемые налогоплательщикам, устанавливаются в тех случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным. Предоставление льготы определенному кругу налогоплательщиков само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов лиц, которым данная льгота не предоставлена, и не должно влиять на оценку правомерности ее применения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2013 N Ф03-1061/13). Установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки и не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные ограничения, ставить отдельные категории налогоплательщиков в худшее положение по сравнению с другими категориями, то есть нарушать принцип равенства в налогообложении (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А26-6754/04-25, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2005 N А47-1009/2004АК-31).


Ряд правовых позиций по вопросам установления льгот по налогам, условий и порядка их применения сформулировал Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П отмечается, что конституционный принцип равенства, на котором должно быть основано нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, применительно к сфере налогообложения означает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера. Вместе с тем такое регулирование должно создавать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, что предполагает в том числе достаточную свободу законодательного усмотрения при установлении конкретных налогов и определении параметров основных элементов налога, а также оснований и порядка освобождения от налогообложения.
Понятие равенства применительно к налогообложению детализируется в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П, в котором указано, что равенство в налогообложении, понимаемое прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения, означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Вместе с тем, как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Из всего сказанного следует, что понятие равенства, отсутствия дискриминации применительно к установлению конкретных льгот по налогу и условий (ограничений) их использования налогоплательщиками имеет в значительной мере субъективный и оценочный характер. С нашей точки зрения, установление законом субъекта РФ ограничений в использовании налоговой льготы как таковое не противоречит законодательству, поскольку оно не имеет индивидуального характера (относится к определенным категориям налогоплательщиков, а не к отдельным лицам). Что же касается дифференциации таких ограничений в зависимости от характера деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, представляется, что она может иметь место, если наличие такой дифференциации обусловлено объективными характеристиками таких категорий и она не приводит к предоставлению определенной категории налогоплательщиков необоснованных преимуществ по сравнению с другими.

Объективные различия в характеристиках категорий налогоплательщиков в зависимости от места их деятельности (сельская местность или города) могут быть связаны в том числе с различным уровнем средней заработной платы в городских и в сельских поселениях. С этой точки зрения различия в размере среднемесячной заработной платы, начисление которой является условием применения налоговых льгот по налогу на имущество, в зависимости от места осуществления деятельности налогоплательщиков (городская или сельская местность), на наш взгляд, само по себе не приводит к нарушению принципа равенства в налогообложении, созданию необоснованных преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков или к несоблюдению иных принципов установления налогов и сборов.

Обратимся к приведенному ранее примеру. Как указано в п.п. 1, 3 ст. 11.1 Закона N 38, упоминаемого выше, налоговые льготы, установленные этим Законом и предлагаемые к установлению, подлежат обязательной оценке социально-экономической эффективности. Внесение на рассмотрение в Государственный Совет Чувашской Республики проектов законов Чувашской Республики об установлении налоговых льгот без оценки их социально-экономической эффективности не допускается.

Отметим, что понятия социальной и экономической эффективности раскрыты в ряде законов субъектов РФ об оценке эффективности налоговых льгот. Например, социальная эффективность - это социальные последствия налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговой льготы деятельности налогоплательщика, либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения (Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3022/654-IV-ОЗ). А в ст. 4 Закона Красноярского края от 09.04.2015 N 8-3324 "Об оценке эффективности налоговых льгот" под социальной эффективностью предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот понимаются, в частности, создание благоприятных условий для деятельности организаций, использующих труд граждан, нуждающихся в мерах государственной поддержки. Этим целям, на наш взгляд, не противоречит и возможное установление более низкого критерия по заработной плате для организаций, ведущих деятельность в сельской местности.

Поэтому мы полагаем, что установление упоминаемых в рассматриваемом случае ограничений в использовании льготы по налогу на имущество не вступает в явное противоречие с положениями ст. 3 НК РФ. Однако окончательный ответ на этот вопрос может быть дан только по результатам судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации и анализа положений закона субъекта РФ, которым вводятся указанные ограничения.

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ.

clock

  • Федеральные льготы для сельхозпроизводителей
  • Кто считается производителем сельхозпродукции?
  • Как не платить автоналог, если я веду ЛПХ?
  • Региональные льготы для сельхозпроизводителей
  • Вопрос-ответ

Сельские жители выплачивают транспортный налог (ТН) по тем же ставкам и в те же сроки, что и жители городов. Что касается льгот, то государство не рассматривает данную категорию граждан в качестве льготников по ТН, поэтому говорить о том, что они имеют в этом плане преимущество перед горожанами, тоже нельзя.

Тем не менее как в региональном, так и в федеральном законодательстве существуют льготы, которые освобождают сельских жителей от уплаты автоналога. Такие льготы нацелены на поддержку сельского хозяйства, поэтому распространяются только на тех автовладельцев, которые занимаются сельскохозяйственными работами. Подробнее о том, кто из проживающих в сельской местности имеют право не платить дорожный налог, расскажем ниже.

Федеральные льготы по транспортному налогу для сельхозпроизводителей

Согласно Налоговому кодексу РФ транспортный налог в сельской местности не платят производители сельхозпродукции. Освободиться от уплаты дорожного налога можно только за те транспортные средства, которые участвуют в сельхозработах.

Не являются объектом налогообложения: 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

п. 2 ст. 358 НК РФ

Кто считается производителем сельхозпродукции?

Производителями сельхозпродукции считаются не только организации, фермерские хозяйства и сельхозкооперативы, но и обычные граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"

ч. 2 ст. 3 Федеральный закон от 29.12.2006 N 264 "О развитии сельского хозяйства"

То есть если вы выращиваете на своем участке картошку, и у вас есть трактор, который вы используете для вспашки земли, то вы имеете полное право не платить за этот трактор налог.

Что нужно сделать, чтобы не платить автоналог, если я веду ЛПХ?

Чтобы получить льготу, необходимо обратиться в налоговую инспекцию, которая обслуживает ваш район, собрав следующие документы:

выписка из похозяйственной книги или справки из органов муниципальных образований (чтобы доказать ведение ЛПХ);

документы на земельный участок и на ТС;

заявление на получение льготы (как правильно оформить заявление, мы писали здесь).

Обратите внимание: Чтобы не платить налог на авто, следует обращаться в налоговую с этим пакетом документов каждый год.

Региональные льготы для сельхозпроизводителей

Дополнительные льготы для производителей, которые имеют не менее 70% общей выручки от продажи сельхозпродукции, установлены в следующих регионах РФ:

Оренбургская область и др.

В вышеперечисленных областях не платить налог можно не только за транспортные средства, которые участвуют в сельскохозяйственных работах, но и за все зарегистрированные на производителя автомобили.

Узнать о льготах для жителей сел в вашем регионе можно с помощью таблицы ниже. Для этого выберите из списка ваш регион и на новой странице перейдите к разделу "Налоговые льготы". В нем вы найдете полный список льготников, которые полностью или частично освобождены от уплаты ТН в вашей области.

Посмотреть в моем регионе

Выберите свой регион
77, 99, 97, 177, 199, 197, 777 Москва 78, 98, 178 Санкт-Петербург
01 Республика Адыгея 30 Астраханская область 57 Орловская область
02, 102 Республика Башкортостан 31 Белгородская область 58 Пензенская область
03 Республика Бурятия 32 Брянская область 59, 81, 159 Пермский край
04 Республика Алтай 33 Владимирская область 60 Псковская область
05 Республика Дагестан 34, 134 Волгоградская область 61, 161 Ростовская область
06 Республика Ингушетия 35 Вологодская область 62 Рязанская область
07 Кабардино-Балкария 36, 136 Воронежская область 63, 163 Самарская область
08 Республика Калмыкия 37 Ивановская область 64, 164 Саратовская область
09 Карачаево-Черкессия 38, 85, 138 Иркутская область 65 Сахалинская область
10 Республика Карелия 39, 91 Калининградская область 66, 96, 196 Свердловская область
11 Республика Коми 40 Калужская область 67 Смоленская область
12 Республика Марий Эл 41, 82 Камчатский край 68 Тамбовская область
13, 113 Республика Мордовия 42, 142 Кемеровская область 69 Тверская область
14 Республика Саха (Якутия) 43 Кировская область 70 Томская область
15 Республика Северная Осетия 44 Костромская область 71 Тульская область
16, 116 Республика Татарстан 45 Курганская область 72 Тюменская область
17 Республика Тыва 46 Курская область 73, 173 Ульяновская область
19 Республика Хакасия 47 Ленинградская область 74, 174 Челябинская область
21, 121 Чувашская Республика 48 Липецкая область 75, 80 Забайкальский край
22 Алтайский край 49 Магаданская область 76 Ярославская область
23, 93, 123 Краснодарский край 50, 90, 150, 190, 750 Московская область 79 Еврейская АО
24, 84, 88, 124 Красноярский край 51 Мурманская область 83 Ненецкий АО
25, 125 Приморский край 52, 152 Нижегородская область 86, 186 Ханты-Мансийский АО
26, 126 Ставропольский край 53 Новгородская область 87 Чукотский АО
27 Хабаровский край 54, 154 Новосибирская область 89 Ямало-Ненецкий АО
28 Амурская область 55 Омская область 95 Чеченская Республика
29 Архангельская область 56 Оренбургская область

Так, транспортный налог для сельских жителей имеет преимущества для тех, кто имеет свое хозяйство. При этом следует помнить, что налогом не облагаются только ТС, которые используются в сельхозработах (например, скотовоз или трактор). А значит, за личный автомобиль платить налог придется по общим правилам.

Вопрос-ответ

Освободиться от уплаты дорожного налога можно только за те транспортные средства, которые участвуют в сельхозработах, все остальные уплачивают налог как и все.

Производителями сельхозпродукции считаются не только организации, но и обычные граждане, которые ведут личное хозяйство.

Необходимо обратиться в ФНС со следующими документами:

выписка из похозяйственной книги или - справки из органов муниципальных образований (чтобы доказать ведение ЛПХ);

Предчувствие беды

В редакцию NewsTracker попало написанное в декабре обращение ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма», объединяющей не сетевые аптеки, к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кириллу Кузьмину.

В нем указано, что с 1 января 2021 года аптечные организации, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства (субъекты МСП), теряют право применения ЕНВД и должны будут перейти либо на ОСН, либо на УСН.

«Ниже мы приводим расчеты, которые показывают, что налоговая нагрузка на аптечные организации вырастет в разы и абсолютное большинство аптек, особенно в поселках, деревнях и селах будет вынуждено закрыться из-за убыточности. Таким образом, система лекарственного обеспечения населения в Ставропольском крае находится под угрозой разрушения, а это грозит огромным ростом социального недовольства населения!», – сообщили фармацевтические работники.

Они попросили Кузьмина выступить в защиту интересов аптечных организаций с законодательной инициативой о введении в региональное налоговое законодательство дифференцированных налоговых ставок в зависимости от видов предпринимательской деятельности.

«Рассмотреть вопрос о применении и установлении на территории Ставропольского края механизма справедливой налоговой нагрузки для аптечных организаций и снизить налоговую ставку УСН с «доходов» - до 1% и с «доходы-расходы» - до 5% в соответствии со статьей 346.20 НК РФ», – указали заявители.

Для аргументации фармацевтические работники привели расчеты, предоставленные в Ассоциацию, аптечными организациями Ставропольского края, согласно которым сумма налога для аптек при новом налогообложении увеличится в 3 - 4 раза. Однако, если понизить ставку налога, то ситуация будет терпимой.

«На основании опроса членов Ассоциации установлено, что при пониженной ставке налога по УСН до 1 (одного) процента, аптечные организации, с трудом, при увеличении расходов по налогам в среднем 1,4 раза, тем не менее, смогут осуществлять финансово-хозяйственные операции и продолжать вести фармацевтическую деятельность», – отметили заявители.

Минфин против льгот

Уполномоченный по правам предпринимателей согласился с доводами фармацевтических работников и сообщил, что также обращался в различные инстанции.

«Ранее Уполномоченным неоднократно направлялись обращения в адрес губернатора Ставропольского края о рассмотрении возможности как установления пониженной ставки УСН для всех субъектов предпринимательской деятельности Ставропольского края (с учетом негативных последствий введенных ограничений в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, а также отменой ЕНВД), так и установления дифференцированных ставок для отдельных видов деятельности, в том числе фармацевтической», – сообщил Кузьмин.

Но региональный Минфин занимает предельно жесткую позицию.

«Однако реализации указанных инициатив препятствует жесткая позиция министерства финансов Ставропольского края, в основе которой – недопущение большого объема выпадающих доходов краевого бюджета, который прогнозируется в случае снижения ставок по УСН, который в результате применения мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики объем выпадающих доходов бюджета Ставропольского края в 2020 году уже составил 749,4 миллиона рублей», – сообщил бизнес-омбудсмен.

Тяжелые последствия

Все произошло так, как и опасались фармацевтические работники. О ситуации они рассказали NewsTracker.

«За первый квартал 2021 года налоговая нагрузка в наших аптеках выросла в три раза, в некоторых аптеках даже больше. И это не говоря о пандемии, во время которой, вопреки распространенному мнению, мы совершенно не «наживались», наоборот: у людей стало меньше денег, и они начали экономить даже на здоровье. Маленькие аптеки предполагали, что нам дадут возможность стать на ноги и поддержат, надеялись, что установленные в 2020 году налоговые ставки для налогоплательщиков в размере 1% и 5%, применяющих упрощенную систему налогообложения доходы и доходы-расходы соответственно будут действовать и в 2021, но зря. В остальных регионах налоговая ставка составляет до 5-8%, но у нас задрали чудовищную планку в 15%», – сообщили собеседники.

В аптеках очень сильно упал товарооборот, люди сидят без денег и берут самое необходимое и самое дешевое.

«Колоссальные сложности мы испытали на себе уже в 2020 году, когда стали работать с маркированным товаром. Среди них и увеличение времени приемки товара, вследствие чего приходилось менять штат и программное обеспечение, закупка необходимого оборудования для работы с «Честным знаком». Работа на новой системе налогообложения потребовала взять в штат бухгалтера. А с 1 января 2021 года введены новые санитарные требования к аптекам, что снова потребует от нас дополнительных материальных вложений. Сейчас предприниматель имеет доход лишь немногим больше зарплаты, которую он платит работникам, а еще нужно платить за аренду помещений, коммунальные услуги. В итоге нет ресурса для развития. У меня было несколько небольших аптек по Ставрополю, половину из них мне пришлось закрыть, на очереди следующая», – рассказал руководитель одной из аптек.

Так почему при отмене ЕНВД (основной системы налогообложения для маленьких аптек в 2020 году) не предусмотреть такие механизмы, чтобы налоги не увеличивались в разы. Часть предпринимательского сообщества такие механизмы получила (патенты и приемлемая налоговая нагрузка). Аптеки ждут помощи от регионального правительства.

И если Ставропольский край не имеет возможности поддержать в это трудное время весь бизнес, то может быть есть возможность поддержать хотя бы малый? Маленькие компании, в штате которых находится до 20 человек, работающие на небольшой территории, и речь здесь идет не только о площади офиса, занимаемой компанией, но и областью обслуживания клиентов.

Выгоду, по словам владельцев маленьких аптек, сейчас получают лишь крупные аптечные сети, вытесняя ослабевших конкурентов.

«Я думаю, что нас попросту хотят «задушить», чтобы на плаву остались только крупные сетевые аптеки. С их ценами нам вообще непонятно: они в розницу продают дешевле, чем мы закупаем в опт у завода-производителя. Получается, они работают себе в убыток? Причем они намеренно открывают свои аптеки в тех же домах, где мы работаем десятилетиями, где люди знают, что есть аптека, и вытесняют нас своими чудо-ценами. Мы опасаемся, что они, поработав определенное время себе в убыток и убрав с рынка нас, потом будут ставить те цены, какие захотят, а у населения альтернативы не будет», – отметил руководитель одной из аптек края.

В связи с этим возникает еще одна проблема.

«Аптеки в селах закрываются, не выдержав новых налогов. А сетевики в села не заходят, так как им это невыгодно. В итоге село останется без лекарств», – предупреждают собеседники.

Читайте также: