Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья декларация

Опубликовано: 29.04.2024


ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Принята ОК Нефтегаз 2018-11-12

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-94/2018-ОК Нефтегаз
«НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД»

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ вступает в силу новая глава Налогового кодекса РФ 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» (далее – НДД). В соответствии со статьей 333.45 НК объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Дополнительный доход рассчитывается как разница между расчетной выручкой от реализации углеводородного сырья и фактических расходов по добыче этого сырья. Статья 333.46. определяет порядок определения расчетной выручки от реализации углеводородного сырья. Статья 333.47. устанавливает состав фактических расходов по добыче этого сырья. Глава 25.4 находится в составе главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». НДД вводился с целью повышения эффективности налогообложения добычи полезных ископаемых и экономически в определенной степени заменяет собой налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ).

Организация–плательщик НДД должна определить подходы к бухгалтерскому учету НДД. В частности, ей необходимо решить такие вопросы, как его признание, классификация, представление в отчете о финансовых результатах, применимость стандартов, регулирующих схожие вопросы, соотношение учетной политики в отношении НДД с порядком учета налога на прибыль, НДПИ и других налогов.

В нормативных документах, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (РСБУ), отсутствуют положения, прямо предусматривающие порядок учета НДД и отражения его в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с п. 7.1. ПБУ 1 «Учетная политика организации» в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.»

Текст ПБУ 18, а также IAS 12 не содержит ответ на вопрос об учете и отражении в отчетности НДД. Международный Комитет по интерпретациям финансовой отчетности (IFRIC) отказался дать рекомендации по налогам, которые входят в сферу применения МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Среди прочего, аргументация, которая сопровождала решение IFRIC, включала в себя следующее:

(a) «термин «налогооблагаемая прибыль» подразумевает понятие чистой, а не валовой суммы»; а также

(b) «поскольку налогооблагаемая прибыль не совпадает с прибылью по бухгалтерскому учету, налоги не должны основываться на величине, которая точно отражает прибыль, которая находится в рамках [МСФО 12]. Последнее указывает также на требование, содержащееся в МСФО (IAS) 12, раскрывать объяснение взаимосвязи между налоговыми расходами и бухгалтерской прибылью».

Таким образом, на настоящий момент времени отсутствует нормативное регулирование данного вопроса как в РСБУ, так и в МСФО, что требует разработки Рекомендации негосударственным субъектом регулирования бухгалтерского учета.

РЕШЕНИЕ

1. Налог на дополнительный доход (далее - НДД) признается в том отчетном периоде, в котором имеют место факты хозяйственной жизни, обусловливающие возникновение объекта налогообложения.

2. НДД классифицируется в качестве расхода по обычной деятельности и учитывается в целях отчета о финансовых результатах при формировании показателя «Прибыль до налогообложения».

3. НДД представляется в отчете о финансовых результатах в качестве самостоятельной статьи расходов по обычной деятельности либо включается в состав других статей этих расходов в зависимости от существенности и принятых организацией подходов к структурированию статей отчета. Организация должна применять единые подходы к представлению в отчете о финансовых результатах НДД и НДПИ.

4. Отрицательная разница между принимаемой для расчета налога выручкой и расходами, подлежащая учету в целях налогообложения в следующих периодах, может формировать отложенный налоговый актив, учитываемый аналогично порядку, предусмотренному для формирования отложенного налогового актива по налогу на прибыль в отношении переносимого на будущие периоды убытка.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

НДД – гибридный налог: с одной стороны, он вводился как более совершенный способ рассчитать налоговую нагрузку на добычу вместо налога на добычу полезных ископаемых НДПИ, с другой, база налога представляет собой некую расчетную разницу между доходами и расходами. В силу гибридного характера НДД обладает отдельными чертами налога на прибыль и вместе с тем имеет множество черт, отличающих его от налога на прибыль.

Основное сходство НДД с налогом на прибыль заключается в том, что объектом налогообложения являются доходы за вычетом расходов. Исходя из этого НДД следовало бы учитывать в том же порядке, в каком учитывается налог на прибыль. В международной практике известен похожий налог – Australian Petroleum Resource Rent Tax. Подход в GAAP Australia предусматривают применение в отношении этого налога такого же порядка учета, который применяется к налогу на прибыль.

Вместе с тем, есть ряд обстоятельств, имеющих значение для методологии бухгалтерского учета, которые отличают НДД от налога на прибыль и от его аналогов, в том числе от австралийского налога. Подобные налоги в нефтяной отрасли, которые рассматриваются как налоги на прибыль, как правило, сводятся к дополнительной ставке налога на прибыль для нефтяных компаний. В отличие от них НДД не заменяет собой налог на прибыль и не является дополнительной суммой или ставкой по налогу на прибыль. Он принимается при расчете налога на прибыль в качестве расхода как любой другой расход (как например НДПИ).

В отличие от австралийского налога, в налоговую базу которого входят фактические доходы и расходы, в базу по НДД входит расчетная «выручка» и значительная часть расчетных «расходов». Налоговая база имитирует некую расчетную нетто сумму доходов и расходов по отдельно взятому участку недр. Расчетные выручка и расходы определяются исходя из фактической добычи, а не из продаж.

База по налогу на прибыль (Налогооблагаемая прибыль / налоговый убыток) определяется IAS 12 как «прибыль (убыток) за период, определяемая (определяемый) в соответствии с правилами налоговых органов, в отношении которой (которого) уплачиваются (возмещаются) налоги на прибыль.» Как указано в основе для выводов австралийского регулятора, ссылка на налог на прибыль является циклической к п.2 IAS 12, что затрудняет применение этих определений. Там же указано, что «налогооблагаемая прибыль» предполагает нетто сумму, т.е. налогооблагаемые доходы минус налоговычитаемые расходы. При этом из контекста стандарта следует, что речь идет о фактических доходах и расходах.

База по НДД не соответствует определению IAS 12 для Taxable profit: Налогооблагаемая прибыль может отличаться от бухгалтерской прибыли из-за разных периодов признания тех или иных фактических доходов или расходов (временные разницы), либо из-за их непризнания (постоянные разницы). Но если разницы возникают из-за того, что это просто другие (расчетные) суммы, то нельзя описать природу этих разниц в терминах IAS 12.

Такой порядок определения сумм налога больше напоминает НДПИ (в расчете этого налога также участвует фактическая добыча) нежели налог на прибыль. Из тех фактических расходов, которые включаются в расчет базы НДД, не все из них являются таковыми на самом деле. Все расходы, которые нельзя напрямую привязать к лицензионному участку (далее – ЛУ), распределяются по определенной методике, т.е. тоже являются расчетными. В обществах с несколькими ЛУ, как правило, нет расходов, которые можно напрямую увязать с ЛУ. НДД похож на НДПИ тем, что в расчет доходов и части расходов, которые включаются в базу, используются данные фактической добычи. НДД – модифицированная версия НДПИ. Это налог, который взимается с каждой тонны добытой нефти и ГК. Отличие сводится к более сложному расчету налога с этой добычи.

Фактические доходы и расходы по ЛУ с НДД входят в базу по налогу на прибыль в обычном порядке (в т.ч. фактические расходы, которые были включены в расчет НДД). Раздельный учет по участкам недр для целей налога на прибыль не ведется. Никаких изменений в правилах по налогу на прибыль нет – кроме как появления нового вида налоговычитаемого расхода, взамен части НДПИ.

Главной особенностью порядка учета, предусмотренного IAS 12 и ПБУ 18, является признание отложенных налоговых активов и обязательств, определяемых исходя из временных разниц. При этом временная разница определяется как разница между балансовой стоимостью актива и обязательства и его налоговой величиной. В силу правил расчета НДД, предусмотренных НК РФ, определение налоговой величины активов или обязательств в целях расчета временных разниц и отложенных налогов в основном не применимо в отношении НДД. Например, если балансовая стоимость основного средства составляет 100 руб., при этом налоговая величина этого основного средства с точки зрения налога на прибыль составляет 80 рублей, то налогооблагаемая временная разница составляет 20 руб. по налогу на прибыль. При этом невозможно определить, что должно считаться налоговой величиной этого же основного средства с точки зрения НДД.

Кроме того, поскольку НДД принимается в расчет в качестве расхода в целях определения налога на прибыль организации, объекты учета, связанные с НДД, влияют на показатели учета налога на прибыль. Если предположить признание в отношении НДД отложенных налоговых активов и обязательств, то такие ОНА и ОНО должны в свою очередь служить основанием для признания временных разниц и производных ОНА и ОНО в целях налога на прибыль. Такое двуступенчатое признание отложенных налогов значительно затруднит понимание экономического смысла показателей финансовой отчетности ее пользователями.

IAS 12 определяет «Accounting profit» и «Taxable profit». Из контекста стандарта и требований НК РФ следует, что Accounting profit – это прибыль до налога отчитывающейся организации, а Taxable profit – налогооблагаемая этой организации как юридического лица. Однако НДД облагается не вся прибыль экономического субъекта, а локальный финансовый результат, ограниченный определенными доходами и расходами. НДД применяется к отдельным пилотным ЛУ, т.е. к каким-то частям деятельности юридического лица. Нельзя говорить о том, что база НДД является Taxable profit этого юр лица.

НДД экономически взаимоувязан с НДПИ и экспортной пошлиной, являясь в определенной степени их заменителем. Для пилотных ЛУ снижается сумма НДПИ. Т.е. в рамках одного юр. лица будут ЛУ с обычным НДПИ и ЛУ со сниженным НДПИ + НДД.

Если НДД исключать из операционной прибыли, получится, что у компаний с ЛУ на НДД эффективность лучше, чем у компаний без НДД, просто потому что они не включают этот расход в расчет – и для сопоставимости пользователям придется НДД добавлять обратно в операционную прибыль. Для аналитических целей, при сравнении доналоговой прибыльности ЛУ, в себестоимость добычи следует включать и НДПИ, и НДД. ЛУ могут отличаться по прибыльности из-за отличий между НДПИ и НДД, но не из-за того, что один из этих элементов из себестоимости просто исключен.

Таким образом НДД в большей степени похож на расход, который по подобию НДПИ, должен входить в себестоимость соответствующих объемов добытой нефти, с которых он рассчитан (и в стоимость соответствующих остатков запасов).

Как было отмечено выше, положения IAS 12 и ПБУ 18 в части определения временных разниц и отложенных налогов, не применимы в отношении НДД. Но есть одно исключение. Это предусмотренная НК РФ возможность переноса на будущие периоды убытка. В отношении этого убытка может признаваться отложенный налоговый актив в порядке, предусмотренном IAS 12 (или ПБУ 18).

Что касается порядка учета текущего налога на прибыль (без учета вопроса отложенных налогов), то он не отличается от общих подходов к учету расходов организации. В этой связи для учета НДД не имеет принципиального значения выбор между применением ПБУ 18/02 и IAS 12 (в части учета текущего налога) либо применением ПБУ 10/99 «Расходы организации» (аналог ПБУ 10 в МСФО отсутствует).

В отношении представления НДД в отчетности основным вопросом является выбор одного из двух вариантов: представление НДД как расхода, формирующего показатель прибыли до налогообложения, или представление его наряду с показателями налога на прибыль после прибыли до налогообложения в качестве статьи, формирующей чистую прибыль. Учитывая приведенную выше аргументацию, в особенности то, что НДД платится не со всей прибыли, а с ее части, а также то, что НДД принимается в качестве расхода в целях налогообложения прибыли, первый вариант представляется лучше отражающим характер этого налога с точки зрения формирования финансовых результатов организации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Режим НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье нефть и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.

НДД учитывает экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период в зависимости от доходности конкретного участка недр в отдельности. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после выхода месторождения на проектную мощность, что создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья, содержащих в том числе трудноизвлекаемые запасы.

В зависимости от результатов внедрения НДД при реализации пилотных проектов будут рассматриваться возможности его корректировки и расширения периметра применения.

В соответствии с бюджетным законодательством НДД зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%. Данные поступления обеспечат финансирование социально-значимых программ в сферах образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, демографии.

Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на добавленный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Переход на эту систему носит добровольный характер.

Сформирован перечень пилотных проектов по НДД в Западной Сибири из 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.

15 из 35 пилотных проектов достались «Роснефти». Большинство из них находится в ХМАО, и только участки «Газпром нефти» — в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно письму Текслера, совокупный уровень добычи по участкам «Роснефти» в 2016 году составил 6,13 млн т, ЛУКОЙЛа (семь участков) — 2,73 млн т, «Сургутнефтегаза» (шесть участков) — 2,32 млн т, «Газпром нефти» (четыре участка) — 2,77 млн т. В эксперимент также попали один участок «РуссНефти» (добыча в 2016 году составила 0,067 млн т) и два участка независимых компаний с совокупным объемом добычи 0,74 млн т нефти.

Если эксперимент оправдает себя, то НДД будет понятным механизмом налогообложения по всей отрасли, позволяющим прогнозировать инвестиции в разного рода проекты, вне зависимости от региона и обводненности месторождения.

14.12.2018, 20:03 | 7964 просмотров | 963 загрузок

Земцов Егор Алексеевич,
Лазаренко Виктор Ярославович
Научный руководитель - Ахмадеев Р.Г.

1,2. бакалавриат, кафедра Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
3. к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Zemtsov Egor Alekseevich
Lazarenko Viktor Yaroslavovich
Scientific adviser: Akhmadeev R.G.

1, 2. Department of Accounting and taxation,
Plekhanov Russian University of Economics
3. Associate professor,
Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация: Отрасль топливно-энергетической сферы занимает значительную роль в экономике Российской Федерации. До установления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья с 2019 года организации, пользователи недр, были значительно обременены действующими положениями налогового законодательства, с учетом действующих мер «налогового маневра» в сырьевом секторе экономики, что, в полной мере не позволяло осуществлять инвестирование и ввода в эксплуатацию новые месторождений. В связи с этим, в проведенном исследовании освещены основные элементы введённого с 2019 года налога на дополнительный доход, позволившие обосновать основные причины и способы в прогнозировании перспектив применения режима налогообложения при добыче углеводородного сырья.

Abstract: The fuel and energy complex is a very important part of the economy of the Russian Federation. Before the introduction of tax of additional income from hydrocarbon raw materials, organizations that extracted hydrocarbon raw materials found themselves in a disadvantageous situation. Specifically, the exploration and commissioning of new fields was difficult. This article explores the reasons for introducing this tax, and analyzes the prospects.

Ключевые слова: НДД, налогоплательщики, углеводородное сырье, налогообложение

Keywords: tax of additional income from hydrocarbon raw materials, taxpayers, hydrocarbon raw materials, taxation

Поскольку нефтяная и газовая отрасли являются ведущими в Российской Федерации, государству необходимо разрабатывать дополнительные механизмы в целях стимулирования пополнений доходной части бюджета, а обсуждение данной проблемы осуществляется на протяжении последних 20 лет [1, 2]. Между тем практический опыт реализации налогообложения в отношении сырьевой отрасли показал, что налоговая система, предшествующая НДД, была несколько неэффективна, поскольку при таком положении дел государство предоставляло различные налоговые и таможенные льготы. С другой стороны, из-за сосредоточения на крупных месторождениях, разведка новых не происходит нужным образом, следовательно, рано или поздно объем добытых ресурсов сократиться, что повлечет за собой и сокращение налоговых отчислений [3, 4].

В этой связи налогоплательщики в действующей системе взимания и уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), по которому предусмотрено применение большое количество различных льгот, а обложение экспортными таможенными пошлинами вошло в некую зону комфорта, стимул развития операторами новых месторождений просто пропал [5]. Можно отметить, что им удобно развивать уже существующие месторождения и получать налоговые льготы от государства. Это ведет к тому, что государство недополучает, а потенциальные месторождения не открываются. Приведенные факты могут привести к удручающим последствиям: снижение уровня добычи и экспорта углеводородного сырья и стагнация соответствующей отрасли экономики в целом [6, 7].

Вместе с тем, государству необходимо разработать более действенный инструмент, который способен в большей мере сбалансировать интересы государства и нефтяных компаний. Таким образом, в 2019 году в пилотном режиме начал применяться новый режим налогообложения в виде налога на дополнительный доход в отношении сырьевого сектора экономики (рис.1).


Рисунок 1. Динамика поступлений налогов, сборов и взносов в консолидированный бюджет РФ и соотношение поступлений по НДПИ

Составлено автором на основании данных ФНС России https://www.nalog.ru/statistics_and_analytics/forms/

Введённый с 2019 г. режим взимания и уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) относится к федеральным налогам и является прямым. Основная информация по НДД содержится в положениях ст. 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Однако следует четко определить, что в состав углеводородного сырья отнесены: первообразная нефть, газовый конденсат, попутный и природный газ. Неотъемлемой частью любого налога, является сторона, которая уплачивает средства в бюджет [8, 9]. По НДД налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие следующие виды деятельности: поиск и оценка месторождений, транспортировка, подготовка, хранение, создание объектов утилизации (переработки), и являющиеся пользователями недр, на основании предоставленной им соответствующей лицензии [10].

Особенностью нового налога является четкое указание границ территорий, на территории которых налоговый режим примется. Территории разделены на 4 группы, координаты секторов которых, указаны в законодательстве, речь идет о следующих субъектах РФ, как Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский АО и другие крупные сосредоточения углеводородного сырья. По сути своей это месторождения с незначительной степенью выработанных ресурсов.

Объектом налогообложения по НДД является дополнительный доход, данный показатель, выражает доходы от реализации, уменьшенные на величину затрат, осуществленных при добыче за календарный год. Принципиальным отличием НДД является переход от налогообложения валового дохода добывающих организаций к налогообложению их финансового результата. Таким образом, дополнительным доходом признается расчетный доход, уменьшенный последовательно на фактические и расчетные расходы [11, 12]. В состав фактических расходов включаются затраты налогоплательщиков на непосредственную добычу сырья: приобретение, сооружение, изготовление, доставка, доведение до состояния, пригодного для использования амортизируемого имущества, а также затраты, связанные с производством и реализацией конечной продукции. К расчетной группе затрат относятся расходы по транспортировке и таможенные пошлины. Внимательным образом следует также отнестись к распределению издержек в группе. Понимая, что компаниям выгодно расширять величину издержек (затрат) того субъекта, который уплачивает налог, контролирующие органы сосредоточили внимание в том числе и на внутригрупповых расходах [13, 14]. При этом необходимо учитывать, что одновременно законом расширен перечень видов контролируемых сделок. Так, с 2019 года к контролируемым сделкам в соответствии с правилами трансфертного ценообразования признаются сделки, осуществляемые между лицами, признаваемые взаимозависимыми, если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком НДД и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы НДД. В свою очередь величина полученных доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн рублей. Поскольку НДД относится к категории прямых, отчислению в бюджет подлежит произведение налоговой базы на ставку налога, которая по НДД признается равной 50% [15].

Налоговый период равен календарному году. Отчетными периодами являются: квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года [16].

Таким образом, после окончания каждого отчетного периода следует производить уплату авансового платежа по налогу. Производить это необходимо не позднее 28 числа месяца, следующем за истекшим отчетным диапазоном [17, 18]. По итогам налогового периода НДД, подлежащий к уплате в бюджет рассчитывается как разница между рассчитанным налоговым обязательством и суммой авансовых платежей, и уплачивается не позднее в срок до 28 марта следующего года [19].

Исходя из приведенных ФНС России статистических данных, можно узнать, что большая часть налоговых поступлений в бюджет приходится от налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и составляет в среднем не менее 5061 млрд. руб. или 47,6%. Согласно заявлению Министра энергетики РФ, А. Новак переход с 2019 г. на НДД позволит получить за налоговые периоды 2019–2035 гг. бюджетные отчисления на сумму до 1 трлн. руб. и принесет 100 млн. тонн дополнительной добычи нефти по сравнению с текущими объемами на проектах-пилотах — в 2016 году добыча на этих участках составила 14,7 млн. т. [20]. Вместе с тем с большей долей вероятности можно предположить то, что налоговых поступлений в государственную казну значительно прибавиться, что является положительной тенденцией для экономики РФ. В свою очередь для государства введение дополнительного налога в осуществляемой налоговой политике в нефтегазовые сектора заключается в соблюдении следующих задач:

  • Переход от налогообложения валового дохода добывающих компаний к взиманию средств по налогу с денежного потока от реализации последних.
  • Осуществление прямого стимулирования налогоплательщиков к рациональному использованию недрами, увеличение доли добываемого углеводородного сырья.
  • Экономическая безопасность и стабильность бюджета посредством своевременного его пополнения.
  • Стремление к прозрачности и простоте администрирования финансовой деятельности компаний.

Иными словами, при высокорентабельной добыче нефти бюджет государства будет пополняться, а при низкорентабельном налоговая нагрузка на организации будет снижаться, что в целом увеличит общее количество добытых углеводородных ресурсов по стране. Таким образом, с большей степени обоснований законодательство по НДД представляет стимулирующий эффект, нежели фискальный, как это предусмотрено при взимании и уплаты НДПИ. По мнению экспертов, данный налоговый режим способствует развитию новых месторождений, повешению рентабельности нефтегазовых продуктов при разработке трудноизвлекаемых участков месторождений.

При этом налогообложение по НДД предусматривает использование внутрироссийских цен на нефть, иначе данная система будет работать неэффективно, так как это может привести к искусственному завышению затрат, что поведет за собой меньшее количество средств, отчисляемых в бюджет. В этой связи справедливо выделить основные преимущества и недостатки введения НДД с 2019г., позволяя в полной мере:

  • Обеспечить стабильность поступлений средств в бюджет, что является основополагающим фактором экономической безопасности страны;
  • Способствовать долгосрочному перспективному развитию добывающей отрасли в нефтегазовой сфере экономики;
  • Снизить величину налоговой нагрузки в целях обеспечения развития новых месторождений;
  • Осуществить дополнительный приток к привлечению инвестиций за счет более выгодных условий и выравниванию между различными категориями налогоплательщиков;

Обобщая проведенное исследование по введению режима НДД, можно отметить, что на законодательном уровне сформирован на должном уровне соответствующий вектор развития неразведанных месторождений с потенциальными перспективами расширения. Из данных суждений можно сделать вывод о том, что основным фактором манипуляций с налогообложением является рентабельность нефти и газа, а не валовая добыча, как это применяется по НДПИ. Вместе с тем в сфере практического применения нового режима НДД следует отметить ряд спорных аспектов, подлежащих более конкретному разъяснению с учетом:

  • Параллельного взимания и уплаты действующего налога в виде НДПИ, что повлияет на механизм налогового администрирования НДД.
  • Риска снижения мировых цен на углеводородные ресурсы, это повлияет на величину поступлений в доходную часть бюджета страны.
  • Стимул к возможному занижению доходов, посредством увеличения потенциала расходов, связанных с добычей углеводородов на новых месторождениях.

Таким образом налоговые риск существенности недостатков по новому режиму НДД присутствуют, однако оценить их конкретную значимость на данный достаточно трудно, поскольку временной период действия данного режима недостаточен. Следовательно, введение с 2019 г. налогового режима кардинально изменяет подход к налогообложению организаций нефтегазового сектора по сравнению с опытом прошлых лет. Более эффективно распределяется налоговая нагрузка на новых месторождениях, с учетом затрат по освоению и развитию на начальном этапе и предусматривается уплата налога после выхода проекта на должный уровень окупаемости. В свою очередь налоговые отчисления зависят от денежного потока от реализации добытого углеводородного сырья, в том числе трудноизвлекаемого, это позволяет быстрее рассчитываться с кредиторами и выводить на окупаемость развивающиеся проекты, что в должной мере подразумевает разделение рисков между государством и нефтегазовыми компаниями.

Федеральный закон Правительства РФ №199-ФЗ от 19.07.2018

Федеральным законом от 19.07.2018 года № 199-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым вводится новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Она устанавливает особенности расчета, исчисления и уплаты налога на дополнительный доход, а также определяет фискальные условия добычи углеводородного сырья с учетом разработки месторождений.

Нововведение вступает в силу с 1 января 2019 года.

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации сырья, добытого на определенном новой главой участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче и на величину расчетных затрат.

Что относится к углеводородам

К углеводородному сырью относятся следующие виды добытых полезных ископаемых:

  • нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
  • газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку;
  • газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ);
  • газ горючий природный, за исключением попутного газа.

По освоению участка недр в целях добычи такого сырья относятся следующие виды деятельности:

  • по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья;
  • по транспортировке углеводородного сырья;
  • по подготовке углеводородного сырья - разделение любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье, на производные смеси, содержащие отдельные виды углеводородного сырья; доведение углеводородного сырья (в том числе на мощностях третьих лиц) до качества, при котором такое сырье признается товаром;
  • по хранению углеводородного сырья;
  • по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа;
  • по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких перечисленных видов деятельности.

Объект налогообложения

Налог будет касаться четырех типов месторождений. Так, объектом налогообложения признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, отвечающем хотя бы одному из следующих требований.

1.Участок недр расположен полностью или частично:

  • в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа;
  • севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало Ненецкого автономного округа;
  • в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.

2 Участок недр расположен на территории Российской Федерации и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 года.

Обратите внимание: Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 201-ФЗ предусматривает освобождение от вывозных таможенных пошлин отдельных категорий товаров, получаемых при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья, подпадающих под применение данного налога на дополнительный доход.

3. Участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, в границах, ограниченных прямыми линиями, соединяющими по порядку точки участков недр с установленными географическими координатами (ст. 333.45 НК РФ).

При этом к участкам недр устанавливаются требования к степени выработанности запасов нефти.

Налоговая база

Налоговая база определяется обособленно по каждому участку недр. При этом дополнительный доход от добычи углеводородного сырья или убыток, полученный на одном участке недр, не увеличивает (не уменьшает) налоговую базу для другого участка недр.

В статьях 333.47 и 333.48 Налогового кодекса закреплен порядок признания расходов по добыче углеводородов.

Расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, рассчитывается за календарный месяц и определяется по формуле, установленной статьей 333.46 Налогового кодекса.

Размер налоговой ставки – 50 %.

Налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налог не может быть менее суммы минимального налога, рассчитанного в соответствии со статьей 333.55 Налогового кодекса.

Налоговым периодом признается календарный год.

Организации-недропользователи должны представить декларацию по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим годом.

Снижены ставки акцизов

Кроме того, рассматриваемым законом предусмотрено снижение ставок акцизов с 1 июня по 31 декабря 2018 года:

  • на автомобильный бензин класса 5 с 11 892 до 8213 рублей за тонну;
  • на дизельное топливо с 8258 до 5665 рублей за тонну;
  • на средние дистилляты с 8662 до 6665 рублей за тонну.

Также уточняется порядок исчисления НДПИ при добыче газового конденсата и природного газа, и установлен порядок определения коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Распоряжения от 25 ноября 2017 года №2613-р, №2614-р. Предлагается дополнить Налоговый кодекс главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», учитывающей ряд особенностей расчёта, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций. Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. Уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы. Предусматривается также, что порядок подтверждения факта добычи нефти, облагаемой НДД, будет устанавливаться Правительством России.

Документы

Распоряжение от 25 ноября 2017 года №2613-р

Распоряжение от 25 ноября 2017 года №2614-р

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в статьи 3 1 и 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее – законопроект 2) подготовлены Минфином России в соответствии с решениями по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики 14 июня 2017 года.

Комментарий

В настоящее время применяется дифференцированный подход к установлению ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) на нефть в зависимости от географических и природно-климатических условий, сложности разработки месторождений, физико-химических свойств нефти (арктические условия, шельфовые проекты, новые и выработанные месторождения, высоковязкие нефти, трудноизвлекаемые запасы и другие).

Введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) обусловлено необходимостью вовлечения в коммерческую разработку запасов нефти, которые в настоящее время в условиях действующей налоговой системы являются нерентабельными. НДД позволит обеспечить прирост налоговых поступлений как от увеличения общего объёма добычи нефти, так и за счёт более справедливого налогообложения сверхэффективных проектов. НДД является более гибким и универсальным механизмом изъятия экономической ренты на месторождениях, чем действующая налоговая система, так как учитывает и внешние макроэкономические изменения, и индивидуальные особенности месторождений.

НДД учитывает экономику разработки месторождений за весь инвестиционный период, при этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого месторождения в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения.

В целях введения НДД законопроектом 1 предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса главой 25 4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», учитывающей ряд особенностей расчёта, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.

Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы.

Предусматривается, что НДД будет распространяться на группы участков недр, расположенные полностью или частично в границах:

- Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, севернее 65-го градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря при условии, что степень выработанности запасов нефти на участке недр составляет менее 0,05, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, либо запасы нефти по такому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 года;

- территории Российской Федерации и указанные в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в редакции по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении которых организацией – пользователем такого участка недр в срок до 1 января 2019 года подано в налоговый орган уведомление в произвольной форме о применении на них налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

- Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, равной или превышающей значение 0,2 либо равной или превышающей значение 0,1, но не превышающей значения 0,8, если по состоянию на 1 января 2017 года участок недр находится в разработке не менее шести лет, что подтверждается данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2011 года, в соответствии с которыми степень выработанности запасов нефти такого участка недр превышает значение 0,01. При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр не должна превышать 15 млн т;

- Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, равной или менее 0,05, начальными извлекаемыми запасами нефти, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого на указанную дату, менее 10 млн т.

Для каждой группы участков недр, на которые будет распространяться налог, определён порядок расчёта ставки НДД.

НДД предусматривает ведение раздельного учёта доходов и расходов, определение налоговой базы по каждому участку недр, а также определение минимального налога с целью недопущения бесконтрольного наращивания затрат налогоплательщиком.

Налоговым периодом по НДД признаётся календарный год с учётом уплаты квартальных авансовых платежей, распределяющих поступления в бюджетную систему Российской Федерации по этому налогу в течение года.

Таким образом, до окупаемости проекта разработки участка недр углеводородного сырья налоговая нагрузка будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволит повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заёмных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр.

Законопроект 2 устанавливает фискальные условия добычи углеводородного сырья с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья.

Предлагается внести изменения в пункт 4 статьи 3 1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» в части уточнения применения предельной ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть после 1 января 2017 года.

Предусматривается также, что порядок подтверждения факта добычи нефти, облагаемой дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья в соответствии с новой главой 25 4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», будет устанавливаться Правительством России.

Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.

Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.

Нефтегазовая игла

Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.

Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

  • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
  • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
  • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Причины, можно сказать, объективные:

  • падение цен на нефть,
  • снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
  • снижение объемов экспорта природного газа,
  • пандемия коронавируса.

Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.

Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:

  • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
  • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
  • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.

Справочно

Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

  • 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
  • 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
  • 3% - уровень инфляции;
  • 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
  • 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
  • 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
  • 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
  • 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
  • 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
  • 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
  • более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
  • 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
  • ≈ 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.

Читайте также: