Налог на продажу топлива

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 июля 2019 г. N 03-13-11/55024 О размерах ставок акцизов на нефтепродукты и НДС

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства.

Ставки акцизов, в том числе на автомобильный бензин и дизельное топливо, установлены статьей 193 Кодекса в твердой сумме (в рублях за единицу измерения в натуральном выражении). Поэтому их индексация осуществляется на ежегодной основе с учетом прогнозируемого уровня инфляции.

При этом уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит не только от размера ставок акцизов, но также от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, соотношения внутренних цен с мировыми, а также других факторов. Указанные факторы учитываются нефтяными компаниями при установлении цен на производимые ими товары.

С 1 января 2019 года налоговым законодательством предусмотрен механизм, демотивирующий налогоплательщиков акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо к повышению оптовых цен реализации указанных нефтепродуктов на внутреннем рынке, которые оказывают определенное воздействие на формирование розничных цен на эти товары.

Кроме того, с целью донастройки указанного механизма стабилизации цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке с 1 июля 2019 года предусматривается корректировка его параметров, устанавливаемых проектом федерального закона N 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", позволяющих снизить давление со стороны мировых цен на нефть на внутреннее розничные цены на нефтепродукты.

Укачанный проект федерального закона принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении 23 июля т.г.

Что касается налога на добавленную стоимость, то с 1 января 2019 года повышен размер ставки данного налога с 18 до 20 процентов.

В то же время сохраняются льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС, а также пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, которые применяются в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Указанное повышение ставки НДС приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, развитие новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо установлены НК в твердой сумме. Поэтому они индексируются ежегодно с учетом прогнозируемого уровня инфляции.

С 2019 г. налоговым законодательством предусмотрен механизм, демотивирующий плательщиков акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо к повышению оптовых цен реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

С 2019 г. повышен размер ставки НДС с 18% до 20%. При этом сохраняются льготы, а также пониженная ставка 10%. Повышение ставки приведет к дополнительным доходам федерального бюджета.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 6, 1999

В налогообложении деятельности по реализации бензина есть специфические аспекты. В организациях, осуществляющих торговлю бензином, необходимо принимать во внимание нормы законодательства по нескольким налогам, имеющим прямое отношение к этой деятельности: акцизы, налог на реализацию ГСМ, на добавленную стоимость, с продаж, на пользователей автомобильных дорог, на содержание объектов жилищного фонда и социально - культурной сферы.

В налоговом законодательстве предусмотрено, что по каждому налогу должны быть определены его плательщики и объект налогообложения (п.1 ст.17 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ). Рассмотрим, как объект обложения этими налогами связан с торговлей бензином.

Акцизы. В перечне подакцизных товаров указан "бензин автомобильный" (абз.2 ст.1 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (в действ. ред.), причем далее эта позиция конкретизирована и установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения). На "бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно" установлена ставка акциза 290 руб. за 1 т, на "бензин автомобильный с иными октановыми числами" - 370 руб. за 1 т (п.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (в действ. ред.). Плательщиками акцизов являются организации, производящие и реализующие бензин.

Налог на реализацию ГСМ. Объектом обложения этим налогом служат обороты по реализации горюче - смазочных материалов: автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов (абз.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации"). Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что среди перечня установленных в части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоги в дорожные фонды не предусмотрены. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса налоги, формирующие дорожные фонды, взимаются в установленном ранее порядке (ст.ст.2 и 3 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

НДС. Налогом на добавленную стоимость облагаются любые обороты по реализации товаров, работ, услуг.

Налог с продаж уплачивается в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (Закон Российской Федерации от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе стоимость подакцизных товаров, к которым по действующему законодательству относится автомобильный бензин. Конкретные ставки, условия и порядок уплаты налога с продаж устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. В Москве в настоящий момент закон о налоге с продаж не принят.

Оборот по реализации служит также базой для определения налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание объектов жилищного фонда и социально - культурной сферы.

Таким образом, получается, что оборот по реализации в случае торговли бензином служит объектом обложения одновременно в той или иной степени шестью налогами. Такое положение будет частично устранено после введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, когда будут отменены налоги в дорожные фонды, налог на содержание объектов жилищного фонда и социально - культурной сферы. Однако в проекте части второй Налогового кодекса предполагается введение в перечне региональных налогов и сборов дорожного налога, объектом обложения которыми по проекту будет для заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций разница между ценой приобретения и ценой реализации товаров (п.7 ст.525).

Налогообложение операций по продаже бензина в оптовой торговле

Пример. Организация А, занимающаяся оптовой торговлей, приобрела товар (бензин с октановым числом более 80, например АИ-92) стоимостью 3600 руб. за 2 т, в том числе НДС - 496 руб. Акциз - 740 руб. (370 руб. х 2 т).

В учете будут сделаны записи:

Отражено приобретение товара - Д-т 41, К-т 60 - 3104 руб.

Выделен НДС, уплаченный при его приобретении, - Д-т 19, К-т 60 - 496 руб.

Для упрощения расчетов будем исходить из допущения, что вся купленная партия однородного товара реализована одновременно. Такое допущение позволяет считать отпуск товара по ценам фактического приобретения. На практике организации при отпуске товара должны производить расчет его отпускной стоимости исходя из принятого в учетной политике метода оценки запасов ФИФО, ЛИФО или по средним отпускным ценам. Кроме того, приводимые ниже расчеты произведены с округлением до целых рублей, поскольку составление налоговых расчетов по рассматриваемым налогам предусмотрено в целых рублях.

Рассмотрим, какие налоги с оборота обязана оплатить организация оптовой торговли.

Приобретенную партию реализуют по цене 2320 руб. за тонну, включая НДС, всего 4640 руб. за 2 т.

Отгружена продукция, отражена реализация - Д-т 62, К-т 46 - 4640 руб.

Списана покупная стоимость товара - Д-т 46, К-т 41 - 3104 руб.

НДС и налог на реализацию ГСМ (НГСМ)

Определим сумму НДС, подлежащую оплате. Хотелось бы обратить внимание на следующее. В Законе Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" определены облагаемый НДС оборот, ставки налога и порядок его исчисления. Законом установлено, что облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость (п.1 ст.4 Закона). Однако нигде не сказано, что из облагаемого НДС оборота исключаются платежи в дорожные фонды или, конкретнее, налог на реализацию ГСМ, что НДС при продаже ГСМ исчисляется особым образом. В Законе также не сказано о применении особой расчетной ставки НДС при продаже ГСМ.

Указание о применении расчетной ставки 13,79% есть только в Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (абз.19 п.19 разд.IV) и только в связи с определением сумм зачета налога на добавленную стоимость при приобретении ГСМ за наличный расчет через АЗС. Далее в Инструкции приводится пример, из которого можно понять, что налог на реализацию ГСМ не включается в оборот, облагаемый НДС. Из приведенного в Инструкции примера следует, что при отпуске ГСМ к продажной стоимости прибавляется 20% НДС и 25% НГСМ. Иными словами, продажная стоимость ГСМ составляет 145%, из которых 20% - НДС, 25% - НГСМ, 100% - сама продажная стоимость товара без налогов. Еще раз повторю, что такой расчет налогов не предусмотрен в Законе, а только косвенно следует из примера, приведенного в Инструкции. Хотелось бы, чтобы это было закреплено законодательно.

На практике, однако, редко встречаются организации, определяющие продажную стоимость без налогов. Покупателя и продавца интересует, сколько всего нужно заплатить за товар, т.е. во что эта покупка обойдется. Поэтому в большинстве случаев организация - продавец сначала определяет отпускную цену, в которую включено все, а затем "обратным счетом" определяет сумму налогов.

Пользуясь приведенным примером, рассчитаем сумму НДС:

4640 руб. : 145 х 20 = 640 руб.

Начислен НДС с реализации - Д-т 46, К-т 68 - 640 руб.

Определяем налогооблагаемую базу по налогу на реализацию ГСМ. В отличие от Закона "О налоге на добавленную стоимость" в Законе РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" прямо указано, что сумма НДС вычитается из оборота по реализации, облагаемого НГСМ (ст.4). У оптовой организации облагаемый НГСМ оборот определяется так (п.3 разд.I Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"):

  1. Из выручки от реализации ГСМ (кредитовый оборот по счету 46) вычитается начисленный НДС (оборот с дебета счета 46 в кредит счета 68). В нашем примере 4640 - 640 = 4000 руб.
  2. Из полученной в п.1 величины вычитается стоимость приобретения ГСМ (оборот с кредита счета 41 в дебет счета 46), т.е. 4000 - 3104 = 896 руб. Данная величина является налогооблагаемой базой, или облагаемым оборотом.

От облагаемого налогом на реализацию ГСМ оборота определяется сумма налога по следующей формуле: оборот - 125 х 25, т.е. 896 : 125 х 25 = 179 руб. Налог начислен - Д-т 46, К-т 67 - 179 руб.

Следует обратить внимание на то, что алгоритм расчета сумм НГСМ принципиально иной, чем расчета сумм НДС.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей, и суммами налога, уплаченными поставщикам, т.е. существует учет входящего НДС (по дебету счета 19) и зачет входящего НДС в уменьшение сумм задолженности в бюджет (оборот Д-т 68, К-т 19).

По дебету счета 67 НГСМ вообще не может быть никаких проводок, кроме уплаты в бюджет (или исправительных записей). По кредиту счета 67 НГСМ отражается только сумма начисленного налога исходя из предусмотренного расчета налогооблагаемой базы. Зачет и учет входящего НГСМ никакими нормативными документами не предусмотрены. Поэтому правоприменительные органы не видят необходимости отражения ставок и сумм НГСМ в счетах - фактурах (Письмо Минфина России от 07.05.1998 N 04-03-11).

Возникает вопрос о том, как правильно показать оборот, облагаемый НДС, ставку и сумму НДС в счетах - фактурах. Существует несколько способов отражения ставок и сумм НДС в счетах - фактурах. Предлагаем два варианта (см. табл.).

Вариант 1. В графе "Ставка НДС" указана расчетная ставка 13,79%. Тогда сумма НДС, рассчитанная по указанной ставке от величины "Всего с НДС", будет соответствовать сумме НДС, рассчитанной по ставке 20% от суммы товара без НГСМ. Однако такой подход не соответствует п.9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", в котором предусмотрено, что НДС рассчитывается при свободных отпускных ценах исключительно по ставке 20%. Это также не соответствует порядку заполнения счетов - фактур, поскольку сумма НДС должна рассчитываться по формуле "сумма, умноженная на ставку НДС". В рассматриваемом случае сумма НДС рассчитывается по формуле "всего с НДС умножить на ставку НДС".

Вариант 2. Если указывать в счетах - фактурах сумму товара без НГСМ, затем сумму НГСМ, рассчитанную как 25% от суммы товара, ставку НДС 20% и сумму НДС, то такая форма счетов - фактур хотя и не соответствует утвержденной Правительством Российской Федерации (Приложение 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость"), однако содержит всю обязательную информацию, предусмотренную п.3 указанного Постановления. Следовательно, она может применяться для исчисления и уплаты НДС, составления расчетов по НДС с использованием установленной ставки налога 20%. При этом возникает необходимость составления дополнительного расчета НГСМ со всего оборота, а полученная величина НГСМ (800 руб.) никак не отражает обязательств организации по уплате этого налога и не используется при расчете суммы НГСМ.

Как видим, оба варианта имеют свои недостатки, однако привести порядок заполнения счетов - фактур организациями, торгующими ГСМ, в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" - задача законодательных органов.

Поскольку входящий НГСМ никак не влияет на расчет данного налога у организации, которая приобрела ГСМ для целей перепродажи, и не отражается в учете, то нет необходимости выделять его в платежных и иных первичных документах. Однако установленным порядком ведения учета по НГСМ (п.14 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды") предусмотрено выделение суммы НГСМ в отдельную графу в регистрах бухгалтерского учета на основании расчетных документов. Однозначной позиции, что же считать расчетными документами в данном случае, нет. В некоторых нормативных документах Госналогслужбы России под расчетными понимаются документы, с помощью которых осуществляются денежные расчеты: поручения, требования - поручения, требования, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера (см., например, п.16 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"). При этом совершенно неясно, откуда плательщик за товар должен узнать о сумме НГСМ в его стоимости, поскольку выставляемый счет - фактура согласно Письму Минфина России от 07.05.1998 N 04-03-11 не должен содержать данной информации. Непонятно, зачем сообщать контрагенту о сумме начисленного НГСМ, которую тот никак не использует в своих налоговых взаиморасчетах. В любом случае для записи в регистрах бухгалтерского учета должен быть составлен первичный документ. Если Расчет по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов можно отнести как бухгалтерскую справку к расчетным документам, то данное требование будет выполнено. Требование "полноты учета" предполагает наличие прозрачного аналитического учета, в котором каждая начисленная сумма налога была бы видна во всех регистрах бухгалтерского учета.

Следствие правовой неопределенности такой ситуации - отсутствие решения по вопросу о том, по какой ставке исчислять НДС с авансов, поступивших в оплату ГСМ. Департамент налоговых реформ Минфина России дает рекомендацию рассчитывать НДС в данном случае также исходя из расчетной ставки 13,79% (см. Письмо Минфина России от 04.03.1996 N 04-03-11).

Налог на пользователей автодорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы

Налог на добавленную стоимость и налог на реализацию ГСМ начисляются по каждой сделке; налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы начисляются не с отдельной сделки, а с оборотов по реализации за отдельный период. Хотя объект налогообложения последними двумя налогами в законодательстве определен по-разному, для оптовой организации он фактически одинаков.

Рассчитаем облагаемый оборот налога на пользователей автомобильных дорог:

  1. Сначала определяется "сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности" (п.16 разд.II Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"). Это разница между кредитовым оборотом счета 46 и кредитовым оборотом счета 60 по операциям по приобретению товара. В нашем примере эта величина равна 1040 руб. (4640 - 3600).
  2. Затем из этого оборота вычитается сумма НДС, исчисленного от разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров. Данная сумма НДС равна: 640 руб. (Д-т 46, К-т 68 ) - 496 руб. (Д-т 19) = 144 руб.
  3. Организации, осуществляющие перепродажу горюче - смазочных материалов, исключают при расчете налог на их реализацию, определяемый как оборот с дебета счета 46 в кредит счета 67 НГСМ; в числовом примере он равен 179 руб.

Налогооблагаемая база налога на пользователей автомобильных дорог равна 717 руб. (1040 - 144 - 179).

Налог рассчитывается по ставке 2,5%, источником уплаты его для торговой организации являются издержки обращения: 717 руб. х 2,5% = 18 руб.

Начислен налог на пользователей автодорог: Д-т 44, К-т 67 - 18 руб.

Налогооблагаемая база налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в Москве определяется для заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций как "объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции" (п.1 ст.3 Закона г. Москвы от 16.03.1994 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы"). Этот доход от реализации определяется также как разница между продажными и покупными ценами. Для определения оборота, облагаемого налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, из полученного дохода исключаются НДС и НГСМ. Таким образом, в итоге получается та же налогооблагаемая база, что и у налога на пользователей автомобильных дорог.

В настоящее время установлена ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в размере 1,5% (п.2 ст.3 Закона г. Москвы от 16.03.1994 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы").

Расчет налога: 717 руб. х 1,5% = 11 руб.

Начислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы - Д-т 80, К-т 68 - 11 руб.

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2019 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2019 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2019 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года не изменились

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.

Рост акцизов на бензин будет постепенным до 2021 года

Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2019 года

Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:

А = НБ х НС – НВ, где:

  • А – акциз;
  • НБ – налоговая база;
  • НС – налоговая ставка;
  • НВ – налоговый вычет.

Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.

Налогом облагается вся продукция, произведенная из нефти

Расчет акциза на прямогонный бензин

Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:

Апб= ПТ х Спб – В, где:

  • Апб – Акциз прямогонного бензина;
  • ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
  • С пб – ставка прямогонного бензина;
  • В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).

Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.

Повышение акцизов на топливо планируется поэтапно

Акциз на топливо в 2019 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Учет на автозаправочных станциях имеет свои особенности. О них мы расскажем в нашей статье.

Сразу отметим, что деятельность АЗС по реализации моторного топлива не нуждается в лицензировании.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию, установлено Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Среди них была и реализация нефти, газа и продуктов их переработки. Однако с 14 декабря 2002 года Федеральным законом от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ это требование отменено.

Особенностью учета на АЗС моторного топлива является то, что его объем и плот­ность зависят от колебаний температуры. При повышении температуры объем топли­ва увеличивается, а при понижении – уменьшается. При этом масса его остается постоянной.

Бухгалтерский учет ГСМ можно вести как в покупных, так и в продажных ценах. При этом выбранный метод необходимо зафиксировать в учетной политике.

Если приобретенное топливо учитывается в продажных ценах, то они устанавливаются в расчете на один литр. Поскольку объем топлива изменяется в течение дня, фирма должна пересчитывать общую сумму торговой наценки исходя из проданной массы горючего. Пересчет топлива из единиц массы в единицы объема и наоборот производится исходя из его средней плотности. Об этом говорится в инструкции Госкомнефтепродукта СССР от 3 февраля 1984 г. № 01/21-8-72.

В январе 2004 года автозаправочная станция получила бензин АИ-92 в объеме 6000 литров плотностью 0,760 кг/куб. м и массой 4560 килограммов. Покупная цена бензина 8 руб. за один килограмм. Всего поступило бензина на общую сумму 36 480 руб. (в том числе НДС – 5565 руб.).

Отпускная цена бензина установлена в размере 10 руб. за один литр. Общая продажная стоимость топлива составит 60 000 руб. (6000 л. х 10 руб.). Величина торговой надбавки составит 29 085 руб. (60 000 – (36 480 – 5565)).

В учете АЗС были сделаны такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5565 руб. – списана в зачет из бюджета сумма НДС по оприходо­ванному топливу;

Дебет 41 Кредит 42

– 29 085 руб. – начислена сумма торговой надбавки.

За счет изменения температуры средняя плотность бензина изменилась. В результате в течение дня было реализовано 6020 литров бензина. Фактическая выручка организа­ции составила:

6020 л. х 10 руб. = 60 200 руб.

Разница между стоимостью бензина, установленной при его оприходовании и фактически полученной выручкой, равна:

60 200 руб. – 60 000 руб. = 200 руб.

При отражении этой разницы в бухгалтерском учете была сделана дополнительная про­водка:

Дебет 41 Кредит 42

– 200 руб. – скорректирована сумма торговой наценки.

Обратите внимание: реализация моторного топлива может осуществляться как гражданам за наличный расчет, так и фирмам по безналу. В этом случае автозаправочные станции должны вести раздельный учет таких операций.

Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами

До 1 января 2003 года акцизы по бензину, дизельному топливу и моторным маслам перечисляли в бюджет их производители. Но Федеральные законы от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ и от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ изменили этот порядок. Теперь акциз должны платить покупатели нефтепродуктов, имеющие свидетельства о регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК).

Свидетельство о регистрации выдают налоговые инспекции по месту постановки организации на налоговый учет. Вид свидетельства зависит от того, какие операции с нефтепродуктами она осуществляет. Это может быть свидетельство:

– на оптовую реализацию;

– на оптово-розничную продажу;

– на розничную торговлю.

Те, у кого есть свидетельства первых двух видов, могут при расчете акциза воспользоваться вычетами. При этом продать нефтепродукты надо покупателям, которые также имеют свидетельство о регистрации любого вида.

Если организация имеет свидетельство на розничную реализацию, то при продаже нефтепродуктов она не сможет принять к вычету начисленные ранее акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 НК). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможны две ситуации:

– у автозаправочной станции есть свидетельство. В этом случае она будет плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. При продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз не удастся;

– у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не будет плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении товара ей не надо.

На первый взгляд получать свидетельства на розничную реализацию нефтепродуктов невыгодно. Но нужно иметь в виду, что производители и оптовые поставщики могут зачесть предъявленный им акциз только в том случае, если они продали нефтепродукты фирме, у которой есть свидетельство. При этом продавцу нужно сдать в свою налоговую инспекцию следующие документы (п. 8 ст. 201 НК):

– копию договора с покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

– реестры счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. Порядок проставления отметок на реестрах счетов-фактур утвержден приказом МНС от 31 января 2003 г. № БГ-3-03/38.

Таким образом, продавать нефтепродукты организации, у которой есть свидетельство выгоднее. Ведь при этом можно принять к вычету начисленный ранее акциз. Поэтому на практике цены на нефтепродукты у нефтеперерабатывающих заводов и оптовых поставщиков зависят от наличия у организации свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Если у автозаправки его нет, то нефтепродукты будут проданы по более высоким ценам, включающим в себя сумму акциза.

В том, чтобы автозаправки получали свидетельства, заинтересованы и местные власти. Ведь часть акциза с них идет в региональный бюджет. Поэтому возможна ситуация, когда автозаправочным станциям будут «настоятельно рекомендовать» получить свидетельство именно власти области, края или республики.

Порядок выдачи свидетельств установлен приказом МНС от 6 февраля 2003 г. № БГ-3-03/52. Свидетельство о регистрации автозаправка может получить при условии, что у нее есть в собственности мощности (помещения) для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 НК). Это топливораздаточные колонки, системы управления, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары, насосы и т. д. При этом емкость хранилищ и их местонахождение не имеют значения. Поэтому розничные продавцы нефтепродуктов, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут. А значит, не будут платить акцизы.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию необходимо представить заявление в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении 1 к приказу № БГ-3-03/52, а также сведения о наличии мощностей в соответствии с формами приложений 3–6 к этому приказу. В заявлении необходимо указать, на какой срок фирме требуется свидетельство. Максимально возможный срок – один год.

Если у предприятия есть обособленные подразделения, то на каждое из них нужно составить справку о его мощностях и указать его месторасположение.

Кроме того, необходимо представить копии документов, подтверждающих право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) фирмы на соответствующие мощности (емкости). Это могут быть копии договоров купли-продажи, актов приемки-передачи и т. д., заверенные нотариусом.

К этим документам необходимо приложить сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом. Эти сведения составляются по форме, указанной в приложениях № 5 и 6 к приказу № БГ-3-03/52. Через тридцать дней с момента получения всех необходимых документов, налоговые органы выдают свидетельство.

Обратите внимание: представлять какие-либо документы в ИМНС по местонахождению обособленных подразделений не нужно.

В январе 2004 года ООО «Автозаправка» получила бензин АИ-92 в объеме 6000 литров плотностью 0,760 кг/куб. м. и массой 4560 килограмм. Покупная цена бензина 8 руб. за один ки­лограмм. Всего поступило бензина на общую сумму 36 480 руб. (в том числе НДС – 5565 руб.).

У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 с 1 января 2004 года составляет 3360 руб. за одну тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:

4,56 т. х 3360 руб. = 15 322 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 10 руб. за один литр. Общая продажная стоимость топлива составит 60 000 руб. (6000 л. х 10 руб.). Величина торговой надбав­ки равна 13 763 руб. (60 000 – (36 480 – 5565 + 15 322)).

Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– 15 322 руб. – начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5565 руб. – поставлена в зачет сумма НДС по оприходо­ванному топливу;

Дебет 41 Кредит 42

– 13 763 руб. – начислена сумма торговой надбавки.

Используем условия предыдущего примера.

Предположим, что у предприятия есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. ООО «Автозаправка» продала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО «Трек», у которого тоже имеется свидетельство, за 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 субсчет «НДС» Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– 15 322 руб. – начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС»

– 5565 руб. – поставлен к вычету НДС по оприходованному топливу;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 59 000 руб. – отражена выручка от реализации горючего;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 30 915 руб. – списана стоимость реализованного бензина;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 9000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 51 Кредит 62

– 59 000 руб. – поступила оплата за реализованное топливо.

После этого «Автозаправка» представила своим налоговикам договор купли-продажи с ЗАО «Трек» и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. Таким образом, фирма получила право зачесть из бюджета акциз.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»


Нужна ли лицензия?

Нужна ли организации, реализующей ГСМ, лицензия на осуществление этого вида деятельности?

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Реализации горюче-смазочных материалов в этом перечне нет.

Однако там упомянуто хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Значит, организации, которая хранит ГСМ в собственных емкостях, придется получать лицензию на этот вид деятельности. Положение о таком лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Лицензии выдает Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).

Акцизы

В перечень подакцизных нефтепродуктов входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин (ст. 181 Налогового кодекса РФ).

Определение объекта налогообложения акцизом зависит от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (см. таблицу).

Налогоплательщики Объект налогообложения (операция)
Не имеющие свидетельства Принятие на учет организацией
нефтепродуктов, самостоятельно
произведенных
из собственного сырья и материалов,
получение нефтепродуктов
в собственность в счет оплаты услуг
по производству нефтепродуктов
из давальческого сырья и материалов
Имеющие свидетельство Получение нефтепродуктов:
— приобретение в собственность;
— принятие на учет нефтепродуктов,
полученных в счет оплаты услуг
по их производству из давальческого
сырья и материалов;
— принятие к учету подакцизных
нефтепродуктов, самостоятельно
изготовленных из собственного сырья и
материалов;
— получение собственником сырья и
материалов нефтепродуктов,
произведенных из этого сырья и
материалов, на основе договора
переработки
Все Передача нефтепродуктов,
произведенных из давальческого сырья
и материалов, собственнику этого сырья
и материалов, не имеющему
свидетельства

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем смешения получается бензин Аи-92. Тогда считается, что АЗС произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

Получать ли свидетельство?

Свидетельства выдают на следующие операции с нефтепродуктами (отдельно на каждый вид деятельности):

  • производство;
  • оптовую реализацию;
  • оптово-розничную реализацию;
  • розничную реализацию.

Примечание. Свидетельство о регистрации

Это документ, который служит основанием для принятия к вычету сумм акциза (кроме свидетельства на розничную торговлю) в соответствии со ст. ст. 200, 201 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик, не имеющий свидетельства, не сможет принять к вычету начисленные при получении нефтепродуктов акцизы.

Свидетельство на розничную реализацию выдают лицам, которые отпускают нефтепродукты через топливораздаточные колонки. Остальные способы продажи топлива относят к оптовой торговле.

Получение свидетельства — дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза.

Для оптовиков основное преимущество, которое дает свидетельство, состоит в том, что при его наличии они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Свидетельство автозаправка может получить, только если у нее есть в собственности мощности для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 Налогового кодекса РФ). Например, топливораздаточные колонки, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары и т.д. При этом не имеют значения ни емкость, ни местонахождение этих объектов. Важно лишь право собственности на них. Поэтому АЗС, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию подают заявление в двух экземплярах. В нем указывают, на какой срок требуется свидетельство. Этот срок не может быть более одного года.

Кроме того, в налоговую инспекцию придется представить заверенные копии документов, подтверждающих право собственности предприятия на мощности (емкости) для хранения и реализации ГСМ.

Ко всему этому прилагают сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом.

Получение свидетельства — дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза.

Освобождение и вычеты

Реализация нефтепродуктов на территории РФ не подлежит налогообложению акцизами. Значит, объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Исключение составляет ситуация, когда такую продукцию, произведенную из давальческого сырья, передают собственнику сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.

Примечание. Если есть филиалы

Учтите, что если организация имеет обособленные подразделения, то для получения свидетельства на каждое из них составляют справку о его мощностях и указывают местонахождение. А вот в инспекции в регионах, где находятся эти подразделения, никаких документов представлять не надо.

Продажа моторных масел налогообложение

Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только они.

Вид ГСМ Налоговая ставка акциза за 1
тонну
Бензин автомобильный с октановым
числом до 80 включительно
2657 руб.
Бензин автомобильный с иными
октановыми числами
3629 руб.
Дизельное топливо 1080 руб.
Масло для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных)
двигателей
2951 руб.
Прямогонный бензин 0 руб. (нулевая ставка акциза
означает, что производители
этих товаров акциз не платят,
но обязаны подавать налоговую
декларацию по акцизам)
Налогоплательщики Налоговая база для исчисления
акциза
Не имеющие свидетельства Объем полученных (оприходованных)
нефтепродуктов в натуральном выражении
Имеющие свидетельство Объем полученных (оприходованных)
нефтепродуктов в натуральном
выражении, а при передаче
нефтепродуктов — объем переданных
нефтепродуктов в натуральном выражении

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оптовик имеет право уменьшить его на величину налоговых вычетов.

А вот если организация имеет свидетельство только на розничную реализацию, то при продаже ГСМ она не сможет принять к вычету акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможно два варианта:

  • у АЗС есть свидетельство. Тогда она является плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. Но при продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз нельзя;
  • у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не является плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении топлива ей не надо.

Организации, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Только розничная торговля

В этой ситуации начислять акциз АЗС должна в тот момент, когда приходуется топливо. При этом автозаправка, которая имеет свидетельство только на розничную продажу нефтепродуктов, не может возместить из бюджета этот акциз. Поэтому сумму налога включают в первоначальную стоимость нефтепродуктов (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете акциз также включается в их стоимость (п. 4 ст. 198 Налогового кодекса РФ).

6 т х 15 000 руб/т = 90 000 руб.,

90 000 руб. : 118% х 18% = 13 728,81 руб.

6 т х 3629 руб/т = 21 774 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 16,5 руб. за 1 литр.

Количество бензина, приобретаемого в тоннах, надо пересчитывать в литры для продажи. В товаросопроводительных документах, как правило, указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ производителя.

6000 кг : 0,826 г/куб. см = 7263,92 л.

7263,92 л х 16,5 руб/л = 119 854,68 руб.

  • 76 271,19 руб. (90 000 — 13 728,81) — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет «Выручка»

  • 119 854,68 руб. — получена выручка от продажи бензина в розницу;

Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 98 045,19 руб. (76 271,19 21 774) — списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99

  • 3526,57 руб. (119 854,68 — 18 282,92 — 98 045,19) — выявлен финансовый результат от реализации.

Дебет 41 Кредит 60

  • 76 271,19 руб. (90 000 — 13 728,81) — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет «Выручка»

  • 119 854,68 руб. — получена выручка от продажи бензина в розницу;

Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 98 045,19 руб. (76 271,19 21 774) — списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99

  • 3526,57 руб. (119 854,68 — 18 282,92 — 98 045,19) — выявлен финансовый результат от реализации.

Налоговый пост

Для контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика, который получил в этом же налоговом органе свидетельство, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Это комплекс мер и мероприятий налогового контроля. Их проводят налоговые органы в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Функции налоговых постов определены в ст. 197.1 Налогового кодекса РФ. Отметим, что при выполнении своих задач сотрудники налоговых органов не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

Специальные режимы налогообложения

При «вмененке» к розничной торговле не относится (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ) реализация подакцизных товаров, в частности:

  • автомобильного бензина;
  • дизельного топлива;
  • моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонного бензина.

Следовательно, розничная торговля ГСМ не подпадает под действие ЕНВД.

А вот на «упрощенку» предприятия, торгующие ГСМ, перейти могут. Дело в том, что закрытый перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих права применять УСН, приведен в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нем упомянуты только производители подакцизных товаров, а не продавцы.

Читайте также: