Налог на содержание футбольной команды

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/6-63 О налогообложении доходов лиц, принимающих участие в спортивных соревнованиях, в виде возмещения организацией, проводящей данные соревнования, расходов, связанных с их участием в соревнованиях

Вопрос: Некоммерческой организацией проводятся спортивные мероприятия с участием баскетбольных команд, как Российской Федерации, так и зарубежных государств. Организация несет расходы по оплате питания, а в некоторых случаях - по оплате проживания и проезда участников к месту проведения соревнований. Источниками финансирования спортивных мероприятий являются:

средства спонсоров (предоставлены на условиях возмездного оказания услуг о размещении информации о спонсоре);

средства целевого финансирования (предоставлены на ведение основной уставной деятельности некоммерческой организации).

В силу п. 3 ст. 217, п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН все виды предусмотренных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.

1. Следует ли считать доходом участников соревнований, облагаемым НДФЛ, компенсационные выплаты по оплате проезда и проживания участников соревнований - членов баскетбольных команд РФ.

Если компенсационные выплаты признаются доходом, то каким образом нашей организации исполнить функции налогового агента в ситуациях, когда численность участников (спортсменов, тренеров) достигает нескольких сотен человек, а большинство участников являются лицами школьного возраста.

2. Действие п. 3 ст. 217 НК РФ, в части не обложения НДФЛ стоимости питания, распространяется на спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций, применительно к действующему законодательству РФ о физической культуре и спорте. Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Распространяется ли действие п. 3 ст. 217 на оплату стоимости питания участников соревнований - членов зарубежных команд, т.е. - нерезидентов РФ. Если не распространяется - какие действия должны быть с нашей стороны, в целях выполнения функций налогового агента.

Аналогичный вопрос возникает и в случаях оплаты проезда и проживания участников - нерезидентов.

3. При отсутствии средств целевого финансирования, спортивные мероприятия проводятся только за счет средств спонсоров, при получении и использовании которых следует руководствоваться нормами налогового законодательства в части исчисления НДС и налога на прибыль. Признаются ли в этом случае, в целях исчисления налога на прибыль, расходы на оплату питания, проживания и проезда участников соревнований (указанные расходы включаются в акт оказания услуг между спонсором и некоммерческой организацией, как расходы, связанные с проведением спортивного мероприятия, в ходе которого размещается информация о спонсоре).

4. Подлежит ли налогообложению ЕСН оплата стоимости питания сверх норм, установленных Москомспортом, в условиях, когда у нас не установлены ни трудовые, ни гражданско-правовые отношения с участниками спортивных мероприятий. Зависит ли порядок налогообложения ЕСН от источника оплаты, т.е. - или за счет средств спонсоров, или за счет средств целевого финансирования.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо некоммерческой организации от 29.09.2009 N10/2009 по вопросу налогообложения доходов лиц, принимающих участие в спортивных соревнованиях, в виде возмещения организацией, проводящей данные соревнования, их расходов по проезду, проживанию и питанию, связанных с участием в соревнованиях, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Налог на доходы физических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.

Положения статьи 217 Кодекса применяются в отношении доходов, полученных налогоплательщиками независимо от их налогового статуса.

Таким образом, стоимость питания, получаемого участниками соревнований, как являющимися, так и не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, освобождается от налогообложения на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) в его интересах относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

Таким образом, оплата организацией, проводящей спортивные соревнования, за участников соревнований стоимости проезда к месту проведения соревнований и проживания в месте их проведения является доходом, полученным данными лицами в натуральной форме.

Освобождения от налогообложения стоимости проезда к месту проведения соревнований и проживания спортсменов во время их проведения статьей 217 Кодекса не предусмотрено.

Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Из вышеизложенного следует, что организация, проводящая спортивные соревнования и оплачивающая за участников соревнований стоимость проезда к месту проведения соревнований и проживания в месте их проведения, признается налоговым агентом в отношении доходов в виде сумм оплаты за участников соревнований указанных проезда и проживания и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

2. Единый социальный налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Из письма следует, что между НО и участниками спортивных мероприятий не заключены трудовые или гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг.

Учитывая изложенное, выплаты, связанные с оплатой стоимости питания, проживания и проезда участников спортивных соревнований, не подлежат налогообложению единым социальным налогом на основании пункта 1 статьи 236 Кодекса.

Обращаем внимание, что глава 24 "Единый социальный налог" Кодекса утратила силу с 1 января 2010 года.

3. Налог на прибыль организаций.

В пункте 1 статьи 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

В пункте 2 статьи 251 Кодекса приведен перечень доходов, относящихся к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Данный перечень также является исчерпывающим.

Все доходы некоммерческой организации, которые не поименованы в статье 251 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.

При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 252 Кодекса, а также принцип раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 Кодекса) некоммерческая организация вправе уменьшить полученные доходы, подлежащие налогообложению, на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса, а также расходов, произведенных за счет средств поступлений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, средства, предоставленные на условиях возмездного оказания услуг, следует учитывать в составе доходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

При этом налогоплательщик вправе отразить в составе расходов, признаваемых при налогообложении прибыли организаций, расходы, связанные с проведением соревнований, при условии, что они соответствуют требованиям статьи 252 Кодекса.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/6-63

2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Комментарий к статье 39
Общий правовой режим местных налогов и сборов предстоит подробно урегулировать готовящимся Налоговым кодексом Российской Федерации, причем их количество, предусмотренное Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, предполагается сократить. На федеральном уровне финансовые органы должны издавать необходимое количество модельных (типовых) рекомендательных актов о порядке взимания отдельных видов местных налогов. Регулирование этого вопроса нельзя отдавать полностью на усмотрение органов местного самоуправления, поскольку различный налоговый режим на местном уровне может подорвать основы единой налоговой системы. Следует предоставить им право взимания местных налогов на условиях, установленных законодательством Федерации и ее субъектов.
--------------------------------
Ведомости РФ, 1992, N 11, ст. 527.
К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за использование местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор со сделок на биржах (за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы; налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством и введенные местным самоуправлением (сбор за содержание излишнего поголовья дойных коров, сбор за проезд через территорию города, сбор за парковку иностранного транспорта и за право проезда по центральным улицам города, сбор на содержание автобусного парка, налог на содержание общественного телевидения, сбор на содержание футбольной команды, сбор на медоборудование, сбор за вывоз древесины и другие налоги и сборы).
В принимаемых решениях о введении местных налогов и сборов должны быть четко определены:
- плательщики;
- объекты обложения;
- размеры ставок;
- порядок исчисления и сроки уплаты;
- источники уплаты налогов и сборов (для юридических лиц);
- льготы и порядок их предоставления;
- порядок зачисления уплачиваемых налогов и сборов в бюджеты разного уровня (желательно с указанием номера счета);
- порядок представления отчетности по налогам и сборам;
- права, обязанности и ответственность плательщиков;
- органы, осуществляющие прием налогов и сборов.
При этом следует иметь в виду следующее. Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. "О плате за землю" (в редакции Законов Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2353-1, от 16 июля 1992 г. N 3317-1, Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ) устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Органами власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно - защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Платежи за землю направляются исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за их использование, фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.
От платы за землю полностью освобождаются:
1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
2) предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и ремеслами в местах их традиционного бытования;
3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно - опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
4) учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивно - оздоровительные комплексы, финансируемые за счет государственного бюджета либо за счет средств профсоюзов, а также государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры;
5) предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой.
Органы местного самоуправления могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для:
инвалидов и их объединений;
участников Великой Отечественной войны;
малообеспеченных граждан;
благотворительных организаций;
лесохозяйственных предприятий, выполняющих работы по лесовосстановлению, лесоразведению, выращиванию, охране и защите лесов за счет государственного бюджета.
Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с предприятий, учреждений, организаций и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения.

Благодарю за соавторство своего коллегу и товарища Китаева Евгения

В последнее время в России все чаще встречаются финансовые проблемы в такой популярной сфере жизни многих людей, как спорт. К сожалению, иногда доходит до того, что команды с богатой историей и многолетними традициями, не справившись с подобными трудностями, прекращают свое существование. Такая судьба постигла, например, ФК «Москва», ФК «Сатурн», ЖВК «Самородок» и многие другие известные спортивные клубы.

В современном футболе наблюдается целый ряд определенных новшеств: видеоповторы, система автоматической фиксации гола, введение новых турниров, таких как Лига наций и тд. однако в своей работе мы хотели бы остановиться на таком набирающем обороты явлении как частные финансы в футболе. Целью работы является сравнение государственного и частного финансирования футбольных клубов, выделение преимуществ и недостатков в обоих способах.

Современный футбол, как видится, требует новых поворотов, направлений развития и в финансах, и в менеджменте, и в цифровизации. Частные деньги, на наш взгляд, являются неплохим подспорьем для ряда команд при наличии грамотного менеджмента и управления. С целью подтверждения или опровержения данного тезиса приведем аргументы, подчеркивающие как сильные, так и слабые стороны частного финансирования деятельности футбольных клубов.

В первую очередь, выделим положительные аспекты:

1) Отсутствие зависимости от региональных властей или градообразующих предприятий. В России, причем даже на уровне РФПЛ, зачастую команды финансируются из региональных бюджетов или крупных предприятий субъекта. Не все деньги на их содержание, конечно, идут из областных и республиканских бюджетов. Губернаторы и мэры, которые курируют команды, привлекают и местных, «точечных» спонсоров. Но тем не менее ежегодно в расходной части бюджета субъекта остается статья о содержании команды. Причем цифры зачастую немаленькие.

2) Бо’льшая заинтересованность в грамотном менеджменте. По открытым источникам, бюджет дотационного «Амкара» на сезон 2016/2017 составлял 800 миллионов рублей, или порядка 13 млн. долларов. Печальный финал всем известен.

3) В странах с развитой экономикой организация деятельности спортивного клуба является одной из форм ведения бизнеса. Одним из главных источников дохода является привлечение спонсоров, при этом подобное взаимодействие должно быть выгодно обеим сторонам. В настоящее время, титульным спонсором многих клубов России являются промышленные компании, возникает вопрос, какая польза компаниям от данного спонсорства, если, например, их сфера деятельности не позволяет создать спрос, так как очевидно, что посетители футбольных матчей не являются напрямую клиентами данных компаний. При наличии частных инвестиций со стороны владельцев клуба, по нашему мнению, растет и мотивация по привлечению действительно заинтересованных в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве партнеров.

Однако у частных финансов в футболе есть и ряд недостатков:

1) Зачастую меньшие возможности, чем у государственных гигантов. Например, в одной из недавних годовых отчетностей можно проследить, что бюджет «Краснодара» - 5,5 млрд. рублей, а того же Зенита – 12, 5 млрд. рублей. Разница существенная. Действительно, спонсорства, телевизионные права пока что не способны компенсировать те громадные суммы, которые получают команды с помощью государственных структур или компаний.

2) Существенная зависимость от главного спонсора. Не секрет, что в России государственная структура или госкомпания обладает большей финансовой и экономической стабильностью, нежели бизнес, даже крупный. При таких обстоятельствах частные финансы ставятся под зависимость как от экономической ситуации в стране в целом, так и конкретного бизнеса.

Определенные плюсы государственного финансирования были приведены выше. Но хотелось бы выделить определенные негативные факторы и тенденции этого института.

 Ранее, при более стабильной экономической обстановке в стране, оно не вызывало сомнений у властей, то сейчас, когда урезается все, что только можно, финансирование региональных спортивных клубов и спорта в целом сильно сокращается. Вот что сказал по этому поводу вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев: “Мы посылали запрос в субъекты с целью узнать, сколько тратится средств на футбольные клубы. Могу сказать, что в целом по стране это миллиарды рублей. Наши клубы преимущественно живут за счет бюджетных средств, а в ситуации, когда бюджеты субъектов трещат, выделять деньги на покупку дорогостоящих бразильцев — необдуманная трата, наши клубы должны переходить на коммерческую основу”.

Если рассматривать российские спортивные клубы высокого уровня, то вырисовывается еще одна значительная проблема. Как правило, зарплата игроков, особенно легионеров, в контрактах прописана в евро. Напомню, что 27 июня 2014 года евро стоил 46 рублей, а 25 декабря 2015 года — 77 рублей. Соответственно, если в евро зарплата осталась неизменной, то в рублях она существенно выросла. Конечно, это сильный удар по бюджету любого российского клуба. В связи с этим в последнее время наметилась тенденция, когда спортсменам предлагают переподписать контракт по обновленному курсу. Естественно, они имеют полное право отказаться от этого, но это уже вопрос морали каждого спортсмена в отдельности. Так, например, когда в российском футболе была предложена идея зафиксировать курс на определенной отметке, защитник московского «Спартака» Дмитрий Комбаров заявил: “Зафиксируют курс рубля — пойдем в суд”. На наш взгляд, перспективы государственного финансирования спортивных клубов в России являются сомнительными. Как показывает практика, даже клубы с многолетним устойчивым финансированием начинают испытывать определенные финансовые трудности. Конечно, экономическая ситуация в стране со временем может и должна улучшиться. И даже если представить, что она вернется к докризисному состоянию, разве развитие и финансирование спорта станет первостепенной задачей государства?

Зачем государство содержит футбол?

«Газпром», РЖД, ВТБ, ВЭБ и другие государственные компании имеют собственные команды в Российской премьер-лиге. Эти компании тратят по несколько миллиардов рублей каждый год на содержание своих команд. Главная польза, которую клубы приносят своим владельцам, — названия компаний на футболках игроков и другая реклама.

При этом ни одна из команд не является источником дохода для владельцев. Так, например, бывший президент футбольного клуба «Локомотив» Илья Геркус рассказывал, что владение футбольным клубом — это не способ зарабатывать деньги, а «возможность коммуникации».

Разумеется, у обоих путей финансирования футбольных клубов есть много иных положительных и отрицательных сторон. Однако в рамках существующего формата сложно изложить все имеющиеся доводы. Пожелать можно лишь одно – создание все более разнообразной и привлекательной для инвестиций футбольной среды, что в свою очередь, позволит привлекать как государственные, так и частные вложения.

В последнее время из регионов все чаще поступает информация о бедственном положении клубов в разных видах спорта. Это касается команд не только "второго эшелона", но и высших лиг, которые испытывают серьезные финансовые трудности. Из-за долгов перед игроками одни из них оказываются на грани закрытия, другие не могут найти спонсоров и просят помощи у госкорпораций, а финансовое положение третьих вовсе вынуждает отказываться от проведения игр чемпионата. К чему ведет такая неблагоприятная тенденция, если президент страны указал на необходимость уходить от бюджетного финансирования профессионального спорта? Подробности – в материале Накануне.RU.

Спортивный адвокат, доцент кафедры спортивного права Высшей школы экономики Александр Чеботарев рассказал Накануне.RU о причинах сложившейся ситуации:

"Причин такой ситуации масса. Общая причина – это ухудшение ситуации в экономике в целом. Вообще же нужно понимать, что ни один профессиональный клуб по игровым видам спорта никогда не будет самоокупаемым, поскольку в любой форме они у нас являются дотационными: либо финансирует бюджет, либо по указанию властных структур возложена обязанность на кого-то по содержанию клуба на какой-либо период времени. И, как правило, это госкомпания либо бывшее госпредприятие. Они [госкомпании. – прим. Накануне.RU] дают определенную сумму на развитие, но дают по минимуму, сколько положено по регламенту для того, чтобы клуб существовал номинально. В исходе – в результате никто не заинтересован".

Один из примеров – хоккейная команда "Спутник" из Нижнего Тагила – в конце прошлого сезона она оказалась в сложной финансовой ситуации. АО НПК "Уралвагонзавод" (сейчас входит в "Ростех") в 2016 году сократило финансирование клуба, из-за проблем с задержкой зарплат команду в межсезонье покинул ряд лидеров, а "Спутник" в нынешнем сезоне в силу объективных причин существенно омолодил состав.

Вполне возможно, что и в силу таких обстоятельств команда, занявшая по итогам прошлого сезона четвертое место в чемпионате ВХЛ, в этом розыгрыше замыкает таблицу, находясь на 27 месте. Правда, сейчас у "Спутника" есть надежда на будущее развитие и успехи, но процесс опять потребует времени и денег. Финансирование клуба не сокращено, идет в полном объеме, но задолженность за 2016 год висит тяжелым грузом. Этот долг прошлого руководства и, мягко говоря, не очень грамотный предыдущий менеджмент тормозят развитие команды. При этом, "большой УВЗ" пытается выстроить современную модель, которая должна привести к развитию спорта в Тагиле, привлечению детей и молодежи.

УВЗ, хоккейный клуб

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="УВЗ, хоккейный клуб "Спутник"|Фото: mstrok.ru" />

"В бюджете нет возможности в полном объеме содержать такие команды как "Уралочка-НТМК" или "Спутник". У нас в Тагиле приказала долго жить футбольная команда – "Уралец", ранее называвшаяся "Металлург", по сути, команды не стало. На мой взгляд, что касается финансирования, то многое зависит от конкретного места - города, региона. К примеру, Нижний Тагил и Екатеринбург несопоставимы между собой в этом вопросе. И, тем более, если сравнивать Нижний Тагил и Москву. А, если брать города с еще меньшим населением – тут есть большие вопросы по самоокупаемости клубов", – говорит в беседе с Накануне.RU депутат городской думы Нижнего Тагила Леонид Мартюшев.

По его словам, можно применить схему софинансирования, использовать модель, при которой какой-то процент клуб "самоокупает", остальное покрывают иные источники финансирования.

Особняком стоят проблемы с бюджетным финансированием клубов в Пермском крае, где в трудном финансовом положении оказался, к примеру, волейбольный клуб "Прикамье", отказавшийся в этом сезоне из-за финансовых проблем от участия в нескольких матчах чемпионата России. Дело в том, что согласно региональному закону (принятому при Олеге Чиркунове), край может спонсировать профессиональные клубы только при условии, что 50% средств внесет частный инвестор. Несмотря на многочисленные обращения нескольких клубов региона и профильных федераций к крупному бизнесу, желающих вложить деньги в спорт найти не удается. Еще один клуб края – хоккейный "Молот-Прикамье" – публично просит поддержки и помощи госкорпорации "Ростех" в поиске партнеров и спонсоров.

А финансовые “встряски", естественно, зачастую напрямую сказываются на результатах команд. Подобные примеры можно найти и в других регионах страны.

хоккей,

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="хоккей, "Молот-Прикамье"|Фото: business-class.su" />

"Я не думаю, что население должно задаваться вопросом о том, реально или нереально профессиональному спортивному клубу себя обеспечивать, именно потому, что он профессиональный. Если не может себя обеспечивать – ну, что ж, надо распускаться, искать другое место приложения своих сил. Моя позиция такая, во всяком случае, – рассказывает Накануне.RU депутат Пермской городской думы Геннадий Сторожев. – Как депутат, я голосовал против выделения средств из городского бюджета баскетбольному клубу "Парма", который, прежде всего, может сам зарабатывать, если они считают себя профессионалами. Клуб финансируется из городского и областного бюджета. 60 млн руб. из городской казны они получили на этот и следующий год, при том, что в прошлом сезоне они заняли последнее место в единой лиге "ВТБ", выиграв одну единственную встречу".

Он вспоминает, что есть еще футбольный клуб из премьер-лиги "Амкар", который тоже просит деньги – не 60, но около 10 млн руб. из городского бюджета ему тоже выделили, а подавляющую часть средств выделяет, опять же, краевой бюджет.

"А где же взять деньги тогда на поддержку малообеспеченных слоев населения, на переселение людей из аварийного жилья, на большое количество других социальных нужд, если мы будем поддерживать спортсменов, зарплаты которых никак не сопоставимы со средними зарплатами в стране? Мое мнение здесь однозначно, правда, я остаюсь в данном вопросе в абсолютном меньшинстве", – говорит Геннадий Сторожев.

По его словам, ему не нравится тезис, которым лоббисты профессиональных клубов апеллируют сплошь и рядом, мол "мы, поддерживая профессиональные клубы, привлекаем людей заниматься спортом".

"Ну, привлекли вы их заниматься спортом, добились каких-то результатов, и уехали в другой город из Перми. Подались туда, где денег больше платят. Это развитие спорта, что ли?! Во-вторых, я не считаю пермским клуб, в котором больше половины игроков имеют другое гражданство. Вот, был у нас "Урал-Грейт", в котором кто только не играл, несмотря на высокие результаты. У нас клубы идут по пути наименьшего сопротивления, а нужно привлекать людей на стадион моральными качествами спортсменов, патриотизмом, в хорошем смысле, своего края и города. Это было все в Советском Союзе, а сейчас, к сожалению, все утрачено. Деньги, деньги, деньги. Из любых источников, только дай деньги", – добавляет он.

болельщики, плакат,

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="болельщики, плакат, "на таких матчах делают аншлаг, а не деньги!"|Фото: livejournal.com" />

И если людей на стадион надо "зазывать" патриотизмом, то спонсоров в клубы остается привлекать лишь налоговыми льготами. Как считает доцент кафедры ВШЭ Александр Чеботарев, проблема, которая давно существует – это отсутствие каких-либо налоговых преференций для меценатов, которые готовы вкладываться и поддерживать профессиональный спорт: "Для них нет льгот никаких. Льготы предусмотрены для самих организаций, если они получают средства в форме благотворительности, например, либо пожертвования. Они не облагаются налогом, и это понятно, но основная проблема в том, что у предприятий средства по налоговому кодексу вычитаются и платятся из чистой прибыли. Никто из предприятий не готов свою прибыль тратить на непрофильный для него актив. Это надо понимать. Пока это не изменится, финансирование спорта у нас никогда не будет привлекательным для потенциальных инвесторов".

Еще сторона вопроса, по его мнению, заключается в том, что не очень хорошо работает менеджмент внутри клубов: "Они, как правило, приучены в основном тратить, осваивать [средства. – прим. Накануне.RU]. Отчеты написали, бюджеты освоили, и, в принципе, сидят спокойно, не проявляя заинтересованность в том, чтобы выходить на поиск инвесторов и рынок рекламных услуг. То есть, не делают более привлекательным продукт для спонсоров, который бы их заинтересовал. Сейчас все эти стандартные методы, которые былиреклама на майках, шортах, на флагах и т.д. – это уже старо как мир. Стандарт этот, конечно, остается, но существует и масса других способов – это и интернет, и все прочие вещи".

Также в стране, несмотря на наличие специального спортивного канала "Матч-ТВ", абсолютно не работает механизм реализации прав трансляции на телевидении.

Англия, футбол, трансляция матча, оборудование|Фото: REUTERS

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="Англия, футбол, трансляция матча, оборудование|Фото: REUTERS" />

По его словам, в целом существует три мировых модели финансирования профессионального спорта. "Первая модель абсолютно демократическая, когда клубы и лиги находятся на самоокупаемости. Я не разделяю в этом случае клубы и лигу. В качестве примера можно привести НХЛ или НБА. Они давно поняли, что клубы могут быть сильными, только объединившись в рамках определенной лиги. Лига в этом случае ищет спонсоров, деньги делятся, но лига контролирует зрелищность с помощью драфта и всего прочего, чтобы не было проходных команд и все клубы были сильными. Вторая модель – смешанная. Это когда финансирование происходит частично из бюджета, частично – от спонсоров. Как правило, это касается также сборных команд. И третья модель – авторитарная. Когда финансирование полностью в том или ином виде осуществляется за счет государства. Это в том числе Россия, Белоруссия, и, например, Китай", – поясняет он.

И заявляет, что ситуация в дальнейшем будет еще хуже, потому что в 2016 году на форуме во Владимире президент страны отметил, что необходимо уходить от бюджетного финансирования профессионального спорта. "Он сказал, что профессиональный спорт должен кормить себя и зарабатывать сам. В этих условиях для нашего спорта в принципе – это приговор. Если ситуацию не сдвинуть с точки зрения налогов и изменения отношения менеджмента к этой проблеме. Представьте, что сейчас возьмут и "обрубят" после Чемпионата мира 2018 года финансирование профессионального спорта – денег-то нет, и клубы их перестанут получать", – добавляет Чеботарев.

Что касается развития спорта в целом, то, по мнению пермского депутата Сторожева, нужно, в первую очередь, развивать спорт любительский, как это было в СССР.

"Надо поддерживать широкий массовый спорт. Не профессиональный, а школьный, студенческий, спорт производственных коллективов – вот на это деньги необходимо выделять. В Советском Союзе именно так все и происходило, а на мировой и европейской арене результаты были намного выше, нежели сейчас", – поясняет Сторожев.

Сталин, Ленин, спорт, СССР|Фото: Фотохроника ТАСС

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="Сталин, Ленин, спорт, СССР|Фото: Фотохроника ТАСС" />

Кстати, Путин тоже говорил, что следует за счет экономии бюджетных средств на профессиональные клубы поднимать детский спорт, но пока не видно, чтобы на этом делался акцент. По крайней мере, посыл не означает увеличения финансирования этого направления из бюджета, деньги, опять же, должны найти частники, но захотят ли они этим заниматься?

И, все же, писатель, публицист, автор нескольких романов об "околофутболе" Дмитрий Лекух не склонен оценивать ситуацию в спорте как катастрофическую, он считает, что слова президента РФ о самоокупаемости профессиональных клубов надо воспринимать не как приказ, а как задачу, решение которой вполне реально.

"Слова президента надо воспринимать не как приказ, а как задачу. А задача выхода клубов на самоокупаемость вполне решаема, при профессиональном подходе к делу, что наши многие и топ-клубы, и клубы по бюджету "весьма средней руки", скажем так, уже сделали. Конечно, не совсем правильно, когда, например, футбольные клубы отбирают деньги у врачей и пенсионеров. Но, в конце концов, клуб, условно, второго дивизиона стоит меньше, чем клуб премьер-лиги, есть местный бизнес, и это все решаемо. Я скажу так, кто хочет решить задачу, тот ищет пути решения, а тот, кто не хочет, тот ищет слова оправдания, вот и все", – поясняет он.

"Президент говорил и о том, что нужно вкладывать средства в детский и юношеский спорт. Большие клубы уже поняли, что содержание своих школ и академий – это, в конечном итоге, выгодно. Взять те же футбольные клубы "Спартак", "ЦСКА", "Зенит", "Краснодар", которые вкладываются в эти школы, и уже по всей стране играют молодые выпускники этих школ, которые не пробиваются в основной состав больших клубов. Это выгодно само по себе: есть система контракта, при которой за выпускника получают деньги, если он трудоустраивается в клуб, есть отчисления от будущих контрактов и т.д. Клубам надо работать, в том числе, с местной властью, с местным телевидением, и в первую очередь с болельщиками. У нас, к сожалению, спортивный бизнес, как шоу-бизнес – живет еще в 90-х", – добавляет Лекух.

Читайте также: