Налог на прибыль в плане фхд 2021

Опубликовано: 14.05.2024

При составлении планов ФХД на 2021 г. и плановый период 2022, 2023 гг. федеральные бюджетные и автономные учреждения должны руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н (далее – Порядок № 168н, Приказ № 168н). Положения Порядка № 168н в основном повторяют общие требования к планам ФХД, утв. приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее – Общие требования), но есть и существенные отличия.

Особенности составления, ведения и изменения планов ФХД

В общем случае план ФХД составляется на очередной финансовый год и плановый период. План ФХД вновь созданного учреждения составляется на текущий финансовый год и плановый период (п. 6 Порядка № 168н).

Если план ФХД не содержит сведений, составляющих государственную тайну, он составляется и ведется в информационной системе "Электронный бюджет" в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица или органа-учредителя (п. 2 Порядка № 168н).

Для составления проекта Плана ФХД и доведения до учреждения информации о планируемых к предоставлению объемах субсидий орган-учредитель в информационной системе "Электронный бюджет" формирует (п. 10 Порядка № 168н):

  • проект государственного задания;
  • проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

Если план ФХД содержит сведения, составляющие государственную тайну, учреждение ведет его на бумажных носителях, которые собственноручно подписываются уполномоченным лицом. План ФХД представляется в электронном виде путем записи информации на съемный машинный носитель. При этом должно соблюдаться законодательство о защите государственной тайны (п. 3 Порядка № 168н).

По сравнению с Общими требованиями в Порядке № 168н предусмотрена дополнительная возможность изменения показателей Плана ФХД в течение текущего финансового года в связи с изменениями в плане (плане-графике) закупок, предусматривающими увеличение или уменьшение ранее запланированных выплат (пп. "б" п. 20 Порядка № 168н).

Сроки формирования, внесения изменений в план ФХД

Порядок № 168н устанавливает срок действия плана ФХД и предельные сроки для формирования, внесения изменений в отношении плана ФХД и его проекта в целом и конкретно для учреждений и органов-учредителей. Порядком органа-учредителя эти предельные сроки могут быть сокращены.

Формирование проекта плана ФХД

15 рабочих дней со дня доведения органом-учредителем до учреждения информации о планируемых объемах субсидий

Направление органу-учредителю проекта плана ФХД

1 рабочий день после дня подписания плана ФХД уполномоченным лицом учреждения

Внесение изменений в проект плана ФХД согласно замечаниям и направление уточненного проекта плана ФХД органу-учредителю

10 рабочих дней после дня получения информации об отклонении проекта плана ФХД

Рассмотрение проекта плана ФХД на соответствие бюджетному законодательству, Порядку № 168н, порядку органа-учредителя и его согласование (при отсутствии замечаний)

10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана ФХД

Орган-учредитель рассматривает как план ФХД, так и обоснования (расчеты) плановых показателей

Направление учреждению информации об отклонении проекта плана ФХД с указанием причин отклонения, замечаний (при наличии)

10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана ФХД

Орган-учредитель рассматривает как План ФХД, так и обоснования (расчеты) плановых показателей

Рассмотрение и принятие (отклонение) уточненного проекта плана ФХД

5 рабочих дней после дня получения уточненного проекта плана ФХД

Действие плана ФХД

В течение срока действия федерального закона о федеральном бюджете

Если учреждению необходимо принять и исполнить обязательства, срок по которым превышает срок действия федерального закона о федеральном бюджете, показатели плана ФХД формируются на период, превышающий указанный срок

Рассмотрение, согласование и принятие плана ФХД в случае заключения соглашений о предоставлении субсидий на очередной финансовый год и плановый период

10 рабочих дней после заключения соглашений

Внесение изменений в показатели плана ФХД в связи с изменением объема субсидий

15 рабочих дней после заключения соглашения (дополнительного соглашения)

Речь идет об изменениях объемов:

Внесение изменений в план ФХД на текущий финансовый год

Не позднее одного рабочего дня до окончания текущего финансового года

После принятия федерального закона о федеральном бюджете и формирования соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий) проект плана ФХД при необходимости уточняется учреждением в указанные сроки (пп. 11 – 15 Порядка № 168н).

Изменения в план ФХД вносятся согласно п. 20 Порядка № 168н в сроки, определенные для проекта плана ФХД (п. 19 Порядка № 168н).

Приложения к Порядку № 168н

Приказом № 168н предусмотрены 3 приложения к Порядку № 168н:

  • приложение 1 – рекомендуемый образец формы плана ФХД;
  • приложение 2 – рекомендуемый образец обоснований (расчетов) плановых показателей;
  • приложение 3 – рекомендуемый образец сведений о поступлениях и выплатах. Сведения формируются учреждением в целях изменений в показатели плана ФХД в случаях, предусмотренных п. 22 Порядка № 168н (п. 21 Порядка № 168н).

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям формируются:

  • по доходным статьям (например, от приносящей доход деятельности в части доходов от собственности – статья 120 КВД; от выбытия материальных запасов – статья 440 КВД);
  • по источникам финансирования (например, от реализации акций и иных форм участия в капитале – статья 630 КВИ, по поступлениям в рамках взаиморасчетов между учреждением и обособленным подразделением – статья 510 КВИ).

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выбытиям формируются:

  • по кодам видов расходов (например, в части уплаты штрафов, в т.ч. административных, иных платежей – КВР 853);
  • по кодам видов доходов (например, в части уплаты налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения – статья 180 КВД);
  • по кодам видов источников (например, по выбытиям денежных средств в целях вложения в акции и иные финансовые инструменты – статья 530 КВИ).

Таким образом, обоснования (расчеты) формируются не только по поступлениям и выплатам, но и по источникам финансирования дефицитов бюджетов (п. 26 Порядка № 168н).

Для отдельных обоснований (расчетов) плановых показателей рекомендуемая форма может предусматривать:

  • аналитическое распределение по кодам КОСГУ. Заполняется согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, если порядком органа-учредителя предусмотрена такая детализация;
  • аналитическое распределение расходов по источникам финансового обеспечения (справочно). Заполняется, если порядком органа-учредителя предусмотрена такая детализация.

Форма Плана ФХД

План ФХД составляется по форме, представленной в приложении 1 к Порядку № 168н. Она во многом аналогична форме, предусмотренной Общими требованиями, однако есть отличия и особенности.

Заголовочная часть плана ФХД содержит реквизит "Вид документа", который может принимать значения:

  • первичный – "0";
  • уточненный – "1", "2", "3" и т.д.

В разделе 1 "Поступления и выплаты" плана ФХД для федеральных учреждений нет колонки "Аналитический код". Строки раздела 1 плана ФХД имеют иную кодировку по сравнению с формой плана ФХД, предусмотренной Общими требованиями. По многим строкам предусмотрена расширенная детализация видов поступлений и выплат с указанием КБК. Например, для отражения информации о доходах от операций с активами предусмотрены строки:

  • доходы от операций с НФА (включая доходы от выбытия основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов – строки 1611 – 1614);
  • поступления от операций с финансовыми активами (включая поступления средств от реализации векселей, облигаций и иных ценных бумаг (кроме акций); поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности; возврат денежных средств с иных финансовых активов, в т.ч. со счетов управляющих компаний – строки 1621 – 1623).

Строки "Прочие поступления, всего" (строка 1700) и "Прочие выплаты, всего" (строка 4000) включают поступление/перечисление средств в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением (строки 1720 и 4020). Показатели строк 1720 и 4020 формируются, если учреждение приняло решение об утверждении плана ФХД обособленному подразделению, они отражаются в плане ФХД головного учреждения и обособленного подразделения. В плане ФХД по юридическому лицу, содержащем сводные показатели, строки 1720 и 4020 не формируются.

Уточнены и дополнены значения графы 3 "Код по бюджетной классификации Российской Федерации":

  • отражены по КВР 814 гранты, предоставляемые другим организациям и физическим лицам (в форме плана ФХД, предусмотренной Общими требованиями, отражена подгруппа 810);
  • добавлена строка 2650 для отражения расходов по закупке энергетических ресурсов с указанием в графе 3 нового КВР 247, который вводится с 2021 г. в порядок, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н;
  • проставлены статьи 180 КВД по строкам 3010, 3020, 3030 (налог на прибыль, НДС, прочие налоги, уменьшающие доход).

Строки раздела 2 "Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг" плана ФХД имеют иную кодировку по сравнению с формой плана ФХД, предусмотренной Общими требованиями. Форма плана ФХД для федеральных учреждений предусматривает в разделе 2 графу "Уникальный код". В ней ставится уникальный код объекта капитального строительства, объекта недвижимого имущества, формируемый в порядке, определенном Минфином России (п. 52 Порядка № 168н). Кроме того, по уникальному коду детализируются:

  • строка 263100 (выплаты на закупку по договорам, заключенным до начала текущего года согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ);
  • строка 264300 (выплаты на закупку по договорам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году за счет субсидий на капвложения);
  • строка 264510 (выплаты на закупку по договорам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году за счет прочих источников финансового обеспечения согласно Закону № 44-ФЗ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Автоматизация финансового планирования


Ноябрь заканчивается, зима близко и учреждениям пора бы уже подготовить План финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год. Мы поинтересовались у некоторых подписчиков «Клерка» — работников федеральных бюджетных учреждений — и, оказалось, что далеко не все еще слышали о новом Приказе 168н, определяющем новый порядок подготовки ПФХД. До недавнего времени и мы, признаемся, о нем не знали. Мы решили разобраться, что нового принес приказ № 168н и заодно просветить наших читателей.

На самом деле существуют два приказа Минфина, похожих, как близнецы, своими номерами, но разных по содержанию и требованиям. Приказ 186н и более новый Приказ № 168н.

Приказ 186н

Приказ Минфина от 31 августа 2018 г. N 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». В данный момент в действии, актуален для всех бюджетных учреждений, в том числе и федеральных.

Ключевая особенность этого приказа — в ПФХД обязательно должны быть расчеты обоснований доходов и расходов. Однако для этого нет утвержденных форм документов, есть лишь рекомендованные Минфином.

Из-за отсутствия определенности, что и как правильно составлять, часть бюджетных учреждений такие обоснования, в нарушение требований, просто не делали, что выяснялось, разумеется, только при проведении проверки контрольными органами.

Правда, сложно винить исполнителей — никаких толковых инструментов для расчета обоснований им не дали, формы сами, мол, придумайте, но отчитаться не забудьте. Зато в новом приказе форм для заполнения — хоть отбавляй.

Приказ 168н

Этот приказ Минфина от 17.08.2020 г. № 168н «Об утверждении Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений» более свежий. Зарегистрирован в Минюсте 14 сентября.

Вот чем он отличается от Приказа 186н:

ПФХД должен составляться и вестись в системе Электронный бюджет. Исключение составляют только документы и сведения, которые относятся к государственной тайне.

Откроем и мы «тайну» — функционал ЭБ так себе, несмотря на наличие требований к ведению ПФХД и всех обоснований к нему в электронном виде, сам «Электронный бюджет» таким функционалом не обладает от слова «совсем». Кто-нибудь считает, что до конца года все необходимое на портале появится? Вот и мы так не думаем.

Приказ содержит новую рекомендованную форму ПФХД, в том числе с обоснованиями доходов и расходов. Формы более подробные и соответственно объемные. Каждая цифра, каждый показатель ФХД должны быть обоснованы и расписаны до копейки.

Кроме того, данным приказом:

уточнен перечень таблиц и требования к их содержанию;

внесено уточнение о том, что План должен составляться на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат в соответствии с установленными Приказом требованиями;

введена дополнительная норма по раскрытию источников доходов (по видам финансового обеспечения) и выплат по видам расходов в Таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»;

введена обязанность обособленных (структурных) подразделений (филиалов) формировать ПФХД с учетом взаиморасчетов между головным учреждением;

уточнен порядок формирования показателей плана и обоснований (расчетов) плановых показателей по соответствующим кодам бюджетной классификации;

добавлена дополнительная детализация таблицы по закупкам в разрезе источников финансирования и договорных обязательств с применением 44-ФЗ и 223-ФЗ;

При представлении ПФХД на утверждение теперь обязательно прикладывать обоснования (расчеты) плановых показателей по доходам и выплатам , используемые при формировании ПФХД.

Что будет за отсутствие обоснований в ПФХД

Как таковой, ответственности за ошибки в ПФХД, за его отсутствие или отсутствие в нем обоснований нет. Есть случаи квалификации отклонения от утвержденных показателей плана ФХД, как принятие руководителем организации необоснованного решения (п. 9 ст. 81 ТК РФ), что является основанием для применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения (ст. 192 ТК РФ).

В госзакупках есть свои статьи КоАП, в частности, статья 7.29.3 — за отсутствие обоснования закупки. В статье предусмотрены санкции для руководителя организации в виде штрафов, самый большой до 100 тысяч рублей.

При этом, проверяющие структуры отсутствие обоснований расходов могут вполне расценить, как некие коррупционные составляющие, с весьма неприятными последствиями для того же руководства бюджетной организации, вплоть до уголовного наказания (в зависимости от суммы, полученной / потраченной необоснованно субсидии и обстоятельств).

В любом случае пострадает руководитель, а значит, ему в первую очередь стоит радеть за полное и прозрачное обоснование бюджетных расходов.

Комментарий эксперта

Пока на «Клерке» не так много новостей и статей, связанных с бюджетным учетом и планированием. Недавно в блогах появилась статья на тему ПФХД 2021 от компании ФИНАТЕК, с представителем которой Борис Мальцев недавно брал интервью.

Мы попросили Андрея Макарова, руководителя коммерческого отдела компании ФИНАТЕК прокомментировать ситуацию:

«Общаясь с заказчиками из федеральных учреждений, мы однозначно сделали вывод, что 2/3 о новом Приказе № 168н вообще не в курсе. В «Электронном бюджете» требуемого Приказом функционала на данный момент нет, а вот санкции к госучреждениям за невыполнение того, что невозможно выполнить в принципе, наверняка будут.

Например, у Минобрнауки уже есть подобный опыт. В ведомстве порядка семисот учреждений, есть ведомственный ресурс по адресу www.cbias.ru, предназначенный и для того, чтобы вносить данные ПФХД. Импорта данных нет, расчетов-обоснований нет. Обращения отдельных учреждений к разработчикам cbias.ru не приносят результатов. В итоге все приходится делать руками.

В связи с принятием приказа 168н с 2021 года такая же ситуация складывается для всех федеральных учреждений. Есть «Электронный бюджет», на котором точно также нет протокола импорта данных Плана ФХД и расчетов-обоснований доходов и расходов.

Наш сервис нужен для того, чтобы облегчить жизнь экономистам, занимающимся составлением ПФХД, весь требуемый функционал в системе есть. Но самый частый вопрос по функционалу от наших федеральных заказчиков — есть ли выгрузка в «Электронный бюджет»? И это логично, нормальный человек не хочет делать одно и то же два, а, в случае Минобрнауки, три раза. Приходится отвечать честно — будет, как только появится загрузка данных на стороне «Электронного бюджета». С нашей стороны гарантируем, что при появлении протоколов загрузки данных, выгрузка из системы РАМЗЭС будет реализована в самые кратчайшие сроки.

Ну а если опять ничего не будут делать — будем обращаться вместе с учреждениями. Надеюсь, что «Клерк» также привлечет внимание к проблеме, когда исполнители некоторых используемых в госсекторе программных продуктов хотят, чтобы госучреждения работали не на результат, а занимались «мартышкиным трудом».

План ФХД — это документ, который определяет структуру финансирования государственного задания, капитальных вложений, деятельности, приносящей доход, и расходов, рассчитанных на основании запланированных поступлений. Заполняем ПФХД на 2021 год по новой форме и по новым правилам.

План финансово-хозяйственной деятельности стал электронным

Минфин издал приказ №168н от 17.08.2020, которым утвердил обновленный порядок составления плана ФХД на 2021 год для бюджетных учреждений. Все документы, предусмотренные порядком, составляются и ведутся учреждением в электронном виде в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет». Все электронные документы и ПФХД подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключение составляют только документы и сведения, отнесенные к государственной тайне.

Новый план ФХД на 2021 год по новым правилам для бюджетных учреждений по приказу Минфина 168н применяйте при разработке документа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Других изменений в порядок составления плана ФХД пока не вносили.

Что изменили в ПФХД осенью 2020 года

Минфин обязал госзаказчиков детализировать выплаты по госконтрактам за 2020 год и уточнить объемы и источники финансирования закупок (письмо Минфина № 26-04-05/73320 от 20.08.2020). Теперь план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения составляется по детализированным показателям. Такая мера понадобилась, чтобы обеспечить полную и достоверную информацию о совершенных и планируемых госзакупках, которые осуществляются за счет субсидий на реализацию федеральных проектов.

Детализировать выплаты на закупку по 44-ФЗ товаров, работ и услуг и информацию об объемах и источниках финансирования госзакупок необходимо по кодам бюджетной классификации. В таблице — сроки предоставления информации, которые установил Минфин.

Внести корректировки в системе «Электронный бюджет».

Информацию указывайте по источникам финансирования закупок по кодам бюджетной классификации.

Детализировать сведения в реестре контрактов по госзакупкам, которые проведены до 2020, но исполняются в этом и следующих периодах.

Новые требования к ПФХД с 01.04.2020

Вот что изменилось в форме с 01.04.2020:

Что изменилось в ПФХД

Обновлены коды для безвозмездных поступлений раздела № 1 ПФХД. Теперь целевые субсидии и капвложения отражайте по статье 150, а статью 180 используйте для отражения прочих поступлений.

Обновлены коды, по которым отражаются безвозмездные поступления грантов. Вносите суммы с учетом новых требований:

В строке 2240 вместо затрат на соцобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывайте расходы на иные выплаты населению.

Строчку для выплат по госконтрактам, заключенным до начала текущего года, детализировали. Теперь суммы придется дробить по видам НПА: отдельно указывайте суммы контрактов по закону № 44-ФЗ и отдельно по закону № 223-ФЗ.

Дополнительная детализация добавлена в отношении сумм контактов по 44-ФЗ. Придется выделять закупки, осуществляемые по национальным и региональным проектам. Правки коснулись строк, расшифровывающих уже заключенные госконтракты и ожидаемые к заключению.

Для чего нужен ПФХД

По приказу 186н от 31.08.2018, план финансово-хозяйственной деятельности (расшифровка ПФХД) является одним из основных документов, которые определяют финансирование государственных (муниципальных) учреждений. Он составляется ежегодно на один финансовый год либо на один год и плановый двухлетний период в зависимости от того, на какой период утвержден бюджет, из которого финансируется бюджетное учреждение.

Шаблон и особенности формирования ПФХД для подведомственных организаций устанавливает учредитель в отдельном распорядительном документе. В 2020 вступили в силу новые правила — приказ Минфина 168н от 17.08.2020. Приказ закрепляет требования к составлению плана, особенности формирования расчетов обоснований, порядок утверждения и рекомендуемый образец документа.

Документ составляется на основании:

  1. Утвержденного государственного или муниципального задания и показателей, характеризующих качество или объем государственных (муниципальных) услуг.
  2. Доведенной суммы финансирования, рассчитанной по действующим нормативным затратам.
  3. Прогнозируемой суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
  4. Планируемых расходов и потребностей, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения.
  5. Экономических обоснований потребности в планируемых доходах и расходах.

Что изменилось в правилах заполнения ПФХД

С 2020 требования к составлению ПФХД поменялись: приказ № 81н перестал действовать с 01.01.2019. Новые правила утверждены приказом Минфина № 186н и приказом 168н. Ключевые изменения представлены в таблице.

ПФХД на 2020 по приказу № 81н ПФХД на 2021 по приказам № 186н и 168н
Текстовая часть заполняется в обязательном порядке Текстовая часть отсутствует
Формируется таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения» Таблицу 1 убрали из формы, заполнять ее не нужно
Составляется таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» Расчетная информация указывается в разделе 1 «Поступления и выплаты»
Вносятся сведения в таблицу 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения» Заполняется раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»
Готовится таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения» Не заполняется
Заполняется таблица 4 «Справочная информация» (о публичных обязательствах, бюджетных инвестициях, средствах во временном распоряжении) Не заполняется
Подробное обоснование доходов не предусмотрено Готовится обоснование доходов по всем источникам финансирования
Формируются расчеты обоснования всех видов расходов Формируются расчеты обоснования всех видов расходов

Кто и когда составляет план ФХД

Бюджетные и автономные организации готовят проекты ПФХД, планы и, при необходимости, внесение изменений. Федеральные учреждения обязаны разместить плановый документ в государственной системе «Электронный бюджет» в подсистеме «Бюджетное планирование». Обновленная структура ПФХД на 2021 год в АЦК совпадает с бумажной версией документа. План состоит из двух разделов:

  1. Поступления и выплаты.
  2. Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг.

Срок предоставления ПФХД назначает учредитель. Документ готовится в декабре, после формирования и доведения до подведомственных учреждений бюджета на следующий год и двухлетний плановый период.

Как правильно заполнить план ФХД

Требования к заполнению приведены в приказе 168н от 17.08.2020. Вот пошаговая инструкция, как составить план ФХД на 2021 год бюджетным учреждениям:

  1. Оформляем титульный лист. Указываем наименование учреждения и его учредителя. В новой форме предусмотрена строка с видом документа: 0 — первичный, 1 (и по порядку) — уточненный.
  2. Заполняем поступления. В первой таблице приведены все возможные источники доходов. Исполнитель указывает расчетные показатели на следующий год и плановый период. Включаем расходы. В этой части расходная составляющая обобщается. Расшифровка — в следующем разделе. Равенство доходной и расходной частей обязательно.
  3. В графе 3 первой таблицы проставляем КБК для доходов и расходов (КВР) соответственно. Все сведения берутся из приказа Минфина 85н от 06.06.2019 и приказа Минфина № 42н от 16.03.2020.
  4. В графе 4 указываем КОСГУ для отражения экономического значения планируемой операции.
  5. Разносим расчетные значения доходов и расходов по финансовым периодам. Для актуального ПФХД это 2021 и 2022-2023 гг.
  6. Детализируем расходы. Исполнитель вносит расшифровку выплат на каждый плановый период по КОСГУ.
  7. Заполняем второй раздел «Сведения по выплатам». Разбиваем расходные суммы на контракты, которые планируется заключить по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Разбивка делается и по датам заключения. Отдельно указываются соглашения, которые необходимо заключить до начала отчетного периода. В другую строку вносятся контракты, которые планируются к заключению в следующем году.
  8. Проверяем расчеты. После заполнения всех необходимых строк документ подписывает руководитель и ответственный исполнитель. Указываем дату составления.

Исполнитель готовит не только ПФХД, но и расчеты обоснования планируемых доходов и расходов. При расчете страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо учитывать тарифы по указанным взносам.

Одним из важных моментов в отражении расходов на страховые взносы является исключение из 213 КОСГУ мероприятий по обеспечению мер сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. План финансового обеспечения предупредительных мер, как часть расчетов по указанным мероприятиям, должен прилагаться к соответствующему виду расходов.

При формировании плановых расходов по налогам необходимо учитывать налогооблагаемую базу, ставки налога, сроки уплаты, имеющиеся льготы. А при формировании выплат — нормы трудовых, материальных, технических ресурсов.

План ФХД на 202 год

Как утвердить

План ФХД госучреждения утверждает учредитель или орган, наделенный полномочиями учредителя. Учредитель вправе передать обязанность по утверждению ПФХД уполномоченному лицу бюджетного учреждения (руководителю). Порядок и сроки утверждения определяет непосредственно учредитель.

Как и где публиковать

ПФХД в обязательном порядке публикуется на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru. Документ необходимо разместить не позднее пяти рабочих дней после его утверждения. Это же правило касается и изменений в плановых документах.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

В каком случае необходима детализация плана ФХД на 2020 год?

Если образовательным учреждениям в 2020 году выделялась субсидия на реализацию федеральных проектов, то в план ФХД, составленный на 01.01.2020, необходимо внести уточнения, обеспечив детализацию выплат на закупку товаров, работ, услуг и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации (см. Письмо Минфина РФ от 20.08.2020 № 26-04-05/73320).

Обоснование.

В целях обеспечения прослеживаемости бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным (муниципальным) учреждениям на достижение результатов федеральных проектов, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204, Минфином внесены изменения в Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н, Приказ Минфина № 186н).

В соответствии с изменениями, которые вступили в силу 01.04.2020, федеральным бюджетным (автономным) учреждениям необходимо детализировать в планах ФХД выплаты на закупку товаров, работ и услуг по кодам целевых статей (8 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджетов) бюджетной классификации РФ в случаях, если учреждению предоставляется:

субсидия на иные цели;

субсидия на осуществление капитальных вложений;

грант в форме субсидии согласно абз. 1 п. 4 ст. 78.1 БК РФ в целях достижения результатов федерального проекта.

В целях обеспечения полной и достоверной информации о планируемых и осуществленных учреждениями закупках товаров, работ и услуг в случае предоставления субсидий на реализацию федеральных проектов необходимо внести уточнения, обеспечив детализацию выплат на закупку и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации:

1) не позднее 01.09.2020 – в планы ФХД на 2020 год, планы-графики закупок на 2020 – 2022 годы, реестр контрактов в отношении всех закупок, запланированных к осуществлению (осуществленных) с 2020 года;

2) с 05.10.2020, но не позднее 01.11.2020 – в реестр контрактов в отношении закупок, осуществленных до 2020 года и подлежащих исполнению в 2020 году и (или) в последующие периоды.

Для реализации всего вышеизложенного необходимо внести соответствующие изменения в систему «Электронный бюджет» и обеспечить синхронизацию уточненных данных с данными, размещенными в ЕИС в сфере закупок.

Какими документами следует руководствоваться при составлении плана ФХД на 2021 год федеральным образовательным учреждениям?

Приказом Минфина РФ от 17.08.2020 № 168н[1] утвержден Порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений (далее – Порядок № 168н). Установлено, что данный документ применяется начиная с составления плана ФХД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Обоснование.

В настоящее время действует Приказ Минфина РФ № 186н. Пунктом 2 данного приказа установлено, что этот документ применяется при составлении планов ФХД на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Таким образом, вероятно, что его нормы не будут использоваться в отношении 2021 года и планового периода 2022 и 2023 годов. В связи с этим полагаем, что при составлении плана ФХД на 2021 год и плановый период федеральные образовательные учреждения будут руководствоваться Порядком № 168н.

Из положений данного документа следует, что Порядок № 168н применяют:

1) федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения при составлении проекта плана, внесении в него изменений;

2) обособленные подразделения без прав юридического лица (филиалы), осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, при принятии учреждением, создавшим обособленное подразделение, решения об утверждении плана для обособленного подразделения.

План ФХД, а также иные документы и информация, предусмотренные Порядком № 168н, не содержащие сведения, составляющие гостайну, оформляются и ведутся учреждением в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» в форме электронных документов. Они подписываются квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного от имени учреждения или органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. Обмен документами осуществляется с использованием информационной системы (п. 2 Порядка № 168н).

Как будут группироваться показатели плана ФХД на 2021 год?

Рекомендуемый образец плана ФХД приведен в приложении 1 к Порядку № 168н (п. 10 Порядка № 168н). Он предусматривает группировку по двум разделам: «Поступления и выплаты» и «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг».

Обоснование. Исходя из положений Порядка № 168н показатели плана группируются по двум направлениям:

в разделе «Поступления и выплаты» отражаются плановые показатели остатков денежных средств на начало и конец соответствующего финансового года, показатели плановых поступлений и выплат;

в разделе «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» детализируются показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, включенные в том числе в показатели, отраженные по соответствующим строкам первого раздела.

Учреждение должно составить проект плана с учетом планируемых объемов (п. 10 Порядка № 168н):

1) субсидий на выполнение госзадания, на иные цели, на осуществление капвложений в объекты капитального строительства;

2) грантов, в том числе в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ;

3) иных доходов, которые планирует получить учреждение при оказании услуг за плату сверх установленного ему госзадания;

4) доходов от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения;

5) расходов, связанных с осуществлением деятельности, преду­смотренной уставом учреждения.

Все показатели формируются по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ (п. 18 Порядка № 168н).

Дополнительно отметим, что в целях составления плана ФХД учредитель в информационной системе «Электронный бюджет» должен сформировать проект госзадания и проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях доведения до учреждения информации о планируемых к предоставлению объемах субсидий.

Учреждение в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения такой информации, должно подготовить проект плана ФХД (п. 11 Порядка № 168н). Проект подписывает уполномоченное лицо учреждения и не позднее одного рабочего дня после дня его подписания направляет учредителю.

Учредитель рассматривает проект плана ФХД на предмет соответствия бюджетному законодательству РФ, Порядку № 168н и (при отсутствии замечаний) согласовывает его. На согласование отводится не более 10 рабочих дней.

В дальнейшем план подлежит рассмотрению, согласованию и принятию после заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий на очередной финансовый год и плановый период.

Как должны быть раскрыты расчеты (обоснования) по доходам в плане ФХД на 2021 год?

Расчеты (обоснования) к проекту плана ФХД на 2021 год формируются по шести направлениям (п. 27 Порядка № 168н):

доходы от собственности;

доходы от оказания услуг (выполнения работ);

доходы в виде штрафов, возмещения;

доходы в виде безвозмездных денежных поступлений;

доходы в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;

доходы от операций с активами.

Порядок расчета обоснований по доходам приведен в п. 28 – 31 Порядка № 168н.

Обоснование.

При составлении плана ФХД на 2021 год бюджетные (автономные) учреждения образования должны будут формировать расчеты (обоснования). В пунктах 28 – 31 Порядка № 168н перечислены шесть видов доходов, которые нужно обосновывать, и обозначены исходные данные для этого. Приведем некоторые из них в таблице.

Вид дохода

Основания для расчета (обоснования)

Доходы от собственности

В качестве обоснования таких доходов необходимо учитывать:

1) информацию из заключенных (планируемых к заключению) договоров аренды о плате (тарифе, ставке) за использование имущества (за единицу – объект, кв. м) и количестве предоставляемого в пользование имущества;

2) объем предоставленного в пользование имущества (комнат в общежитии, служебного жилья и пр.) и планируемую стоимость услуг (возмещаемых расходов);

3) среднегодовой объем средств (депозитов, остатков на счетах в кредитных организациях, предоставленных займов), на которые начисляются проценты, и ставку размещения;

4) планируемый объем предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности и плату за использование одного объекта

Доходы от оказания услуг

Расчет доходов от оказания услуг (выполнения работ) сверх установленного госзадания осуществляется исходя:

1) из планируемого объема оказания платных услуг (выполнения работ);

2) из их стоимости.

Аналогично осуществляется расчет доходов в виде возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, платы за общежитие, квартирной платы. Также необходимо учесть объем предоставленного в пользование имущества и планируемой стоимости услуг (возмещаемых расходов)

Доходы в виде штрафов, сумм возмещения ущерба

Такие доходы можно обосновывать:

1) решением суда, исполнительным документом;

2) решением о возврате суммы излишне уплаченного налога, принятым налоговым органом;

3) решением страховой организации о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая

Доходы от приносящей доход деятельности

При определении объема данных доходов необходимо учитывать:

1) стоимость услуг по одному договору;

2) среднее количество поступлений за последние три года и их размер.

Кроме того, принимаются во внимание прогнозные показатели в зависимости от их вида, установленные органом-учредителем

Как указано в п. 55 Порядка № 168н, если учреждение не планирует получать отдельные доходы, обоснования (расчеты) плановых показателей по указанным доходам не формируются.

Как должны быть обоснованы расходы учреждения в плане ФХД на 2021 год?

Расчет (обоснование) расходов осуществляется по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований нормативных правовых (правовых) актов, в том числе ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартов, порядков и регламентов (паспортов) оказания госуслуг (п. 32 Порядка № 168н).

Обоснование.

Рекомендации по обоснованиям отдельных видов расходов приведены в п. 34 – 50 Порядка № 168н. Ниже в таблице обозначим исходные данные для этого.

Вид расхода

Основания для расчета (обоснования)

Расходы на оплату труда

При расчете плановых показателей расходов на оплату труда учитываются:

1) расчетная численность работников, включая основной, вспомогательный, административно-управленческий, обслуживающий персонал;

2) расчетные должностные оклады;

3) ежемесячные надбавки к должностным окладам;

4) районные коэффициенты;

5) стимулирующие выплаты;

6) компенсационные выплаты, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Расходы на выплаты компенсационного характера

Расчет расходов на выплаты компенсационного характера персоналу, за исключением фонда оплаты труда, включает выплаты:

1) по возмещению работникам расходов, связанных со служебными командировками;

2) по возмещению расходов на прохождение медицинского осмотра, расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа

к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.

Также в расчет могут быть включены иные компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством РФ, коллективным трудовым договором, локальными актами учреждения

Расходы на уплату налогов

Расчет расходов на уплату налога на имущество организации, земельного, водного, транспортного налогов формируется с учетом объекта налогообложения, особенностей определения налоговой базы, налоговой ставки, а также налоговых льгот, оснований и порядка их применения, порядка и сроков уплаты по каждому налогу в соответствии с НК РФ

Расходы на услуги связи

В расчете расходов на оказание услуг связи необходимо учесть:

1) количество абонентских номеров, подключенных к сети связи, цены на услуги связи, размер ежемесячной абонентской платы в расчете на один абонентский номер, количество месяцев предоставления услуги;

2) размер повременной оплаты междугородних, международных и местных телефонных соединений, а также стоимость услуг при повременной оплате услуг телефонной связи;

3) количество пересылаемой корреспонденции, в том числе с использованием фельдъегерской и специальной связи, стоимость пересылки почтовой корреспонденции за единицу услуги, стоимость аренды интернет-канала, размер повременной оплаты интернет-услуг или оплаты интернет-трафика

Расходы на транспортные услуги

Расчет расходов на транспортные услуги осуществляется с учетом видов услуг по перевозке (транспортировке) грузов, пассажирских перевозок, количества оказываемых услуг и стоимости этих услуг

Расходы на оказание коммунальных услуг

Расходы на оказание коммунальных услуг (газоснабжение (иные виды топлива), электроснабжение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение) рассчитываются на основании информации:

1) о количестве объектов;

2) о тарифах на оказание коммунальных услуг (в том числе с учетом применяемого одноставочного, дифференцированного по зонам суток или двуставочного тарифа на электроэнергию);

3) о расчетной потребности планового потребления услуг и затратах на транспортировку топлива (при наличии)

Расходы на аренду имущества

Расчет расходов на аренду имущества осуществляется с учетом:

1) арендуемой площади (количества арендуемого оборудования, иного имущества);

2) количества месяцев (суток, часов) аренды;

3) цены аренды в месяц (сутки, час);

4) стоимости возмещаемых услуг (по содержанию имущества, его охране, потребляемых коммунальных услуг)

Расходы на содержание имущества

При расчете расходов на содержание имущества нужно руководствоваться:

1) планами ремонтных работ и их сметной стоимостью, определенной согласно необходимому объему ремонтных работ;

2) графиком регламентно-профилактических работ по ремонту оборудования;

3) требованиями к санитарно-гигиеническому обслуживанию, охране труда (включая уборку помещений и территории, вывоз твердых бытовых отходов, мойку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию);

4) правилами эксплуатации имущества

Расходы на закупку движимого имущества

Расчет расходов на закупку объектов движимого имущества (в том числе оборудования, транспортных средств, мебели, инвентаря, бытовых приборов) осуществляется на основании:

1) среднего срока эксплуатации такого имущества;

2) норм обеспеченности имуществом (при их наличии);

3) потребности учреждения в имуществе;

4) информации о стоимости необходимого имущества, которая рассчитывается на основании информации о рыночных ценах идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, в том числе о ценах производителей (изготовителей) товаров, работ, услуг

Расходы на закупку материалов

Расходы на закупку материалов рассчитываются с учетом:

1) потребности в продуктах питания, горюче-смазочных и строительных материалах, мягком инвентаре и специальной одежде, обуви, запасных частях к оборудованию и транспортным средствам, хозяйственных товарах и канцелярских принадлежностях;

2) наличия такого имущества в запасе и (или) необходимости формирования экстренного (аварийного) запаса

Как указано в п. 55 Порядка № 168н, если учреждение не планирует осуществлять отдельные расходы, обоснования (расчеты) плановых показателей по названным расходам не формируются.

[1] В настоящее время приказ находится на регистрации в Минюсте и может быть изменен.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Читайте также: