Налог есть дорог нет

Опубликовано: 17.05.2024


Обычно бухгалтеры рады отмене отчетов, но с 2021 года, с отменой деклараций по транспортному и земельному налогу, вопросов стало кажется еще больше, чем раньше. Например, когда ждать извещения о сумме к уплате от ФНС или что делать, если налог почему-то не совпадает с вашими расчетами? Как сообщить налоговой службе о льготах? Декларацию по налогу на недвижимое имущество не отменили, но зато до сих пор упрощенцы путаются — когда платить и сдавать, а когда нет.

Чего ждать от ФНС и в какие сроки платить налоги

С 2021 года ФНС сама будет сообщать о том, каким вышел земельный и транспортный налог за прошлый год. По информации налоговой службы сообщения о налогах за 2020 год будут рассылаться в течение 2 квартала 2021 года. При этом срок уплаты для обоих видов налогов — 1 марта — уже прошел. Т.е. по факту сообщения придут после уплаты.

Как долго ждать сообщения?

Сроки указаны в п. 4 статьи 363 НК РФ:

Если уведомление от ФНС до вас так и не добралось, придется самостоятельно передать в налоговую данные об имуществе — автомобилях и участках до 31 декабря 2021 года, т.е. до конца текущего налогового периода (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 25.02.20 № ЕД-7-21/124@.

От расчета налогов организации по прежнему не освобождены, авансовые платежи необходимо самостоятельно рассчитать и платить. В 2021 году сроки по ним:

  • за 1 квартал до 30.04.2021;
  • за 2 квартал до 02.08.2021;
  • за 3 квартал до 01.11.2020.

По налогу на имущество декларацию нужно сдавать как и раньше. Но с 2020 года не требуется предоставлять авансовые расчеты по налогу в течение года, только годовую декларацию (ФЗ № 63-ФЗ от 15.04.2019). Срок — до 30 марта.

Вроде бы все уже все сдали и заплатили. Но т.к. уведомления начали многим приходить только сейчас, а работа бухгалтера не проходит без сюрпризов, то стали появляться первые недопонимания и вопросы по правильности расчета налогов и учету имущества.

Не самый последний среди них — льготы.

Как сообщить о льготах по земельному и транспортному налогу

Для этого есть специальная форма, которая утверждена Приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@. Вот например как выглядит пара ее разделов:

Сообщить о праве на льготу теоретически можно в любое время. В НК нет каких-то конкретных сроков. Но сама ФНС рекомендовала сделать это еще в 1 квартале 2021 года, до того, как начнется активная рассылка сообщений о суммах налогов к уплате.

Проверить наличие льготы по имущественным налогам

Не обязательно указывать муниципальное образование, достаточно выбрать в форме нужный регион и нажать «Найти»

Что имеем в результате? Путаница в суммах налога — ФНС может видеть недоимку, которой по факту нет, о льготах может узнать уже после направления сообщения, а налогоплательщики, получая уведомление, не понимают — должны они все таки бюджету или нет.

Если сумма пришла неверная, как опротестовать?

Судя по форумам и бухгалтерским группам в соцсетях, немало организаций получают «письма счастья» с неверными данными.

«Получили сообщение из своей ИФНС, транспортный налог к уплате совсем не такой, какой рассчитала я. Оказалось, что налоговая не учла льготу, положенную по региональному закону. Причем никаких подтверждающих документов по тому же закону не требуется, сведения ФНС должна получать после регистрации авто путем информационного обмена», — пишет бухгалтер Ольга .

«Прислали письмо с суммой налога за рабочее авто. Сильно больше, чем должно было быть. Указана не та ставка. И что теперь делать?» — интересуется уже бухгалтер Татьяна .

«Рассчитали налог как за грузовое авто, хотя черным по-белому в документах указано, что автомобиль легковой», — негодует Евгений, директор компании .

Логично, что нужно написать возражения на неверный расчет налога . Никакой особой формы для этого нет. Оформите жалобу на обычном бланке для писем организации, опишите ситуацию, укажите свои возражения (аргументированно, со ссылкой на НК, региональное законодательство и т.п.), составьте собственный расчет и приложите копии документов, например, подтверждающих льготу, которая не была учтена.

Правда советуем перед тем, как писать гневное письмо, все таки перепроверить информацию. Порой региональное законодательство меняется по-тихому и вы возможно не в курсе возникших перемен.

Обратите внимание , что ответить несогласием на расчет налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения (пункт 6 статьи 363 НК РФ).

Рассматривать ваше письмо будут в течение месяца (или даже двух — ФНС вправе продлить срок рассмотрения). Затем вы или получите сообщение с новой суммой налога или требование, если налоговая все правильна посчитала, а вы налог не доплатили.

Важные моменты в расчете налогов:

Если ваше авто было уничтожено, к примеру, сгорело при пожаре, то исчисление налога прекратиться с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было утрачено. Но сама по себе ФНС об этом не узнает. Необходимо написать заявление (форма утверждена Приказом от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@) и приложить подтверждающие документы, рассматривается оно в течение 30 дней.

В противном случае налог будет начисляться до момента снятия авто с регистрации (см. Постановления АС Северо-Западного округа от 08.02.2021 по делу № А56-12586/2020).

Если в течение налогового периода произошло изменение кадастровой стоимости участка, то оно не будет учитываться при расчете налога в текущем и предшествующих налоговых периодах . Исключение — если изменения предусмотрены п.п. 1.1 статьи 391 НК РФ или другим российским законодательством.

Практически аналогичное положение действует и по налогу на имущество. Изменение кадастровой стоимости объекта будет учтено при расчете налогооблагаемой базы только если это прямо будет указано в п. 15 статьи 378.2 НК РФ или в законодательстве РФ, которое регулирует кадастровую оценку.

Напоминаем, что для оплаты налогов с 1 мая 2021 года нужно использовать новые реквизиты .

Теперь давайте посмотрим, какие вопросы больше всего тревожат бухгалтеров в связи с нововведениями.

Вопросы по транспортному налогу

Кто платит транспортный налог при лизинге?

Платит тот, на кого зарегистрировано ТС, т.к. этот вопрос стороны решают при заключении договора.

Например, лизингодатель приобрел авто и сразу передал его по договору лизинга , не проводя регистрацию, зарегистрировал авто лизингополучатель в соответствии с условиями договора, значит он и платит транспортный налог.

Другой пример — лизингодатель зарегистрировал ТС на себя и предал его лизингополучателю , по договору в собственность авто перейдет получателю только после полной оплаты, тогда же он сможет его зарегистрировать. Значит в период лизинга транспортный налог будет платить лизингодатель.

Какие авто относятся к дорогостоящим и как рассчитывать по ним налог?

Перечень дорогостоящих автомобилей (от 3 млн рублей) устанавливает Минпромторг ( смотреть перечень 2021 года ). Если ваше авто в него угодило, то рассчитывать транспортный налог придется с применением повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3). Коэффициент зависит от года выпуска и средней стоимости автомобиля (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Нужно ли платить транспортный налог за автомобиль, приобретенный для перепродажи?

Для начала уточним — собственником авто организация может стать и без его регистрации. Одно с другим не связано. Но использование ТС без регистрации в ГИБДД может навлечь штрафы (от 5 000 до 10 000 рублей), к тому же налог платит тот, на кого авто зарегистрировано. Это либо старый либо новый собственник. Чтобы было понятнее, рассмотрим практические ситуации:

Пример 1: ООО купило авто у гражданина Иванова 30 апреля 2021 года. 5 мая организация продала автомобиль другому физлицу — Петрову. При этом не поставила авто на учет в ГИБДД и в ПТС был сразу вписан новый владелец машины. Компания ничего не нарушила. На постановку на учет дается 10 календарных дней, в течение этого времени можно без всяких последствий продать ТС не занимаясь его регистрацией.

Единственная проблема, которая может возникнуть — в ГИБДД автомобиль числится за Ивановым, а Петров принесет договор купли-продажи с ООО. В этом случае лучше прямо в договоре указать на каком основании организация владеет авто и сослаться на договор купли-продажи с Ивановым. В любом случае у инспектора есть право запросить дополнительные документы, если возникнут какие-то сомнения.

Транспортный налог организация не заплатит вообще, т.к. даже не успела зарегистрировать ТС на себя.

Пример 2: Компания купила у другой организации экскаватор 8 апреля 2021 года. 16 апреля техника была поставлена на учет в Гостехнадзоре (обратите внимание — не в ГИБДД), но 20 апреля руководителю компании предложили хорошую цену за экскаватор и он решил его продать. Сделку быстро оформили и уже 28 апреля новый владелец поставил технику на учет.

Компания не заплатит налог за апрель . По правилам, если ТС поставлено на учет после 15 числа месяца, то налог за этот месяц не платиться. С другой стороны если снять с регистрации ТС после 15 числа (что и произошло 28 апреля), то налог за этот месяц считать нужно. Минфин считает, что в этой ситуации (когда авто поставлено и снято с учета в одной и той же половине месяца) налог компания платить не должна.

Новый обладатель экскаватора за апрель налог платить не будет , т.к. поставил его на учет после 15 числа, для него расчет налога начнется с 1 мая.

Самый первый собственник техники , продавший ее 8 апреля и будет плательщиком налога, ведь снята с учета она 16 апреля, т.е. после 15 числа.

Таким образом удается избежать двойного налогообложения и за переходный месяц обязательно кто-то заплатит.

Оперативно заключить сделку, подписать документы, купить выгодно имущество на торгах помогут электронная подпись и ЭДО. Работа с электронными документами через онлайн-сервис и мобильное приложение Такском-Файлер или чрез 1С .

Вопросы по земельному налогу

В 2020 году в связи с пандемией в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП и организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях получили освобождение от уплаты земельного налога за 2 квартал (кстати и от транспортного и от налога на имущество тоже). Надо ли как-то заявить об этой льготе по аналогии с другими, подав заявление?

Нет, специально сообщать ФНС, что у вас есть такое право не нужно. Налоговая должна сама произвести перерасчет. Ели посмотрите на форму заявления в статье выше, то там даже не предусмотрено указание отсылок к ФЗ, а только к региональному законодательству.

Если же ФНС почему-то не пересчитали налоговые обязательства и требует уплаты налога за 2 квартал 2020 года, то придется идти путем возражений и жалоб. Рекомендуем не просто ссылаться на норму ФЗ, но и подтвердить свой статус, дающий право на поддержку — например, приложить выписку из ЕГРЮЛ, где указан основной вид деятельности, выписку из Реестра СМП для подтверждения статуса малого предприятия.

Договор купли-продажи земельного участка заключен 8 февраля 2021 года, 11 мая 2021 года подписан акт передачи, регистрация в ЕГРН 14 мая, приказ о вводе в эксплуатацию от 17 мая. С какой даты отсчитывать срок для расчета земельного налога?

Ориентироваться нужно на день государственной регистрации права в Реестре. Права на земельной участок, согласно гражданскому законодательству, подлежат государственной регистрации и расчет налога будет производится (как и в случае с транспортом) по новому собственнику именно со дня внесения записи в Реестр.

Как узнать кадастровую стоимость, из которой будет производиться расчет налога?

Актуальную стоимость можно найти через онлайн-сервис Росреестра . Вы также можете сделать письменный запрос через МФЦ или по почте или через личный кабинет на сайте Росреестра. Сведения предоставляются бесплатно.

Вопросы про налог на недвижимость

Наверное самые популярные вопросы касаются уплаты налога налогоплательщиками, применяющими УСН.

Организация применяет УСН, имеет в собственности недвижимое имущество. Нужно ли подавать декларацию?

Организации на УСН сдают декларацию и уплачивают налог только по недвижимости, налоговая база по которой определяется, исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ, п.п 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ).

Если у организации есть разные объекты недвижимости — облагаемые и не облагаемые налогом, то необлагаемые объекты в декларации не указываются.

Как понять относится конкретное имущество у организации на УСН к облагаемому или нет?

На этот вопрос сможет ответить только региональное законодательство. Нужно смотреть во-первых , местный закон, в котором определен порядок уплаты налога на имущество, во-вторых , перечень объектов недвижимости на 2021 год (или другой год, который интересует) для целей налогообложения. Причем Перечень может периодически пересматриваться. В-третьих , нужно вчитаться в НК, в п.п. 4 пункта 1 статьи 378.2 сказано, что объектами налогообложения выступают, например, гаражи, жилые помещения, машино-места и др.

Получается, что некоторые объекты могут даже отсутствовать в перечне, но при этом упрощенцы все равно должны уплачивать с них налог. К примеру, с квартиры, которая приобретена для проживания сотрудников или с гаража для рабочего автомобиля.

К новой декларации по налогу на имущество организаций есть раздел с движимым имуществом. Значит ли это, что и по движимому имуществу нужно уплачивать налог и сдавать декларацию?

Новая форма декларации утверждена Приказом от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@. В ней действительно есть такой раздел. Но заполняют его только те, кто имеет облагаемое налогом недвижимое имущество и подает декларацию по нему. Т.е. если у вас есть необлагаемая налогом недвижимость и / или движимое имущество — подавать декларацию не надо.

Если у вас есть объекты, подлежащие налогообложению, то кроме них, нужно включать в декларацию информацию и о движимом имуществе, учтенном у организации в качестве основных средств, но налог с такого имущества платить (по крайней мере пока) не нужно.

Сопутствующий вопрос обычно такой — а как различать движимое и недвижимое имущество?

На самом деле в законе все не так однозначно, например, в отношении движимого имущество сказано, что это деньги, ценные бумаги, а также все, что не относится к недвижимому имуществу (пункт 2 статьи 130 ГК РФ). Поэтому придется действовать методом исключения. Проблема в том, что отнесение объекта к недвижимости не слишком однозначное.

Можно выделить несколько признаков недвижимости:

  • Связь с землей, невозможность переместить объект без ущерба. К примеру, здание фабрики на фундаменте — это недвижимость. А ларек, установленный без фундамента, который можно легко демонтировать и перевезти — движимость;
  • Закон определяет объекты как недвижимость (пункт 1 статьи 130 ГК РФ) — линии связи, космические объекты и другие;
  • Недвижимость подлежит обязательной госрегистрации (хотя это не обязательное условие);
  • Наличие в отношении имущества документов технического учета, технической инвентаризации, разрешений на строительство, проектной документации и т.п. Это один из критериев, описанных в Письме ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. Т.е. в расчет будут приниматься конкретные документы, в том числе данные экспертиз;
  • Неспособность имущества функционировать самостоятельно, вне основного объекта. Пример такого имущества — лифты.

На самом деле в данном вопросе стоит обращать внимание на судебную практику. А она очень разношерстная.

  1. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 переквалификации движимого имущества в недвижимое;
  2. АС Московского округа вынес Постановление от 23 сентября 2020 г. по делу № А40-317545/2018, где отнесение имущества к недвижимому определялось в том числе на основании Приказа Министерства промышленности и энергетики (т.е. на основании отраслевого законодательства).

Нельзя сказать, что эти дела решились в пользу налогоплательщиков.

Подробнее о разногласиях в определении типа имущества читайте в нашей статье на сайте .

Кстати, Правительство рассматривает возможность вернуться к взиманию налога с движимого имущества (с этими целями собирается информация о нем в составе деклараций). Один из аргументов — прекращение споров по разделению имущества на движимое и недвижимое. Ну да, если все облагается налогом чего тут спорить?

Организация владеет автомобилем, компьютерами, каждый стоимостью свыше 100 000 рублей и несколькими киосками (движимое имущество). Нужно ли подавать декларацию и включать информацию о таком имуществе в декларацию?

Выше мы уже сказали, что декларация не подается, если организации в собственности имеется только движимое имущество, т.к. оно не подлежит налогообложению. Поэтому владельцам авто, компьютеров и прочего аналогичного имущества волноваться не стоит.

Предприниматель имеет право на получение льготы по налогу на имущество, по объектам, которые использует в своей деятельности, какие документы могут подтвердить назначение использования недвижимого имущества?

Можно приложить любые документы, которые укажут на характер использования помещения. Например — КУДиР, где отражены доходы от деятельности, связанной с данным имуществом (сдача в аренду, к примеру), договоры аренды, фото- и видеосъемка помещений, техническая документация. Если ФНС не хочет верить документам — пригласите инспекторов посетить объект лично, у вас есть такое право.

Организация применяет ОСНО, купила здание, зарегистровала права на него, но не ввело его в эксплуатацию, надо ли уплачивать налог?

Сам по себе ввод в эксплуатацию не имеет значения для налогообложения. Если здание учтено на счете 01 и готово к использованию, то оно облагается налогом. Просто так оставлять объект числящимся на счете 08 (как пытаются некоторые) нельзя. Для этого нужны основания. К примеру, здание куплено в состоянии не позволяющем его нормальную эксплуатацию и требуется произвести ремонт. Тогда, пока объект не будет отремонтирован и введен в эксплуатацию и будет числиться на счете 08, он не облагается налогом.

Сдавайте отчетность, сверяйтесь с ИФНС, обменивайтесь документами с контрагентами. Все это при помощи сервисов 1С . Для групп компаний скидки!

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Обсуждаемые меры вряд ли простимулируют россиян больше пользоваться общественным транспортом, зато могут вызвать волну социального протеста. Фото: Сергей Михеев/РГ

Рекомендации для муниципалитетов озвучил глава Центра индустриальной экономики и новых технологий Ifo Оливер Фальк. Его команда подсчитала, что ежедневная пошлина в размере 6 евро уменьшит пробки на 23%, а в размере 10 евро - на 30%. Расчеты делались для Мюнхена, где дорожные заторы приводят к огромным издержкам.

По данным института, в 2018 году каждый житель баварской столицы в среднем провел в пробках 140 часов. Индивидуальные убытки от такого простоя оцениваются в 2500 евро. Чтобы мера возымела эффект, налог должны платить все без исключения - и местные жители, и путешественники, и таксисты, которые используют езду по городу для заработка. Однако ставку можно снизить в тех немецких регионах, где платежеспособность населения ниже, чем в Баварии.

Учитываются и другие факторы. Если в том же Мюнхене на 1000 жителей приходится 460 автомобилей, то в Берлине этот показатель ниже - 326 машин. В качестве компенсации власти могли бы предложить горожанам некий соцпакет или годовые билеты на электрички и автобусы. Некоторые эксперты видят альтернативу в повышении платы за парковку. Но экономисты из Ifo сомневаются, что это поможет разгрузить уличное движение.

В России введение подобного налога на транспорт было бы весьма сомнительной мерой, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. "У нас другая ментальность. Такой шаг приведет лишь к дополнительной финансовой нагрузке на владельцев автотранспорта, но вряд ли приведет к тому, что количество машин снизится", - отметил он в беседе с "РГ".

В России уже есть закон, который позволяет городским и региональным властям ввести ограничения на использование автомобилей, например, по экологическому классу, по возрасту автомобиля и по другим параметрам, напоминает автоэксперт Игорь Моржаретто: "Но ни один регион пока этим законом не воспользовался".

Представители городских властей говорят, что даже в перспективе не рассматривают такую возможность, подчеркивает Игорь Моржаретто.

По мнению Моржаретто, обсуждаемые в Германии меры вряд ли простимулируют россиян больше пользоваться общественным транспортом, зато могут вызвать волну социального протеста. Причина в том, что россияне еще слишком "молодая автомобильная нация". Возможность купить автомобиль у многих россиян условно появилась только в середине 1990-х годов, и потому многие еще хотят поездить на личных автомобилях. Кроме того, в России распространены дачи, которые также подталкивают к использованию личного автомобиля.

Пересадить как можно больше россиян на общественный транспорт власти крупных городов сейчас стараются за счет повышения стоимости парковки, а также обновления системы общественного транспорта. Например, в Москве в рамках реализуемой программы вводятся разветвленная сеть маршрутов, удобные способы оплаты проезда, развивается каршеринг, указывают эксперты.

Также повысить привлекательность общественного транспорта можно за счет устройства выделенных полос. С учетом часто возникающих в городах пробок поездка на автобусе по выделенным полосам может существенно сократить время на передвижение по городу, говорит Афонский. К тому же использование общественного транспорта должно быть привлекательно с финансовой точки зрения. То есть затраты на оплату проезда должны быть ниже затрат автовладельца на обслуживание личного автомобиля и приобретение топлива. Пока до этого россиянам далеко.

А вот немцы уже не первый раз выступают с подобными идеями. Год назад глава Ассоциации городов Германии Хельмут Деди призвал правительство дать коммунам зеленый свет на эксперименты с транспортным налогом. В этом вопросе Берлин оглядывается на Лондон, где автомобилисты с 2003 года должны платить за право въехать в центральную часть города. Сбор взимается с каждого автомобиля, пересекающего платную зону с понедельника по пятницу, с 7.00 до 18.00. Точнее, так было до недавних пор. Но из-за пандемии, которая нанесла большой ущерб общественному транспорту, мэр Лондона Садик Хан распорядился увеличить время сборов до 22.00. Выросла и его сумма - с 11,5 до 15 фунтов.

По пути англичан решили пойти в США. Как ожидается, в 2021 году Нью-Йорк станет первым американским городом, где водителей обяжут платить за въезд в самые оживленные районы. Речь идет о юге Манхэттена, передает агентство Bloomberg. Тарифы устанавливает специальная комиссия транспортного управления. Вырученные средства пойдут на модернизацию нью-йоркского метрополитена.

Продолжение темы читайте в ближайшем номере "Российской газеты"

Пересадить россиян из личных авто на общественный транспорт, чтобы сократить пробки, пытаются и в России. В том числе введением для частников платы за проезд.

Недавно в соцсетях взахлеб обсуждали инициативу минтранса сделать муниципальный транспорт бесплатным, а большинство дорог - платными. Несколько лет назад намеревались брать деньги за въезд в центры мегаполисов. Это долго обсуждали во власти и экспертном сообществе, но дальше слов дело не пошло. Корреспонденты "Российской ­газеты" выяснили, насколько жива еще эта идея в регионах. И насколько она может быть эффективной в наших условиях.

Идея взимания платы за въезд в исторический центр на личном транспорте не нова для многих городов мира, отметили в мэрии Иркутска. И наш город мог бы перенять этот опыт. Но…

Нужны перехватывающие парковки, которых пока нет. Также необходимы комфортные условия в общественном транспорте. Только обеспечив два этих условия, подчеркнули в мэрии, можно говорить о праве муниципалитета взимать плату за въезд в исторический центр.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Да никогда не решит проблемы ликвидации автомобильных пробок простое введение платы за проезд по городу!" - убежден депутат Законодательного собрания Нижегородской области Юрий Лебедев. Почему? По его словам, большинство российских городов, включая и Нижний Новгород, в развитии городской дорожной инфраструктуры отстали на несколько десятилетий. "Это комплексная задача, - поясняет депутат свою позицию. - Она включает в себя расширение улиц, строительство дорог-дублеров основных магистралей, многоуровневых развязок, наземных и подземных парковок, в том числе платных, согласование работы такси. А если в одночасье сказать: теперь за проезд по городу платите деньги, боюсь даже представить реакцию как владельцев авто, так и "безлошадных" горожан".

"Мне кажется, пока мы не готовы к таким сборам. И у нас это не будет работать, - согласен представитель Федерации автовладельцев России в Республике Татарстан Рамиль Хайруллин. - В Казани тоже не первый год ведут разговоры о платном въезде в центральную часть города, но, к счастью, ничем не заканчиваются". По его мнению, у наших водителей менталитет отличается от европейского. "Там более законопослушные граждане, а у нас думают, как бы обмануть систему, - такова, по версии Рамиля Хайруллина, одна из главных проблем на дорогах. - Должно вырасти новое поколение водителей, которые будут соблюдать и чтить закон независимо от полицейских и камер на дорогах".

Вообще, если честно, собеседники "РГ" более охотно обсуждали другие варианты, которые, по их мнению, реально могут пробить пробки на городских дорогах. Среди них есть и такие, которые помогут пересадить автомобилистов на общественный транспорт. Но это не связано с введением "сбора за предотвращение пробок".

Каждый год автолюбители платят налог,и при этом если от ямки страдает автомобиль то никто не компенсирует расходы по ремонту автолюбителям.Почему так?Может тогда следует вообще отменить транспортный налог?Вон в России уже и дороги платные появились!Зачем же налог платит за выбоины и рытвины?

Почему не платят автолюбителям за ущерб от таких дорог?


Уважаемый автор. Вам не платят по самой простой причине - не за что платить. Ведь дорога, любая, это изделие человеческих рук, в нею вложены время и деньги. Более того, в дорогу приходится дополнительно регулярно вкладываться, иначе она скоро перестанет быть таковой.

То есть, дорога, это востребованная материальная ценность, которой Вы пользуетесь почти даром. За это благодарить надо бы, а не деньги требовать.

И ещё . Знаю историю, когда слишком вумные граждане до того достали ответственных за состояние грунтовки, ведущей к их посёлку, что эта организация нашла способ отказаться от этой дороги вообще.

Понятно, что скоро дорога стала выглядеть очень . забавно.

Вот тут то народ, схватился за голову и побежал каяться. Типа "Ах простите дураков, бес попутал, больше не будем".

В общем, урок даром не прошёл. Поняли, что рубить сук, на котором сидишь очень невыгодно.


Честно признаться, Ваш вопрос похож на глас вопиющего в пустыне. Во-первых транспортный налог платят все автомобилисты, а в ямки попадают не все. Во-вторых, чтобы Ваш ущерб был замечен, надо заявить о том, что он есть, например в страховую компанию и пусть они компенсируют Вам ремонт машины или что там нужно делать после попадания в ямку. А уж держатели дорог пусть общаются со страховой компанией. Есть суд в конце концов, куда можно подать на нерадивый Автодор, хотя вряд ли решение будет вынесено в Вашу пользу, особенно если ущерб незначительный. Разве что неожиданно решат устроить показательный процесс и публичную порку Автодору, тогда можете рассчитывать на компенсацию.

В любом случае, если хотите, чтобы права были соблюдены, то желательно жить в правовом государстве, где-нибудь в Германии, например. Если же произошло серьезное дтп по вине ямки, то тогда возмещение ущерба Вам гарантировано, только надо вызвать страховую и собрать необходимые документы.


Что можно сказать на это - ездите как можно аккуратнее. На дорогах с разрушенным покрытием снижайте скорость до минимума, ямки объезжайте по возможности, выбирайте регулярные маршруты с ровной дорогой, переезжайте жить в южную часть России, там нет зимы, дороги лучше сохраняются. Берегите свою машину, таков удел российского водителя. Путешествуйте по Западной Европе и США и наслаждайтесь там прекрасными дорогами. Ежегодно осенью я бываю в Хорватии, там дороги узкие, но в отличном состоянии, их ремонтируют не чаще, чем раз в десять лет и постоянно строят новые.

Увы, без некоторых действий со стороны пострадавшего от плохого качества дорог автомобилиста ущерб никто не компенсирует. Согласитесь, если не заявлять о причиненном ущербе, то причинитель просто напросто не будет знать, кому именно причинил вред.

Устанавливайте причинно-следственну­ ю связь: докажите, что ущерб автомобилю причинен именно плохим качеством дорог. Для этого вызовите ГАИ, пусть составят необходимые документы. Показания свидетелей тоже будут надлежащим доказательством. Видеозапись с регистратора - наилучшее доказательство. Также понадобится экспертное заключение о конкретной стоимости причиненного автомобилю вреда.

На основании собранных вами доказательств пишите претензию в администрацию, отвечающую за надлежащее содержание дорог с требованием возместить стоимость необходимого ремонта и компенсации всех понесенных расходов (оплаты эксперту, услуг адвокату и проч.), сюда же можно присовокупить требования о компенсации морального вреда и требования об упущенной выгоде за время, которое автомобиль не эксплуатировался.

Если претензия не возымела надлежащего эффекта, то обращайтесь в суд.

А добровольно никто ничего не компенсирует. Очень мало примеров добровольного возмещения вреда.

Налог есть – дорог нет!

Помните высказывание одного из великих классиков: «в России две беды – дураки и дороги». Об одной из этих бед и пойдет речь далее.

Смею утверждать, что каждый автомобилист, даже самый опытный, хотя бы раз ломал колесный диск или подвеску, а также прокалывал шину из-за дефектов на проезжей части.

Если этого с вами не произошло, не считайте себя асом вождения, потому что, скорее всего, вам просто крупно повезло. И вполне возможно, что вы - следующий. При нынешнем состоянии наших дорог, разбить на них машину – очень даже реально.

Только ленивый не ругает наши плохие дороги. А ситуация с ними обстоит, действительно, сложная. Особо остро проблема плохих дорог стоит в восточных регионах страны, там, как говорят, дорог нет, есть только направление. Если в столице Восточной Сибири дороги еще терпимые, то на периферии они оставляют желать лучшего. В нашем регионе самые разбитые трассы находятся в Тайшете, Тулуне, Нижнеудинске, Зиме, ну и конечно, в Усолье-Сибирском. Особенно оставляет желать лучшего трасса М-53, которая проходит по Нижнеудинску.



« В ГИБДД Приангарья подтвердили: каждое четвертое ДТП в области действительно происходит из-за плохого состояния дорог».

Следовательно, не всегда в дорожно-транспортном происшествии виноваты водители авто. Получается, что зачастую вину за ДТП должно нести государство, ну или те, кто осуществляет надсмотр за дорогами, то есть определенные службы.



Разберем несколько ситуаций:

Ситуация №1: Вы попали в ДТП из–за неудовлетворительного состояния дороги. Вот некие рекомендации, которые должен знать водитель. Так сказать, инструкция по применению.

Что делать?: Вызывая ГИБДД, обязательно сообщите дежурному причину аварии. Это необходимо для того, чтобы вызвать на место происшествия представителя дорожных служб. После определения конкретной причины ДТП составляется акт, который подписывают должностное лицо дорожной организации и свидетели. Внимательно проследите, чтобы эта же причина была отражена в протоколе осмотра места ДТП, которое составляют сотрудники ГИБДД.

Если представитель дорожных служб не явился на вызов, то акт составляют в произвольной форме, в присутствии не менее 3 свидетелей. При этом указывают конкретные недостатки дорожного покрытия, точное их расположение и размеры. Хорошо бы записать свидетелей, не лишним будет зафиксировать на фото- или видеоаппаратуру место ДТП. Потом оценивайте ущерб, нанесенный вам (если транспорт не застрахован), и подавайте в суд.

Шансы выиграть дело у вас, конечно, имеются, но не 100%, поскольку мы с вами знаем, что люди, наделенные властью, за свои оплошности отвечать не любят, зато очень любят сваливать вину на других. Например, один из чиновников Украины обвинил в ужасном состоянии дорог дождевых червей. Он уверен, что ужасное состояние украинских дорог – это последствие деятельности дождевых червей, которые разрыхляют грунт.

- Черви продолжают портить асфальт и уничтожать наши дороги, - рассказал заместитель министра на встрече с журналистами.

Не исключаю, что скоро «виновных» червей найдут и у нас.



Вернемся к ситуации : успешные результаты таких разбирательств против дорожников, конечно, присутствуют в практике. Да и попытка, как известно, не пытка. Уже есть случаи, когда автомобилисты с блеском выиграли дела. Пострадавшие с выгодой возместили свой ущерб, вплоть до покупки новых автомобилей за счет виновников плохого состояния дороги. Чем больше станет таких случаев, тем скорее начнут дорожники следить за тем, что им поручено.

В нашем городе водители не довольны не только состоянием проезжих частей, но и внутриквартальными территориями. Во дворах тоже довольно часто можно встретить и ямы, и разбитый асфальт, и плохо отсыпанные гравийные участки. Иногда дороги между домами вообще напоминают трассу, которую можно преодолеть только на внедорожнике. Обычным же иномаркам нужно сильно постараться проехать такой участок дороги и остаться целыми и невредимыми.

Что касается автомагистралей и трасс, то здесь нужно отметить их более надлежащее состояние, наверное, потому что на ремонт федеральных дорог выделяются средства, но и этих денег не хватает, чтобы залатать все дыры.

Я не могу давать оценку состоянию наших дорог, как специалист, но оценивать их как обыватель и начинающий водитель, право имею. Хочу сказать, следуя из своего опыта: ездить по нашим усольским дорогам можно, но только осторожно!



Ситуация №2: Огромные налоги.

Что делать?: Раньше никогда не задумывалась о состоянии дорог, пока не села за руль автомобиля. Теперь задумываюсь. Состояние проезжих частей угнетает. А дорожный налог, я вам скажу, весьма-весьма немаленький. Возникает вопрос: «а куда уходят эти деньги?» Давайте задумаемся, сколько автовладельцев в городе? Прикинем на глаз, если в последнее время даже в нашем городе появились пробки, то можно с полной ответственностью заявить, что количество приобретенных транспортных средств в Усолье растет в ускоренном темпе. Теперь представьте, каков общий годовой налог усольчан.

Задумайтесь, друзья! Дорожает бензин и запчасти, растут цены на автостоянки и парковки, поднимаются штрафы и налоги .

По идее, в какой-то степени, мы сами виноваты в таких преобразованиях. Смирившись с транспортной политикой государства и опустив руки, мы развязали руки другим…

Наверное, плохое качество дорог — следствие нарушений технологии, низкой квалификации персонала и, конечно, не обошлось здесь и без коррупции и откатов. Деньги на хорошие дороги выделяются, но до строительства доходит лишь их малая часть.

"Так кто же несет ответственность за наши с вами дороги? В крупных городах ответственным за содержание улиц является Управление благоустройства. Оно заключает договоры на обслуживание дорог с дорожно – экскплуатационными участками, которые есть в каждом районе города. В небольших городах существуют отделы ЖКХ, отвечающие за состояние улиц. Загородные дороги обслуживают, как правило, дорожно-ремонтные службы. Они есть в каждом районе, но некоторые дороги могут находиться и на содержании частных предприятий.

Это к тому, что хозяин есть у любой дороги. В ст. 6 Закона РФ «О дорожных фондах Российской Федерации» говорится, что все автовладельцы обязаны уплачивать налог в качестве владельцев транспортных средств. Эти средства должны расходоваться на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог. Поэтому у нас есть не только обязанности платить налоги, но и право требовать за свои деньги нормального состояния дорог".

В теории все так, но вот практика от теории далека. По факту, никто отвечать и решать проблемы не хочет. А гражданам, чтобы доказать свою правоту, нужно отстоять огромные очереди, собрать кипу бумаг, и только после этого отстаивать свои права. Ведь, как известно, без бумажки ты – букашка!



Ситуация №3: Ужасное состояние усольских дорог.

Что делать? Будем бороться! Наверное, вы уже знаете, что в нашем городе появилась некая инициативная группа , которая начала свою борьбу с плохими дорогами. А это значит, что есть еще те усольчане, которые не опускают руки и всяческими способами отстаивают свои права. Будем надеяться, что эта борьба приведет только к положительному результату, и вскоре мы заметим метаморфозы усольских «направлений» в хорошие качественные дороги.

И напоследок: хочется поделиться с усольчанами некоей информацией. Есть один замечательный проект "Рос Яма" . Здесь вы можете зарегистрироваться и оставить комментарий по поводу недовольства местными дорогами, сопровождая свой отзыв фотографиями. Этот сайт должен объединить граждан, которые столкнулись с некомпетентностью дорожных служб, не выполняющих свои обязательства. Здесь вы найдёте полезную для себя информацию. Узнаете, как правильно заполнить жалобу, куда её нужно подать. Отзывы, размещенные на этом сайте, попадают прямиков в ГИБДД и прокуратуру. Так что отсылайте свои жалобы и защищайте права!

Читайте также: