Налог на имущество к уменьшению проводки

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН. На основании заявления от 22.08.2020 организация подала на рассмотрение в комиссию по рассмотрению споров об уменьшении кадастровой стоимости объекта нежилого здания. Положительное решение об уменьшении кадастровой стоимости было вынесено 02.10.2020.
С какого налогового периода учитывать изменение кадастровой стоимости нежилого здания для расчета налога на имущество? Нужно ли представлять уточненные декларации за 2019, 2018 годы по налогу на имущество?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Измененная кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей исчисления налога на имущество организаций с начала налогообложения здания по кадастровой стоимости, т.е. с 1 января 2018 года.
Организация вправе, но не обязана предоставлять уточненные декларации по налогу на имущество организаций за 2018, 2019 гг.

Обоснование позиции:

Период применения измененной кадастровой стоимости

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организацией предусматривает ее освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (далее также - Налог), за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (письма Минфина России от 11.03.2016 N 07-01-09/13596, от 18.05.2020 N 03-05-05-01/40664).
В соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Данное правило вступило в силу 01.01.2019 и подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2, ч.ч. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, далее - Закон N 334-ФЗ) (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-05-04-01/92306, от 27.09.2018 N 03-05-05-01/69209)*(1). Одним из таких оснований может являться решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@)*(2).
В рассматриваемой ситуации налог на имущество организаций уплачивался по оспоренной кадастровой стоимости с 01.01.2018.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Поскольку Закон N 334-ФЗ таких положений прямо не предусматривает, возникают сомнения относительно возможности перерасчета налоговой базы по Налогу на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ в отношении налоговых периодов до 2019 года.
Официальных разъяснений, из которых прямо следует, что такой перерасчет возможен или невозможен, нами не обнаружено. Вместе с тем заметим, что специалистами финансового ведомства отмечается, что период перерасчета земельного налога организациями при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда определяется с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки (письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-05-05-02/52329, от 11.07.2019 N 03-05-04-02/51243, от 05.04.2019 N 03-05-06-02/23839). На наш взгляд, аналогичный подход может быть применен и в отношении налога на имущество организаций.
Судебных решений применительно к перерасчету налога на имущество организаций за периоды до 2019 года нами, к сожалению, не обнаружено. Вместе с тем применительно к налогу на имущество физических лиц, а также к земельному налогу имеется судебная практика в пользу налогоплательщиков.
Так, например, в апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 02.06.2020 по делу N 33а-1487/2020 применительно к налогу на имущество физических лиц отмечается, что в силу ч. 6 ст. 3 Закона N 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению ко всем сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019, в связи с чем оснований не учитывать при расчете суммы налога, подлежащего уплате в 2017 году, вступившее в законную силу и принятое после 01.01.2019 решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта налогообложения, равной его рыночной стоимости, не имеется.
В кассационном определении СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 о делу N 8а-3937/2019 указано следующее: учитывая, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, право собственности на который у налогоплательщика прекратилось в мае 2017 года, административный истец обратилась в 2019 году, содержащийся в обжалуемом апелляционном определении вывод о том, что в рассматриваемом случае результаты пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка могут быть применены при расчете земельного налога за 2016 и 2017 годы, соответствует нормам права.
Аналогичный подход представлен в кассационном определении СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 делу N 8а-2852/2019[88а-2604/2019], в котором судьи пришли к выводу о возможности перерасчета физическому лицу земельного налога на основании судебного постановления о пересмотре кадастровой стоимости земли, вступившего в силу 05.03.2019, за 2016-2018 годы.
В апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 12.11.2020 по делу N 33а-5429/2020 налог на имущество физических лиц применительно к налоговому периоду 2018 года пересчитан исходя из установленной в 2020 году (уменьшенной) кадастровой стоимости.
Полагаем, что приведенные выводы можно применить по аналогии к налогу на имущество организаций. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, учитывая, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рассматриваемой ситуации принято в 2020 году, по нашему мнению, организация имеет право на перерасчет налоговой базы по налогу на имущество организаций на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ, за налоговые (отчетные) периоды начиная с 01.01.2018.

Уточненные декларации

На основании абзаца второго п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Т.е. в рассматриваемой ситуации представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации относится к праву налогоплательщика, но не к его обязанности.
По нашему мнению, в интересах организации воспользоваться своим правом и предоставить уточненные декларации за 2018, 2019 гг. для отражения факта переплаты Налога и ее конкретной сумме, а также одновременно подать заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного налога*(3).
Отметим, что в случае представления уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов) в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога корректировку следует рассматривать для целей определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода. Излишне уплаченная сумма налога на имущество организаций, учтенная в составе расходов в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по УСН, не может квалифицироваться как ошибка (письмо ФНС России от 10.10.2018 N БС-4-21/19773).
Следовательно, корректировать налоговую базу по УСН за предыдущие периоды и подавать уточненные налоговые декларации по УСН не нужно.

К сведению:
Для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, не предусмотрено уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченного налога на имущество организаций (письма Минфина России от 07.05.2020 N 03-05-05-01/36723, от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогоплательщика (или налогового органа) может быть проведена совместная сверка расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости;
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога по заявлению налогоплательщика;
- Вопрос: Дата применения уменьшенной судом кадастровой стоимости для исчисления налога на имущество (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
- Вопрос: П. 15 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда. П. 7 ст. 78 НК РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога. Если организация подала иск о пересмотре кадастровой стоимости в 2020 г., то за какие периоды пересчитают налог на имущество и земельный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
*(2) До этого указанное изменение предписывалось учитывать для целей налогообложения с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
*(3) Возможность подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии в течение трехлетнего срока со дня уплаты Налога подтверждается налоговыми органами в письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@.

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/2/53941 от 23.08.2017

Облагается налогом на имущество у российских организаций (п. 1 ст. 374, п. п. 1, 7 ст. 378.2 НК РФ):

движимое и недвижимое имущество, отраженное в бухгалтерском учете в качестве основных средств (в том числе переданное в аренду, во временное владение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению);

недвижимость из утвержденного в субъекте РФ перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также жилые дома и жилые помещения, не отраженные в бухгалтерском учете в качестве основных средств.

При этом не облагаются налогом на имущество организаций объекты, перечисленные в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, в том числе основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.

Срок для уплаты налога на имущество субъекты РФ устанавливают самостоятельно. Вносить авансовые платежи нужно, если в субъекте РФ действуют отчетные периоды по налогу на имущество организаций (п. п. 1, 2 ст. 383 НК РФ).

Если сумма налога на имущество или авансового платежа ошибочно завышена, то организация вправе (но не обязана) подать уточненную отчетность (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, письма Минфина России от 17.07.2012 № 03-03-06/1/339, от 20.06.2012 № 03-04-05/8-751, от 26.03.2010 № 03-02-07/1-130).

Налог на прибыль

В налоговом учете начисленный налог на имущество (авансовые платежи по нему) включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как правило, у производственных и торговых организаций сумма налога на имущество относится к косвенным расходам и формирует налоговую базу по налогу на прибыль в периоде начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318, ст. 320 НК РФ).

Уменьшение суммы налога на имущество в связи с подачей уточненной декларации, по мнению Минфина России, приводит к возникновению внереализационного дохода в периоде корректировки. Поэтому доначисление налога на прибыль и штраф организации не грозят.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумму налога на имущество (авансовых платежей по нему) можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности - как расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее - ПБУ 10/99), п. 3 письма Минфина России от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16).

В то же время налог на имущество можно включить в состав прочих расходов – как безвозмездный платеж, взимаемый с организации для финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования (п. 1 ст. 8 НК РФ). Поэтому организации необходимо самостоятельно решить, как учитывать налог на имущество (авансовые платежи по нему) и закрепить свое решение в «бухгалтерской» учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

В любом случае расход признается в периоде, за который производится его начисление, независимо от даты уплаты налога на имущество или авансового платежа по нему (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99).

При подаче уточненной декларации с суммой налога на имущество к уменьшению в бухгалтерском учете организации возникает доход - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Пример. Учет переплаты по налогу на имущество

Предположим, в субъекте РФ, где зарегистрировано ООО «Вектор», отчетные периоды по налогу на имущество не установлены. В декабре 2016 года ООО начислило и уплатило налог на имущество за 2016 год в сумме 200 000 рублей, а в июле 2017 года подало уточненную декларацию, в соответствии с которой сумма налога за 2016 год уменьшена на 30 000 рублей. Переплата признана несущественной и возвращена в августе 2017 года. Бухгалтер сделает следующие проводки.

В декабре 2016 года:

ДЕБЕТ 26 (44, 91-2) КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

- 200 000 руб. – начислен налог на имущество за 2016 год;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» КРЕДИТ 51

- 200 000 руб. – уплачен налог на имущество за 2016 год.

Корректировку в июле 2017 года суммы налога на имущество за 2016 год можно рассматривать как исправление несущественной ошибки, выявленной после даты подписания бухгалтерской отчетности за предшествующий год. А значит, организация должна отразить прочий доход (п. 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).

В июле 2017 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» КРЕДИТ 91-1

- 30 000 руб. – отражена переплата по налогу на имущество.

В августе 2017 года:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

30 000 руб. – возвращена переплата по налогу на имущество.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Контур.Бухгалтерия — оптимальный сервис для УСН

Автоматизированный расчет налогов и операций с сотрудниками. Максимально простая бухгалтерия. Сервис сам сформирует КУДиР, декларацию и отчеты.

В общем случае упрощенцы освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Данное правило действует как на организации, так и на ИП.

Но есть ряд компаний, которые обязаны платить имущественный налог. Главным условием для возникновения налоговой базы, конечно же, является наличие имущества. При этом платить налог нужно только с недвижимости, и налоговая база по ней будет равна ее кадастровой стоимости. Существует четыре вида таких объектов (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые и торговые центры и помещения в них;
  • нежилые помещения, которые должны использоваться или уже используются как офисные помещения, объекты общепита и бытового обслуживания или торговые объекты;
  • недвижимость иностранных компаний, не работающих в РФ через постоянные представительства, недвижимость иностранных организаций, не относящаяся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые здания, которые не отражены на балансе как основные средства.

Вывод:

Чтобы узнать о необходимости уплаты налога, проверьте свое имущество в региональных списках Росреестра. Регионы также вправе вводить имущественные льготы, о них вы можете узнать в своей налоговой инспекции.

Часто на практике среди предпринимателей встречается заблуждение: ИП считают, что налог на имущество им не нужно платить даже с личного автомобиля. Здесь важно не путать личное имущество и имущество, которое используется для предпринимательской деятельности. Квартира, в которой проживает бизнесмен, машина, которая используется не для ведения бизнеса, — все это личное имущество, и налог с него платится на общих основаниях.

Отражение начисленного налога на имущество в учете


Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» вправе отразить сумму имущественного налога в составе затрат (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 и пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Рассчитав налог на имущество, бухгалтер фирмы на УСН должен сделать проводки:

Дебет 26 (44,91) Кредит 68 — отражена сумма налога.

По дебету выбирается счет в зависимости от положений учетной политики предприятия.

Как рассчитать налог на имущество и отчитаться по нему

С имущества, находящегося в собственности ИП, налог платится на основании расчета ФНС (п. 1 ст. 408 НК РФ). Самостоятельно бизнесмены имущественный налог не считают. За 2016 год все физические лица платят налог на имущество до 01.12.2017 (ст. 409 НК РФ).

А вот компании обязаны исчислять данный налог своими силами. Расчет довольно прост: кадастровая стоимость объекта на 1 января отчетного года умножается на ставку налога.

Сроки уплаты налога для организаций диктуют региональные власти (п. 3 ст. 383 НК РФ).

Важный нюанс! Власти региона могут установить квартал в качестве отчетного периода, тогда компании придется считать и уплачивать авансовые платежи (ст. 379 НК РФ).

Авансовый платеж вычисляется по принципу расчета налога, только полученную сумму нужно разделить на четыре (по количеству кварталов).

Например, кадастровая стоимость на 01.01.2016 равна 600 тыс. рублей, ставка налога составляет 2 %, значит, за квартал нужно заплатить 3 тыс. рублей (600 000 х 2 %: 4).

Пример расчета налога поквартально. ООО «Принцип» владеет торговым центром «Европа», кадастровая стоимость которого на начало года равна 20 млн рублей. Такой вид недвижимости согласно региональному законодательству облагается налогом на имущество. Ставка налога составляет 1,5 %, в регионе введены авансовые платежи. Главный бухгалтер организации сделал в течение года такие расчеты:

Авансовый платеж за I квартал = 20 млн х ¼ х 1,5 % = 75 000 рублей.

Аванс за полугодие и 9 месяцев будет также равен 75 000 рублей.

Годовой налог нужно перечислить в бюджет за вычетом всех авансовых платежей. Для этого исчислим сумму годового платежа: 20 млн х 1,5 % = 300 000 рублей.

Платеж по итогам года = 300 000 – (75 000 х 3) = 75 000 рублей.

Декларацию по налогу на имущество сдают только организации, а ИП ничего не заполняют. Если фирма на основании решения субъекта РФ платит квартальные платежи, ей следует, помимо годовой декларации, сдавать расчеты по авансовым платежам.

В собственности компании может быть не целое здание, а его часть. Тогда кадастровая стоимость определяется пропорционально принадлежащей доле (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Декларация по налогу на имущество подается единожды в год — за 2016 года следует отчитаться до 30.03.2017. Если компания платит авансы, соответствующие квартальные расчеты нужно отправлять до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Рассчитывайте налог на имущество, сдавайте отчетность и платите другие налоги в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней: ведите бухучет, начисляйте зарплату, формируйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших специалистов.

В апреле 2009 года выяснилось, что в июне 2008 года был неверно начислен налог на имущество, превышение составило 180 руб. Как произвести корректировку излишне начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском и налоговом учете?

Бухгалтерский учет

Порядок исправления искажений, допущенных в бухгалтерском учете организаций, содержится в п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Так, согласно данной норме в случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, за который годовая бухгалтерская отчетность утверждена в установленном порядке, исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год не вносятся.

На основании п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" ошибки прошлых лет, выявленные в текущем периоде, отражаются соответственно в составе прочих доходов и расходов.

Таким образом, исправление ошибок, в соответствии с которыми в прошлом периоде были необоснованно признаны доходы и расходы организации, в бухгалтерском учете производятся с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В рассматриваемой ситуации корректировку налога на имущество следует оформить проводкой:

Дебет 68, субсчет "Налог на имущество" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - учтена в составе прочих доходов сумма излишне начисленного налога на имущество.

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль" - доначислены налог на прибыль и пени с суммы необоснованно уменьшенной базы по налогу на прибыль.

Для формирования исправительных проводок и уточненных налоговых деклараций рекомендуем составить бухгалтерскую справку, оформленную в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме налога и т.д.

При этом п. 1 ст. 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, в связи с обнаружением неточности в расчетах по налогу на имущество, организация вправе представить в налоговые орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество и обязана представить уточненную декларацию по налогу на прибыль.

Подав уточненную декларацию, организация тем самым признает недействительность первичной декларации, содержащей ошибочные сведения.

На момент принятия налоговым органом уточненной декларации, после разнесения данных в лицевую карточку, сумма, уплаченная Вами в бюджет по первичной декларации по налогу на имущество, будет обозначена как переплата, по налогу на прибыль как недоимка.

Обращаем ваше внимание, что доплата налога на прибыль и соответствующие пени должны быть осуществлены до подачи уточненной налоговой декларации во избежание штрафных санкций в соответствии со ст. 122 НК РФ (см. письмо Минфина РФ от 25.04.2008 N 03-02-07/2-76).

Осуществить зачет излишне уплаченной суммы налога на имущество в счет предстоящих платежей можно в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом (см. постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК РФ). Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Форма акта сверки утверждена приказом ФНС РФ от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

При этом налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Пунктом 9 ст. 78 НК РФ определено, что указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В то же время НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить сверку данных налоговых органов и налогоплательщиков об уплаченных налогах. Об этом говорится и в письме Минфина РФ от 23.03.2005 N 03-02-07/1-167.

То, что наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы, подтверждают и арбитражные суды (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005).

Самостоятельно налоговыми органами производится лишь зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Произвести зачет переплаты, образовавшейся в результате превышения ранее начисленных сумм налога, можно будет при наличии решения налогового органа (см. письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.06.2007 N 20-12/057394@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов
Титова Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Волкова Юлия
Компания "Гарант", г.Москва

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Читайте также: