Налог на лесные ресурсы

Опубликовано: 02.05.2024

date image
2015-07-04 views image
4852

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


ЛЕСНОЙ НАЛОГ— система платежей за пользование лесным фондом[3,c.69].

Платежи взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Ставки устанавливаются за единицу лесного ресурса (продукции), по отдельным видам лесопользования за гектар находящегося в пользовании участка лесного фонда (ставки лесных податей используются также при определении арендной платы). Лесные подати представляют собой плату за: древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, сенокошения, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и другие виды побочных лесных пользований — пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства; пользование лесным фондом в культур- но-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования участком лесного фонда.

Платежи за пользование лесным фондом относятся на себестоимость продукции лесопользователя.

От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются крестьянские (фермерские) хозяйства, представители коренных малочисленных народов, сельские пенсионеры, вынужденные переселенцы и другие категории граждан.

Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, осуществляющие заготовку субъекты малого предпринимательства — индивидуальные предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.97 г. Г 1199 установлены минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, которые включают в себя и налог на землю. Минимальные ставки установлены отдельно для[2,c.138]:

1) основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам;

2) неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. С этой целью территория РФ разделена на лесотаксовые районы и пояса.

Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам и в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам). Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. м и крутизне склона до 20 градусов[3,c.174]. При большей крутизне склона минимальные ставки корректируются с помощью понижающих коэффициентов. Установлены и другие скидки: при проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования (снижение на 20%), при отпуске древесины, поврежденной пожарами, вредителями и болезнями леса (снижение на 40%). Окончательная величина минимальной ставки с применением скидок и надбавок округляется до 100 руб. за 1 плотный куб. м древесины[3,c.189].

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующим региональным органом управления лесным хозяйством или определяется по результатам лесных аукционов.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда на срок от 1 года до 5 лет (без права вы купа и субаренды).

Часть лесных податей и арендной платы (в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов РФ (60%).

В регионах, где расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. куб. м., указанные платежи полностью поступают в бюджеты субъектов РФ.

Другая часть лесных податей и арендной платы (сверх размеров минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйствам, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.




Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей либо в натуральной форме (частью добытых лесных ресурсов, путем предоставления каких-либо услуг и др.), Согласованная форма внесения лесных податей указывается в разрешительном документе (по каждому объекту пользования), выдаваемому лесопользователю.

Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и на ведение лесного хозяйства осуществляется за счет средств федерального бюджета. А расходы на воспроизводство лесов (в первую очередь лесопосадки) финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2-х ч.: Официальный текст. -

2. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: содружество

независимых государств: Учеб. пособие/ М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев,

Н.Н.Тютюрников. - М.: Гелиос. АРВ, 2002.

3. Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2000.

4. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки.

Генезис.— М.: НОРМА,2002.

5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и

ответы. Практические задания и решения: Учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев и

В Тверской и Челябинской областях есть ограничение на минимальный размер шляпки срезанного гриба. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

"Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных и недревесных ресурсов, - заявили в Минприроды. - Это базовое положение лесного законодательства, которое неизменно!".

Фото: iStock

Фото: iStock

По нормативам Минприроды, сбор грибов и ягод разрешен всем желающим "для личных целей". Но при этом доходы от сдачи дикоросов налогами не облагаются и формально тоже не относятся к профессиональным занятиям, для которых нужны лицензии, договоры аренды участка и другие бумаги.

Поэтому у человека, отправившегося в лес по грибы и ягоды с собой никаких обязательных документов быть не должно и лесной инспектор не вправе их требовать.

"Лесной кодекс позволяет гражданам свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд (то есть для себя и своей семьи) собирать грибы, ягоды, лекарственные растения и прочее, - отметили в Минприроды. - К человеку, гуляющему с корзинкой, никаких вопросов у лесного инспектора не возникнет. Более того, арендаторам лесных участков запрещено мешать гражданам гулять по "их" земле и собирать выросшие там дары леса".

Вопросы у представителей власти скорее возникнут не к человеку с корзиной, а к тем, кто устраивает в лесах пусть даже временные хранилища и сушилки для собранных грибов, ягод и растений, добавили в министерстве. Кроме того, инспектор имеет полное право осмотреть собранный урожай на предмет "краснокнижных" или, например, галлюциногенных растений, - их сбор по понятным причинам запрещен. Спорить с лесничим не стоит - в своих владениях он имеет почти такие же права как полицейский. В том числе задержать человека, доставить его в отделение МВД, изъять орудие совершения правонарушения и транспортные средства.

Кроме федерального законодательства, в России действуют еще и региональные нормативные акты. В большинстве своем они дублируют общий порядок, однако могут быть и нюансы, о которых стоит знать. Например, в Тверской и Челябинской областях есть ограничение на минимальный размер шляпки срезанного гриба. У любителей мелких лисичек с диаметром шляпки меньше 1,5 см или груздей, у которых шляпка меньше 2,5 см, при проверке будут проблемы. В других местах могут проконтролировать, срезаны ли ножки грибов острым ножом - иные способы их отделения приводят к порче грибницы и потому караются по закону. Но это единичные случаи, и они не действуют для всей России.


Для предпринимателей, которые заготавливают в лесах грибы, ягоды, лекарственные и другие дикорастущие растения, существуют свои отдельные правила. Но применять их к отдельному гражданину никто не вправе, подчеркнули в министерстве.

При этом сбор грибов, ягод и других дикоросов имеет шансы со временем стать основой мощной экспортной отрасли. За прошлый год экспорт дикорастущих грибов, ягод и других растений вырос на 50% в натуральном выражении и более чем в два в денежном. Такие данные приводят аудиторы KPMG. Общие запасы лесных ягод России они оценивают в 8,8 млн тонн, грибов - в 3,5 млн тонн, кедровых орехов - в 1 млн тонн. Примерно половину из этих объемов имеет смысл заготавливать - остальные растут слишком далеко и их сбор стоит слишком дорого. При этом за прошлый год сбор ягод, который удалось отследить, составил лишь 150 тыс. тонн, грибов - 350 тыс. тонн, кедровых орехов - 40 тыс. тонн. По оценке аудиторов, и сбор, и экспорт могут вырасти в 15 раз.

Заготовка дикоросов в лесу идет двумя способами. Одни предприниматели арендуют лесные участки и собирают то, что там выросло, а потом отчитываются об объемах своих заготовок. Другие - открывают заготовительные пункты, где принимают лесные ресурсы от населения. В интернете и соцсетях есть множество объявлений о покупке собранных грибов и ягод.

Таких организаций по несколько десятков в каждом регионе и единой достоверной статистики по ним нет, только разрозненные цифры. Например, в Ярославской области, по данным объединения обществ промкооперации "Центросюза", за прошлый год было принято от населения почти 3 тыс. тонн дикоросов.

Профессиональные заготовители грибов в прошлом году брали в аренду 30 тыс. га лесного фонда, сообщили в Рослесинфорге. В 11 регионах они собрали 65 тыс. тонн грибов, причем 50 тыс. тонн пришлись на одного арендатора из Тюменской области. Ягодами занимался 31 заготовитель на площади в 6 тыс. га. В восьми регионах ими было собрано 54 тыс. тонн ягод.

Фото: photoxpress

Фото: photoxpress

Цены у заготовителей варьируются от сезона к сезону, зависят от урожая и множества других факторов, отметили в "Центросоюзе". Сейчас время заготовки лекарственных растений, ягоды начнут принимать в июне, грибы - в июле. Но в целом за сезон удачливый грибник может сдать даров леса на 100 тысяч рублей, рассказали сельские жители, для которых этот промысел - хорошее подспорье для жизни.

"Существенный объем дикоросов собирается, перерабатывается и реализуется гражданами в частном порядке (торговля с лотков на местных рынках, на приграничных территориях между государствами, у дорог), - отмечают эксперты KPMG. - По некоторым оценкам, нелегализованный рынок дикоросов в несколько раз превышает объем легального, что создает сильную конкуренцию законным производителям".

Статья 479. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками лесного налога (далее в настоящей главе - налога) признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса), индивидуальные предприниматели и физические лица (статьи 24 и 26 настоящего Кодекса), осуществляющие пользование лесным фондом Российской Федерации, предусмотренное частью первой статьи 480 настоящего Кодекса..

Отсутствие у указанных лиц специальных разрешительных документов (лесорубочных билетов (ордеров), лесных билетов), выдаваемых в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, не может служить основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками.

2. При пользовании лесным фондом на основании соответствующего договора об аренде налогоплательщиком признается арендатор.

Статья 480. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признается пользование лесным фондом для:

1) заготовки древесины, отпускаемой на корню;

2) заготовки живицы;

3) заготовки второстепенных лесных материалов;

4) побочного лесного пользования, в том числе сенокошения, пастьбы скота, заготовки в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов побочного лесного пользования, по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством);

5) нужд охотничьего хозяйства;

6) культурно - оздоровительных, туристических или спортивных целей.

2. Не признается объектом налогообложения следующие виды пользования лесным фондом:

1) осуществление рубок промежуточного пользования и проведение иных лесохозяйственных мероприятий государственными органами управления лесным хозяйством, в том числе лесоустройства, научно - исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного пользования лесным фондом;

2) проведение лесоустройства, лесообследования, научно - исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства организациями, входящими в систему лесного хозяйства;

3) осуществление вырубок под контрольно - следовые полосы, линии связи, иные инженерно - технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Статья 481. Налоговые льготы.

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 482. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как объем лесосырьевых ресурсов, который фактически изъят или безусловно должен быть изъят налогоплательщиком, либо как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика участка лесного фонда, указанные в специальном разрешительном документе.

2. При аренде участков лесного фонда налоговая база определяется как ожидаемый годовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть изъят при использовании арендуемого участка лесного фонда в соответствии с условиями, установленными договором аренды.

Статья 483. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса, получаемого при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.

2. Порядок установления налоговых ставок и минимальные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Конкретные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, и размеры налоговых ставок за другие виды лесопользования устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.

Статья 484. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется государственными органами управления лесным хозяйством исходя из налоговой базы и налоговых ставок и указывается в специальных разрешительных документах на право пользования лесным фондом.

2. Сроки уплаты налога за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Порядок и сроки уплаты налога за виды пользования лесным фондом, предусмотренные пунктами 2 - 6 части первой статьи 480 настоящего Кодекса, устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

4. Налогоплательщик, которому выделен лесосечный фонд, по истечении того отчетного года, на который ему выделен этот фонд, обязан представить в налоговый орган по месту лесопользования налоговую декларацию, а по месту учета - копию этой налоговой декларации. Указанная налоговая декларация представляется не позднее чем 1 апреля года, следующего за отчетным.

5. Государственные органы управления лесным хозяйством обязаны не позднее чем 20 числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о разрешенных объемах лесопользования и суммах налога, подлежащих уплате.

Статья 485. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Лесной бизнес не приносит бюджету желаемого результата

фото: пресс-служба ЗСПК | Удар по древесине. Налоговики объяснили лесникам правила игры

В УФНС России по Приморскому краю с участием представителей краевой Ассоциации лесопромышленников прошло тематическое совещание, посвященное обелению лесной отрасли; осуществлению расчета заработной платы нерезидентам; порядку определения и контроля налогооблагаемой базы при экспорте лесоматериалов.

Исполняющая обязанности заместителя руководителя УФНС Дина Михайлова отметила, что среди честных предприятий имеются и недобросовестные предприниматели, которые укрывают реальные доходы от государства: «Своевременная уплата налогов поспособствует обелению отрасли, созданию равных условий для всех участников рынка. Отмечу, что управление нацелено на добровольное уточнение налоговых обязательств, которое можно произвести до 1 ноября. Обратим внимание и на тот факт, что, к сожалению, за 2018 г. объем налоговых поступлений от предприятий снизился».

«Присвоенные» преференции

И. о. начальника отдела камерального контроля УФНС Елена Казакова рассказала об обелении лесной отрасли. Одна из ключевых отраслей экономики Приморья обладает значительными ресурсами, для заготовки древесины используется более 7 млн гектаров. В отрасли более 600 предприятий, из которых 36% — индивидуальные предприниматели. Значительная часть, порядка 80% субъектов экономической деятельности, применяют упрощенную систему налогообложения. По результатам комплексного анализа лесной отрасли 85% предприятий декларируют нагрузку, существенно отклоняющуюся от среднеотраслевых показателей, а в ряде случаев нагрузка и вовсе отрицательная.

Лесной бизнес не приносит бюджету желаемого результата. В 2018 г. сумма поступлений в консолидированный бюджет — всего 1,2 млрд руб., 1% от поступлений по региону. Возврат по НДС превысил поступления на 0,4 млрд. Естественно, такая ситуация не устраивает государство.

Трутнев попенял на пеньки

Среди основных причин невысоких поступлений — преференции, установленные государством по налогу на прибыль и налогу на имущество; возмещение НДС по экспортным операциям, но, главным образом — применение налогоплательщиками незаконных схем минимизации налогов. Лесная отрасль остается «серой зоной», подчеркнула Елена Казакова.

Наиболее используемые схемы — приобретение лесопродукции и оборудования по фиктивным документам у формальных поставщиков (то есть фактически не осуществляющих обязательство по сделке); продажа товаров на экспорт по заниженной цене. Как правило, данные посредники работают по общей схеме, применяя НДС, и не несут самостоятельных финансовых рисков на предмет принимаемой налоговой нагрузки. Такая форма приводит к выводу денег из-под налогообложения, формируя теневой сектор экономики по обороту древесины.

Субъекты в области переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за получением НДС из бюджета за продукцию, легальность приобретения которой не подтверждается документами либо подтверждается фальсифицированными документами. Лесозаготовители не отражают либо занижают свои доходы, в том числе и от легально заготовленной продукции.

Распространенным нарушением при экспорте является закуп леса, заготовленного незаконным путем, у физических лиц, предпринимателей, за наличный расчет, без уплаты НДС. Все это провоцирует незаконные вырубки лесных массивов, приводит к медленному лесовосстановлению.

ФНС в настоящее время переходит от концепции проверки отдельных плательщиков к созданию прозрачной среды в отраслях рынка, не допуская получения конкурентного преимущества за счет уклонения от налогов. В отраслях создаются механизмы самоконтроля. Создана Ассоциация добросовестных налогоплательщиков агропромышленного комплекса. При обелении лесной отрасли будут применяться механизмы, аналогичные тем, что применялись при обелении зернового рынка. Оборот лесопродукции можно сделать в Приморье прозрачным, уверена Казакова. Один из рецептов — отказ от взаимоотношений с фиктивными поставщиками.

Как известно, приоритетную роль при администрировании НДС играет риск-ориентированный подход, а он предполагает снижение проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Программа относит плательщика к одной из трех групп риска, в соответствии с которыми к ним применяются комплексы мероприятий контроля разного уровня. Особое внимание к контролю обоснованности возмещения НДС при экспортных операциях, где бдительно проверяется вся цепочка от лесозаготовителей до конечного продавца. Информация о незаконных вычетах передается в другие территориальные налоговые органы. В то же время плательщики имеют возможность добровольно уточнить свои налоговые обязательства.

Зарплата для нерезидентов

По словам руководителя отдела валютного контроля УФНС Ольги Шарановой, все больше компаний в Приморье привлекают на работу иностранных граждан. Притом далеко не все работодатели знают, что выплачивать зарплату нерезидентам необходимо не из кассы предприятия, а обязательно на банковский счет. В частности, это способствует прозрачности валютных операций, проводимых на территории России.

Индия одолжит России 1 млрд долларов и начнет вывозить дальневосточный лес

Выдача денежных средств иностранным гражданам — нерезидентам из кассы не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами, приведенный в ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Как таковая, процедура получения заработной платы иностранным работником считается валютной операцией, ее нарушение влечет наложение административного штрафа.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена ответственность в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, должностные лица будут оштрафованы на 20–30 тыс. руб. Срок привлечения — два года со дня выдачи средств.

УФНС Приморья рекомендует предприятиям включить в трудовой договор обязанность для иностранных работников — открыть счет для получения зарплаты.

Лес на экспорт

Как отметила в своем докладе и. о. заместителя начальника Дальневосточного таможенного управления Ольга Читаева, размер вывозных таможенных пошлин зависит от вида древесины и степени обработки. На необработанную древесину пошлина составляет от 6,5 до 40% от таможенной стоимости, но не менее 15–20 евро за кубометр, на обработанную — 10% от стоимости, но не менее 12 евро за кубометр. Кроме того, предусмотрен ежегодный рост пошлин, на 40% в нынешнем году, до 60% — в 2020 г., до 80% — в 2021 г. В настоящее время порядка 98% экспорта необработанной и 89% обработанной древесины приходится на Китай.

Владимир Путин: «В лесной отрасли ужасное воровство»

Осуществляется контроль таможенной стоимости вывозимого пиловочника и ценных пород непереработанной древесины. В 2018 г. дополнительно в бюджет было начислено более 21 млн руб. Основания о внесении изменений в таможенную декларацию в каждом конкретном случае — разные. Например, пиловочник березы пушистой 1 и 2 сорта, вывозимый в Суйфэньхэ, был оформлен по стоимости 115–120 долларов за кубометр, хотя по контракту стоимость составляла 90 долларов за куб. Довзыскания составили 58 тыс. руб. Документы были получены ДВТУ в рамках международного сотрудничества от отдела по борьбе с контрабандой Харбинской таможни. Зачастую отклонение конкретных сумм составляло 1,5–2 раза.

При экспорте лесоматериалов применяются такие схемы ухода от налогов, как оплата платежа на 90–500 дней. Используются не только фирмы-однодневки, но и многократное продление контрактов при постоянных отсрочках исполнения взаимных обязательств, переуступка права требования. ФНС имеет право обжаловать подобные сделки.

Экспортеры-нарушители при значительных объемах поставок рискуют быть подвергнутым не только штрафам, но и уголовному преследованию.

Сбор я год и грибов

Недавно появилась новость о том, что правительство Российской Федерации собирается ввести новый налог на сбор ягод и грибов. Данную инициативу Минсельхоза активно обсуждают в интернете, хотя официально законопроект пока не рассматривается.

Новый налог?

Разговоры о введении нового налога начались с заявления губернатора Владимирской области Светланы Орловой. По ее мнению, Россия экспортирует огромное количество грибов и лесных ягод, которые скупаются у частников. Те, в свою очередь, собирают лесные богатства совершенно бесплатно. Из-за этого государство теряет часть природной собственности, а казна не получает значительную сумму денег.

Команда Светланы Орловой даже подготовила ряд изменений, которые должны быть внесены в законодательство о природопользовании. Инициативу поддержали в Министерстве сельского хозяйства России. А глава ведомства Александр Ткачев напомнил об опыте времен СССР, когда в первой половине XX в. налогообложение подсобного хозяйства в виде домашнего скота, плодовых деревьев и кустарников способствовало значительному пополнению государственного бюджета.

Однако чтобы получить лицензию на сбор грибов и ягод, их использование и переработку, россиянину придется заплатить 4000-6000 рублей, что немало для простого грибника.

За сбор лесных даров без лицензии придется заплатить штраф или нести уголовную ответственность.

Ягода

В интернете уже ведутся бурные дискуссии по данному законопроекту. Люди опасаются, что правительство обяжет покупать лицензию даже тех, кто собирает дикие ягоды и грибы для личного использования 1-2 раза в год. Кроме того, налог вынудит торговцев грибами сдавать товар крупным предприятиям по низкой цене.

Однако позже в телевизионном эфире Александр Ткачев опроверг все слухи, заявив, что подобный законопроект не рассматривается Министерством сельского хозяйства. Россия действительно является крупным экспортером грибов, а промышленная переработка вторичных лесных ресурсов обогащает бюджет на десятки миллиардов долларов. Однако речь идет не о введении налога или лицензии на сбор даров леса, а о выделении грантов фермерам, которые хотят заняться выращиванием лесных ягод и грибов.

Налог в Беларуси на использование лесных ресурсов

Несмотря на то что большинству россиян введение налога на сбор даров леса кажется абсурдным, подобный опыт уже имеет место в соседнем государстве. В 2021 году в Беларуси действует постановление об использовании второстепенных лесных ресурсов. Таким образом, была установлена таксовая стоимость сбора не только грибов и ягод, но и таких лесных ресурсов, как:

Орехи

  • трава;
  • лесные цветы;
  • мох;
  • шишки;
  • орехи;
  • ветки;
  • кора деревьев и др.

За килограмм грибов или диких ягод придется заплатить чуть больше 20 копеек. Однако килограмм рябины или черемухи, к примеру, обойдется уже в 70 копеек. Пока не совсем ясно, кому пойдут собранные денежные средства. Также не прописана система штрафов. В Министерстве лесного хозяйства только готовят поправки к постановлению.

Но уже известно, что обычные грибники не будут платить налог. Их защищает Лесной кодекс, согласно которому каждый гражданин в Беларуси имеет право осуществлять сбор вторичных лесных ресурсов, если использует их для удовлетворения личных нужд. При этом никакой платы с него не взимают и специальных разрешительных документов не требуют.

Облагаются налогом только юридические лица, которые осуществляют сбор грибов и ягод в крупных размерах с целью продажи или использования в промышленной деятельности.

Теперь в управлении лесного хозяйства они обязаны получить «билет», а также указать количество и вид ресурсов, которые они хотят собрать. Плата взимается на месте в соответствии с заявленным объемом. Если грибов или ягод было собрано меньше заявленного, то разница в оплате никак не компенсируется.

Налог на сбор грибов и ягод:

Белоруссия ввела постановление так, что оно не вызвало народного возмущения. Но это и не решило до конца проблему нелимитированного сбора вторичных лесных ресурсов. Если грибник без «лесного билета» смог набрать грибов или ягод и выставить их на продажу, то оштрафовать его никто не имеет права. Продавец всегда может оправдаться, сказав, что торгует продукцией личного подсобного хозяйства. К примеру, подобная ситуация из года в год повторяется с черемшой, занесенной в Красную книгу. Однако в сезон полезное травянистое растение массово продается на рынках и вдоль трасс.

Читайте также: