Налог на товары взимаемый на внутреннем рынке производителя или продавца товара

Опубликовано: 11.05.2024

Акциз — это налог на товар, взимаемый на внутреннем рынке с производителя или продавца товара. Акцизы сфор­мировались в период первоначального накопления капита­ла. При слабом финансовом аппарате и распыленности про­изводства государству становится выгодным вводить систе­му откупов. При этой системе отдельные лица приобретали у государства право сбора налогов и других доходов. Для по­лучения откупа они вносили в казну государства цену отку­па —заранее обусловленную часть налога—и давали гаран­тию на определенную сумму. Вся собранная сверх этого сум­ма составляла их доход. Откупная система распространялась в основном на косвенные налоги — винный и другие откупы. Эта система приводила к разорению населения, обкрадыва­нию казны и чрезмерному обогащению откупщиков.

Нарождающаяся буржуазия повела яростную борьбу про­тив системы откупов, так как она мешала свободной конку­ренции. С их победой эта система заменяется акцизами. Взи­мание акцизов передается государству.

Взимание акцизов государством производилось в различ­ных формах:

2) по полуфабрикатам;

3) по мощности оборудования;

4) по готовой продукции.

Акциз по сырью может применяться только в тех услови­ях, когда готовая продукция может быть произведена толь­ко из одного вида сырья. Но с развитием технологии готовая продукция может производиться из различного сырья (на­пример, спирт производится из зерна, картофеля, патоки, торфа, опилок и т.д.). Поэтому начинает облагаться не сырье, а полуфабрикат. Так, если при первой системе подакцизным товаром при производстве сахара выступала сахарная свек­ла, то при второй системе — сироп.

Обе эти системы были выгодны крупным производителям, которые могли за счет дополнительных вложений добивать­ся более эффективного использования сырья и полуфабри-

катов. Основная тяжесть акциза падала на мелкую и сред­нюю буржуазию, у которой меньше возможностей для пере­ложения налогов и которая платила относительно больший размер акциза (из-за неэффективного производства).

Более прогрессивной формой взимания акцизов являлось обложение по мощности оборудования.

Во всех трех видах облагается не фактическое производ­ство продукции, а расчетное.

Противоборство мелких и средних капиталистов и необ­ходимость увеличения доходов государства привели к пере­ходу к обложению по готовой продукции. При этой системе, называемой индивидуальными акцизами, налог устанавли­вается на отдельные товары отдельно — на обувь, ткани, соль, спички и т.д. Буржуазия выступает за обложение ак­цизами товаров первой необходимости, а трудящиеся массы — товаров роскоши. Первоначально этот акциз выступал на поверхности в виде клейма или бандеролей, которыми об­клеивались все реализуемые товары. Эти бандероли выку­пались капиталистом у государства, и налог возвращался им при реализации товара. То есть государство получало свою долю сразу, еще до продажи товара. Буржуазия смогла от­менить эту форму, и сейчас в подавляющем большинстве стран внешний вид товара не свидетельствует об акцизе, со­держащемся в цене. Доля акцизов в цене основных товаров довольно велика. Так, в Германии еще в 30-е годы косвенные налоги в стоимости продуктов питания составляли 12%, оде­жды —16%, предметов домашнего обихода — 12%, квартир­ной платы — 10%. В настоящее время доля косвенных нало­гов значительно больше. Число подакцизных товаров в раз­ных странах колеблется в пределах 20—30 наименований. Однако в настоящее время индивидуальные акцизы в боль­шинстве стран занимают 10—15% в сумме косвенных нало­гов.

Различают три вида ставок индивидуальных акцизов: 1) единообразные — для товаров, сорта которых мало от­личаются по качеству и уровню цен (сахар, соль и т.п.);

2) дифференцированные — для товаров, подразделяю­щихся на группы с существенными различиями по весу, кре­пости, качеству и другим признакам (пряжа, ткани, вина и

3) среднесложные — для однородных товаров, сорта ко­торых имеют разные цены (табак, кофе, чай и др.).

Основная сумма акцизов (около 90%) в настоящее время поступает через универсальные акцизы, называемые нало­гом с оборота. Переход к универсальным акцизам объясня­ется как упрощением взимания акцизов, так и необходимо­стью скрыть акцизы в платеже, внешне выступающем в за­вуалированном виде налога с оборота.

В отличие от индивидуальных акцизов объектом обложе­ния служит не отдельный товар, а валовой оборот промыш­ленных или торговых предприятий.

Система универсальных акцизов строится либо по одно­кратному принципу, когда налог взимается в каком-то од­ном звене (в торговле или промышленности), либо по много­кратному принципу, когда он уплачивается на каждой ста­дии производства или реализации (система „каскада"). При многократной системе объектом обложения выступает вало­вая сумма выручки (с налогом или без него). Облагаются обычно не только товары внутреннего производства, но и импортные. Ставки могут быть одинаковыми для всех обо­ротов (ФРГ) или различными для различных групп товаров (Франция, Италия).

Опыт применения этих налогов показал, что более рацио­нально применять однократный принцип обложения, т. е. взимать налог в одном звене.

Наиболее совершенной формой универсальных акцизов является налог на добавленную стоимость, т. е. налог на стои­мость, добавленную обработкой на конкретном этапе произ­водства или реализации.

Впервые он был введен в Дании в 1967 году, а в 1968 году — во Франции и Германии. Сегодня он введен во всех стра­нах „общего рынка" (в Англии с 1 апреля 1973 года).

Буржуазные экономисты считают, что этот налог лишен недостатков'всех предыдущих форм акцизов и содержит в себе все их положительные стороны. Он прост, легко пере­ложим, носит всеобщий характер, обеспечивает крупные, регулярные и повсеместные поступления доходов в бюджет, благоприятствует монополистическому капиталу. Объектом обложения налогом выступает прирост цены изделия в про­цессе его производства или доработки сверх цены, по кото­рой материалы или услуги, использованные при изготовле­нии данного товара, были приобретены у поставщиков. То есть, налогом облагается только новая стоимость — зарпла­та, взносы на социальное страхование, предпринимательская прибыль.

Стоимость средств производства исключается из облагае­мого оборота (речь идет об амортизации).

Не облагается налогом экспорт.Тем самым конкурентоспо­собность определяется лишь уровнем издержек производ­ства.

Исчисление налога производится по методу налогового кредита. Суть этого метода состоит в следующем: все оборо­ты (кроме внутрифирменных) облагаются одинаковой став­кой. Фирма-плательщик уменьшает сумму налога на уже уплаченную фирмой-поставщиком сумму на предыдущей стадии. Налог уплачивается обычно по месячному обороту: из налога, приходящегося на общий объем реализации дан­ного месяца, вычитается налог, ранее исчисленный по при­обретаемой в этом месяце продукции (это отражается в сче­тах-фактурах и других сопроводительных документах).

Методом налогового кредита пользуются и в тех случаях, когда на промежуточных стадиях надо сократить налог без сокращения общей суммы поступлений от налога. В этом слу­чае решающее значение приобретает ставка налога по по­следней стадии товаропродвижения, то есть в розничной тор­говле.

Размер налога составит (в долларах): 1 вариант:

1 стадия: 1000 х 5% : 100 — 0 налогового кредита - 50.

II стадия: (1500 х 4% : 100) — 50 = 60 — 50 = 10.

III стадия: (3500 х 10% : 100) — 60 - 290.

Общее поступление в бюджет - 50 + 10 + 290 = 350.

2 вариант:

Этот же пример при применении одинаковых ставок.

I стадия: 1000 х 10% = 100.

II стадия: 500x10% = 50.

III стадия: 2000 х 10% = 200.

В обоих случаях сумма налога составляет 350 долларов. Но распределяется налог между различными стадиями произ­водства и реализации по-разному.

Особенностью этой системы налогов является его всеобщ­ность. Поэтому налог на добавленную стоимость тяжело ло­жится на плечи трудящихся. Доля налога в доходах выше у малообеспеченных слоев, ибо потребление предметов пер­вой необходимости примерно одинаково в семьях с одинако­вым количеством членов.

Фискальные монопольные налоги — это разновидность косвенных налогов, устанавливаемых государством на наи­более важные товары массового потребления. Государство в этом случае монополизирует либо производство, либо про-

дажу определенного товара (неполные фискальные монопо­лии), либо и производство, и продажу (полные). Будучи мо­нополистом, государство продает товары по ценам, значи­тельно превышающим стоимость производства. Эта разни­ца и есть фискальный монопольный налог. Как правило, та­кими товарами выступают соль, табак, винно-водочные из­делия и т.д.

Примером неполной фискальной монополии может слу­жить винная монополия в России. По закону от 6 июля 1894 года выделка спирта была сохранена за частными винокуренны­ми заводами. Право владеть такими заводами имели только дворяне. Спирт-сырец поступал государству, которое пере­рабатывало сырец и само, и только само государство занималось продажей спиртных напитков.

В настоящее время фискальные монополии применяются в большинстве государств. Через них поступает до 10% кос­венных налогов. Во Франции действуют фискальные моно­польные налоги на таба.к, спички, пиво, спирт; в США — на спирт, в Германии — на вино и т.д.

Ставки по этому налогу не устанавливаются. Твердо фик­сируется лишь продажная цена данного товара.

Фискальные монополии возникли из государственных ре­галий. Государственные регалии, т. е. особые привилегии и права главы феодального государства, вытекали из призна­ния особого права монарха на земли, леса, недра, воды. От­сюда горная, водная, охотничья и другие регалии. Регалии в эпоху натурального хозяйства были основой государствен­ных доходов. С переходом к товарно-денежным отношени­ям они и переродились в фискальные монополии, т.е. приня­ли денежную форму.

В разных государствах и в различные эпохи виды и коли­чество фискальных монополий существенно меняется. Ре­галиями порождена и откупная система.

Таможенное обложение

Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары.

В настоящее время по происхождению различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.

ввозные пошлины устанавливаются в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка или предотвраще­ния доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов.

Вывозные пошлины Сохранились в слаборазвитых странах на сырье и некоторые другие группы товаров. Они ограни­чивают вывоз из своей страны.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через страну.

Внутренние пошлины присущи 4>еодальному обществу с его децентрализованной системой управления. Это прототип транзитных пошлин. Но являясь признаком отсутствия цен­трализованного государства, эти пошлины способствовали усилению раздробленности государства. Буржуазия высту­пила против таких пошлин, ибо это сужало рынок сбыта и уменьшало её прибыли. В развитых странах таких пошлин нет.

Таможенные налоги обычно устанавливаются по видам товаров по определенным ставкам. Система таможенных ста­вок называется таможенным тарифом.

По характеру взимания ставки делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твер­дой фиксированной сумме с натуральной единицы продук­ции (с веса, объема, штуки и т.д.).

При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде про­цента к цене груза.

И, наконец, смешанный тариф (коммулятивный), приме­няемый крайне редко, устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах. Так; в США на импортируе-

мые часы пошлина взимается по 25 центов за каждый камень и еще 65% стоимости часов.

С точки зрения международных отношений тарифы де­лятся на конвенционные (на основе соглашения между стра­нами) и автономные (устанавливаемые отдельными страна­ми в одностороннем порядке).

По целям таможенные налоги делятся на 7 видов.

Фискальные таможенные пошлины имеют целью обеспе­чение поступлений доходов в бюджет государства. В настоя­щее время чисто фискальных пошлин нет. Выполняя и эту задачу, пошлины имеют и другое назначение (экономическое и политическое).

В период становления капитализма пошлины были основ­ным рычагом политики протекционизма, направленной на защиту развивающейся национальной промышленности. Протекционные пошлины применяются и в настоящее вре­мя. У развитых стран они вводятся либо по группам товаров, конкурирующих с аналогичными товарами внутри страны, либо по отдельным странам — для ограничения проникно­вения. Слаборазвитые и развивающиеся страны вводят так­же пошлины для ограждения нарождающейся отечествен­ной промышленности.

Сверхлротекционизм — это система мероприятий госу­дарства, рассчитанная на установление препятствий для ввоза на внутренний рынок товаров из-за границы. Цель этой политики — создание на внутреннем рынке искусственного голода на тот или иной товар. Это не только обеспечивает повышение прибыли на внутреннем рынке, но создает усло­вия для демпинга, т.е. продажи товаров на внешнем рынке по ценам ниже, чем на внутреннем (для завоевания рынка).

Сверхпротекционные пошлины ограждают обычно те группы товаров, которые составляют предмет экспорта.

Для противодействия политике сверхпротекционизма го­сударства, против которых направлена эта политика, вводят антидемпинговые пошлины. При их помощи ликвидируются

условия для демпинга, т.е. ввозимый товар теряет преиму­щество перед аналогичным товаром данной страны.

Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых то­варов с целью выравнивания цен импортных товаров с цена­ми товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечествен­ные товары.

Три последних пошлины имеют примерно одинаковый механизм, т.е. одинаково влияют на положение трудящихся. Механизм воздействия этой системы различен для произ­водителей своей страны и зарубежных.

Преференциальные пошлины (предпочтительные) — это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран.

В противоположность преференциальным дискриминаци­онные пошлины вводятся для ограничения ввоза с одной или группы стран. Обычно обе последних системы вводятся не на отдельные товары, а на весь импорт-экспорт. Эта система чаще носит не экономический, а политический характер.

В дополнение к таможенным пошлинам существует сис­тема таможенных сборов. Большинство таможенных сборов связаны со складскими операциями, санитарным контролем и т.д.

Ввоз любых товаров на территорию России облагается налогами. Ставка налога зависит от многих условий: вида товара, страны происхождения, объема закупки, сезонности и т.д. Если предприятие планирует хотя бы один раз купить за рубежом товары или сырье, нужно заранее рассчитать, какую часть от стоимости контракта составят налоги.

Что такое налог на импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Это сборы, которые государство взимает с субъекта внешнеэкономической деятельность. А объектом налогообложения становятся товары и услуги, которые ввозятся на территорию другого государства. Смысл налога на импорт — регулировать товарооборот на внутреннем рынке, поддерживать национального производителя и пополнять госбюджет.

Бухгалтерский словарь относит к налогу на импорт все сборы и платежи, кроме НДС. Хотя при ввозе товаров на территорию России импортер обязан уплатить НДС вместе с другими сборами. Расчет порядка и суммы отчислений регулируется Налоговым и Таможенным кодексами. При этом НДС с импортируемых товаров поступает вместе с таможенной пошлиной в Федеральную таможенную службу.

Из чего состоит налог на импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенный кодекс Таможенного союза в статье 70 перечисляет необходимые налоги и сборы. К ним относятся:

  1. Пошлина на ввоз товара.
  2. Налог на добавленную стоимость.
  3. Акциз.
  4. Таможенный сбор.

В зависимости от вида товаров, статуса импортера и других условий, которые указаны в законодательстве, зависит то, какие именно налоги и сборы придется уплатить и в каком размере.

Пошлины

Налог на импорт

Как рассчитать размер таможенной пошлины? Чтобы определить, какую сумму налога должен заплатить импортер, есть несколько видов ставок.

Адвалорная ставка — это процент от стоимости ввозимой продукции. Такая ставка не имеет фиксированного размера и каждый раз рассчитывается индивидуально. Например, предприятие-импортер покупает за границей оборудование стоимостью 4 000 долларов. Размер ввозной пошлины для этого товара составляет 20%. Соответственно в таможенные органы придется перечислить 800 долларов.

Если пошлина взимается в конкретной сумме с каждой единицы продукции, то такая ставка называется специфической. Например, на территорию страны ввозится партия из 500 пар обуви, ставка за каждую пару составляет 30 евроцентов. Следовательно, импортер должен будет заплатить пошлину 150 евро.

Если применяются сразу и адвалорная пошлина, и специфическая, то работает уже комбинированная ставка, в которой учитывается оба принципа. Например, ввозится партия одежды, с каждой единицы продукции берется пошлина в 1 евро. Но при этом общая пошлина за партию должна быть не меньше 100 евро. Комбинированная пошлина — это самый распространенный вид сборов.

К товарам, которые не облагаются таможенной пошлиной относятся: личные вещи, валюта, гуманитарная помощь, транзитные и лизинговые грузы, рыба и морепродукты, если они были добыты российским судном, периодика и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, если она ввозится для библиотек, архивов и издательств.

Сборы

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенные сборы — это платежи, которые собирают таможенные органы за свои услуги по оформлению, хранению и сопровождению товаров.

Таможенные сборы применяются ко всем видам товаров независимо от их принадлежности. Сумма сбора зависит от заявленной таможенной стоимости товара. Если подавать декларацию на товары в электронном виде, то сбор можно уплатить со скидкой в 25%.

Акцизы

Ряд товаров являются подакцизными. При их ввозе на территорию РФ приходится платить акцизный сбор, который относится к косвенным налогам.

Акцизный сбор собирается при ввозе табачной продукции,алкогольных напитков, спирта и спиртосодержащих жидкостей, легкового автотранспорта (автомобилей и мотоциклов), горюче-смазочных материалов (например, моторного масла и топлива).

Размеры акцизных ставок определяются Налоговым кодексом. Для формирования конкретной величины акцизного сбора используется несколько параметров, как и при расчете таможенного сбора. Импортеру нужно учесть, что для каждой партии ввозимой продукции ставки акцизов могут меняться, в том числе и из-за изменения цены товара, объема поставки и т.д. Следовательно, для каждой поставки величина акцизного сбора рассчитывается индивидуально.

Налог на добавленную стоимость

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Когда товары, в том числе материалы, оборудование и сырье для производства пересекают границу Российской Федерации, то помимо таможенных платежей и сборов импортер рассчитывает и платит НДС. Это правило закреплено в статье 146 Налогового кодекса.

Если товар ввозится из стран Таможенного Союза (Белоруссия, Казахстан), НДС нужно перечислить в налоговую инспекцию по месту регистрации импортера. Если же товар поступает из других стран, НДС уплачивается таможенным органам вместе с другими платежами и сборами.

Есть три основных ставки НДС для импорта: 20%, 10% и 0%.

Базовая ставка — 20%, она распространяется на большинство товаров. Остальные две ставки — льготные.

Чтобы рассчитать сумму НДС к уплате, сложите стоимость товара, таможенные пошлины и акцизы и затем из итоговой суммы рассчитайте налог. Таможенные сборы в расчет не включаются.

По ставке 10% налог платят предприятия, которые ввозят продукты питания, социально-значимые товары, медицинскую продукцию и т.д. Полный перечень кодов товарных групп, на которые распространяется льготная ставка, устанавливается Правительством РФ.

Статья 150 Налогового кодекса указывает группы и категории товаров, освобожденные от уплаты НДС. К ним относятся грузы, которые ввозятся на территорию страны как безвозмездная помощь, объекты культурной и исторической ценности (экспонаты для музеев, библиотек, архивов), все виды печатной продукции для библиотек и архивов, некоторые лекарственные препараты или сырье для их изготовления и высокотехнологичное оборудование, которое не выпускается в России и т.д.

Налог на добавленную стоимость не уплачивается или уплачивается частично, если речь идет о реэкспорте, транзите грузов, ввозе товаров для уничтожения на территории РФ или в случае, когда покупатель или импортер отказываются от товара в пользу государства.

Если товар ввозится из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), то НДС рассчитывается и уплачивается в особом порядке. Налог на добавленную стоимость перечисляется в налоговый орган по месту регистрации покупателя. Заплатить его можно не сразу, как при ввозе товаров из других стран, а не позднее 20 числа следующего месяца после того, как груз поступит и будет принят к учету. Если компания регулярно получает товары из стран ЕАЭС, то декларацию по уплате НДС нужно заполнять ежемесячно, а не раз в квартал.

Налогообложение при импорте товаров — тема, которая требует учитывать множество факторов. Основные из них — это страна-производитель, тип товара (подакцизный, льготный) и назначение груза. Также ввозимый товар при определенных условиях может быть освобожден от уплаты НДС и таможенных пошлин. Для точного и всестороннего расчета налога на импорт опирайтесь на Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, постановления Правительства, инструкции Минфина и Федеральной налоговой службы.

Автор текста: Ирина Николаева

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Тест по обществознанию Мировая экономика 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания).

Часть 1

1. Ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке называется

1) иммиграцией
2) экспортом
3) импортом
4) эмиграцией

2. Вывоз за границу товаров, произведённых отраслями оте­чественной экономики, называется

1) иммиграцией
2) экспортом
3) импортом
4) эмиграцией

3. Государственная экономическая политика, сутью которой является защита отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью ус­тановления различного рода ограничений на импорт, назы­вается

1) протекционизмом
2) монополизмом
3) меркантилизмом
4) олигополией

4. Налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи, называется

1) налогом на добавленную стоимость
2) подоходным налогом
3) налогом на собственность
4) таможенной пошлиной

5. Официальное снижение государством курса обмена своих денежных знаков на валюты других стран называется

1) девальвацией
2) ревальвацией
3) меркантилизмом
4) протекционизмом

6. В результате девальвации, как правило, экспорт товаров

1) увеличивается
2) уменьшается
3) остается неизменным
4) прекращается

7. В результате девальвации, как правило, спрос на отечест­венные товары внутри страны

1) повышается
2) уменьшается
3) остается неизменным
4) прекращается

8. В результате девальвации, как правило, цены на импортные товары

1) повышаются
2) уменьшаются
3) остаются неизменными
4) не зависят от девальвации

9. В результате девальвации, как правило, реальная покупа­тельная способность населения

1) повышается
2) уменьшается
3) остается неизменной
4) не зависит от девальвации

10. Верны ли следующие суждения о девальвации?

А. При девальвации товары иностранных фирм на внут­реннем рынке сразу дорожают.
Б. При девальвации товары отечественных производителей на зарубежных рынках значительно дешевеют.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Анализ структуры российского импорта, проведен­ный в 2000 году, показал, что 87% российского экспорта ухо­дит в промышленно развитые страны. (Б) На долю бывших союзных республик СССР приходилось лишь 13% экспорта. (В) Исследователи считают, что проблемы российского экс­порта и импорта еще долго будут оставаться одной из главных проблем внутренней и внешней политики России. (Г) Видимо, ещё многие годы уйдут на то, чтобы улучшить структуру экс­порта и создать нормальную систему отношений с торговыми партнерами.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

2. Ниже приведён перечень организаций. Все они, за исклю­чением одной, являются международными экономически­ми организациями.

Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евра­зийское экономическое сообщество, Европейская ассоциа­ция свободной торговли, Интерпол.

Найдите и укажите организацию, не относящуюся к эко­номическим организациям.

3. Вставьте пропущенное понятие.

Свойство валют обмениваться между собой называется ___________.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Всемирная торговая организация была создана в 1994 г. для реализации следующих поставленных целей: обеспечение полной ___________(А) населения; рост ___________(Б) и торгового обмена товарами и ___________(В); оптимальное использование источников ___________(Г) с целью обеспечения долгосрочного ___________(Д), защиты и сохранения ___________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыс­ленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

1) услуга
2) производство
3) занятость
4) сырье
5) развитие
6) потребность
7) окружающая среда

Запишите под каждой бук­вой номер выбранного вами слова.

Часть 3

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Бу­дущее мировой экономики». Составьте план, в соответст­вии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Темы для мини-сочинения

1) Торговля не разорила еще «ни одного народа» (В. Франклин).

2) «Свободная торговля — не принцип, а средство для достижения цели». (В. Дизраэли).

3) «Что касается посредничества, когда товар покупается не для себя, а для перепродажи, то здесь обычно нажи­ваются и на продавце и на покупателе». (Фрэнсис Бэкон).

Ответы на тест по обществознанию Мировая экономика 11 класс
Часть 1
1-3
2-2
3-1
4-4
5-1
6-1
7-1
8-1
9-2
10-4
Часть 2
1. 1122
2. Интерпол
3. конвертируемостью
4. 321457

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Этот налог рассчитывается на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога.

2. Объектом обложения выступает стоимость товаров акцизного характера, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. Акцизы являются налогом на товары, взимаемые на внутреннем рынке производителя или продавца товара. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или имуществом налогоплательщика.

3. Проведенный анализ производства и состояния рынка подакцизной продукции и оценка поступлений акцизов по республике в целом за 2006-2008 годы показал следующее:

Поступление акцизов в целом по Республике Казахстан увеличилось на 23,6%. Но это увеличение произошло в основном за счет поступления акцизов взимаемых с импортируемых товаров, которое за рассматриваемый период увеличилось в 2,4 раза.

За период 2007-2008гг. поступления акцизов по товарам внутреннего производства снизилось 0,2%, это связано со снижением объемов производства водочной продукции, поступление акцизов от которой составляет 90% поступлений всего акцизного налога. В связи с увеличением ставки акциза на водку с октября 2007 года произошел резкий спад производства. Некоторые предприятия стали переходить на выпуск другого ассортимента продукции с более низкими ставками, это ликероводочные изделия и пиво.

Снижение поступления акцизов по нефтепродуктам произошло по причине погашения недоимки, образовавшейся в 2006 году, крупным предприятием. В целом в 2008г., без учета поступлений по недоимке 2006года, наблюдается рост поступлений акцизов по нефтерподуктам.

В то же время значительно выросли поступления акцизов от подакцизной продукции непроизводственного характера, подакцизных видов деятельности, на сырую нефть.

4. По Алматинскому району г.Астана также произошло снижение поступления акцизов. Это связано со значительным снижением поступлений по алкогольной продукции, в связи с банкротством единственного плательщика акциза по водочной продукции ТОО «Сагжан», а также со снижением объемов реализации пива, выпускаемого Акмолинским пивобезалкогольным заводом, ввиду снижения конкурентоспособности его продукции.

В целом можно сделать вывод, что акциз, являясь обязательным платежом, уплачиваемым юридическими и физическими лицами в государственный бюджет, служит одним из способов регулирования экономических и социальных процессов в стране. Например, увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию позволило внести положительные сдвиги в регулировании процесса перепроизводства в алкогольной отрасли. Т.е., на рынке алкогольной продукции остаются производители способные изготовлять качественную продукцию с низкой себестоимостью. Кроме того, государство ставит перед собой задачу заинтересованности отечественных производителей в расширении ассортимента выпускаемой продукции.

5. Главная задача акцизного налога заключается не столько в пополнении доходной части бюджета, как это принято считать, сколько в ограничении потребления групп товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а также, бензин и горючее, потребление которых связано с загрязнением атмосферы).

6. Наряду с положительными моментами, сопровождающими процесс регулирования производства и оборота подакцизной продукции, существуют и негативные моменты. Это проблема нелегального оборота подакцизной продукции. Огромные объемы не снижающейся контрабандной и подпольно произведенной продукции, которые бесконтрольно реализуются через торговую сеть, дестабилизируют рынок.

За последние годы проделана значительная работа по установлению и усилению государственного контроля над производством и оборотом подакцизной продукции, приняты соответствующие Законы и ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность рынка подакцизной продукции.

7. В заключении, по итогам проведенного анализа и в целях совершенствования контроля над оборотом и производством подакцизной продукции предлагается:

- дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы по государственному контролю за производством и оборотом подакцизной продукции и подакцизных видов деятельности;

дальнейшее совершенствование налогообложения субъектов рынка подакцизной продукции;

совершенствование системы контроля за производством и оборотом подакцизной продукции и подакцизных видов деятельности;

внедрение системы контроля за оборотом алкогольной продукции с использованием учетно-контрольных марок с криптографическим методом идентификации;

внедрение автоматизированной системы учета и контроля использования транспортных накладных на этиловый спирт и алкогольную продукцию;

внедрение автоматизированной системы учета и контроля использования сопроводительных накладных на отдельные виды нефтепродуктов;

разработка и внедрение информационной системы «Контроль за производством и оборотом пода акцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов» - ИС «Акциз»;

осуществление мониторинга финансово-экономической деятельности наиболее крупных налогоплательщиков субъектов рынка подакцизной продукции.

Во всех странах основополагающими принципами акцизного налогообложения является установление таких правил их уплаты, которые бы в максимальной степени ограничили возможность ухода от налогообложения. Поэтому основная задача заключается в нахождении такой системы обложения акцизами, которая бы оптимально сочетала интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Список использованной литературы

Шепенко Р.А., Акцизы. – Москва, Изд-во Дело, 2005. – 224 с.;

Карагусова Г. Д. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы.: журнал«Каржы - Каражат», 2006 год,- с. 22-23;

Проблемы борьбы с экономической преступностью в Казахстане. – Алматы: изд-во Жеты – Жаргы, 2002 год, с. 54;

Оспанов М. Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами в Республике Казахстан. – Алматы: Издательство «Познание», 2001 год, с. 154.;

Сейдахметова Ф.С., Налоги в Казахстане / учебное пособие. – Алматы: изд-во «LEM» - 2002г. – 160 с.;

Мельников В.Д., Ильясов К.К., Финансы: Учебник. – Алматы:, 2001. – 512 с.;

Читайте также: