Налог фзсн что это

Опубликовано: 16.05.2024

Здесь представлена информация о размере обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2020 год подлежащих уплате в 2021 году

Размер обязательных страховых взносов в ФСЗН составляет:

  • 1584,39 бел.руб. – для индивидуальный предпринимателей;
  • 1312,78 бел.руб. – для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб.

Справочно:

Самозанятые, ремесленники и владельцы агроусадеб не обязаны уплачивать взносы в ФСЗН, но могут это делать по собственному желанию Самозанятый, желающий уплачивать взносы, должен обратиться в отдел ФСЗН по месту жительства для постановки на учёт. . В этом случае период их деятельности будет включатся в стаж для начисления пенсии. [∗] – статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении"
– подпункт 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500 "О государственном социальном страховании"

Указанные суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН являются минимальными. Плательщик взносов сам определяет размер своего дохода за год, с которого он будет уплачивать взнос. Однако такой размер не должен быть меньше суммы минимальных заработных плат за год. Например, ИП обязан уплатить в ФСЗН взнос в размере не меньше 35% от суммы минимальных зарплат за год: ( 375 Январь 2020 + 375 Февраль 2020 + 375 Март 2020 + 375 Апрель 2020 + 375 Май 2020 + 375 Июнь 2020 + 375 Июль 2020 + 375 Август 2020 + 375 Сентябрь 2020 + 375 Октябрь 2020 + 388,42 Ноябрь 2020 + 388,42 Декабрь 2020 ) × 35 ⁄ 100 = 1584,39 руб. Для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб процентная ставка взносов в ФСЗН составляет 29 %, а для ИП - 35 %. [∗] статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

Обратите внимание, что указанная выше сумма будет меньше, если в прошлом году есть периоды неосуществления деятельности. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 Рассчитать в этом случае размер взноса в ФСЗН можно с помощью калькулятора, размещенного на сайте ФСЗН. В то же время если взносы в ФСЗН меньше их минимального рамера, то в стаж для зачисления пенсии будет засчитан не весь период, а только его пропорциональная уплаченной сумме часть. [∗] статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении".

Взносы в ФСЗН за 2020 год должны быть уплачены не позже 1 марта 2021 года. [∗] пункты 7 и 8 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Оплатить взносы в ФСЗН можно в банке или через ЕРИП ФСЗН → Ваш город или область → Отдел ФСЗН вашего района → Взносы в ФСЗН физ.лиц за себя в интернет-банкинге.

Плательщики взносов в ФСЗН обязаны предоставлять в органы ФСЗН отчетность по форме ПУ-3. В этом документе указываются периоды осуществления деятельности и сумма уплаченных взносов. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Процентная ставка обязательных страховых взносов для ИП (35%) состоит из: [∗] статья 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

  • взносов по социальному страхованию Страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц родителю, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи в размере 6 %;
  • взносов по пенсионному страхованию Страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца в размере 29 %.

Кроме индивидуальных предпринимателей взнос в ФСЗН в указанном размере должны оплатить и другие лица, уплачивающие взносы самостоятельно – ремесленники;
– владельцы агроусадеб;
– самозанятые граждане;
– граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц;
– граждане, работающие за пределами Беларуси;
– нотариусы и адвокаты;
– творческие работники;
– граждане, работающие в представительствах международных организаций в Беларуси, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Беларуси. , в том числе числе в добровольном порядке. [∗] – статьи 1 и 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"
– пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 4

Страховые взносы в ФСЗН – это регулярно уплачиваемые, обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов. Из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты. Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. В частности такой порядок прописан в Законе Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 года. В этом же документе даны основные определения, обозначен перечень лиц имеющих непосредственное отношение к действию Закона, прописаны их обязанности и ответственность за неисполнение Закона. Также информацию об обязательных страховых взносах можно найти на сайте Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь www.ssf.gov.by .

Обязанность уплачивать страховые взносы возлагается на:

  • Работодателей;
  • Наемных работников;
  • Физических лиц самостоятельно уплачивающих взносы;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

В качестве работодателей в Законе рассматриваются:

  • Юридические лица всех организационных форм, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и физические лица, заключающие с наемными работниками трудовые и гражданско-правовые договора;
  • Организации, предоставляющие работу на основании членства в них.

В законодательстве существует понятие обязательных страховых взносов. Это их минимальная величина, рассчитываемая как процент от доходов. Кроме того, существует и «абсолютный минимум» взносов, который вычисляется по общему принципу от величины минимальной зарплаты. Максимальное ограничение также существует: до 01.01.2015 применялась четырехкратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в Фонд; с 01.01.2015 установлена пятикратная величина средней зарплаты.

Некоторые виды доходов не являются источником выплаты взносов в ФСЗН. Их список утвержден Постановлением №115 Совета министров Республики Беларусь от 25.01.1999 года с последующими дополнениями и изменениями.

Обязательные страховые взносы по своему назначению делятся на:

  • Взносы на пенсионное страхование – 29%;
  • Взносы на социальное страхование – 6%.

Размер обязательных пенсионных взносов определяется законодательно и имеет разную величину в зависимости от категории предприятия. В настоящий момент такие отчисления составляют:

  • Для работодателей производящих сельскохозяйственную продукцию, если ее доля составляет более половины общего объема производства – 25% от начисленной заработной платы;
  • Для объединений инвалидов, садовых товариществ, потребительских кооперативов и приравненных к ним организаций – 5%;
  • Для всех работодателей, не включенных в две вышеприведенные категории – 28%;
  • Для наемных работников – 1% вне зависимости от категории работодателя.

На практике взносы наемных работников удерживаются из суммы заработной платы, и уплачиваются вместе со взносами удерживаемыми с работодателей

Платежи по пенсионному страхованию не начисляются на зарплату работников инвалидов I и II групп.

Обязательные страховые взносы на социальное страхование составляют 6% от начисленной зарплаты. Их уплата полностью ложится на работодателей вне зависимости от рода деятельности, организационной формы и прочих обстоятельств.

Отдельного упоминания заслуживает система регулирования величины обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей.

Для ИП расчет таких платежей следует производить по общей системе от величины минимальной зарплаты по стране. За 2019 год размер взноса за 12 месяцев составил 1 386‬ рублей. Нетрудно посчитать, что эта величина получается от сложения 35%-х отчислений (29% – пенсионное и 6% – социальное страхование) от сумм минимальных зарплат в соответствующие месяцы. Предприниматель вправе самостоятельно увеличить размер выплат. Благодаря этому должны вырасти будущие пенсионные платежи. Однако, в отсутствие системы накопительных пенсий, мало кто соглашается платить сверх необходимого.

Сроки уплаты взносов по обязательному страхованию также регулируются на законодательном уровне:

  • При работе по трудовым договорам сроком уплаты взносов является дата выплаты заработной платы;
  • При работе по гражданско-правовым договорам – момент выплаты вознаграждения по ним. Но не позднее дня выплаты зарплаты за прошедший месяц.
  • Небольшим коммерческим организациям (со среднесписочной численность до 100 человек) позволяется платить взносы раз в квартал, не позже установленной даты выплаты зарплаты за последний месяц квартала;
  • При назначении пенсии работодатель уплачивает взносы в течение 5 дней со дня подачи работником соответствующего заявления;
  • Для индивидуальных предпринимателей сроком обязательной оплаты взносов назначено 1 марта года, следующего за отчетным.

В КГК не удалось получить оперативный комментарий, однако подлинность письма подтвердили несколько источников, пишет TUT.BY. Ресурс также информирует, что Республиканский союз промышленников и предпринимателей направил в Совмин запрос по возможным изменениям для ИП.

По информации собеседников ресурса, к обсуждению предложений Госконтроля по изменениям для ИП должны привлечь как минимум 4 ведомства – Минфин, Минэкономики, МНС и Минтруда. Обсуждается вариант, чтобы ввести новшества в 2022 году – с обновлением Налогового кодекса. Подготовка изменений в НК предусмотрена планом работы над законопроектами на этот год.

Письмо КГК датировано 1 февраля. В нем говорится, что ведомство направляет в Минфин предложения по совершенствованию системы налогообложения ИП с учетом резолюции первого заместителя премьер-министра Николая Снопкова от 22 января.

Что хотят изменить по единому налогу и «упрощенке»

Среди предложений – постепенная отмена для ИП единого налога и перевод их на упрощенную систему налогообложения (УСН) с установлением дифференцированных ставок налога в зависимости от вида деятельности, оборота, затрат на деятельность.

Начать вводить изменения предлагают с предпринимателей, которые занимаются «высокодоходными видами деятельности» – сборкой мебели, отделочными строительными работами, дополнительными жилищно-коммунальными услугами. В качестве примера приводится ИП, которые занимаются обслуживанием домофонов и систем видеонаблюдения. Утверждается, что рентабельность у них на уровне 60−70%.

При этом для некоторых ИП предлагается повысить ставки налога при упрощенной системе налогообложения до размера подоходного налога. Речь в том числе про тех, кто оказывают услуги по управлению, маркетинговые, консультационные, аудиторские, юридические, бухгалтерские услуги, а также услуги по предоставлению информации. Утверждается, что «при организации и осуществлении данных видов услуг плательщик несет незначительны затраты».

«Отчасти это позволит снизить привлекательность для ИП этих видов деятельности и будет способствовать их трудоустройству на штатную должность с уплатой отчислений в ФСЗН, а также уменьшить выгоду для субъектов хозяйствования при заключении разовых договоров с целью вывода средств», – утверждается в документе.

Ставки единого налога устанавливают Налоговым кодексом под разные виды деятельности. При упрощенной системе налогообложения предусмотрены две ставки - 5% (для ИП, которые не платят НДС) и 3% (те, кто платят НДС).

Предлагают поднять взносы в ФСЗН

Для ИП также предлагают повысить взносы в ФСЗН. «Учитывая, что отдельные виды деятельности являются нематериалоемкими, полагаем целесообразным определить перечень таких видов деятельности и установить для них увеличенный обязательный нижний пороговый размер отчислений в ФСЗН», — предлагается в письме.

Индивидуальные предприниматели в Беларуси уплачивают взносы в ФСЗН по особой схеме. Минимальная сумма, которую они должны ежемесячно вносить в фонд, – 35% от минимальной зарплаты – 29% на пенсионное страхование + 6% на социальное страхование. При желании можно больше, в таком случае будущая пенсия будет солиднее. Каждый ИП сам для себя решает этот вопрос: платить более солидные взносы в ФЗСН во время работы и обеспечить себе более солидную пенсию или же ограничиться установленным минимумом по взносам в фонд, но и получать невысокую пенсию. То есть в случае с ИП ответственность за размер их пенсии лежит, по большому счету, на них самих.

Что еще предлагают

Есть также предложения, которые направлены на сокращение наличного денежного оборота. Предлагается ввести плату 13% с сумм, которые ИП снимает со своего счета и которые превышают определенный размер (среди вариантов по потолку – 3000 рублей или три средние зарплаты по стране).

Также предлагается установить предельные размеры расходов, которые могут быть отнесены плательщиками на затраты в виде сумм аренды за использование личных автомобилей и иного имущества.

Среди других предложений — ужесточить меры ответственности за нарушения в налоговой сфере.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Каждый индивидуальный предприниматель сталкивается с бумажными проволочками и строгими правилами. Среди регулярных обязательных процедур, помимо уплаты налогов, числятся и взносы в ФСЗН. Сегодня рассказываем о том, сколько нужно платить Фонду социальной защиты населения, зачем это делать и куда идут деньги.

Страховые взносы в ФСЗН – это обязательные регулярные отчисления от зарплаты и иных подобных доходов. Порядок уплаты взносов регулируется Положением об уплате обязательных страховых взносов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

Зачем перечислять деньги в ФСЗН?


Деньги, полученные от взносов, идут на финансирование пенсий, больничных листов, пособий по безработице, беременности и родам. А право на эти выплаты имеют люди, которые в периоды работы или занятия предпринимательской деятельностью подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали взносы в Фонд.

В ФСЗН хранится все информация о стаже вашей работы и размере взносов. Потом, исходя из этой информации, будет определяться размер вашей пенсии и других возможных выплат.

Кто должен платить?

Платить взносы в ФСЗН обязаны практически все зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Постановка на учет в качестве плательщика взносов осуществляется автоматически с момента регистрации ИП в исполкоме.

Из любого правила есть исключения. Существуют категории ИП, для которых платежи в ФСЗН являются добровольными. Хочешь – плати, Фонд не откажется. Не хочешь – не плати, претензий никто не предъявит.

Добровольно уплатить взносы в ФСЗН могут ИП, которые:

  • Одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых отношениях – то есть работают по обычному контракту с нанимателем. В таком случае обязательные взносы в ФСЗН будет делать работодатель, а самому ИП платить дополнительные деньги не обязательно.
  • Получают пенсию.
  • Имеют право или получают пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
  • Получают образование в дневной форме.
  • Участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.

Сколько нужно платить?


Размер страховых взносов ИП считает самостоятельно. Платить нужно раз в году по итогам прошедшего года. При этом установлен порог – не менее 35% от минимальной зарплаты, установленной законодательно. Заплатить больше можно, меньше – нельзя.

Рассмотрим пример. В 2019 году минимальная заработная плата была установлена на уровне 330 рублей. Эту цифру нужно умножить на 12 месяцев, а потом – на 35%:

3960 / 100 х 35 = 1386 рублей

Таким образом, минимальный размер взноса в ФСЗН для ИП по итогам 2019-го года составляет 1386 рублей. Если предприниматель зарабатывал больше «минималки» – он может перечислить фонду больше, но это не обязательно, по желанию.

С 1 января 2020 года минимальная зарплата составляет 375 рублей. Значит, взнос в ФСЗН за 2020 год составит минимум 1575 рублей.

Информацию о минимальной зарплате всегда можно найти на сайте Министерства труда и социальной защиты населения.

Ставка в 35% установлена неспроста. Есть четкое целевое назначение взносов:

  • 29% идут на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование)
  • 6% направляются на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, смерти застрахованного лица или члена его семьи (социальное страхование)

Согласно указу №500 от 27 декабря 2018 года, ИП, нотариусы и адвокаты теперь могут платить взносы в ФСЗН только за период фактического осуществления своей деятельности с получением дохода. Если вы вели деятельность неполный год, то рассчитать сумму взноса необходимо самостоятельно исходя из количества отработанных дней. Чтобы не запутаться, можно воспользоваться специальным калькулятором ФСЗН

Сумму страховых взносов можно уменьшить, если индивидуальный предприниматель был на официальном больничном. Для этого надо подать заявление своему инспектору и приложить больничные листы.

Как оплатить?


Как угодно – наличными в банке, через инфокиоск, интернет-банкинг… ФСЗН подключен к ЕРИП, так что операция простая. Для ее проведения необходимо:

1) Войти в систему “Расчет” (ЕРИП)

2) Выбрать вкладку «ФСЗН», выбрать регион и ваш районный (городской) отдел ФСЗН

3) Выбрать «Взносы физ.лиц за себя»

4) Ввести учетный номер плательщика ФСЗН (9 цифр, его можно найти в свидетельстве о регистрации ИП)

5) Ввести сумму платежа в белорусских рублях

7) Подтвердить совершение платежа

На всякий случай стоит сохранить чек об оплате.

Отчетность

Недостаточно просто заплатить взносы – о них нужно отчитаться. Для этого нужно скачать с сайта ФСЗН специальную программу «Ввод ДПУ» и заполнить там форму ПУ-3. Программа находится здесь. Выбирайте версию под свою операционную систему.

Подробную инструкцию заполнения формы можно скачать тут. Еще одна хорошая инструкция находится здесь.

Отчетность необходимо предоставить в органы ФСЗН не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом (т.е. до 31 марта 2020 за отчетный 2019-ый год). Есть два способа это сделать:

Отчитываться перед ФСЗН нужно только после уплаты взносов.

В известной социальной рекламе говорилось: «Заплати налоги – и живи спокойно». Про ФСЗН там не упоминали, но уплата взносов в Фонд не менее серьезное дело, чем налогообложение. Заплатить придется в любом случае, а если не сделать это вовремя и добровольно, дополнительно нужно будет раскошелиться на пеню и штраф в 20% от суммы задолженности.

Кроме того, уплата страховых взносов в ФСЗН – это гарантия выплат пенсий и пособий тем, кто сейчас в них нуждается. Платежи выполняют важную социальную функцию, не пренебрегайте ими.

Вам будет интересно почитать:

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Читайте также: