Налог на несовершеннолетних детей на имущество начисляется ли

Опубликовано: 26.04.2024

Многодетные семьи и семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми: кто есть кто и кому какие льготы положены?

Уплата налогов – обязанность каждого жителя нашей страны. Чтобы это бремя не стало непосильным, для отдельных категорий налогоплательщиков были установлены налоговые льготы. Среди них – многодетные семьи и семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми.

Многодетные семьи и семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми: в чем разница и почему о ней надо знать?

Единого понятия «многодетная семья» в законе нет. Каждый регион сам решает, какая семья является многодетной и имеет право на меры государственной поддержки, а какая не является.

Так, в Москве многодетной считается семья, в которой воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, – 18 лет (ч. 1 ст. 2 закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»). В Краснодарском крае к многодетным относятся семьи, родители в которых воспитывают троих и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (ч. 1 ст. 2 закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае»).

Таким образом, как правило, многодетной считается семья, имеющая троих и более детей. При этом каждый регион устанавливает максимальный возраст детей как критерий для признания семьи многодетной – 16 или 18 лет, в ряде случаев 23 года. Как только ребенок достиг этого возраста, его перестают учитывать в составе семьи, и она теряет статус многодетной. Информацию о критериях многодетности в конкретном субъекте РФ можно получить из региональных законов о мерах поддержки многодетных семей или в органах социальной защиты региона.

Семьей с несовершеннолетними детьми считается та, в которой дети на момент получения льгот не достигли 18 лет. Такая семья может признаваться многодетной по местному закону даже после достижения ребенком 18-летия, когда она утрачивает статус семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, а следом и право на льготы для этой категории семей.

Если семья одновременно является и многодетной, и той, в которой трое или более детей являются несовершеннолетними, она получает право на льготы, положенные каждой из этих категорий налогоплательщиков.

Налоговые льготы для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми

В таких семьях налоговыми льготами может воспользоваться каждый из родителей или усыновителей.

Земельный налог

Физическим лицам, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, на федеральном уровне предоставляется налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в их собственности. Если у семьи 6 соток или меньше, участок не будет облагаться налогом. Если участок больше, то налог нужно будет уплатить только со стоимости той площади, что превышает пороговое значение в 6 соток.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными законами по месту нахождения земельного участка.

Налог на имущество физических лиц

Семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми доступны дополнительные налоговые вычеты по налогу на имущество физлиц в отношении одного жилого дома или части дома в размере кадастровой стоимости 7 кв. м. Если семья платит налог с квартиры или комнаты, вычет предоставляется в размере кадастровой стоимости 5 кв. м в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Не забываем о вычетах, которые всем положены автоматически. Вычитаются 50 кв. м из площади дома, 20 кв. м – из площади квартиры, 10 кв. м – из площади комнаты. Налог на имущество физлиц начисляется на оставшуюся после этого площадь.

К примеру, семья с тремя детьми живет в квартире площадью 75 кв. м. Когда ФНС рассчитывает налог, она автоматически применяет вычет, который положен всем россиянам: 75 кв. м – 20 кв. м = 55 кв. м. Налог мог быть начислен на эту площадь. Но из нее дополнительно вычитаются 15 кв. м – по 5 кв. м на каждого ребенка. Итого 35 кв. м исключаются из расчета. Налог начисляется на оставшиеся 40 квадратов.

Льгота предоставляется только в отношении одного объекта недвижимости. Если у семьи есть и квартира, и дом, то придется выбирать, за какой из этих объектов они будут платить уменьшенный налог на имущество физлиц. Уведомление о выбранном объекте налогообложения подается не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении объекта применяется льгота (форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-11/280@). При отсутствии такого уведомления льгота предоставляется автоматически в отношении объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога.

Транспортный налог

А вот льгот по транспортному налогу для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми на федеральном уровне нет. Связано это с тем, что налог является региональным. Потому льготы по нему устанавливаются местными законами. Ознакомившись с ними, можно узнать о наличии или отсутствии льгот у семьи.

Налоговые льготы для многодетных семей

Получить льготу может только один из родителей или усыновителей в многодетной семье.

Меры поддержки таких семей в сфере налогообложения минимальны. На дополнительные налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физлиц семья может рассчитывать, только если они предусмотрены местными законами. К примеру, в Москве такие льготы имеются. Один из родителей или усыновителей в многодетной семье может получить налоговый вычет по земельному налогу, который составляет до 1 млн руб.

Не предусмотрены на федеральном уровне для многодетных семей и льготы по уплате транспортного налога, так как он устанавливается на региональном уровне. Поэтому нужно смотреть местные законы, чтобы понять, есть ли у семьи льготы. В настоящее время многодетные семьи освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога в следующих регионах: в Москве и Санкт-Петербурге, в Московской, Амурской, Калужской, Кировской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областях, в Республике Хакасия, Алтайском крае и Еврейской автономной области. И это неполный перечень регионов.

Как семье узнать о налоговых льготах и нужно ли подавать заявление об их предоставлении в ФНС?

С информацией о налоговых ставках, льготах и вычетах по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях можно ознакомиться на сайте ФНС в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», обратившись в налоговую инспекцию или позвонив в контакт-центр ФНС по телефону: 8 (800) 222-22-22.

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце ФНС может получить как самостоятельно от миграционной службы, паспортных столов, органов ЗАГС, ГИБДД и Ростехнадзора, Росреестра, нотариусов, так и от налогоплательщика.

Если информация о наличии у семьи налоговых льгот имеется у ФНС, уведомление, на основании которого уплачиваются налоги, она получит с их учетом. Налоговые уведомления направляются налогоплательщикам или размещаются в их личных кабинетах не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов, а уплачиваются они не позднее 1 декабря.

Налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю):

  • лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через МФЦ (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 11 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/560@);
  • по почте заказным письмом (при этом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма);
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (для физлиц, получивших доступ к нему). При этом налоговое уведомление не дублируется почтовым сообщением, если пользователь личного кабинета не направил уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 12 февраля 2018 г. № ММВ-7-17/87@).

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления, обязаны сообщить о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма Сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/598@).

Если налоги были начислены и уплачены без учета льгот, то перечисленные суммы можно будет вернуть или зачесть в счет следующих платежей. Вернуть переплаченные налоги можно не более чем за три последних года (форма заявления о возврате переплаты по налогам утверждена Приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@).

В случае если информации о льготах семьи у ФНС нет, необходимо подать заявление о предоставлении налоговой льготы (его форма утверждена Приказом ФНС России от 14 ноября 2017 г. № ММВ-7-21/897@). Подать заявление можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика, почтовым сообщением, путем личного обращения в любую налоговую инспекцию или через уполномоченный МФЦ.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Проблема

Вопросы о налоговых обязательствах несовершеннолетних детей, об их принудительном взыскании и о необходимости уплаты налогов родителями (законными представителями) за несовершеннолетних детей (или об отсутствии такой необходимости) не слишком часто освещаются в средствах массовой информации. Складывается впечатление, что эта тема в определенной степени замалчивается, как «деликатная», а налоговые органы (служба судебных приставов) не слишком стремятся реально взыскивать такую задолженность с несовершеннолетних в отсутствие добровольной уплаты, предпочитая убеждать о необходимости их добровольной уплаты родителей (законных представителей).

Сейчас ситуация при добровольной уплате упростилась вследствие наличия в п. 1 ст. 45 НК РФ нормы о том, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Возможно, отсутствие существенных сведений о том, что налоговые органы активно взыскивают налоги с детей, предопределено тем, что пока в России дети не являются владельцами значимого объема облагаемого имущества.

Мнение автора

Некоторые разъяснения по рассматриваемой проблеме дает ФНС России (как на уровне Службы, так и на уровне нижестоящих налоговых органов).

  • В частности, на официальном сайте в январе 2014 г. опубликована следующая информация: если ребенок стал обладателем прав на какую-то собственность в виде объекта недвижимости (жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество), то у него появляется обязанность по уплате налога на имущество физических лиц[1].
  • В сентябре 2018 г. было разъяснено следующее: родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов. Следовательно, физлица, признаваемые плательщиками налогов на недвижимое имущество, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении находящейся в их собственности или владении недвижимости[2].

В октябре 2020 г. опубликованы подобные сведения: законодательством не установлены особенности взыскания с несовершеннолетних задолженности по налогу на имущество физических лиц (как и по другим имущественным налогам). Вместе с тем в силу возраста несовершеннолетние налогоплательщики участвуют в налоговых отношениях через своих законных представителей, к которым относятся их родители, усыновители или опекуны. При выявлении задолженности по налогу на имущество в отношении недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему, требование о взыскании недоимки по налогу на имущество и пеней в судебном порядке налоговый орган предъявляет обычно к законным представителям несовершеннолетнего[3].

  • Письмо УФНС России по г. Москве от 16 апреля 2012 г. № 20‑14/033206@ разъясняет, что от имени несовершеннолетнего ребенка, получившего доход от продажи недвижимого имущества, налоговую декларацию по форме 3‑НДФЛ заполняет его родитель (усыновитель, опекун) как законный представитель ребенка. Уплату налога от имени ребенка осуществляет также его родитель как законный представитель. Кроме того, ответственность за неуплату налогов несет тоже его законный представитель.

Разъяснения даются и иными специалистами. Есть весьма эмоциональные публикации (2003 года, в «Российской газете»): заставляя ребенка платить налог на имущество, налоговики ссылаются на Налоговый кодекс и на Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003‑1 «О налоге на имущество физических лиц». И там, и там для детей нет льгот, так что формально инспектора правы. Хотя требования абсурдны, таковы наши законы – оправдываются чиновники[4].

Эмоции относительно недавно проявлялись и в смежной теме – при обсуждении «банкротных» Определений ВС РФ, касающихся ситуаций, в которых родители умышленно переводили имущество на детей, противодействуя обращению взыскания на него со стороны кредиторов (в т.ч. от 23 декабря 2019 г. № 305‑ЭС19‑13326). Коллегия ВС РФ по экономическим спорам квалифицировала такие сделки по передаче имущества как способ помешать кредиторам компании–банкрота взыскать с нее долг, следует из определения[5].

Ю.В. Тай и С.Л. Будылин, комментируя указанное Определение ВС РФ, указали следующее: насколько можно понять из одной фразы Коллегии, ответственность детей ограничена стоимостью подарков, полученных ими от родителей[6].

Другой пример публикации по «детским» налогам: по справедливому мнению Н. Верховой (от 26 октября 2017 г.), положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе – к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит[7]. В данной публикации приведены примеры судебных актов судов общей юрисдикции, в которых решался вопрос о взыскании налогов с несовершеннолетних детей.

В частности, интересны формулировки Решения СК по административным делам Свердловского областного суда от 20 июля 2016 г. по делу № 33а‑11161/2016 (рассматривалось требование налогового органа о взыскании земельного налога с несовершеннолетнего Ч.А.А.): «Взыскать с Ч.А.А., в лице законных представителей Чигвинцева А.С., Чигвинцевой О.С., в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2013 год в размере 165 002 рубля».

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2012 г. № 13АП‑1017/12 сделан следующий вывод: обязанность по совершению от имени несовершеннолетних необходимых юридических действий, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов исчисленных в связи с нахождением у несовершеннолетнего в имущества в собственности возложена на родителей.

Еще приведен пример: в Апелляционном определении СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01 сентября 2016 г. по делу № 33а‑871/2016 указано следующее: по рассмотренному спору, несовершеннолетний Тыщенко Н.Н., как собственник транспортных средств, обязан в силу ГК РФ нести бремя содержания своего имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от его имени необходимых юридических действий родителем – Тыщенко Т.М., в том числе применительно к обязанности по уплате транспортного налога. Возложение на Тыщенко Т.М. обязанности по уплате недоимки и пени по транспортному налогу не может быть признано противоречащим действующему законодательству.

Другой пример: Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 г. № 88‑1462/2020 оставлены в силе судебные акты нижестоящих судов, в соответствии с которыми частично удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика – бывшего супруга истца задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, по уплате налога на имущество за детей.

Таким образом, следует признать, что суды общей юрисдикции прямо, либо косвенно, в ряде случаев возлагают обязанности по уплате поимущественных налогов несовершеннолетних детей на их родителей (законных представителей). Иногда этот подход предопределяется правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. № 5‑П: как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу ГК РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Однако, в данном акте КС РФ нет прямого указания на то, что налоги, не уплаченные родителями за детей, могут быть взысканы с родителей, хотя на практике зачастую получается именно так.

Определенное нормативное подтверждение обязанности родителей уплачивать налоги за детей следует в т.ч. из ст. 86 «Участие родителей в дополнительных расходах на детей» СК РФ. Возможно, в силу отмеченной «деликатности» рассматриваемой темы, в Постановлении Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» прямого разъяснения относительно того, следует ли при исчислении размера алиментов на детей учитывать их налоговые обязательства, не имеется.

Однако, поскольку доступен проект указанного Постановлении Пленума ВС РФ, обсуждавшийся от 19 декабря 2017 г., примечателен его п. 9: «Разрешая вопрос о том, является ли лицо, претендующее на алименты, нуждающимся в помощи, если с наличием этого обстоятельства закон связывает возможность взыскания алиментов (статьи 85 и 87, абзацы второй и четвертый пункта 2 статьи 89, абзацы третий–пятый пункта 1 статьи 90, статьи 93–97 СК РФ), следует выяснить, является ли материальное положение данного лица достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных платежей, уплата налогов и т.п.) (далее – жизненные потребности)»[8]. Соответствующий пункт в итоге принятого Постановлении Пленума ВС РФ – тот же, № 9, но упоминаний о налогах в нем уже нет.

Таким образом, ВС РФ «передумал» за неделю между заседаниями Пленума и решил не высказываться о том, что уплата налогов (в т.ч. детьми) является жизненной потребностью.

В связи с изложенным, особый интерес представляет Определение КС РФ от 30 июня 2020 г. № 1467‑О, в котором фактически не расценена, как неверная, практика судов общей юрисдикции, в рамках которой с плательщика алиментов взыскиваются денежные средства на оплату коммунальных услуг и уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка. Заявитель полагал, что оспаривавшиеся им положения ГК РФ и СК РФ противоречат ст. 17 (ч. 3), 18, 19, 38 (ч. 2) и 55 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют дополнительно взыскать с плательщика алиментов денежные средства на оплату коммунальных услуг и уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка. По мнению Суда, оспоренные нормы ГК РФ и СК РФ направлены на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей. Сами по себе оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

Соответственно, КС РФ фактически солидарен с возможностью взыскания с плательщика алиментов денежных средств в уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка.

При этом, уже достаточно давно, в силу ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Проблем в конституционности данного положения заинтересованные лица и правоприменители, по всей видимости, не усматривают, т.к. соответствующих актов КС РФ не имеется. В Определении КС РФ от 9 февраля 2016 г. № 213‑О указанное положение упомянуто, но никаких сомнений в его конституционности не высказано.

ВЫВОД:

Следует предположить, что рано или поздно перед КС РФ может быть прямо поставлен вопрос о том, должны ли родители (законные представители) уплачивать налоги за детей. Скорее всего, КС РФ, учитывая в т.ч. уже сложившийся объем практики судов общей юрисдикции, ответит на этот вопрос положительно.

[1] Обязаны ли дети платить налог на имущество физических лиц? // URL: https://www.nalog.ru/rn54/news/tax_doc_news/4494544/

[2] ФНС России разъяснила порядок уплаты налогов на недвижимое имущество несовершеннолетних лиц // URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/7792178/

[3] Взыскание с физического лица недоимки и пени по имущественным налогам // URL: https://www.nalog.ru/rn25/ifns/r25_14/info/10077267/

[4] А. Родионов. Должен ли ребенок платить налог на имущество? // URL: https://rg.ru/2003/12/02/rebenok.html

[5] ВС разъяснил правила взыскания долгов с детей владельцев компаний-банкротов // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/12/26/819769-vs

[6] Тай Ю.В., Будылин С.Л. Сын за отца отвечает. Субсидиарная ответственность членов семьи директора в банкротстве компании. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.12.2019 № 305‑ЭС19‑13326 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2020. – № 6. – С. 4 – 22.

- Налоговая инспекция требует, чтобы наша дочь, которой принадлежит
часть квартиры, платила налог на имущество. Но девочке всего 4 года. Как
можно брать налог с ребенка?

- Заставляя ребенка платить налог на имущество, налоговики ссылаются на Налоговый кодекс и на Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц". И там, и там для детей нет льгот, так что формально инспектора правы. Хотя требования абсурдны, таковы наши законы - оправдываются чиновники. Однако они предпочитают не замечать, что в Налоговом кодексе есть доводы и в защиту детей. К сожалению, эти аргументы часто не замечают и судьи в гражданских судах, действующие по принципу: "Раз есть налог - значит его кому-нибудь надо платить".

Попробуем оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что по статье 45 НК РФ налог обязан заплатить сам налогоплательщик, то есть ребенок, а он этого сделать не может. Из правила, приведенного в статье 45, могут быть исключения, но они должны быть определены в НК РФ, а там ничего не сказано о расплате за детей. Правда, есть статья 27 НК РФ, из которой следует, что законными представителями несовершеннолетних являются их родители и поэтому они должны всячески представлять сына либо дочь, в том числе и платить налог - так утверждают инспектора. Но напомним, что по статье 8 НК РФ налогом считается "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности. денежных средств". Проще говоря, налог надо платить "из своего кошелька", которого у четырехлетнего ребенка нет. Следовательно, фактически налог можно не вносить.

Инспекторам, конечно, такая логика не нравится, и они могут начислить штраф по статье 122 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога". Там сказано, что с неплательщика возьмут 20 процентов от суммы налога, а то и 40 процентов, если инспектор докажет, что ребенок осознавал "противоправный характер своих действий" (п. 2 ст. 110 НК РФ). Да вот вопрос: кого они будут штрафовать? Четырехлетнюю девочку? Не получится, поскольку по статье 107 НК РФ санкции законны, если нарушителю исполнилось 16 лет. Потребовать штраф с родителей вроде бы можно, им уже больше 16. Но вспомним, что чиновники называют отца и мать "законным представителем налогоплательщика-физического лица". А в НК РФ предусмотрена ответственность только за действие или бездействие законных представителей организации (ст. 28 НК РФ), к которым четырехлетняя девочка опять-таки не относится. Налоговики не могут воспользоваться и статьей 51 Кодекса, где идет речь об "исполнении обязанностей по уплате налогов. недееспособного физического лица". В этой статье определено, что налог может заплатить опекун, но только за человека, которого суд признал недееспособным. То есть и эта норма к детям не относится. Еще одна "зацепка" для чиновников - статья 80 Семейного кодекса, где сказано, что родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. Но относится ли уплата налога к такому содержанию? Сомневаемся. Да и, кроме того, в налоговых правоотношениях важнее все-таки Налоговый кодекс, а не Семейный (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Справедливости ради заметим, что за злостное уклонение от содержания детей в статье 157 УК РФ предусмотрена и уголовная ответственность (трехмесячный арест). Но не думаем, что судьи потребуют арестовать человека за неуплату 30 с небольшим рублей (именно столько требуют от злостного четырехлетнего неплательщика).

И, наконец, последнее, чем могут угрожать инспектора, - пени. Их сумма небольшая (1/300 от суммы долга за каждый день просрочки, помноженная на ставку Банка России). Эта ставка сейчас составляет 16 процентов, а годовые пени примерно 19,5 процента (16 процентов: 300 дн. Х 365 дн.), или около 6 рублей. Но, на наш взгляд, и эту сумму не надо платить, так как пени начисляются, если налог был перечислен позже, чем нужно (ст. 75 НК РФ). А мы уже говорили, что в нашем случае его никто перечислять не должен. И в заключение заметим, что налог может быть взыскан только за три года (п. 10 и 11 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц").

Артем РОДИОНОВ, налоговый эксперт, заместитель главного редактора журнала "Двойная запись" - специально для "Российской бизнес-газеты".

Последние изменения: Февраль 2021

Понятие налогообложения включает объединение показателей в виде наличия объекта, налоговой базы и источника дохода для перечисления платежа. Налог на имущество несовершеннолетних детей под объектом подразумевает наличие имущественных ценностей, под базой налогообложения – соответствующие проценты, предусмотренные в зависимости от показателей – количественных и качественных характеристик имущества и региона нахождения субъекта. Но отсутствие у детей источника дохода остаётся предметом дискуссий граждан.

Законодательное регулирование

Налог на имущество несовершеннолетних детей

Налогообложение имущества граждан – физических лиц без предпринимательского статуса предусмотрено регулирующим законом № 2003-1 от 09.12.1991 года. В соответствии со ст.1 нормативного акта плательщиками признаются собственники имущественных ценностей, признаваемых в качестве объекта налогообложения, без уточнения, со скольки лет платят налог на имущество. Акцент закон делает именно на объекте, а не возрастной категории.

Получив статус налогоплательщика в соответствии с объектом, подлежащем налогообложению, гражданин вправе осуществлять уплату налогов в казну через законных или уполномоченных представителей (ст. 26 НК РФ), определяемых гражданским законодательством. Обязанность осуществлять правомочия по управлению имуществом несовершеннолетних лиц возложена на родителей, опекунов и попечителей (ст.26 и 28 ГК РФ), в том числе платить налоги на детей на имущество.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, в зависимости от вида предусматривающего следующие платежи в бюджет:

    налог на недвижимость при наличии в собственности домов, квартир, гаражей и прочих строений, независимо от принадлежащего метража; транспортный налог при наличии личного транспорта с двигателями внутреннего сгорания или электродвигателями; налог на землю при владении земельными участками независимо от общей площади.

Льготные категории детей при налогообложении

Облагаются ли дети налогом на недвижимость и движимое имущество, принадлежащее на правах собственности, определяется физическим статусом, наличием уполномоченных представителей и решениями органов самоуправления региональных властей.

В соответствии со статьёй 407 НК РФ льготы по налогообложению имущества имеют:

    инвалиды, имеющие данный статус с детства; члены семей военнослужащих, утративших кормильца; лица, получающие социальную поддержку от государства по различным основаниям; категории, отнесенные к льготным решением местных региональных властей.

Детские вычеты

Компенсацию платежей по имущественному налогу можно получить, образно сопоставив с вычетами на детей по НДФЛ. Оплата налогов за ребёнка на имущество, находящееся в детской собственности, в денежном эквиваленте перекрывается размером предоставляемых вычетов по НДФЛ, получение которых производится работодателем при выполнении одного из следующих условий:

    возраст ребёнка не превышает 18-летней отметки; возраст подлежит продлению до 23-х лет при обучении на очной форме высшего учебного заведения.
    1400 рублей – на первого и второго по очерёдности ребёнка; 3000 рублей – на третьего и последующих детей; 12000 рублей – на ребёнка-инвалида, воспитываемого родителями; 6000 рублей – на инвалида с детства, находящегося на содержании опекунов или попечителей.

По мнению законодателя, если ответить отрицательно на вопрос: облагаются ли несовершеннолетние дети налогом на имущество, то родители или опекуны в целях ухода от налогообложения на законных основаниях будут переписывать имущественные ценности на детей, лишая казну налоговых поступлений. При этом никто не будет сопоставлять, что предоставляемый детский вычет перекрывает уплаченную сумму. Однако для получения вычета родители должны иметь официальный доход в виде заработной платы, а при отсутствии платежи приходится осуществлять за счёт собственных источников.

Имущественные вычеты

Налоговые льготы для несовершеннолетних детей, владеющих недвижимостью, не предусмотрены. Однако приобретение недвижимого имущества даёт право на получение имущественного вычета после окончания календарного года при сдаче декларации 3 НДФЛ. Каждый гражданин вправе воспользоваться в текущем 2019 году льготой в пределах 2-х миллионов рублей, при этом сумма вычета составит 260 тысяч рублей (2000000х0,13).

А если имущество оформляется на ребёнка, то как воспользоваться вычетом? По разъяснению налоговиков воспользоваться правом на вычет может тот, кто платит налог за несовершеннолетнего ребёнка. Получить право можно за следующие действия:

    приобретение жилья за денежные средства на вторичном рынке недвижимости; вклад в долевое строительство и получение объекта недвижимости при передаче в эксплуатацию; финансирование услуг строительных организаций при индивидуальном строительстве; платежи за проектно-сметную документацию, составленную проектантами по индивидуальному заказу; приобретение материалов и комплектующих для строительства; оплату стоимости земельного участка с последующим возведением сооружений; погашение процентов при ипотечном кредитовании.

Порядок перечисления

Поскольку уплата налога на недвижимость несовершеннолетними предусмотрена наравне со взрослыми, то при наличии объектов налогообложения в собственности, именная квитанция – расчёт из налогового органа приходит с указанием ребёнка в качестве налогоплательщика. Произвести оплату платежей в бюджет можно следующими способами:

  1. Наличными денежными средствами в любой банковской организации. Наличие квитанции, высланной налоговым органом, служит приложением к произведённому платежу, предельно упрощая формирование уплаты налога на лицевом счёте конкретного налогоплательщика – несовершеннолетнего гражданина.
  2. Перечислением безналичных средств с карточного счёта. Поскольку плательщиком будет выступать хозяин счёта, то для минимизации проблем необходимо чётко сформулировать предназначение платежа:

    оплата налога на имущество несовершеннолетними собственниками; детальное отражение информации о плательщике (ФИО, ИНН, реквизиты свидетельства о рождении).

Как оплатить налог за ребёнка без квитанции? Индивидуальные данные необходимо отразить в платёжном документе. Как показывает практика, если не указан ИНН, то с зачислением и проведением по требуемому лицевому счёту возникают проблемы.

Механизм начисления налога

Несовершеннолетние платят налог на имущество на основании рассчитанной суммы аналогично взрослым без предоставления льгот на «детский возраст». Определяющими факторами при расчёте налога на недвижимость выступают следующие параметры:

    кадастровая или инвентаризационная стоимость (возможная для использования в расчёте последний раз в 2019 году) в зависимости от региона нахождения объекта; ставки, устанавливаемые местными властями; общая площадь недвижимости с учётом льготируемого метража на каждого владельца; коэффициент-дефлятор, устанавливаемый экономическим ведомством ежегодно при расчёте по инвентаризационной стоимости.

На размер транспортного налога влияют:

Двое несовершеннолетних (12 и 16 лет) стали собственниками долей ряда земельных участков и квартир в порядке наследования. Им пришло от налоговой инспекции уведомление об уплате налога на имущество. Должны ли они уплатить налог, если они еще учатся в школе и не имеют никакого дохода? Если за них это должен делать их законный представитель (например, мама), то каким законодательным актом это предусмотрено? Какие могут быть последствия, если несовершеннолетние не будут платить налог?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Сумма неуплаченных несовершеннолетним лицом налогов может быть взыскана в судебном порядке. Вопрос о правомерности взыскания соответствующей суммы (в том числе с законного представителя несовершеннолетнего) относится к компетенции судебных органов.

За неуплату или неполную уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только при достижении шестнадцатилетнего возраста. Возможность привлечения к налоговой ответственности законных представителей несовершеннолетних налогоплательщиков налоговым законодательством не предусмотрена (применительно к рассматриваемой ситуации).

Обоснование позиции:

Несовершеннолетние граждане могут являться собственниками имущества, в том числе - недвижимого.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговое законодательство не ставит факт признания физического лица плательщиком налогов в зависимость от его возраста, имущественного положения и иных критериев.

Поэтому, по мнению представителей Минфина России и налоговых органов, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками указанных налогов (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-06-01/30356, письмо ФНС России от 23.10.2012 N БС-2-11/666@). При этом родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан, которые имеют в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, от 05.11.2013 N 03-05-06-01/46944, от 28.08.2013 N 03-05-06-01/35251, от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05, от 13.10.2016 N 03-05-06-01/59782).

Таким образом, положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе - к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит. Положениями п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право ( а не обязанность) налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим возникает множество споров по вопросу об обязанности законных представителей несовершеннолетних детей уплачивать за них налоги.

В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П, как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога.

Несмотря на то, что указанное постановление касается вопроса о размере имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при приобретении имущества в общую долевую собственность, суды, рассматривая споры об уплате налогов несовершеннолетними гражданами, в том числе, налога на имущество физических лиц и земельного налога, признают правомерным предъявление требования об уплате налогов и взыскании суммы неуплаченного налога родителям несовершеннолетних детей, их законным представителям (смотрите, например, решение СК по административным делам Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 13АП-1017/12, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01.09.2016 по делу N 33а-871/2016, апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01.12.2015 по делу N 33-7588/2015, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 25.01.2016 по делу N 33-2249/2016, апелляционное определение СК по административным делам Забайкальского краевого суда от 07.12.2016 по делу N 33а-5249/2016).

В случае достижения совершеннолетия на момент подачи искового заявления (рассмотрения дела) указанные требования предъявляются непосредственно налогоплательщику (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 26.07.2016 по делу N 11а-10719/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 18.11.2015 по делу N 33а-3277/2015).

Отметим, что взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется исключительно в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Однако до обращения в суд налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа, процентов) (п. 2 ст. 69 НК РФ).

Срок, в течение которого требование об уплате задолженности должно быть исполнено налогоплательщиком, установлен абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ. В общем случае на это отведено 8 рабочих дней с даты его получения. При этом в требовании может быть указан и более продолжительный период времени.

Если и в эти сроки налогоплательщик не исполнит своей обязанности по уплате налога, то в этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества этого физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банке, ЭДС, наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании (п. 1 ст. 48 НК РФ). Обратиться в суд с таким заявлением налоговый орган может, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее этой суммы у налогового органа возникает при условии, если с момента выставления самого раннего требования прошло три года (абзац третий п. 2 ст. 48 НК РФ).

После получения из суда исполнительного листа взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п. 4 ст. 48 НК РФ)*(1).
Отметим, что за совершение налогового правонарушения предусмотрена ответственность, которая заключается в наложении на правонарушителя предусмотренных НК РФ налоговых санкций (штрафов). Налоговая ответственность носит дополнительный характер по отношению к обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов, в связи с чем привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора), страховых взносов. От мер налоговой ответственности следует отличать пеню, которая представляет собой способ обеспечения обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов. В связи с тем, что налоговая санкция и пеня имеют самостоятельные цели, привлечение лица к ответственности не освобождает его также от уплаты пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Поэтому несовершеннолетний налогоплательщик, не достигший указанного возраста, не может быть привлечен к налоговой ответственности (решение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 23.04.2014 по делу N 33-2532/2014).

Вопрос о налоговой ответственности представителей физических лиц законодательно не урегулирован. Исключением является лишь ст. 51 НК РФ, предусматривающая ответственность опекунов лиц, признанных судом недееспособными. Эта статья устанавливает также ответственность управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Налоговые органы высказывают точку зрения, в соответствии с которой законные представители несовершеннолетних налогоплательщиков должны выступать от их имени в налоговых правоотношениях и несут ответственность за неисполнение соответствующих обязанностей (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 20-14/033206@, от 15.01.2010 N 20-14/4/002290@, от 09.08.2007 N 28-10/076242@).

Однако на наш взгляд, учитывая положения ст. 107 НК РФ, возможность привлечения к ответственности законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика весьма сомнительна. Судебная практика, подтверждающая либо опровергающая данную позицию, отсутствует.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений;

- Энциклопедия решений. Ответственность за совершение налогового правонарушения;

- Энциклопедия решений. Плательщики налога на имущество физлиц - несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане;

- Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

26 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Читайте также: