Налог на имущество организаций курсовая

Опубликовано: 18.05.2024

Налог на имущество организаций регулируется гл. 30 НК РФ, введенной Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и относится к налогам субъектов федерации. Изначально данный налог был введен Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 № 2030-1.
Установление налога преследовало две цели: обеспечить бюд­жет стабильными и постоянно возрастающими поступлениями и повысить заинтересованность предприятий в реализации из­лишнего имущества, в увеличении эффективности использова­ния производственных мощностей.
Плательщиками налога являются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Рос­сии через постоянные представительства и (или) имеющие в соб­ственности недвижимое имущество в Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на имущество организаций является:
движимое и недвижимое имущество (включая имущество, пе­реданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную дея­тельность), относящееся к объектам основных средств - для российских организаций;
движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, - для иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства;
находящееся на территории Российской Федерации недвижи­мое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности, - для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства.

He признаются объектами налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования (вод­ные объекты и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполни­тельной власти, в которых законодательно предусмотрена во­енная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспече­ния безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоя­тельно в соответствии с гл. 30 НК РФ как среднегодовая стои­мость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом имущество, признаваемое объектом налогообложе­ния, учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств на­числение амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разни­ца между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных от­числений для целей бухгалтерского учета в конце каждого на­логового, (отчетного) периода.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) Период определяется как частное от деления суммы, полученной в ре­зультате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом ме­сяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта при уста­новлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Рос­сийской Федерации и не могут превышать 2,2 Конкретные ставки налога устанавливаются органами предста­вительной власти субъектов РФ. При отсутствии закона субъекта РФ по этому вопросу приме­няется предельная ставка налога. Допускается установление дифференцированных налоговых
ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или)
имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Налог на имущество организаций наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость и другими видами налогов, обеспечивает поступления в бюджеты различных уровней и требует особого подхода при его рассмотрении.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения имущества организации
1.1.История налогообложения имущества в России………………… …….…..5
1.2. Экономическая сущность налогообложения имущества организации…11
1.3. Характеристика налога на имущество организации………. ……………14
Глава 2. Анализ налогообложения имущества организации
2.1. Анализ налогообложения имущества организации………………………23
2.2. Расчет налога на имущество организации………………………………. 24
2.3. Анализ проблемы налогообложения имущества организации………….29
Глава 3. Совершенствование имущественного налогообложения
3.1. Предложение по совершенствованию налогообложения имущества организации………………………………………………………………………31
3.2. Оптимизация налогообложения имущества организации………………..35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы ……………………………………………………………. 42

Файлы: 1 файл

курсовая НАЛОГИ.docx

  1. Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
  • до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно – 50 рублей;
  • свыше 200 л.с. – 100 рублей.
  1. Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
  • до 50 л.с. включительно – 25 рублей;
  • свыше 50 л.с. – 50 рублей.

  1. Герои СССР и РФ;
  2. Ветераны военной службы, государственной службы, инвалиды. чернобыльцы, по легковым автомобилям до 150 л.с., а т.е грузовые автомобили старше 10 лет до 250 л.с..
  3. Общественные организации инвалидов:

- по легковым автомобилям до 150 л.с.;

- по грузовым , для осуществления уставной деятельности.

5. Машины технологической станции для с/х работ.

6. Аварийно – спасательные службы.

7. техника предназначенная для ремонта дорог.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщики: организации и физические лица владеющие земельными участками признаваемые объектом налогообложения на праве постоянного пользования или права пожизненного владения.

Не признаются налогоплательщиками: организации, физические лица обладающие земельными участками находящиеся у них на праве безвоздмезного срочного пользования, или переданного им по договору аренды.

Объектом налогообложения: признают земельные участки расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен земельный налог.

Не признаю объектом налогообложения:

  1. земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
  4. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база: кадастровая стоимость.

Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база уменьшенная.

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период (организации и ИП) – I, II, III квартал.

Ставки земельного налога:

  1. 0,3% в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
  1. 1,5% в отношении прочих земельных участков.

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  2. организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  5. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню;
  6. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  7. организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  8. организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок».

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок уплаты до 1 ноября года следующего за истекшим налоговым периодом.

Глава 2. Анализ налогообложения имущества организации

2.1. Анализ налогообложения имущества организации

Проведем анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджет Республики Башкортостан.

Таблица 1. Анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджет Республики Башкортостан с 2011 по 2013 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Имущественное обложение организаций устанавливается с целью:
- обеспечить бюджеты регионов стабильным источником доходов для финансирования бюджетных расходов;
- создать у организации заинтересованность в реализации излишнего имущества или вовлечении его в производственный процесс. Таким образом, налог на имущество организаций относится к региональным налогам и является стабильным источником доходов бюджетов Российской Федерации.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Налог на имущество организаций реферат.docx

по дисциплине "Налоги и налогообложение"

на тему "Налог на имущество организаций"

4. Налоговый и отчетный периоды………………………………………………………6

7. Порядок и сроки уплаты налога………………………………. ……………………. .8

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций введен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.

В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Таким образом, в настоящее время налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Имущественное обложение организаций устанавливается с целью:

- обеспечить бюджеты регионов стабильным источником доходов для финансирования бюджетных расходов;

- создать у организации заинтересованность в реализации излишнего имущества или вовлечении его в производственный процесс.

Таким образом, налог на имущество организаций относится к региональным налогам и является стабильным источником доходов бюджетов Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

  1. Налогоплательщики.

Налогоплательщиками вышеуказанного налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст.373 Налогового кодекса РФ). К ним относятся:

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской

Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.).

До 1 января 2017 г. из числа налогоплательщиков исключены:

- организации - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

- организации - маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).

  1. Объекты налогообложения.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не признаются объектами налогообложения:

- земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;

- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

  1. Налоговая база.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст.376 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации (по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом).

Сведения об инвентаризационной стоимости необходимо сообщать в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) объектов в налоговый орган по местонахождению объектов.

Налоговая база определяется отдельно по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также по каждому объекту недвижимого имущества, находящегося вне его местонахождения.

Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

  1. Налоговый и отчетный периоды.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 379 Налогового кодекса РФ).

  1. Налоговая ставка.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (ст. 380 Налогового кодекса РФ).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

  1. Налоговые льготы.

Согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ, от уплаты налога освобождаются:

1) Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) Религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

3) Общероссийские общественные организации инвалидов:

- среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

- организации основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов.

- в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;

- в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

- в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

- в отношении железнодорожных путей и федеральных автодорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и иных сооружений по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504;

- в отношении космических объектов;

- в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ для ведения деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);

- в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

- признаваемые управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»;

- получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.

- специализированных протезно-ортопедических предприятий;

- коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

государственных научных центров.

С января 2012 г. налог на имущество не уплачивается в течение 3-х лет со дня постановки на учет вводимых после указанной даты объектов, имеющих:

- высокую энергоэффективность (по перечню, который установит Правительство РФ);

- высокий класс энергетической эффективности, если в отношении этих объектов законодательством предусмотрено определение указанных классов.

Кроме того, с 2012 г. установлена льгота по налогу на имущество для судостроительных организаций. Они не уплачивают налог в отношении имущества, используемого для строительства и ремонта судов - льгота применяется в течение 10 лет со дня регистрации налогоплательщика в качестве резидента ОЭЗ.

Законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

  1. Порядок и сроки уплаты налога.

Определены ст.ст. 382 – 386 Налогового кодекса РФ.

Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода - I квартала, полугодия и 9 месяцев.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании налогообложения имущества предприятий на основе российского налогового законодательства.

Содержание

Введение
1. Значение имущественного налогообложения в России
2. Общая характеристика налога на имущество организаций
2.1. Плательщики налога на имущество организаций
2.2. Объект налогообложения
2.3. Налоговая база и ставка
2.4. Порядок исчисления и уплаты налога
2.5. Порядок определения средней стоимости имущества на примере МОУ «Сретенская ООШ №1»
2.6. Льготы
3. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления налога на имущество организаций
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

Забайкальский институт предпринимательства.doc

Налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. В гл.30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл.26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

2.2 Объектами налогообложения признается:

- для российских организаций – учитываемое на их балансе в качестве основных средств движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению);

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;

- для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства – находящееся на территории РФ и принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество.

При этом отдельные объекты движимого и недвижимого имущества не являются объектами налогообложения. В частности к ним относятся земельные участки и иные объекты природопользования, в том числе водные объекты и другие природные ресурсы.

Также не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, используемое ими для целей обеспечения безопасности, правопорядка и гражданской обороны в РФ.

2.3 Налоговая база для расчета по итогам отчетного периода определяется как средняя стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия, причем имущество учитывается по его остаточной стоимости.
При определении среднегодовой стоимости имущества необходимо знать, а что же включается в перечень этого имущества? Российские компании начисляют налог на движимое и недвижимое имущество, отраженное на балансе в качестве основных средств. Другими словами, под налогообложение налогом на имущество подпадают объекты, которые согласно правилам бухгалтерского учета должны быть показаны по дебету счета 01. Если организация в нарушение норм бухучета не отразила объект по счету 01 и, как следствие, не начислила налог на имущество, налоговые инспекторы, скорее всего, сочтут это уклонением от уплаты налога. Поэтому бухгалтерам следует уделять особое внимание операциям, связанным с учетом основных средств.

Налог начисляется на все ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог на объекты, которые по нормам российского бухучета являются основными средствами. Зарубежные предприятия, не имеющие постоянных представительств — на любую недвижимость, принадлежащую им на праве собственности и расположенную на территории РФ.

Необходимо иметь ввиду, что в расчётах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов (средств) должна исчисляться плательщиками исходя из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства Российской Федерации.
Налогооблагаемая база налога на имущество предприятий исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Остаточная стоимость имущества определяется исходя из первоначальной стоимости за минусом аммортизации.

НБ за квартал = (Ост.ст. на 1.01. + Ост.ст. на 1.02. + Ост.ст. на 1.03. + Ост.ст. на 1.04.) / 4;

НБ за год = (Ост.ст. на 1.01. + Ост.ст. на 1.02. + Ост.ст. на 1.03 + ……….. + Ост.ст. на 31.12. ) / 13.

Стоимость имущества на 1-е число каждого периода определяется как сумма остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета (за минусом остаточной стоимости льготируемого имущества). Среднегодовая стоимость имущества для вновь созданного предприятия определяется аналогичным образом в зависимости от даты его создания. Если предприятие создано до 15-го числа второго месяца квартала включительно, то период создания принимается за полный квартал, если позже, то среднегодовая стоимость имущества рассчитывается, начиная с 1-го числа следующего квартала .

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ. При этом она не может превышать 2,2% к налоговой базе. Одновременно с этим субъекты РФ имеют право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества.

2.4. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчётный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учётом разрешенного законом уменьшения стоимости имущества, соответствующих объектов и ставки налога. Сумма налога рассчитывается как произведение налоговой ставки и налоговой базы. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщик обязан исчислить и внести в бюджет сумму авансового платежа по налогу в размере четверти произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.
Исчисленная налогоплательщиком сумма налога вносится в бюджет и относится на финансовые результаты деятельности предприятий, а по банкам и другим кредитным организациям - на операционные и разные расходы.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учётом ранее начисленных авансовых платежей за отчётный период.
Те предприятия, которые осуществляют ведение бухгалтерского учёта ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, должны сообщать участникам договора о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного или приобретённого в результате её осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для предоставления налоговых расчётов.
Расчёты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчётный период по формам представляются предприятием в налоговые органы по месту нахождения организации и её обособленных подразделений вместе с бухгалтерским отчётом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчётности.

Уплата налога на имущество предприятия производится по квартальным расчётам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчёта за квартал, а по годовым расчётам - в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчёта за год.
В соответствии с главой 30 Налогового Кодекса РФ сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчётного (текущего) счёта, зачисляют налог на имущество предприятий в установленном порядке в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемых как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного текущего счёта.

В таком же порядке уплачивают налог организации, в состав которых входят филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчётный или текущий счёт.

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

На учете в налоговом органе по месту нахождения территориально обособленного подразделения должна стоять организация, его создавшая, на которую налоговым законодательством возложена обязанность перечислять налоги в соответствующие бюджеты, по месту нахождения обособленного подразделения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации, то есть фактически по месту её государственной регистрации и месту нахождения обособленных подразделений организаций, а не по месту нахождения имущества.

Излишне внесённые суммы налога засчитываются в счёт очередных платежей или возвращаются предприятию - плательщику в десятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.
Зачисление суммы налога на имущество предприятий производится в соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов.
Ответственность плательщиков налога за нарушения при исчислении и уплате налоге на имущество предприятий наступает в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Налогоплательщики должны предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее через 30 календарных дней с момента окончания соответствующего отчетного периода. По итогам налогового периода налоговые декларации предоставляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2.5. МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа №1», расположенная по адресу Забайкальский край, г.Сретенск, ул. Железнодорожная 5, является юридическим лицом (Приложение 1), обладает имуществом на праве оперативного управления (Приложение 2). Организация обязана уплачивать налог на имущество по установленной в Сретенском районе ставке 2,2%. Его нужно платить по итогам отчетных периодов.

Остаточная стоимость имущества составляет:

На 1.01.2010 – 145260 руб.

На 1.02.2010 – 203290 руб.

На 1.03.2010 – 200987 руб.

На 1.04.2010 – 198684 руб.

На 1.05.2010 – 196380 руб.

На 1.06.2010 – 216217 руб.

На 1.07.2010 – 213545 руб.

На 1.08.2010 – 210873 руб.

На 1.09.2010 – 208201 руб.

На 1.10.2010 – 218183 руб.

На 1.11.2010 – 216268 руб.

На 1.12.2010 – 274352 руб.

На 31.12.2010 – 271437 руб.

По итогам каждого квартала рассчитывается средняя стоимость имущества и заполняется налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (Приложение 3, 4, 5 - налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций соответственно за I квартал, I полугодие и 9 месяцев.)

Расчет авансового платежа производится по формуле:

(Средняя стоимость имущества за отчетный период) х 2,2 / 100 / 4 (7, 10, 13);

За I квартал средняя стоимость имущества составила: 748221 /4 = 187055 руб. Авансовый платеж = 1029 руб.

Подобным образом были рассчитаны авансовые платежи за I полугодие = 1080 руб., за 9 месяцев = 1106 руб.

По итогам налогового периода была заполнена декларация по налогу на имущество организаций (Приложение 6) и предоставлена в налоговую инспекцию г. Сретенска.

Читайте также: