Налог на гугл что это

Опубликовано: 15.05.2024

Введение нового налога для глобальных компаний обсуждалось на прошлой неделе на совещании представителей IT-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, рассказали «Ведомостям» его участники. На нем присутствовали, в частности, представители компаний «Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ», «1С», венчурного фонд Almaz Capital Partners, Альфа-банка, РЖД, Mail.ru Group, «Яндекса», отраслевых ассоциаций. Встреча состоялась в рамках обсуждения новых мер поддержки и развития российской IT-отрасли, говорят ее участники.

«Новый налог – это мероприятие, которое входит во второй пакет мер поддержки отрасли, его кодовое название – «Цифровой налог», рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. – Предполагается взимать дополнительную плату с компании, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории РФ. Например, при анализе поведения пользователя в сети для запуска контекстной рекламы».

Собранные средства будут направляться на поддержку российской IT-отрасли, говорит собеседник «Ведомостей». Примерный срок принятия решения по данному вопросу – до середины текущего года.

Информацию о возможном введении «Цифрового налога» подтвердил «Ведомостям» еще один участник совещания у Чернышенко. Он добавил, что также участники совещания обсуждали возможность перераспределения средств уже взимаемого НДС на оказание иностранными организациями услуг в электронной форме, известного как «налог на Google». Он был введен в 2017 г. и касается тех digital-компаний, которые продают в РФ игры, базы данных и иной софт дистанционным способом. После его введения цены на ПО и услуги иностранных разработчиков повысились – об этом клиентов, а частности, уведомили Google, Microsoft и Facebook.

Разговор о перераспределении налоговых поступлений и введении нового налога зашел потому, что льготы и меры поддержки для российских IT-компаний больше невозможно расширять за счет бюджетных средств – по словам участников совещания, такую вводную часть произнес Чернышенко. Отрасль высоких технологий и так пользуется значительными налоговыми льготами, чреватыми выпадающими доходами бюджета.

Представители Федеральной налоговой службы не ответили на запрос «Ведомостей». В пресс-службе Минцифры сообщили, что такой формат мер поддержки IT-отрасли, как, в частности, перенаправление НДС, сейчас не обсуждается.

НДС на электронные услуги приносит в бюджет порядка 50 млрд руб. в год, что меньше, чем потенциальные потери компаний, не имеющих в настоящий момент права на льготную налоговую ставку, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, более эффективным было бы не перекрестное субсидирование одних игроков рынка за счет других, а возврат к облегченной форме получения нулевого НДС для разработчиков и исключение двойного налогообложения для российских IT-компаний, предлагающих свои услуги через иностранные платформы.

«Прямая увязка налоговых платежей с определенными направлениями расходов противоречит принципу общего покрытия расходов бюджетов, – объясняет старший преподаватель кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Козлов. – Следовательно, потребуется внести изменения в соответствующие статьи Бюджетного кодекса. В том же Бюджетном кодексе определено, что порядок и случаи предоставления соответствующих субсидий должны быть установлены законом о федеральном бюджете, а механизм предоставления субсидии определен нормативным правовым актом правительства». Такой механизм может пойти вразрез с режимом наибольшего благоприятствования, являющегося одним из базовых принципов Всемирной торговой организации, предупреждает эксперт.

«Идея «Цифрового налога» отдаленно напоминает перекрестное субсидирование в электроэнергетике, но очевидно, что задействованные там механизмы неприменимы в IT-сфере. Если будет принято решение о выборе именно такого механизма, то он может быть реализован через создание целевого фонда в рамках одного из институтов развития, который бы в последующем предоставлял межбюджетные трансферты отечественным IT-организациям на выполнение работ и оказание услуг», – добавляет Козлов.

«Целевая поддержка может быть благом в некоторых случаях. Но основное, что ожидается от государства, – сохранение прозрачного регулирования, обеспечение устойчивого спроса, в том числе со стороны госструктур как крупнейшего заказчика, и оптимальное налогообложение», – считает генеральный директор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.

В первую очередь важно сохранение последовательной политики в этой части. Финансовые подпорки для работающих по рыночным правилам компаний вторичны, считает он.

«Многое зависит от наличия или отсутствия политической воли и наличия консенсуса между ветвями власти относительно необходимости внесения изменений в законодательство, – прокомментировал возможные нововведения партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

Как показывает практика, в целом введение нового налога путем внесения изменений в Налоговый кодекс, федеральные законы и подзаконные акты возможно даже за месяц – при определенных обстоятельствах, требующих оперативных действий, это может случиться и быстрее». Пройти все чтения и получить положительные отзывы на законопроект не так сложно, но другой вопрос – насколько грамотно будут эти изменения интегрированы, насколько тщательно будут продуманы и проработаны нюансы, связанные с последующим применением норм, отмечает юрист. По его оценке, проработка нюансов, необходимых для того, чтобы новые нормы заработали, займет как минимум год.

В пресс-службе Дмитрия Чернышенко «Ведомостям» заявили, что предложения по мерам поддержки готовит Минцифры совместно с IT-отраслью: «В процессе участвует около 200 представителей компаний. Пока Минцифры не внесло предложения в правительство, комментировать их по сути преждевременно».


Причем тут Google?

Почему налог его имени? На самом деле с уважаемым Googleм все в порядке. Это всего лишь неофициальное название, прицепившееся из СМИ. Это не новый налог, а обновленный специальный порядок уплаты НДС с электронных услуг через Интернет, которые оказывают иностранные компании (и не только Google) российским покупателям.

Новую норму регулирует статья 174.2 Налогового кодекса. Эта статья для налогоплательщиков — иностранных компаний, которые не имеют обособленных подразделений на территории России, но тем не менее продают российским потребителям электронные услуги – услуги через Интернет.

До 1 января 2019 год российские компании и предприниматели в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов выступали налоговыми агентами по уплате НДС – сами удерживали НДС со стоимости услуг, перечисляли его в бюджет и направляли иностранным поставщикам очищенную от НДС сумму. Это привычный порядок работы с иностранцами, не имеющими в России постоянных представительств. О нем статья 161 Налогового кодекса.

С этого года алгоритм иной. По электронным услугам российские покупатели больше не являются налоговыми агентами своих зарубежных партнеров. Иностранный поставщик должен самостоятельно встать на налоговый учет в России и самостоятельно уплачивать в российский бюджет НДС с электронных услуг – налог «на Google».

Зарубежные партнеры по электронным услугам физлицам (не ИП) знакомы с новым порядком – они уже применяли его и до 2019 года. С 2019 года упоминание физлиц из положений Налогового кодекса, касающихся оказания услуг в электронной форме, исключено. И с 1 января 2019 года обязанность по уплате НДС с из стоимости возложена на иностранные компании независимо от статуса покупателя.

А знает ли о налоге «на Google» ваш иностранный поставщик?

Если зарубежный партнер не платит по незнанию или уклоняется от уплаты налога в России умышленно – риски ложатся на вас. До иностранца налоговой еще нужно дотянуться. А ваша компания , оплачивая ему за услуги, — в случае, если контрагент окажется недобросовестным — подставляется под удар.

Возможно, не все иностранные контрагенты в курсе изменений российских налоговых норм. Проясните им их. Проведите беседу. Как было, и как стало. Это в ваших интересах.

Для уплаты налога «на Google» для иностранного поставщика, не имеющего постоянного представительства в РФ, технически все готово.

Иностранная компания – для выполнения законодательных норм по уплате налога «на Google» должна:

1.Встать на учет в российских налоговых органах.

Это можно сделать через сервис «НДС-офис интернет-компаний» на сайте ФНС России: после заполнения заявления иностранцу будут дистанционно присвоены ИНН и КПП и выдан пароль для личного кабинета. Через свой личный кабинет он сможет представлять декларации по НДС и вести переписку с налоговым органом. В личном кабинете есть англоязычная версия.

Какие сроки: работающие иностранные компании должны были подать заявление о постановке на учет до 15 февраля 2019 года. Начинающие работу с российскими покупателями должны это сделать не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания указанных услуг.

В случае прекращения услуг – срок направления заявления о снятии с учета тот же — 30 дней с даты прекращения.

За нарушение срока подачи заявления — штраф 10 000 рублей.

Кстати, нерезиденты, оказывающих электронные услуги физлицам, — если это законопослушные нерезиденты – уже стоят на учете в России.

2.Заполнять спецдекларацию по НДС и перечислять налог «на Google» в российский бюджет. В срок — до 25 числа месяца, следующего за окончанием отчетного квартала.

Налог можно перечислить со счета в банке за рубежом. Открывать счет в российском банке не требуется.

Спецдекларации по НДС налоговики будут камералить. По обычной процедуре – с истребованием документов и сведений. Камеральная проверка может продолжаться до 6 месяцев с даты представления декларации.

За просрочку представления декларации на срок более 6 месяцев — налоговый орган вправе иностранную компанию снять с учета.

Совет: В целях собственной безопасности проверьте сами своего партнера с помощью сервиса на сайте ФНС. Его ИНН и КПП.

Попросите выставлять для оплаты инвойс с указанием ИНН, КПП, ставки налога и суммы НДС в иностранной валюте.

Какие услуги попадают под налог «на Google»?

Налогом «на Google» облагаются электронные услуги иностранных компаний, которые оказаны автоматизировано с использованием информационных технологий. Через Интернет или другую сеть.

Важно, что местом реализации этих услуг должна быть территория России. Это подтверждает одно из условий статуса получателя услуг в электронной форме:

  • для компаний и предпринимателей: компания (или ИП) зарегистрирована в России или Россия указана в учредительных документах в качестве места нахождения организации (или ее филиала) или в России находится место управления организацией (место ее постоянно действующего исполнительного органа) илиИП живет в России.
  • для физических лиц:проживание в России или использование для оплаты услуг счет, который открыт в банке или на счет оператора электронных данных, находящихся на территории России илииспользует при покупке услуг зарегистрированный в России сетевой адрес или использует при покупке услуг номер телефона с международным кодом РФ.

Какие электронные услуги не относятся к налогу «на Google»

Не относятся к электронным услугам для налога «на Google»:

  • реализация товаров (работ, услуг) – если заказ оформлен через Интернет, а доставлен (выполнен) – обычным способом — без использования Интернета,(например, продажи интернет-магазинов);
  • реализация, передача прав на использование, программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальныхносителях (например, иностранными лицензиарами)
  • консультационные услуги по электронной почте;
  • предоставление доступа к Интернету.

По таким сделкам применяется общий порядок расчета и уплаты НДС. То есть в случае оказания подобных услуг иностранцами – российские компании и ИП – как и прежде, выступают налоговыми агентами. Согласно требований статьи 161 Налогового кодекса.

Кто платит налог «на Google» с электронных услуг

1.Иностранные компании, оказывающие электронные услуги.

2.Иностранные компании – посредники при продаже электронных услуг. Только в случае, если они непосредственно участвуют в расчетах. В этом случае они признаются налоговыми агентами — со всеми вытекающими последствиями.

Если иностранная компания оказывает российским компаниям не только электронные, но и иные услуги, например, консультационные, то у покупателя — российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию НДС. Иностранная компания обязана со всех услуг рассчитать и перечислить НДС в бюджет. При условии, что метом реализации и консультационных услуг признана Россия. Об этом свежее письмо Минфина от 5 апреля 2019 г. № 03-07-08/24055.

Если у иностранной компании на территории России есть постоянное представительство (обособленное подразделение) налог «на Google» с электронных услуг она платить не должна. Уплата НДС производится в обычном порядке.

3.Российские компании и ИП – посредники при продаже электронных услуг иностранных компаний. Если они непосредственно ведут расчеты. В этом случае они признаются налоговыми агентами — со всеми вытекающими обязательствами.

Если российский предприниматель или компания приобретают услуги в электронной форме для себя, с 1 января 2019 года они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. Именно в этом и суть нового порядка — налога «на Google». Иностранные поставщики электронных услуг по своим налоговым обязательствам перед российской налоговой системой отвечают сами.

Если в цепочке несколько посредников, то налог платит крайний посредник, то есть тот, кто ведет расчеты непосредственно с российским конечным покупателем услуг. При этом не важно, есть у крайнего посредника договор с иностранной компанией — поставщиком услуг или нет.

Если электронные услуги оказывает иностранное физическое лицо (не ИП) — налог «на Google» не возникает.

Как рассчитать налог «на Google»

Налог определяется на последний день квартала, в котором поступила оплата за услуги или предоплата.

Иностранные организации применяют расчетную ставку 16,67% к стоимости электронных услуг с учетом НДС.Стоимость услуг в иностранной валюте должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ на последний день квартала, в котором поступила оплата или предоплата.

Российские посредники (компании и ИП) определяют НДС на последнее число квартала, применяя ставку 20% к цене электронных услуг без учета НДС.

Сроки уплаты налога «на Google»

Иностранные компании – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Российские компании-посредники при продаже электронных услуг иностранных компаний перечисляют НДС равными долями (1/3) не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.

Если иностранный поставщик не встал на налоговый учет

Наивно думать, что за действия своего зарубежного партнера российский заказчик электронных услуг не несет никакой ответственности. Напрямую, да, не несет.

Но если вы видите в документах – что ваш поставщик не имеет ИНН, КПП, выставляет счет без указания НДС – вы четко понимаете, что иностранец в России — по разным причинам — на налоговом учете не стоит и налоги не платит. И если вы перечисляете ему денежные средства — значит вы платите правонарушителю. Заведомо зная, что ваш контрагент — недобросовестный.

В этом случае, рассчитывать на налоговые вычеты по НДС и на признание расходов для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль — очень самонадеянно. И напрасно. Перспективы приобретения услуг у недобросовестного поставщика печальные – заранее оцените свои риски и негативные налоговые последствия.

А при существенной сумме неуплаты налогов иностранцем и привлечении к уголовной ответственности – появляются дополнительные риски: признание пособником или соучастником.

Как влиять на иностранного партнера?

Можно ли как-то воздейстовать? Практически нет. Только договариваться. Припугнуть нерезидента даже налоговикам особенно и нечем. Если у нерезидента в России нет ни счета в банке, ни имущества. Даже штраф взыскать будет проблематично. Может быть поможет присоединение к конвенции и правилам по международному обмену финансовыми данными в налоговых целях?

Но действенных страшилок практически нет. Если иностранная компания будет уклоняться от уплаты российских налогов в крупном или особо крупном размере – ее руководство может быть привлечено к уголовной ответственности. Но это опасно и для вашей компании, перечислявшей ей за услуги денежные средства.

Не стоит беспечно надеяться на добросовестность партнеров. Им российская налоговая система может быть вообще до фонаря. И ваши риски, кстати, тоже. Сами будете разруливать проблемы, если что не так.

Поэтому, если понимаете, что иностранный поставщик уклоняется и не готов быть надежным и законопослушным – лучше поискать другого.

Налог «на Google» и налоговый вычет

До 1 января 2019 год у российских компаний и предпринимателей, получающих услуги в электронной форме у компаний-нерезидентов, сложностей с получением налогового вычета вообще не возникало. Российский покупатель (налоговый агент) — сам НДС удержал — сам уплатил в бюджет – расходы принял к учету – и заявил в декларации налоговый вычет. Право на вычет в своих руках.

А с этого года – вычет зависит от исполнительности зарубежного партнера – плательщика налога «на Google». От документов, которые он представит.

Независимо от суммы договора – существенной или не очень большой — терять сумму законного налогового вычета и переплачивать налоги – вообще не разумно.

Значит за вычет надо побороться. И собрать подтверждающие документы. Что потребуется для вычета:

1.Договор или расчетный документ, инвойс, в котором будут указаны ИНН, КПП иностранного поставщика, ставка налога и сумма налога в иностранной валюте.

Обратите внимание: должна быть указана расчетная ставка налога 16,67% Если контрагент укажет ставку налога 20% — права на вычет нет. Инвойс или другой расчетный документ — аналог российского счета-фактуры. И Неправильная ставка – критическое нарушение правил заполнения документов для вычетов по НДС. Значит при указании ставки 20% вычет не будет признан документально обоснованным.

2.Документы на перечисление оплаты контрагенту с указанием НДС (платежный документ).

Не стоит требовать лишнего. Иностранные компании, оказывающие электронные услуги, и иностранцы — посредники, участвующие в расчетах при оказании электронных услуги не должны оформлять счета-фактуры, заполнять книги покупок и книги продаж, не должны вести журналы полученных и выставленных счетов -фактур.

Если иностранный поставщик очень нужен и важен, но уверенности в его благонадежности нет, можно провести переговоры с контрагентом — и достигнув договоренностей с ним — взять ситуацию по уплате налогов в свои руки. Как это сделать:

Вариант № 1. Зарегистрировать поставщика на сайте ФНС – получить ИНН и КПП. Оформить на российского представителя нотариальную доверенность -представлять интересы иностранной компании как налогоплательщика в России. Из средств по договору за счет иностранца платить в бюджет налог «на Google», а очищенную от налога сумму – перечислять иностранному поставщику электронных услуг. По сути прежний порядок. И с вычетом по НДС проблем не будет.

Такой вариант проходит, например, поставщиками из Украины. Которые готовы быть исполнительными, но по разным соображениям не могут перечислять со своих банковских счетов налоги в бюджет России.

Вариант № 2. Взять российской компании на себя обязанность налогового агента по-старому – увильнуть от понятия «электронные услуги», сделать их не основными, расширить договор другими услугами, нагрузить условиями, при которых налог «на Google» не работает. Например, передавать данные без использования Интернета или на материальных носителях.

При этом важно в документах указывать единую цену, не разбивая стоимость услуг по видам и элементам. В этом случае, российская компания будет действовать, как и ранее — как обычный налоговый агент — в соответствии с требованиями статьи 161 Налогового кодекса.

В случае , если иностранец действует через посредника — российскую компанию — ничего не поменялось. Покупатель электронных услуг сможет признать налоговый вычет по НДС на основании счетов-фактур от российской компании — посредника, которая является налоговым агентом. Об этом напомнил Минфин в письме от 24 апреля 2019г. N 03-07-08/29927.

Пока налог «на Google» можно платить по-старому

Контрольные ведомства, похоже, сами не ожидали, что вопрос постановки на учет иностранцами и уплата ими налогов в российский бюджет начнет пробуксовывать. ФНС обеспокоена, что ряд крупных холдингов приостановили платежи за услуги зарубежных поставщиков. А что хотели? Это можно было предположить — схему оплаты усложнили, а с бизнесом не посоветовались.

Понятно желание компаний не зависеть от исполнительности иностранного контрагента, взять в свои руки возможность получения налогового вычета по НДС – не ждать одолжений и не рисковать: взять на себя роль налогового агента по привычной схеме — очистить сумму за услуги от НДС, самостоятельно заплатить в бюджет и принять законный вычет.

Изначально Минфин был против вычетов при оплате налога за продавца. И даже выпустил запрещающее письмо от 24 октября 2018 г. № 03-07-08/76139. В нем Минфин сделал вывод, что в случае добровольно взятой на себя обязанности налогового агента по уплате НДС за необязательного нерезидента – права на вычет у российского покупателя не возникает. Новым порядком налога «на Google» и Налоговым кодексом вычет по НДС при оказании «помощи» нерезиденту не предусмотрен. Так решил суровый Минфин. И, есстессссственно, с традиционной припиской, что это письмо…..не содержит правовых норм, но является нормативным актом… лалала…может быть растрактовано иначе…) Как обычно. Но письмо было выпущено и отказ в вычете прозвучал.

Но свежим письмом от 24 апреля 2019 г. N СД-4-3/7937@ ФНС отклонила этот запрет и разрешила российским компаниям применять прежний порядок уплаты налога «на Google» — действовать так же, как и в прошлом году. Если НДС по электронным услугам оплатила не иностранная компания — поставщик, а российский покупатель, он может принять налог к вычету. Негативных последствий не будет ни у покупателей, ни у продавцов электронных услуг.

ФНС запретила требовать:

— от покупателей — перерасчета НДС, принятого к вычету или включенного в расходы;

— от продавцов — повторно платить НДС и включать такие операции в декларацию по НДС.

ФНС указала, что если покупатель действует по старым правилам, то иностранная компания должна представить нулевую декларацию по НДС. (если, конечно, не проводилось других операций, которые следует отразить в отчетности).

Решая свою основную задачу — не потерять налоги и пополнить бюджет, — ФНС также разрешило российским получателям электронных услуг — заплатив НДС за иностранного поставщика — признать налоговый вычет. Спасибо.

При этом обязанность постановки на учет зарубежных партнеров не отменена и законодательные нормы по налогу «на Google» продолжают действовать.

А ФНС пока проработает детали и решит вопросы совершенствования порядка применения иностранными компаниями налога «на Google».

И еще умалчивается немаловажный вопрос. Нигде не указано – зависит ли право на вычет у российской компании от факта уплаты НДС зарубежным партнером? Если он встал на российский налоговый учет, сдал декларацию, а налог в российский бюджет – по разным причинам – не заплатил? Нормы налогового права не связывают напрямую эти условия. Но мы то уж знаем проверки ФНС на симметричность и поиск разрывов? Какая будет метода по сделкам с иностранцами? И по налогу «на Google»? Покажет практика.

Резюмируем

Не исключено, что не все зарубежные компании готовы понять и принять новые условия работы с российскими партнерами. И заставить их российским покупателям практически невозможно. Возможно, некоторые иностранцы даже захотят компенсировать свои дополнительные издержки и переживания повышением стоимости своих услуг.

А российским компаниям для получения налогового вычета по НДС придется брать на себя дополнительные обязанности по договорам с иностранцами. Или искать добросовестных, готовых к сотрудничеству с российской налоговой системой.

Как видим, новая норма по введению налога «на Google» ни убавила работы, не снизила нагрузку российских компаний, ни добавила оптимизма бизнесу. К сожалению.

Ну что ж, продолжаем работать в беспокойных российских реалиях.) Держать руку на пульсе и адаптироваться к обновленным условиям. Включать и выключать критическое мышление. И беречь гибкий ум.))


Содержание Содержание
  • Что такое «Налог на Google»
  • Причина появления
  • Список налогооблагаемых услуг
  • Кто должен платить налог
  • Последствия введенного налога
  • Налог на Google в 2021 году
  • Требования к зарубежным компаниям
  • Штрафы за несоблюдение законодательства

Налог на добавленную стоимость на электронные виды услуг в России был назван как «Налог на Google». Другими словами, это налог, который обязаны платить иностранные компании на территории Российской Федерации при оказании услуг в сфере ИТ. Данная тема является относительно новой на территории РФ, поэтому для ее освещения необходимо углубиться в понятия ИТ бизнеса. В данной статье разберем налог на Google в 2021 году: кто платит этот налог, сумма налога, а также что будет с теми, кто его не заплатит и какие изменения с 2021 году.

Что такое «Налог на Google»

Налог на Google в 2021 году

Не так давно в России появился налог, который огромными темпами пополняет бюджет государства. Это налог на добавленную стоимость, который облагает сферу информационных технологий. Налог облагает ту деятельность, которую ведут в интернете, услуги, которые оказываются потребителю в электронном виде. То есть, другими словами, любая услуга, оказанная пользователю в интернете, теперь подлежит обложению налогами.

Причина появления

Такой термин как «Налог на Google» был введен в обиход в 2017 году с принятием соответствующего закона. До этого момента НДС в бюджет обязан был уплачивать только отечественный интернет разработчик, а компании, которые имели иностранную регистрацию и льготы на ведение своей деятельности на территории Российской Федерации. Но с развитием отрасли и появлением лазеек в законодательстве Российский предприниматель начал практиковать регистрацию своей деятельности в других государствах, таким образом увиливая от уплаты налогов. Таким образом появилась необходимость бороться с недобросовестными компаниями так как бюджет РФ стал недополучать круглую сумму. Такое игнорирование законов и привело к вводу уравнения отечественных и зарубежных компаний. И не зря ведь такое нововведение привело к регулярным пополнениям бюджета за счет развития деятельности ИТ компаний и предоставления информационных услуг на территории государства.

Интересно, что данный путь пополнения казны уже давно используется европейскими странами, ведь на современный информационный рынок приходится огромная доля средств, которая вкладывается в развитие инфо сферы, что и ведет к заработку государств в сфере деятельности интернет бизнеса.

Список налогооблагаемых услуг

Кто должен платить налог

Последствия введенного налога

Естественно введение данного налога имело больше положительных сторон, так как имеет под собой идею аналогичного ведение деятельности в информационной сфере, что и подтверждается наличием такого налога в других развитых странах. Итак, перейдем непосредственно к преимуществам:

  • Первым из них естественно, как уже говорилось выше, является пополнение бюджета государства. В 2017 году более 10 миллиардов рублей, в 2021 году более 12 миллиардов;
  • Следующим, не менее важным преимуществом является продвижение отечественного производителя информационных услуг;

Налог на Google в 2021 году

Данный закон вступил в силу и должен быть исполнен всеми иностранными компаниями, не зависимо от их размера, длительности работы на территории России и характера предоставления услуг, во избежание начисления штрафов и в дальнейшем пени.
На данный момент в ФНС зарегистрированы 280 иностранных компаний, которые предоставляют информационные услуги разного характера, осуществляя свою деятельность на территории Российской Федерации. По предоставленной статистике, выявлено определенное количество компаний, которые приостановили свою интернет деятельность на территории РФ из-за налоговых нововведений.

Требования к зарубежным компаниям

С января 2021 года возросли и непосредственные требования к самой компании и ее деятельности, а именно:

  • Ведение личного кабинета при электронной регистрации в ФНС;
  • Сдача регулярной ежеквартальной отчетности по уплате налога. Данный пункт является одним из самых сложных для иностранных компаний, так как ведение налоговой документации должно быть на русском языке, что само по себе является проблематичным;
  • Необходимость открыть расчетный счет в банке России, для корректного перечисления денежных средств в бюджет, так как возможен ряд нюансов, по правильности проведения платежа со счетов международных банков. Этого можно не делать, но стоит ли рисковать;
  • Повышение лояльности к Российскому клиенту, так как увеличение стоимости услуг зарубежной фирмы, может привести к потере большого количества потребителя;
  • Взаимовыгодное сотрудничество. То есть в случае, если Российский потребитель идет навстречу зарубежной компании, оказывает помощь в регистрации, ведении кабинета, заполнении декларации, другими словами забирает часть нагрузки по налоговому производству. То иностранный продавец услуг может, но не обязан, пойти навстречу российскому предпринимателю, в ряде других острых вопросов.

Штрафы за несоблюдение законодательства

В этом пункте разберем за какие провинности зарубежных компаний предусмотрены штрафы. Стоит заметить, что при невыполнении условий осуществления налоговой деятельности предусмотрены не только штрафы, но и возможны заморозки счетов компании. Итак, последствия влекут за собой такие действия компаний:

  • Неуплата либо не корректная уплата «Налога на Google»;
  • Не правильно высчитанная налоговая база для НДС;
  • Оказание услуг на территории РФ без постановки на учет;
  • Некорректное или неточное заполнение декларации.

Редакция DTF пообщалась с юридическими консультантами, а также попросила членов Экспертного совета игровой индустрии (ЭСИИ) прокомментировать ситуацию, в которую попали компания Google и пользователи её магазина.

Что такое «налог на Google»


Людмила Харитоновауправляющий партнёр юридической компании «Зарцын и партнёры»

Нашумевший закон о «налоге на Google» ввёл обязанность для таких компаний, как Google и Apple, быть налоговыми агентами. Это значит, что они обязаны исчислять и удерживать НДС. Смена статуса должна произойти с 1 января 2017 года, и этим обусловлено направление писем разработчикам.

Теперь все функции по уплате НДС Google возьмёт на себя. Для этого ФНС создало специальный личный кабинет, посредством которого будет происходить взаимодействие иностранной компании и налогового органа.

Налоговая база для исчисления НДС определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исходя из фактических цен их реализации. Как указано в письме, налог будет прибавлен ко всем ценам на реализуемые продукты. Это повлечет увеличение цены для конечных пользователей.

Нужно отметить, что разъяснений для российских организаций Минфин до сих пор не выпустил, хотя закон содержит ряд «белых пятен», о которых говорили в момент его принятия.

  • определение фактического местонахождения покупателя и места оказания услуг;
  • сложность определения того, что относить к налогооблагаемым операциям (если это не простая продажа программного продукта, конечно);
  • как будет работать налог при отсутствии у компании счёта в РФ.

На что стоит обратить внимание

Разработчики начали получать уведомления Google Play с напоминанием о том, что с 1 января 2017 года вступают в силу изменения в российском налоговом законодательстве, касающиеся применения налога на добавленную стоимость при реализации платных приложений и внутриигровых покупок.

Советник ЭСИИ по юридическим и GR-вопросам Олег Павлов рекомендует дополнительно обратить внимание на следующие моменты.


Олег Павловконсультант Экспертного совета игровой индустрии по юридическим и GR-вопросам

Во-первых, поскольку непосредственные расчёты происходят между потребителем и сервисом Google, последний выступает в качестве налогового агента и самостоятельно производит исчисление и уплату налога. То есть разработчику не требуется предпринимать никаких действий.

Во-вторых, налог будет применяться не только если покупатель живет в России, но и в следующих случаях:

  • Российская Федерация является местом нахождения банка, в котором открыт счёт, используемый покупателем для оплаты, или местом нахождения оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при покупке, зарегистрирован в Российской Федерации;
  • международный код страны телефонного номера, используемого для покупки, присвоен Российской Федерации.

И хотя поправки ещё не вступили в силу, уже начали появляться первые официальные разъяснения. В частности, Федеральная налоговая служба в своем письме от 9 августа 2016 года отмечает, что на иностранное физическое лицо — предпринимателя, — вышеуказанные нововведения не распространяются (Письмо ФНС России от 09.08.2016 N СД-3-3/3618@).

На самом деле, вопросов к этому налогу гораздо больше, в том числе в контексте игровой индустрии. ЭСИИ следит за развитием ситуации и по мере формирования практики готов взаимодействовать с регуляторами для получения разъяснений по всем неоднозначным моментам, затрагивающим интересы разработчиков.

Комментарии экспертов


Антон Юдинцевсооснователь Gaijin Entertainment, участник ЭСИИ

Письмо от Google просто извещает разработчиков о том, что в ближайшее время цены в Google Play вырастут для российских пользователей на 18%, и делать для этого специально ничего не нужно. То есть, как и ожидалось, российским игрокам придётся платить больше. Цены в магазинах и так порядком выросли в связи с падением курса рубля, что уже заметно сократило количество покупок. Дальнейшее увеличение стоимости ещё сильнее его уменьшит. В итоге, вместо того, чтобы дать толчок к развитию российского ИТ-сектора, закон, наоборот, только замедлит его развитие. Вопрос с двойным налогообложением пока также остается открытым.


Сергей Орловскийоснователь Nival, участник ЭСИИ

Google выполняет закон. Последствия будут ровно те, о которых я писал ранее.

Большинство российских разработчиков продают свои игры в России через западные площадки, типа App Store, Google Play или Steam. Потому что там аудитория, и это очень удобно. Если их обложат налогом, то это автоматически скажется и на российских компаниях. При этом, в третьем чтении, несмотря на все разговоры, так и не решили проблему с двойным НДС, когда первый раз его платит платформа, а второй раз — сам разработчик, когда получает деньги с платформы. То есть проблема деофшоризации тоже не решена.

Ещё надо отметить абсолютную несвоевременность данных изменений. После двукратного сокращения рынка из-за падения рубля введение НДС приведет к ещё большему его сокращению. Не говоря уже о том, что сейчас на рынке технологический излом, ПК и консоли стагнируют, мобильный рынок зажат тисками высоких цен на трафик, Flash под угрозой бана в браузерах, VR ещё не взлетел.

Всё это вместе с предлагаемой отменой льготы по соцналогу увеличивает совокупные затраты компаний более чем на 30%. Не у всех проектов такая маржинальность, а значит, их придется закрыть. И пересчитать все бизнес-модели по новым проектам с соответствующими выводами.


Илья Карпинскийзаместитель руководителя игрового направления Mail.Ru Group, участник ЭСИИ

Безусловно, существует вероятность, что цена приложений в Google Play вырастет, и это вызовет временное падение общих продаж на площадке. Однако сомневаюсь, что изменения кардинальным образом отразятся на разработчиках, которым российские продажи дают только часть выручки, получаемой на глобальном рынке.


Вячеслав Макаровглава подразделения R&D-разработки Wargaming, участник ЭСИИ

Мне кажется, что для Google этот вопрос не был острым — подписчики этого сервиса не совершают случайного выбора, они подписываются на определенную экосистему, и ценовые соображения играют для них далеко не главную роль. Поэтому спрос на продукт не эластичен и значительной потери аудитории для них не произойдет, в то же время весь негатив от повышения цены будет перенаправлен на законодательство.

Компенсация НДС компанией будет означать значительные потери прибыли, при этом едва ли это вызовет общественный резонанс и будет скомпенсировано ростом аудитории — у Google просто нет продуктов, для которых такая схема сработала бы. Для других же компаний и продуктов ситуация может быть иной: компенсация НДС может оказаться оправданным решением. Это, конечно, не будет безопасной финансовой стратегией – но очень благородной по отношению к пользователям.


Николай Небышинецгенеральный менеджер издательского подразделения Wargaming в СНГ

Ввод налога на внутриигровые покупки — практика не новая и широко распространена за рубежом. Аналогичное налогообложение существует в Европейском союзе с 2015 года, компании уплачивают налог исходя из страны, в которой компания продает свои услуги. Так что введение аналогичного налога в России было лишь делом времени. Основной вопрос, на который мы ищем ответ: на кого лягут эти 18%? На наши плечи или на плечи игрока? Пока сказать сложно.

Костакова Е. В.

Какие услуги облагаются НДС

Облагаются НДС услуги, оказанные иностранными компаниями через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, если местом реализации этих услуг признается территория РФ.

Перечень таких услуг — закрытый (п 1 ст. 174.2 НК РФ). Уплачивать НДС должны компании, если они предоставляют следующие услуги:

  • продают компьютерные программы, приложения, игры, базы данных и обновления к ним;
  • проводят онлайн-аукционы;
  • продают рекламные услуги в интернете и предоставляют рекламные площадки;
  • предоставляют платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг; оказывают услуги хостинга;
  • обеспечивают хранение данных;
  • регистрируют домены;
  • продают права на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрируют информационные системы и сайты в интернете;
  • обеспечивают хранение и обработку информации, при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через интернет;
  • осуществляют поиск и представляют заказчику информацию о потенциальных покупателях;
  • обеспечивают доступ к поисковым системам в интернете;
  • предоставляют статистику посещаемости сайтов.

Каким образом определяется место реализации услуг

Местом реализации услуг в электронной форме признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из условий:

  • местом жительства покупателя является РФ;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, находится на территории РФ;
  • IP-адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
  • номер телефона покупателя имеет международный код (+7).

Что не облагается налогом на Google

Существует перечень услуг, которые освобождены от обложения НДС:

  • товар или услуга заказываются через интернет, а поставка осуществляется без его использования;
  • компьютерные программы, в том числе игры и базы данных продаются на материальных носителях (софт в коробках);
  • услуги по предоставлению доступа к Интернету;
  • консультационные услуги, оказанные по электронной почте.

Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на компьютерные программы (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1235 ГК РФ). То, что льгота сохранилась, означает, что не только российские, но и иностранные организации вправе ее применять. Если иностранная компания зарегистрируется в России для уплаты налогов, она будет пользоваться льготой и сможет не платить НДС. Это не действует на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, услуги хостинга. Они облагаются НДС по правилам статьи 174.2 Налогового кодекса.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Кто должен платить налог на Google

Порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.

1 вариант. Продажа электронных услуг организациям или ИП

Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ, как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога.

Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.

В противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.

Российская организация (ИП) становятся налоговыми агентами, если:

  1. Приобретают у иностранных поставщиков (посредников) электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ.
  2. Продают на территории РФ электронные услуги иностранной компании в качестве посредника и при этом участвуют в расчетах с покупателем. Т.е. получают выручку непосредственно от него и перечисляют ее нерезиденту или другому посреднику.

Порядок расчета НДС при покупке онлайн-услуг

Налоговая база — стоимость услуг с учетом НДС.

На дату перечисления иностранному контрагенту платы (предоплаты) за услуги, налоговый агент из этой суммы должен удержать НДС по ставке 18/118 и уплатить его в бюджет.

Если в договоре с иностранной компанией не предусмотрен НДС, подлежащий уплате в российский бюджет, налоговый агент сам увеличивает стоимость услуг на сумму НДС и уплачивает налог за счет собственных средств.

Налоговый агент составляет счет-фактуру в 1 экземпляре и вправе принять перечисленный НДС к вычету.

Все налоговые агенты — российские организации должны сдавать декларацию по НДС (по традиционной форме) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом

В декларации агент заполняет раздел 2, указав в нем, в частности:

  • в строке 060 — сумму НДС, которую нужно перечислить в бюджет;
  • в строке 070 — код операции (из разд. IV Приложения № 1 к Порядку заполнения декларации. Например, при покупке иностранных интернет-услуг нужно указать код 1011712, а при посреднической продаже услуг — код 1011707).

2 вариант. Продажа услуг через посредника

Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. Налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем, т.е. «последний посредник».

Исчисление и уплата налога налоговым агентом-посредником производятся с учетом особенностей. Налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

3 вариант. Продажа электронных услуг физическим лицам

При оказании электронных услуг физическим лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок налогового администрирования зависит от того, осуществляется расчет с физическими лицами-покупателями непосредственно иностранной организацией или с участием посредника.

При оказании услуг с участием в расчетах посредника обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на такого посредника, признаваемого налоговым агентом, и налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения налоговой базы при оказании электронных услуг организациям и ИП с участием в расчетах посредников.

Если потребителем электронных услуг иностранной компании являются физические лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве ИП, и при этом расчет с ними осуществляется непосредственно иностранной компанией-поставщиком таких услуг — обязанности по исчислению и уплате налога полностью ложатся на иностранного поставщика.

Иностранные организации признаются налоговыми агентами при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, если являются:

  • посредниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги
  • при условии участия в «цепочке» нескольких посредников, налоговым агентом признается «последний» в «цепочке» посредник, который осуществляет предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Если иностранная организация оказывает IT-услуги физическим лицам, то она обязана уплачивать НДС в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма НДС определяется по расчетной ставке 15,25%.

Налоговая база при оказании электронных услуг определяется расчетным путем, как стоимость услуг (с учетом НДС) исходя из фактических цен их реализации.

Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.

Стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.

Право на вычеты по НДС иностранные исполнители не имеют. Поэтому им не требуется составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Иностранная IT-компания должна встать на налоговый учет и представлять в налоговый орган декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, через личный кабинет налогоплательщика (за I квартал 2017 года — до 25 апреля 2017 года), документы (информацию), сведения, предусмотренные нормами, через личный кабинет налогоплательщика или, в случае невозможности представить через личный кабинет, в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.

Декларирование

Форма декларации по НДС, уплачиваемому иностранной организацией, оказывающей IT-услуги, утв. Приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@ и состоит из трех частей:

  • разд. 1 — отражается сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет;
  • разд. 2 — показывается расчет этой суммы налога;
  • разд. 3 — приводятся сведения (информация) об услугах, оказываемых иностранными организациями в электронной форме, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от него).

Декларация представляется иностранными организациями через личный кабинет.

Читайте также: