Налог самообложения что это такое

Опубликовано: 17.05.2024

Налог на самозанятых граждан – что это такое, что значит и как платить? Вопрос, которым все чаще задаются граждане Российской Федерации, поскольку с января 2019 года в четырех регионах страны стартовал пилотный проект.

С момента запуска прошло уже достаточное количество времени, однако подавляющее большинство до сих пор плохо понимает смысл данного налогового режима. Если обращаться к самому простому определению, то оно предполагает уплату определенного процента с профессионального дохода. Подобная трактовка не учитывает массу важных нюансов, а потому более подробно мы поговорим о них ниже.

налогообложение самозанятого населения

Налог на самозанятость: что это такое, принципы и условия

Отметим, что анализируемое понятие не ново для российского законодательства. Так, НК РФ дает следующее определение: «Это предпринимательская деятельность физических лиц, заключающаяся в оказании платных услуг либо реализации товаров, произведенных самостоятельно».

Сегодня структуры ФНС рассматривают как самозанятых граждан, которые:

  • не имеют статуса индивидуального предпринимателя;
  • не работают на кого-то официально;
  • оказывают услуги для удовлетворения личных нужд;
  • не нанимают дополнительных сотрудников.

Как правило, речь идет о создании продуктов собственными силами – так называемая «ручная работа».

Не так давно был утвержден закон, который определяет, какие налоговые взносы должны оплачивать СЛ, а также чем конкретно они обязаны заниматься. В список вошли:

  • присмотр за лицами, не достигшими 18-летнего возраста;
  • уход за престарелыми и больными людьми;
  • репетиторство;
  • помощь в домашнем хозяйстве;
  • клининг;
  • ремонт и строительство;
  • швейное мастерство;
  • парикмахерские услуги;
  • установка ПО;
  • фотоуслуги.

Описанные правила действуют и в отношении продажи товаров, созданных своими руками.

налог с самозанятых граждан рф

Налоги на самозанятость в экспериментальных регионах

С января 2019 года в нескольких субъектах страны начал действовать пилотный проект, призванный опробовать новый для россиян режим. Его генеральная миссия заключается в выведении «из тени» фрилансеров, создании для них специальной системы налогообложения.

Что примечательно, первое время для «решивших примкнуть» действовали льготные каникулы – в течение двух лет никакие платежи с них не взимались

Важно упомянуть, что хотя участие в проекте и приняли всего четыре региона, оформить статус может любой гражданин России.

Хотите внедрить «Склад 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Что такое налоговая самозанятость

В настоящее время данный режим предполагает обязательную регистрацию в ИФНС, а также регулярное погашение налогов. Из бонусов – все расчеты с налоговиками производятся в упрощенной форме.

Кто может оформить статус:

  • граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста;
  • не работающие официально;
  • не имеющие ИП;
  • подавшие заявление в ФНС;
  • не нанимающие сотрудников.

Кроме того, важно систематически получать заработок за оказываемые услуги либо реализуемые товары.

Предельный размер дохода в рамках самозанятости не может превышать отметку в 2,4 миллиона рублей.

налог на самозанятость что это такое

Какой налог платят самозанятые граждане РФ

Платеж зависит от того, каким видом деятельности занимается СЛ. Так, например, при сотрудничестве исключительно с физическими лицами придется уплачивать 4% с каждого чека. Если же ваши клиенты – это организации и юрлица, ставка составит 6%. Что касается учета расходов и сокращения процентных начислений, то данные опции не предусмотрены действующим законодательством.

Стоит отметить, что выплаты в государственный бюджет не производятся, если сумма меньше 100 рублей. В таком случае задолженность переносится на следующий месяц, но без применения штрафных санкций.

Для тех, кто только зарегистрировался, действует вычет – 10 тысяч рублей. До его исчерпания можно воспользоваться возможностью снижения взносов.

Чеки и налоговые выплаты

Разобравшись, с какой суммы надо платить налог самозанятым, поговорим об особенностях формирования расчетных документов для платежей. Они создаются на основании чековых поручений, помогают налоговикам следить за реальными заработками фрилансеров, контролировать прозрачность процесса. Дополнительно вся актуальная информация дублируется в приложении «Мой налог».

Чеки/квитанции содержат следующие данные:

  • место и дату создания документации;
  • характеристику продавца-налогоплательщика, его ИНН;
  • ссылку на использование специального режима налогообложения;
  • список реализованных товаров или услуг;
  • сведения о заказчике;
  • размер средств, выплаченных покупателем;
  • реквизиты кредитных организаций и операторов.

Кроме того, на чеках обязательно пропечатывается QR-код – он предназначен для считывания и обработки расчетных записей специализированной автоматизированной системой. Каждому из них присваивается уникальный номер.

Чеки передаются потребителю в бумажном либо электронном виде. Второй вариант делает возможным взаимодействие посредством e-mail.

сколько налог для самозанятых граждан

Самозанятость и налогообложение самозанятых лиц: сколько придется платить

Есть всего два варианты системы оплаты:

  • 4% — актуально для тех доходов, что были получены налогоплательщиком в результате продажи товаров или оказания услуг физическим лицам;
  • 6% — применяется в тех случаях, когда прибыль получают с реализации продуктов ИП, которые затем будут применяться в предпринимательской либо частной коммерческой деятельности.

Как показывает практика, в современных российских реалиях более распространена первая ставка в четыре процента.

Специальный налоговый режим для самозанятых: как считается доход

Сразу заметим: вам не придется ничего высчитывать вручную. Только в рамках самоконтроля, чтобы убедиться в отсутствии ошибок.

В то же время важно помнить, что все услуги, которые вы предоставляете клиентам, и товары, которые продаете, должны сопровождаться электронными чеками, сформированными с помощью программы «Мой налог» (ее можно установить на смартфон).

Суммируя все оформленные чеки, ФНС и определяет ваш уровень дохода. Как только вы пробиваете очередную продажу, доходовая сумма автоматически увеличивается, а вместе с ней и налоговая часть.

Какова сумма и ставка налога для самозанятых граждан РФ

Ежемесячно (до двенадцатого числа) Федеральная НС информирует всех, кто официально оформил самозанятость о том, какой конкретно платеж сформирован для них в текущем отчетном периоде. Как правило, все сообщения направляются и поступают через мобильное приложение «МН» (оно бесплатно для скачивания, работает на платформе как iOS, так и Android). В редких случаях какие-то уведомления могут приходить в виде SMS-сообщений, однако это скорее исключение из общего правила.

Так, например, сколько налог для самозанятых граждан за февраль 2021 года, вы узнаете до 12 марта 2021.

с какой суммы надо платить налог самозанятым

Когда нужно оплачивать

Предположим, вам было отправлено сообщение, что за минувший месяц требуется перечислить энную сумму рублей. Вы обязаны погасить все задолженности до 25 числа.

К примеру, долг за декабрь следует внести до 25 января. Данная схема применяется ежемесячно.

Как платить налоги самозанятому лицу

Как правило, все перечисления осуществляются с личных банковских карточек. При желании вы даже можете настроить автоматическое списание, чтобы точно не допустить просрочки (однако в полной мере данная опция будет доступна только спустя полгода).

Всего СЛ предлагают четыре варианта оплаты. Более подробно о них ниже.

Через программу «МН»

Как только налоговая инспекция завершит расчеты, вы получите специальное уведомление, в котором будет прописан точный размер к списанию. Денежную операцию важно закрыть до 25 числа. Обычно она проводится с именной карты самозанятого лица.

Платить в банковском отделении по квитанции

Платежная документация формируется в виде QR-кодов. Впоследствии вы показываете ее кассиру или подносите к считывающему устройству терминала.

что такое налог на самозанятость

Платить с помощью подключения автоматического списания

Автосписание – особенно удобная опция, позволяющая забыть об обязательных ежемесячных платах и переводах. Достаточно лишь зафиксировать в приложении «МН» данные карточки или счета, и программа все сделает самостоятельно.

Как налоги многоразовым платежным поручением платят самозанятые в России

Это осуществляется в банке либо на специализированных электронных площадках.

Важно! Если не удается установить приложение по причинам технического характера, то оплачивать взносы можно посредством прохождения регистрации на официальном портале ФНС. Главное неудобство – необходимость передавать отчетность по полученным доходам в бумажном виде.

Нужно открывать специальный счет

Нет, это совершенно необязательно. Вы вправе использовать уже открытую ранее карту. Главное – чтобы она была дебетовой. Федеральная Налоговая лужа читает доходы (и, соответственно налоги) СЛ на основании выданных ими чеков и платежных поручений. Что касается мониторинга всех поступающих средств, то он фактически не реализуется.

Однако, если вы хотите обеспечить прозрачность учета, специалисты рекомендуют обзавестись отдельной карточкой. Это гораздо удобнее и функциональнее. А еще минимизирует риск появление ошибок и путаниц.

Хотите внедрить «Магазин 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Выявление нелегальных самозанятых

Если вам кажется, что дальше можно предоставлять собственные услуги не неофициальной основе, вы сильно заблуждаетесь. Дело в том, что сегодня налоговиками разработана целая система, призванная своевременно выявлять тех, кто не торопится легализовать собственный доход. В частности, для обнаружения лиц, ведущих теневую деятельность, применяются следующие меры:

  • отслеживание динамики передвижения электронных денежных средств;
  • активное взаимодействие с коммунальными службами, ведущими учет трудоспособных людей, погашающих страховые взносы и подоходные платежи;
  • контроль информации об оказании услуг через социальные сети;
  • проведение контрольных закупок;
  • организация специальных рейдов и проверок.

Кроме того, в настоящее время у государственных органов есть возможность следить за тем, какие банковские переводы совершаются. Особенно актуально для тех случаев, когда фрилансер принимает оплату за выполненную работу на расчетный счет или дебетовую карту. Если официально зарегистрированный статус самозанятого отсутствует, у службы проверки могут возникнуть вопросы. Она проведет расследование, в ходе которого довольно быстро обнаружит факт «теневой деятельности». Далее потребуется оплачивать штрафы и погашать сборы.

ставка налога для самозанятых граждан

Штрафные санкции и риски

Государство активно борется с теми, кто ведет «черную бухгалтерию», работает «в тени» и всячески уклоняется от исполнения налоговых обязательств. Чтобы минимизировать негативные финансовые явления, предусмотрены определенные штрафные санкции. Так, например, фрилансеру, который не зарегистрирован как ИП или СЛ и не платит налоги, может быть выписан штраф. Предельный размер – 20% от расчетов с потребителями. В случае повторного нарушения в течение шести месяцев, сумма увеличивается до 50%.

Важно! ФНС обеспечивает специальный переходный период, генеральная миссия которого заключается в адаптации самозанятых граждан к иным рабочим реалиям.

СЛ могут взять ответственность за свои пенсионные пособия на себя либо согласиться на поддержку государства. В последнем случае им будут назначены минимальные социальные выплаты. В настоящее время россияне вправе претендовать на полноценные пенсии лишь при условии накопления определенного стажа работы. К 2024 году он составит пятнадцать лет.

сумма налога для самозанятых граждан рф

Пенсии для фрилансеров

Одно из прав самозанятых лиц – делать добровольные взносы в ПФР и накапливать бонусные баллы, которые затем учитываются при формировании пенсионных выплат. Справедливости ради стоит заметить, что такое правило действует в отношении любого гражданина Российской Федерации. В будущем планируется создание отдельного капитала, на основе которого бы формировались пенсии для СЛ.

Разница с ИП

Несмотря на то что самозанятость и индивидуальное предпринимательство имеют ряд общих черт, данные налоговые режимы не являются тождественными. К основным различиям относят:

  • Формат проведения регистрационной процедуры. Так, предпринимателям приходится самостоятельно обращаться в ФНС, предварительно подготовив пакет бумаг и документов, оплатив государственную пошлину. Для их коллег предусмотрен упрощенный вариант процедуры.
  • Выбор системы налогообложения. ИП выбирают между ПСН, ОСНО, ЕНВД, УСН. Для самозанятых разработана особая альтернатива.
  • Подачи отчетности. ИП сдают документацию в соответствии с установленным расписанием несколько раз за год. Их оппоненты не обязаны формировать никакие отчеты.
  • Возможность найма. ИП вправе принимать на работу сотрудников.

Кроме того, следует отметить, что индивидуальное предпринимательство нередко требует установки кассового оборудования, терминалов оплаты и т.д. Самозанятость в этом смысле выступает деятельностью, сопряженной с меньшими рисками.

сумма налога для самозанятых граждан

Плюсы выхода из «тени»

Среди преимуществ обретения официального статуса выделяют:

  • минимальный налоговый сбор – 4-6% (для сравнения индивидуальным предпринимателям придется уплачивать до 13% дохода);
  • упрощенный процесс взаимодействия с юридическими лицами – компания не приходится нанимать сотрудников в штат и делать отчисления с их заработной платы;
  • открытая реклама услуг без риска преследования специализированными службами;
  • возможность получения достойной пенсии по достижению определенного возраста.

Заметим, что государство намеренно вывести всех частных исполнителей из «тени», начать получать актуальные сведения по уровню их доходов. Предпринимаются активные меры, в частности, разработан регистрационный механизм, облегчающий внесение всех фрилансеров в единую базу. Он же становится решающим при определении размера налоговой ставки – от 4 до 6 процентов (зависит от категории оказываемых услуг, а также класса потребителей). Чтобы стимулировать граждан оформлять самозанятость, предусмотрен бонус – разовый вычет суммой десять тысяч рублей. Что касается уклонения от погашения обязательных платежей, за это полагаются штрафные санкции.

Выше мы подробно разобрали особенности налогообложения, а также, какие налоги у самозанятого населения в лице граждан РФ, что с них берет государство. Надеемся, представленная информация оказалась полезной, помогла найти ответ на интересующий вопрос. А если вы хотите оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы, обратите внимание на продукты от «Клеверенс». В нашем каталоге можно найти готовое решение для вашего бизнеса.

Средства самообложения граждан – это явление, которое находится где-то посередине между налогами и взносами. Целью самообложения является поддержка местного бюджета, который за счет взносов со стороны граждан конкретного населенного пункта периодически пополняется. На протяжении истории самообложение представляло собой то обязательную, то добровольную процедуру с попеременным успехом. На данный момент размеры данного взноса определяются на местных референдумах, которые и следят за последующим их сбором и применением.

Средства самообложения граждан

Средства самообложения граждан

Предыстория

История самообложения своими корнями уходит еще в начало двадцатого века – еще в дореволюционное время. До конца двадцатых годов финансы, поступавшие в результате данных сборов, контролировались так называемыми земельными обществами. Вмешательство законодательной стороны в данный обычай произошло только в 1924 году, когда был издан закон под названием «О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд».

Данный документ оговаривал следующие важные моменты:

  • правила осуществления самообложения в добровольном порядке;
  • уравнительный расклад проводящихся сборов;
  • полномочия земельных обществ в отношении использования полученных средств.

До тридцатых годов самообложение было добровольным для жителей деревень

До тридцатых годов самообложение было добровольным для жителей деревень

В то же время закон «О самообложении населения» четко определил две родственных цели, на которые будут направлены доходы – на культурные и хозяйственные потребности населенного пункта (как правило, речь шла о деревнях).

После революции

Однако уже через несколько лет введенный порядок изменился – вслед за изменением экономической и политической ситуации в стране в целом. Результатами этих перемен стало ограничение земельных обществ в правах и взятие местными Советами под контроль осуществления самообложения. Причин, по которым произошла такая перестановка, несколько:

  • хлебозаготовительный кризис;
  • повсеместная коллективизация сельского хозяйства;
  • введение чрезвычайных мер.

Все вышеобозначенные события послужили толчком к мобилизации аграрного направления. Отныне самообложение стало разделено на две разновидности:

  • обязательное;
  • добровольное.

После революции контроль за средствами самообложения был взят исполкомом

После революции контроль за средствами самообложения был взят исполкомом

Напомним, что в предыдущие годы практиковался только добровольный вариант самообложения. Однако после революции и нехватки ресурсов, власти переключились на принудительный характер сборов. Поэтому, несмотря на то что и обязательное, и добровольное самообложение должны были сосуществовать друг с другом, на практике именно обязательный вариант применялся чаще всего.

В задачи исполнительных комитетов волостей и районов входили следующие пункты:

  • определение суммы взноса;
  • очерчивание целей, на которые пойдут полученные средства;
  • ограничение сроков, в которые средства должны быть уплачены.

Средства самообложения, собираемые исполкомом шли на развитие сельского хозяйства в деревне

Средства самообложения, собираемые исполкомом шли на развитие сельского хозяйства в деревне

В том случае, если кто-либо отказывался выплачивать взносы указанной величины, представители власти имели право забрать положенную сумму в административном порядке. Право получения взносов принадлежало сельскому Совету, который его и осуществлял. В результате фактического узаконивания дополнительного налога, властям удавалось компенсировать за счет населения такие статьи расходов, как:

  • финансирование местных образовательных учреждений;
  • финансирование органов здравоохранения;
  • перевод средств на социальное обеспечение;
  • участие в развитии сельского хозяйства.

Таким образом всего на несколько лет самодеятельный добровольный сбор превращается в одну из частей сельскохозяйственного налога. С данным налогом самообложение сближается за счет принципа классовости и подоходно-прогрессивного характера.

Современность

Несмотря на то, что с момента узаконивания самообложения прошло почти сто лет, его первоначальные задачи практически не изменились. На законодательном уровне самообложение позволяет восполнить местный бюджет какого-либо населенного пункта. Под такими населенными пунктами обычно подразумеваются небольшие города и сельские поселения, чей налоговый потенциал не может компенсировать обязательных расходов.

На данный момент самообложение является добровольной процедурой

На данный момент самообложение является добровольной процедурой

Законодательная база

На данный момент самообложение регулируется Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральным законом, изданном еще в начале нулевых («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Основная проблема, связанная с недостатком средств в бюджетах муниципальных районах, кроется в Налоговом кодексе РФ. Согласно этому кодексу, местные налоги состоят из двух элементов:

Два данных налога распространяются на бюджеты поселений и городских округов, в то время как муниципальные районы не располагают своими налогами, с помощью которых могли бы восполнять расходы. В результате этого очевидного пробела в сфере налогообложения, местных налогов будет всегда недостаточно для обеспечения муниципалитетам самостоятельности в финансовом плане. Именно поэтому возможность самообложения предусматривается законами.

Что такое средства самообложения

Следуя формулировкам, данным в Федеральном кодексе, под средствами самообложения подразумеваются единичные платежи, получаемые от жителей, которые идут на конкретные статьи расходов местного значения. Такие платежи должны обязательно иметь целевой характер – именно поэтому для них предусмотрены отдельные статьи в местном бюджете, отделяющие их от прочих доходов и расходов.

Средства самообложения используются региональными властями для улучшения условий проживания

Средства самообложения используются региональными властями для улучшения условий проживания

Для чего оно нужно

Приведем примеры целей, на которые могут быть использованы средства, поступающие властям через самообложение:

  • благоустройство района;
  • озеленение территорий;
  • сбор отходов бытового типа и очистка от них участков;
  • облагораживание территорий, предназначенных для отдыха;
  • охрана и реставрация памятников истории и культуры;
  • электроснабжение, теплоснабжение и водоснабжение жителей;
  • развитие и ремонт систем водоотведения;
  • снабжение жителей топливом;
  • строительство и ремонт автодорог для общего использования;
  • строительство мостов и прочих сооружений для транспортных средств.

Значительная часть доходов, получаемых от самообложения, уходит на строительство дорог

Значительная часть доходов, получаемых от самообложения, уходит на строительство дорог

Следует заметить, что направления, в которые региональные власти будут вкладывать средства, получение с помощью самообложения, зависят от конкретного региона. Поскольку каждая цель предполагает утилитарный характер, многое зависит от благосостояния отдельно взятого населенного пункта и его «слабых мест». К примеру, в Одинцово первоочередное внимание уделяется ремонту мостов и дорог, а в Арамильском городском округе чиновники активно поддерживают финансирование больниц.

Таблица 1. Поступление средств самообложения в Красноярском крае

Муниципальный район2010 год2011 год2012 год
Дзержинский2652,04152,27
Емельяновский49,1--
Иланский 87,571,117,3
Ирбейский163,7154,92169,95
Канский4,4--
Козульский-16,558,205
Краснотуранский1,30,72-
Курагинский25,316-
Манский6062,8634,11
Минусинский-44,458,813
Партизанский12,211,247,3
Саянский6--
Сухобузимский-52,136,276
Итого435,5482,035394,23

Видео: Самообложение в городских поселениях

Как определяется величина взносов

Размер взноса представляет собой фиксированную для всех жителей данного населенного пункта величину. В то же время, на законодательном уровне предусматриваются льготные условия для отдельных категорий населения, к числу которых относятся:

  • жители пенсионного возраста;
  • жители с инвалидностью;
  • ветераны войны;
  • жители, чей доход находится ниже уровня прожиточного минимума.

Определенные категории населения имеют право на льготы на самообложение

Определенные категории населения имеют право на льготы на самообложение

Для этих жителей величина взноса может быть уменьшена. Однако существует одно правило – общее количество льготников не должно превышать отметки в 30% от всех жителей данного муниципального образования.

Кем регулируется порядок самообложения

Введение и практика применения взносов данного типа в первую очередь выносятся на обсуждение на местных референдумах (проще говоря – сходах местных жителей). Для получения права участия в таких собраниях необходимо соответствовать двум критериям:

  • проживание на территории данного населенного пункта;
  • обладание избирательным правом.

Вопрос о распределении средств самообложения решается на муниципальных собраниях

Вопрос о распределении средств самообложения решается на муниципальных собраниях

В ходе собрания решается следующий круг вопросов:

  • правила уплаты взносов;
  • время, отводимое на уплату взносов;
  • применение полученных средств;
  • контроль за процедурой сбора взносов;
  • определение ответственности за несвоевременную уплату взносов или за отказ от уплаты.

Чем является самообложение

Вопреки тому, что практика самообложения на территории России имеет столетнюю историю, многие вопросы касательно правовой базы данного явления остаются без ответа. Основной из вопросов звучит следующим образом: «Следует ли считать самообложение разновидностью налога или нет?». Как мы уже узнали из раздела о предыстории, в послереволюционные времена самообложение на практике стало частью сельскохозяйственного налога, имеющей обязательный характер.

Правовой статус самообложения так и остается невыясненным

Правовой статус самообложения так и остается невыясненным

Однако на сегодняшний день этот платеж вновь обрел добровольный статус. Сложность заключается в том, что при рассмотрении отдельных законодательных статей, можно найти аргументы как в пользу того, что самообложение проранивается к налогу, так и в пользу разъединения этих понятий.

О том, что самообложение имеет мало общего с системой налогообложения, свидетельствуют следующие статьи:

    41 статья Бюджетного кодекса РФ. Согласно формулировке, дающейся в БК, самообложение принадлежит к неналоговым доходам, относящихся к местным бюджетам;

41 статья Бюджетного кодекса РФ

41 статья Бюджетного кодекса РФ

56 статья 131 закона Федерального кодекса РФ

56 статья 131 закона Федерального кодекса РФ

Однако в том же самом Федеральном кодексе имеются статьи (22 и 25 131 закона), которые опровергают информацию, которую мы излагали выше. Согласно этим статьям, решения, принимаемые участниками местных референдумов, являются обязательными к исполнению для жителей данного муниципального образования. Для обретения правовой основы им не требуется подтверждение со стороны каких-либо органов госвласти и должностных лиц. А поскольку самообложение обретает публично-правовую основу, оно уже не может причислятся к платежам, которые по своей природе диспозитивны.

Справка. Согласно Конституции РФ, граждане России не могут быть принуждены к вылечиванию каких-либо взносов, не имеющих налогового характера.

Судя по этому объявлению, понять, на что скидываются граждане, невозможно.







19 ноября в сельских поселениях республики уже в 5-й раз пройдут референдумы по самообложению. Законно ли требовать с сельчан дополнительно скинуться от 100 до 1300 рублей? На самые популярные вопросы по самообложению отвечает «АиФ-Казань».

Что такое самообложение?

Самообложение – это не налог и регулируется не Налоговым кодексом, а законами России (№131 «О местном самоуправлении» и Татарстана (закон РТ от 24.03.2014 г. «О местном референдуме»). Самообложение – это не обязанность , а возможность собирать дополнительные деньги на нужды села. Но только, если за такое решение выскажется само население путем референдума.

И Татарстан такой возможностью активно пользуется. Ведь 80% всех денег, которые собираются в стране в виде самообложения приходятся на Татарстан. Если в 2013 году в самообложении приняли участие 93 поселения, в 2014 уже - 655, а в 2015 г. - 745 муниципалитетов, в этом году референдумы состоятся в 872 сельских поселениях.


«Самообложение возникает, когда официальных налогов не хватает для решения местных задач, - говорит завкафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ, доктор экономических наук Игорь Кох. - Раз уж дали муниципалитетам такой инструмент, то они не гнушаются им пользоваться. Ведь проблем много, денег мало».

Сколько надо скинуться и на что?

Как правило, это разовые платежи для решения задач местного значения и размер их одинаков для всех жителей муниципалитета. Размер разового платежа может быть и 100, и 1000 рублей. Предел не ограничен. К каждому собранному рублю из бюджета Татарстана выделяется дополнительно 4 рубля.

Всего за 2013-2017 годы общий объем средств самообложения составил порядка 584,9 млн рублей, сообщили «АиФ-Казань» в Совете мунициальных образований РТ: в 2013 г. – 3,7 млн рублей, в 2014 г. – 80,3, в 2015 г. – 122,3, в 2016 г. – 183,4, за 9 месяцев 2017 г. – 194,6 млн рублей.

Какие вопросы выносятся на референдум?

Согласно закону РТ «О местном референдуме», можно выносить любые вопросы местного значения. В этом году, в некоторых селах предлагают сброситься даже на профилактику терроризма. Важно, что татарстанцы голосуют не только за размер платежа, но и за цели, на которые потратят деньги.

Куда направляются деньги самообложения?

На решение проблем местного значения, согласно заявленной в голосовании повестке. В подавляющем большинстве это благоустройство территории села, ремонт дорог. Так, по данным Совета муниципальных образований, 45,2 собранных в 2017 году денег потратили на дорожные работы, 22% - на благоустройство территории, 9,4% - на водоснабжение, 9,3% - на обустройство детских площадок, 7% - на содержание кладбищ, 1,5% - на пожарную безопасность, содержание полигонов ТБО, установку памятников.

Кто принимает участие в референдуме?

Совершеннолетний дееспособный гражданин, живущий в этом муниципальном образования (закон РТ от 24.03.2014 г. о «О местном референдуме») и зарегистрированный по этому адресу. Приглашения на референдум направляются по месту жительства. В них указывается адрес избирательного участка. Как правило, это те же избирательные участки, которые используются во время выборов. Узнать свой участок можно на сайте Центризбиркома РТ.

Референдум считается состоявшимся, если на него пришли 50% жителей села, а решение считается принятым, если за него проголосовали более 50% жителей (ч. 2 ст. 25.1 закона РФ №131). Так, в прошлом году в Татарстане в 10 сельских поселениях явка оказалась меньше 50% и референдумы были признаны несостоявшимися. Если решение было принято, оно становится обязательным для всех жителей села, уточнили «АиФ-Казань» в Центризбиркоме РТ,

Кто освобождается от самообложения?

Это могут быть различные категории граждан – пенсионеры, инвалиды, дети до 18 лет, ветераны ВОВ. Кто именно - определяется повесткой голосования в каждом конкретном сельском поселении. Так, в Осинове Зеленодольского района вопрос для референдума сформулирован так: «Согласны ли вы на введение средств самообложения в 2018 году в сумме 200 рублей с каждого совершеннолетнего жителя, зарегистрированного по месту жительства на территории Осиновского сельского поселения?» Таким образом, платить налог будут все прописанные граждане старше 18 лет. А, например, в Агрызе от уплаты предлагают освободить пожилых старше 80 лет, инвалидов 1 и 2 группы, солдат-срочников и студентов-очников.

Можно ли отработать, если нет денег на уплату?

Сумму взноса в денежной форме нельзя заменить на взнос в натуральной форме (предоставить материалы, технику, заменить физическим трудом).

Обязательно ли платить, если не голосовал или был против?

Как ответили в совете муниципальных образований РТ, согласно ч. 7 ст. 22 ФЗ №131, принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования.


Как часто можно самооблагаться?

По словам депутата Госсовета РТ Марата Галеева, голосование за или против самообложения можно провести и несколько раз в год. В Татарстане рекомендовано проводить такие референдумы в единый день – в третье воскресенье ноября, поясняют в совете муниципальных образований. Так муниципалитеты успеют освоить деньги в наиболее благоприятное время и получить межбюджетные трансферты.

Как узнать результаты референдума?

Как правило, итоги референдумов публикуются в местных печатных изданиях, также все итоги будут размещены на сайте Центризбиркома Татарстана.

Могут ли меня привлечь к ответственности, если я откажусь платить самообложение?

Дата: 15.01.2016 19:43

  • Vk
  • Twitter
  • Facebook

В консультации принимал участие


Ответ эксперта


Согласно статьи 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

2. Вопросы введения и использования указанных в ч. 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан) .

Все налоги перечислены в НК РФ.

Это разовые платежи конкретно за что- то.





    2016-01-15 23:57:21

В ответе ошибка?

Ответить
Анатолий Ставский

Могу я не платить Самообложение? Обязан ли я вообще? Добровольно ли это?


Вы можете не платить самообложение, но это чревато.

Принцип самообложения, сам по себе предусматривает обязанность Вас, как налогоплательщика, самостоятельно исчислить налог и самостоятельно представить в налоговую отчетный документ, который содержащит сведения о сумме рассчитанного налога. То есть, Вы сами вправе насчитать себе налог.

Но прошу принять во внимание, что индивидуальные налоги, в частности - налог на имущество физ. лиц, исчисляются не Вами, как налогоплательщиком, а сотрудниками налоговой на основе постоянно поступающей к ним информации из органов технической инвентаризации об инвентаризационной стоимости Вашего облагаемого имущества с последующим направлением налогоплательщикам (в данном случае - Вам) налоговых уведомлений с указанием суммы налога, который Вы обязаны будете уплатить в бюджет





    2016-11-25 12:49:55

В ответе ошибка?

Ответить
Анатолий Ставский

Чем конкретно чревато?


возможно моральное давление, на которое нет необходимости обращать внимание, так как в НК РФ средства самообложения граждан (в том числе и Вас) не включены в число местных налогов и сборов, соответственно, в отношении их не установлены элементы налогообложения.

Более того, санкции за неуплату данных платежей не предусмотрены нормами действующего законодательства Российской Федерации.





    2016-11-25 13:38:04

В ответе ошибка?

Ответить
Анатолий Ставский

А как же взыскивание суммы по неуплате взносов по самообложению через судебных приставов? У нас такое практикуется. Законно ли это? Спасибо!


Если на то есть судебное решение, вступившее в законную силу, то это законно.

К сожалению, без изучения содержания документов, связанных с вашим вопросом, затруднительно дать более полную консультацию.





    2018-09-08 10:17:20

В ответе ошибка?

Ответить
Анатолий Ставский

Здравствуйте. Я являюсь собственником земли в деревне, но там не прописан и не живу(дачник). Могут ли мне выписывать этот налог самооблажения если я не являюсь жителем деревни?


В Налоговом кодексе РФ средства самообложения граждан (в том числе и Вас) не включены в число местных налогов и сборов, соответственно, в отношении их не установлены элементы налогообложения.

Более того, санкции за неуплату данных платежей не предусмотрены нормами действующего законодательства РФ.

Средства самообложения граждан – это целевые платежи, расходуемые на решение конкретных вопросов территориального значения. Этим они отличаются от налогов, использование которых не связывается с теми либо другими целями.

Вопросы о самообложении граждан в сельских поселениях регламентируются нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ (см. последнюю редакцию) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В действующем законодательстве установлены следующие требования:
- средства самообложения должны быть разовыми платежами и носить целевой характер;
- сумма сбора должна быть одинаковой для всех лиц, которые проживают в пределах муниципалитета;
- решение о самообложении граждане должны принять самостоятельно на референдуме.

Вы не являетесь жителем деревни, следовательно, выписывать этот налог самооблажения Вам не должны.





    2018-10-09 15:42:08

В ответе ошибка?

Ответить
Анатолий Ставский

Я это знаю. У нас взымается сомооблажение на постоянной основе, как ежегодный налог и грозят судом за все года, что не платил.


Вы пишете (цитирую):


В изложенной ситуации Вам не стоит так сильно бояться суда, так как, если они подадут в суд, то это не значит, что суд автоматически вынесет решение в их пользу (полностью удовлетворит их исковые требования). Суд обязан будет известить Вас о времени и месте судебного разбирательства, а также прислать Вам копию искового заявления (вместе с повесткой и приложениями), на которое Вы можете и имеете право подать встречный иск или написать возражение на исковое заявление, где изложите о своём несогласии с исковыми требованиями и доводами истца. При этом, приложите документы и другие доказательства (в том числе фото-, аудио- и видео материалы), подтверждающие правоту ваших утверждений, а также сообщите данные свидетелей, готовых дать показания в вашу пользу.

Суд примет решение после изучения доказательств, предоставленных сторонами дела.

Исход дела будет зависеть от того, какая из сторон предоставит более убедительные аргументы и доказательства правоты своих утверждений.





    2018-11-25 16:52:48

В ответе ошибка?

Ответить
Анатолий Ставский

У меня дядьку оштрафовали через суд за не уплату, в суд не вызывали, а когда пришло постановление от приставов о взыскании он пошел в суд- ему сказали срок обжалования 10 дней прошел, он написал письмо в Казань в Верховный суд- там так- же сказали 10 дней прошло, хотя ранее этот же суд признал что штрафовать не законно, только добровольно. как ему теперь поступить


В изложенной Вами ситуации срок на обжалование необходимо считать с момента получения документа, согласно которому его суд оштрафовал.

А к жалобе в "в Казань в Верховный суд" следовало приложить ходатайство о восстановлении срока на обжалование, пропущенного по уважительной причине.





    2019-01-09 22:44:13

В ответе ошибка?

Ответить
Анатолий Ставский

Граждане обязаны платить?

Ответить
Анатолий Ставский

Объясните, что такое самообложение и законно ли это?

Ответить
Анатолий Ставский

Расскажите подробнее, что такое самообложение граждан в сельском поселении в РФ?


Самообложение - это законно.

Согласно статьи 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (см. последнюю редакцию) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", самообложение граждан относится к доходам местных бюджетов.

Средства самообложения - это разовые платежи, которые осуществляют граждане для решения конкретных вопросов местного значения.

Вопросы, которые касаются введения и использования данных платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).





    2020-04-16 01:53:11

В ответе ошибка?


Cогласно ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (см. последнюю редакцию) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - "№131-ФЗ), самообложение граждан относится к доходам местных бюджетов.

Согласно ст. ч. 1 ст. 56 №131-ФЗ, средства самообложения граждан - это разовые платежи граждан, которые осуществляются для решения конкретных вопросов местного значения, в частности вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Решение данных вопросов осуществляется населением и/или органами местного самоуправления самостоятельно (см. ст. 2 №131-ФЗ).

Прошу принять к сведению, что самообложение - это не налог.

Все вопросы, касающиеся введения, а также использования разовых платежей граждан (см. ч. 1 ст. 56 №131-ФЗ) правомерны, если они решаются на местном референдуме/сходе.

Если чиновники муниципального образования превышают свои полномочия (например: не выдают справки, пока заявитель не сдаст деньги либо создают иные ограничения в получении информации), тогда необходимо обращаться с соответствующей жалобой в прокуратуру.
.





    2020-04-23 14:33:12

В ответе ошибка?

Здравствуйте я не оплатила самооблажение мне не дают справку о составе семьи. Законно ли это?


Это незаконно, так как самообложение - это налог, который вводится местным самоуправлением на местное население. При этом, в выдаче Вам справки о составе семьи отказать не имеют права, ведь неуплата местного сбора не является основанием для данного отказа.

По изложенной ситуации Вы можете и имеете право обратиться в суд с соответствующим иском, так как, согласно статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 3 ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод либо законных интересов.





    2018-04-24 15:37:34

В ответе ошибка?

Здравствуйте, я прописан в сельском поселении, а проживаю в городе, и нам говорят что самообложение мы обязаны платить так как мы прописаны тут! Обязан я или нет?


Статья 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131- ФЗ (см. последнюю редакцию) определяет понятие средств самообложения граждан так: «разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен».

В процессе принятия решения соответствующие органы должны учитывать наличие документов, подтверждающих временное непроживание вас, как зарегистрированных (прописанных) лиц в данном сельском поселении. Поэтому, предоставьте им документ, подтверждющий факт вашего проживания временно в другом населённом пункте.

Кроме этого, как я уже указывал в одной из предыдущих консультаций,

В Налоговом кодексе РФ средства самообложения граждан (в том числе и вас) не включены в число местных налогов и сборов, соответственно, в отношении их не установлены элементы налогообложения.

Более того, санкции за неуплату данных платежей не предусмотрены нормами действующего законодательства РФ.

Средства самообложения граждан – это целевые платежи, расходуемые на решение конкретных вопросов территориального значения. Этим они отличаются от налогов, использование которых не связывается с теми либо другими целями.

Вопросы о самообложении граждан в сельских поселениях регламентируются нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ (см. последнюю редакцию) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В действующем законодательстве установлены следующие требования:
- средства самообложения должны быть разовыми платежами и носить целевой характер;
- сумма сбора должна быть одинаковой для всех лиц, которые проживают в пределах муниципалитета;
- решение о самообложении граждане должны принять самостоятельно на референдуме.


Вы не являетесь жителями сельского поселения, следовательно, платить самообложение вы не должны.


НК РФ предписывает гражданам и организациям уплачивать налоги в установленных законом случаях. Сборы осуществляются на федеральном, региональном и местном уровнях. Закон при этом допускает применять самообложение граждан в отдельных административно-территориальных единицах страны. Оно имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при принятии решения о его внедрении. Далее рассмотрим, что такое самообложение граждан.

решение о самообложении граждан

Отличительные черты

Специального закона о самообложении граждан в правовой системе РФ нет. Однако основные моменты, связанные с этим направлением финансовой деятельности муниципалитетов, отражены в нормах ФЗ № 131.

В 56 статье, в частности, говорится, что средства самообложения граждан – это целевые платежи, которые расходуются на решение конкретных вопросов территориального значения. Этим они отличаются от налогов, использование которых не связывается с теми или иными целями.

Средства самообложения граждан – это разовые платежи. Налоги, в свою очередь, взимаются регулярно, по правилам, закрепленным в законодательстве.

Важнейшим признаком самообложения граждан является то, что решения о его применении принимаются на местном референдуме. В этом выражается непосредственная демократия населения.

Общие признаки налогообложения и самообложения граждан состоят в том, что платежи отчисляются из собственных средств населения и направляются на решение публичных задач.

Соотношение с налоговым суверенитетом государства

Суть суверенитета страны отражена в Конституции. В 1 части 3 статьи Основного Закона сказано, что в качестве единственного источника власти в государстве выступает народ. Он же и является носителем суверенитета.

В разных юридических изданиях дается разное определение понятию народ. По мнению одних авторов, этим термином охватываются все граждане страны. Как известно, у лиц, имеющих гражданство РФ, больше возможностей, чем у иностранцев и субъектов, не имеющих никакого гражданства. Так, к примеру, последние две категории лиц не наделены активным избирательным правом. Только граждане РФ могут повлиять на налогообложение. Вопросы, связанные с отменой, изменением, введением налогов зачастую занимают центральное место в предвыборных программах кандидатов на высокие посты.

Свою волю народ страны выражает непосредственно или через представительные органы. На федеральном уровне эти структуры наделены правом принимать законы, регулирующие сферу налогообложения. Таким образом, выходит, что налоги устанавливаются по воле народа, выраженной через представительные органы власти.

положение о самообложении граждан

Самообложение граждан и налогообложение имеют одни истоки. Следовательно, первое не может нарушать второго. Представляется, однако, что эти направления финансовой деятельности должны быть скоординированы друг с другом и механизмом межбюджетных трансфертов.

Значение самообложения

Как показывает анализ бюджетов муниципалитетов, средств, заложенных в них, далеко не всегда хватает на решение насущных вопросов местного значения. По мнению большинства экспертов, такая ситуация связана не с недостатком действующей налоговой системы. Дело в том, что недостаток средств характерен для многих, в том числе развитых стран.

Самообложение граждан в муниципальных образованиях является более эффективным способом получения необходимого объема средств. В первую очередь это объясняется его гибкостью и прозрачностью: средства собирают на конкретные цели.

В основе самообложения граждан лежит принцип диспозитивности. Это обстоятельство способствует повышению ответственности муниципальной власти. Дело в том, что администрация использует средства, собранные добровольно, а не принудительно, как налоги.

Самообложение граждан предполагает установление общественного контроля. Как показывает практика, он более эффективен, чем властный.

Недостатки нормативного регулирования

Стоит сказать, что самообложение граждан в сельской местности и других административно-территориальных единицах применяется крайне редко. По мнению экспертов, такая ситуация обусловлена недостаточно четким нормативным регулированием этого направления финансовой деятельности муниципалитетов. В настоящее время вопросы о самообложении граждан в сельских поселениях регламентируются нормами ФЗ № 151 и БК.

В законодательстве установлены следующие требования:

  • Средства самообложения должны быть разовыми платежами и носить целевой характер.
  • Сумма сбора должна быть одинаковой для всех лиц, которые проживают в пределах муниципалитета.
  • Решение о самообложении граждане должны принять самостоятельно на референдуме.

Многие эксперты сходятся во мнении о том, что необходимо более детальное нормативное регулирование вопроса. Пробелы в нормах приводят к разного рода проблемам и спорам. Юристы полагают, что целесообразно закрепить в законодательстве проведение обязательных опросов населения о способе финансирования дефицита в местном бюджете. Это могут быть, к примеру, средства самообложения граждан или муниципальные заимствования. В первом случае у местной власти не возникает дополнительных обязательств по выплате процентов за пользование средствами.

Содержание решения о самообложении

Представляется необходимым создание типового Положения о самообложении граждан в сельских поселениях и иных административно-территориальных единицах. В этом акте следует четко прописать все основные вопросы, касающиеся добровольного сбора средств населения на выполнение насущных публичных задач. Особое внимание также следует уделить содержанию решению, принятому на референдуме по самообложению граждан. В этом акте целесообразно отражать:

  1. Предмет финансирования с описанием его характеристик.
  2. Общую стоимость и срок осуществления мероприятий.
  3. Дату, до которой граждане могут внести средства.
  4. Порядок ведения учета взносов.
  5. Правила финансового контроля расходования средств.
  6. Порядок утверждения отчета.

Стимулирование самообложения

Как показывает статистика, уровень доходов муниципалитетов стабильно уменьшается, а объем межбюджетных трансфертов увеличивается. Местные власти вынуждены привлекать дополнительные средства для решения вопросов территориального значения. В качестве одного из источников финансов выступает самообложение граждан.

В соответствии с 3 пунктом 41 статьи БК, добровольные поступления от населения являются неналоговыми доходами бюджета.

 налог самообложения граждан

Надо сказать, что примеров самообложения граждан не так много, как хотелось бы, хотя применение этого способа финансирования в последнее время существенно расширилось. На 2014 г. оно было введено более чем в 1400 муниципалитетах в 34 регионах. В отдельных субъектах МО получили достаточно большой объем средств за счет самообложения граждан. Примерами таких регионов являются Пермский край, Кировская обл., а также Республика Татарстан. В этих субъектах для активизации самообложения использовалось софинансирование из регионального бюджета.

Так, по решению правительства Татарстана от 2013 г., средства, поступившие от населения, софинансировались из республиканского бюджета в отношении 1:4. В 2014 году более чем в 650 муниципалитетах были проведены референдумы по самообложению граждан. В результате общая сумма поступивших средств от населения составила порядка 80 млн р. Из республиканского бюджета к ней добавилось более 300 млн. р. Средства в большинстве муниципалитетов были направлены на ремонт дорожной сети.

Аналогичным образом поступили власти Кировской области. В соответствии с утвержденной методикой, на софинансирование из регионального бюджета могут рассчитывать муниципалитеты, в которых на референдумах был принят порядок самообложения граждан. Для определения объема межбюджетного трансферта на одно МО используется формула:

Мт = СС х 1,5, в которой:

  • Мт – сумма трансферта;
  • СС – размер средств, полученных от самообложения граждан в сельском поселении.

Согласно формуле, на каждый рубль, поступающий от населения, выделяется 1,5 рубля из регионального бюджета.

В 2014 г. в Пермском крае самообложение было введено в 26 муниципалитетах. Общая сумма собранных средств составила более 4,4 млн р. В качестве софинансирования из регионального бюджета было направлено более 22 млн р.

Выводы

Эксперты неоднозначно оценивают практику стимулирования самообложения в регионах.

Положительную оценку получило само предложение искать дополнительные источники поступлений в местные бюджеты. При этом эксперты отмечают, что самообложение должно инициироваться самими гражданами, а не сверху, поскольку именно население должно быть заинтересовано в решении тех или других проблем. Стимулирование этого механизма свидетельствует о том, что инициатива исходит не от местных жителей, а от властей.

Спорные моменты

В ряде случаев в муниципалитетах принимаются Положения о самообложении граждан, согласно которым внесение средств предполагается на протяжении нескольких лет. Нередко такие решения оспариваются в суде.

что такое самообложения граждан

Так, к примеру, апелляционными определениями Курганского облсуда были признаны недействительными решения референдумов сельсоветов Мышкинского р-на Курганской обл. о введении ежегодных разовых взносов с совершеннолетних граждан на пятилетний срок для решения проблем территориального значения. Суд посчитал, что в формулировках вопросов, поставленных на голосование, содержалось противоречие. В них одновременно указывалось на периодичность и разовость взносов.

Кроме того, суд посчитал, что решение референдума не согласуется с положениями ФЗ № 67 и Закона Курганской области № 365 от 2003 г. По итогам голосования взносам населения был придан обязательный и регулярный характер, т. е. самообложение граждан стало постоянным источником пополнения доходной статьи бюджета в течение пяти лет.

Суд также указал, что по решению референдума платежи были установлены не для разрешения конкретных проблем, а для обеспечения функционирования муниципалитета.

Глава одного из сельсоветов оспорил в КС РФ конституционность 56 статьи ФЗ № 131. По его мнению, установление в рамках самообложения платежей, которые должны отчисляться в течение нескольких лет, не означает приобретение ими налогового характера. При этом, как указывал заявитель, другое толкование оспариваемой нормы создает препятствия для реализации прав населения на самообложение. А это, в свою очередь, противоречит положениям 19 статьи Конституции.

Жалоба главы сельсовета удовлетворена не была. В определении суд указал, что нормативное регулирование, предусмотренное 56 статьей ФЗ № 131 (как и назначение средств самообложения), призвано разграничить налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов. Оспариваемая норма, по своей сути, закрепляет один из вариантов осуществления гражданами непосредственного местного самоуправления, предоставляя дополнительные юридические возможности для решения конкретных проблем территориального значения. Следовательно, положения 56 статьи сами по себе не могут расцениваться как нарушающие права населения.

порядок самообложения граждан

Положительный пример самообложения

В Гуренском поселении Белохолуницкого р-на Кировской обл. сбор средств с населения осуществляется с 90-х гг. До 1994 г. большинство проблем местного значения решалось силами действовавшего тогда колхоза. За счет его средств содержались и ремонтировались дороги, проводилось освещение улиц, обслуживалась инфраструктура.

В середине 90-х гг. колхоз распался на 3 самостоятельных хозяйства. Они решали свои задачи и, разумеется, уже не могли заниматься проблемами поселения. Кроме того, в этих хозяйствах трудилось не более 100 человек и, конечно, было бы несправедливо возлагать на них дополнительные обязанности.

На очередном сходе местные жители решили организовать сбор средств на нужды поселения. Уже на начальных этапах собираемость превысила 90%. По мнению местного главы, процессы реорганизации хозяйств начались в поселении раньше, чем в других муниципалитетах области. Именно поэтому жители были вынуждены оперативно решать проблемы.

После расформирования колхоза осталась техника, некоторое оборудование, транспортные средства. Сборы с населения позволили заняться чисткой и ремонтом дорог, поддержанием инфраструктуры.

В 2006 г. было образовано Гуренское сельское поселение. В 2011 году состоялся первый референдум о введении самообложения. По итогам голосования был установлен единовременный платеж в размере 600 р. с каждого совершеннолетнего постоянно проживающего в поселении гражданина. Согласно принятой программе, средства должны были расходоваться на замену и капремонт водопроводных сетей. В 2011 г. было собрано более 80 тыс. р., а в 2012 около 40 тыс. р. В результате в поселении была полностью заменена водопроводная сеть.

К собранным деньгам добавилось софинансирование из области. На каждый рубль, полученный от населения, добавилось 1,5 рубля из регионального бюджета.

В 2014 г. были собраны средства на замену уличного освещения. Некоторые фонари вышли из строя, а на отдельных улицах их вообще не было. На очередном референдуме была утверждена сумма взноса – 300 р. За 2015 г. было собрано более 50 тыс. р., что составило 95% от запланированного размера. В 2016 г. дособирали еще около 6 тыс. р. Из регионального бюджета вновь поступил трансферт в размере 78 тыс. р. В результате на собранные средства было удвоено количество фонарей на улицах, заменены вышедшие из строя. Кроме того, в поселении появилась современная осветительная техника.

 самообложение граждан в сельском

Осенью 2016 г. прошел еще один референдум. На повестке стоял вопрос о сборе средств на капремонт переезда и очистку пруда. Размер взноса – 500 р. Сбор был начат в 2017 г. По прогнозам главы поселения, если из регионального бюджета выделят софинансирование, то на решение проблем будет собрано почти четверть миллиона рублей.

Распределение средств

Во многих муниципалитетах существует сразу несколько актуальных проблем. Для их решения применяется практика расщепления средств. Часть денег (около трети) направляется на решение проблем общего значения, а остальная на нужды отдельного микрорайона, деревни, квартала, поселка. За счет этого повышается заинтересованность граждан в самообложении и улучшении условий жизни.

Контроль

Процесс расходования собранных средств должен быть максимально прозрачным для населения. Муниципалитет заинтересован в прозрачности своих действий, поэтому формирует регулярные отчеты. Население информируется через местные СМИ, интернет-ресурсы. По итогам года проводятся сходы, на которых глава поселения отчитывается о проделанной работе.

Особенности отчисления

Несмотря на явные достоинства самообложения граждан, при его внедрении возникают серьезные проблемы. Одна из них связана с порядком отчисления средств.

Если выплата осуществляется через банковскую организацию, необходимо, чтобы на платежи не устанавливалась комиссия. Кроме того, важно обеспечить корректную передачу информации о плательщике. Если не решить эти вопросы, самообложение не найдет поддержки у населения. Минусом является и отсутствие возможности проводить платежи через интернет. Все эти проблемы должны решаться на уровне главы поселения.

В Гуренском поселении, к примеру, плата вносится в кассу администрации. После этого все средства перечисляются на расчетный счет. Плательщик также может взять реквизиты р/с и заплатить самостоятельно, но в этом случае у него возникнут дополнительные расходы: на проезд в райцентр, комиссию. Прием платежей в администрации удобен тем, что кассир ведет учет по спискам.

Корректность вопросов

Неправильные формулировки в бланках для голосования, искажающие цели программы самообложения, существенно затрудняют сбор средств. Если граждане не будут понимать смысл программы, не представлять, на что именно пойдут их деньги, они будут уклоняться от участия. Чем неоднороднее и крупнее территория поселения, тем больше различий в интересах местных жителей.

положение о самообложении граждан в сельском поселении

Как отмечает глава Гуренского поселения, успех кампаний по сбору средств обусловлен в первую очередь тем, что люди достаточно быстро увидели результаты вложения личных денег: улучшилось освещение, заменен водопровод, отремонтированы дороги и пр. Граждане не жалели денег, поскольку понимали, что тратят их фактически на удовлетворение своих нужд, на улучшение условий своей жизни.

Конечно, были и недовольные. Некоторые граждане, не участвовавшие в референдуме, отказывались платить. Руководство муниципалитета старалось решать такие проблемы. В частности, устанавливалась связь с работодателями с неплательщиками, проводилась разъяснительная работа. По словам главы Гуренского поселения, большинство жителей понимало, что, если нужная сумма не будет собрана с первого раза, программа по улучшению условий жизни реализована не будет, и все останется на том же уровне. В результате получилось существенно сократить количество неплательщиков.

Заключение

Средства, привлекаемые в рамках самообложения, не могут становиться преобладающим или единственным источником финансирования и заменять налоговые поступления. Основная цель сбора средств с населения – решение конкретных наиболее актуальных, первоочередных проблем муниципалитета. За счет самообложения граждане получают возможность непосредственно участвовать в делах МО.

Задача местной администрации донести до каждого гражданина важность участия в программе. Эффективность самообложения обеспечивается конкретными результатами, регулярными отчетами ответственных лиц. Деятельность администрации муниципалитета должна быть прозрачной для населения. Каждый гражданин должен иметь возможность ознакомиться с результатами работы. Для этого отчеты размещаются в доступных источниках.

Читайте также: