Налог на прибыль в рт

Опубликовано: 22.09.2024

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

В настоящее время в соответствии с п. 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) действует ставка налога на прибыль организаций в размере 20%, из которых 2% зачисляются в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2012 г., п.1 ст. 284 НК РФ дополнен нормой, согласно которой для организаций-резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

Этим же Законом ст. 284 дополнена пунктами 1.1 и 1.2 которыми определено, что:

- к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 статьи 284), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 НК РФ.

- для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Для предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию (при условии их соответствия понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, данному в НК РФ), законодательством РФ предусмотрено льготное обложение налогом на прибыль. В частности, в силу ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения в виде ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией произведенной, а также произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих размерах: в 2004 - 2012 гг. - 0%, в 2013 - 2015 гг. - 18%, начиная с 2016 г. - 20% в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 284 НК РФ частичное регулирование законами субъекта РФ допускается в отношении налога на прибыль организаций в части понижения налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Так, в соответствии с налоговым законодательством Республики Татарстан действуют преференции для субъектов инвестиционной деятельности в виде льготной ставки по налогу на прибыль организаций.

- для организаций, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления деятельности в области обрабатывающих производств, научных исследований, опытно-конструкторских разработок и не менее 10 процентов дохода составил доход от осуществления деятельности по выполнению государственного оборонного заказа и (или) выполнения работ по обеспечению государственного оборонного заказа;

- для организаций, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период 100 процентов дохода составил доход от услуг стоянок (парковок) автомототранспортных средств на введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 года до 1 июля 2013 года многоуровневых и подземных стоянках (парковках) с количеством машино-мест согласно технической документации не менее 150 единиц.

Также Законом Республики Татарстан от 10.02.2006г. № 5-ЗРТ (ред. от 09.01.2009) «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан» налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Татарстан, снижена до 13,5 процента для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.

Налог на прибыль организаций

Правила налогообложения налогом на прибыль описаны в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Ставка налога на прибыль в Казани и Республике Татарстан

Основная ставка налога на прибыль по Республике Татарстан составляет – 20%,
эти проценты распределяются следующим образом:

2% в федеральный бюджет (3% в 2017 - 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков, перечень которых приведен ниже.

18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 - 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (12,5 % в 2017 - 2020 годах).

Ставка может быть еще ниже:

для резидентов (участников) особых экономических зон и свободных экономических зон (п. 1, п. 1.7 ст. 284 НК РФ);

для участников региональных инвестиционных проектов (п. 3 ст. 284.1 НК РФ; п. 3 ст. 284.3 НК РФ);

для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивостока (п. 1.8 ст. 284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль:

Ставка – 30%

Прибыль по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счетах депо, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту (п.4.2 ст.284 НК РФ).

Ставка - 20% в федеральный бюджет

Прибыль от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, полученная:
- организациями, владеющими лицензиями на пользование участком недр, на котором расположено данное месторождение или предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку такого месторождения;
- операторами такого месторождения (п.1.4, п.6 ст.284 НК РФ);

Прибыль контролируемых налогоплательщиками иностранных компаний (п.1.6, п.6 ст.284 НК РФ);

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, за исключением доходов, к которым применяются иные налоговые ставки (пп.1 п.2 ст.284 НК РФ).

Ставка - 15%

Доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных, муниципальных и иных ценных бумаг (пп.1 п.4 ст.284 НК РФ)

Доходы в виде дивидендов, полученных иностранной организацией по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ).

Ставка - 13%

Доходы в виде дивидендов, полученные от российских и иностранных организаций российскими организациями (пп.2 п.3 ст.284 НК РФ);

Доходы в виде дивидендов, полученные по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками (пп.2 п.3 ст.284 НК РФ).

Ставка - 10%

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок (пп.2 п.2 ст.284 НК РФ)

Ставка - 9%

Доходы в виде процентов по некоторым муниципальным ценным бумагам (пп.2 п.4 ст.284 НК РФ).

Ставка - 0% в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации

по доходам сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, отвечающих требованиям статьи 346.2 НК РФ, от деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст.284 НК РФ);

в отношении прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с регулированием денежного обращения (п.5 ст.284 НК РФ);

в отношении прибыли, организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность (п.1.1 ст.284, ст. 284.1 НК РФ);

в отношении прибыли участников проекта "Сколково", прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль (п.5.1 ст.284 НК РФ);

в отношении прибыли организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан (п. 1.9 ст. 284 НК РФ).

Ставка - 0% в федеральный бюджет

по доходам в виде процентов по некоторым государственным и муниципальным ценным бумагам (пп.3 п.4 ст.284 НК РФ);

по доходам в виде дивидендов, полученных российскими организациями, непрерывно владеющими в течение 365 дней не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации (пп.1 п.3 ст.284 НК РФ);

по доходам от выбытия долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (п. 4.1 ст.284 и ст. 284.2 НК РФ);

в отношении прибыли организаций – резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций – резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединённых решением Правительства Российской Федерации в кластер (п.1.2 ст.284 НК РФ);

в отношении прибыли организаций – участников региональных инвестиционных проектов (п. 1.5 и 1.5-1 ст. 284 НК РФ);

в отношении прибыли организаций – участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (п.1.7 ст.284 НК РФ);

в отношении прибыли организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (п.1.8 ст. 284 НК РФ);

в отношении прибыли организаций, получивших статус резидента свободного порта Владивостока (п. 1.8 ст. 284 НК РФ);

в отношении прибыли организаций-участников особой экономической зоны в Магаданской области (п. 1.10 ст. 284 НК РФ);

в отношении прибыли организаций-резидентов особой экономической зоны в Калининградской области (п. 6 ст. 288 НК РФ).

О плательщиках налога на прибыль

Налог на прибыль платят

В соответствие со ст. 246, ст. 246.2, 247 НК РФ) плательщиками налога на прибыль являются:

  1. Все российские юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО и пр.)
  2. Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
  3. Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора
  4. Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения

Налог на прибыль не платят

В соответствие со ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ плательщиками налога на прибыль не являются:

  • Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Налоговый и отчетный периоды

По налогу на прибыль организаций налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев.

Особенности регионального законодательства

В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%.Для организаций - резидентов особой экономической зоны ставка налога на прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, не может быть выше 13,5%.

На территории Республики Татарстан пониженные ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики установлены Законом РТ от 02.08.2008г. № 53-ЗРТ (ред. от 08.10.2013г.) "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" (принят ГС РТ 10.07.2008г.), а также Законом РТ от 10.02.2006г. № 5-ЗРТ (ред. от 11.11.2014г.) "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан и особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис",созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан " (принят ГС РТ 26.01.2006г.)

НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Центр поддержки экспорта Республики Татарстан НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» приглашает экспортно ориентированные предприятия малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан принять участие в 24-ой международной выставке строительных и отделочных материалов «MosBuild/WorldBuild Moscow 2018», которая пройдет с 3 по 6 апреля 2018 года в г. Москве (ЦВК «Экспоцентр»).

Из Казани впервые отправлен грузовой поезд до Китая. Китайская сторона получит в итоге партию алюминиевой посуды одного из ведущих российских производителей – татарстанского ОАО «Кукморский завод Металлопосуды». На экспорт отправлены кастрюли и сковороды разных видов, противни.

Сегодня в Казани состоялось открытие Дома предпринимателя. В торжественной церемонии принял участие Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года № 1041 при осуществлении федерального государственного надзора должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут использовать проверочные листы.

10.03.2017 | Выставки и семинары Образовательная программа «ФАБРИКА PRO»

Сегодня все больше руководителей и успешных предпринимателей говорят о необходимсти учиться на протяжении всей жизни, чтобы получать свежий взгляд на бизнес, заводить новые знакомства и быть в авангарде своей бизнес-ниши.
В конце марта стартует обучение нового 6-ого потока образовательной программы «ФАБРИКА PRO». И Вы еще можете успеть стать одним из участников курса!

Довольны ли вы качеством картофеля, который продается на рынках или в магазинах?

Экономическая система Республики Татарстан является одной из наиболее развитой среди регионов Российской Федерации. Она характеризуется высокой степенью диверсификации, т.е. разнообразием представленных в экономике видов деятельности. Структура экономики Татарстана имеет сходство со структурой ведущих регионов США - Калифорнии и Техаса. Как и в указанных штатах, в Татарстане есть мощный нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс, благодаря которому экономика способна производить широкий ассортимент нефтепродуктов, пластиков, каучуков, поставляемых на внутренний рынок и на экспорт. Аналогично, в республике функционирует развитый оборонно-промышленный комплекс, который выпускает продукцию в сфере авиастроения, судостроения, систем управления и обычного вооружения, а также развитый сектор гражданского машиностроения, который производит грузовые автомобили, легковые и коммерческие автомобили и автомобильную спецтехнику. В Татарстане развито сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки и алкоголь, а также производство лекарственных средств. В регионе созданы сильная научно-образовательная база и наукоград Иннополис, который в перспективе способен играть существенную роль в развитии информационных технологий и инновационных высоких технологий.

Экономическое разнообразие позволяет экономике республики развиваться темпами, опережающими среднероссийский уровень. Так, в 2015 и 2016 годах, когда экономика России уменьшилась на 2,5% и 0,2% соответственно, экономика Татарстана демонстрировала пусть и небольшой, но рост - 0% и 1% соответственно. По итогам 2017 года рост регионального ВРП составил 2,8% - что также выше общероссийского роста (+1,5%).

Экономика Татарстана входит в число пяти регионов – крупнейших доноров 1 консолидированного бюджета Российской Федерации: по итогам девяти месяцев 2018 года в экономике республики осталось примерно 37,5% собранных налоговых платежей: т.е. из 525,9 млрд рублей налоговых платежей, собранных Федеральной налоговой службой РФ на территории Татарстана за девять месяцев текущего года, 197,5 млрд рублей остались в республике, а 328,5 млрд рублей – стали чистыми (за вычетом трансфертов, которые Федеральный бюджет перечислил обратно в бюджет региона) поступлениями в федеральный бюджет. Для сравнения: другие нефтедобывающие регионы Поволжья - Самарская и Оренбургская область, Пермский край и Республика Башкортостан также являются донорами федерального бюджета, но их чистый вклад в Федеральный бюджет меньше (Таблица 1).

Источник: Минфин РФ, ФНС РФ, расчеты Эксперт РА

Примечание: чистый вклад в федеральный бюджет рассчитывался как разница между суммой поступивших из региона платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (по данным ФНСРФ) и суммой налоговых доходов Консолидированного бюджета региона (субъект и муниципалитеты) и трансфертов из Федерального бюджета (дотаций, субвенций, субсидий и иных трансфертов) за аналогичный период. Доля налоговых доходов, которые остались в регионе, рассчитывалась как соотношение суммы налоговых доходов консолидированного бюджета региона и трансфертов из ФБ, деленная на сумму налоговых платежей, поступивших из экономики региона в Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Хорошим индикатором, который позволяет оперативно отслеживать состояние региональной экономики, является состояние бюджета региона, в частности динамика доходов по видам налогов и сборов. Когда в ведущих отраслях региональной экономики возникают какие-то проблемы, это сказывается на производственных и финансовых показателях компаний и, как следствие, на налогах, которые они перечисляют в региональный бюджет. И, наоборот, при оживлении экономической активности и возникновении новых точек роста растут поступления по налогу на прибыль (основная его часть остается в регионе), налогам на доходы физических лиц (расщепляется между бюджетом субъекта и муниципальными бюджета, но вся сумма, тем не менее, остается в регионе), налогам на имущество юридических лиц.

В текущем году консолидированный бюджет (КБ) Татарстана демонстрирует позитивную динамику: по итогам девяти месяцев профицит КБ составил 24,6 млрд рублей или 12,8% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Для сравнения – за аналогичные периоды времени в 2016 и 2017 годов профицит КБ республики в среднем составлял 15 млрд рублей или 8,7% ННД. Обычно на четвертый квартал года приходится пик инвестиционных расходов бюджета, которые финансируются, в том числе, за счет профицита предыдущих трех кварталов. Поэтому мы ожидаем, что по итогам 2018 года КБ будет исполнен с небольшим профицитом. В случае дефицитного исполнения бюджета он будет профинансирован за счет денежных остатков прошлого года (профицит КБ в 2017 году составил 13,65 млрд рублей), без привлечения рыночного долга.

КБ Республики Татарстан обладает высокой степенью самодостаточности – на долю ННД в текущем году приходится более 91% доходов бюджета. В структуре ННД доминируют поступления по налогу на прибыль и НДФЛ - 36,3% и 27,1%. Наличие крупных предприятий по производству пива и крепких алкогольных напитков оказывает существенную поддержку бюджету – акцизы на эти виды продукции в текущем году составили 7,3% ННД КБ региона (т.е. примерно 14 млрд рублей).

Основным плательщиком налогов на прибыль является нефтедобывающий сектор республики, который по итогам девяти месяцев 2018 года сформировал 52% поступлений по указанному налогу в бюджет региона. На долю производства химических продуктов, предприятий торговли и финансовых учреждений пришлось 9,8%, 9,4% и 5,7% поступлений по налогу на прибыль соответственно. По сравнению с девятью месяцами прошлого года, поступления по налогу на прибыль в бюджет региона увеличились на 12,4%. Этот рост на 95% обеспечен приростом налоговых платежей от нефтедобывающего сектора экономики.

Структура поступлений по НДФЛ более диверсифицирована: крупнейшими плательщиками являются предприятия торговли (12,4% поступлений по НДФЛ). Образование, добыча полезных ископаемых, транспорт и хранение, госуправление и обеспечение военной безопасности сформировали 8,7%, 7,9%, 7,8% и 7,5% поступлений соответственно.

В среднесрочной перспективе динамика бюджетных показателей во многом будет зависеть от состояния крупнейших налогоплательщиков, ситуации на глобальном и внутренних рынках, а также от интенсивности реализации новых майских указов президента РФ. Так, в соответствии с одним из майских указов, объемы жилищного строительства в стране к 2024 году должны увеличиться до 120 млн кв. метров или примерно до 0,82 кв. метров в год на человека. Текущие темпы ввода жилья в Татарстане пока не дотягивают до ориентировочного целевого уровня, хотя превышают среднероссийский уровень (0,62 кв. метра на душу в Татарстане против 0,53 кв. метра на душу в РФ по итогам 4 квартала 2017 – 3 квартала 2018 гг.). Поэтому выполнение майских указов потребует от региона дальнейшей активизации жилищного строительства, стимулирования платежеспособного спроса и необходимого инфраструктурного строительства. Поддержку инициативам региональных властей будет оказывать комфортная структура долгового портфеля: прямой долг субъекта состоит из бюджетных кредитов, существенное погашение которых начнется не ранее 2023 года.

Таблица 2. Показатели консолидированного бюджета Республики Татарстан

Источник: Минфин РФ, расчеты Эксперт РА

Республика Татарстан имеет наивысший уровень кредитоспособности на уровне ruAAA от Эксперт РА. Среди компаний, которые поддерживают высокую бюджетную обеспеченность бюджета Республики, являются ПАО «Татнефть», ПАО «Нижнекамскнефтехим» и компании, входящие в структуру АО «Связьинвестнефтехим».

1 Региональную экономику считаем донором федерального бюджета, если сумма поступивших из региона платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (по данным ФНС РФ) превышает сумму налоговых доходов Консолидированного бюджета региона (субъект и муниципалитеты) и трансфертов из Федерального бюджета (дотаций, субвенций, субсидий и иных трансфертов) за аналогичный период.

Калькулятор транспортного налога

Ставки транспортного налога в Республике Татарстан

Наименование объекта налогообложенияСтавка (руб.)
на 2020 год
Автомобили легковые, зарегистрированные на физических лиц
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно10
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно35
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)150
Автомобили легковые, зарегистрированные на организации
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно35
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)150
Мотоциклы и мотороллеры
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно8
свыше 20 л.с. до 38 л.с. (свыше 14,7 кВт до 27,95 кВт) включительно12
свыше 38 л.с. (свыше 27,95 кВт)50
Автобусы
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)100
Грузовые автомобили
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно40
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно65
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)85
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу25
Снегоходы, мотосани
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно50
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)100
Яхты и другие парусно-моторные суда
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно100
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)200
Гидроциклы
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно125
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)250
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость100
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)125
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)100
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)1000

Примечание к таблице: приведены значения в Республике Татарстан на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 года. Для выбора ставок по конкретному году воспользуйтесь селектором. Данные ставки применяются в городах: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск, Бугульма, Елабуга, Лениногорск, Чистополь, Заинск, Азнакаево, Нурлат, Менделеевск, Бавлы, Буинск, Агрыз, Арск, Мензелинск, Мамадыш и других населенных пунктах Республики Татарстан.

В Татарстане нормы оплаты транспортного налога введены законом республики, принятом 29.11.02 под номером № 24-ЗРТ. Данным актом утверждены принятые в регионе ставки, порядок расчета сумм к оплате, сроки внесения платежей, а также предоставляемые гражданам и организациям льготы.

Начисление и сроки уплаты налога для организаций

Юридические лица в регионе обязаны регулярно вносить авансовые платежи. Отчетным периодом в республике признан квартал. На оплату дается один месяц и 10 дней. Таким образом, месяцами расчета становятся май, август, ноябрь. По итогам налогового года ЮЛ производят последний платеж не позднее 1 марта. При расчете авансового платежа представители организации должны руководствоваться нормами ст. 362 НК РФ, в т.ч. учитывать повышающие коэффициенты.

Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:

  • за 2020 год — не позднее 1 марта 2021 года
  • за 1 квартал 2021 года — не позднее 10 мая 2021 года
  • за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — не позднее 10 августа 2021 года
  • за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — не позднее 10 ноября 2021 года
  • за 4 квартал и весь 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Граждане, проживающие в республике, обязаны оплачивать транспортный налог за год. Сумма рассчитывается, исходя из количества месяцев, в течение которых за отчетный период ТС было зарегистрировано на плательщика. Самостоятельно расчет можно не производить: информация о необходимости оплаты поступит в уведомлении от налогового органа. Данный документ содержит сведения по объектам налогообложения, сумму и реквизиты. Выплаты необходимо произвести до 1 декабря. В случае задержки налоговый орган начисляет штрафы на неоплаченную сумму в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ежедневно на всю сумму.

Срок уплаты транспортного налога для физлиц в 2021 году:

  • за 2020 год — не позднее 1 декабря 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 декабря 2022 года

Примите во внимание: в соответствии с п.7 ст. 6.1. НК РФ если последний день срока приходится на выходной, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Льготы для юридических лиц

В республике освобождены от необходимости оплачивать транспортный налог организации-резиденты особых экономических зон «Алабуга» и «Иннополис» в отношении ТС, с момента постановки на регистрационный учет которых прошло не более 10 лет. Кроме того, не начисляется налог для юридических лиц, реализующих в регионе инвестиционные проекты по договорам, подписанным до 1.01.05.

Скидка в 50% распространяется на транспортный налог на находящиеся в лизинге грузовые авто и автобусы, произведенные в РФ. При условии соответствия двигателя нормам ЕВРО-2 и выше, а также мощности ДВС от 150 л.с.

Половину от налога, рассчитанного по действующей ставке, ЮЛ оплачивают за автобусы, зачисленные в автоколонны войскового типа.

Льготы для физических лиц

Освобождены от необходимости оплачивать транспортный налог граждане, относящиеся к следующим категориям:

  • пострадавшие от воздействия радиации в результате аварии на ЧАЭС;
  • участники и инвалиды ВОВ, а также несовершеннолетние узники фашизма (в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.);
  • инвалиды I, II группы (на авто с ДВС мощностью 100 и менее л.с.);
  • герои СССР и РФ, кавалеры орденов Славы и трудовой Славы трех степеней.

Не оплачивают налог владельцы водно-воздушного транспорта, пострадавшие в результате аварии на «Маяке» либо после сброса радиоактивных отходов в р. Теча.

В случае, если на ФЛ зарегистрировано более одного ТС, льгота распространяется на то транспортное средство, которое укажет плательщик.

Читайте также: