Налог на прибыль для участников рип

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2016 г. N СД-4-3/23830@ "О ставках налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов"

Федеральная налоговая служба в связи с внесением изменений в главу 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральным законом от 23.05.2016 N 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", а также в связи с введением в действие с 1 января 2017 года особенностей налогообложения прибыли участников региональных инвестиционных проектов на всей территории Российской Федерации, сообщает следующее.

Согласно пунктам 1.5 и 1.5-1 статьи 284 Кодекса для организаций - участников региональных инвестиционных проектов установлена налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль, подлежащему уплате в федеральный бюджет. Законами субъектов Российской Федерации для таких организаций может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 Кодекса.

Организации (за исключением организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории 15 субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 Кодекса и обратившихся в налоговые органы с заявлениями о применении налоговой льготы по налогу на прибыль организаций и (или) по налогу на добычу полезных ископаемых) получают статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения их в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Решение о включении организации в реестр принимает уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В этой связи ФНС России просит управления ФНС России по субъектам Российской Федерации сообщить:

- какой орган является уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого относится принятие решений о включении организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов (полное наименование, адрес);

- о законе субъекта Российской Федерации (проекте закона и стадии его подготовки), которым установлены пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов, включая участников специальных инвестиционных контрактов. Информация представляется по прилагаемым таблицам N 1 или N 2, при этом таблицу N 2 составляют управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 Кодекса, таблицу N 1 - управления ФНС России по иным субъектам Российской Федерации.

Указанную информацию направьте в Управление налогообложения юридических лиц не позднее 20 декабря 2016 года.

Приложение: на 3 л.

Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.С. Сатин

Информация
о законах субъекта Российской Федерации, которыми установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов (РИП)

Наименование субъекта Российской Федерации _______________________________________________

(не указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации)

Раздел I. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 284.3 НК РФ для участников РИП, включенных в реестр участников РИП
дата, номер закона Наименование закона субъекта Российской Федерации ставка налога на прибыль (может быть понижена до 10%) Выписка из закона субъекта Российской Федерации в части установления пониженной налоговой ставки
1 2 3 4
Примечание:*
Раздел II. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 284.3 НК РФ для участников специальных инвестиционных контрактов**
дата, номер закона Наименование закона субъекта Российской Федерации ставка налога на прибыль (может быть понижена до 0%) Выписка из закона субъекта Российской Федерации в части установления пониженной налоговой ставки
1 2 3 4
Примечание:*

* если закон ещё не принят, то указать, на какой стадии подготовки находится законопроект;

** пониженная налоговая ставка устанавливается для участника специального инвестиционного контракта, заключенного от имени Российской Федерации определенным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на заключение специальных инвестиционных контрактов (пункт 2 статьи 25.9 НК РФ).

Информация
о законах субъекта Российской Федерации, которыми установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов (РИП)

Наименование субъекта Российской Федерации ____________________________________________

(указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации)

Раздел I. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284.3 НК РФ для участников РИП, включенных в реестр участников РИП
дата, номер закона Наименование закона субъекта Российской Федерации ставка налога на прибыль Выписка из закона субъекта Российской Федерации в части установления пониженной налоговой ставки
на 5 лет, начиная с года получения прибыли (не выше 10%) на последующие 5 лет (не менее 10%)
1 2 3 4 5
Примечание:*
Раздел II. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные согласно пункту 3 статьи 284.3-1 НК РФ для участников РИП, не подлежащих включенных в реестр участников РИП (подавших заявление о применении льготной ставки)
дата, номер закона Наименование закона субъекта Российской Федерации ставка налога на прибыль Выписка из закона субъекта Российской Федерации в части установления пониженной налоговой ставки
на 5 лет, начиная с года выполнения требований п.2 ст.284.3-1 НК РФ (от 0 до 10%) на последующие 5 лет (не менее 10%)
1 2 3 4 5
Примечание:*
Раздел III. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 284.3 НК РФ для участников специальных инвестиционных контрактов**
дата, номер закона Наименование закона субъекта Российской Федерации ставка налога на прибыль (может быть понижена до 0%) Выписка из закона субъекта Российской Федерации в части установления пониженной налоговой ставки
1 2 3 4
Примечание:*
Раздел IV. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 284.3 НК РФ для участников РИП, включенных в реестр участников РИП (аналогично порядку, предусмотренному для других регионов - пункт 4 статьи 284.3 НК ПРФ)
дата, номер закона Наименование закона субъекта Российской Федерации ставка налога на прибыль (может быть понижена до 10%) Выписка из закона субъекта Российской Федерации в части установления пониженной налоговой ставки
1 2 3 4
Примечание:*

* если закон ещё не принят, то указать, на какой стадии подготовки находится законопроект;

** пониженная налоговая ставка устанавливается для участника специального инвестиционного контракта, заключенного от имени Российской Федерации определенным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на заключение специальных инвестиционных контрактов (пункт 2 статьи 25.9 НК РФ).

Обзор документа

Для организаций - участников региональных инвестпроектов действует нулевая ставка налога на прибыль, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Законом региона для таких организаций может устанавливаться пониженная ставка при перечислении налога в бюджет субъекта Федерации.

Организации (за некоторым исключением) получают статус участника регионального инвестпроекта со дня включения их в специальный реестр.

Решение о внесении в реестр принимает уполномоченный орган госвласти региона в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

Условия региональных инвестиционных проектов (РИП). Требования к проекту

Региональный инвестиционный проект (РИП) - инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования как к участникам, так и к проектам.

В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:

  1. в одном или нескольких субъектах РФ, утвержденных в НК РФ (в т. ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  2. в одном или нескольких субъектах РФ, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Требования к составу капвложений

При этом законодатель предусматривает возможность сопоставления цены сделки с рыночной для определения объема вложений.

3. Каждый региональный проект реализуется единственным участником

Получение статуса участника РИП

Требования к участнику РИП

В соответствии с НК РФ, участником РИП может быть признана организация, соответствующая одному из двух перечней требований:

Перечень требований для получения статуса участника РИП, в соответствии с НК РФ

Таким образом, получение статуса участника РИП возможно как при включении в Реестр участников РИП, так и без него, но только для «депрессивных» регионов.

Получение статуса без включения в Реестр

Для получения статуса необходимо соблюдение следующих требований:

  • признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП
  • выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений
  • в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием объемов и сроков капитальных вложений, наименования производимых товаров

Заявление должно быть направлено не позднее даты предоставления налоговой декларации, в которой заявлены налоговые льготы по РИП. Организация считается получившей статус участника начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены все перечисленные условия.

Включение в Реестр участников РИП

Документы для заявления

Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:

  • учредительные документы, удостоверенные в установленном порядке;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);
  • иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и/или их участникам, установленным настоящим Кодексом и/или законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Сроки рассмотрения

Налоговым кодексом предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявлений организаций:

Порядок рассмотрения заявлений организаций предусмотренный налоговым кодексом

Включение организации в реестр производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.

Внесение изменений в Реестр

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, и в инвестиционную декларацию можно вносить изменения.

При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • обосновывается необходимость изменений;
  • не изменяется цель РИП;
  • снижение общего объема финансирования не более чем на 10% от изначально заявленного;
  • не допускается изменение графика ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований;
  • РИП должен продолжать соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям (НК РФ и региональное законодательство).

Прекращение статуса участника РИП и последствия

Статус участника «реестрового» РИП прекращается на основании следующих причин:

  • Заявления участника РИП о прекращении статуса участника РИП - со дня, указанного в заявлении;
  • Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и/или его участника требованиям - со дня включения организации в реестр (для «внереестровых» РИП – с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие);
  • Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация - участник РИП находится в процессе ликвидации, - со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Прекращение деятельности участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования - со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом - со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.

Обратим внимание, что в случае прекращения статуса по решению налоговой проверки, для «реестровых» РИП пересчет налоговых обязательств производится с начала периода, когда участник РИП стал применять льготы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет за весь период пользования льготными ставками. Дополнительно производится начисление и уплата пеней. В остальных случаях пересчет производится только если не было выполнено требование к объему капитальных вложений.

Эти особенности отражены в налоговом законодательстве.

Предмет выездной налоговой проверки налогоплательщика – участника регионального инвестиционного проекта

Ст. 89 НК предусматривает порядок осуществления выездной проверки налогоплательщиков. Эти нормы девствуют со времен принятия основного налогового документа страны. С тех пор законодательство существенно изменилось.

В частности, появились новые категории налогоплательщиков. Примером является включение в их состав участника регионального инвестиционного проекта.

Особый статус такого налогоплательщика обусловливает ряд особенностей, которые предусматривает выездная налоговая проверка, проводимая в отношении его деятельности.

Нормы, регулирующие соответствующие аспекты, установлены в ст. 89.2 НК.

Правила, определяющие предмет проверки в отношении участника регионального инвестиционного проекта определены в ч. 4 ст. 89 и ч. 1, 2 ст. 89.2 НК.

Общие нормы предусматривают осуществление контрольных мероприятий по уплате всех установленных для этого налогоплательщика обязательных платежей в бюджет. Налоговая инспекция, как правило, может изучать исполнение обязанности проверяемым за 3 календарных года, предшествующих дате проведения.

Если основанием проведения контроля является уточненная налоговая отчетность, то его предмет ограничивается периодом, который охватывает соответствующая декларация или расчет.

Существуют и специальные правила, касающиеся этой категории налогоплательщиков. Речь идет об анализе соответствия фактических финансово-экономических показателей РИП тем требованиям, которые для них устанавливает закон.

Последним предусматриваются обязательные капитальные вложения в размере 50-ти миллионов рублей за 3 года и 500 – за 5 лет. Кроме того, закон позволяет считать таковыми не все произведенные затраты.

Если параметры РИП предполагают осуществление инвестиций на протяжении 5-ти лет, то период, охватываемый проверкой могут входить 5 календарных лет, предшествующих дате вынесения решения о ее организации.

В ходе выездных мероприятий, налоговики будут изучать 2 вопроса:

  • количественные показатели, соответствующие минимальным инвестиционным требованиям;
  • качественные показатели, относящиеся к составу закупаемого имущества и отсутствию в его составе средств, которые не должны приниматься в расчет при оценке размеров вложений в проект.

Налоговая инспекция может осуществить такие мероприятия и в отношении организаций, которые прекратили статус участника РИП.

Значение особого предмета проверки

Реализация региональных инвестиционных проектов предполагает получение значительных налоговых льгот их участниками.

Вопрос о соблюдении ими условий, распространяющихся на эту категорию налогоплательщиков, прямо связан с обоснованностью применения льготных налоговых ставок.

Выявленные нарушения влекут изменение статуса таких компаний и применение к ним обычных правил, касающихся налогообложения.

Проведение выездной налоговой проверки налогоплательщика – участника регионального инвестиционного проекта

Порядок проведения этой формы налогового контроля определен в ст. 89 НК.

Проверку предваряет решение о ее организации. Его вправе принять лицо в должности не ниже заместителя налоговой инспекции, осуществляющей администрирование соответствующего налогоплательщика. Его форма утверждена приказом ФНС. Закон предъявляет следующие требования к его содержанию:

  • обязательность указания как полного, так и сокращенного наименования проверяемой компании;
  • указание предмета проводимой проверки;
  • налоговые периоды, подлежащие контролю;
  • ФИО должностных лиц инспекции, осуществляющих проверку.

Сроки проведения

Стандартный временной отрезок для осуществления этих мероприятий не может превышать 2-х месяцев. Однако закон предусматривает возможность продлить их до 4-х месяцев. Если имеются особые обстоятельства, то период может пролонгироваться до полугода.

Примерный перечень оснований для продления содержится в приказе ФНС. В их число входят поучение имеющей значение информации от правоохранительных органов, наличие большого числа филиалов и другие причины.

Список носит открытый характер. Веским основанием может быть признано большое количество документов, подлежащих анализу. В случае с участником РИП, существует вероятность продления в связи 5-летним периодом, являющимся предметом проверки.

Течение срока начинается с даты вынесения решения о ее проведении. Он завершает исчисляться в момент оформления справки о ее окончании.

Закон предусматривает возможность приостановления контрольных мероприятий. Соответствующие основания ограничиваются проведением экспертиз, запросом документов у контрагентов, получением данных от иностранных органов госвласти, а также необходимостью осуществить перевод иностранной документации.

Действующие нормы не допускают приостановления проверки более 1-го раза при запросе у 1-го лица. Общий период приостановления не может быть свыше полугода.

Исключение составляют случаи, когда долго не удается получить данные из зарубежных источников.

В этой ситуации к сроку приостановления не может добавляться более 3-х месяцев.

Этапы проверки

Первой стадией является вынесение решения. Только после его оформления сотрудники инспекции вправе начать мероприятия.

Далее следует осуществление непосредственных действий, связанных с этой формой контроля. Ответственные сотрудники изучают всю документацию, относящуюся к предмету проверки и представленную налогоплательщиком. При необходимости, опрашиваются свидетели.

Результатом становится установление фактов нарушений либо правомерности действий проверяемого. Данную стадию завершает составление справки об окончании.

По итогам выездных проверок обязательно составление акта. В нем указываются результаты проведенных контрольных действий в отношении всех элементов их предмета. Если обнаруживаются нарушения, то налоговая инспекция инициирует процедуру привлечения участника РИП к ответственности.

Права и обязанности налогоплательщика – участника регионального инвестиционного проекта

Состав прав участников РИП идентичен возможностям любого проверяемого лица. Речь идет о праве давать пояснения, представлять возражения и обжаловать неправомерные действия всего состава проверяющих лиц.

Это же касается и обязанностей. В их число входит обеспечение проверяющих помещением, предоставление им свободного доступа, а также передача необходимой документации по запросам инспекторов.

Поскольку контроль в отношении участников РИП может охватывать 5-летний период, ст. 89.2 НК устанавливает обязанности по сохранению соответствующей документации по проекту на протяжении 6-ти лет.

Если такой налогоплательщик применяет специально установленные ставки по налогу на прибыль, то он должен сохранять всю сопутствующую бухгалтерскую документацию за все периоды, на протяжении которых применялся льготный режим уплаты этих обязательных платежей.

Письмо Федеральной налоговой службы №СД-4-3/22968@ от 12.11.2019

Суть РИП

Региональный инвестиционный проект (РИП) - это инвестиционный проект, целью которого является производство товаров (кроме добычи, переработки и транспортировки нефти и газа).

Для участников РИП установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ). Кроме того, региональным законодательством может быть снижена и ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).

При этом проект должен удовлетворять одновременно требованиям, установленным статьей 25.8 НК РФ:

производство товаров осуществляется исключительно на территории одного из 15 субъектов РФ, относящихся к Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам;

на земельных участках, где реализовывается проект, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, которая не является участником такого проекта (кроме подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов и других объектов инфраструктуры);

существенные объемы капитальных вложений (не менее 50 млн. рублей за 3 года и не менее 500 млн. руб. за 5 лет).

Льготное налогообложение применяется до 01.01.2029. Как вы, однако, заметили, минимальные объемы капвложений, при которых возникает право на пониженные ставки, столь существенны, что о широкомасштабном применении этой льготы речи идти не может.

Требования к участнику РИП

Каждый РИП реализует единственный участник.

Статус участника РИП может получить российская организация, включенная в специальный реестр, которая:

зарегистрирована в субъекте РФ, в котором реализуется проект;

не имеет обособленных подразделений за пределами этого субъекта;

не применяет специальные налоговые режимы;

не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

ранее не была участником проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого проекта;

имеет в собственности или в аренде земельный участок, на котором планируется реализация проекта;

имеет разрешение на строительство, если его наличие обязательно для реализации проекта;

не является резидентом особой экономической зоны.

Эти требования должны выполняться одновременно и непрерывно в течение всего срока применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.

Участник РИП обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации проекта и при осуществлении другой деятельности.

Лимит доходов

Участник РИП вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых для исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).

При расчете этого лимита нужно считать доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы.

К внереализационным доходам относятся в том числе доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей при определенных условиях (п. 11 ст. 250 НК РФ).

Напомним, что учет курсовых разниц у поставщика зависит от того, в какой момент покупатель оплатил поставку. Так, курсовую разницу формируют на последнее число каждого месяца вплоть до полной оплаты, а также в момент оплаты, как полной, так и частичной.

Вместе с тем, как отмечают финансисты, Федеральный закон от 18.07.2017 № 168-ФЗ о развитии туристско-рекреационной деятельности на Дальнем востоке внес изменения в пункт 1 статьи 284.3 НК РФ. Согласно им, при определении лимита доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, доходы в виде положительных курсовых разниц не учитываются.

Но эти изменения вступили в силу только с 01.01.2018.

Значит, только с этой даты можно исключать курсовые разницы из состава доходов при расчете доли доходов, необходимой для применения льгот по налогу на прибыль.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Содержание Содержание
  • Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)
  • Кого можно признать участником РИП
  • Порядок получения статуса участника
  • Инвестиционная декларация организации
  • Кого нельзя признать участником РИП?
  • Потеря статуса участника
  • Порядок применения льготной ставки
  • Изменения в инвестиционной декларации
  • Налоговая проверка участников РИП

В 2014 году в Налоговом кодексе появилась новая категория налогоплательщиков – участники инвестиционных проектов. В статье расскажем про налогообложение инвестиционных проектов, рассмотрим основные положения.

Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)

Региональный инвестиционный проект (РИП) это проект, основная цель которого заключается в производстве товаров при удовлетворении следующих условий:

  • товары по проекту производятся исключительно в одном, в нескольких из указанных субъектов РФ: Республики Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия, Забайкальский край и др., перечисленные в НК РФ. При добыче полезных ископаемых, часть участка может быть расположена за пределами перечня субъектов;
  • производство РИП не направлено на добычу, переработку и транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, газового конденсата, а также подакцизного товара или другой деятельности, по которой ставка по налогу на прибыль применяется равной 0%;
  • все земельные участки, используемые в рамках РИП, не располагают зданиями и сооружениями, являющимися собственностью физлица или юрлица, не являющегося участником РИП (исключение составляют подъездные пути, трубопроводы и др. инфраструктура);
  • инвестиционная декларация должна подтверждать, что объем капвложений не менее: 50 млн.руб., при включении компании в состав участников РИП не более трех лет назад, либо 500 млн.руб., – не более пяти лет назад. Объем капвложений определяется в соответствии с ценами на товары, без учета НДС;
  • реализация проекта должна осуществляться только одним участником.

Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования к участникам РИП, а также изменять размер капвложений в сторону увеличения.

Кого можно признать участником РИП

Участником РИП может быть признана только российская организация, соответствующая требованиям:

  • организация прошла госрегистрацию в РФ;
  • у организации отсутствуют обособленные подразделения, находящиеся за пределами субъекта РФ, на котором осуществляется деятельность РИП;
  • организация находится на общей системе налогообложения;
  • не включена в консолидированную группу налогоплательщиков;
  • ранее не являлась участником РИП, не является участником другого РИП;
  • у организации имеется в собственности участок земли (либо заключен договор аренды земли до 01.01.2024 и дольше) под РИП;
  • получено разрешение на строительство, если это обязательное условие для данного РИП;
  • отсутствует статус резидента любой экономической зоны.

Порядок получения статуса участника

Для того, чтобы организация была признана участником РИП, она должна представить в государственный орган соответствующего субъекта РФ заявление и определенный перечень требуемых документов, в числе которых также включена инвестиционная декларация.

Перечень государственных органов в субъектах РФ, осуществляющих регистрацию организацию в качестве участника РИП, приведен в Приложении 1 Письма ФНС №ГД-4-3/23489. Статус участника присваивается компании на основании решения одного из органов со дня включения компании в реестр участников.

На рассмотрение представленной заявки на статус участника уполномоченным органам отводится 30 (в некоторых субъектах РФ до 40) дней. По окончании данного срока принимается решение о включении организации в реестр участников, либо об отказе. При этом дата включения в реестр является 1 число месяца, следующего за месяцем принятия органами положительного решения.

Инвестиционная декларация организации

Основным документом, представляемым организацией для получения статуса участника РИП, является инвестиционная декларация. Она должна содержать сведения об организации (то есть наименование, ОРГН, ОКВЭД и др.), а также сведения о проекте, который она осуществляет, такие как:

Кого нельзя признать участником РИП?

Стать участником инвестиционного проекта не могут следующие организации:

  • некоммерческие;
  • банки;
  • страховые;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • клиринговые.

Потеря статуса участника

При наступлении одного из случаев, компания лишается статуса участника инвестиционного проекта:

  1. Собственное желание участника проекта. В этом случае компания подает заявление о прекращении проекта и с даты, указанной в заявлении, компания перестает быть участником РИП;
  2. По результату налоговой проверки. Если в ходе проверки налоговыми органами выявлены несоответствия в деятельности РИП, либо нарушены требования для участников РИП, компанию лишают статуса РИП с момента включения ее в реестр;
  3. При ликвидации организации. Статус участника организация лишается на следующий день с момента появлении записи в ЕГРЮЛ;
  4. Прекращение деятельности. При принятии решения о реорганизации фирмы в виде слияния, преобразования, разделения или присоединения, компания теряет статус РИП со следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ;
  5. По решению суда. Признание организации участника РИП банкротом ведет к лишению статуса участника на следующий день, после вступления в силу решения суда.

Порядок применения льготной ставки

В течение 10 лет осуществления деятельности по РИП, компании участнику предусмотрены следующие налоговые льготы:

На нулевую ставку рассчитывать вправе компания-участник, если ее доход от осуществления деятельности РИП (реализации товаров) равен 90% и более всего дохода, учитываемого при определении базы налога на прибыль. При выполнении данного условия компания вправе применять ставку налога, равную нулю (нулевая) в течение 10 лет с того налогового периода, в котором данное условие было выполнено впервые.

В течение первых пяти лет, начиная с момента признания дохода соответствующим условиям, ставка налога не может быть выше 10%, а последующие пять лет менее 10%.

Если в инвестиционной декларации объем капвложений участника РИП, в течение трех лет с момента включения в состав участников, составил 50 млн. рублей или более, но при это м за этот же период им не было получено дохода от деятельности РИП, то сроки для применения пониженной налоговой ставки – пять лет и десять лет переносятся на четвертый налоговый период.

При указанных в инвестиционной декларации капвложений организации РИП в 500 млн. рублей в срок 5 лет с момента признания компании участником РИП, если организация за этот период не получала дохода от деятельности РИП, предусмотренные НК сроки пять лет и десять переносятся на шестой налоговый период. Те участники, у которых капложения составили 50 млн. рублей или более в течение 3-х лет с момента признании компании участником РИП, утрачивают право на налоговые льготы с 2027 года.

Для всех других участником РИП все льготы, предусмотренные по статье 284.3 НК применимы до 2028 года. Дата включения в реестр участников РИП значения при этом не имеет. Компании-участники РИП имеют право на осуществлении и иной деятельности, не имеющие отношение к РИП. Но на льготную ставку по налогу на прибыль рассчитывать они могут только тогда, когда доход от деятельности проекта составляет не менее 90% всех доходов, включаемых в базу по налогу на прибыль.

Таким образом, если компания занимается другими видами деятельности, не имеющими отношение к РИП, то налоговая база определяется в общей сумме по доходам от всех видов деятельности. Пропорционально устанавливается доход, получаемый от деятельности РИП, в соответствии с НК РФ.

Изменения в инвестиционной декларации

Компания предоставляется возможность вносить изменения в декларацию при необходимости, если они не повлекут за собой потерю статуса участника РИП. Все изменения, вносимые в инвестиционную декларацию, должны осуществляться на основании заявления участника специальными органами. В заявлении должна быть указана информация, обосновывающая необходимость данных изменения. Также существует перечень изменений, вносить которые в декларацию запрещено, это:

  • изменение цели проекта;
  • снижение финансирования более, чем на 10% от заявленного первоначально;
  • изменение графика ежегодных инвестиций, которые исключают возможность по реализации РИП по установленным требованиям.
  • при любых изменениях, при внесении которых проект не будет соответствовать требованиям.

Налоговая проверка участников РИП

Для такой категории налогоплательщиков как участники РИП, предусмотрены особые условия камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральная проверка налоговых деклараций, в которых участниками были применены пониженные ставки, предполагает запрос документов и сведений, которые могут подтвердить соответствие представленных сведений требования, установленным для таких компаний

При выездной проверке, налоговики в первую очередь выявляют правильность расчета налога, его своевременную уплату, а также соответствие представленных показателей по реализации проекта заявленным законодательством требованиям. При осуществлении проверяющих мероприятий участников, которые осуществляли капвложения не более 5 лет с даты включения компании в реестр участников, налоговый орган не вправе запросить данные для проверки по периоду, предшествующему 5 лет с даты решения о проверке.

Данные бухгалтерского и налогового учета, которые применяются при исчислении налога на прибыль по льготной ставке, соответствующие предъявленным к участникам РИП требованиям должны храниться в течение 6 лет.

Читайте также: