Налог на убийство на руси

Опубликовано: 11.05.2024


Одним из самых первых и известных юридических документов древней Руси является Русская Правда. Этот кодекс правовых норм начал составляться еще при Ярославе Мудром. Первая запись датируется 1016 годом. В Русской Правде были собраны всевозможные правовые нормы, которые долгие века определяли вину и наказание за разные преступления.

Особенности древнерусского законодательства

Одно из главных отличий древнерусского законодательства от современного заключается в том, что в первом не было такого понятия, как ограничение уголовной ответственности ввиду психической невменяемости или несовершеннолетия преступника. И подростки, и юродивые отвечали за свои дела наравне со взрослыми и здоровыми людьми.

Существенные различия заключаются и в определении виновности, а также в мере наказания за те или иные преступные действия. Очень большое значение для установления вины значило социальное положение подсудимого и обвинителя. Когда простого холопа обвинял его хозяин, у первого практически не было шанса доказать свою невиновность.

Но и среди свободных русичей вопрос доказательства вины решался довольно своеобразно. Чтобы доказать, что какое-то лицо виновно в нанесении побоев, обвинителю достаточно было продемонстрировать синяки на своем теле и показать пальцем на того, кого он считал виноватым.

Помимо внешних признаков в ходу был и так называемый «свод». Под ним подразумевались показания очевидцев и процедура поиска украденной вещи (если речь шла о воровстве). Доказать или опровергнуть виновность лица могли «видоки» или «послухи». Первые — очевидцы преступления. К категории послухов относились все, кто хоть что-то слышал об обвиняемом и мог подтвердить, что он хороший или, наоборот, плохой человек.

Если ни очевидцев, ни материальных свидетельств преступления не было, подозреваемого подвергали «Божьему суду». Под этим термином понималось испытание раскаленным железом или водой, а также целование креста и принесение клятвы на Библии.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формаль­ных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, пос­кольку считалось, что Бог помогает правому. Невинность человека также считалась абсолютно доказанной, если он выдерживал пытки железом или водой. Относительно клятв русичи верили, что человек просто не может ложно присягнуть на святом кресте, потому что после смерти за такое попадет в ад.

Наказания за преступления

Наказания на Руси тоже были весьма своеобразными и по современным меркам несоразмерными тяжести преступления. Существовала целая систем штрафов(вир) за разные противоправные деяния, в том числе и очень тяжелые. За убийство, считающееся в современном УК одним из тягчайших преступлений, на Руси просто взимался штраф.

Цена за жизнь свободного человека и раба (холопа) была различной. Достаточно было заплатить 12 гривен за убийство ремесленника, чтобы вопрос виновности был полностью исчерпан. Князь «стоил» дороже — 80 гривен, его сын — 40. За убийство свободного мужчины полагался штраф 40 гривен, женщины — 20. Цена жизни холопа или холопки была вообще чисто символической — 5-6 гривен.

За нанесение тяжелых увечий свободному гражданину виновный должен был заплатить в казну штраф — полувирье — в размере 10 гривен. Мелкие штрафы полагались за небольшие кражи, оскорбления, нанесение не очень тяжелых повреждений и другие незначительные проступки.

Самыми страшными на Руси считались имущественные преступления: разбой, кража лошадей и поджог дома. Последнее было особенно осуждаемым деянием, поскольку одна пылающая изба грозила уничтожением всего города. За эти беззакония имущество преступника подлежало разграблению, а его самого с женой и детьми продавали в рабство. Вот так решался вопрос преступления и наказания у наших предков.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Налоги в древней Руси

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну» . Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына велико-княжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей» . А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань.

После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация — сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.


Право на жизнь не всегда было основным правом человека. В Средние века, когда люди принадлежали к определенным сословиям согласно их происхождению и уровню достатка, некоторые человеческие жизни считались бесценными, а другие – «более дешевые» – были расходным материалом. Это справедливо и для России. Посмотрим, как «цена» человеческой жизни менялась на протяжении веков.

В Киевской Руси

Иван Билибин. «Суд во времена Русской Правды».

Иван Билибин. «Суд во времена Русской Правды».

В «Русской Правде», своде законов Киевской Руси, величина штрафов за убийства варьировалась в зависимости от сословной принадлежности жертвы преступления. «Русская правда» имела юридическую силу для всех сословий – от правителей до крестьян и горожан – вплоть до конца 15-го века.

Древнерусская гривна (серебро)

Древнерусская гривна (серебро)

Штрафы за убийство исчислялись в гривнах. Гривна (которая была равна примерно 150-200 граммам серебра) была единицей веса и валютой, используемой в Киевской Руси. Гривна стоило довольно много. На 1 гривну можно было купить целую деревню из 5-6 домов или здоровую лошадь. Полгривны составляло годовое жалованье за рабский труд.

Штраф за убийство свободного человека составлял 40 гривен, а свободной женщины – 20 гривен. Если мужчина или женщина служили князю (чиновником, дружинником или был слугой в доме), штраф удваивался. Деньги шли местной администрации – то есть князю. Но оплатить штраф «предварительно», а потом пойти и убить человека было, конечно, невозможно.

Апполинарий Васнецов. «Подворье удельного князя».

Апполинарий Васнецов. «Подворье удельного князя».

Государственный Исторический музей

За убийство же несвободных людей – холопов – штраф был ниже: «за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами — 12 гривен, за учителя – 12 гривен, столько же за кормильца или кормилицу. . За убийство крепостного – 5 гривен . за крепостную женщину – 6 гривен» – такие размеры штрафов определял закон.

Излишне говорить, что простые люди не могли заплатить огромный штраф. В таком случае за них платила община.

В Московском Царстве

Иван III Великий

Иван III Великий

В 1497 году Иван III ввел в России новый Судебник. В нем говорилось, что убийство человека должно караться смертной казнью – если убийца является «ведомым» преступником (то есть, совершает убийство во второй или более раз) или если убийца является крепостным, который убивает своего хозяина.

Согласно Судебнику 1497 года, «простое» убийство свободного человека обошлось бы в 4 рубля. Эта сумма была огромна. Известно, что в 1534 году за 0,03 рубля (3 копейки) можно было купить избу.

С. В. Иванов. «Земский собор».

С. В. Иванов. «Земский собор».

В 1550 году новый Судебник, одобренный и составленный Земским собором, ввел уже Иван Грозный. С тех пор убийство стало предметом официального судебного разбирательства, и штрафы за убийство упразднялись. Умышленные убийства карались смертной казнью, непреднамеренные – публичной поркой или тюремным заключением (впрочем, понятие самообороны тоже существовало). Штраф оставался только в случае оскорбления чьей либо чести словами или действиями.

Соборное уложение (1649) узаконило крепостное право в России – теперь крепостные крестьяне были собственностью помещиков, которые могли их покупать и продавать, поэтому человеческая жизнь снова стала оцениваться в денежном эквиваленте.

В Российской Империи

К. В. Лебедев. «Аукцион в XVIII в.»

К. В. Лебедев. «Аукцион в XVIII в.»

Global Look Press

В 18 веке в России рынок торговли крепостными сформировался окончательно. Покупки крепостных регистрировались в специальных книгах, потому что каждая такая сделка облагалась налогом. Цены на крепостных сильно варьировались в зависимости от их возраста, пола и умений.

Во времена царствования Екатерины Второй цена за взрослого крепостного работника (ремесленника) поднялась с 30 до 100 рублей (в то время как за рубль можно было купить ведро водки, 16 килограммов хлеба или доехать из Москвы в Санкт-Петербург). В 1782 году помещик мог продать своих крепостных по следующим расценкам: 28-летнего мужчину за 40 рублей, 25-летнюю женщину за 10 рублей, 11-летнего мальчика за 11 рублей. Цены были ниже, если крепостных продавали оптом – например, всей деревней.

В 19 веке цены на крепостных ремесленников взлетели до небес. Крепостной сапожник стоил 500 рублей (что равнялось зарплате высокопоставленного чиновника), опытный повар или парикмахер мог стоить до 1000 рублей. Самые высокие цены были на музыкантов, актеров и актрис, которые могли стоить целое состояние – до 5000 рублей или даже больше.

В современной России

В СССР не было ни работорговли, ни штрафов за убийство. Поэтому в современный период истории России о “цене” человеческой жизни можно судить по размерам денежных компенсаций, которые государство выплачивало семьям граждан, погибших в результате катастроф, стихийных бедствий и терактов.

В настоящее время трагическая гибель или ранение гражданских лиц, произошедшие частично по вине государства, как правило, компенсируются из регионального бюджета, и сумма компенсации сильно варьируется от региона к региону, говорится в материале «Republic». В результате крушения поезда в 2013 году пострадали пятеро детей, и РЖД пообещал выплатить им 300 тысяч рублей; между тем троим детям, пострадавшим в Московском зоопарке, выплатили по 500 тысяч. Семьи погибших при наводнении в Крымске (Краснодарский край) в 2012 году получили около 2 млн рублей.

С 2013 года фиксированная сумма страховой выплаты за смерть в авиакатастрофе, аварии автобуса или поезда составляет 2,25 млн рублей. Массовые катастрофы, в свою очередь, оказывают огромное негативное влияние на общество, и обычно федеральное правительство выделяет дополнительные средства к региональным и страховым компенсациям. К тому же, не все страховые компании работают честно. К сожалению, есть много людей, которые не смогли получить свои компенсации после смерти своих родственников и/или близких.

В результате пожара в торговом центре «Зимняя вишня»; в Кемерово погибли 60 человек, в том числе 37 детей. Жертвами и пострадавшими были признаны 450 человек, в том числе 84 родственника погибших; на каждого из погибших их семьи получили более 5 миллионов рублей в рамках компенсации. Получившим физический вред здоровью и моральный ущерб выплатили от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

После катастрофы самолета SSJ100 в аэропорту Шереметьево 5 мая 2019 года, где при пожаре погиб 41 человек, родственники получили по 2 миллиона рублей из бюджета Московской области и еще выплаты из бюджетов других регионов, страховых компаний и прочих сторон. Важно отметить, что в последнее время благотворительность, краудфандинг и пожертвования для пострадавших в результате катастроф тоже помогают собрать немалые средства.


Право на жизнь не всегда было основным правом человека. В Средние века, когда люди принадлежали к определенным сословиям согласно их происхождению и уровню достатка, некоторые человеческие жизни считались бесценными, а другие – «более дешевые» – были расходным материалом. Это справедливо и для России. Посмотрим, как «цена» человеческой жизни менялась на протяжении веков.

В Киевской Руси

Иван Билибин. «Суд во времена Русской Правды».

Иван Билибин. «Суд во времена Русской Правды».

В «Русской Правде», своде законов Киевской Руси, величина штрафов за убийства варьировалась в зависимости от сословной принадлежности жертвы преступления. «Русская правда» имела юридическую силу для всех сословий – от правителей до крестьян и горожан – вплоть до конца 15-го века.

Древнерусская гривна (серебро)

Древнерусская гривна (серебро)

Штрафы за убийство исчислялись в гривнах. Гривна (которая была равна примерно 150-200 граммам серебра) была единицей веса и валютой, используемой в Киевской Руси. Гривна стоило довольно много. На 1 гривну можно было купить целую деревню из 5-6 домов или здоровую лошадь. Полгривны составляло годовое жалованье за рабский труд.

Штраф за убийство свободного человека составлял 40 гривен, а свободной женщины – 20 гривен. Если мужчина или женщина служили князю (чиновником, дружинником или был слугой в доме), штраф удваивался. Деньги шли местной администрации – то есть князю. Но оплатить штраф «предварительно», а потом пойти и убить человека было, конечно, невозможно.

Апполинарий Васнецов. «Подворье удельного князя».

Апполинарий Васнецов. «Подворье удельного князя».

Государственный Исторический музей

За убийство же несвободных людей – холопов – штраф был ниже: «за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами — 12 гривен, за учителя – 12 гривен, столько же за кормильца или кормилицу. . За убийство крепостного – 5 гривен . за крепостную женщину – 6 гривен» – такие размеры штрафов определял закон.

Излишне говорить, что простые люди не могли заплатить огромный штраф. В таком случае за них платила община.

В Московском Царстве

Иван III Великий

Иван III Великий

В 1497 году Иван III ввел в России новый Судебник. В нем говорилось, что убийство человека должно караться смертной казнью – если убийца является «ведомым» преступником (то есть, совершает убийство во второй или более раз) или если убийца является крепостным, который убивает своего хозяина.

Согласно Судебнику 1497 года, «простое» убийство свободного человека обошлось бы в 4 рубля. Эта сумма была огромна. Известно, что в 1534 году за 0,03 рубля (3 копейки) можно было купить избу.

С. В. Иванов. «Земский собор».

С. В. Иванов. «Земский собор».

В 1550 году новый Судебник, одобренный и составленный Земским собором, ввел уже Иван Грозный. С тех пор убийство стало предметом официального судебного разбирательства, и штрафы за убийство упразднялись. Умышленные убийства карались смертной казнью, непреднамеренные – публичной поркой или тюремным заключением (впрочем, понятие самообороны тоже существовало). Штраф оставался только в случае оскорбления чьей либо чести словами или действиями.

Соборное уложение (1649) узаконило крепостное право в России – теперь крепостные крестьяне были собственностью помещиков, которые могли их покупать и продавать, поэтому человеческая жизнь снова стала оцениваться в денежном эквиваленте.

В Российской Империи

К. В. Лебедев. «Аукцион в XVIII в.»

К. В. Лебедев. «Аукцион в XVIII в.»

Global Look Press

В 18 веке в России рынок торговли крепостными сформировался окончательно. Покупки крепостных регистрировались в специальных книгах, потому что каждая такая сделка облагалась налогом. Цены на крепостных сильно варьировались в зависимости от их возраста, пола и умений.

Во времена царствования Екатерины Второй цена за взрослого крепостного работника (ремесленника) поднялась с 30 до 100 рублей (в то время как за рубль можно было купить ведро водки, 16 килограммов хлеба или доехать из Москвы в Санкт-Петербург). В 1782 году помещик мог продать своих крепостных по следующим расценкам: 28-летнего мужчину за 40 рублей, 25-летнюю женщину за 10 рублей, 11-летнего мальчика за 11 рублей. Цены были ниже, если крепостных продавали оптом – например, всей деревней.

В 19 веке цены на крепостных ремесленников взлетели до небес. Крепостной сапожник стоил 500 рублей (что равнялось зарплате высокопоставленного чиновника), опытный повар или парикмахер мог стоить до 1000 рублей. Самые высокие цены были на музыкантов, актеров и актрис, которые могли стоить целое состояние – до 5000 рублей или даже больше.

В современной России

В СССР не было ни работорговли, ни штрафов за убийство. Поэтому в современный период истории России о “цене” человеческой жизни можно судить по размерам денежных компенсаций, которые государство выплачивало семьям граждан, погибших в результате катастроф, стихийных бедствий и терактов.

В настоящее время трагическая гибель или ранение гражданских лиц, произошедшие частично по вине государства, как правило, компенсируются из регионального бюджета, и сумма компенсации сильно варьируется от региона к региону, говорится в материале «Republic». В результате крушения поезда в 2013 году пострадали пятеро детей, и РЖД пообещал выплатить им 300 тысяч рублей; между тем троим детям, пострадавшим в Московском зоопарке, выплатили по 500 тысяч. Семьи погибших при наводнении в Крымске (Краснодарский край) в 2012 году получили около 2 млн рублей.

С 2013 года фиксированная сумма страховой выплаты за смерть в авиакатастрофе, аварии автобуса или поезда составляет 2,25 млн рублей. Массовые катастрофы, в свою очередь, оказывают огромное негативное влияние на общество, и обычно федеральное правительство выделяет дополнительные средства к региональным и страховым компенсациям. К тому же, не все страховые компании работают честно. К сожалению, есть много людей, которые не смогли получить свои компенсации после смерти своих родственников и/или близких.

В результате пожара в торговом центре «Зимняя вишня»; в Кемерово погибли 60 человек, в том числе 37 детей. Жертвами и пострадавшими были признаны 450 человек, в том числе 84 родственника погибших; на каждого из погибших их семьи получили более 5 миллионов рублей в рамках компенсации. Получившим физический вред здоровью и моральный ущерб выплатили от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

После катастрофы самолета SSJ100 в аэропорту Шереметьево 5 мая 2019 года, где при пожаре погиб 41 человек, родственники получили по 2 миллиона рублей из бюджета Московской области и еще выплаты из бюджетов других регионов, страховых компаний и прочих сторон. Важно отметить, что в последнее время благотворительность, краудфандинг и пожертвования для пострадавших в результате катастроф тоже помогают собрать немалые средства.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Читайте также: