Налог на прибыль в качестве налогового агента за нерезидента образец платежки

Опубликовано: 28.04.2024

Почти все фирмы и предприниматели выполняют обязанности налоговых агентов (то есть перечисляют налоги за других лиц). В этом случае платежные документы на уплату налогов заполняют в особом порядке. Недавно МНС России разъяснило, какие данные должны быть обязательно указаны в платежках. В статье на основании разъяснений налоговиков подробно описан порядок заполнения этих документов налоговыми агентами.

Налоговые агенты – это фирмы или предприниматели, которые удерживают налоги с других лиц. Затем удержанный налог перечисляется агентом в бюджет. Фирма (предприниматель) является налоговым агентом, если она:

– выплачивает тем или иным людям доходы (например, заработную плату). В этой ситуации она должна удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц;

– платит деньги иностранным компаниям, которые не зарегистрированы в России. Фирма (предприниматель) должна удержать налог на прибыль и НДС (налог на добавленную стоимость удерживают, если иностранная компания продает товары на территории России);

– арендует государственное имущество. В этой ситуации нужно удержать НДС с выплат арендодателям.

Напомним, что организации платят налоги через свой расчетный счет (то есть в безналичном порядке). Предприниматели могут выбирать: перечислить налоги со своего расчетного счета или заплатить их наличными через банк. Как правило, наличные деньги платятся через Сбербанк России.

Зачастую платежные документы на перечисление налогов в бюджет заполняются неправильно. Чаще всего неверные данные указывают в полях “Плательщик”, “Получатель” и “Назначение платежа” платежных документов. Поэтому налоговики не могут определить, какой налог заплатила фирма (предприниматель), за какой период времени и т. д. В результате суммы невыясненных поступлений в бюджет растут.

Поэтому 11 апреля 2002 года МНС России выпустило письмо № ФС-6-10/454. В этом документе министерство разъясняет, как нужно заполнить документы налоговым агентам, чтобы правильно заплатить тот или иной налог.

Перечисление налогов с расчетного счета

[[Положение о безналичных расчетах в РФ утверждено Банком России 12 апреля 2001 г. № 2-П]]

Для перечисления налогов фирма или предприниматель должны заполнить платежное поручение. Для этого документа предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Платежки на уплату налогов нужно заполнять в строгом соответствии со специальными правилами. Эти правила утверждены совместным приказом МНС, ГТК и Минфина России от 1 октября 2001 г. № БГ-3-10, 961, 80н.

При перечислении налогов поля “Плательщик” и “Назначение платежа” платежного поручения заполняют в особом порядке. В поле “Назначение платежа” должны быть указаны восемь обязательных реквизитов:

– код бюджетной классификации;

[[В поле платежного поручения “Назначение платежа” не должно быть больше 210 знаков]]

При заполнении платежки следует помнить, что количество знаков (букв или цифр) в поле “Назначение платежа” ограничено. Оно не может превышать 210 символов.

Как сказано в письме МНС России, если налоговым агентом является организация, то в реквизите “Примечание” делается дополнительная пометка: “налоговый агент”. Если агентом является предприниматель, то он должен сделать такую же пометку и дополнительно указать номер своей карточки лицевого счета. Номер карточки предприниматель может узнать в налоговой инспекции, где он зарегистрирован. Вся эта информация приводится в кавычках.

Обратите внимание: если фирма или предприниматель платят налог за себя, то в реквизите “Примечание” делается пометка: “собственный платеж”.

Пример 1. ЗАО “Кворум” арендует здание, которое находится в муниципальной собственности. Ежемесячно фирма платит за аренду 700 000 руб.

С этой суммы “Кворум” должен удерживать НДС в сумме 166 690 руб. (700 000 руб. х х 16,67%). Затем налог должен перечисляться в бюджет.

Платежное поручение будет заполнено так:

Поступ. в банк плат.

0401060

Отметки банка

Петрова

Перечисление налога через Сбербанк

Как мы уже сказали, предприниматели могут заплатить налоги наличными. Для этого им нужно прийти в отделение Сбербанка и заполнить платежку по форме № ПД (налог) или ПД-4сб (налог).

[[Формы № ПД (налог) и ПД-4сб (налог) утверждены письмом МНС и Сбербанка России от 10 сентября 2001 г. № ФС-8-10/1199/04-5198]]

Эти формы имеют одинаковые реквизиты: наименование получателя платежа, номер его счета, название банка и т. д. Однако МНС России рекомендует перечислять налоги платежкой по форме № ПД (налог). Дело в том, что форму № ПД-4сб (налог) заполняют, если предыдущий бланк не может быть принят отделением Сбербанка из-за его недостаточной технической оснащенности.

В некоторых случаях платежку за предпринимателя частично заполняет налоговая инспекция. Это делается для того, чтобы уменьшить количество ошибок. В этой ситуации незаполненными остаются реквизиты “Плательщик (подпись)” и “Дата”. Такие платежки пересылаются предпринимателем по почте вместе с уведомлением или требованием об уплате налогов.

Если предприниматель платит налог за других лиц (то есть выступает в роли налогового агента), то в поле “№ лицевого счета плательщика” он должен указать номер карточки лицевого счета, которая открыта на него в налоговой инспекции. Дополнительно здесь делают пометку “налоговый агент”.

Как заполнить платежку по форме № ПД (налог) предпринимателю – налоговому агенту, покажет пример.

Пример 2. Предприниматель П.И. Федоров платит налог на доходы с заработной платы людей, работающих у него по найму. Сумма налога – 1300 руб. Зарегистрирован предприниматель в налоговой инспекции № 29 Западного административного округа г. Москвы.

Чтобы заплатить налог, Федорову нужно заполнить форму № ПД (налог). Она будет выглядеть так:

Бланк платежного документа формы № ПД (налог)

Форма № ПД (налог)

Наименование получателя платежа:

ОФК ЗАО г. Москвы

Налоговый орган*: ИНН

ИНН 7729150007 ИМНС № 29 ЗАО г. Москвы

Номер счета получателя платежа:

40101810000000010029

Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва

Налог на доходы физических лиц (ТПЛ)

Код бюджетной классификации:

45268579000

ПБОЮЛ Федоров Петр Ильич

г. Москва, ул. Озерная, д. 11, кв. 25

№ лицевого счета плательщика:

“налоговый агент”

1300,00

о4.06.02

* или иной государственный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за поступлением платежа

Форма № ПД (налог)

Наименование получателя платежа:

ОФК ЗАО г. Москвы

Налоговый орган*: ИНН

ИНН 7729150007 ИМНС № 29 ЗАО г. Москвы

Номер счета получателя платежа:

40101810000000010029

Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва

КОРСЧЕТ:

Налог на доходы физических лиц (ТПЛ)

Код бюджетной классификации:

45268579000

ПБОЮЛ Федоров Петр Ильич

г. Москва, ул. Озерная, д. 11, кв. 25

№ лицевого счета плательщика:

“налоговый агент”

1300,00

Дата: 04.06.02

* или иной государственный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за поступлением платежа

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ №

электронно



Дата Вид платежа
Сумма

Сто шестьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто рублей 00 копеек

ИНН 7729089765 КПП 772901001

166 690-00

Сч. №

30101810400000000442

КБ “Мерит-банк”

Банк плательщика

БИК
Сч. №
Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва

40101810000000010029

Сч. №
ИНН 7729150007 ОФК по ЗАО г. Москвы (для ИМНС России № 29 по ЗАО г. Москвы)

Получатель

Сч. №
Вид оп.

3

Наз.пл.
Очер.плат.
Код
Рез. поле
Назначение платежа

1020102; 45268579000; ТП; МС.05.2002; 10.06.2002; НС “уплата НДС”; “налоговый агент”

























Н. ЖУРАВЛЕВА, эксперт аналитической группы «РАДА»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Под налоговым агентом по НДС понимают лицо, которое обязано исчислить и уплатить налог в бюджет. Когда российские компании и предприниматели выступают в качестве налоговых агентов, как им правильно рассчитать и уплатить НДС, расскажем в статье.

Срок уплаты НДС налоговым агентом

Срок уплаты НДС налоговым агентом зависит от основания признания компании или индивидуального предпринимателя таковым. Если они (ст. 161 НК РФ):

  • приобретают товары у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • арендуют или приобретают имущество, принадлежащее федеральным и региональным органам госвласти и муниципалитетам;
  • реализуют имущество по решению суда, а также продают бесхозные ценности, конфискованное имущество;
  • выступают посредниками при продаже товаров, работ, услуг иностранными лицами, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • оказывают услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров;
  • владеют судном, которое в течение 90 дней с момента покупки не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов;
  • продают сырые шкуры животных, лом черных и цветных металлов, макулатуру,

то должны уплачивать НДС равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Срок уплаты — не позднее 25-го числа каждого месяца (ст. 163, пп. 1, 3 ст. 174 НК РФ).

Так, за I квартал 2021 года налог нужно заплатить не позднее 26.04.2021 (25.04.2021 приходится на воскресенье), 25.05.2021, 25.06.2021.

За нарушение сроков уплаты налоговая может начислить пени по ст. 75 НК РФ в размере:

  • 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки — в отношении ИП, а также компаний, если просрочка составила до 30 календарных дней;
  • 1/150 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки — в отношении компаний, начиная с 31-го дня просрочки.

Компания или предприниматель также признаются налоговыми агентами при покупке работ и услуг у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ. В этом случае уплатить НДС нужно одновременно с перечислением подрядчику денежных средств (п. 4 ст. 174 НК РФ). То есть в банк нужно представить два платежных поручения: одно — на перечисление денег иностранцу, другое — на перечисление в бюджет суммы удержанного НДС. В противном случае банк не примет платежку на выплату денежных средств иностранной компании или ИП (письмо Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-07-08/77819).

Порядок уплаты НДС налоговым агентом

Разберем порядок уплаты НДС налоговым агентом на примере аренды государственного и муниципального имущества. Арендатор признается налоговым агентом, если (п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • берет во временное пользование имущество у органов госвласти или местного самоуправления;
  • это имущество находится на территории РФ.

Налоговыми агентами будут и те организации и ИП, которые применяют спецрежимы в виде ЕСХН, УСН, ПСН (п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 11 ст. 346.43 НК РФ, письмо Минфина РФ от 24.09.2015 № 03-07-11/54577).

Налоговую базу следует определять как сумму арендной платы с учетом НДС отдельно по каждому объекту (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Момент возникновения налоговой базы — это дата перечисления полностью или частично арендной платы (письмо Минфина РФ от 23.06.2016 № 03-07-11/36500).

Для расчета НДС налоговую базу нужно умножить на налоговую ставку. В зависимости от того, указана ли в договоре плата с учетом НДС или без него, налог следует рассчитать так:

  • если по договору арендная плата включает НДС, то сумму налога определяют расчетным методом: сумму арендной платы с учетом НДС умножают на 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ);
  • если арендная плата не включает НДС, то сначала сумму арендной платы увеличивают на НДС по ставке 20 процентов, а затем полученный результат умножают на 20/120 (п. 3 ст. 161, п. п. 3, 4 ст. 164 НК РФ).

Арендную плату следует перечислить в размере, который предусмотрен договором, не удерживая из нее НДС. Уплатить налог в бюджет нужно за счет своих средств.

В договоре установлено, что сумма арендной платы составляет 500 тыс. рублей без НДС. Налоговая база будет равна 500 тыс. 500 тыс. х 20 процентов = 600 тыс., а НДС — 100 тыс. рублей (600 тыс. х 20/120). Арендодателю следует перечислить арендную плату по договору 500 тыс. рублей и уплатить в бюджет НДС 100 тыс. рублей.

Компания должна заплатить удержанный НДС по месту своего нахождения в общий срок — не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором был удержан налог.

Уплаченные суммы НДС можно принять к вычету в том квартале, в котором был уплачен налог. Для вычета нужно соблюсти следующие условия (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.01.2015 № 03-07-11/2136):

  • компания или ИП состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС. Если они применяют спецрежимы или не платят НДС, то удержанный налог к вычету принять нельзя;
  • у налогоплательщика есть платежные документы, которые подтверждают, что удержанный налог был перечислен в бюджет;
  • компания или ИП использует арендованное имущество для деятельности, облагаемой НДС;
  • налогоплательщик принял услуги по аренде к учету;
  • компания или ИП имеет надлежащим образом оформленный счет-фактуру, выписанный за продавца.

Платежное поручение для уплаты НДС налоговым агентом

Налоговый агент заполняет платежное поручение по НДС по общим правилам (приложения № 1, 2, 5 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, далее — приказ № 107н). Форму документа можно найти в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П.

В поле 101 следует указать код статуса плательщика (приложение № 5 к приказу № 107н): 02 — налоговый агент.

В реквизитах плательщика нужно прописать (п. 4 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П):

  • в поле 8 — полное или сокращенное название организации. Предприниматель указывает полностью свои Ф.И.О. и в скобках ставит пометку «ИП», а также свой адрес. Перед адресом и после него ставит знак «//»;
  • в поле 60 — ИНН организации или предпринимателя;
  • в поле 102 — КПП компании, ИП в этом поле ставят ноль;
  • в полях 9–12 — номер банковского счета, название и место нахождения банка (если платежное поручение оформляете на бумаге), БИК и номер корреспондентского счета банка.

Реквизиты получателя и его банка для уплаты НДС заполняют следующим образом (п. 11 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо ФНС РФ от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504):

  • в полях 61, 103 — ИНН и КПП налоговой инспекции, в которой компания или ИП стоит на учете;
  • в поле 16 — сокращенное название регионального казначейства и в скобках — сокращенное название налоговой инспекции. Например: «УФК по г. Москве (ИФНС России № 27 по г. Москве)»;
  • в полях 13, 14 — название и местонахождение банка получателя (при оформлении платежного поручения на бумаге), его БИК;
  • в поле 15 — номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета);
  • в поле 17 — номер счета получателя (номер казначейского счета). До 30.04.2021 еще действуют банковские счета, открытые ТОФК в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40101.

В поле 21 «Очередность платежа» следует проставить «5» — уплата текущих платежей (п. 2 ст. 855 ГК РФ, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо Минфина РФ от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207).

В поле 22, где указывается УИН, нужно проставить ноль («0»), так как при перечислении налогов юрлицами и ИП УИН не формируется (п. 12 приложения № 2 к приказу № 107н).

В поле 24 «Назначение платежа» следует пояснить, что компания или ИП перечисляет НДС как налоговый агент, например: «1/3 НДС, удержанного налоговым агентом со стоимости аренды муниципального имущества за I квартал 2021 г.» (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

В поле 104 нужно указать КБК.

В поле 105 — прописать код ОКТМО по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Он должен быть таким же, как и в декларации по НДС.

В поле 106 — указать код основания платежа из п. 7 приложения № 2 к приказу № 107н, например «ТП» — по платежам текущего года.

В поле 107 — прописать код квартала, за который уплачивается НДС:

  • в 1-м и 2-м знаках — код квартального платежа: КВ;
  • в 4-м и 5-м — номер квартала: 01, 02, 03 или 04;
  • в 7-м—10-м — год.

В 3-м и 6-м знаках нужно проставить разделительные точки. Например: «КВ.01.2021» при уплате НДС за I квартал 2021 года.

При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг (п. 4 ст. 174 НК РФ), в поле 107 вместо кода налогового периода нужно указать конкретный срок уплаты налога, потому что у таких платежей нет периодичности.

В поле 108 нужно указать номер документа — основания платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации (в поле 106 стоит «ТП»), то нужно проставить ноль («0»). При погашении недоимки по требованию инспекции нужно проставить номер требования. При этом знак номера «№» не проставляется.

В поле 109 следует указать дату документа, являющегося основанием платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации, то ставят дату подписания декларации.

При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг в поле 109 нужно поставить ноль «0», так как нет документа — основания платежа (п. 4 приложения № 2 к приказу № 107н).

Поле 110 не заполняется (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

Реквизиты для уплаты НДС налоговым агентом в 2021 году

Федеральное казначейство переходит на новую систему счетов. С 01.01.2021 по 30.04.2021 действует переходный период, в течение которого функционируют одновременно два счета: банковские счета, которые в дальнейшем будут закрыты, и казначейские счета. С 01.05.2021 нужно будет использовать только новые реквизиты:

  • в поле 15, которое раньше не заполнялось, следует ставить счет УФК, начинающийся на 40102;
  • в поле 17 — указывать новый казначейский счет, который начинается с 03100 (ранее в этом поле проставляли счет УФК).

Реквизиты для уплаты НДС можно найти на сайте регионального УФНС.

КБК для уплаты НДС налоговым агентом

Для уплаты НДС налоговым агентом используют обычные КБК:

  • 182 1 03 01000 01 1000 110 — для перечисления суммы налога;
  • 182 1 03 01000 01 2100 110 — для перечисления пени;
  • 182 1 03 01000 01 2200 110 — для перечисления процентов;
  • 182 1 03 01000 01 3000 110 — для перечисления штрафов.

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

Компании и ИП признаются налоговым агентом, если:

  • покупают товары, работы, услуги у иностранных организаций и предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете в РФ (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
  • продают их товары, работы, услуги, имущественные права в качестве в качестве посредника по договорам поручения, комиссии или агентским договорам с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).

При этом должны быть соблюдены следующие условия (пп. 1, 2, 5 ст. 161 НК РФ):

  • российская компания состоит на учете в налоговом органе РФ;
  • иностранная организация не состоит на учете в налоговых органах РФ;
  • место реализации по сделке — территория РФ;
  • операция облагается НДС.

При покупке товаров у иностранцев НДС определяется как стоимость товаров с учетом НДС, умноженная на 20/120 (10/110, если применяется ставка 10 процентов). Если российская организация оплачивает также другие расходы, связанные с покупкой, например, стоимость проезда и проживания специалистов, которые будут осуществлять монтаж и наладку оборудования, такие траты нужно включить в стоимость товара для исчисления НДС (письмо Минфина РФ от 13.05.2020 № 03-07-08/38578).

Если в договоре не предусмотрена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, налоговую базу нужно определить самостоятельно, увеличив стоимость товаров на размер НДС (письмо Минфина РФ от 16.11.2020 № 03-07-08/99626). Полученный результат следует умножить на расчетную ставку 20/120 или 10/110.

По договору стоимость приобретаемых у иностранной компании товаров составляет 50 тыс. рублей, сумма НДС не указана. Реализация облагается НДС по ставке 20 процентов. Сумма налога, уплачиваемая агентом, составит (50 тыс. 50 тыс. х 20 процентов) * 20/120 = 10 тыс. рублей.

Налог следует рассчитывать отдельно по каждой покупке при оплате иностранному лицу стоимости товаров или при внесении предоплаты (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ). При проведении расчетов в иностранной валюте стоимость продукции нужно пересчитать в рубли по курсу Банка России на дату перечисления денежных средств (п. 3 ст. 153 НК РФ).

При покупке у нерезидентов товаров НДС уплачивают в общем порядке. При покупке работ и услуг — одновременно с перечислением денежных средств продавцу.

При осуществлении продаж в качестве посредника сумма НДС, которую нужно уплатить за иностранца, равна стоимости продукции без НДС умноженной на ставку 20 или 10 процентов. Налог нужно исчислять в общем порядке — на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты и затем на дату отгрузки (п. 5 ст. 161, пп. 1, 14, 15 ст. 167 НК РФ).

При поступлении аванса в счет будущей поставки НДС рассчитывают путем умножения суммы аванса на 20/120 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). При расчете НДС в момент отгрузки в счет аванса сумму НДС с аванса следует принять к вычету. Исчисленный налог нужно уплатить по месту своего нахождения в общем порядке.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 29 января 2021 г. № ШЮ-4-13/1002@ Об особенностях уплаты налога на прибыль с дохода иностранной организации

Федеральная налоговая служба в связи с обращением сообщает следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральная налоговая служба обязана бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Порядок осуществления указанного информирования утвержден приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части бесплатного информирования (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, являются содержащиеся в запросах просьбы о проведении экспертиз договоров, учредительных или иных документов.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральная налоговая служба не наделена полномочиями по проведению информирования в отношении конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем ФНС России обращает внимание на следующее.

Критерии признания лица лицом, имеющим фактическое право на доходы, установлены в статье 7 Кодекса. При этом согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 24.08.2018 N 03-12-12/2/60389, для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но и это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Кодекса при выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу, не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы. При этом в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если в отношении доходов от источников в Российской Федерации иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов, положения международных договоров Российской Федерации и (или) Кодекса могут быть применены к иному лицу, если такое лицо имеет фактическое право на такие доходы, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в статье 312 Кодекса.

Если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация - источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным пунктом 1 статьи 312 Кодекса, то она на основании положений статьи 310 Кодекса обязана произвести удержание налога по ставке, закрепленной в пункте 1 статьи 310 Кодекса (в отношении соответствующего вида дохода).

Согласно пункту 3 статьи 312 Кодекса в случае, если налоговый агент, выплачивающий доход, удержал налог с дохода иностранной организации без применения пониженных ставок (освобождений от налогообложения), предусмотренных международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, сумма такого налога признается суммой излишне уплаченного налога, а лицо, имеющее фактическое право на получение этого дохода, вправе обратиться за зачетом (возвратом) этого налога в порядке, установленном Кодексом, с предоставлением документов, указанных в статье 312 Кодекса, в налоговый орган по месту нахождения налогового агента.

На основании статей 31, 78 и 93.1 Кодекса после получения заявления о возврате налога налоговый орган вправе в течение шести месяцев проводить мероприятия по получению информации (документов) относительно конкретной сделки.

Государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Ю.В. Шепелева

Обзор документа

При выплате дохода иностранной организации налоговый агент удержал налог без применения пониженных ставок (освобождений от налогообложения), предусмотренных международным договором.

Сумма такого налога признается излишне уплаченной, и иностранная организация может обратиться за зачетом (возвратом). После получения заявления о возврате налоговый орган вправе проводить мероприятия по получению информации (документов) относительно конкретной сделки в течение 6 месяцев.

Елизавета Кобрина

Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 мая 2021 года закончился переходный период и все перешли на новые реквизиты, будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Перечисление налоговым агентом налога в бюджет за свой счет - это неосновательное обогащение нерезидента.

. В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что вследствие судебного порядка взыскания задолженности и ряда иных обстоятельств взаимоотношений с ответчиком был лишен возможности удержать сумму налога при выплате дохода, по указанной причине, опасаясь негативных последствий со стороны налогового органа (начисление пеней, привлечение к налоговой ответственности) был вынужден исполнить обязанность по уплате налога за счет собственных средств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 19, 24, 284, 287, 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 2, 307, 309, 310, 330, 395, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 110, 123, 156, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Взыскать с Компании «Авендейл Ресорсес Инкорпорейтед» (Awendale Resources Inc), (Сейшельские острова, 2nd floor, Allied Building Annex, Francis Rachel Street, Mahe, Seychelles) в пользу Акционерного общества «Завод слуховых аппаратов «РИТМ» (зарегистрированного по адресу: 127238, Москва город, шоссе Дмитровское, дом 81, этаж 4, комната 16; ОГРН: 1077746148017, ИНН: 7743627901, дата регистрации: 22.01.2007 г.) задолженность в сумме 1 959 106 (один миллион девятьсот пятьдесят девять тысяч сто шесть) рублей 71 копейка, из которой неосновательное обогащение в виде сумм уплаченного за Компанию «Авендейл Ресорсес Инкорпорейтед» налога на прибыль с дохода, полученного от источника в Российской Федерации, в сумме 1 852 502 рубля и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 106 604 рубля 71 копейка, а также 31 420 (тридцать одну тысячу четыреста двадцать) рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Важно! Законность процитированного Решения АС г. Москвы была подтверждена в том числе и в третьей инстанции

В этом деле арбитражный суд самостоятельно исчислял 20 % налог с доходов нерезидента и результаты были сверены с расчетами сторон дела

".
Налог на прибыль, подлежащий оплате в бюджет Российской Федерации с данной операции составляет: 8 524,39 долларов Х 62,0980 руб. (курс ЦБ РФ от 12.07.2018 года - дата уплаты истцом налога на прибыль) = 529 347,57 в рублях Х 20% (ставка налога на прибыль) = 105 870 рубля.
.
С учетом суммы полученного ответчиком дохода налог на прибыль, причитающийся к уплате истцом как налоговым агентом в бюджет Российской Федерации и подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца составил: 18 064,52 + 109 892,51 = 127 957,03 долларов Х 65,1639 (курс ЦБ РФ от 04.04.2019 года - дата уплаты истцом налога на прибыль) = 8 338 179,11 в рублях Х 20% = 1 667 636 рублей
.
Налог на доход, подлежащий уплате истцом как налоговым агентом в бюджет Российской Федерации с указанных сумм дохода, и подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца составит: 6 186,72 долларов Х 63,8430 (курс ЦБ РФ от 22.11.2019 года - дата уплаты истцом налога на прибыль) = 394 978,76 Х 20% = 78 996 рублей.
.
Таким образом, сумма налога на прибыль, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, исполнившего налоговую обязанность по уплате налога в качестве налогового агента за ответчика, исходя из вышеуказанного расчета, составила 105 870 руб. + 1 667 636 руб. + 78 996 руб. = 1 852 502 руб.

В ходе рассмотрения дела имевшийся между сторонами по делу спор относительно расчета налога был урегулирован, истцом составлен уточенный расчет налога, подлежащего уплате в бюджет, возражений в отношении которого ответчиком заявлено не было.

В этом деле арбитражный суд привлек к делу налоговые органы

Определением от 29.03.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве, налоговый орган по месту учета истца (далее – третье лицо, Инспекция, налоговый орган).

Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из установления следующих обстоятельств.

В обеспечение исполнения обязательств по договорам от 01.07.2013 и от 12.11.2012 оргкомитет оплатил 12 448 027,50 доллара США, в том числе сумма арендной платы 12 303 152,37 доллара США, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 2, л. д. 66 – 75).

При этом сумма налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, в соответствии со статьей 310 НК РФ оргкомитетом, выступающим в качестве налогового агента, удержана не была.

В обоснование перечисления за компанию налога на прибыль организации с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, оргкомитет представил платежные поручения на сумму 119 349 697 рублей 22 копейки (т. 2, л. д. 76 – 78).

Также оргкомитет представил в материалы дела акт сверки расчетов № 19012 с ИФНС № 6 по г. Москве, согласно которому задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам у него отсутствует.

Поскольку оргкомитет исполнил обязанность по внесению налоговых платежей по договорам аренды, что сторонами не оспаривается и подтверждено налоговым органом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на стороне компании образовалось неосновательное обогащение за счет оргкомитета в размере излишне оплаченной компании суммы, подлежавшей удержанию для перечисления в бюджет Российской Федерации в качестве налога.

Установив, что валютой платежа по договорам признан доллар США и именно в долларах США произведена оплата компании по обоим спорным договорам, апелляционный суд признал требования оргкомитета в части взыскания неосновательного обогащения обоснованными в заявленной сумме и валюте (долларах США).

Удовлетворяя требования оргкомитета о взыскании 180 244,13 доллара США процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.12.2014 по 21.11.2016 в заявленных сумме и валюте, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 395, 1102 ГК РФ и исходил из того, что спор относительно периода начисления процентов между сторонами отсутствует. Указал, что проценты подлежат исчислению в долларах США, так как неосновательное обогащение образовалось в долларах США.

Поскольку апелляционным судом решение изменено, в силе надлежит оставить апелляционное постановление.

Публичное акционерное общество "МЕТКОМБАНК" обратилось в суд с исковым заявлением к WINTERLUX LIMITED о взыскании убытков в размере 16490451 руб. 56 коп., из которых 14727946 руб. доплаченного налога на прибыль, 1762505 руб. 56 коп. пеней.
.

Во исполнение условий Договора Банк в 2017 году осуществил выплату процентов Компании - ответчику в соответствии с условиями договора.

Во исполнение действующего налогового законодательства Российской Федерации и с учетом положений статей 10,11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством республики Кипр от 05.12.1998 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее - Соглашения), а также учитывая заверения ответчика, изложенные в письме WINTERLUX LIMITED от 30.01.2017 г., в котором Компания предоставила Банку подтверждение о том, что Компания обладает фактическим правом на получение дохода (процентов), выплачиваемого Банком по Договору; Компания вправе распоряжаться указанными доходами и у компании отсутствуют какие-либо обязательства по их передаче третьим лицам в силу закона, договора или иного основания; Компания претендует на применение льготной ставки по Соглашению; Компания WINTERLUX LIMITED предоставила заверение о том, что в случае появления обстоятельств, при которых право на получение указанных в настоящем заверении доходов получит другое лицо, Компания обязуется предоставить Банку информацию об этом, а также подтверждающие и надлежащим образом заверенные документы не позднее рабочего дня, предшествующего дню следующей выплаты доходов, С учетом указанного обстоятельства Банк не удерживал налог с выплаченных процентных доходов по договору.

Вместе с тем в 2018 году налоговый орган установил, что Компания WINTERLUX LIMITED носит признаки кондуитной компании .

По итогам данной проверки и совокупности всей информации из иных источников, которой располагает налоговый орган, был сделан вывод о неправомерности применения Банком льготной ставки налогообложения в отношении доходов, полученных компанией WINTERLUX LIMITED в виде процентов по договору субординированного займа № ДЗ-31/10-2011 от 31.10.2011 года.

В адрес Банка было направлено требование Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области №1639 от 09.06.2018 г. о применении к выплаченным доходам ставок налога на прибыль организаций, установленных статьей 284 НК РФ, то есть стандартной ставки налогообложения в размере 20 %, в котором подробно изложены результаты проверки налогового органа, приведенные выше.

В соответствии с данным требованием Банком представлены уточненные расчеты о выплатах нерезиденту-ответчику и произведена доплата налога на прибыль в сумме 14727946 руб., а также за несвоевременное перечисление этого налога истец уплатил в бюджет пени в размере 2400000 руб. При этом фактически взысканная налоговым органом за несвоевременное перечисление налога на прибыль сумма пеней, исходя из выписки по расчетам с бюджетом из лицевой карточки Банка, которая ведется в налоговой инспекции, составила 1762505 руб. 56 коп.

Ссылаясь на то, что предоставление ответчиком истцу несоответствующих действительности заверений, изложенных в письме Компании от 30.01.2017 года, о наличии права на применение льготных ставок по Соглашению и об отсутствие каких-либо обязательств по передаче полученного по Договору дохода третьим лицам и выявление налоговым органом в отношении ответчика признаков кондуитных компаний, а также не сообщение ответчиком истцу о появлении обстоятельств, при которых право на получение указанных в настоящем заверении доходов получило другое лицо, являющееся противоправным бездействием ответчика, привели к нарушению истцом публичной налоговой обязанности, причинению истцу убытков в сумме 16490451 руб. 56 коп. в виде перечисленной доплаты налога на прибыль и пеней, истец обратился с настоящим иском в суд.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела и доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

С учетом положений ст. 11 Соглашения ПАО «Меткомбанк» в отношении выплат в адрес иностранной организации WINTERLUX LIMITED налог на прибыль с доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации не был исчислен, не удержан и не перечислен в бюджет.

Налоговыми органами в отношении WINTERLUX LIMITED установлены следующие обстоятельства.
.
В соответствии с действующим международным договором о предотвращении уклонения от налогообложения, был направлен международный запрос в отношении компании Winterlux Limited.

.
Ложность предоставленных ответчиком сведений, заверений повлекла возникновение у Банка, добросовестно полагавшегося на заверения ответчика, обязанности по доплате налога на прибыль, рассчитанному налогу в соответствии с стандартной налоговой ставкой 20 %, за счет собственных средств, что свидетельствует о наличие у истца убытков в виде доплаченного налога на прибыль по вине ответчика, предоставившего недостоверные сведения и фактически являющегося компанией, обладающей признаками кондутиной компании.

Иного не доказано, из материалов дела не следует.

При таких обстоятельствах, поскольку факт и размер возникших у истца убытков в виде суммы налога на прибыль в сумме 14727946 руб., подтвержден, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
.
РЕШИЛ:


1. Исковые требования удовлетворить частично.


2. Взыскать с компании WINTERLUX LIMITED в пользу публичного акционерного общества "МЕТКОМБАНК" (ИНН 6612010782, ОГРН 1026600000195) 14727946 руб. убытков, 94181 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.

Читайте также: