Налог на имущество на 2014

Опубликовано: 14.05.2024

Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ внесены изменения в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2014 г.

Налоговая база

С 2014 года изменяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, установленный ст. 375 НК РФ.

В общем случае налоговая база, как и сейчас, будет определяться как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375).

При этом при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 3 ст. 375):

- такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации;

- если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Пунктом 2 ст. 375 установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Порядок определения кадастровой стоимости указанных объектов определяется в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375).

Объекты, в отношении которых применяется кадастровая стоимость

Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

К ним относятся следующие виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

(пп. 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

(пп. 2) нежилые помещения:

а) назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение:

- объектов общественного питания;

- объектов бытового обслуживания;

б) которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

(пп. 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;

(пп. 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

В статье 378.2 НК РФ раскрыты следующие понятия (в том смысле, в котором они применяются для целей налогообложения налогом на имущество организаций):

- административно-деловой центр (п. 3ст. 378.2);

- торговый центр (комплекс) (п. 4 ст. 378.2).

По фактическим использованием нежилого помещения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2).

Обратите внимание! В случаях, когда определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2).

Порядок установления кадастровой стоимости в качестве налоговой базы

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2).

Обратите внимание! После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов как их среднегодовой стоимости не допускается.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу (п. 7 ст. 378.2):

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При этом выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, которые не были включены в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень на очередной налоговый период (п.10 ст. 378.2).

Порядок исчисления налога и авансовых платежей от кадастровой стоимости

Сумма налога и авансового платежа определяется с учетом особенностей, установленных п.п. 12 и 13 ст. 378.2:

- сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

- организация - собственник объектов недвижимого имущества уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества по ставке, действующей на территории соответствующего субъекта РФ.

Налоговая база объекта недвижимости определяется исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета в случаях, когда (пп. 2 п. 12 ст. 378.2):

- кадастровая стоимость объекта была определена в течение налогового (отчетного) периода;

- (и/или) объект не был включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода.

Если по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 378.2, кадастровая стоимость не определена, то в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2).

Налоговые ставки

Согласно п. 1.1 ст. 380 при исчислении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости применяются следующие налоговые ставки:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процент, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Налог на имущество относится к региональным налогам и представляет собой стабильный источник дохода региональных бюджетов. Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

№307-ФЗ от 02.11.2013,

в эту главу были внесены значительные изменения, вступившие в силу в 2014 году.

Согласно ст.372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ.

С момента введения в действие налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

При установлении налога субъекты РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных 30 главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

С 2014 года законами субъектов РФ могут не только предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, но и особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества*.

*В соответствии с обновленной редакцией 30 главы НК РФ.

Данное дополнение напрямую связано с изменениями, внесенными в статью 375 НК РФ:

Если раньше налоговая база определялась исключительно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то с 2014 года, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость*.

*По состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В нашей статье будут подробно рассмотрены изменения налогового законодательства по налогу на имущество, вступившие в силу с 2014 года.

Общие положения

    переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,

внесенное в совместную деятельность,

полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

    осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,

если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ – субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом в соответствии с п.1 и п.3 ст.380 НК РФ).

По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

видов имущества, признаваемого объектом налогообложения

3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (ст.382, ст.383 НК РФ).

Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

    нахождения и учета налогоплательщика;

нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

нахождению каждого объекта недвижимого имущества;

постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;

постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;

нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Напомним, что с 01 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Законом №202-ФЗ от 29.11.2012, в соответствии с которыми:

    начиная с 2013 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество не облагается.

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество*, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

*В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимости) относятся:

1. Земельные участки.

3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

    воздушные и морские суда,

суда внутреннего плавания,

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

*В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

    самоходные дорожно-строительные машины,

с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

    движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).

В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:

в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обратите внимание: При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

    Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

    Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

    Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

    Налогообложение отдельных объектов недвижимого имущества

      определения налоговой базы,

    исчисления и уплаты налога,

в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется, как их кадастровая стоимость.

К таким объектам недвижимости, в соответствии с п.1 ст.378.2 НК РФ, относятся:

    Административно-деловые центры и помещения в них.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, строение, сооружение (далее - здание), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.3 ст.378.2 НК РФ):

    Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

    Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% площади этого здания, в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

    централизованные приемные помещения,

комнаты для проведения встреч,

    Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

    централизованные приемные помещения,

комнаты для проведения встреч,

    Торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.4 ст.378.2 НК РФ):

  1. Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение:
  • торговых объектов,

    объектов общественного питания/бытового обслуживания.

2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания /объектов бытового обслуживания. При этом:

    Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

    Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

    Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение:

    объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Либо которые фактически используются* для размещения:

    объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    *Согласно п.5 ст.378.2, фактическим использованием нежилого помещения в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения:

    объектов общественного питания/объектов бытового обслуживания.

      Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества, может быть принят:

    толькопосле утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов такого недвижимого имущества.

Обратите внимание:После принятия закона,переходк определению налоговой базы, как их среднегодовой стоимостине допускается.

Согласно п.6 ст.378.2 НК РФ, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется:

    как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

В соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

    Определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень).

    Направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости.

    Размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества помимо сведений, предусмотренных ст.377 НК РФ, сведения:

    о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.11 ст.378.2 НК РФ).

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.382 НК РФ, с учетом следующих особенностей (п.12 ст.378.2 НК РФ):

1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

2) в случае, если кадастровая стоимость была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и/или указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ;

3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено главой 30 НК РФ.

Согласно п.13 ст.378.2 НК РФ, организация - собственник, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (1/4 кадастровой стоимости) этого имущества.

Обратите внимание:В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп.3 п.1 статьи 378.2 НК РФ, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю (п.14 ст.378.2 НК РФ).

Налоговые ставки по налогу на имущество

Согласно пп.1 п.1 ст.380 НК РФ, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;

2) для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

Статья 380 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Напоминаем, что с 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога.

Так, в соответствии с п.3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

в 2014 году - 0,7%,

в 2015 году - 1,0%,

в 2016 году - 1,3%,

в 2017 году - 1,6%,

в 2018 году - 1,9%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

«Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014г., применяться к правоотношениям 2013 г.»

Автор: налоговый департамент Грант Торнтон в России

2 ноября 2013 года Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Данный документ предусматривает, что с 1 января 2014 года налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении ряда объектов будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, а не балансовой, как ранее. В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Более подробно об этом читайте в нашем информационном материале.

Объекты налогообложения

Указанные поправки распространяются на следующие виды недвижимого имущества:

Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

Нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства (ПП), или объекты недвижимого имущества, не относящихся к их деятельности через ПП.

При этом в отношении первой группы объектов в Законе даны определения административно-делового и торгового центров. В отношении второй - указано, что назначение объектов недвижимости определяется в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) либо фактом фактического использования не менее 20% общей площади объекта для размещения указанных объектов. В отношении третьей группы Закон пояснений не содержит.

Порядок исчисления налога

Налог будет рассчитываться как произведение кадастровой стоимости недвижимого имущества на 1 января налогового периода и ставки налога.

Законом установлены предельные значения ставок налога:

2014 год

2015 год

2016 и последующие годы

Иные субъекты РФ

Исчисленный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества.

Полномочия субъектов РФ

Для того чтобы новый порядок вступил в действие, органы власти субъекта РФ должны утвердить в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а затем принять закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по данному имуществу (в том числе виды объектов, облагаемых по новым правилам, а также ставки налога).

Кадастровую оценку недвижимости органы власти субъекта РФ должны проводить не реже чем один раз в пять лет 1 .

По информации Росреестра, размещенной на его официальном сайте ( www.rosreestr.ru), оценка кадастровой стоимости объектов капитального строительства проведена во всех субъектах РФ, однако до настоящего времени ее результаты в установленном действующим законодательством порядке не утверждены либо не вступили в силу в следующих субъектах РФ: Кабардино-Балкарская Республика, Республики Татарстан, Марий Эл, Дагестан, Ленинградская и Тверская области. По этой причине отчеты об определении кадастровой стоимости в этих субъектах РФ в настоящее время не опубликованы на официальном сайте Росреестра. По всем остальным субъектам РФ информация доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Законом предусматривается, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1 января определяет на очередной год перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок, направляет его в налоговые органы и публикует его в интернете для всеобщего ознакомления.

Если в течение года выявлены объекты, не включенные в перечень, то они вносятся в список, устанавливаемый на следующий налоговый период (год).

Налог на имущество организаций в Москве

20 ноября 2013 года Мосгордумой был принят Закон «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Согласно закону изменения в порядке определения налоговой базы коснутся административно-деловых и торговых центров (общей площадью свыше 5 тыс. кв. м) и помещений в них; зданий, предназначенных для использования или фактически используемых в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых и объектов бытового обслуживания, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через ПП.

Налоговая ставка для расчета налога в отношении рассматриваемых объектов составит 0,9% - в 2014 году и будет постепенно расти до 2% - в 2018 году.

Законом установлены льготы в виде налогового вычета кадастровой стоимости 300 кв. метров для субъектов малого предпринимательства. Кроме того, закон уменьшает в четыре раза сумму налога в отношении тех объектов, которые используются для ведения образовательной или медицинской деятельности, а также для размещения научных организаций, выполняющих НИОКР за счет бюджета.

Закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

Налог на имущество организаций в Московской области

Мособлдума 14 ноября 2013 года также внесла изменения в Закон Московской области от 21 ноября 2003 года №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области».

С 1 января 2014 года налог на имущество будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости в отношении торговых центров и комплексов площадью свыше 5 тыс. кв.м. и помещений в них и объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через ПП.

В 2014 году налоговая ставка для расчета налога от кадастровой стоимости недвижимого имущества составит 1%, в 2015 году – 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%. Никаких дополнительных льгот для владельцев указанного имущества данным документом не предусмотрено.

Физические лица

Введение единого налога на недвижимость для физических лиц отложено до 2015 года. Изначально предполагалось, что в регионах, которые готовы к введению налога, он должен был заработать с 1 января 2014 года, а остальные субъекты РФ должны были ввести его до 2018 года.

Указанный налог должен заменить действующие налог на имущество и земельный налог. При этом планируется рассчитывать данный налог на основании кадастровой стоимости недвижимости, а не суммарной инвентаризационной стоимости.

Информация о кадастровой стоимости недвижимого имущества доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью собственники недвижимости могут ее оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке 2 .

Досудебный порядок предусматривает обжалование результатов кадастровой оценки в специальных комиссиях, которые созданы при каждом территориальном органе Росреестра. Однако сделать это можно только в течение шести месяцев с даты внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 3 . В случае несогласия с решением комиссии, а также после истечения шестимесячного срока обжаловать кадастровую стоимость можно только в арбитражном суде. По этому вопросу имеется обширная положительная судебная практика (оспаривание стоимости земельных участков) 4 .

Для того, чтобы доказать, что кадастровая стоимость недвижимости завышена, необходимо иметь отчет об индивидуальной рыночной оценке объекта недвижимости.

Заказать проведение такой оценки и составление соответствующего отчета можно у независимого оценщика.

Оценщик должен состоять в саморегулируемой организации оценщиков, перечень которых представлен на официальном сайте Росреестра в сети интернет. При выборе оценщика следует руководствоваться такими критериями как опыт работы в области проведения оценки, знание специалистами учреждения российского законодательства в области оценки, наличие опыта в данной сфере.

1 ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

3 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

4 Например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2013 по делу N А53-30579/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2013 по делу N А11-13011/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А10-5305/2012, ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2013 N Ф03-240/2013 по делу N А51-14261/2012

Правила расчета налога на имущество в 2014 году

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ. Этот закон изменяет положения главы 30 Налогового кодекса, а также дает право субъектам РФ устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам (коим является иналог на имущество). Теперь власти субъектов РФ своими законами могут утверждать перечень объектов, по которым налоговая база приравнивается к их кадастровой стоимости. Такие законы уже приняты в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге.

Как изменится расчет налога

Налог на имущество в масштабах страны рассчитывается по старым правилам. Налоговой базой считается среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). В том случае, если субъект РФ принял соответствующий закон, налог на имущество организаций по некоторым объектам рассчитывается по особым правилам. Налоговой базой в этом случае будет кадастровая стоимость объекта, действительная на первое января налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ).

01.jpg

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости закреплены в статье 378.2 Налогового кодекса.

Чтобы узнать, принят ли закон в вашем регионе и изменился ли расчет налога на ваше имущество, достаточно зайти на официальный сайт вашего субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Налоговые базы по имуществу из расчета кадастровой стоимости определяются по отдельности. Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается без учета объектов, по которым налоговая база считается по кадастру (п. 1, 4 ст. 376, п. 3 ст. 382).

По какой недвижимости изменится расчет

Субъекты РФ могут установить расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости не по любому имуществу организаций, а только по недвижимости, перечисленной в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, а это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Власти субъектов РФ должны установить перечень объектов недвижимости, по которым имущественный налог нужно рассчитывать исходя из кадастровой стоимости, не позднее 1 января. Если такой перечень не установлен, то налог на имущество считается по старым правилам. Соответствующий закон субъект РФ принимает на основании кадастровой оценки перечисленных зданий (письмо ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4- 11/19535).

Новые ставки по налогу на имущество

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений.

Для города федерального значения Москвы:

  • в 2014 году – 1,5 процента,
  • в 2015 году – 1,7 процента,
  • в 2016 году и последующие годы – два процента.

Для иных субъектов Российской Федерации:

  • в 2014 году – 1,0 процента,
  • в 2015 году – 1,5 процента,
  • в 2016 году и последующие годы – два процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

По остальному имуществу максимальная ставка, установленная Налоговым кодексом, как и прежде, составляет 2,2 процента (п. 1, 3, 4 ст. 380 НК РФ).

Платить налог на имущество организаций, рассчитанный по кадастровой стоимости, и авансовые платежи по нему нужно в бюджет по месту нахождения каждого из объектов этого имущества. Налоговая ставка, соответственно, тоже берется местная (п. 13 ст. 378.2, п. 6 ст. 383 НК РФ).

Как платить за «кусочек» здания

Часто у организации есть не здание целиком, а только его часть. Например, нежилое помещение в жилом доме. Как рассчитать налог на это имущество, если кадастровая стоимость определена по зданию целиком?

В этом случае налоговой базой будет доля кадастровой стоимости здания, в котором находится ваше помещение. Она соответствует доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Как рассчитывать авансовые платежи

По общему правилу авансовые платежи по налогу на имущество организаций рассчитываются, как и раньше – исходя из его среднегодовой стоимости. Если же субъектом РФ установлен расчет по кадастровой стоимости, то авансовый платеж рассчитывается как произведение четвертой части кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной на 1 января налогового периода, на установленную налоговую ставку (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

02.jpg

Бухгалтерский учет

Для отражения данных по налогу на имущество в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на имущество». Суммы авансовых платежей и самого налога отражаются по кредиту счета 68 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если в вашем регионе есть обязанность платить авансы по налогу на имущество, то по истечении каждого квартала вы делаете проводки:

Дебет 91 Кредит 68 субсчет «Налог на имущество»
- начислен авансовый квартальный платеж по налогу на имущество;

Дебет 68 субсчет «Налог на имущество» Кредит 51
- оплачен авансовый квартальный платеж по налогу на имущество.

Учитывая, что налоговая база по различным объектам имущества теперь определяется по отдельности, имеет смысл открыть аналитические счета к привычным субсчетам. Данный порядок следует закрепить в учетной политике организации.

Кадастровую стоимость можно оспорить

Установленную кадастровую стоимость здания можно изменить с помощью профессионального оценщика

Заинтересованные лица могут оспорить кадастровую стоимость земельных участков и объектов капитального строительства в досудебном порядке и в суде в порядке, установленном статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В досудебном порядке кадастровая стоимость оспаривается в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая может быть создана при Управлении Росреестра в вашем регионе. Рекомендуемые формы заявлений и перечень необходимых документов можно найти на сайте Росреестра.

Законом об оценочной деятельности установлены два основания для обращения в комиссию по спорам: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При обращении в комиссию по спорам по второму основанию следует учитывать, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на ту же дату, что и его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Чтобы вам не вернули документы без рассмотрения, советуем предварительно проконсультироваться с секретарем комиссии по спорам при Управлении Росреестра.

Срок обращения в комиссию ограничен и составляет шесть месяцев с момента внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ). Ограничение срока собираются исключить, но закон пока не принят.

Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства доступны на портале государственных услуг Росреестра в разделе «Электронные услуги» – «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Решения комиссии по спорам о кадастровой стоимости объектов недвижимости можно оспорить в арбитражном суде.


Налоговый учет и отчетность

В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет.
Узнайте больше >>

Автор: налоговый департамент Грант Торнтон в России

2 ноября 2013 года Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Данный документ предусматривает, что с 1 января 2014 года налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении ряда объектов будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, а не балансовой, как ранее. В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Более подробно об этом читайте в нашем информационном материале.

Объекты налогообложения

Указанные поправки распространяются на следующие виды недвижимого имущества:

Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

Нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства (ПП), или объекты недвижимого имущества, не относящихся к их деятельности через ПП.

При этом в отношении первой группы объектов в Законе даны определения административно-делового и торгового центров. В отношении второй - указано, что назначение объектов недвижимости определяется в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) либо фактом фактического использования не менее 20% общей площади объекта для размещения указанных объектов. В отношении третьей группы Закон пояснений не содержит.

Порядок исчисления налога

Налог будет рассчитываться как произведение кадастровой стоимости недвижимого имущества на 1 января налогового периода и ставки налога.

Законом установлены предельные значения ставок налога:

2014 год

2015 год

2016 и последующие годы

Иные субъекты РФ

Исчисленный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества.

Полномочия субъектов РФ

Для того чтобы новый порядок вступил в действие, органы власти субъекта РФ должны утвердить в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а затем принять закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по данному имуществу (в том числе виды объектов, облагаемых по новым правилам, а также ставки налога).

Кадастровую оценку недвижимости органы власти субъекта РФ должны проводить не реже чем один раз в пять лет 1 .

По информации Росреестра, размещенной на его официальном сайте ( www.rosreestr.ru), оценка кадастровой стоимости объектов капитального строительства проведена во всех субъектах РФ, однако до настоящего времени ее результаты в установленном действующим законодательством порядке не утверждены либо не вступили в силу в следующих субъектах РФ: Кабардино-Балкарская Республика, Республики Татарстан, Марий Эл, Дагестан, Ленинградская и Тверская области. По этой причине отчеты об определении кадастровой стоимости в этих субъектах РФ в настоящее время не опубликованы на официальном сайте Росреестра. По всем остальным субъектам РФ информация доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Законом предусматривается, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1 января определяет на очередной год перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок, направляет его в налоговые органы и публикует его в интернете для всеобщего ознакомления.

Если в течение года выявлены объекты, не включенные в перечень, то они вносятся в список, устанавливаемый на следующий налоговый период (год).

Налог на имущество организаций в Москве

20 ноября 2013 года Мосгордумой был принят Закон «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Согласно закону изменения в порядке определения налоговой базы коснутся административно-деловых и торговых центров (общей площадью свыше 5 тыс. кв. м) и помещений в них; зданий, предназначенных для использования или фактически используемых в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых и объектов бытового обслуживания, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через ПП.

Налоговая ставка для расчета налога в отношении рассматриваемых объектов составит 0,9% - в 2014 году и будет постепенно расти до 2% - в 2018 году.

Законом установлены льготы в виде налогового вычета кадастровой стоимости 300 кв. метров для субъектов малого предпринимательства. Кроме того, закон уменьшает в четыре раза сумму налога в отношении тех объектов, которые используются для ведения образовательной или медицинской деятельности, а также для размещения научных организаций, выполняющих НИОКР за счет бюджета.

Закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

Налог на имущество организаций в Московской области

Мособлдума 14 ноября 2013 года также внесла изменения в Закон Московской области от 21 ноября 2003 года №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области».

С 1 января 2014 года налог на имущество будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости в отношении торговых центров и комплексов площадью свыше 5 тыс. кв.м. и помещений в них и объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через ПП.

В 2014 году налоговая ставка для расчета налога от кадастровой стоимости недвижимого имущества составит 1%, в 2015 году – 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%. Никаких дополнительных льгот для владельцев указанного имущества данным документом не предусмотрено.

Физические лица

Введение единого налога на недвижимость для физических лиц отложено до 2015 года. Изначально предполагалось, что в регионах, которые готовы к введению налога, он должен был заработать с 1 января 2014 года, а остальные субъекты РФ должны были ввести его до 2018 года.

Указанный налог должен заменить действующие налог на имущество и земельный налог. При этом планируется рассчитывать данный налог на основании кадастровой стоимости недвижимости, а не суммарной инвентаризационной стоимости.

Информация о кадастровой стоимости недвижимого имущества доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью собственники недвижимости могут ее оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке 2 .

Досудебный порядок предусматривает обжалование результатов кадастровой оценки в специальных комиссиях, которые созданы при каждом территориальном органе Росреестра. Однако сделать это можно только в течение шести месяцев с даты внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 3 . В случае несогласия с решением комиссии, а также после истечения шестимесячного срока обжаловать кадастровую стоимость можно только в арбитражном суде. По этому вопросу имеется обширная положительная судебная практика (оспаривание стоимости земельных участков) 4 .

Для того, чтобы доказать, что кадастровая стоимость недвижимости завышена, необходимо иметь отчет об индивидуальной рыночной оценке объекта недвижимости.

Заказать проведение такой оценки и составление соответствующего отчета можно у независимого оценщика.

Оценщик должен состоять в саморегулируемой организации оценщиков, перечень которых представлен на официальном сайте Росреестра в сети интернет. При выборе оценщика следует руководствоваться такими критериями как опыт работы в области проведения оценки, знание специалистами учреждения российского законодательства в области оценки, наличие опыта в данной сфере.

1 ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

3 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

4 Например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2013 по делу N А53-30579/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2013 по делу N А11-13011/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А10-5305/2012, ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2013 N Ф03-240/2013 по делу N А51-14261/2012

Читайте также: