Налог на коммунальные услуги с 1 января

Опубликовано: 17.05.2024


С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ

С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2021 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)


Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw

Не забывайте подписаться на мой YouTube канал

Минфин объяснил, как платить налоги, если сдаете квартиру и получаете от нанимателя деньги в счет коммунальных платежей. Есть шанс сэкономить на налогах: делиться с бюджетом нужно не всеми поступлениями. Коммунальные платежи по счетчикам — это не доход, а без счетчиков — доход. Как обычно, есть нюансы, о которых Минфин не рассказал, но есть и другие способы сэкономить на налогах и не платить НДФЛ вообще со всей коммуналки.

Вот как собственник может сэкономить на налогах, если сдает квартиру.

Кого это касается?

Разъяснения Минфина касаются всех владельцев квартир, которые сдают их физлицам за деньги. Такие собственники получают доход от нанимателей. По закону его положено декларировать: отчитываться перед государством и платить 13% НДФЛ в бюджет.

Если наниматель заплатил 10 000 Р , то 1300 Р нужно отдать налоговой. Так, конечно, делают не все, но по закону положено. Минфин подсказал таким людям, как можно сэкономить и отдавать государству немного меньше денег. Но кто-то, наоборот, узнает, что должен отдавать даже больше.

Плата за наем квартиры — это налогооблагаемый доход

Обычно платежи от нанимателя делятся на стоимость аренды квартиры и коммунальные услуги. Плата за пользование квартирой — это всегда налогооблагаемый доход. Если в договоре указано, что наниматель каждый месяц платит 10 тысяч рублей плюс коммунальные услуги, с 10 тысяч рублей собственник точно должен заплатить НДФЛ.

Здесь нет исключений ни для пенсионеров, ни для безработных, ни для многодетных семей.

С коммунальных платежей без счетчиков нужно платить НДФЛ

Наниматель может отдельно платить за коммунальные услуги и содержание дома:

  1. Холодную и горячую воду.
  2. Свет.
  3. Газ.
  4. Отопление.
  5. Канализацию.
  6. Вывоз мусора.
  7. Текущий ремонт.
  8. Управление домом.

Часть этих платежей не зависит от фактического потребления. Например, за текущий ремонт дома нужно платить, даже если квартира пустая, ее не сдают и собственники там тоже не живут. За общее имущество тоже нужно платить независимо от его использования. Так же с отоплением: обычно его оплачивают с учетом площади квартиры. Если всю зиму там никто не живет, дом все равно отапливают. Аналогичная ситуация с водой и электроэнергией, если их оплачивают по нормативам.

Когда наниматель компенсирует такие платежи, это доход собственника квартиры. Минфин считает, что владелец и так платил бы за коммунальные услуги. Если ему кто-то компенсирует эти расходы, значит, это экономическая выгода. Она облагается налогом.

Допустим, наниматель платит 2000 Р за содержание дома, текущий ремонт и отопление — ровно по квитанции. Для собственника эти 2000 Р — доход, с которого нужно отдать 13% в бюджет. Хотя фактически вся сумма уйдет управляющей компании.

Коммунальные платежи по счетчикам не облагаются налогом

Часть коммунальных услуг, которые зависят от фактического потребления, — это не доход наймодателя. Даже если жильцы квартиры отдают эти деньги собственнику, он не должен платить налог на доходы. Это компенсация за использованные ресурсы, которые потребили наниматели, а не выгода владельца жилья. Если бы нанимателей не было, воду и свет бы не расходовали.

Есть три способа не платить налог с платежей за коммуналку по счетчикам:

  1. Указать их в договоре отдельно и не заявлять в декларации. Отчет по платежам можно вести в приложении к договору или в произвольной форме, а в расписке о получении денег упомянуть эти суммы отдельной строкой.
  2. Учесть в составе профессионального вычета. В этом случае расписку можно выдать на всю сумму поступлений от нанимателя, а в декларации уменьшить доход на расходы за услуги ЖКХ по счетчикам. Налог придется заплатить только с разницы.
  3. Попросить нанимателя оплачивать воду, свет и газ напрямую поставщику ресурсов — по квитанциям. Тогда эта сумма вообще не будет поступать собственнику. Но есть риск, что жильцы не будут платить за коммуналку и накопят долги.

Если квартиранты будут сами оплачивать всю коммуналку

Теоретически можно поручить нанимателям оплачивать коммунальные услуги напрямую по квитанциям или вообще не указывать эту компенсацию в договоре. Тогда налоговая о ней не узнает. Но так делать опасно.

Даже если текущий ремонт, отопление и домофон за собственника будет оплачивать наниматель, это все равно доход собственника. Считается, что он получил его в натуральной форме — в виде оплаты своих расходов другими людьми. Узнать об этом налоговой будет сложно, но риски стоит учитывать.

Как еще можно сэкономить на налогах при сдаче квартиры

Есть еще несколько способов уменьшить налог, если сдаете квартиру и честно рассказываете об этом государству.

Перейти на льготный режим «Налог на профессиональный доход». Этот режим действует в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Квартира должна находиться в одном из этих регионов. Но если есть несколько квартир, которые сдаются в аренду, и хотя бы одна из них в тестовом регионе, то с дохода от всех квартир можно платить 4%. Или даже 3% — с учетом вычета.

Использовать налоговые вычеты. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13% и могут использовать налоговые вычеты. Даже если налог начислен с дохода от нанимателей квартиры, его тоже можно вернуть. Например, если собственник не имеет других официальных доходов или работает как ИП на упрощенке. Он будет сдавать квартиру как физлицо, а потом уменьшит доходы на стоимость обучения детей или лекарств для родителей. Или даже использует имущественный вычет, чтобы не платить налог с аренды в течение нескольких лет.

Например, владелец жилья получил от нанимателей 120 000 Р за год с учетом содержания дома и отопления. В том же году он оплатил лечение мамы, стоматолога для жены, учебу в автошколе для сына и купил себе полис ДМС. Всего потратил на это те же 120 000 Р . В следующем году он задекларирует доход от сдачи квартиры и даже честно укажет стоимость коммунальных услуг без счетчиков. Но платить НДФЛ не придется: сумму дохода можно уменьшить на социальные вычеты — налоговая база будет равна нулю.

Даже если таких расходов не было, всегда можно использовать вычеты на детей. Если в семье владельца квартиры их хотя бы двое, сумма вычета составит 2800 Р в месяц. Этого может вполне хватить, чтобы полностью перекрыть компенсацию за коммунальные услуги. А из подтверждающих документов понадобятся только свидетельства о рождении — и вот бюджет остался без налога вопреки заветам Минфина. А вы при этом ничего не нарушили.


Мне приятно, что ТЖ на стороне закона, но давайте будем честными, лучший способ экономии на налогах - не платить налоги


Ruslan, зашел, чтоб лайкнуть этот коммент. После 5.000.000.000 состояния у потомственного чиновника Бирюкова, желания кормить остальных дармоедов нет никакого.

Я_не_Андрей, Абсолютно согласен с Вами. С ворами нельзя ни договариваться ни сотрудничать. Их просто нужно уничтожать, как вредителей и паразитов.


А с какого перепугу мы должны платить государству? На покупку квартиры оно хоть копейку дало? Убогое государство и нас тянет в болото! Нигде, так не живут, как в России. Где то будет война или наводнение, то мы же будем отправлять гуманитарку, а нам почему то никто. Вспомните в августе тайга горела, прятали вырубку леса наше государство


при сумме вычета на детей 2800 в месяц вернется 13% от этой суммы. что-то я сомневаюсь, что этого хватит на компенсацию коммунальных услуг.


Alexey, хватит. Потому что и с компенсации коммунальных услуг тоже нужно заплатить именно 13%.

Например, наниматель заплатил за коммуналку 2800 рублей (реальная сумма за просторную однушку в регионе, даже с запасом). Уменьшаем этот доход на вычет за детей — 2800 рублей.

Получается, что налога с компенсации вообще нет.


Люблю диванные войска)) Не платить если: 1. В случае сложностей с нанемателем, гос.органы не только не станут отстаивать ваши права, ловить преступника и возвращать права на квартиру, если случай с попыткой отжимания, но ещё и нагнут вас за незаконное предпринимательство. 2. Если накапают на вас соседи или любые недруги - нагнут тоже. Решайте сами - грамотно платить налоги и спать спокойно или кукиш государству и ждать, когда "рванёт". Помните, что если не действовать по закону, то пострадаете именно вы, а не политические олигархи)


Станислав, а если налоги платить, кто то типа будет за меня? Пока сама дорогущего адвоката не найму, ничего не выиграю. И плевать будет государству на моё право собственности, свои то деньги оно уже получило

Очень полезная статья!
Я правильно поняла, что если, допустим, я официально не работаю, муж тоже, у нас есть общая квартира, которую сдаём за 10000 в мес, плюс фиксированная коммуналка 2000 и остальное по счётчикам (платят, например, сами наниматели). При этом у нас 2ое детей. То с 12000р в мес дохода мы платим 13% = 1560р,а вернуть ежемесячно можем 2800р, т.е всё будет официально, но налоговой мы ничего не должны?
Или мы им отдаём эти 1560р и лотом получаем обратно?
Спасибо


Viki, нет. Вы должны будете заплатить (12000-2800)*13% рублей налогов.

Алексей, спасибо, точно, что-то я размечталась.. 🙄)


Viki, а разве положен вычет на детей, если официально не работаешь?

Наталья, чисто логически, на основе статьи, если есть доход, облагаемый по ставке 13%,то почему нет? И др вычеты на лечение и обучение по идеи должны быть..

Не всякий уплаченный 13%-й НДФЛ можно вернуть вычетами. Например, к НДФЛ, уплаченному при получении дивидендов вычет применить нельзя.

Елена, не знала, спасибо..


Подскажите, а если сдавать квартиру без оплаты, но с условием, что наниматель оплачивает коммунальные платежи по счётчикам, должна ли я что-то налоговой. На сколько я поняла из статьи, что должна я буду только за счета , которые присылают за содержание общего имущества, вывоз мусора, кап.ремонт и деятельность ТСЖ? Буду очень признательна за ответ.


Аркушенко Марина Андреевна, я не редакция, но как я поняла, если в договоре это все пропишите, то да

Люди спорят про то нужно ли платить налоги, а у меня другой вопрос, нужна ли собственность на квартиры, где поидее никакой собственности на самом деле нет, ибо она очень ограниченная и ущербная. Это нельзя, то нельзя еще какие-то чужие трубы из стены торчат и лифт общественные и т.п. Собственность на частные дома да, вопросов нет. Но все квартиры должны быть в копеечном найме, а не как сейчас люди покупают кучами квартиры и сдают их. Ну и собственно сами придумали себе проблему, а теперь пытаемся ее решить (налогооблажение частных квартир)

Ну и связанная с этим проблема комьютинга. Надоело тебе по часу ездить на работу, снял поближе к работе жилье. Это гораздо проще, чем квартиру купить, продать. Плюс еще ценовой порог на аренду гораздо ниже, чем на покупку.


Губин Виталий

Губин Виталий

Цены на коммунальные услуги в 2019 году вырастут дважды. Соответствующее постановление подписал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Такую меру чиновники предприняли в связи с повышением с 1 января 2019 года НДС с 18% до 20%.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление от 12 ноября 2018 года №1347, которым предусмотрено двойное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2019 году. Вместо ежегодной индексации на уровень инфляции, которая обычно проводится с 1 июля, в 2019 году тарифы коммунальных платежей вырастут:

  • с 1 января 2019 года;
  • с 1 июля 2019 года.

Такое решение кабмина связано с увеличением ставки НДС на 2 процентных пункта, до 20%. При этом чиновники утверждают, что меры направлены на то, чтобы индексация платы за коммунальные услуги в 2019 году, несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года, не превышала обычный уровень. В сообщении пресс-службы Правительства РФ сказано так:

Подписанным постановлением в Основы формирования индексов внесены изменения, направленные на то, чтобы индексация платы за коммунальные услуги в 2019 году, несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года, не превышала обычный уровень.

Плата за услуги ЖКХ увеличится так:

  • с 1 января 2019 года индексация составит 1,7%;
  • с 1 июля 2019 года тарифы дополнительно проиндексируют еще на 2,4%.

В сообщении Правительства сказано, что суммарно это составит 4,1%, то есть прогнозный уровень инфляции. И обычный ежегодный рост тарифов ЖКХ как раз и находится на уровне 4%. Чиновники отмечают, что:

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно — только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне 4%.

Однако эксперты сомневаются, что реальный рост платы за коммунальные услуги останется в этих пределах. Как рассказала «Российской газете» исполнительный директор «ЖКХ “Контроль”» Светлана Разворотнева:

Согласно постановлению правительства, повышающие индексы определяются без учета НДС, поэтому к этой цифре нужно прибавить 20% плюс платеж за тепло (который в январе максимальный). Кроме того, к платежам добавится тариф за вывоз ТБО как коммунальной услуги, который до конца этого года должны утвердить во всех регионах.

Таким образом, потребителям нужно быть готовым к том, что уже в январе их расходы на оплату услуг ЖКХ существенно увеличатся. Ведь свою лепту в этот вопрос внесут еще региональные власти, а также ресурсоснабжающие компании. При этом случаи необоснованного завышения начисленных платежей фиксируются ежегодно по всей территории России. И, по словам эксперта, отслеживать такие ситуации довольно сложно, ведь компании делают все грамотно. Как пояснила Светлана Разворотнева:

Действительно, в прошлом году на многих территориях накручивали «жировки» за счет тарифа на отдельный ресурс под видом какой-нибудь инвестпрограммы. У нас любят еще играть на нормативах — не сколько стоит сам ресурс, а сколько вы потребили реально. Поверьте, проконтролировать это необычайно сложно.

Так что постановление Правительства РФ реально учитывает интересы только поставщиков коммунальных услуг, а никак не их потребителей. Об этом, кстати, говорили и в Минэкономразвития РФ, когда предлагали двойное повышение:

Это позволит учесть рост НДС и нивелировать дополни тельный рост тарифов с середины года. В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за жилищно-коммунальные услуги.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан.

Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией.

В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией.

Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм, поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ.

Содержание данного вида деятельности регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.

Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами – за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком – за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.

Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления, у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом, суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов.

Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

Нельзя не отметить, что существует альтернативная рассмотренной в настоящей статье точка зрения, основанная, в частности, на письме МНС России от 06.10.03 г. №22-2-16/8195-ак185, а также на письмах Минфина России от 14.11.05 г. №03-11-05/100 и от 26.06.06 г. №03-11-04/2/128.

Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения, то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования.

Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги».

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

Тарифы ЖКХ в 2019 году будут увеличены дважды – в январе и июле

Вас снова обманули! Коммуналка в 2019 году подорожает дважды: в январе и июле. Причина – повышение НДС. И хоть инициаторы закона клятвенно обещали, что на гражданах повышение налога не скажется, их слова так и остались просто обещаниями. Кто виноват и что делать, читайте в нашей статье.

Новость о повышении тарифов ЖКХ с 1 января 2019 года подтвердилась. Повышению быть! Сегодня Минэкономразвития сформулировало предложение – тарифы ЖКХ повысить в два этапа, в январе и июле 2019 года. Рост тарифов на коммунальные услуги связан с повышением НДС. Предложения МЭР направлены в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

«Мы вам говорили, вы нас не слушали, послушайте сейчас!»

Депутаты «Справедливой России» и экспертное сообщество предупреждали, что повышение НДС расползется по ценникам всех товаров и услуг. «Нет», – говорило думское большинство, в конце июля принимая закон в третьем чтении. Основными защитниками очередной реформы выступили единороссы Андрей Исаев и Андрей Макаров (возглавляет Комитет Госдумы по бюджету и налогам).

Но, как оказалось на деле, ценники начали трещать еще до вступления закона в силу. Уже сейчас многие производители и бизнесмены подняли цены на товары и услуги, а Правительство вовсю обсуждает повышение тарифов ЖКХ с 1 января 2019 года.

На сколько вырастет коммуналка в 2019 году?

Минэкономразвития предлагает повысить тарифы с 1 января – на 1,7%, а с 1 июля – на 2,4%. Согласно действующему законодательству, тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а их индексация проводится 1 июля. Чтобы избежать противоречий в законе, МЭР предлагает оставить такой запрет, но сделать исключение из-за повышения НДС.

Игра цифр скрывает реальное положение дел. Июльское повышение будет производиться уже на повышенные январские тарифы. Для примера:

Куб горячей воды в Москве стоит в среднем 150 рублей. В январе цена за куб будет уже 152,55, а в июле 156,21. Хотя, если бы индексация произошла только в июле, согласно законодательству, то куб воды стал бы стоить 156,15. Разница в 6 копеек. Казалось бы, что это немного. Но с учетом повышения всех тарифов, ущерб бюджету среднестатистической семьи будет колоссальным.

Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, справедливоросс Анатолий Аксаков еще до внесения инициативы о повышении НДС в Госдуму говорил, что налог можно не менять. Депутат предупреждал о том, что основная нагрузка ляжет на бизнес, это повлияет на инфляцию и приведет к росту цен, а в итоге расплачиваться будут граждане. Слова Аксакова оказались пророческими.

Парламентарий, критикуя правительственный законопроект, предложил альтернативу – изъять в бюджет сверхдоходы нефтегазового сектора.


– Сегодня мы имеем сверхдоходы в нефтегазовом секторе, которые можно было бы использовать. Мы могли бы 620 миллиардов рублей, которые НДС приносит, получить в бюджет и решать все вопросы, связанные с выполнением поручений Президента. Повышать НДС было нельзя, это ударит по сбережениям бизнеса и граждан, – заявил Анатолий Аксаков.


Напомним, что в апреле лидер «Справедливой России» Сергей Миронов внес в Госдуму законопроект об ограничении максимальной доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в семейных бюджетах россиян. Другими словами, справедливороссы предложили установить лимит на оплату услуг ЖКХ. Сергей Миронов объяснил инициативу тем, что рост тарифов ЖКХ в последние годы значительно опережает рост доходов населения.

О том, что ресурсоснабжающие организации (водоканалы, поставщики электроэнергии, энергосбытовые компании) будут терпеть убытки из-за повышения НДС, стало известно уже после принятия закона. 6 августа в СМИ просочилась информация о том, что крупная ассоциация ресурсоснабжающих организаций написала письмо главе Минстроя Владимиру Якушеву. В нем компании предупредили о прямых убытках в 45 миллиардов рублей из-за повышения НДС.

Читайте также: