Наличие налоговой системы командная экономика

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

  • Что такое командная экономика
  • Основная цель командной экономики
  • Признаки командной экономики
    • Жесткое регулирование со стороны государства
    • План на производство конкретных видов продукции
    • Централизация производства до 90%
    • Диктатура производителя
    • Бюрократизм в управлении
    • Направление дефицитных средств на ВПК
    • Низкое качество продукции
    • Административные методы приказов
  • Отличие от рыночной экономики
    • В производстве
    • В капиталовложениях
    • Стимулы к развитию
    • Принятие важных решений
    • Ценообразование
  • Преимущества и недостатки командной экономики
  • Примеры подобной экономической системы в истории мира

Что такое командная экономика

Командная или плановая экономика — хозяйственная система, в которой государство владеет экономическими ресурсами и распределяет их с помощью централизованного органа.

Основной орган власти планирует развитие и формулирует стратегии государства, принимает инвестиционные решения. В основные задачи централизованного органа входит регулирование и контроль таких экономических параметров, как:

  • ассортимент;
  • объемы производства;
  • цены на товары и услуги;
  • величина оплаты труда работников.

Особенностью командной экономики является отрицание частной собственности, что противопоставляет ее рыночному режиму. С помощью центральной структуры государственного управления разрабатывается директивный народно-хозяйственный план.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Директивный народно-хозяйственный план — предпочтительный метод распределения ресурсов, представленных в ограниченном количестве. В основе метода лежит государственное задание, являющееся обязательным для исполнения всеми предприятиями страны.

В отсутствии рынка процессы планирования, распределения и снабжения реализуются централизованно. Наблюдаются некоторые черты рыночной экономики, связанные с тем, что произведенная продукция используется, как товар, но ценообразование регулирует исключительно государство. Посредниками между продавцом в лице государственных или кооперативных предприятий и покупателем в виде предприятий, учреждений или населения являются сети торговых учреждений.

Отличительные особенности плановой экономики:

  • решение производственных задач централизованным органом государства;
  • спрос формируется по результатам статистических расчетов и планов руководства;
  • высокая степень концентрации производства и монополизма;
  • создание существенных преград для развития частного бизнеса;
  • возникновение дефицита качественной продукции и услуг;
  • экономия ресурсов, включая трудовые;
  • быстрота реакции на появление неожиданных угроз экономического или военного характера.

Основная цель командной экономики

В плановом экономическом режиме государственная система нацелена на удовлетворение интересов руководства страны. Это является главной целью существования и функционирования государства. Достижению поставленных задач способствует директивное планирование. Стратегию разрабатывает главный центр, согласно которому функционирует административная система:

  1. Отраслевые министерства разрабатывают задания для отраслей экономики, предприятий и выделяют материальные ресурсы.
  2. Произведенные товары поступают в вышестоящие органы материально-технического снабжения или торговли для передачи потребителям.
  3. Формальным характером отличаются экономические рычаги механизмы управления такие, как цены, оплата труда, процент в банках.
  4. Ценообразование регулируется центром.
  5. Бюджет пополняется с помощью накоплений предприятий.
  6. Централизованная схема мотивации работников.

Признаки командной экономики

Плановая экономическая система обладает специфическими особенностями, которые существенно отличают ее от других более прогрессивных форм управления ресурсами государства. В разных странах с подобным режимом могут наблюдаться индивидуальные характеристики, но основные признаки присущи всем командным экономикам.

Жесткое регулирование со стороны государства

Руководители страны полностью контролируют экономические процессы. Для осуществления планов и задач хозяйственной деятельности создается централизованный орган власти или министерство, которому подчиняются хозяйствующие субъекты такие, как совхозы и колхозы. Обмен товаров проходит через систему предприятий, созданных государством. В регулируемом процессе торговли продукция поступает к потребителям.

План на производство конкретных видов продукции

Министерство формирует заказ на изготовление конкретной продукции и товаров. Планированием занимается соответствующее министерство, основываясь на статистических данных. При этом реальный покупательский спрос, как фактор, не учитывается. Предприятия производят конкретно те товары, которые требует государство, без учета мнения конечных покупателей. Объемы выпуска продукции также определяются, исходя из заранее спланированной государственным центром стратегии. Предприятия получают планы, обязательные для выполнения. За перевыполнение показателей организации могут быть премированы.

Централизация производства до 90%

Частный бизнес может быть представлен небольшой долей на рынке или отсутствовать полностью. В командной экономике до 90% предприятий являются государственными. Данное обстоятельство является причиной монополизации производства товаров и услуг.

Диктатура производителя

В активно процветающей монополии на товары и услуги проявляются все недостатки данного типа экономики. Такой режим хозяйственной деятельности ведет к практически полному отсутствию конкуренции на рынке. Производитель не получает обратную связь от конечных потребителей. В этом случае страдает качество выпускаемой продукции или оказываемого сервиса.

Бюрократизм в управлении

Управляющие кадры являются важным компонентом в командной экономике. Государство номинально принимает решения о планах на производство, распределение, потребление продукции. Данную задачу фактически выполняет бюрократия. При этом руководители министерств допускают массу ошибок, что приводит к большому количеству неувязок. Непрофессиональный класс управленцев, ограниченность их возможностей и существенные проблемы в коммуникативных связях приводят к неэффективному менеджменту, что негативно сказывается на экономических показателях государства.

Направление дефицитных средств на ВПК

Как правило, в командных экономиках огромные средства тратятся на обеспечение военной мощности страны. В условиях неэффективной экономики руководители перераспределяют большую долю ресурсов и финансов на ВПК, что является причиной дефицита. Другие отрасли не получают должного финансирования и материального обеспечения для активного развития.

Низкое качество продукции

Монополизация предприятий разных сфер экономики исключает конкурентную среду на рынке. При этом значительно ухудшается качество производимой продукции и предоставляемых услуг. У конечного потребителя отсутствует свобода выбора, поэтому производители не заинтересованы в улучшениях и инновациях. Центральный орган выдает предприятиям планы, в основу которых включен принцип увеличения объемов производства. Цена при этом остается на прежнем уровне. Производители не повышают качество, сохраняют ассортимент без изменений, не разрабатывают новые товары.

Административные методы приказов

В командной экономике директивы, приказы и другие предписания являются способом управления, который активно применяет централизованный орган власти.

Свойства административных методов:

  • прямое воздействие на объект;
  • указания обязательны для выполнения;
  • строго определяется ответственность за невыполнение приказов.

Административные методы предполагают прямое воздействие на предприятия и ведомства. При этом их экономические интересы не учитываются.

Отличие от рыночной экономики

Понять характер командного экономического режима можно с помощью сравнения с более распространенным типом хозяйственной деятельности государства. Для объективного анализа следует рассматривать оба вида экономических систем, опираясь на основные критерии оценки эффективности.

В производстве

В командной экономике государство навязывает собственные интересы, что выражается в полном контроле объемов производства товаров и их распределения. В случае рыночной экономики достигается стабильность хозяйственных процессов за счет диалога между государством, производителями и потребителями.

В капиталовложениях

При плановом управлении государство полностью контролирует основные средства. Частный бизнес, который процветает в рыночной экономике, самостоятельно распоряжается капиталом.

Стимулы к развитию

Необходимость развивать сферы экономической деятельности возникает с появлением конкуренции. В командной экономике преобладает монополия, поэтому стимулы для развития отсутствуют. В то время как в рыночной торговле производители соревнуются за потребителей, что является толчком к совершенствованию хозяйственной деятельности, улучшению качества товаров и услуг, созданию новой продукции и сервиса.

Принятие важных решений

В рамках командной системы управления интересы руководства формируют цели и задачи экономики. В условиях рыночной экономики выстраивается диалог власти и общества.

Ценообразование

Рыночная экономика характеризуется свободным формированием цен, которые зависят напрямую от спроса и предложения. В командной модели ценообразованием занимается подконтрольный государственной власти централизованный орган управления.

Преимущества и недостатки командной экономики

Как и любая форма хозяйственной деятельности, командная экономика характеризуется определенными плюсами и минусами.

Среди преимуществ планового режима можно отметить:

  1. Определенность изменений экономической ситуации в рамках ближайшей перспективы, стабильность в развитии.
  2. Постановка перед экономикой целей социального характера, которые будут достигнуты.
  3. Различные группы населения обладают практически одинаковыми доходами с небольшой разницей в зависимости от характера занятости, что определяет равномерное развитие всех слоев общества.
  4. Стабильный уровень занятости населения.

Явными недостатками командной экономики являются:

  1. Предварительное планирование и распределение ресурсов лишает продавцов и покупателей свободы выбора товаров, включая средства производства.
  2. Невозможность оперативного принятия решений из-за сложной бюрократической структуры.
  3. Несбалансированное и непропорциональное развитие отраслей по причине субъективности в управлении экономикой.
  4. Безынициативность работников и недостаточное стимулирование в более эффективной эксплуатации экономических ресурсов из-за отсутствия частной собственности и конкурентной среды.
  5. Низкая степень использования достижений научно-технического прогресса влечет отставание от других более развитых государств.

Примеры подобной экономической системы в истории мира

К странам, которые используют командный способ управления экономикой, относятся Куба, Ливия, Иран, Северная Корея, Мьянма. Существуют яркие примеры классических плановых систем из истории. Власти Индии и Китая до 90-х годов ХХ века придерживались такой стратегии развития государства. Корейская Народно-Демократическая Республика также существовала по принципам командной экономики. Интересы населения представляло суверенное социалистическое государство, в котором власть принадлежала рабочему классу и интеллигенции.

В годы существования СССР также сохранялись принципы командной экономики, когда предприятия выполняли планы, составленные центральным органом власти, наблюдался дефицит товаров, а ценные ресурсы направлялись в большом объеме на обеспечение военного потенциала страны.


Налоги выступают основным источником доходов государственного бюджета разного уровня. Это обязательный, регулярный и безвозмездный платеж, который изымается из физических и юридических лиц.

Определенные задачи государства испытывают необходимость в создании системы налогов. История государства на каждом этапе своего развития и становления влияли на налоговую систему, тем самым изменяя порядок налогов, вид и способ оплаты. Поэтому на основе организации системы налогов можно сделать характеристику ее развития.

Разработка и создание системы налогообложения были в основном построены на Конституции РФ и Налогового кодекса. Система налогов в России состоит из трех уровней, где устанавливаются отдельные налоги. К ним относят региональные, федеративные и муниципальные.

В основе налоговой системы России лежит Налоговый кодекс и до сегодняшнего дня он продолжает действовать как основной нормативный документ, который состоит из двух частей:

  1. Общая часть, где представлены: управление налогами, принципы налоговой системы, порядок начисления налогов, налоговая отчетность и ее контроль.
  2. В специальной части Налогового кодекса представлен порядок начисления отдельных налогов каждого из трех уровней.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Система налогообложения и ее основные принципы

Чтобы обеспечить эффективно - работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:

  • принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
  • принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
  • принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
  • принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.

На сегодняшний день в практике российской налоговой системы, существуют такие основные положения:

  • налоги и сборы являются обязательными для всех субъектов по налоговому законодательству, и предусматривается равные условия налогообложения. Согласно законодательству уплата налогов осуществляется на основе фактической способности гражданина;
  • в налоговом законодательстве не предусмотрено ущемление и дискриминация прав и обязательств налогоплательщика;
  • ставка налога остается неизменной, несмотря на гражданство, размер капитала или форму собственности предпринимательской деятельности;
  • практически все налоги и сборы построены на основе экономики, поэтому не могут быть представлены в произвольной форме;
  • налоги являются обязательными тогда, когда они предусмотрены Налоговым кодексом;
  • в налоговом законодательстве предусмотрены все требования, касающиеся порядка начисления и уплаты налогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По каким критериям оценивается налоговая система

На качество работы системы налогообложения влияют такие основные показатели: все уровни бюджета имеют равновесие, наблюдается стабильность ценовой политики, обеспечивается рост и эффективность объёмов производства.

Современную систему налогообложения России можно оценить по таким критериям:

  1. Равные условия налогового обязательства, которые основаны на справедливости. Налоги должны уплачиваться всеми гражданами страны, а не отдельными. Но налог также будет зависеть от финансового состояния граждан и рода его деятельности;
  2. Экономическая лояльность позволяет оказывать влияние на экономические субъекты и эффективно распределять ресурсы.
  3. Административная простота предусмотрена для эффективного оценивания расходов, которые распределяются на уплаты налогов. Критерии простоты оказывается влияние на размер затрат и их функциональные особенности;
  4. Вариативный критерий. Его наличие позволит оценивать возможности системы налогов адаптироваться к разным экономическим условиям и изменениям;
  5. Налоговая прозрачность. Налоговая система может проводить контроль налогоплательщиков.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 293 оценки star
star
star
star
star
Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Командная (плановая) экономика является экономической системой, где функции регулирования берёт на себя государство. Оно решает, какие виды продукции, в каких объёмах, каким образом и для кого необходимо производить. Государству отведена роль основного регулятора в сфере экономики, так как данная экономическая система характеризуется преобладанием государственной собственности на основные производственные средства. Иными словами, основная доля ресурсов считается собственностью населения страны.

Поскольку доля частной собственности на средства производства незначительная или её совсем нет, при командной экономике отсутствует рынок. Он заменяется централизованным планированием, распределением и снабжением. При этом наблюдается присутствие элементов рынка. Выпущенная продукция является товаром, цена которого устанавливается государством. Функционирует сеть торговых организаций, выполняющих роль посредника между продавцом (государственным или кооперативным предприятием) и покупателем (предприятием, учреждением, населением).

Суть командной экономики

В рамках командной или плановой экономической системы хозяйственным регулированием страны занимается само государство. Органами власти принимаются решения, какие товары, в каких количествах и по какой стоимости выпускать и реализовывать. При этом учитывается не реальное соотношение спроса и предложения, а плановые показатели, основанные на многолетних статистических данных.

Философия командной экономики подразумевает, что свободный рынок создаёт дисбаланс в экономике, так как неровно распределяются доходы и богатство, ухудшает состояние окружающей среды, обостряет классовую борьбу, экономические кризисы, потрясения, коррупцию и т. д.

Цели плановой экономической системы благородны: освободить широкие слои населения от рисков, связанных с повседневными нуждами, включая продовольствие, одежду, жильё и пр. В подобной экономике никто не имеет возможности скопить богатство (в виде капитала или земли), так как им владеет государство и всё общество. Примерами государств, экономика которых основывается на командной экономической структуре, могут служить бывший Советский Союз, Куба, Китай, Северная Корея и ряд других государств.

При командной экономике большинство производственных предприятий принадлежит органам власти. При этом права владения делятся как по общенациональным масштабам, так и по муниципальным. Кооперативные формы собственности также присутствуют в плановой экономической системе, но обычно распространяются не на производственную сферу, из которой извлекается финансовая прибыль, а на хозяйствующие субъекты для получения собственного блага. То есть, широко распространены такие кооперативы, как жилищные фонды, дошкольные учреждения, гаражи.

Командно-административное общество характеризуется распространением частной собственности только для ведения домашнего хозяйства.

Признаки командной экономики

Соблюдение плановой экономики не допускает переизбыток произведённой продукции, так как правительство предотвращает нецелесообразное расходование собственных ресурсов. По этой причине главный признак командной экономической системы заключается в дефиците некоторых видов товаров. При этом товар везде идентичен по качеству. В таких странах не имеет смысла открывать множество однотипных магазинов и выпускать более дорогие товары, поскольку у покупателя нет выбора, он покупает любой товар, который остался на полках.

Ещё один признак плановой экономики – целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объясняется это очень просто: отсутствие перепроизводства приводит к отсутствию сверхурочных часов в смене и переработки сотрудников. Так как государство постоянно поддерживает предпринимательство, появляются следующие признаки командной экономической системы, которые заключаются в:

  • постоянных дотациях;
  • лояльном налогообложении;
  • чётком планировании безубыточных рынков сбыта.

Командная экономика в жизни граждан

Командная экономическая система не учитывает потребности населения. Если рассматривать упрощённый до двух действий процесс этой структуры, то получится приблизительный алгоритм кругооборота товаров в обществе:

  1. Органы власти решают, как в соответствии с отраслевыми долями необходимо производить продукцию.
  2. Произведённые товары распределяются по всей территории страны, предполагая равномерное потребление в каждом регионе, как продуктов питания, так и лекарств и даже бытовой техники согласно выпущенным объёмам.

Необходимо понимать, что такой подход не совсем корректен. Может быть, в южных областях страны не нужны новые телевизоры, а требуется больше моющего средства для посуды, а на севере люди больше нуждаются в тёплых носках. Но в этом заключаются реалии командной экономики, более или менее успешно процветающей определённое время во многих сильных государствах.

Касательно общего благосостояния граждан, при командной экономике каждому человеку даётся возможность зарабатывать пропорционально объёму выполненной работы. Однако, несмотря на это, средний оклад по стране остается достаточно низким.

Преимущества и недостатки командной структуры

Командная экономическая система имеет свои преимущества и недостатки:

ПреимуществаНедостатки
Минимизация неопределённости в изменении экономической ситуации в ближайшей перспективе, сравнительная стабильность экономического развитияОтсутствует свобода выбора товара (включая средства производства) для покупателей и продавцов. Всё заранее планируется и распределяется
Отсутствуют резкие перепады в уровне доходов различных групп населения. Благодаря этому равномерно развиваются все слои обществаСоздаётся большая, сложная бюрократическая структура управления экономикой, которая часто мешает принимать оперативные решения
Перед экономикой ставятся и достигаются социальные целиСубъективное управление экономикой вызывает несбалансированность и непропорциональное развитие отраслей
При чрезвычайных ситуациях (например, войнах) эта экономическая модель наилучшим образом распределяет ресурсы в самые жизненно важные секторыОтчуждённость собственников (населения) от объектов собственности (производственных средств) и отсутствие соревновательности (конкуренции) приводит к отсутствию инициативы у сотрудников и не стимулирует более эффективное использование ресурсов. В результате недостаточно используются достижения научно-технического прогресса, снижается эффективность производства, начинается застой в экономике
Подобная модель экономики помогает государствам, которые застряли в порочном круге бедности, индустриализоваться за короткий период времени. Но эта быстрая экспансия не может длиться бесконечноДаже одному предприятию тяжело заниматься планированием. Планирование в масштабах государства приводит к неэффективности распределения экономических ресурсов. То есть люди не преуспевают в своей работе и производят продукцию, которая им не нравится
Так как власти обеспечивают работой всех людей, поддерживается низкий уровень безработицы. Это помогает бедным слоям населения удовлетворять свои потребностиПоявляются «чёрные рынки», так как модель потребления людей не удовлетворяется плановым и регламентированным производством
Выгода извлекается значительным эффектом масштабности. Однако, этот плюс сильно ограничен отсутствием инновацийФормируется бюрократия, которая, не делая ничего, хочет выглядеть занятой и не принимает риски
Поддерживается стабильный уровень занятости населенияВласть сосредотачивается в руках небольшого числа людей, что часто приводит к злоупотреблениям

Основные идеи и противоречия плановой системы

Командная экономическая система основывается на основных идеях:

  • принцип директивного планирования. Центр (Государственный Плановый комитет Совета Министров СССР) разрабатывает план, являющийся основным законом административной экономики. В соответствии с планом отраслевые министерства разрабатывают задания для экономических отраслей (включая предприятия, стройки, колхозы) и выделяют материальные ресурсы;
  • всю произведённую продукцию передают в распоряжение вышестоящим органам материально-технического снабжения или торговли, которые доводят её до потребителей;
  • экономические рычаги механизма управления (ценообразование, оклады, банковские проценты) являются формальными. Стоимость товаров и заработная плата работников определяется центром (Государственным комитетом цен), накопления промышленных предприятий изымаются в бюджет (Министерством финансов);
  • мотивация работающих. Оклад каждой категории сотрудников определён централизованно и одинаково по всей территории государства (Государственным комитетом по труду и социальным вопросам). За выполнение планов центра дополнительно выплачиваются премии из специального фонда и по указанию руководства предприятия. Существенную мотивирующую роль играют административные поощрения и принуждения (поощрение – повышение по служебной лестнице, принуждение – выговор, наказание).

Существует несколько противоречий плановой экономики:

  1. Центр не может охватить руководством экономику в целом и каждое отдельное предприятие.
  2. Верх административной системы перегружен текущей работой.
  3. Проблематичность экономической оценки принимаемого решения. Чтобы оценить принятое решение, необходимо сопоставление затраченных ресурсов и произведённой продукции. Для такого сопоставления нужны объективные цены, соответствующие необходимым затратам, которые определяет не администратор, а рынок.
  4. Качество принимаемого решения зависит от личности руководителя, особенно первого лица.
  5. Научно-технический прогресс развивается медленно, так как верхние структуры системы управления принимают все решения субъективным и волевым методом.
  6. На руководящие должности выдвигаются люди лично знакомые с руководителем, обладающие не компетентностью и творческими способностями, а исполнительностью и способностью без рассуждений выполнять приказы руководства. При этом предпочтение отдаётся тем, кто не в состоянии конкурировать с выдвигающим руководящим лицом. В итоге качество руководящего состава неуклонно становится хуже.

Видео по теме:

В заключение

Подводя итоги, нужно отметить, что плановая или командная экономическая система является способом организации жизни страны, которую часто называют социализмом. В рамках такой экономики роль монополиста, регулирующего хозяйственную жизнь государства, принадлежит правительству. Хотя такая модель развития экономики государства и обладает некоторыми преимуществами, на практике условия рыночной экономики и конкуренции способствуют более эффективному развитию любой страны.

Читайте также: