Налог на воздух в беларуси

Опубликовано: 07.05.2024

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.

Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП при наличии объектов налогообложения.

Экологический налог не уплачивают:

— организации — плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

— плательщики, применяющие УСН.

Однако при приобретении ими права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения они будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства .

Экологический налог за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляют и уплачивают только организации .

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются :

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях;

Примечание

Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу необходимо получать при производстве выбросов от стационарных источников .

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

2) сброс сточных вод на основании соответствующих разрешений;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега, а также сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

3) хранение отходов производства;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки 1 транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;
— хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

4) захоронение отходов производства;

Внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— захоронение отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год;
— захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5) транспортировка по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее — транспортировка нефти и (или) НП).

Налоговая база

Налоговая база экологического налога определяется исходя из фактических объемов :

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При расчете фактических объемов выбросов суммируются выбросы по всем классам (группам) опасности веществ, указанным в разрешениях, без разбивки на отдельные вещества. При общих суммарных объемах выбросов более 3 тонн в год налогом облагается весь объем выбросов;

2) сбросов сточных вод, который осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;

3) отходов производства, подлежащих хранению. Если фактический объем накопленных отходов на конец квартала превышает 1 транспортную единицу, с превышения уплачивается налог;

4) отходов производства, подлежащих захоронению. При общем объеме захоронения более 50 тонн в год налог исчисляется с фактического объема отходов, включая объем отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения.

Организации и ИП при осуществлении деятельности обязаны вести учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке и в случаях, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь .

На заметку
Субъекты хозяйствования (за исключением ИП и микроорганизаций), осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение .

Внимание!
Правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды, порядка природопользования, законодательства об обращении с отходами влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на организацию, должностное лицо организации, ИП .

Налоговая база экологического налога в отношении транспортировки нефти и (или) НП определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах .

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на 2020 год установлены :

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в приложении 4 к Указу N 503;

— за сброс сточных вод в приложении 5 к Указу N 503;

— за захоронение, хранение отходов производства в приложении 6 к Указу N 503.

Ставка экологического налога за перемещение 1 тонны нефти и (или) нефтепродуктов на 100 километров составляет 0,35 руб. .

Налоговые льготы

Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму произведенных расходов на финансирование капвложений (за исключением капвложений, финансируемых из бюджета) в строительство, реконструкцию :

— газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;

— собственниками отходов объектов хранения, объектов захоронения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованию отходов.

Кроме того, к ставкам налога в некоторых случаях могут применяться понижающие коэффициенты .

Налоговый период

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал .

Порядок исчисления размера экологического налога

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства рассчитывается по формуле :

Н= НБ x С x К,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога;

К — понижающий коэффициент (при наличии оснований).

Расчет экологического налога производится за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства по выбору плательщика :

1) ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, сбросов, хранения в отчетном квартале;

2) раз в год исходя из годовых объемов выбросов, сбросов, хранения, установленных в разрешениях, с последующим уточнением фактических объемов по истечении отчетного года.

На заметку
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ или комплексных природоохранных разрешениях, суммируются без разбивки на отдельные вещества .

Экологический налог за транспортировку нефти и (или) НП рассчитывается по формуле :

Н = НБ x С / 100,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога.

Сроки подачи декларации по экологическому налогу

Налоговая декларация по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства представляется:

1) если расчет налога производился исходя из фактических объемов :

ежеквартально — тип декларации «квартальная» — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) если расчет налога производился исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях :

— единовременно — тип декларации «годовая» — не позднее 20 апреля отчетного года;

— единовременно — тип декларации «годовая по фактическим объемам» — не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом. Расчет представляется на основании фактических годовых объемов.

Владельцами объектов захоронения отходов налоговая декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом .

За транспортировку нефти и (или) НП налоговая декларация представляется :

— за I — III кварталы — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

— за IV квартал — не позднее 20 марта года, следующего за истекшим кварталом.

Внимание!
За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф на должностное лицо организации, ИП. За просрочку представления декларации до 3 рабочих дней должностному лицу организации и ИП может быть вынесено предупреждение .

Сроки уплаты экологического налога

Экологический налог уплачивается за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства:

1) исходя из фактических объемов :

ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях, по выбору плательщика :

— один раз в год в размере исчисленной суммы за год — не позднее 22 апреля календарного года;

— ежеквартально — не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим отчетным годом, на основании фактических годовых объемов производится доплата либо возврат (зачет) налога в порядке, установленном ст. 66 НК.

Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов владельцам объектов захоронения отдельным платежным поручением непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При неперечислении экологического налога в указанный срок собственники отходов производства уплачивают налог в 3-кратном размере. Владельцы объектов захоронения перечисляют в бюджет экологический налог на захоронение отходов в пределах сумм, поступивших от собственников отходов .

За транспортировку нефти и (или) НП уплата экологического налога производится за I — III кварталы не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — не позднее 22 марта года, следующего за истекшим кварталом .

Обратите внимание!
За неуплату (неполную уплату) налога может быть наложен штраф на организацию, должностное лицо организации, ИП. За каждый календарный день просрочки начисляется пеня, включая день уплаты налога .

Учет экологического налога

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются :

— организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— ИП в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога.

В бухучете организаций экологический налог отражается проводками :

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 — К-т 68/1 — начисление налога для уплаты в бюджет;

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 90/10, 91/4 — К-т 60 (76) — сумма предъявленного к возмещению налога.

Суммы экологического налога за транспортировку нефти и (или) НП не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внеррасходы, учитываемые при налогообложении .

Для жителей нашей страны март стал не только месяцем начала весны, неустойчивой и, подчас, очень снежной погоды, выборов президента и истории с «делом Скрипаля», но и месяцем курьезных новостей, поражающих своей «крикливостью». Если оставить в стороне всевозможные «фейки» и обратить внимание на что-то более-менее стоящее, то на глаза обязательно попадется курьез под названием «налог на воздух», о котором, кажется, не написал только ленивый. Мы к лентяям себя тоже не относим, собственно, поэтому считаем своим долгом разъяснить вам, что к чему по этой теме.

Кто на кого напал?

В феврале текущего года Ведомство выпустило письмо № РН-04-03-27/2839 от 14 февраля 2018 года, суть которого сводилась к тому, что вентиляционная вытяжка является источником загрязнения окружающей среды и, следовательно, должна стоять на учете. Здесь пользователи подхватили идею с постановкой на учет и пришли к выводу, что за «воздух», а не за грязь, нужно будет обязательно платить. К нашему удивлению, мы не нашли ни одного комментария по поводу того, сколько нужно будет отчислять государству, в какие сроки, при наступлении каких обстоятельств и т.д. Формально авторы статей о «налоге на воздух» были правы, когда сказали, что основанием для сбора налога становится именно грязный воздух, исходящий из вытяжки, но это только с одной стороны. На деле юридическим лицам (не физическим – подчеркиваем) вменяется внесение платежей за ту грязь (нагар, жир и т.д.), которыми полнятся практически все вытяжки нашей страны.

Неужели нельзя сказать, это пагубно отражается на окружающей среде? Взять хотя бы один небольшой город. Если представить, сколько в нем проживает людей и сколько открыто кафе и ресторанов, которые, подчас, работают по 12-14 часов в сутки, то становится неудивительным, почему власти «обеспокоились» вредными выбросами.

Если копать еще глубже, то ключевым словом будет являться не воздух и не грязь, а «двигатель», который является источником загрязнения…

В чем суть критики?

Анализируя то, как люди отнеслись к новому виду сборов (даже не сборов для начала, а постановке на учет), можно сделать вывод о том, что подавляющему большинству читателей, точнее пользователей, достаточно одного щелчка в виде «кричащего» заголовка, чтобы «отключилась» голова и способность мыслить утратилась. Остаются только инстинкты, которые берут власть над человеком и заставляют его кричать вместе со всеми. Чтобы далеко не ходить, посмотрите, что пишут некоторые пользователи на сайте наших друзей из «Клерка» (орфография сохранена):

«Маразм крепчает с каждым днём! Уже не знают откуда денег на халяву срубить»!

«Ну вот ждали долго - долго очень и, наконец, дождались! Кто бы сомневался, а еще можно на дождь и другие осадки. Жил скучно теперь будет веселей»!

«А как нам жителям Земли, а главное кому и куда, подать иск о возмещении ущерба а главное устранении загрязнений СТРОНЦИЕМ и др. Рад.активными отходами - Воздуха, Земли, Воды, Света и т.д. Ведь Атомные станции не являются природными явлениями, ПОЧЕМУ МЫ должны страдать от них и потом платить за загрязнения»!

В общем, друзья… Мы не выбрали самые жесткие и грубые комментарии, т.к. не можем позволить в нашем Финансовом блоке того лексикона, который свойственен тем комментаторам. Скажем Вам одно – народ озлоблен, чем-то очень сильно обижен и уязвлен. Собственно, поэтому так много негатива… Страшно себе представить, что случится, когда НДФЛ сделают 15%. В общем, ждем не дождемся…

Разумеется, мы не могли остаться в стороне и написали несколько строк, которые, хотим заметить, никто в ответ не прокомментировал. То ли мимо глаз пропустили, то ли «молча согласны»:

«Тема, конечно, вопиющая, а точнее – ее название. Одно не понятно, почему с виду вежливые и спокойные люди позволяют себе так грубо выражаться в сети? Читаешь комментарии, и становится еще хуже, чем от самой сути новости. Негде злобу выплеснуть больше»?

Мнение живых людей

В сложившейся ситуации, когда есть некая новость и плохо относящийся к ней заголовок, нам было важно узнать, что думают об этом живые люди и числа наших клиентов по услуге «Аренда 1С». Вот, что нам рассказал один из бухгалтеров:

«На мой взгляд, здесь вообще неуместно говорить о том, что эта какая-то «новость», в том смысле, что речь идет якобы о чем-то новом. За вредные выбросы фирмы платят уже давно, а приборы, которые эти выбросы создают, уже давно ставятся на учет. Я бы не хотела критиковать тех людей, которые возмутились «налогом на воздух», но мне действительно невдомек, зачем Росприроднадзору было писать и публиковать это письмо, когда и так все ясно и понятно»?

  • Предположим, для того, чтобы «напомнить»…

«Да, они напоминают, а люди у нас возмущаться начинают непонятно от чего. Какие-то ущемленные все, замученные… Палец в рот не клади – по локоть откусят. В нашем случае, нельзя так напоминать. Вон, посмотрите, что из этого получается. Все думают, что о чем-то новом говорят».

  • А как вы относитесь к тому, что пишут в комментариях и на форумах?

«Сама не читаю и Вам не советую – только настроение себе портить. Я как профессор Преображенский из «Собачьего сердца», не читаю советские газеты по утрам перед завтраком, чтобы не портить аппетит. В нашем случае, смысл остается тем же самым».

Сложно не согласиться с нашей собеседницей, в особенности тогда, когда речь заходит о «неновизне» сообщения о постановке «загрязняющих» приборов на учет. Более того, с ней же, предположим, будут согласны и те, кто решил «раздуть» новость о «налоге на воздух», поставив акцент именно на нем, а не на вытяжках…

Но кто бы и что не говорил, практически каждый комментатор – это бухгалтер, которому тяжело приходится на работе. Стресс может возникнуть не только от самодура начальника, наглых коллег и пробок на дорогах, но и от «тупящей» 1С, установленной на компьютере. Облачный сервис «1С Онлайн» – это «+1» к спокойствию бухгалтера. Воспользуйтесь бесплатным доступом к программе на 14 дней и оцените все ее преимущества!

Глядя на эту схему не совсем понятно, где вообще нужно что-то платить. Если только не идет речь о сбое за негативное воздействие на окружающую среду.

Что потребуется сделать?

Критика - критикой, а перед нами имеет место норма, которую необходимо выполнять. Мы поискали информацию в интернете, посмотрели, как теперь юридические лица должны взаимодействовать с Росприроднадзором по этому направлению, и составили последовательность действий для многих ООО и ИП. В частности, потребуется:

Поставить эксплуатируемые объекты НВОС на государственный учет;

Далее потребуется заняться разработкой норм ПДВ;

Обратиться в Роспотребнадзор и получить разрешение на негативные выбросы в атмосферу;

Приступить к сдаче соответствующей отчетности;

Начать выплачивать средства за негативное воздействие на окружающую среду (не путать с экологическим сбором – это разные вещи).

Вроде бы все, больше никакой информации не найдено. Здесь хочется надеяться на то, что в дальнейшем нам на глаза не попадутся новости, посвященные трудностям и сложностям уплаты данного взносы. Несложно будет себе представить, насколько великой будет новая волна критики в адрес Ведомства, чиновников и вообще всех, кто имеет отношение к государственной власти…

На основе всего вышеизложенного мы приходим к очевидному выводу, что не так страшен черт, как его малюют. «Налог на воздух» – яркий тому пример. Люди уже настолько не доверяют власти, что готовы наброситься на ее представителей, дай только волю.

Пожалуй, нам не стоит становиться «злобными дебилами», как об этом сказал Андрей Макаревич в недавнем интервью. К большому сожалению, такая вероятность пока все еще остается. Для справки, Россия находится то ли на 47, то ли на 49 месте по индексу счастья. В свою очередь, Финляндия находится на первом. Россия граничит с этой страной. Согласитесь, очень странно, когда стоишь на границе двух государств, проезжаешь несколько десятков метров и попадаешь из государства несчастливых людей в страну настоящих счастливцев… Все зависит, по большей степени, от нас и очень жаль, что мы это не до конца понимаем… Применительно же к теме «налога на воздух», давайте не будет искать курьез там, где его попросту нет. Возможно, от этого все станут немного счастливее.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Заработная плата»
  • «Планово-экономический отдел»
  • «Отдел кадров»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Колонка редактора
  • Новое в законодательстве
  • Вопрос — ответ
  • Актуальный комментарий
  • Разбираем ситуацию
  • Статистическая отчетность
  • Проектировщику
  • Актуальное интервью
Все рубрики

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Д.А. Карпеш, инженер по охране окружающей среды Частного предприятия «ЭкоТрейдБай»

Положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь. Рассмотрим самые важные вопросы исчисления и уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и захоронение, хранение отходов производства на примерах.

Кто обязан платить экологический налог?

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.

По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.

В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор. Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

За что надо платить экологический налог?

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.

С 2017 года повышены ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличилась на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%.

В какой срок нужно представить налоговую декларацию и заплатить налог?

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитывается налог?

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь и дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, указан в приложении 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Таблица 1. Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Ставка налога (руб.)

Первого класса опасности

Второго класса опасности

Третьего класса опасности

Четвертого класса опасности

Неопределенного класса опасности

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м 3 , указаны в приложении 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (см. таблицу 2).

Таблица 2. Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Ставка налога (руб.)

За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр

За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр

Таблица 3. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Ставка налога, руб.

1. За захоронение 1 тонны:

1.1. неопасных отходов производства

1.2. опасных отходов производства:

третьего класса опасности

четвертого класса опасности

2. За хранение 1 тонны:

2.1. неопасных отходов производства

2.2. опасных отходов производства:

первого класса опасности

второго класса опасности

третьего класса опасности

осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод

четвертого класса опасности

твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса

ила активного очистных сооружений

Для указанных в таблицах 1, 2, 3 групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
    • невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
    • возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

Ситуация 1

Выбросы предприятия при сжигании природного газа для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения за отчетный период (квартал) составили 5 т диоксида азота при установленном лимите 18 т/г. Рассчитаем сумму экологического налога, которую должно уплатить предприятие.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговую базу в данном случае составляют выбросы в атмосферный воздух 5 т диоксида азота. Ставка экологического налога за выброс диоксида азота (2 класс опасности) в соответствии с приложением 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 769,97 руб./т.

Выброс произошел при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения. Ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при исчислении суммы налога предусматривает использование понижающего коэффициента 0,27. Таким образом, сумма экологического налога составит 5х769,97х0,27 = 1039,46 руб.

При расчете экологического налога учитываем превышение лимита выброса диоксида азота: установленный лимит составляет 18 т/г, фактический выброс — 20 т/г. В связи с этим органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны предъявить предприятию претензию на возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативным выбросом 2 т диоксида азота.

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[1].

Ситуация 2

Предприятие за отчетный период (год) вывезло на полигон 2,5 т отходов 3 класса опасности и 40 т отходов 4 класса опасности. Из них 30 т — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Экологический сертификат соответствия отсутствует, превышение установленных лимитов не наблюдается.

Налоговую базу в данном случае составляют вывезенные на полигон на захоронение 2,5 т отходов производства 3 класса опасности и 10 т отходов производства 4 класса опасности (40-30).

За 30 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, налог не взимается, так как общее количество отходов производства, вывезенных на захоронение (42,5 тонн/год) не превышает 50 тонн/год[2].

Ставка экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с приложением 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет:

  • для отходов 3 класса опасности 115,11 руб./т;
  • 4 класса опасности 57,39 руб./т.

Таким образом, сумма экологического налога за отчетный период составит 2,5х115,11 + 10х57,39 =861,68 руб.

Ситуация 3

Предприятие за отчетный период (год) сбросило в реку 10 000 м 3 сточных вод при установленном лимите 10 000 м 3 . Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, полученный в 2015 году. За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств.

Налоговую базу в данном случае составляют сбросы сточных вод в количестве 10 000 м 3 . Ставка экологического налога за сброс сточных вод в реку (т. е. в водоток) в соответствии с приложением 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,08 руб./м 3 . Таким образом, сумма экологического налога составит 10000х 0,08 = 800 руб.

Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, однако понижающий коэффициент 0,9 применяться не будет, так как с момента его получения истекло более трех лет (ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств. Однако понижать сумму экологического налога на эту величину в данном случае неправомерно, так как средства были израсходованы не на строительство или реконструкцию очистных сооружений, а на их ремонт (ст. 208 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

Резюме

  1. Экологический налог рассчитывается на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
  2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
  3. Уплатить налог нужно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

[1] В ред. от 31.05.2017.

[2] Статья 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (78), декабрь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.8. Экологический налог

Плательщиками экологического налога (далее в настоящей главе – плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сброс сточных вод;

- хранение, захоронение отходов производства;

- ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сбросов сточных вод;

- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

- озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и дающего право на ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6-8 НК.

К ставкам экологического налога применяются различные коэффициенты, предусмотренные ст. 207 НК.

Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 23 000 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Уплата экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм экологического налога за захоронение отходов производства.

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Читайте также: