На содержание государственной финансовой политики в социальной сфере влияет ставка налога на прибыль

Опубликовано: 14.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно


Политика: суть понятия

Термин «политика» употребляется в различных словосочетаниях. Впервые он возник еще в Древней Греции. Первоначальное значение было такое:

В древней Греции отдельные города имели функции государства и назывались город-государство. Поэтому и считалось, что политика – это управление государством.

Сегодня в специальной литературе можно встретить несколько схожих трактовок этого термина:

  • политика – это функционирование государственных органов в вопросах жизни общества, касающихся деятельности государства;
  • политика – это комплекс связанных отношений между социальными группами при реализации общей идеи, затрагивающей интересы всех участников, с помощью государственной власти и иных инструментов;
  • политика – это область взаимоотношений социальных групп, для разработки целей и задач функционирования государства.

Общее понятие финансовой политики

Одной и наиболее важных задач, стоящих перед государственной властью являются вопросы хозяйствования. Этим заведует экономическая политика государства.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Экономическая политика – это комплекс взаимосвязей между группами в социуме и различными организациями, которые реализовывают государственную политику в хозяйственной сфере.

В состав экономической политики входит финансовая политика.

Этот вид политики часто считают самостоятельной областью науки, а не частью экономической политики. Это связано с тем, что финансовая политика оказывает прямое воздействие на все остальные виды политических отношений. В некоторых источниках можно встретить такое определение этого понятия:
Финансовая политика – это система методов, принципов и форм применения финансовых ресурсов.

Финансовая политика: суть и задачи

В основе финансовой политики лежит перераспределение финансовых ресурсов. Все деятельность в этой сфере подчинена определенным целям, ставящимся перед предприятием, коллективом, регионом или государством. Также финансовая сфера характеризует экономические возможности.

По содержанию финансовая политика состоит из таких аспектов:

  • разработка общей концепции;
  • определение самых актуальных направлений;
  • постановка целей и задач;
  • разработка определенного механизма;
  • контроль за финансовой деятельностью на всех ступенях.

К задачам финансовой политики относятся:

  1. Формирование наибольшего количества финансовых ресурсов;
  2. Эффективное перераспределение финансов;
  3. Регулирование процессов, происходящих в экономической и социальной сфере, через финансовые инструменты;
  4. Разработка механизмов, соответствующих финансовой стратегии;
  5. Эффективное управление финансовой отраслью.

Можно выделить такие уровни финансовой политики:

  1. Мировой уровень - управление межгосударственными финансовыми потоками;
  2. Национальный уровень – управление финансовой политикой на государственном уровне;
  3. Элементарный уровень – управление финансами отдельного предпринимателя или домовладения.

Финансовая политика государства

Эффективное развитие государства прямо зависит от уровня эффективности финансовой политики.

Фундаментом государственной финансовой политики выступают взаимоотношения между органами государственной власти и экономическим субъектами относительно увеличение финансовых ресурсов и их рационального потребления. При этом учитываются политические цели и социальные необходимости.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Финансовая политика влияет на строение экономики. Реконструкция предприятий тоже происходит в рамках финансовой политики. Приоритетные направления развития государства также определяются с участием финансовой политики.

К целям финансовой политики относятся такие:

  • мобилизация всех имеющихся в стране финансов для решения социальных вопросов и удовлетворения запросов;
  • повышение дохода с расчета на душу населения;
  • увеличение бюджетного обеспечения населения;
  • рост уровня жизни;
  • рост социальных стандартов;
  • выполнение государством своих функций (экономической, политической, экологической и т.д.).

При разработке финансовой политики учитывается научные разработки в этой отрасли и исторический опыт, который должен поддаваться тщательному анализу. В решении финансовых вопросов важна комплексность и рациональное использование финансовых ресурсов.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 293 оценки star
star
star
star
star
Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Кликните по вопросу, чтобы узнать ответ
  • Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:
  • Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…
  • Что не относится к внешнему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Капитал может выступать в двух формах:
  • К факторам роста издержек, зависящим от предприятия, относится:
  • К функциям оптового товарооборота не относится:
  • К системам оплаты труда не относится:
  • Розничная цена велосипеда НЕ включает:
  • Назовите основные виды предпринимательства:
  • В чем сущность постоянных затрат предприятия:
  • Что не входит в состав основных фондов предприятия:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:
  • Предприятие прибегает к лизингу оборудования, если:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Самостоятельная, инициативная деятельность граждан или юридических лиц, не запрещенная законом, направленная на получение прибыли, это:
  • В чем сущность переменных затрат предприятия:
  • Какое из утверждений неверно:
  • Какой из перечисленных видов цен не относится к классификации цен по стадиям ценообразования :
  • Какая организационно-правовая форма не относится к коммерческим предприятиям:
  • В состав финансов организаций, предприятий, учреждений не входят:
  • Показателем, характеризующем стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника, является:
  • Какие факторы наиболее влияют на покупательский спрос:
  • В каком разделе бизнес-плана анализируется ценовая политика и методы стимулирования продаж:
  • От каких факторов не зависит эффективность использования основных фондов:
  • Методом финансового планирования является:
  • Одежда продается населению:
  • Если темп прироста реализации равен +5%, темп роста прибыли равен 105%, то рентабельность:
  • Какой из разделов бизнес-плана в сжатой форме представляет основные идеи бизнес-проекта:
  • Как называется долгосрочная аренда имущества с правом последующего выкупа:
  • Что относится к внутреннему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Что понимается под товарооборотом торгового предприятия:
  • Прибыль торгового предприятия это:
  • Фондовооруженность рабочего это:
  • Какие факторы влияют на формирование цены:
  • Факторами роста производительности труда являются:
  • Основные фонды учитываются:
  • Выручка предприятия выросла на 6%, прирост стоимости основных фондов составил +4%, штат предприятия увеличился на 10%. Это свидетельствует о том, что.
  • Условием стабильности предприятия является:
  • Прирост стоимости основных фондов составил + 4%. Численность штата предприятия возросла на 6%, а производительность труда в среднем увеличилась на 0,5%. Заключение какого экономиста Вы считаете справедливым:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Какие основные элементы включает в себя цена:
  • Как называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль:
  • Под распределением прибыли понимается:
  • В состав внереализационных расходов не включают:
  • В тарифную систему не входит следующий элемент:
  • К ненормируемым оборотным средствам относятся:
  • К относительным показателям деятельности предприятия не относится показатель:
  • Через цены осуществляется связь между производством и потреблением. Цена в этом случае выполняет функцию:
  • Назовите два основных метода ценообразования:
  • Какое из перечисленных понятий отражает абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени:
  • К какой категории персонала предприятия относится бухгалтер:
  • Какие цены (тарифы) являются регулируемыми в РФ:
  • Рентабельность капитала показывает:
  • Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о:
  • Назовите основные формы собственности:
  • Что является «имущественным комплексом, предназначенным для достижения какой-либо хозяйственной цели»:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Какие из перечисленных ниже затрат можно отнести к переменным:
  • Какие из представленных видов оборотных средств являются ненормируемыми:
  • Норма численности работников – это показатель…
  • Какая организационно-правовая форма не относится к некоммерческим организациям:
  • Внереализационными расходами являются:
  • Чистая прибыль это:
  • Темп роста продаж составляет 106%. Уровень нетто-валового дохода возрос на 2%,а Уровень издержек обращения возрос на 1%. Мнение какого экономиста Вы считаете неверным:
  • Какой показатель не характеризует уровень использования основных производственных фондов:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли
  • Оплата денежных подарков, социо-культурных мероприятий осуществляется предприятием за счет средств:
  • Среднесписочная численность работников – это показатель…
  • Что не является сферой государственного регулирования экономики
  • Явочная численность работников – это показатель…
  • Что характеризует показатель фондоотдачи:
  • Длительность одного коммерческого цикла характеризуется показателем
  • К переменным затратам не относятся:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • К какой категории персонала предприятия относится экономист
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Производственная структура предприятия включает в себя:
  • Материальные затраты включают в себя расходы на:
  • Помимо оклада, работник может также получать:
  • Основной капитал предприятия включает в себя:
  • К внутренним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Что относится к имуществу организации:
  • Длительность коммерческого цикла называется:
  • Процесс перенесения стоимости изношенной части основных фондов на созданную продукцию называется:
  • В состав основных фондов не включаются:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Средства фонда потребления могут быть направлены на:
  • Какого вида логистики не существует:
  • К оборотным производственным фондам НЕ относится:
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Прирост выручки торгового предприятия составил +7%. Одновременно произошел рост издержек обращения на 6% (в т.ч. прирост расходов на повременную оплату труда - +8%, прирост расходов на рекламу (размещение рекламы в журнале) - +0,4%). Мнение какого экономиста неверное
  • Издержки, сумма которых растет пропорционально объему товарооборота, называются:
  • На ускорение товарооборачиваемости не влияет:
  • Показатель фондоемкости является обратным показателем…
  • Какое из определений розничного товарооборота является верным
  • Какая из перечисленных не является функцией цен:
  • На размер торговой наценки влияет:
  • Выручка(нетто) торгового предприятия составила 20 млн.руб. При этом Уровень валового дохода составил 25%, а Уровень издержек обращения составил 15%. Прибыль торгового предприятия будет равна:
  • К нематериальным активам не относятся:

Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:

Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…

имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли

Библиографическая ссылка на статью:
Лаврикова Н.И. Концепция реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/57270 (дата обращения: 20.05.2021).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в зависимости от экономических и политических условий, те или иные приоритеты могут выходить на первый план, т. е. происходит постоянная смена целевых направлений в адресности государственной политики. Основным условием достижения стратегической цели развития общества является формирование социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить опережающий рост уровня благосостояния населения граждан, что и определяет актуальность и значимость реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере.

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию основ адресной государственной политики в социально-экономической сфере в условиях трансформируемой экономики Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: разработать механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере; раскрыть сущность адресной политики государства; изучен процесс разработки и реализации государственных целевых программ социально- экономического развития РФ и выделить приоритетные проблемы в этой области.

Реализация адресной политики государства представляет собой систематический, динамичный процесс достижения поставленных целей, направленных на конкретного индивида, где участие принимают органы государственной власти всех уровней, а также институты гражданского общества.

Одна из частей реализации адресной государственной политики – это определение ее механизма, который включает систему средств, методов и инструментов, обеспечивающих исполнение запланированных мероприятий в соответствии с поставленной целью и задачами (рисунок 1).

Приоритетная роль в реализации адресной государственной политики принадлежит органам исполнительной власти на всех уровнях, от центральных структур до структур местного значения.

Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями: во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей; второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью; третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры.


Рисунок 1. Механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере

Используя опыт большинства европейских стран давно перешедших на адресное предоставление помощи и осуществляя активное продвижение данных принципов в жизнь в нашей стране, для России этот путь представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным. Сейчас в стране существует более тысячи различных льгот и выплат, установленных действующим законодательством. Льготы установлены более чем для 200 категорий граждан.

Как видно из исторического опыта, в процессе осуществления координальных экономических преобразований на первый план выходят проблемы государственной политики в социально-экономической сфере и выступают стимулом данных преобразований, а также фактором, который определяет границы радикальности адресных решений. [1]

Действительно, во-первых, потребности и готовность общества к радикальным экономическим преобразованиям достигает своего максимума, когда очевидна неспособность решить имеющиеся социальные проблемы в рамках определенной экономической ситуации. Во-вторых, – радикальный перелом имеющихся экономических механизмов опережает внедрение новых. В результате возникает ситуация: существующий экономический механизм не работает, новый – не создан. Ясно, что данная ситуация негативно отражается на социальных составляющих экономической жизни.

На начальном этапе трансформации социально-экономической сферы в России все силы государства были направлены на финансовое оздоровление экономики и стабильность макроэкономики, а проблемы социальной сферы оказались отодвинутыми на второстепенный план. И как итог, население России столкнулось с резким падением уровня жизни при увеличении социальной разобщенности в обществе.[2]

Таким образом, адресная государственная политика в социально-экономической сфере существенно влияет на денежные доходы населения, производство услуг и благ в необходимом количестве согласно спросу, объему и структуре потребностей населения.
Приоритетными ее направлениями выступают:

«Доходы трудоспособных граждан регламентируются с помощью политики заработной платы путем поддержания достаточного уровня минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях».
[3] Пользуясь благами и услугами на товарном рынке, политика социальной направленности прямо (для государственных) и косвенно (для частных предприятий) участвует в первичном перераспределении вновь созданной стоимости.
Денежные доходы нетрудоспособного населения можно определить посредством социально-экономической политики. И здесь значительная роль принадлежит ее участию во вторичном распределении первичных доходов. Механизм указанного перераспределения состоит в изымании доли первичных доходов государством в виде различных видов налогов, страховых взносов и финансировании социально-экономических мероприятий и программ. Налогообложение и выплаты социального характера осуществляются разграниченно, согласно величине первичного дохода. Однако, в основе налогообложения заложен принцип прогрессивности (прямо пропорциональная зависимость размера дохода и налогового бремени), а в основе социальных выплат – обратно пропорциональная зависимость.
В основе механизма поддержки высокого уровня денежных доходов граждан ограниченной трудоспособности находится система социального обеспечения.
Сложность выбора определенного направления реализации адресной государственной социально-экономической политики состоит в том, что эти направления должны формироваться на основе общенациональных интересов. Однако, в связи с тем, что в обществе имеются различные социальные и политические группы и слои, неотъемлемыми составляющими социальной политики выступают отношения социальной защиты.
Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений адресной социально-экономической политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения каждого члена общества.
Предметом государственного регулирования системы социальной защиты населения в России выступает:
1)защита прав трудящихся, обслуживание в сфере медицины, социальное обеспечения, обязательное социальное и государственное страхование, пенсионное обеспечение;
2)«социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей и др.), проживающих либо пребывающих на территории России и нуждающихся в социальной защите» [4];
3)деятельность институтов социальной защиты.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7., п.1.).[5] А также «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7.п.2.).[6]
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.[7]
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Социальная защита пользуется преимуществом со стороны государства, так как находится в его руках и обладает всеобщим характером. Социальную защиту могут осуществлять и негосударственные объединения – профессиональные союзы.
Система социальной защиты строится на определенных социально-экономических обязательствах государства, представляющих собой законодательно закрепленную совокупность социально-экономических благ, которые государство обязуется сделать доступными для своего населения.
От того, как развита адресная государственная социально-политическая деятельность, зависит структурное содержание его политики в социально-экономической сфере.
Например, Германия и Дания характеризуется широким охватом социальной и экономической сфер государством. «В Конституции Италии указано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные социальные обязательства приняты в отношении работающих женщин. Конституция страны определяет также, что «каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В основной закон этой страны записаны права на равный доступ к образованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Японии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в соответствии со своими способностями»». [8]
Конституции США не содержат перечень социально-экономических обязательств, но они исключительно обширны и законодательно закреплены.

В сфере территориальной дифференциации единое социально-экономическое пространство формируется с помощью обеспечения повсеместно единого статуса, минимально допустимого уровня социальных услуг и гарантий. Всё это связано с введением по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы системы единых минимальных социальных стандартов.

Наличие данной системы способно создать необходимые условия с целью повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального характера и распределения бюджетных средств. Система социально-экономической стандартизации предполагает взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов.
«В рыночной экономике программно-целевой метод управления стоит в одном ряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и является одним из основных инструментов осуществления государственной социально-экономической политики».[9]
«Для повышения эффективности экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ».[10]
Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ представлен нами на рисунке 2.



Рисунок 2. Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ

«Целевые программы представляют собой взаимосвязанные ресурсами, исполнителями и сроками осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного и экологического развития Российской Федерации».
[11]

«Их главной особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами».
[12]

Каждая социальная программа является лишь декларацией, если она экономически не обеспечена и материально не подкреплена, но социальная политика, в этом смысле, вторична относительно экономики по содержанию и задачам. Однако, это не означает ее второстепенности в развитии общества, его материальной и духовной культуры. Именно в социальной сфере можно оценить системно основные результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверить ее эффективность и способность удовлетворять потребности людей. В социальной сфере наиболее ярко отображается степень гуманности государственной политики. Чем она значительнее, тем нагляднее гуманистическая сущность направленности общественного развития.

Говоря о положении в области реализации адресной государственной политики в России, целесообразно выделить некоторые практические проблемы:

Таким образом, систематические изменения в общественной, внутригосударственной и международной жизни и появление новых потребностей у населения существенно влияют на политику государства и приводят к ее модернизации.
Государственное регулирование в сфере социально-экономических отношений, являясь одной из предпосылок экономического развития общества и специфической формой управления, выступает как важнейшая составляющая адресной политики государства, где главными задачами на сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Библиографический список

  1. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика. -2011. – С . 5.
  2. Государственное регулирование социальной сферы: Гелиос АРВ / Викторов О. Н., Кураков В. Л., Бондаренко Н. В. и др.; под ред. Куракова Л. П., Владимировой М. П. – М.: Гелиос АРВ. -2011. – С. 19/
  3. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. – №1. – C. 4-5.
  4. Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир. -2010. – С.49.
  5. Конституция РФ // Официальный сайт. – [Электронный документ]
  6. Социальная поддержка граждан. Государственная программа Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный документ]
  7. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М. : Академия. -2009. – С.185.
  8. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука. -2008. – 138с.
  9. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития // Ресурсы регионов России. – 2007.- №6.- С. 10.
  10. Попов Г.Х., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. – М.: Экономика.- 2005. – С.21.
  11. Стратегия устойчивого социально-экономического роста/Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН. -2007. – С.206.
  12. Строева О.А. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – Т. 1. – №5-1. – С. 58-70
  13. Абакумова Н.Н., Старцева О.А. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – №10. – С. 63-68
  14. Глазова С.С., Моргоев Б.Т. Выравнивание экономического развития регионов России // Вестник Владикавказского научного центра. – 2006. – Т. 6. – №1. – С. 41-45
  15. Моргоев Б.Т. Региональная интеграция как элемент устойчиво-сбалансированного развития территорий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2014. – №6. – С. 164-167
  16. Моргоев Б.Т. Параметрическая оптимизация асимметрического развития российского экономического пространства // Философия хозяйства. – 2006. – № 3(45). – С. 180-193
  17. Строева О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124
  18. Моргоев Б.Т. Межуровневая асимметричность российского экономического пространства // Финансы и кредит. – 2006. – №27(231). – С. 69-71

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: