Налог на покупку валюты в беларуси

Опубликовано: 14.05.2024

  • 22437 6
  • 16 мая 2021, 13:05
  • Беларусьдолларденьгиэкономикаинтересно почитать
Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов?

Власти вводят изменения по валютным регулированию и контролю. Среди прочего разрешат открывать счета в иностранных банках, покупать акции и недвижимость за рубежом без согласования с Нацбанком, а также введут обязательную регистрацию некоторых валютных договоров. Еще прописали, в каких случаях чиновники могут вводить валютные ограничения при угрозе экономической безопасности страны. Последнее уточнение вызвало немало вопросов у белорусов, рассказывает TUT.BY.

А почему именно сейчас вводят эти новшества? А не возникнет ли из-за этого нехватка валюты в обменниках? Не идти ли снимать сбережения со счета в банке?

Рассказываем, что означают эти изменения (сразу оговоримся: повода для паники из-за самого факта введения новшеств нет).

А что, до этого власти не могли вводить валютное регулирование?

Могли — и делали это при необходимости. В последний раз — в 2014 году, когда возникла надобность «по недопущению развития негативных тенденций на финансовом рынке». Тогда вводили 30%-ный сбор на покупку валюты и для предприятий, и для граждан, покупающих валюту в банках. Кроме того, поднимали для субъектов хозяйствования до 50% норматив обязательной продажи валютной выручки. Нацбанк также вводил ограничение в 2% по курсам валюты в обменниках, а банки — на безналичную конвертацию и снятие валюты с карточек.

После этого регулирование валютного рынка в таких масштабах не применялось.

Так почему изменения вводят сейчас? Есть причины для ограничений?

Вопросов в экономике сейчас, конечно, хватает: среди прочего — сокращающиеся золотовалютные резервы, рост госдолга, разогнавшаяся инфляция, падающие средние зарплаты и реальные пенсии, высокие инфляционные ожидания. Однако нынешние изменения по регулированию и контролю валютного рынка не привязаны напрямую к нынешней ситуации в экономике, их подготовили как минимум в 2019 году, приняли в 2020-м, а вводят новшества с 9 июля 2021-го.

Сейчас власти уточнили, конкретизировали и детально прописали, в каких случаях, кто, на какие сроки при необходимости может вводить валютное регулирование. Введение этих изменений не означает, что именно сейчас возникла необходимость принимать ограничения по валютному рынку.

В документе прописано, что в случае угрозы экономической безопасности страны, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, могут ввести валютные ограничения. Это могут сделать на срок до одного года.

И еще важный момент: изменения, которые вводят с 9 июля, не сводятся только к прописыванию валютных регулирования и контроля. Кроме всего прочего ими также вводят возможность открывать счета в иностранных банках, покупать акции и недвижимость за рубежом без согласования с Нацбанком. То есть говорить о том, что документ предполагает только ограничения и ужесточения по валютному рынку, нельзя.

По прогнозу эксперта, как минимум в ближайшие месяцы предпосылок для каких-то серьезных потрясений в экономике нет.

А что говорят в Нацбанке?

В Нацбанке уточняют, что 154-й указ, которым отменили действие двух других, приняли для того, чтобы «привести законодательство в области валютного регулирования в соответствие с требованиями нормотворчества, а также исключения из него норм, не соответствующих новой парадигме осуществления операций с иностранной валютой в Беларуси, закрепленной положениями новой редакции Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Документ начнет работать с 9 июля, он предусматривает отмену ряда существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами, уточняет регулятор.

«Так, с признанием утратившим силу указа № 301, которым в августе 2018 года в Беларуси была фактически отменена обязательная продажа иностранной валюты, из законодательства исключаются нормы, регламентирующие порядок использования указанного инструмента валютного регулирования, — поясняют в Нацбанке. — С признанием утратившим силу указа № 240 отменяется ранее предоставленное Национальному банку право единолично устанавливать дополнительные требования к порядку осуществления резидентами текущих валютных операций, а также исключаются нормы, регламентирующие процедуры принятия решений в сфере валютного регулирования».

Так что, не идти в банк и не снимать деньги со счетов?

Каждый сам для себя решает, каким образом хранить свои сбережения, чтобы чувствовать себя комфортно.

Но уточним, что изменения по валютному рынку, которые заработают с 9 июля, сами по себе вряд ли могут создавать дополнительные риски для сохранности ваших сбережений, которые хранятся в банках. В случае неблагоприятных ситуаций в экономике, которые будут негативно сказываться в том числе на валютном рынке, власти могут ввести какие-либо ограничения, не дожидаясь 9 июля. Равно как и после этой даты наличие каких-либо неблагоприятных факторов в экономике (то же существенное падение курса рубля или заметное сокращение золотовалютных резервов) не означает автоматического введения ограничений по валюте. То есть здесь вариантов для маневрирования чиновников хватает.

Какие ограничения по валюте могут ввести при необходимости

Нацбанк совместно с Совмином смогут при необходимости ввести такие валютные ограничения:

  • запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;
  • ввести лимиты на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
  • ввести требование на получение спецразрешения у Нацбанка на валютные операции;
  • ввести обязательную продажу полученной юрлицами-резидентами иностранной валюты;
  • ввести ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

Хорошо. А если власти введут все-таки ограничения, может возникнуть нехватка валюты?

Сразу уточним, что это теоретическая ситуация.

Во-первых, зависит от того, какие ограничения при необходимости могут ввести.

Во-вторых, нужно учитывать дополнительные условия. К примеру, какая ситуация будет с благосостоянием белорусов (зарплатами, пенсиями, пособиями, сбережениями), будет ли хватать доходов на жизнь или возникнет надобность «проедать» накопления и сдавать валюту. А еще надо учитывать спрос на валюту: будут ли «лишние» деньги на ее покупку.

А сейчас курсы валют в обменниках регулируют?

Нет. Нацбанк проводит режим плавающего валютного курса. Эксперты ранее говорили про то, что «если регулятор и воздействует на динамику курса, то только в краткосрочном периоде, чтобы сгладить резкие колебания курса из-за действия каких-то краткосрочных факторов и избежать в связи с этим панических настроений на валютном рынке».

«Курсы валют в обменниках сейчас никак не регулируются. Раньше были какие-то коридоры отклонений от официального курса — не больше 2% от курсов Нацбанка. Сейчас такого нет. Каждый банк ставит курсы, какие хочет, — рассказывал ранее аналитик Вадим Иосуб. — Но при этом волшебным образом получается, что эти курсы у всех более или менее одинаковые: разница 1−2 копейки. Здесь работает рынок».


Правительство Белоруссии ввело временный 30-процентный сбор с покупки валюты гражданами и предпринимателями. Об этом говорится в пресс-релизе, размещенном 19 декабря на сайте Национального банка страны.

Решение о введении таких мер регулятор объяснил возросшим спросом на иностранную валюту на внутреннем рынке. Предприятия и банки будут уплачивать сбор при покупке валюты на бирже, а граждане — в виде комиссии при покупке в банках. Вырученные средства направят в бюджет.

В сообщении уточняется, что подходы к курсообразованию на внутреннем валютном рынке меняться не будут, и любой гражданин сможет без ограничений покупать и продавать валюту. Хозяйствующие субъекты в свою очередь смогут делать это на Белорусской валютно-фондовой бирже. В то же время внебиржевой валютный рынок для них временно закрыт.

Помимо этого, Национальный банк с 19 декабря повысил до 50% норму обязательной продажи поступающей в страну валютной выручки. Кроме того, ужесточен подход к проведению денежно-кредитной политики. За счет этого регулятор рассчитывает ограничить рост денежной массы и увеличить стоимость денег, отмечается в сообщении.

Накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко заверил, что власти страны не последуют примеру российских и не станут девальвировать национальную валюту. "Мы не собираемся бежать за Россией, это категорически запрещается, потому что российский рынок - непонятно что там, кто что хочет и что там будет", - пояснил Лукашенко.

Лукашенко также потребовал от правительства страны перевести расчеты с Россией с рублей на доллары и евро.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Теги события:






Сбор с покупателей валюты будут взимать с завтрашнего дня, 20 декабря, – рассказали в коммерческом банке. По словам специалиста, пока речь шла о том, что работать это новшество будет ориентировочно до 1 февраля 2015 года.

Будут ли включать 30-процентный сбор в курс на табло в обменнике?
– Нет, на табло в обменном пункте будет указан курс продажи конкретного банка. Банкам рекомендовали, чтобы он отличался от официального курса Национального банка не более, чем на 2%, – поясняет сотрудник банка. – Сумма 30-процентного сбора будет указана отдельно в чеке, который выдаст кассир.

От чего будут считать 30% сбора?
Считать сбор будут от суммы в белорусских рублях, которую вы хотите потратить на покупку валюты.
– Например, вы хотите завтра купить 100 долларов. Если официальный курс Нацбанка 10 890 рублей, то в обменнике доллар будут продавать примерно по 11 100 рублей. То есть, вам потребуется 1 миллион 110 тысяч белорусских рублей. Комиссия в этом случае составит 333 тысячи рублей, – подсчитали в банке.

Нужно ли платить сбор, если снимаешь валюту с карточки, а не покупаешь в обменнике?
Если это карточка в рублях, то снятие валюты с нее будет считаться покупкой и потому с вашего счета спишут 30-процентный сбор. Если карточка в валюте, то сбор платить не нужно.

Возьмут ли сбор, если рассчитываешься карточкой в магазине за границей?
– Такая операция тоже считается покупкой валюты, – предупреждают банки. – Ведь у вас на карточке лежат белорусские рубли. Например, вы поехали в Литву с карточкой Visa. Потраченные деньги сначала будут проконвертированы в доллары по курсу международной платежной системы, а затем – в литы, уже по курсу банка, который выпустил карточку. К итоговой сумме банк прибавит 30-процентный сбор.

Сбор нужно будет уплатить и в том случае, если вы снимете валюту в банкомате за границей. Кстати, в этом случае к 30% прибавится еще и комиссия за снятие наличных (минимум 2% от суммы).

Будут ли брать сбор при расчетах в интернете?
Если карточка рублевая, то платежи в заграничных интернет-магазинах тоже будут считаться покупкой валюты. Поэтому к сумме своих покупок теперь придется добавлять 30%.
Читать полностью: http://finance.tut.by/news428676.html

Мера правильная, хоть и вынужденная. Единственное, за чем надо проследить, так это за незаконным обменом. Он несомненно будет расти, беря немного меньшие проценты с оборота. 30% - это, по классику, порог более чем живого интереса капитала. А поскольку тут присутствует значительный риск, криминал неизбежен.

Мера вынужденная, но грамотная, т.к. рос. ЦБ помог набить деньгами карманы спекулянтов, а в Белоруссии пополняют бюджет.

Фото: pinimg.com

Фото: pinimg.com

«Не нужно думать, что 9 июля 2021 года день в день собираются вводить валютные ограничения в Беларуси. Это всего лишь регламенты для действий на случай серьезных экономических потрясений. Например, если страну отключат от SWIFT или начнется война — власть будет пользоваться этими мерами. Никто не говорит, что это случится, но планы и порядки действий решили предусмотреть» — так прокомментировал информацию о подписании Указа № 154 старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.

Многих известие встревожило — мол, правительство ожидает девальвации и уже готовит пакет ограничений. Но на деле документ просто расставляет точки над i. Разбираемся.

Справка:

Указ № 154 должен привести законодательство в соответствие с Законом № 36-З от 30 июня 2020 года «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля». Последний вступит в силу с 9 июля 2021 года.

Вот некоторые изменения, которые вводятся с 9 июля:

  • Можно будет открывать счета в иностранных банках, покупать акции и недвижимость за рубежом без согласования с Нацбанком (до определенного лимита)
  • Вводится регистрация некоторых валютных договоров (в том числе сделок по покупке недвижимости, ценным бумагам, экспортных и импортных контрактов, если они будут заключены с нерезидентами и превысят установленный лимит)
  • Принимается перечень случаев, при которых правительство и Нацбанк могут вводить валютные ограничения.

К таким обстоятельствам относятся:

  • Снижение золотовалютных запасов ниже допустимого уровня
  • Резкие колебания курса белорусского рубля
  • Ситуации, при которых осуществление мер по ослаблению или отмене валютных ограничений может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в Беларуси либо нанести ущерб интересам безопасности страны и препятствовать поддержанию общественного порядка.

«Власти и раньше вводили ограничения»: почему не стоит бежать за валютой

— Первое, что нужно понимать, — ничего страшного и плохого не произошло. Изменения в законах о валютном регулировании и контроле готовились уже давно. В течение последних 5 лет поэтапно вводились изменения в направлении либерализации валютных операций. Например, первой ласточкой стало сокращение, а затем и отмена обязательной продажи части валютной выручки.

9 июля этого года процесс этой либерализации просто будет финализирован.


Вадим Иосуб
Старший аналитик «Альпари Евразия»

В итоге принятых изменений в Беларуси ситуация с валютным регулированием станет такой же, как в большинстве развитых стран мира. Закон подразумевает полную свободу валютных операций, в том числе связанных с движением капитала.

Теперь население и бизнес сможет не только открывать счета за рубежом, но и в том числе покупать акции и недвижимость, становиться учредителями иностранных компаний. С 9 июля 2021 года для этого не потребуется получать разрешение у Нацбанка. В некоторых случаях Нацбанк нужно будет уведомлять о проведении таких операций.

При этом закон предусматривает и возможность введения в случае каких-то экономических форс-мажоров ограничений по валютным операциям. Многих новости об этом могли встревожить. Но на самом деле ничего страшного не произошло.

Не следует думать, что раньше у властей не было возможности вводить такие ограничения. Она была. И в отдельные моменты власти ею пользовались. Например, можно вспомнить такую ситуацию в 2011 году, когда де-факто невозможно было купить валюту в пунктах обмена. Тогда не вводилось запрета на покупку валюты в целом. Но властями было принято решение, что в обменниках можно будет купить только ту валюту, которую население сдавало.

На бирже можно было покупать валюту только для определенных целей. Вводились ограничения и в конце 2014 года, когда одномоментно ввели 30% налог на покупку валюты.

Фото: gobankingrates.com

Фото: gobankingrates.com

То есть и раньше в случае необходимости могли вводиться любые ограничения и на какой угодно срок. Было непонятно, на каких основаниях и условиях они принимаются. Но делалось это через постановления Нацбанка или указами президента.

Теперь, с 9 июля 2021 года, де-факто существующую возможность оформили в виде закона. В нем перечислено, какие ограничения могут вводиться, в каких случаях они вводятся и на какой срок (до 1 года).

Также в законе говорится о возможности введения обязательной продажи валюты предприятиями в случае форс-мажоров в экономике. В Беларуси такие меры предпринимались опять же почти все время ее существования. Продавалось 50% получаемой предприятиями валюты. По мере отказа от фиксированного курса и общей либерализации валютных операций постепенно эта доля обязательной продажи снижалась: было 30%, затем — 20%, а потом ее и вовсе отменили. Но теперь в законе фиксируется, что в случае возникновения форс-мажора к этой практике могут вернуться.

По сути, от принятия этого закона никому хуже не станет. Наоборот, прояснились условия введения ограничений, четко зафиксировались сроки. Теперь система стала более прозрачной.

«Следите за ситуацией с холодной головой»: почему риски экономического форс-мажора сейчас не так уж высоки

Нужно понимать, что валютные ограничения так или иначе принимают в любой стране, где происходит серьезный финансовый форс-мажор.

Можем вспомнить ситуацию в Украине в 2014 году. Военный конфликт на востоке страны и отделение Крыма вместе с отказом от фиксированного курса привели к тому, что курс гривны по отношению к доллару упал в три раза — с 8 гривен за доллар до 24. Тогда в Украине ввели административные ограничения как на покупку валюты (наличной и безналичной), так и на вывод валюты из страны. Но проблема была не в том, что власти страны ввели такие ограничения, а в том, что в стране в целом сложилась крайне сложная экономическая ситуация.

Если в стране по каким-то причинам нет валюты (ее невозможно купить в обменнике или снять с валютного счета), то проблема именно в том, что нет валюты, а не в том, что вводятся какие-то ограничения по операциям с ней.

Вводи — не вводи ограничения — все равно валюту не получишь. И не нужно думать, что 9 июля 2021 года день в день собираются вводить такие ограничения в Беларуси. Это всего лишь регламенты для действий на случай серьезных экономических потрясений. Например, если страну отключат от SWIFT или начнется война — власть будет пользоваться этими мерами. Никто не говорит, что это случится, но планы и порядки действий решили предусмотреть.

Фото: atorus.ru

Фото: atorus.ru

И в целом наступление какого-то настолько критического форс-мажора сейчас гораздо менее вероятно, чем это было в том же 2011 году. Разница в том, что сейчас мы используем плавающий курс. При фиксированном курсе, если спрос на валюту резко возрастал, удовлетворять его приходилось из золотовалютных резервов. А они таяли прямо на глазах. Это мы и наблюдали в конце 2010 — начале 2011 года.

В ситуации возросшего спроса на валюту плавающий курс резко снижает давление на резервы и вероятность наступления дефицита валюты. То есть если спрос на валюту вырос, а курс удерживается, то наступает дефицит. Но если курс корректируется в соответствии со спросом — наступает баланс спроса и предложения.

Сейчас ситуация в белорусской экономике не говорит о том, что бизнесу стоит как-то готовиться к ужесточениям со стороны государства. Пока паниковать рано. Нужно просто следить за ситуацией с холодной головой.

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 10 августа 2020 г.

С 09.07.2021 вступают в силу основные положения Закона Республики Беларусь от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (далее – Закон). Одним из основополагающих последствий принятия Закона является изложение Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 226-З) в новой редакции. Рассмотрим, как будут проводить валютные операции белорусские и иностранные банки, Национальный банк Республики Беларусь, а также нерезиденты друг с другом.

Белорусские банки и резиденты при совершении банковских операций

По общему правилу банки Республики Беларусь будут проводить с резидентами операции с валютными ценностями, относимые к банковским операциям (перечень банковских операций содержится в ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь), без ограничений на основании выданных им специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности. Но из общего правила есть исключения:

  • исключения, содержащиеся в Законе № 226-З (в редакции Закона);
  • исключения, которые могут содержаться в иных законодательных актах;
  • исключения в случае введения валютных ограничений.

В настоящее время согласно ст. 8 Закона № 226-З банки и небанковские кредитно-финансовые организации:

  • осуществляют валютные операции, являющиеся банковскими операциями, на основании специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности, выдаваемых Национальным банком Республики Беларусь (далее – Национальный банк);
  • осуществляют валютные операции, не являющиеся банковскими операциями, в порядке, установленном законодательством для иных юридических лиц – резидентов.

Дальнейшее развитие положения ст. 8 Закона № 226-З получают в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72). Так, согласно п. 21 Правил № 72 банки (а под таковыми понимаются банки и небанковские кредитно-финансовые организации, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их филиалы, а также Национальный банк, в том числе его структурные подразделения) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

  • на основании специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности, выдаваемых Национальным банком, – валютные операции, являющиеся банковскими;
  • без разрешения Национального банка, соблюдения регистрационного или уведомительного порядка – валютные операции, указанные в абзацах втором – девятом, одиннадцатом и двенадцатом части пятой статьи 10 Закона № 226-З;
  • в уведомительном порядке – иные валютные операции.

При этом Правила № 72 в подп. 25.5 п. 25 разрешают использование иностранной валюты при проведении между банком и субъектом валютных операций – резидентом, между банками операций с иностранной валютой, относимых к банковским операциям, за исключением:

  • купли-продажи драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
  • использования иностранной валюты по банковской гарантии в случае, если основное денежное обязательство между принципалом и бенефициаром выражено в белорусских рублях;
  • использования иностранной валюты по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинг) в случае, если основное денежное обязательство между кредитором и должником выражено в белорусских рублях.

Таким образом, по общему правилу использование иностранной валюты при проведении банковских операций между банком и субъектом валютных операций – резидентом, между банками разрешено. Однако валютное законодательство Республики Беларусь и на сегодняшний день ограничивает белорусские банки (включая Национальный банк) при совершении с субъектами валютных операций – резидентами, а также между собой валютных операций, относимых к банковским операциям, устанавливая определенные исключения.

Необходимо отметить, что исключения, установленные в Правилах № 72 (касающиеся купли-продажи драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, банковской гарантии, факторинга), с небольшими уточнениями плавно перетекают в Закон № 226-З (в редакции Закона).

Вознаграждение (плата) с резидентов

1. Касается Закон и такого вопроса как взимание банками Республики Беларусь вознаграждения (платы) с резидентов.

1.1. Взимание банками Республики Беларусь с резидентов вознаграждения (платы) при совершении банковских и иных операций будет производиться исключительно в белорусских рублях.

1.2. Взимание банками Республики Беларусь вознаграждения (платы) в иностранной валюте будет допустимо только в случаях, установленных Национальным банком.

1.3. На сегодняшний день в соответствии с п. 14 Правил № 72 взимание банком вознаграждения (платы) с субъектов валютных операций – резидентов, а также с физических лиц при осуществлении банковских и иных операций производится в белорусских рублях, за исключением следующих случаев:

допускается взимание, выплата банком в иностранной валюте:

  • процентов за пользование кредитом, предоставленным (полученным) в иностранной валюте;
  • процентов по денежным средствам, находящимся на текущих (расчетных) банковских счетах (далее – текущий (расчетный) счет) в иностранной валюте, во вкладах (депозитах) в иностранной валюте;
  • вознаграждения (дисконта) по аккредитиву, гарантии (контргарантии), инкассо, банковскому платежному обязательству, финансированию под уступку денежного требования (факторингу), векселю при условии осуществления указанных операций в иностранной валюте;
  • вознаграждения (платы) по переводам в иностранной валюте в пользу нерезидентов.

Порядок взимания вознаграждения (платы) в иностранной валюте разъяснен Национальным банком в письме от 26.02.2019 № 31-27/2113 «О применении норм валютного законодательства».

Белорусские банки и нерезиденты при совершении банковских операций

Согласно Закону белорусские банки будут проводить с нерезидентами операции с валютными ценностями, относимые к банковским операциям, без ограничений в соответствии с выданными им специальными разрешениями (лицензиями) на осуществление банковской деятельности, если иное не будет установлено законодательными актами, а также не будут установлены валютные ограничения.

Относительно регулирования на сегодняшний день можно сказать следующее. В отношениях: банки и юридические лица – нерезиденты. Осуществление банковских операций с нерезидентами является не что иное, как оказание банковских услуг банками-резидентами юридическим лицам – нерезидентам. Согласно ст. 1 Закона № 226-З экспорт – передача резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту Республики Беларусь. Таким образом, можем сделать вывод, что имеет место экспорт услуг. В соответствии со ст. 5 Закона № 226-З текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие: осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. То есть наша операция является текущей валютной операцией. Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 10 Закона № 226-З). Согласно п. 24 Правил № 72 при проведении валютных операций между субъектом валютных операций – резидентом и субъектом валютных операций – нерезидентом используется иностранная валюта, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком (официальный курс белорусского рубля устанавливается в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.08.2001 № 208 «О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам»).

Белорусские банки и резиденты, нерезиденты при совершении иных операций

Согласно Закону белорусские банки будут проводить с резидентами и нерезидентами операции с валютными ценностями, не относимые к банковским операциям, в порядке, установленном Законом № 226-З (в редакции Закона) для юридических лиц – резидентов.

Так, например, банку для совершения так называемых «банкнотных сделок» (примером может быть приобретение наличной иностранной валюты за безналичную) необходимо будет анализировать положения Закона № 226-З (в редакции Закона) на предмет правомерности использования иностранной валюты, поскольку такие сделки не относятся к банковским операциям.

Иностранные банки и резиденты, нерезиденты при совершении банковских операций

Согласно Закону иностранные банки будут проводить операции с валютными ценностями, относимые к банковским операциям, через банки Республики Беларусь без ограничений, если иное не будет установлено законодательными актами, а также не установлены будут валютные ограничения. Обращаем внимание, каким образом будет реализована данная норма: не напрямую (непосредственно), а через банки Республики Беларусь.

Иностранные банки и резиденты, нерезиденты при совершении иных операций

Иностранные банки будут проводить с резидентами и нерезидентами операции с валютными ценностями, не относимые к банковским операциям, в порядке, установленном Законом № 226-З (в редакции Закона) для юридических лиц – нерезидентов, если иное не будет установлено законодательными актами. Это означает, что при совершении данных операций иностранные банки приравнены по статусу к обычным нерезидентам.

Проведение валютных операций Национальным банком

В соответствии с Законом Национальный банк будет проводить валютные операции, порядок проведения которых регулируется Законом № 226-З (в редакции Закона), без ограничений с учетом особенностей, установленных иными законодательными актами.

Обращаем внимание: особый статус Национального банка и особый порядок проведения им валютных операций подчеркивается еще и тем, что в отличие от действующего валютного законодательства термин «банки» не будет включать Национальный банк и его структурные подразделения.

Проведение валютных операций между нерезидентами

1. Согласно Закону валютные операции в иностранной валюте между юридическими лицами – нерезидентами проводятся в безналичной форме без ограничений.

На сегодняшний день расчеты между нерезидентами в белорусских рублях и (или) иностранной валюте, проводимые по счетам, открытым в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, осуществляются без ограничений, если это не противоречит режимам счетов нерезидентов, установленным нормативными правовыми актами Национального банка. В расчетах между нерезидентами, проводимых по счетам, открытым в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, может использоваться любая иностранная валюта, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком.

2. Закон запрещает использование наличной иностранной валюты между юридическими лицами – нерезидентами, за исключением операций при выполнении консульских функций и взимании сборов, пошлин за совершение консульских актов дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и иными представительствами иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь.

3. Закон устанавливает следующее правило: валютные операции между юридическим лицом – нерезидентом и физическим лицом – нерезидентом запрещены, за исключением следующих операций:

3.1. платежей и переводов в иностранной валюте, проводимых в безналичной форме за пределы Республики Беларусь со счета юридического лица – нерезидента, открытого в банке Республики Беларусь, в пользу физического лица – нерезидента;

3.2. платежей и переводов в иностранной валюте, проводимых в безналичной форме со счета юридического лица – нерезидента, открытого в иностранном банке, в пользу физического лица – нерезидента;

3.3. платежей и переводов в иностранной валюте, проводимых в безналичной форме физическим лицом – нерезидентом на счет юридического лица – нерезидента, открытый в иностранном банке;

3.4. платежей и переводов в иностранной валюте, проводимых в безналичной форме из-за пределов Республики Беларусь физическим лицом – нерезидентом на счет юридического лица – нерезидента, открытый в банке Республики Беларусь;

3.5. операций в иностранной валюте, связанных с оплатой или возмещением физическому лицу – нерезиденту расходов, связанных со служебными командировками, с направлением на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации) за пределы Республики Беларусь, а также с возвратом неизрасходованного аванса в иностранной валюте, выданного в связи со служебной командировкой, с направлением на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации) за пределы Республики Беларусь;

3.6. операций в иностранной валюте, связанных с выплатой физическому лицу – нерезиденту вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей в Республике Беларусь с учетом требований, установленных законодательством о труде;

3.7. операций в иностранной валюте при выполнении консульских функций и взимании сборов, пошлин за совершение консульских актов дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и иными представительствами иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь.

На сегодняшний день п. 49 Правил № 72 разрешает использование наличной иностранной валюты субъектами валютных операций при проведении валютных операций с участием физических лиц в случаях, указанных в пунктах 30 (случаи, когда разрешены расчеты за пределами Республики Беларусь) и 31 Правил № 72 (случаи, когда разрешены расчеты на территории Республики Беларусь).

4. В соответствии с Законом валютные операции между физическими лицами – нерезидентами запрещены, за исключением следующих операций:

4.1. платежей и переводов в иностранной валюте, проводимых в безналичной форме за пределы Республики Беларусь физическим лицом – нерезидентом в пользу иного физического лица – нерезидента;

4.2. платежей и переводов в иностранной валюте, проводимых в безналичной форме из-за пределов Республики Беларусь физическим лицом – нерезидентом в пользу иного физического лица – нерезидента;

4.3. платежей и переводов в иностранной валюте, проводимых в безналичной форме физическим лицом в пользу иных физических лиц, являющихся его близкими родственниками;

4.4. дарения (пожертвования) валютных ценностей и отмены их дарения (пожертвования);

4.5. предоставления займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврата этих займов и уплаты процентов за пользование ими;

4.6. передачи валютных ценностей на хранение и их возврата;

4.7. приобретения валютных ценностей в порядке наследования;

4.8. приобретения, отчуждения за белорусские рубли в целях коллекционирования и тезаврации (накопления) в единичном экземпляре денежных знаков в виде монет, банкнот в иностранной валюте (отличающихся друг от друга наименованием валюты и номиналом), по отношению к которой официальный курс белорусского рубля Национальным банком не устанавливается либо устанавливается не на ежедневной основе, а также приобретения, отчуждения единичных экземпляров указанных денежных знаков посредством обмена друг на друга в тех же целях.

Таким образом, Законом по сравнению с действующим законодательством (разрешено дарение (в том числе в виде пожертвований), отмена дарения, предоставление займов, возврат займов и процентов за пользование ими, передача на хранение и их возврат, коллекционирование) расширяется перечень валютных операций, которые могут совершать между собой физические лица – нерезиденты.

Сафаревич Д.З.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».


В Нацбанке пояснили, что за указ о валютных ограничениях подписал Лукашенко

Александр Лукашенко подписал указ, который приводит в соответствие с законодательством нормы валютного регулирования, сообщили в пресс-службе Нацбанка.

Накануне стало известно, что Президент Беларуси 20 апреля 2021 года подписал указ №154, согласно которому утратили силу указы «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» и «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты».

В пресс-службе пояснили, что это нужно для того, чтобы исключить нормы, не соответствующие новой парадигме осуществления операций с иностранной валютой в Республике Беларусь.

Теперь они закреплены в новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступит в силу с 9 июля 2021 года. Новация в законодательстве предусматривает отмену ряда существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами.

В Беларуси в августе 2018 года была фактически отменена обязательная продажа иностранной валюты. Поэтому из законодательства исключаются нормы, регламентирующие порядок использования указанного инструмента валютного регулирования.

Также отменятся право Нацбанка единолично устанавливать дополнительные требования к порядку осуществления резидентами текущих валютных операций, а также исключаются нормы, регламентирующие процедуры принятия решений в сфере валютного регулирования.

Когда и что ограничивать

Как ранее утверждали в Нацбанке, несмотря на закрепленное право вводить ограничения, новая редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которая начнет действовать с 9 июля 2021 года, в целом будет направлена на либерализацию валютных отношений, пишет Sputnik.

Законом предусмотрены 5 видов ограничений:

  • запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций
  • лимиты на валютные операции по объемам, видам валют, резервирование средств
  • введение требования специального разрешения на валютные операции от Нацбанка
  • обязательная продажа валютной выручки юрлицами
  • ограничения по открытию счетов в зарубежных банках

В новой редакции важен следующий момент: там четко прописано, что валютные ограничения можно будет вводить на срок не более одного года. И только в случае возникновения какой-то чрезвычайной ситуации, которая создает угрозу экономической безопасности и стабильности финансовой системы страны.

В статье 7 Закона закреплены случаи таких угроз, определенные Договором о Евразийском экономическом союзе:

  • возникновение обстоятельств, при которых меры либерализации могут повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в государстве – члене ЕАЭС;
  • негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого могут стать снижение ЗВР ниже допустимого уровня;
  • возникновение обстоятельств, при которых меры либерализации могут нанести ущерб интересам безопасности государства – члена ЕАЭС;
  • резкие колебания курса национальной валюты государства – члена ЕАЭС.

Что поменялось

Более важным позитивным моментом закона, по мнению Нацбанка, стало создание условий для поэтапной либерализации валютных отношений, в частности, отмена ряда ограничений. К примеру, в период с 2017 по 2019 год были приняты меры по либерализации валютного регулирования.

Так, банки перестали требовать паспортные данные при продаже иностранной валюты физлицам. Для юрлиц увеличили сроки завершения внешнеторговых операций с 90 до 180 дней по экспорту и с 60 до 90 дней по импорту, а также сняли ограничения на цели использования купленной валюты и отменили обязательную продажу валютной выручки для юридических лиц-резидентов.

Помимо этого, граждане получили возможность свободно открывать счета за границей, а компании-резиденты могут проводить отдельные валютные операции, связанные с движением капитала, без специального разрешения Нацбанка.

Для физических лиц

В соответствии с новой редакцией Закона, которая начнет действовать с 9 июля 2021 года, самым важным для граждан станет отмена разрешительного порядка проведения валютных операций, связанных с движением капитала. То есть, чтобы разместить депозит в иностранном банке, приобрести ценные бумаги, выпущенные предприятием-нерезидентом, купить недвижимость за границей, не нужно разрешение Нацбанка. Однако валютный договор (когда сумма достигает определенного порогового значения) нужно будет самостоятельно зарегистрировать на веб-портале Национального банка. На мелкие сделки такое требование распространяться не будет.

Помимо этого, правила проведения валютных операций между близкими родственниками также определены исходя из более либеральных подходов.

Для юридических лиц

Для юрлиц-резидентов также отменяется разрешительный порядок открытия счетов за пределами страны. Валютные договоры, предусматривающие движение капитала, теперь будет необходимо зарегистрировать на сайте Нацбанка. Здесь, как и в случае с физлицами, будут действовать определенные пороговые значения, выше которых регистрация необходима.

Принципиально меняются и подходы к регулированию сроков завершения внешнеторговых контрактов и репатриации валютной выручки (поступления ее на счета в белорусские банки): вместо жесткого нормативного установления сроков зачисления валютной выручки на счета компаниям будет предоставлено право самим определять эти сроки и прописывать их в договорах.

Зачем нужны нововведения

Введение валютных ограничений можно рассматривать как меру быстрого реагирования для смягчения последствий макроэкономического шока, считают эксперты.

В 2020-м депозиты населения в рублях сократились более чем на один миллиард, и в долларах — более чем на 1,5 миллиарда. За пять лет — в период с 2016 до 2020-го — сокращение увеличения валютных депозитов населения составило почти 29%.

По оценке экономистов, при падении валютной выручки вследствие снижения экспорта и сокращения денежных переводов из-за рубежа, рецессии белорусской экономики, накопления токсичных долгов и неплатежей Национальный банк хочет иметь инструменты, позволяющие оперативно реагировать на текущую ситуацию спроса на валюту.

Читайте также: