На содержание государственной финансовой политики в социальной сфере влияет ставка налога на прибыль
Опубликовано: 14.05.2024
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:
- денежные и товарные отношения
- совокупность экономических отношений
- совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
- денежные доходы предприятий и государства
- общественные фонды потребления
- бюджет государства
Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:
- стимулирующая
- распределительная
- воспроизводственная
- контрольная
- воспитательная
- кредитная
Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:
- золото
- золото и серебро
- бумажные деньги
- акции, облигации
- всеобщий эквивалент
- кредитные деньги
Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:
- концентрированное выражение экономики
- бюджетная политика
- налоговая политика
- социальная финансовая политика
- таможенная политика
- определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей
Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:
- форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
- совокупность различных финансовых отношений
- совокупность учреждений и рынков
- совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
- форма организации банков и страховых контор
- центральный банк и министерство финансов
Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:
- регулирование финансового рынка
- контроль за эмиссией бумажных денег в стране
- управление системой пенсионного обеспечения и страхования
- процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
- механизм регулирования доходов работающего населения
- контроль за перемещением денег в другие страны
Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:
- совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
- денежные средства олигархов
- денежные средства государства
- денежные средства субъектов федерации
- заработная плата рабочих и прибыль предприятий
- совокупность денежных средств граждан, организаций и государства
Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:
- Центральный банк РФ
- Министерство РФ по налогам и сборам
- Министерство государственного имущества
- Счетная палата РФ
- Государственная Дума и Совет Федерации
- Федеральное казначейство
Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:
- основной финансовый план страны
- система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
- система сбора налогов с предприятий и населения
- роспись доходов и расходов прошлого года
- система распределения расходов будущего года
- система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны
Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:
- единство бюджетной системы РФ
- сбалансированность бюджета
- самостоятельность бюджетов
- разграничение доходов и расходов по уровням
- теневой характер доходов бюджета
- непрозрачность расходов бюджета
Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:
- бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
- бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
- бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
- бюджет субъекта РФ
- бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
- Федеральный бюджет РФ
Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:
- налоги на предприятия и организации
- налоги на физические лица
- неналоговые доходы бюджета
- акцизные налоги
- внешнеторговые пошлины
- подоходный налог с пенсионеров
Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:
- состав доходов бюджета
- состав расходов бюджета
- кредиты Центрального банка
- займы у иностранных правительств
- группировка доходов и расходов бюджета
- выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом
Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:
- расходы на национальную оборону
- расходы на содержание государственного аппарата
- расходы на решение социальных задач
- дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
- расходы на содержание промышленных предприятий
- обслуживание внешнего государственного долга
Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:
- превышение доходов над расходами
- разница между доходами и инвестициями
- превышение расходов над доходами
- разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
- разница между ВВП и национальным доходом
- разница между доходами и внешним долгом государства
Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:
- расходы на образование и здравоохранение
- расходы на физическую культуру и спорт
- дотации жилищно-коммунальному хозяйству
- расходы на содержание областной администрации
- расходы на оплату процентов по внешнему долгу
- трансферты населению
Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:
- Парламентом (Госдумой) страны
- Председателем правительства
- Счетной палатой
- Министерством финансов
- Советом безопасности
- Съездом партии «Единая Россия»
Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:
- превышение расходов над доходами
- равенство доходов и расходов
- превышение доходов над расходами
- сумма ВВП и национального дохода
- сумма заработной платы и прибыли
- разница между ВВП и госбюджетом страны
Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:
- безвозмездно и безвозвратно
- на условиях возвратности
- на условиях кредитования
- убыточным организациям и предприятиям
- людям с низкими доходами
- территориям с низкой налоговой базой
Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:
- Пенсионный фонд РФ
- Фонд социального страхования
- Федеральный дорожный фонд
- Фонд экологии
- Фонд помощи сельскому хозяйству
- Фонд Горбачева М.С.
Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:
- лизинговые компании
- факторинговые компании
- ломбарды
- кредитные потребительские кооперативы граждан
- жилищные кооперативы
- все взятое вместе
Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:
- защита имущественных интересов юридических лиц
- защита имущественных интересов физических лиц
- создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
- защита интересов пенсионеров
- защита интересов безработных
- защита интересов граждан с низкими доходами
Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:
- акции
- облигации
- векселя
- чеки
- банкноты
- фьючерсы
Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:
- НДС
- акцизы
- налог на прибыль организации
- эмиссия денег
- подоходный налог с физических лиц
- налог на недвижимость
Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:
- на 1 год
- на 3 года
- на 6 месяцев
- на 5 лет
- на 10 лет
- пожизненно
Политика: суть понятия
Термин «политика» употребляется в различных словосочетаниях. Впервые он возник еще в Древней Греции. Первоначальное значение было такое:
В древней Греции отдельные города имели функции государства и назывались город-государство. Поэтому и считалось, что политика – это управление государством.
Сегодня в специальной литературе можно встретить несколько схожих трактовок этого термина:
- политика – это функционирование государственных органов в вопросах жизни общества, касающихся деятельности государства;
- политика – это комплекс связанных отношений между социальными группами при реализации общей идеи, затрагивающей интересы всех участников, с помощью государственной власти и иных инструментов;
- политика – это область взаимоотношений социальных групп, для разработки целей и задач функционирования государства.
Общее понятие финансовой политики
Одной и наиболее важных задач, стоящих перед государственной властью являются вопросы хозяйствования. Этим заведует экономическая политика государства.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Экономическая политика – это комплекс взаимосвязей между группами в социуме и различными организациями, которые реализовывают государственную политику в хозяйственной сфере.
В состав экономической политики входит финансовая политика.
Этот вид политики часто считают самостоятельной областью науки, а не частью экономической политики. Это связано с тем, что финансовая политика оказывает прямое воздействие на все остальные виды политических отношений. В некоторых источниках можно встретить такое определение этого понятия:
Финансовая политика – это система методов, принципов и форм применения финансовых ресурсов.
Финансовая политика: суть и задачи
В основе финансовой политики лежит перераспределение финансовых ресурсов. Все деятельность в этой сфере подчинена определенным целям, ставящимся перед предприятием, коллективом, регионом или государством. Также финансовая сфера характеризует экономические возможности.
По содержанию финансовая политика состоит из таких аспектов:
- разработка общей концепции;
- определение самых актуальных направлений;
- постановка целей и задач;
- разработка определенного механизма;
- контроль за финансовой деятельностью на всех ступенях.
К задачам финансовой политики относятся:
- Формирование наибольшего количества финансовых ресурсов;
- Эффективное перераспределение финансов;
- Регулирование процессов, происходящих в экономической и социальной сфере, через финансовые инструменты;
- Разработка механизмов, соответствующих финансовой стратегии;
- Эффективное управление финансовой отраслью.
Можно выделить такие уровни финансовой политики:
- Мировой уровень - управление межгосударственными финансовыми потоками;
- Национальный уровень – управление финансовой политикой на государственном уровне;
- Элементарный уровень – управление финансами отдельного предпринимателя или домовладения.
Финансовая политика государства
Эффективное развитие государства прямо зависит от уровня эффективности финансовой политики.
Фундаментом государственной финансовой политики выступают взаимоотношения между органами государственной власти и экономическим субъектами относительно увеличение финансовых ресурсов и их рационального потребления. При этом учитываются политические цели и социальные необходимости.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Финансовая политика влияет на строение экономики. Реконструкция предприятий тоже происходит в рамках финансовой политики. Приоритетные направления развития государства также определяются с участием финансовой политики.
К целям финансовой политики относятся такие:
- мобилизация всех имеющихся в стране финансов для решения социальных вопросов и удовлетворения запросов;
- повышение дохода с расчета на душу населения;
- увеличение бюджетного обеспечения населения;
- рост уровня жизни;
- рост социальных стандартов;
- выполнение государством своих функций (экономической, политической, экологической и т.д.).
При разработке финансовой политики учитывается научные разработки в этой отрасли и исторический опыт, который должен поддаваться тщательному анализу. В решении финансовых вопросов важна комплексность и рациональное использование финансовых ресурсов.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
418 293 оценкиКонспект урока
Название предмета и класс: экономика, 11 класс
Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
- Цели фискальной политики.
- Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
- Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
- Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
- Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.
Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.
Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.
Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность цен.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).
Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).
Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.
Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.
Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:
- изменение ставок налогообложения;
- изменение государственных расходов.
В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:
- снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
- увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
- увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).
Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.
Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:
- увеличение налогов;
- сокращение правительственных расходов;
- сокращение трансфертов (финансовой помощи).
Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.
По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.
Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.
Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.
Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».
К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.
Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.
Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:
- изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
- для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.
- Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
- Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
- Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
- Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».
Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:
- актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
- перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
- назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
- раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
- Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
- Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.- Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».
2. Добавление подписей к изображениям.
Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
Рисунок 1 – Пример задания практического модуля
Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:
- актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
- вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
- актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
- определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.
Ответ: на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
- Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Кликните по вопросу, чтобы узнать ответ
- Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:
- Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…
- Что не относится к внешнему источнику финансовых ресурсов предприятия:
- Капитал может выступать в двух формах:
- К факторам роста издержек, зависящим от предприятия, относится:
- К функциям оптового товарооборота не относится:
- К системам оплаты труда не относится:
- Розничная цена велосипеда НЕ включает:
- Назовите основные виды предпринимательства:
- В чем сущность постоянных затрат предприятия:
- Что не входит в состав основных фондов предприятия:
- К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
- Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:
- Предприятие прибегает к лизингу оборудования, если:
- Что не относится к оборотным средствам предприятия:
- Самостоятельная, инициативная деятельность граждан или юридических лиц, не запрещенная законом, направленная на получение прибыли, это:
- В чем сущность переменных затрат предприятия:
- Какое из утверждений неверно:
- Какой из перечисленных видов цен не относится к классификации цен по стадиям ценообразования :
- Какая организационно-правовая форма не относится к коммерческим предприятиям:
- В состав финансов организаций, предприятий, учреждений не входят:
- Показателем, характеризующем стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника, является:
- Какие факторы наиболее влияют на покупательский спрос:
- В каком разделе бизнес-плана анализируется ценовая политика и методы стимулирования продаж:
- От каких факторов не зависит эффективность использования основных фондов:
- Методом финансового планирования является:
- Одежда продается населению:
- Если темп прироста реализации равен +5%, темп роста прибыли равен 105%, то рентабельность:
- Какой из разделов бизнес-плана в сжатой форме представляет основные идеи бизнес-проекта:
- Как называется долгосрочная аренда имущества с правом последующего выкупа:
- Что относится к внутреннему источнику финансовых ресурсов предприятия:
- Что понимается под товарооборотом торгового предприятия:
- Прибыль торгового предприятия это:
- Фондовооруженность рабочего это:
- Какие факторы влияют на формирование цены:
- Факторами роста производительности труда являются:
- Основные фонды учитываются:
- Выручка предприятия выросла на 6%, прирост стоимости основных фондов составил +4%, штат предприятия увеличился на 10%. Это свидетельствует о том, что.
- Условием стабильности предприятия является:
- Прирост стоимости основных фондов составил + 4%. Численность штата предприятия возросла на 6%, а производительность труда в среднем увеличилась на 0,5%. Заключение какого экономиста Вы считаете справедливым:
- Что не относится к оборотным средствам предприятия:
- Какие основные элементы включает в себя цена:
- Как называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль:
- Под распределением прибыли понимается:
- В состав внереализационных расходов не включают:
- В тарифную систему не входит следующий элемент:
- К ненормируемым оборотным средствам относятся:
- К относительным показателям деятельности предприятия не относится показатель:
- Через цены осуществляется связь между производством и потреблением. Цена в этом случае выполняет функцию:
- Назовите два основных метода ценообразования:
- Какое из перечисленных понятий отражает абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени:
- К какой категории персонала предприятия относится бухгалтер:
- Какие цены (тарифы) являются регулируемыми в РФ:
- Рентабельность капитала показывает:
- Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о:
- Назовите основные формы собственности:
- Что является «имущественным комплексом, предназначенным для достижения какой-либо хозяйственной цели»:
- Что не относится к основным фондам предприятия:
- Какие из перечисленных ниже затрат можно отнести к переменным:
- Какие из представленных видов оборотных средств являются ненормируемыми:
- Норма численности работников – это показатель…
- Какая организационно-правовая форма не относится к некоммерческим организациям:
- Внереализационными расходами являются:
- Чистая прибыль это:
- Темп роста продаж составляет 106%. Уровень нетто-валового дохода возрос на 2%,а Уровень издержек обращения возрос на 1%. Мнение какого экономиста Вы считаете неверным:
- Какой показатель не характеризует уровень использования основных производственных фондов:
- К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли
- Оплата денежных подарков, социо-культурных мероприятий осуществляется предприятием за счет средств:
- Среднесписочная численность работников – это показатель…
- Что не является сферой государственного регулирования экономики
- Явочная численность работников – это показатель…
- Что характеризует показатель фондоотдачи:
- Длительность одного коммерческого цикла характеризуется показателем
- К переменным затратам не относятся:
- Что не относится к оборотным средствам предприятия:
- К какой категории персонала предприятия относится экономист
- Факторами роста производительности труда не являются:
- Производственная структура предприятия включает в себя:
- Материальные затраты включают в себя расходы на:
- Помимо оклада, работник может также получать:
- Основной капитал предприятия включает в себя:
- К внутренним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
- Что относится к имуществу организации:
- Длительность коммерческого цикла называется:
- Процесс перенесения стоимости изношенной части основных фондов на созданную продукцию называется:
- В состав основных фондов не включаются:
- Что не относится к основным фондам предприятия:
- Средства фонда потребления могут быть направлены на:
- Какого вида логистики не существует:
- К оборотным производственным фондам НЕ относится:
- Факторами роста производительности труда не являются:
- Прирост выручки торгового предприятия составил +7%. Одновременно произошел рост издержек обращения на 6% (в т.ч. прирост расходов на повременную оплату труда - +8%, прирост расходов на рекламу (размещение рекламы в журнале) - +0,4%). Мнение какого экономиста неверное
- Издержки, сумма которых растет пропорционально объему товарооборота, называются:
- На ускорение товарооборачиваемости не влияет:
- Показатель фондоемкости является обратным показателем…
- Какое из определений розничного товарооборота является верным
- Какая из перечисленных не является функцией цен:
- На размер торговой наценки влияет:
- Выручка(нетто) торгового предприятия составила 20 млн.руб. При этом Уровень валового дохода составил 25%, а Уровень издержек обращения составил 15%. Прибыль торгового предприятия будет равна:
- К нематериальным активам не относятся:
Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:
Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…
имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли
Библиографическая ссылка на статью:
Лаврикова Н.И. Концепция реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/57270 (дата обращения: 20.05.2021).
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в зависимости от экономических и политических условий, те или иные приоритеты могут выходить на первый план, т. е. происходит постоянная смена целевых направлений в адресности государственной политики. Основным условием достижения стратегической цели развития общества является формирование социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить опережающий рост уровня благосостояния населения граждан, что и определяет актуальность и значимость реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере.
Цель исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию основ адресной государственной политики в социально-экономической сфере в условиях трансформируемой экономики Российской Федерации.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: разработать механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере; раскрыть сущность адресной политики государства; изучен процесс разработки и реализации государственных целевых программ социально- экономического развития РФ и выделить приоритетные проблемы в этой области.
Реализация адресной политики государства представляет собой систематический, динамичный процесс достижения поставленных целей, направленных на конкретного индивида, где участие принимают органы государственной власти всех уровней, а также институты гражданского общества.
Одна из частей реализации адресной государственной политики – это определение ее механизма, который включает систему средств, методов и инструментов, обеспечивающих исполнение запланированных мероприятий в соответствии с поставленной целью и задачами (рисунок 1).
Приоритетная роль в реализации адресной государственной политики принадлежит органам исполнительной власти на всех уровнях, от центральных структур до структур местного значения.
Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями: во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей; второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью; третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры.
Рисунок 1. Механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере
Используя опыт большинства европейских стран давно перешедших на адресное предоставление помощи и осуществляя активное продвижение данных принципов в жизнь в нашей стране, для России этот путь представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным. Сейчас в стране существует более тысячи различных льгот и выплат, установленных действующим законодательством. Льготы установлены более чем для 200 категорий граждан.
Как видно из исторического опыта, в процессе осуществления координальных экономических преобразований на первый план выходят проблемы государственной политики в социально-экономической сфере и выступают стимулом данных преобразований, а также фактором, который определяет границы радикальности адресных решений. [1]
Действительно, во-первых, потребности и готовность общества к радикальным экономическим преобразованиям достигает своего максимума, когда очевидна неспособность решить имеющиеся социальные проблемы в рамках определенной экономической ситуации. Во-вторых, – радикальный перелом имеющихся экономических механизмов опережает внедрение новых. В результате возникает ситуация: существующий экономический механизм не работает, новый – не создан. Ясно, что данная ситуация негативно отражается на социальных составляющих экономической жизни.
На начальном этапе трансформации социально-экономической сферы в России все силы государства были направлены на финансовое оздоровление экономики и стабильность макроэкономики, а проблемы социальной сферы оказались отодвинутыми на второстепенный план. И как итог, население России столкнулось с резким падением уровня жизни при увеличении социальной разобщенности в обществе.[2]
Таким образом, адресная государственная политика в социально-экономической сфере существенно влияет на денежные доходы населения, производство услуг и благ в необходимом количестве согласно спросу, объему и структуре потребностей населения.
Приоритетными ее направлениями выступают:
«Доходы трудоспособных граждан регламентируются с помощью политики заработной платы путем поддержания достаточного уровня минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях».
[3] Пользуясь благами и услугами на товарном рынке, политика социальной направленности прямо (для государственных) и косвенно (для частных предприятий) участвует в первичном перераспределении вновь созданной стоимости.
Денежные доходы нетрудоспособного населения можно определить посредством социально-экономической политики. И здесь значительная роль принадлежит ее участию во вторичном распределении первичных доходов. Механизм указанного перераспределения состоит в изымании доли первичных доходов государством в виде различных видов налогов, страховых взносов и финансировании социально-экономических мероприятий и программ. Налогообложение и выплаты социального характера осуществляются разграниченно, согласно величине первичного дохода. Однако, в основе налогообложения заложен принцип прогрессивности (прямо пропорциональная зависимость размера дохода и налогового бремени), а в основе социальных выплат – обратно пропорциональная зависимость.
В основе механизма поддержки высокого уровня денежных доходов граждан ограниченной трудоспособности находится система социального обеспечения.
Сложность выбора определенного направления реализации адресной государственной социально-экономической политики состоит в том, что эти направления должны формироваться на основе общенациональных интересов. Однако, в связи с тем, что в обществе имеются различные социальные и политические группы и слои, неотъемлемыми составляющими социальной политики выступают отношения социальной защиты.
Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений адресной социально-экономической политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения каждого члена общества.
Предметом государственного регулирования системы социальной защиты населения в России выступает:
1)защита прав трудящихся, обслуживание в сфере медицины, социальное обеспечения, обязательное социальное и государственное страхование, пенсионное обеспечение;
2)«социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей и др.), проживающих либо пребывающих на территории России и нуждающихся в социальной защите» [4];
3)деятельность институтов социальной защиты.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7., п.1.).[5] А также «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7.п.2.).[6]
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.[7]
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Социальная защита пользуется преимуществом со стороны государства, так как находится в его руках и обладает всеобщим характером. Социальную защиту могут осуществлять и негосударственные объединения – профессиональные союзы.
Система социальной защиты строится на определенных социально-экономических обязательствах государства, представляющих собой законодательно закрепленную совокупность социально-экономических благ, которые государство обязуется сделать доступными для своего населения.
От того, как развита адресная государственная социально-политическая деятельность, зависит структурное содержание его политики в социально-экономической сфере.
Например, Германия и Дания характеризуется широким охватом социальной и экономической сфер государством. «В Конституции Италии указано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные социальные обязательства приняты в отношении работающих женщин. Конституция страны определяет также, что «каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В основной закон этой страны записаны права на равный доступ к образованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Японии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в соответствии со своими способностями»». [8]
Конституции США не содержат перечень социально-экономических обязательств, но они исключительно обширны и законодательно закреплены.
В сфере территориальной дифференциации единое социально-экономическое пространство формируется с помощью обеспечения повсеместно единого статуса, минимально допустимого уровня социальных услуг и гарантий. Всё это связано с введением по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы системы единых минимальных социальных стандартов.
Наличие данной системы способно создать необходимые условия с целью повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального характера и распределения бюджетных средств. Система социально-экономической стандартизации предполагает взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов.
«В рыночной экономике программно-целевой метод управления стоит в одном ряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и является одним из основных инструментов осуществления государственной социально-экономической политики».[9]
«Для повышения эффективности экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ».[10]
Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ представлен нами на рисунке 2.
Рисунок 2. Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ
«Целевые программы представляют собой взаимосвязанные ресурсами, исполнителями и сроками осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного и экологического развития Российской Федерации».
[11]
«Их главной особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами».
[12]
Каждая социальная программа является лишь декларацией, если она экономически не обеспечена и материально не подкреплена, но социальная политика, в этом смысле, вторична относительно экономики по содержанию и задачам. Однако, это не означает ее второстепенности в развитии общества, его материальной и духовной культуры. Именно в социальной сфере можно оценить системно основные результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверить ее эффективность и способность удовлетворять потребности людей. В социальной сфере наиболее ярко отображается степень гуманности государственной политики. Чем она значительнее, тем нагляднее гуманистическая сущность направленности общественного развития.
Говоря о положении в области реализации адресной государственной политики в России, целесообразно выделить некоторые практические проблемы:
Таким образом, систематические изменения в общественной, внутригосударственной и международной жизни и появление новых потребностей у населения существенно влияют на политику государства и приводят к ее модернизации.
Государственное регулирование в сфере социально-экономических отношений, являясь одной из предпосылок экономического развития общества и специфической формой управления, выступает как важнейшая составляющая адресной политики государства, где главными задачами на сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.
Библиографический список
- Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика. -2011. – С . 5.
- Государственное регулирование социальной сферы: Гелиос АРВ / Викторов О. Н., Кураков В. Л., Бондаренко Н. В. и др.; под ред. Куракова Л. П., Владимировой М. П. – М.: Гелиос АРВ. -2011. – С. 19/
- Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. – №1. – C. 4-5.
- Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир. -2010. – С.49.
- Конституция РФ // Официальный сайт. – [Электронный документ]
- Социальная поддержка граждан. Государственная программа Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный документ]
- Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М. : Академия. -2009. – С.185.
- Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука. -2008. – 138с.
- Гуськова Н.Д., Неретина Е.А. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития // Ресурсы регионов России. – 2007.- №6.- С. 10.
- Попов Г.Х., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. – М.: Экономика.- 2005. – С.21.
- Стратегия устойчивого социально-экономического роста/Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН. -2007. – С.206.
- Строева О.А. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – Т. 1. – №5-1. – С. 58-70
- Абакумова Н.Н., Старцева О.А. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – №10. – С. 63-68
- Глазова С.С., Моргоев Б.Т. Выравнивание экономического развития регионов России // Вестник Владикавказского научного центра. – 2006. – Т. 6. – №1. – С. 41-45
- Моргоев Б.Т. Региональная интеграция как элемент устойчиво-сбалансированного развития территорий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2014. – №6. – С. 164-167
- Моргоев Б.Т. Параметрическая оптимизация асимметрического развития российского экономического пространства // Философия хозяйства. – 2006. – № 3(45). – С. 180-193
- Строева О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124
- Моргоев Б.Т. Межуровневая асимметричность российского экономического пространства // Финансы и кредит. – 2006. – №27(231). – С. 69-71
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Читайте также: