Налог на прибыль сэз

Опубликовано: 18.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 марта 2017 г. № СД-4-3/5300@ “Об исчислении налога на прибыль организаций участниками свободной экономической зоны”

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями по вопросам исчисления налога на прибыль организаций участниками свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) информирует.

По вопросу раздельного учета доходов (расходов) следует учитывать, что согласно пункту 1.7 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций - участников СЭЗ налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ. Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная в настоящем абзаце налоговая ставка не может превышать 13,5 процента (12,5 процента в 2017 - 2020 годах). Указанные налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Следовательно, необходимым условием применения пониженных ставок налога на прибыль организаций является раздельный учет доходов (расходов).

По вопросу порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций сообщается, что особенности уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены статьей 288 Кодекса.

Так, согласно пункту 1 указанной статьи Кодекса налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей, а также суммы налога по итогам налогового периода по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

При этом пунктом 2 статьи 274 Кодекса установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Следовательно, действующими положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах установлено требование о формировании двух налоговых баз по прибыли.

Таким образом, положения статьи 288 Кодекса следует применять к данным налоговым базам.

По вопросу переноса убытков на будущее следует учитывать, что в соответствии с действующей редакцией налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или части этой суммы (перенести убыток на будущее) (пункт 1 статьи 283 Кодекса).

Согласно абзацу четвертому пункта 1.7 статьи 284 Кодекса пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций установленные для участников СЭЗ применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

В случае ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, убытки, полученные налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (до получения статуса участника СЭЗ), могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сформированной участником СЭЗ при осуществлении иной деятельности.

В отношении порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сообщается следующее.

Принимая во внимание изложенное выше участник СЭЗ должен формировать отдельно налоговую базу по деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и налоговую базу по иной деятельности. При этом положения статьи 288 Кодекса о порядке исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, применяются к данным налоговым базам.

Порядком заполнения декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденным приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ (зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2016, регистрационный номер 44161), предусмотрено заполнение отдельных листов декларации и приложений к ним с указанием кода «3» по реквизиту «Признак налогоплательщика» - по деятельности участника свободной экономической зоны в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ. По иной деятельности листы декларации и приложения к ним заполняются с указанием по реквизиту «Признак налогоплательщика» кода «1».

Таким образом, налоговая база участника СЭЗ по деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, отражается по строке 120 Листа 02 и по строкам 030 Приложений № 5 к Листу 02 с кодом «3» по реквизиту «Признак налогоплательщика». При этом код «3» указывается и в Приложениях № 5, составленных по обособленным подразделениям, расположенным за пределами СЭЗ.

По строке 040 Приложений № 5 указывается доля налоговой базы (%), исчисленная в общеустановленном порядке согласно статье 288 Кодекса, по строке 050 - налоговая база исходя из доли (строка 030 х строка 040 / 100). В Приложениях № 5 с кодом «3», составленных по организации и её обособленным подразделениям, расположенным на территории СЭЗ, показатель строки 050 повторяется по строке 051 и с указанной суммы налог исчисляется по пониженной налоговой ставке, установленной для участников СЭЗ.

В Приложениях № 5 с кодом «3», составленных по обособленным подразделениям, расположенным за пределами СЭЗ, налог исчисляется по общей налоговой ставке.

Налоговая база участника СЭЗ по иной деятельности отражается по строке 120 Листа 02 и по строкам 030 Приложений № 5 к Листу 02 с кодом «1» по реквизиту «Признак налогоплательщика». При этом код «1» указывается и в Приложениях № 5, составленных по организации и её обособленным подразделениям, расположенным на территории СЭЗ. Налог с указанной налоговой базы исчисляется по общей налоговой ставке.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

Разъяснения касаются исчисления налога на прибыль участниками свободной экономической зоны (далее - СЭЗ).

В силу НК РФ для участников СЭЗ ставка по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет от деятельности в СЭЗ, равна 0% и применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с того, в котором впервые получена прибыль от работы в СЭЗ. Ставка по налогу, зачисляемому в региональные бюджеты, законами Крыма и Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом ставка не может превышать 13,5% (12,5% в 2017-2020 гг.). Необходимо вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности в СЭЗ и от иной деятельности.

Следовательно, необходимым условием применения пониженных ставок налога на прибыль является раздельный учет доходов (расходов).

Разъяснено, что участник СЭЗ должен формировать отдельно налоговую базу по деятельности в СЭЗ и налоговую базу по иной деятельности. При этом положения НК РФ о порядке исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, применяются к данным налоговым базам.

Также рассмотрены вопросы, касающиеся переноса убытков на будущее, заполнения декларации по налогу на прибыль.

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/54172 от 16.09.2016

Минфин России уточнил порядок применения норм Налогового кодекса РФ об установлении нулевой ставки по налогу на прибыль в федеральный бюджет для участников свободной экономической зоны (СЭЗ) в Республике Крым и г. Севастополе.

Льготные ставки для участников СЭЗ

Применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций для участников свободной экономической зоны (СЭЗ) предусмотрено пунктом 1.7 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливается в размере 0 процентов. Такая ставка применяется в течение десяти последовательных календарных лет, начиная с года, в котором была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.

Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, может устанавливаться в пониженном размере. В период 2017 – 2020 годов указанная налоговая ставка не может превышать 12,5 процентов.

Таким образом, пункт 1.7 статьи 284 Налогового кодекса РФ установил период и начало применения льготной ставки по налогу на прибыль, а не виды деятельности, в отношении которых можно применять указанную ставку.

Законом Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» (далее – Закон № 61-ЗРК/2014) установлена ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне. Она устанавливается с момента внесения налогоплательщика в единый реестр участников СЭЗ.

В соответствии со статьей 2 Закона № 61-ЗРК/2014 налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым устанавливается в следующих размерах:

2 процента - в течение первых трех лет деятельности;

6 процентов - с четвертого по восьмой годы деятельности;

13,5 процента - с девятого года деятельности.

Указанные налоговые ставки применяются при условии ведения организацией раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Условия для применения льготы

Условия ведения деятельности в каждой СЭЗ регулируются отдельным нормативным актом. Для СЭЗ в Крыму и городе Севастополе – это Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ).

Налоговые льготы могут применять только субъекты, получившие статус участника СЭЗ, одной регистрации и постановки на налоговый учет организации на территории Крыма недостаточно. Для получения статуса участника СЭЗ нужно представить в высший исполнительный орган власти региона заявление о заключении договора с приложением инвестиционной декларации (п. 2, 3 ст. 13 Закона № 377-ФЗ).

При принятии положительного решения уполномоченный орган заключает договор с организацией-претендентом, и в течение трех дней ее вносят в реестр участников СЭЗ (п. 19 ст. 13 Закона № 377-ФЗ).

Предметом договора об осуществлении деятельности в СЭЗ является ведение инвестиционной деятельности в сфере капитального строительства, сельского хозяйства, туризма, санаторно-курортной сферы и т.д. Организация вправе осуществлять также деятельность, не предусмотренную договором. В этом случае для получения льгот она должна вести раздельный учет доходов и расходов.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Для предпринимателей Республики Крым и Севастополя оперативно были введены специальные налоговые условия в виде свободной экономической зоны. При выполнении определенных требований юридическим лицам и ИП, перешедшим в сферу российского законодательства, представилась возможность уменьшить свои налоговые платежи.

Конечно, со временем законодателям стали видны недостатки в работе СЭЗ, которые они стараются постепенно преодолевать. Безусловно, они преследуют при этом прежде всего интересы бюджета, стараясь, чтобы льготы были связаны для налогоплательщика исключительно с деятельностью в СЭЗ.

О пониженных ставках по налогу на прибыль: в СЭЗ и не только

Cтатьей 284 НК РФ установлена и общая ставка налога на прибыль с разделением ее на платежи в федеральный и региональные бюджеты, и пониженные ставки по определенным отраслям, видам деятельности, а также территориям.

Например, такие ставки предусмотрены для участников СЭЗ. Причем согласно п. 1.7 ст. 284 НК РФ для федерального бюджета указана конкретная ставка 0%, а для региональных бюджетов (Республики Крым и Севастополя) – максимальная ставка, в пределах которой местные власти могут установить пониженные ставки.

Напомним также, что законодатели Крыма и Севастополя воспользовались этим правом и в законах Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 и г. Севастополь от 03.02.2015 № 110-ЗС предусмотрели следующее. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Крым (города Севастополь), по деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ, устанавливается с момента внесения в единый реестр участников СЭЗ участника СЭЗ в таких размерах:

2% – в течение 3 лет;

6% – с 4-го по 8-й годы;

13,5% – с 9-го года.

Обратите внимание: в указанных законах подчеркивается, что ставка 2% применяется с момента внесения участника СЭЗ в реестр. Момент, очевидно, определяется конкретным днем. Значит, и 3 года истекают на дату, следующую за датой внесения в реестр.

Например, севастопольские налоговики учитывают, что согласно п. 3 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (https://www.nalog.ru/rn92/news/activities_fts/7612917).

Отсюда они делают вывод, что в тексте Закона г. Севастополь № 110-ЗС срок, исчисляемый годами, предполагает его определение как количество периодов, состоящих из 12 календарных месяцев, следующих подряд с даты внесения налогоплательщика в единый реестр участников СЭЗ. То есть если налогоплательщик включен в реестр участников СЭЗ, например, 18.11.2015, с 19.11.2018 он должен применять при уплате налога в региональный бюджет ставку 6%.

А вот налоговики Республики Крым пошли дальше: фактически они произвольно сокращают установленный для применения минимальной ставки 3-летний период. От налогоплательщиков они требуют переходить на следующую ставку (6%) уже с начала того года, в котором 3-летний период истекает.

Конечно, данный подход нельзя признать обоснованным. К разнице трактовок, видимо, приводят нечеткие формулировки, которые синхронно использовали в обозначенных законах законодатели Республики Крым и Севастополя.

По нашему мнению, учитывая продолжительность отчетных и налогового периода по налогу на прибыль, правильнее использовать новую ставку со следующего квартала, чтобы не применять две разные ставки, пока не закончится отчетный период. Ведь облагаемая база по данному налогу определяется именно по итогам отчетного периода – и как ее разделить по разным ставкам в течение квартала?

Впрочем, те же севастопольские налоговики рекомендуют поступать следующим образом (https://www.nalog.ru/rn92/news/tax_doc_news/7649846). При заполнении декларации по налогу на прибыль за полугодие 2018 года налоговая база по прибыли, облагаемая по ставке 2% в соответствии с условиями договора СЭЗ, отражается в листе 02 декларации с признаком «3» нарастающим итогом. Налоговую базу по прибыли, облагаемую по ставке 6% в соответствии с условиями договора СЭЗ, они советуют отражать в листе 02 с признаком «6» «Резидент территории опережающего социально-экономического развития», пока в декларацию не будут внесены необходимые изменения.

С 01.01.2019 Федеральным законом от 03.08.2018 № 297-ФЗ (далее – Федеральный закон № 297-ФЗ) будет обновлен п. 1.7 ст. 284 НК РФ – изменятся условия и период применения пониженных ставок налога на прибыль для участников СЭЗ. Но об этом чуть дальше, а пока отметим, что в абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ в настоящее время имеется норма, согласно которой ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Причем указанная ставка не может быть ниже 13,5% (12,5% в 2017 – 2020 годах), если иное не предусмотрено данной статьей («иное» во многих случаях, в том числе по отношению к участникам СЭЗ, подразумевает более низкие ставки, вплоть до 0%).

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 302-ФЗ с 01.01.2019 эта норма изменится. У субъектов РФ не будет других возможностей для снижения ставки налога на прибыль, кроме случаев, которые указаны в гл. 25 НК РФ (а фактически в той же ст. 284 НК РФ).

При этом пониженные ставки, которые уже были приняты региональными властями до 01.01.2018, то есть действующие в 2018 году, не отменяются. Они продолжат действовать, пока не истечет срок, на который они установлены, или пока не наступит 01.01.2023. В оставшееся время (2019 – 2022 годы) эти ставки субъекты РФ могут повышать.

Следовательно, например, участник СЭЗ будет применять пониженные ставки, предусмотренные законами Республики Крым № 61-ЗРК/2014 и г. Севастополь № 110-ЗС не до истечения 8-го года участия в СЭЗ, а только до 01.01.2023. С этой даты он будет платить налог на прибыль по общей ставке для налогоплательщиков этих регионов.

Возможно, льготироваться будет меньше прибыли

Особенно существенные изменения для участников СЭЗ принес Федеральный закон № 297-ФЗ. В основном они коснутся только тех участников, кто вынужденно прекратит свое участие в СЭЗ досрочно. Но некоторые важные моменты придется учитывать всем участникам СЭЗ.

В настоящее время пониженные ставки налога на прибыль применяются к прибыли от всей деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ.

Однако теперь будет учитываться, что в силу ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 377-ФЗ) участник СЭЗ обязан иметь инвестиционную декларацию.

Поэтому с 01.01.2019 (эта дата следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ, который предусматривает, что все изменения, указанные в данном законе, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а для налога на прибыль это 2019 год) пониженные ставки будут применяться только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта (эта дата следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ, который предусматривает, что все изменения, указанные в данном законе, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а для налога на прибыль это 2019 год) на территории СЭЗ. Если этих проектов у участника СЭЗ несколько, он должен будет вести раздельный учет осуществляемых операций (доходов и расходов) по каждому из реализуемых проектов на территории СЭЗ, а также по иной хозяйственной деятельности.

В части платежей в федеральный бюджет нулевая ставка будет применяться, как и прежде, в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации инвестиционного проекта.

Получается, что этот 10-летний период должен учитываться отдельно по каждому инвестиционному проекту и по каждому из них будет начинаться и заканчиваться отдельно.

А вот в отношении платежей в региональные бюджеты специально указывается, что пониженная ставка, установленная законами Республики Крым и Севастополя, применяется в период действия договора о деятельности в СЭЗ. Но в отношении прибыли, полученной от реализации конкретного инвестиционного проекта.

Безусловно, власти Республики Крым и Севастополя внесут соответствующие изменения в свои законы. Возможно, они при этом также воспользуются новой возможностью, которую им предоставил Федеральный закон № 297-ФЗ: дифференцировать пониженные ставки в зависимости от вида деятельности в СЭЗ.

Определены платежи при досрочном прекращении участия в СЭЗ

Из пункта 23 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ следует, что есть несколько причин, по которым договор об участии в СЭЗ расторгается досрочно:

прекращение деятельности участника СЭЗ в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из ЕГРИП.

Согласно п. 3 ст. 14 названного закона при установлении в ходе контроля выполнения участником СЭЗ условий договора о деятельности в СЭЗ факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в СЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или города Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.

В Письме ФНС России от 23.06.2016 № СД-4-3/11243@ обращается внимание на то, что в данном случае участники СЭЗ должны возместить полученные ими налоговые преференции, в том числе по налогу на прибыль. Констатируется, что в настоящее время порядок такого возмещения в НК РФ отсутствует и что его необходимо разработать.

Это и было осуществлено в рамках Федерального закона № 297-ФЗ. С 01.01.2019 при расторжении договора об участии в СЭЗ по решению суда бывшему участнику СЭЗ придется пересчитать налог на прибыль за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ без учета применения пониженных ставок.

Правда, по нашему мнению, здесь есть некоторая недоговоренность. Ведь надо уплатить не всю сумму налога, рассчитанную по обычным ставкам, а разницу между ней и той суммой, которая была уплачена по пониженным ставкам (это, конечно, касается только платежей в региональный бюджет, которые хотя и по пониженной ставке, но производились. А вот для платежей в федеральный бюджет установлена нулевая ставка, поэтому их по ставке 2% придется доплатить действительно полностью). Это очевидно, но в новой редакции п. 1.7 ст. 284 НК РФ ничего такого не сказано.

Уплатить разницу необходимо по истечении отчетного или налогового периода (именно по истечении налогового периода – если расторжение произошло, очевидно, в IV квартале года), в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для внесения авансовых платежей по налогу за отчетный период или уплаты налога за налоговый период в соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 ст. 287 НК РФ.

Любопытно, что пени при этом уплачивать не придется. Такую обязанность при расторжении договора об участии в СЭЗ разработчики Федерального закона № 297-ФЗ предусматривали первоначально, но уже ко второму чтению она исчезла из законопроекта. Вероятно, законодатели решили, что в данном случае начисление пеней не будет соответствовать их смыслу как компенсации потерь бюджета из-за несвоевременной уплаты налога.

Пересчет имущественных налогов бывшим участником СЭЗ

Как и в случае с налогом на прибыль, порядок уплаты имущественных налогов участником СЭЗ будет приближен к деятельности, являющейся предметом договора об участии в СЭЗ.

В настоящее время согласно п. 26 ст. 381 НК РФ освобождается от обложения налогом на имущество организаций имущество, учитываемое на балансе участника СЭЗ, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенное на ее территории, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Несмотря на такую «свободную» формулировку, касающуюся, казалось бы, любого имущества, которое организация использует при ведении любой деятельности на территории СЭЗ, Минфин в Письме от 09.10.2017 № 03-05-05-01/65594 конкретизировал, что названная льгота применяется в отношении объектов основных средств, поименованных в разд. III инвестиционной декларации (см. также Письмо ФНС России от 02.08.2018 № ЕД-4-15/14944@).

Там указываются сведения об имуществе (объектах недвижимого имущества, производственном, технологическом и ином оборудовании, объектах инфраструктуры), предполагаемом к реализации и использованию в ходе деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта.

Можно спорить, соответствует ли такой подход НК РФ. Но с 01.01.2019 Федеральным законом № 297-ФЗ действительно будут предусмотрены более жесткие требования в отношении того, какое имущество освобождается от налогообложения в соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ. Это освобождение будет применяться в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ. То есть фактически льгота будет привязана к содержанию инвестиционной декларации, которая сопровождает указанный договор.

Как и в части налога на прибыль, теперь установлено, что в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма налога на имущество подлежит исчислению и уплате в бюджет (без пени) за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. Уплатить ее необходимо по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор о деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для внесения авансовых платежей по налогу за отчетный период или уплаты налога за налоговый период (именно по истечении налогового периода, если расторжение произошло, очевидно, в IV квартале года).

В отношении земельного налога порядок применения льготы почти не изменился. В подпункте 12 п. 1 ст. 395 НК РФ по-прежнему указывается, что от обложения этим налогом освобождаются организации – участники СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на ее территории и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ (уточнено – договора об условиях деятельности в СЭЗ), сроком на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Но данная норма тоже теперь будет предусматривать, что в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда надо уплатить сумму налога за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. Эта сумма подлежит уплате (без пени) по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для внесения авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Порядок уплаты страховых взносов в СЭЗ тоже уточнен

Одной из важных преференций для участников СЭЗ является применение пониженных тарифов страховых взносов, о чем сказано в пп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ. Буквально по данной норме ими в настоящее время вправе воспользоваться все организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус участника СЭЗ. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ эти тарифы следующие: на обязательное пенсионное страхование – 6%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%, на обязательное медицинское страхование – 0,1%. Важный момент: на основании п. 10 ст. 427 НК РФ названные плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения статуса СЭЗ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус, но пользоваться ими могут только те участники СЭЗ, которые получили такой статус в течение 3 лет со дня создания СЭЗ.

Как и в отношении налога на имущество, чиновники сочли необходимым ужесточить формулировку, которой установлен порядок уплаты страховых взносов участниками СЭЗ.

В письмах ФНС России от 03.08.2017 № СА-4-11/15243 и Минфина России от 18.05.2017 № 03-15-06/30393 говорится, что пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 427 НК РФ, участник СЭЗ вправе применять только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых на территории города Севастополя и Республики Крым в видах деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ. В отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией – участником СЭЗ в пользу физических лиц, осуществляющих на территории Республики Крым и Севастополя виды деятельности, не указанные в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, по мнению чиновников, пониженные тарифы не применяются.

И в соответствии с Федеральным законом № 297-ФЗ с 01.01.2019 пп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ представлен в новой формулировке.

К сведению: на основании п. 3 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ изменения по страховым взносам, предусмотренные этим законом, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам.

Указанные тарифы можно будет применять строго только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации. Трудовые обязанности такого лица должны быть непосредственно связаны с реализацией проекта, в том числе с эксплуатацией основных средств, созданных в результате этой реализации. Определенно указано, что такое лицо должно работать по трудовому договору (то есть гражданско-правовой договор исключается в целях применения пониженных тарифов).

Более того, участник СЭЗ должен составить перечень физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта, и согласовать его с органами управления СЭЗ по месту своего нахождения.

Следовательно, в рамках работы филиалов (представительств) юридических лиц – участников СЭЗ, находящихся за ее пределами, а также к деятельности участников СЭЗ, осуществляемой внутри СЭЗ, но не связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией – участником СЭЗ в пользу физических лиц, осуществляющих соответствующую деятельность, пониженные тарифы не будут применяться.

О том, что придется сделать в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда, будет сказано в п. 10 ст. 427 НК РФ. В подобной ситуации сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате, как подчеркнуто, без соответствующих пеней за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. (Здесь, как и в отношении налога на прибыль, почему-то говорится об уплате всей суммы восстановленных страховых взносов, хотя – очевидно, законодатели это и имели в виду, – следует вести речь об уплате разницы между полными и пониженными страховыми взносами.) Данная сумма подлежит уплате не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расторгнут договор о деятельности в СЭЗ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Организация является участником Свободной экономической зоны (СЭЗ) с 18.05.2016. В связи с этим с 01.06.2016 она применяет ставку по налогу на прибыль, равную 2%.

ИФНС Республики Крым, опираясь на ст. 286 НК РФ, настаивает на уплате авансовых платежей в III квартале 2016 года суммы исчисленного налога на прибыль, полученного за полугодие, за вычетом исчисленного налога на прибыль за I квартал.

При этом у организации возникает большая сумма переплаты, которую можно будет вернуть только по итогам III квартала, написав письмо в ИФНС.

Просим пояснить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль при условии изменения ставки в течение года с 20 до 2%.

Исходя из Федерального закона от 29.11.2014 № 377‑ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях названных регионов установлен особый правовой режим, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования СЭЗ. Данный правовой режим включает в себя особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 377‑ФЗ). В связи с этим для участников СЭЗ Федеральным законом от 29.11.2014 № 379‑ФЗ установлены, в частности, пониженные ставки по налогу на прибыль в специальном п. 1.7 ст. 284 НК РФ.

Так, по налогу, подлежащему зачислению вфедеральный бюджет, установлена налоговая ставка в размере 0%, а по налогу, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым или г. Севастополя, она не может превышать 13,5%. Согласно Закону Республики Крым от 29.12.2014 № 61‑ЗРК/2014 ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет данного региона, установлена в размере 2%.

Указанная пониженная ставка применяется налогоплательщиком с момента внесения в единый реестр участников СЭЗ (ст. 2 Закона Республики Крым № 61‑ЗРК/2014). По нашему мнению, это означает, что налогоплательщик, задавший вопрос, пользуется такой ставкой с 18.05.2016, поскольку, как он дал понять, именно с названной даты он внесен в единый реестр участников СЭЗ.

Это означает также, что уже за II квартал 2016 года в отношении периода с 18.05.2016 по 30.06.2016 ему необходимо уплачивать налог на прибыль в бюджет Республики Крым по ставке 2% и представлять декларацию по налогу на прибыль с учетом поименованного факта [1] .

В отличие от ставки по налогу на прибыль в региональный бюджет, нулевая ставка, установленная для федерального бюджета, применяется начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.

То есть теоретически может возникнуть ситуация, когда федеральная пониженная (нулевая) ставка начнет применяться позже региональной – при отсутствии прибыли в первом налоговом периоде.

Очень важно, что, как подчеркивается в п. 1.7 ст. 284 НК РФ, пониженные ставки по налогу на прибыль применяются только к деятельности, которая ведется в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ. Иными словами, налогоплательщик вправе помимо такой деятельности осуществлять и иную, в отношении которой будут применяться обычные ставки по налогу на прибыль, установленные п. 1 ст. 284 НК РФ (2% в федеральный бюджет и 18% – в региональный).

Сказанное подтверждается требованием ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Соответственно, авансовые платежи от этой иной деятельности уплачиваются в общем порядке. Статья 286 НК РФ не содержит положений для освобождения от уплаты авансовых платежей в том случае, если налогоплательщик не предполагает иметь доходов, облагаемых налогом на прибыль (имеется в виду обычная ставка). Нет также исключений для тех участников СЭЗ, которые не осуществляют иную деятельность, кроме деятельности, преду­смотренной договором об участии в СЭЗ.

Следовательно, необходимо рассчитать авансовые платежи на III квартал 2016 года, руководствуясь абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ. Согласно обозначенному абзацу сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, исчисленной по итогам I квартала.

По итогам I квартала 2016 года организация получила прибыль в размере 80 000 000 руб. Сумма ежемесячного авансового платежа к уплате во II квартале: в федеральный бюджет – 1 600 000 руб. (80 000 000 руб. х 2%), в региональный – 14 400 000 руб. (80 000 000 руб. х 18%).

С 01.06.2016 организация стала участником СЭЗ в отношении всей своей деятельности. Прибыль за период с 01.04.2016 по 31.05.2016 составила 60 000 000 руб., за период с 01.06.2016 по 30.06.2016 – 30 000 000 руб.

Прибыль за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 получена в размере 100 000 000 руб. (все в рамках договора об участии в СЭЗ).

Всего по итогам I полугодия прибыль в рамках деятельности, осуществляющейся вне договора участия в СЭЗ, оказалась равной 140 000 000 руб. (80 000 000 + 60 000 000). В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ надо рассчитать авансовые платежи на III квартал в части этой деятельности.

Сначала рассчитаем авансовые платежи по итогам I полугодия: в федеральный бюджет – 2 800 000 руб. (140 000 000 руб. х 2%), в региональный – 25 200 000 руб. (140 000 000 руб. х 18%). К уплате в III квартале авансовые платежи в федеральный бюджет составят 1 200 000 руб. (2 800 000 - 1 600 000), в региональный – 10 800 000 руб. (25 200 000 - 14 400 000).

Прибыль по деятельности рамках участия в СЭЗ за I полугодие составила 30 000 000 руб. Необходимо отдельно по этой деятельности рассчитать авансовый платеж по итогам I полугодия в региональный бюджет (в федеральный бюджет налог в отношении данной деятельности не уплачивается). Он равен 600 000 руб. (30 000 000 руб. х 2%).

Авансовый платеж по этой деятельности на III квартал также составит 600 000 руб. (600 000 - 0). То есть в общей сложности на III квартал надо уплатить авансом в федеральный бюджет 1 200 000 руб., в региональный – 11 400 000 руб. (10 800 000 + 600 000).

Завершим данные расчеты, определив авансовый платеж на IV квартал. Это разница между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, исчисленной по итогам полугодия.

По итогам III квартала образовалась прибыль: в части деятельности по договору об участии в СЭЗ – 130 000 000 руб. (30 000 000 + 100 000 000), в части иной деятельности – 140 000 000 руб., то есть как по итогам I полугодия. Следовательно, авансовые платежи на IV квартал надо платить только по деятельности в СЭЗ. При этом авансовых платежей в федеральный бюджет нет, в региональный – 2 000 000 руб. ((130 000 000 - 30 000 000) руб. х 2%).

То есть переплата в федеральный бюджет составит 1 200 000 руб. (1 200 000 - 0), в региональный – 9 400 000 руб. (11 400 000 - 2 000 000).

Как видно из примера, только после того, как подана декларация по налогу на прибыль за III квартал, налоговая инспекция обязана признать наличие переплаты у налогоплательщика. Возврат данной переплаты как излишне уплаченного налога производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, на основании заявления налогоплательщика [2] .

Необходимо также учесть, что согласно п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 000 000 руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Иначе говоря, такие организации при отсутствии доходов не уплачивают авансовые платежи, а при их наличии уплачивают эти платежи только по факту. Причем в расчете участвуют все доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за четыре предшествующих квартала, включая облагаемые по разным ставкам (Письмо Минфина России от 18.02.2016 № 03‑03‑06/1/8988).

В рассматриваемом нами случае нужно определить общий доход, в который включить доход по деятельности в рамках договора об участии в СЭЗ и доход от иной деятельности. Если он не превысит в среднем 15 000 000 руб., то можно перейти на уплату квартальных авансовых платежей.

Если у организации доходы за III, IV кварталы 2015 года, I и II кварталы 2016 года в среднем не превысили 15 000 000 руб., то она уже в III квартале 2016 года вправе уплачивать квартальные авансовые платежи только по итогам отчетного периода (девять месяцев), а предварительные авансовые платежи может не уплачивать.

К такому выводу можно прийти на основании примера, приведенного в Письме Минфина России от 24.12.2012 № 03‑03‑06/1/716. Причем несмотря на то, что до 01.01.2016 предельный уровень, при превышении которого на уплату квартальных платежей нельзя было перейти, составлял 10 000 000 руб., при оценке возможности перехода в течение 2016 года надо применять новый уровень, равный 15 000 000 руб., в том числе в отношении III и IV кварталов 2015 года (см., например, Письмо ФНС России от 14.03.2016 № СД-4-3/4129@).

[1] Подробно о представлении данной декларации рассказано в статье «Сдача годовой отчетности участником СЭЗ», № 4, 2016, стр. 23.

[2] Форма данного заявления приведена в приложении 9 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон


Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

  1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • указанное имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
  1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
  2. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

Вид налога

Ставка налога с учетом льгот

Сроки действия льгот

Основания

Технико-внедренческие ОЭЗ

(ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис»)

16

Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших
с органами управления особыми экономическими зонами соглашения
об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим
в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

Общий объем взносов – 34%

Наименование

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

ч. 4, 5 ст. 8,
п. 5 ч. 1, ч. 3

ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ
от 24.07.2009 г.

п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ
от 15.12.2001 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 %

8,0 %

13,0 %

20,0 %

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 %

2,0 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,0 %

4,0 %

5,1 %

5,1 %

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %

Всего

14 %

14 %

21%

28 %

2

Налог на прибыль организаций

2.1

В части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая
ставка- 2 %

Для резидентов ОЭЗ ставка налога составляет 0 %

с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года

п.1.2 ст.284 НК РФ

2.2

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%

Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1 ст. 284 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской области
от 13.03.2006
№ 30-ОЗ

до 1 января 2016 года

Закон г. Москвы
от 05.07.2006
№ 31

5 лет с момента регистрации в качестве
резидента ОЭЗ

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

На весь период существования ОЭЗ

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет).

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п. 2 ст. 262 НК РФ

3.

Налог на имущество организаций

(налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество:

  • учитывается на балансе резидента ОЭЗ
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • используется на территории ОЭЗ
    в рамках соглашения о создании ОЭЗ
  • расположено на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются
от уплаты налога на имущество, при условии того, что:

  • недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается
    на балансе в качестве объектов основных средств
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено
    на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 23 ст. 381 НК РФ

4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ,
на территории которого создана ОЭЗ

Устанавливается Законом субъекта РФ

ст. 356 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской обл. от 04.10.2002
№ 77-ОЗ

Освобождение от уплаты транспортного налога

5 лет с момента регистрации ТС

Закон г. Москвы
от 09.07.2008 № 33

Освобождение от уплаты транспортного налога

(кроме автомобилей легковых, водных
и воздушных транспортных средств)

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

5.

Земельный налог

(действующая ставка
1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога

(в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

Промышленно-производственные ОЭЗ

(ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Титановая долина», ОЭЗ «Моглино»)

1.

Налог на прибыль организаций

(в части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая ставка –

2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

Читайте также: