Налог на услуги связи в 2020 году

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июня 2020 г. № БС-4-21/9576@ “О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)”

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что указанные в статье 2 Закона организации освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам:

- по транспортному и земельному налогам - в части налогов и авансовых платежей по этим налогам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

- по налогу на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

В целях исполнения положений статей 55, 80, 363.1, 386, 398 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости представления организациями налоговых деклараций в течение налогового периода 2020 года при ликвидации (реорганизации) организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона за соответствующий период владения объектами налогообложения (далее - организация), полагаем возможным рекомендовать учитывать следующие особенности заполнения налоговых деклараций[1].

1) По транспортному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации[2] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10201, 10202, 10203, 10204), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков законом субъекта Российской Федерации также установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10205, 10206, 10207, 10208), во второй части показателя последовательно указываются номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

2) По земельному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации[3] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021501, 3021502, 3021503, 3021504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021505, 3021506, 3021507, 3021508), во второй части показателя последовательно указываются реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

3) По налогу на имущество организаций

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации[4] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года);

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 120 раздела 3 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Информацию доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков-организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона (преимущественно по ТКС).

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

[1] Вплоть до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты ФНС России.

[2] Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@ (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2016, регистрационный 44966) с последующими изменениями.

[3] Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2017, регистрационный № 46926) с последующими изменениями.

[4] Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций утверждена приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ (зарегистрирован Минюстом России 30.09.2019, регистрационный № 56085).

Приложение
к письму ФНС России
от 10 июня 2020 г.
№ БС-4-21/9576@

Коды налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Транспортный налог Земельный налог Налог на имущество организаций Категории налогоплательщиков
10201 3021501 2010501 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
10202 3021502 2010502 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10203 3021503 2010503 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
10204 3021504 2010504 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.
10205 3021505 2010505 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10206 3021506 2010506 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10207 3021507 2010507 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10208 3021508 2010508 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Обзор документа

Организации освобождены от транспортного, земельного налога и авансовых платежей за период владения используемыми для бизнеса и (или) уставной деятельности объектами с 1 апреля по 30 июня 2020 г. Также применяется льгота по налогу на имущество за этот же период.

ФНС указала коды введенных налоговых льгот и разъяснила порядок заполнения деклараций.

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.


Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Image 1

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

Изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

  • отменен вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
  • введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ);
  • при расчете налога будет применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
  • вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров – лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
    • 0.2 – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0.4 (в 2019 году был 0.2) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. – 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта – в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. рост коэффициента к налоговому периоду. в частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). в 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. – 0,2). в 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. – 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. в 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. в 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. – 1,481);
  2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).


Как воспользоваться налоговой льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;

для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

С 1 января 2020 года вступили в силу более ста изменений в налоговое законодательство. Мы выбрали и прокомментировали самое важное

Подробно об изменениях по налогам мы рассказывали на вебинарах:

  • Изменения по налогам с 2020 года. НДС. Налог на прибыль. НДФЛ. Наталья Бокова, ведущий преподаватель-экксперт Контур.Школы.
  • Знаковые изменения законодательства. Итоги 2019. Перспективы 2020. Интервью. Ольга Букина, аудитор.
  • НДС. Актуальные вопросы. Изменения 2020. Елена Данякина, президент территориального представительства ИПБР, аккредитованный преподаватель и налоговый консультант ИПБР.
  • Налог на прибыль. Актуальные вопросы. Изменения-2020. Ольга Букина, аудитор.
  • Изменения законодательства, которые надо учесть в учетной политике на 2020 год. Елена Строкова, эксперт-консультант по налогам и бухгалтерскому учету.

Напомним, самые масштабные поправки в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Законодатель поработал со словом. Изменения учитывают сложившуюся арбитражную и судебную практику.

Изменения по НДС

1. Можно применить вычет входящего НДС при создании нематериального актива

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, а также при выполнении работ (оказании услуг) по созданию НМА. Вычет производится после того, как эти товары, работы, услуги приняты на учет (п. 6 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Комментарий: еще один законный вычет входящего НДС. Не забываем пользоваться своими правами на уменьшение суммы налога в бюджет.

Изменения по НДФЛ

2. Работодатель заплатит недоимку по НДФЛ, выявленную при проверке

Налоговый агент не вправе уплачивать за налогоплательщика НДФЛ из собственных средств — это общее правило. Исключение с 1 января 2020 года: налоговый агент обязан уплатить НДФЛ за свой счет в счет погашения недоимки (п. 9 ст. 226 НК РФ). Это произойдет только при доначислении НДФЛ по результатам налоговой проверки. НДФЛ за налогоплательщика, который уплатил налоговый агент, не признается доходом этого физического лица (п. 5 ст. 208 НК РФ). Следовательно, такие суммы не облагаются НДФЛ.

Комментарий: не стоит поддаваться соблазну и умышленно создавать недоимку по НДФЛ, ведь ответственность по ст. 123 НК РФ никто не отменял. А физлица, в свою очередь, не смогут воспользоваться вычетами в полном размере. В справке 2-НДФЛ сумма дохода будет отражена правильно, а НДФЛ — занижен. При проведении камеральной проверки сразу все обнаружится, и наказание не заставит себя долго ждать.

3. Установили новые сроки сдачи отчетности по НДФЛ. Изменили условия для сдачи отчетности на бумаге

Теперь отчетность по НДФЛ представляется на месяц раньше — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2019 год справку 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ надо представить не позднее 2 марта 2020 года (1 марта — выходной).

Отчетность по НДФЛ можно представить на бумажном носителе, если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, — до 10 человек. Ранее отчетность на бумаге можно было предоставить при численности до 25 человек. Эту новацию надо также учитывать при сдаче отчетности за 2019 год (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Комментарий: бухгалтеру надо проявить бдительность, т.к. новые правила действуют с отчетности за 2019 год.

Напомним об ответственности:

  • за несвоевременное представление расчета 6-НДФЛ — штраф 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ);
  • за нарушение сроков по представлению формы 2-НДФЛ — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

4. Индивидуальные предприниматели по-новому исчисляют и уплачивают НДФЛ

С 2020 года ИП самостоятельно рассчитывает авансовые платежи из фактически полученного дохода, профессиональных и стандартных вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. Срок уплаты авансовых платежей — не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за I кварталом, полугодием, 9 месяцами налогового периода.

В 2020 году сроки уплаты налога и авансовых платежей:

  • за IV квартал 2019 г. (по налоговому уведомлению ИФНС) — 15.01.2020 г.
  • за I квартал 2020 г. — 27.04.2020 г.
  • налог за 2019 г. — 15.07.2020 г.
  • за полугодие 2020 г. — 27.07.2020 г.
  • за 9 месяцев 2020 г. — 26.10.2020 г.
  • налог за 2020 г. (рассчитывает ИП в декларации 3-НДФЛ) — 15.07.2021 г.

С 2020 года отменили обязанность представлять декларацию по форме 4-НДФЛ.

Комментарий: долгожданное изменение для ИП. Теперь не придется переплачивать НДФЛ в течение года, а потом спорить с налоговой за каждую сумму переплаты. Но есть и трудности: самим придется тщательно вести учет своих доходов и расходов. Только тогда сумма авансового платежа будет правильно исчислена.

Налог на прибыль. Изменения с 2020 года

5. Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности признаются амортизируемым имуществом с 01.01.2020 года

Условие — срок полезного использования — более 12 месяцев, первоначальная стоимость — более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

6. Изменение по амортизации ОС

Амортизация по основным средствам, которые налогоплательщик передал в безвозмездное пользование, продолжает начисляться. Но собственник не вправе включить в расходы сумму амортизации пока ему не вернут ОС (п. 3 ст. 256 НК РФ, п. 16.1 ст. 270 НК РФ).

Комментарий: новая норма. До 2020 года амортизация не начислялась (за некоторым исключением) по имуществу, переданному в безвозмездное пользование. Учитываем это в декларации за 2019 год, а с 2020 года применяем новую норму.

7. В расходах можно учитывать ремонт не только ОС, но и прочего имущества стоимостью менее 100 000 руб.

Рекомендации контролирующих органов стали нормой закона (ст. 260 НК РФ). Применяем на законных основаниях.

8. Расширен перечень налоговых агентов по налогу на прибыль

ИП признаются налоговыми агентами, если выплачивают иностранной организации доход (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Комментарий: очередная «лазейка» ухода от налога на прибыль закрыта. ИП, учитесь быть налоговыми агентами по налогу на прибыль. Помните, что за неисполнение таких обязанностей предусмотрена ответственность по ст. 123 НК РФ, в частности штраф — 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Изменения по налогу на имущество

9. Изменения в отчетности по налогу на имущество

Уплата авансовых платежей по налогу на имущество не сопровождается сдачей расчетов. Новшество действует с 2020 года. Но по окончании налогового периода по-прежнему надо представить декларацию — это обязанность.

Комментарий: есть повод составить еще один регистр налогового учета для расчета авансовых платежей, подлежащих уплате по итогам отчетных периодов. А может приспособить для этого знакомую форму расчета? Помним, что в приложениях к учетной политике надо закрепить формы налоговых регистров.

10. Изменения в объекте налогообложения

  • Налоговая база недвижимого имущества определена как кадастровая стоимость — его необязательно учитывать как объект основных средств в целях уплаты налога на имущество.
  • Объекты недвижимости, по которым определена среднегодовая стоимость, надо учитывать в качестве объекта ОС по правилам бухучета. Это обязательное условие. Важно: регионы вправе определить перечень объектов недвижимости, которые облагаются по кадастровой стоимости.

Комментарий: не игнорируйте региональное законодательство по налогу на имущество организаций. Если имеете объект недвижимого имущества, сделайте выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости на 1 января 2020 года.

11. С 2020 года транспортный и земельный налоги, которые необходимо уплатить налогоплательщику, исчисляют налоговые органы

С отчетности за 2020 год налоговая декларация по транспортному и земельному налогам не представляется. Сумму налогов организация узнает из сообщения ИФНС. Важно: если у налогоплательщика есть льготы по этим налогам, то о них надо также самостоятельно сообщить в ИФНС.

Комментарий: не расслабляемся. Считаем налоги самостоятельно и сверяемся с расчетами налоговой.

Ваюкин Василий

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ с 1 января 2021 г. вводится электронный документооборот в системе «tax free». Чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде, а чтобы розничному продавцу принять НДС к вычету по товарам, реализованным физлицам и вывезенным ими за границу, эти граждане должны получить компенсацию сумм налога.

С 1 января не облагаются НДС все операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных банкротами (Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ).

Начиная с IV квартала 2020 г. внесены изменения в форму декларации по НДС. Изменения затронули титульный лист и раздел 1 декларации. Из титульного листа исключен показатель «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Изменения в разделе 1 затронут только тех налогоплательщиков, кто выступает стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (Приказ ФНС России от 19 августа 2020 г. № ЕД-7-3/591@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления”»).

Уточнено применение льгот для IT-компаний. В частности, освобождение от НДС распространится только на передачу прав на компьютерные программы и базы данных, включенные в российский реестр программного обеспечения. Льгота для исключительных прав на изобретения, полезные модели и т.д. с 2021 г. предусмотрена новым подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

Налог на прибыль

Декларацию по налогу на прибыль за 2020 г. необходимо сдать не позднее 29 марта. Для большинства компаний существенных изменений по данному виду налога нет (например, в форму добавлены признаки налогоплательщика) (Приказ ФНС России от 11 сентября 2020 г. № ЕД-7-3/655@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@ “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме”»).

С 1 января изменится порядок распределения прибыли при наличии обособленных подразделений и разных ставках налога на прибыль. Так, компания, имеющая обособленные подразделения, которая вправе по ряду операций платить налог на прибыль по пониженной ставке, для расчета региональной части данного налога каждую налоговую базу должна распределять между обособленными подразделениями (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ).

Внесены изменения в порядок использования инвестиционного вычета. При продаже объекта, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, доходы можно уменьшить. Вычитается остаточная стоимость объекта, соответствующая части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет. На следующие периоды разрешено переносить не только остаток вычета (т.е. расходы, уменьшающие платеж в региональный бюджет), но и расходы, уменьшающие налог в федеральный бюджет (федеральные законы от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ и от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

Кроме того, установлены новые ставки (3% для федерального бюджета и 0% для регионального). Чтобы применять их, среднесписочная численность компании за отчетный (налоговый) период должна составлять не менее 7 человек, не менее 90% от общего объема доходов должно приходиться на реализацию программных продуктов и услуг в IT-сфере, необходима также аккредитация Минцифры. Аналогичные критерии нужно соблюсти IT-компаниям для получения льгот по страховым взносам (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

Утверждены новые перечни медицинских услуг и дорогостоящего лечения для получения социального вычета по НДФЛ (ортопедическое лечение, паллиативная медицина, репродуктивные технологии) (Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 458 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»).

С 1 января наступающего года в отношении доходов, которые превысят произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России по остаткам на счетах и по вкладам, будет взиматься налог 13% (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ).

Изменен перечень необлагаемых доходов, порядок обложения доходов по ценным бумагам. Порядок налогообложения, предусмотренный ст. 214.1 НК, будет применяться к процентам, полученным от российских облигаций, дисконту по ним, а также процентам по государственным облигациям и ценным бумагам (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ).

С 1 января 2021 г. вводится прогрессивная шкала обложения НДФЛ. Повышенная ставка НДФЛ в размер 15% будет применяться в отношении доходов свыше 5 млн руб.

Вводятся также новые понятия: «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Прогрессивная ставка НДФЛ касается именно совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы: от долевого участия; от выигрышей, операций с ценными бумагами (в том числе их займа) и производных финансовых инструментов; полученные участниками инвестиционного товарищества; в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании; зарплата.

В рамках администрирования НФДЛ по ставке 15% налоговый агент освобождается от ответственности за налоговые правонарушения за I квартал 2021 г., а также от уплаты соответствующих сумм пеней в случае самостоятельного перечисления им в бюджетную систему РФ сумм налога в срок до 1 июля 2021 г. (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ).

Страховые взносы

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2020 г. № 1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 года» в 2021 г. предельные размеры базы для начисления страховых взносов составят:

  • 966 тыс. руб. для взносов по временной нетрудоспособности;
  • 1 млн 465 тыс. руб. для пенсионных взносов.

С 1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ бессрочные пониженные тарифы страховых взносов составят:

  • 6% на обязательное пенсионное страхование;
  • 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,1% на обязательное медицинское страхование.

Кроме того, с указанной даты во всех регионах пособия больше не будут засчитываться в счет уплаты страховых взносов (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

В соответствии с указанным законом с января 2021 г. на прямые выплаты переходят оставшиеся регионы – в частности, Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. После перехода на новый порядок работодатели должны оплачивать первые три дня больничного, дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом и перечислять пособие на погребение. Эти суммы нельзя зачесть в счет уплаты страховых взносов.

Специальные налоговые режимы

С 1 января 2021 г. будут изменены лимиты по упрощенной системе налогообложения (УСН). Для перехода на «упрощенку» доходы организации за 9 месяцев 2020 г. не должны превысить 112,5 млн руб. Чтобы в 2021 г. применять УСН со стандартными ставками, нужно соблюдать установленные условия – к примеру, доходы не должны превышать 150 млн руб., а штат – 100 человек.

При превышении на 50 млн руб. по доходам и на 30 человек по штату можно остаться на «упрощенке», но налог при этом будет рассчитываться по повышенным ставкам: 20% при объекте «доходы минус расходы» и 8% при объекте «доходы».

Лимиты в 150 и 200 млн руб. подлежат индексации и, возможно, будут немного увеличены за счет применения коэффициента-дефлятора 1,032 (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ; Приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2020 г. № 720 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2021 год»).

Согласно тому же закону предприниматели на УСН и патентной системе смогут применять налоговые каникулы до 2024 г. Для этого должны быть выполнены условия: в регионе принят закон о каникулах, индивидуальный предприниматель зарегистрирован после принятия данного закона и ведет деятельность в льготной отрасли.

Отменен ЕНВД. С января 2021 г. допустимо перейти на основную, упрощенную, патентную системы, систему в виде уплаты единого сельхозналога, стать самозанятым (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ).

Имущественные налоги

НК будут предусмотрены только два исключения, когда изменение кадастровой стоимости учитывается в текущем или прошлых периодах: если кадастровая стоимость установлена в размере рыночной (без указания на рассмотревший документы орган); если это закреплено Законом о кадастровой оценке. Если стоимость объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, не определена на начало года, то теперь налог платить нужно по среднегодовой стоимости (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

С 1 января 2021 г. внесены также изменения по транспортному и земельному налогам:

  • вводится запрет для регионов устанавливать сроки уплаты налогов для организаций;
  • определены единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей;
  • декларации по указанным налогам больше не нужны;
  • ИФНС будут рассчитывать и сообщать о сумме начисленного налога параллельно с организацией (федеральные законы от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ и от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ).

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоговый вычет вправе применить организации и предприниматели, зарегистрировавшиеся в Арктической зоне, получившие статус резидента и заключившие соглашение об инвестиционной деятельности. Уменьшается налог, начисленный при добыче любых полезных ископаемых, кроме углей и углеводородного сырья, но сумма вычета не выше 50% от начисленного налога (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Установлены ставки платы за 2020 г. на уровне ставок 2018 г. с повышающим коэффициентом 1,08. Не позднее 1 марта малые и средние предприятия должны внести годовую плату за НВОС по повышенной ставке (Постановление Правительства РФ от 24 января 2020 г. № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

Прочие изменения, вступающие в силу в 2021 г.

С 10 января банки будут контролировать все операции с наличными денежными средствами в сумме от 600 тыс. руб., а также почтовые переводы на сумму от 100 тыс. руб., лизинговые платежи от 600 тыс. руб. Под контролем будут также все расчеты, связанные с операциями с недвижимостью на сумму от 3 млн руб. (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ).

С 1 июля налоговые органы будут блокировать счет, если опоздать со сдачей отчетности на 20 рабочих дней, а не на 10. Кроме того, у налогоплательщиков появится возможность узнать о грядущей блокировке счета в срок не позднее 14 рабочих дней до принятия решения о блокировке (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ).

С той же даты расширяется и список оснований для аннулирования отчетности:

  • если стоит подпись неуполномоченного лица или использована электронная подпись умершего;
  • есть сведения о дисквалификации или запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • по данным ЕГРЮЛ деятельность прекращена;
  • декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

Если в ходе камеральной проверки инспекция запросит пояснения, а налогоплательщик подаст их в электронном виде, но не в установленном формате, пояснения не будут считаться представленными. Это грозит штрафом 5000 руб. (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ).

Введены понятия цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровая валюта (ЦВ).

Права на ЦФА возникают, когда в информационную систему вносят запись об их принадлежности организации или предпринимателю. Учет ЦФА ведет оператор информационной системы, через которого заключаются в том числе сделки с ЦФА.

Банк России ведет реестр операторов и определяет виды ЦФА, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы. Российским организациям запрещено принимать ЦВ в оплату товаров, работ и услуг (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ).

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31, ст. 3431; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 7, ст. 901; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6333; N 50, ст. 7351, 7366; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4062; N 43, ст. 5451; N 44, ст. 5643; N 48, ст. 6162; N 49, ст. 6339, 6347; N 52, ст. 6961; 2014, N 6, ст. 560; N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4229, 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4342, 4383; 2016, N 10, ст. 1316, 1318; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3873; N 27, ст. 4213, 4221; N 28, ст. 4558; 2017, N 31, ст. 4742, 4794; N 50, ст. 7557; 2018, N 53, ст. 8453, 8455; 2019, N 18, ст. 2214; N 23, ст. 2914; 2020, N 15, ст. 2233) следующие изменения:

а) дополнить подпунктом 3 1-1 следующего содержания:

"3 1-1 ) идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования) - идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля;";

б) в подпункте 3 2 слово "устанавливается" заменить словом "используется";

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Заключение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случая, указанного в абзаце пятом пункта 1 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии волеизъявления физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица одним из следующих способов:

с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, при условии идентификации физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя юридического лица, с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".";

б) дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать:

помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде;

оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с абзацами третьим - пятым пункта 1 настоящей статьи с учетом особенностей, установленных абзацем пятым настоящего пункта.

В случае использования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего встроенный идентификационный модуль, который позволяет программно изменять информацию на идентификационном модуле, необходимую для идентификации абонента и (или) пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в сети оператора подвижной радиотелефонной связи заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется только с использованием способов, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 настоящей статьи.

Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту - физическому лицу или абоненту - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Требования настоящего абзаца не распространяются на договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключающие договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставляют возможность пользоваться в рамках указанного договора услугами подвижной радиотелефонной связи пользователям услугами связи - физическим лицам только при условии внесения в федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем или по решению абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользователем услугами связи сведений о таком пользователе услугами связи - физическом лице и сведений об используемом этим пользователем услугами связи абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи, а также о наименовании абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Оператор связи обязан проверять наличие таких сведений посредством направления запроса в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи. В случае, если при проверке оператор связи обнаружит, что сведения отсутствуют или не являются достоверными, оператор связи обязан не оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи, о чем уведомляет юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, и в случае отсутствия ответа в установленный срок исключает из договора указанный абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи.

В случае, если услуги подвижной радиотелефонной связи оказываются абоненту - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю в целях обеспечения функционирования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором используется идентификационный модуль, указанные услуги оказываются при условии внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования), адресе абонента или адресе установки пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование (оконечное оборудование). Состав указанных в настоящем абзаце сведений и порядок их внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При внесении в единую систему идентификации и аутентификации сведений, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта, абонентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такие сведения должны быть подтверждены пользователем услугами связи с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору связи сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.";

абзац первый изложить в следующей редакции:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"использование единой системы идентификации и аутентификации;";

абзац седьмой признать утратившим силу;

3) дополнить статьей 44 2 следующего содержания:

"Статья 44 2 . Информационная система мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя

1. В целях осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, создается информационная система мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя (далее - информационная система мониторинга).

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с использованием информационной системы мониторинга осуществляет мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи.

3. В целях осуществления мониторинга, указанного в пункте 2 настоящей статьи, информационная система мониторинга взаимодействует с единой системой идентификации и аутентификации, базой данных перенесенных абонентских номеров, иными определенными Правительством Российской Федерации информационными системами.

4. Организационные и технические меры, необходимые для реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочий по мониторингу соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляет радиочастотная служба.";

4) статью 45 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7. Физическое лицо, зарегистрированное в единой системе идентификации и аутентификации, вправе вносить в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключать из указанной системы:

сведения об одном или нескольких абонентских номерах, выделенных ему оператором подвижной радиотелефонной связи;

идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования), который используется в его пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) в привязке к его абонентскому номеру, выделенному оператором подвижной радиотелефонной связи.

В случае утраты пользовательского оборудования (оконечного оборудования), идентификатор которого внесен в единую систему идентификации и аутентификации, физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, вправе внести сведения об утрате такого пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. После получения из единой системы идентификации и аутентификации информации об утрате пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и в случае подтверждения уникальности идентификатора пользовательского оборудования (оконечного оборудования), внесенного в единую систему идентификации и аутентификации, на основании сведений, имеющихся в распоряжении оператора подвижной радиотелефонной связи, данный оператор обязан не оказывать услуги связи абоненту - физическому лицу или пользователю услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в случае использования им утраченного пользовательского оборудования (оконечного оборудования). Порядок взаимодействия оператора подвижной радиотелефонной связи с оператором единой системы идентификации и аутентификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. При получении оператором подвижной радиотелефонной связи от оператора единой системы идентификации и аутентификации запроса о соответствии данных об абоненте - физическом лице или пользователе услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, данным об абоненте - физическом лице или пользователе услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, которые получены оператором подвижной радиотелефонной связи в результате проведения проверки достоверности сведений в соответствии с пунктом 6 статьи 44 настоящего Федерального закона, оператор подвижной радиотелефонной связи предоставляет соответствующую информацию в единую систему идентификации и аутентификации.

Указанное взаимодействие между оператором подвижной радиотелефонной связи и оператором единой системы идентификации и аутентификации осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";

а) абзац девятый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативноразыскную деятельность, запроса от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, сформированного по результатам мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, или предписания указанного федерального органа исполнительной власти, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах, а также в случае предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связи и средств связи;";

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

"13. Для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя оператор подвижной радиотелефонной связи обязан обеспечить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, доступ, в том числе с использованием информационной системы мониторинга, к информации о способах подтверждения сведений и результатах проведенных проверок достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, к сведениям об абонентах и сведениям о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), к информации о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а также направлять в указанную информационную систему мониторинга иную информацию в составе, порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.";

6) абзац второй пункта 1 статьи 53 после слов "оконечное оборудование," дополнить словами "в том числе идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования),".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.

2. Абоненты - юридические лица либо индивидуальные предприниматели, заключившие с операторами связи договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо пользователи услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя по решению указанных абонентов вносят сведения о пользователях услугами связи в федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в соответствии с требованиями, установленными абзацем шестым пункта 1 1 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", в срок до 30 ноября 2021 года.

3. Обязанности операторов связи, установленные абзацем седьмым пункта 1 1 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", в отношении абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, заключивших с операторами связи договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, возникают с 1 декабря 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Читайте также: