Налог как финансово правовая категория рк

Опубликовано: 04.05.2024

Лекции по предмету: "Финансовое право"

В настоящее время в Республике Казахстан основным источником бюджетов всех уровней являются налоги и другие сходные с ними платежи, что обусловлено переходом к рыночной экономике. В связи с этим одним из крупнейших разделов финансового права является и налоговое право. Для его понимания необходимо уяснить понятие налога и других сходных с ним платежей и их роль.

Налоги – безвозвратные, индивидуально-безвозмездные, обязательные денежные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджеты на основании закона, в определенных законом размерах и в установленные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Налоги выполняют следующие функции :

1) фискальную, в соответствии с которой они используются как основной источник доходов государственного бюджета;

2) регулирующую (регулируют производство и потребление, доходы

3) контрольную (с помощью налогов осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, за законностью получения доходов, использования имущества).

Налоги классифицируются по различным основаниям : 1) по объектам обложения – прямые и косвенные; 2) по органу, взимающему и распоряжающемуся – государственные, местные и межгосударственные; 3) по признаку использования – общие и специальные налоги; 4) по степени оценки объектообложения – реальные и личные; 5) по методу построения ставки налогов: а) налоги с твердыми ставками; б) с процентными ставками (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные); 6) по экономическому признаку – налоги на доходы и налоги на потребление.

Законодательство содержит перечень не только налогов в собственном смысле слова, но включает в него и другие платежи, подлежащие внесению в бюджет в обязательном порядке.

Сборы – предусмотренные налоговым законодательством обязательные денежные платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами в доходы местного бюджета за оказанные или оказываемые услуги со стороны местных представительных и исполнительных органов в пределах своей административно-территориальной единицы.

Пошлины – обязательные денежные платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами за определенные услуги, оказываемые им специализированными государственными органами. В Республике Казахстан пошлины подразделяются на государственные и таможенные.

Налоговая деятельность как вид финансовой (бюджетной) деятельности государства представляет собой деятельность государства и уполномоченных государственных органов по установлению и взиманию налогов и других обязательных платежей, а также по осуществлению контроля за своевременным и полным поступлением этих обязательных платежей в бюджет.

Налоговая деятельность осуществляется посредством определенных методов : 1) установление налогов и других обязательных платежей в бюджет; 2) взимание налогов и других обязательных платежей; 3) налоговый контроль; 4) налоговое регулирование.

К задачам налоговой деятельности относятся: 1) обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет в размерах и суммах, утвержденных в республиканском и местных бюджетах; 2) обеспечение исполнения налогового законодательства и изучение его эффективности; 3) повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков; 4) участие в разработке проектов законов и договоров по вопросам налогообложения.

Цели налоговой деятельности : 1) денежное обеспечение государственных программ социально-экономического и политического строительства путем привлечения денежных средств в бюджет государства; 2) обеспечение надлежащего регулирования производства; 3) стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на производство товаров народного потребления и выпуск промышленной продукции.

Налоговое право как институт особенной части финансового права – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджеты (республиканский и местные). При установлении и взимании налогов и других обязательных платежей используется императивный метод правового регулирования. При заключении договоров по вопросам налогообложения с другими государствами используется диспозитивный метод правового регулирования.

Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и других обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременным и полным поступлением этих обязательных платежей в бюджет, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе налоговой деятельности государства.

Субъектами налоговых правоотношений являются: а) государство; б) уполномоченные государственные органы; в) юридические лица (государственные и негосударственные хозяйствующие субъекты); г) физические лица (граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства). Уполномоченные государственные органы действуют от имени государства или от своего имени, но в интересах государства.

Классические правила рационального налогообложения Адама Смита: 1) гражданин в соответствии с полученным им доходом должен участвовать в покрытии расходов государства; 2) размер налога, сроки, способы уплаты и плательщик должны быть заранее и точно определены; 3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда это наиболее удобно для налогоплательщика; 4) каждый налог должен быть разработан так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что он приносит государству.

Основу налогового законодательства Республики Казахстан составляет Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 г .

Данный нормативный акт устанавливает обязательные платежи налогового характера в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых таможенным законодательством РК). Налоговое законодательство включает также акты Президента РК и Правительства РК, а также акты Государственного налогового комитета, согласованных с Министерством финансов РК.

Положения Налогового кодекса РК конкретизируются в законода­тельных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок взимания налогов предусматривается в инструкциях по применению законов, издаваемых Государственной налоговой службой РК по согласованию с Министерством финансов РК.

В Налоговом кодексе РК содержатся права и обязанности участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков и органов Государственной налоговой службы). Совокупность прав и обязанностей налогоплательщиков конкретизируются в разделах Указа, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

К обязанностям налогоплательщиков относятся следующие:

- уплачивать налоги своевременно и в полном объеме;

- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

- выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

К правам налогоплательщиков относятся следующие:

- представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

- пользоваться льготами по уплате налогов в порядке, установленном законодательством;

- представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

- знакомиться с актами, проведенных налоговыми органами, проверок;

- в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов;

- не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения.

Нарушение налогового законодательства – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), которое выражается:

- в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплатель­щиками своих обязательств перед бюджетом;

- в нарушении или неисполнении банковскими учреждениями и другими организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, связанных с исполнением налогового законодательства;

- в нарушении органами Налоговой службы прав и законных интересов налогоплательщика.

К видам нарушения налогового законодательства можно отнести: сокрытие дохода, снижение размера налога, несвоевременное представление декларации, несвоевременная уплата налогов, искажение бухгалтерской отчетности и т.д.

В сфере налогообложения применяются следующие меры ответственности к нарушителям налогового законодательства: 1) финансовая ответственность (устанавливается в виде взыскания штрафа); 2) административная ответственность (применяется в виде предупреждения и штрафа); 3) уголовная ответственность (устанавливается в соответствии с нормами Уголовного кодекса РК о преступлениях в сфере налогообложения).

Налоговая система РК представляет собой совокупность всех налогов и других обязательных платежей, взимаемых в государстве, методов и способов налогообложения, налоговых отношений и нормативно-правовых актов, регулирующих эти отношения, органов управления и налоговых служб в сфере налоговой деятельности, а также форм и методов налогового контроля.

В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги и сборы, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе РК о республиканском бюджете на очередной год) и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

К общегосударственным налогам и сборам относятся: подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, сбор за регистрацию юридических лиц, сбор за право занятия отдельными видами деятельности, сбор с аукционных продаж.

Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридически косвенное налогообложение отличается от прямого своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика в результате этого не связан. Фактически бремя уплаты косвенного налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

Система органов управления в области налоговой деятельности представлена представительными органами – Парламент РК и маслихаты (по вопросам, касающимся установления местных платежей) – и исполнительными органами власти: а) общей компетенции – Правительство РК и акиматы; б) специальной компетенции – Министерство финансов, Министерство государственных налогов, Налоговый комитет, Национальный банк.

Государственный налоговый комитет РК является единым централизованным органом контроля за соблюдением налогового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения. Налоговый Комитет и его органы на местах уполномочены обеспечивать государственный налоговый контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговая служба Республики Казахстан состоит из Налогового комитета, Комитета налоговой полиции Министерства финансов РК и их территориальных органов.

На органы Налогового комитета возлагаются следующие задачи:

- по обеспечению полноты сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед государством;

- изучение эффективности налогового законодательства;

- участие в подготовке законопроектов, договоров по вопросам налогообложения с другими государствами;

- разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей, своевременное информирование налогоплательщиков об изменении налогового законодательства.

Налоговая полиция является специальным правоохранительным органом по выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с неуплатой налогов либо совершенных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов налогообложения юридическими и физическими лицами, иного уклонения от уплаты налогов и исполнения других финансовых обязательств перед государством, иных преступлений и правонарушений, повлекших причинение убытков государству.

Правовое положение Налогового комитета и Комитета налоговой полиции закреплено в Налоговом кодексе РК, а также в постановлениях Правительства РК об этих органах.

Органы налоговой службы подотчетны Министру финансов РК. Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не входят в местные исполнительные органы.

Органы налоговой службы обязаны:

- соблюдать и защищать права налогоплательщиков и интересы государства;

- составлять и представлять в Министерство финансов РК отчетность о проведенной работе;

- соблюдать тайну информации о налогоплательщиках;

- проводить сбор, анализ и оценку фактов нарушения налогового законодательства и вносить соответствующие предложения по устранению причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям и преступлениям;

- проводить проверки налогоплательщиков по предписаниям руководителей органов налоговой службы.

Для успешного осуществления своей деятельности органам налоговой службы предоставлены следующие права:

- производить у юридических и физических лиц проверки всей финансовой документации;

- применять налоговые санкции к нарушителям налогового законодательства;

- давать налогоплательщикам обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение;

Органы налоговой службы исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой.

Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, социальную и другую политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме того, для этого чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения – армию, полицию, налоговую полицию, и т.д. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия, государству необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношения. Жертвоприношение было неписанным законом, и оно было принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами- доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства- короля, монарха, императора - доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.[1]

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характер, они изменялись вместе с развитием государств.

Основные принципы налогообложения сформировались в период становления теоретической базы налогов. Известный шотландский экономист Адам Смит в своем классическом сочинении "Исследование окружающей среды, природы и причинах богатства народов" (1776) вывел основные принципы налогообложения.

Современные принципы "хорошей налоговой системы":

1. Экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не мешать эффективному использованию ресурсов, развитию предпринимательства.

2. Дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны быть простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на изменения экономической ситуации.

4. Определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый налогоплательщик точно знает сколько он платит.

5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход к различным членам общества. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства.[2]

Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Сущность экономической категории «налог» остается невырожденной, если исследовать ее только с позиции проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

Экономическая категория - это совокупность экономических отношений, которые должны обладать определенными признаками, позволяющая выделить ее из множества других.

Объективным экономическим содержанием налога как экономической категории является необходимость со стороны государства принудительного изъятия части созданной добавленной стоимости на финансирование государственных функций. Объективными требованиями к налогу являются также суммарная норма и соответствующие условия изъятия в целях поддержания последующего воспроизводства. Любая экономическая категория («деньги», «прибыль», «стоимость») – это отражение результата очень длительных и сложных общественных отношений. Например, для современного человека нет ничего странного в том, что деньги могут обмениваться на бесконечно длинный ряд жизненно необходимых и роскошных товаров и услуг, а ведь это итог многих тысячелетий общественного развития. Такое положение естественно только при товарном изобилии. В случаях товарного голода денежные знаки теряют свою значимость и люди, как и их далекие предки, возвращаются к товарообмену. Поэтому всестороннее знакомство с экономической категорией может состояться исключительно через систему основных понятий, определений, характеристик.

Для налога это следующие положения:

• налоговая форма перераспределения доходов в пользу казны имеет смысл в моделях с рыночными структурами, поэтому само понятие «налог» уже означает смену собственника или превращение частной собственности в государственную;

• налоговое изъятие всегда принудительно и не предполагает индивидуальной эквивалентности и возвратности;

• налогообложение не тождественно целевому финансированию, а представляет собой одностороннее движение стоимости в денежной форме, направленное в централизованные фонды финансовой системы.

Таким образом, складывается определение налога в широком смысле как, налог совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. [3]

В практике организации налоговой деятельности государства необходимо учитывать как различия между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу казны», так и их единство.

Антиподом объективного налога является такая форма государственного финансового перераспределения, как платеж. Он имеет ряд внешних налоговых характеристик, но «не обеспечен» обязательством налоговой нормы, налоговых элементов и налоговой возвратности в масштабах национального воспроизводства. Его можно рассматривать только как форму экономических директив центральной власти (например, «отчисления от прибыли» в экономике СССР).

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

· Необходимость удовлетворения общественных потребностей (оборона, безопасность, социальные расходы и т.п)

· Необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящий вред окружающей среде и т.д.

· Долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

· Создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

1Перова А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.– М.: Юрайт-Издат, 2016. – 486 с.

2 Пансков В.Г. налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М,2015.-654с.

3 Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.-366с.

1. Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.-366с.

2. Пансков В.Г. налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М,2015.-654с.

3. Перова А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.– М.: Юрайт-Издат, 2016. – 486 с.

4. Осипова, Е. С. Теоретические аспекты трансформации системы налогообложения: от налога до налогового потенциала: монография / Е. С. Осипова.- Хабаровск: Изд-во ДВИ-филиал РАНХиГС, 2013, 89с.


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Налоговое право
Азия

Налоговое право является под отраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.

Согласно кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»-налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Само понятие уже содержит основные юридические признаки налога: обязательность, индивидуальность, безвозвратность

и безвозмездность уплаты, легитимность, уплата производится в денежной форме, вносятся платежи в бюджет, абстрактность.

В отличие от налога сбор— это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически

значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное понятие сбор имеет собирательное значение, охватывая собственно сборы, а также пошлины. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор — это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина — это плата за совершение действий государственными органами.

Классифицировать налоги можно по различным основаниям.

По способу взимания налоги делятся на:

- прямые (подоходно-поимущественные) - взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательшиком прямого налога является владелец имущества (дохода);

- косвенные (налоги на потребление) — включаются в цену товаров и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет налогового права составляет:

группу однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы и другие обязательные платежи определена статьей 35 Конституции РК. Основным же нормативным правовым актом, лежащим в основе правового регулирования налоговых отношений, является кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Общая часть Кодекса РК охватывает статьи с 1 по 58. Раздел 1 называется

«Общие положения».В нём предусмотрены права и обязанности налогоплательщика

и налогового агента. Регулируются вопросы представительства в налоговых отношениях.

Определены некоторые полномочия налоговых и таможенных органов. Регламентированы

вопросы исполнения налогового обязательства, зачёт и возврат излишне уплаченных

сумм, взаимоотношения с бюджетом по исполнению налогового обязательства. Также в

общей части предусмотрены изменения сроков исполнения обязательств по уплате налогов, способы обеспечения не исполненных в срок налоговых обязательств, меры принудительного взыскания налоговой задолженности, основания прекращения налогового обязательства.

Особенная часть кодекса посвящена отдельным видам налогов и сборов, государственной пошлине. Урегулированы вопросы налогового администрирования, мониторинга, порядок обжалования действий налоговых органов.

В ходе реализации предписаний норм налогового права его субъектами возникают налоговые правоотношения, обладаюющие определенными особенностями, которые: возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов; состоят из общих и специальных отношений. Общие

возникают между налогоплательщиком и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т. д.

С точки зрения структуры, налоговые правоотношения раскрываются посредством характеристики их субъектов, объектов и содержания. К числу субъектов налоговых правоотношений относятся:

- субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью: - налогоплательщики;

-субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью: налоговые органы (Министерство финансов РК и Налоговый комитет, Таможенный комитет в его составе), Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью(финансовая полиция);

-субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля: налоговые агенты, налоговые представители, банки, сборщики налогов, регистрирующие

органы, участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты,

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект необходимо отличать от источника налога, то есть от резерва, используемого для его уплаты. В экономическом смысле существуют только дваисточ ника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал.

Сумма налога уплачивается в установленные сроки. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Дать определение понятию «налоговое право» Что является предметом налогового права? Перечислите субъекты налоговых правоотношений Объект налогообложения

С 1 января 2020 года сроком на 3 года вступил в силу мораторий на проверки субъектов предпринимательства, также на данный период отдельные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налогов. В данном материале расскажем, на какие виды проверок не распространяется мораторий, а также кто попадает под освобождение от уплаты и по каким видам налогов.

Категории субъектов, подпадающие под мораторий на проверки

Под действие моратория попадают субъекты, относящиеся к категориям малого и микропредпринимательства. К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

Вместе с тем, не признаются субъектами малого предпринимательства и микропредпринимательства налогоплательщики, осуществляющие:

  1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  4. проведение лотереи;
  5. деятельность в сфере игорного бизнеса;
  6. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  7. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  8. аудиторскую деятельность;
  9. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  10. деятельность кредитных бюро;
  11. охранную деятельность;
  12. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Проверки, на которые не распространяется мораторий

Мораторий не распространяется на:

  1. Проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
  2. Проверки в соответствии с подпунктом 1) данного пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством РК, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом.
  3. Проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».
  4. Проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК.
  5. Проверки органов прокуратуры по поручению Президента РК и Генерального Прокурора РК.
  6. Таможенные проверки.
  7. Встречные налоговые проверки.
  8. Тематические налоговые по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом.
  9. Профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  10. Проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства РК об аккредитации в области оценки соответствия.
  11. Проверки недропользователей.

Проверки, предусмотренные в подпунктах 1) и 2) проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа.

Категории субъектов, освобождаемые от уплаты налогов, и виды налогов

Освобождаются от уплаты налогов с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, субъекты микропредпринимательства или малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (СНР). К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

К субъектам, применяющим СНР, относят налогоплательщиков:

  • на основе патента,
  • упрощенной декларации,
  • с использованием фиксированного вычета,
  • производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов,
  • крестьянские или фермерские хозяйства.

Уменьшению на 100 процентов подлежат суммы:

  1. Корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса.
  2. Социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
  3. Единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Освобождение действует только на налоговые обязательства по уплате налогов, возникающих в указанный 3-х летний период. При представлении деклараций необходимо указывать данные о полученных доходах с указанием 0 в графе налог к уплате.

Налогоплательщики, на которых не распространяется освобождение от налогов

Освобождение от налогов не распространяется на лиц, осуществляющих следующие виды деятельности:

  1. Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
  2. Производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции.
  3. Деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.
  4. Проведение лотереи.
  5. Деятельность в сфере игорного бизнеса.
  6. Деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов.
  7. Банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента).
  8. Аудиторскую деятельность.
  9. Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
  10. Деятельность кредитных бюро.
  11. Охранную деятельность.
  12. Деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
  13. Деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей.
  14. Реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти.
  15. Розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута.
  16. Внешнеэкономическую деятельность.

Налоговое право является под отраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.

Согласно кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»-налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор — это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина — это плата за совершение действий государственными органами.

Классифицировать налоги можно по различным основаниям.

По способу взимания налоги делятся на:

- прямые (подоходно-поимущественные) - взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательшиком прямого налога является владелец имущества (дохода);

- косвенные (налоги на потребление) — включаются в цену товаров и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности государства. Налоговые отношения, выступающие предметом налогового права, бывают двух видов: материальные и организационные.

Материальные налоговые отношения опосредуют само движение денежных средств от налогоплательщика к государству, т. е. в экономическом смысле они выражают собой взимание или уплату налога, а в юридическом - исполнение налогового обязательства.

Организационные налоговые отношения возникают в связи с формированием и функционированием системы налоговых органов, установлением и применением процедур налоговой деятельности государства (например, формирование органов налоговой службы, определение их компетенции и порядка их функционирования). Некоторые авторы организационные налоговые отношения называют «отношениями по налоговому администрированию»".

Объектом налогового отношения как разновидности денежного отношения выступает налоговый платеж сумма денежных средств, которые налогоплательщик обязан передать (перечислить) государству.

Налоги могут быть и натуральными. Однако в современный период исторического и экономического развития налогам свойственна денежная форма, что позволяет абстрагироваться от налоговых отношений, опосредующих движение стоимости в натуральном виде.

Налоговое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм. Это вызывает потребность во внутреннем структурировании налогового права, т. е. в существовании его в виде определенной системы. Налоговое право в первую очередь подразделяется на общую и особенную части.

Общая часть налогового права включает институты: 1) правовые основы налогового устройства государства; 2) правовые основы налоговой структуры государства; 3) правовые основы налоговых обязательств; 4) правовые основы налогового контроля; 5) финансово-правовая ответственность за нарушение налогового законодательства.

Особенная часть налогового права включает в себя правовые институты, которые объединяют правовые нормы, посвященные отдельным видам налогов или режимам налогообложения.

Источниками налогового права выступают:

· 1) Конституция Республики Казахстан;

· 2) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 г.;

· 3) законы Республики Казахстан, принятые в соответствии с Налоговым кодексом и посвященные вопросам налогообложения;

· 4) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона (в случаях, когда принятие таких актов предусмотрено Конституцией, о чем было сказано выше при рассмотрении вопроса об установлении налогов);

· 5) постановления Правительства Республики Казахстан, принятые в соответствии с Налоговым кодексом и посвященные вопросам налогообложения;

· 4) нормативные правовые акты государственного органа, возглавляющего систему налоговых органов государства (органов налоговой службы), принятые в соответствии с его компетенцией;

· 6) международно-правовые договоры, посвященные вопросам налогообложения.

Правовой формой осуществления налоговой деятельности государства выступает налоговое законодательство.

Налоговое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс предусматривает, что при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса.

Читайте также: