Может ли вопрос о налогах выносится на референдум

Опубликовано: 14.05.2024

Продолжаю серию постов о том, как создать хорошую Конституцию.

Сегодня рассказываю о том, для чего в Конституции прописывать список вопросов, которые можно решить только на референдуме.

Установите перечень вопросов, которые необходимо выносить на референдум

Конституция должна предусматривать конкретный список вопросов, которые необходимо выносить на референдум. Это даст гражданам дополнительные гарантии, что их мнение будет учтено при принятии важнейших государственных решений.

Действующая российская Конституция упоминает референдум в ч. 3 ст. 3: «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы», а также в некоторых других местах. Однако никаких конкретных правил проведения референдумов там не прописано. В частности, действующая Конституция РФ не предусматривает ни одного вопроса, решение которого обязательно принимается на референдуме. Даже новая Конституции «принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование» (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ). То есть всё остаётся на усмотрение авторов будущего федерального конституционного закона «О Конституционном собрании» и людей, которых в это собрание назначат.

В 2004 г. в России был принят федеральный конституционный закон «О референдуме РФ». В нём право граждан на референдум прописано очень слабо. Закон в ч. 5 ст. 6 перечисляет множество вопросов, которые нельзя выносить на референдум (об изменении статуса региона, о досрочном прекращении полномочий президента и Госдумы и т. д.). При этом указан лишь один случай, когда власти обязаны провести референдум – если того требует международный договор, заключённый руководством РФ (ч. 2 ст. 6 ФКЗ «О референдуме РФ»). То есть если международное сообщество заставит российское руководство спросить мнение граждан, они вынуждены будут это сделать – но ни в каком другом случае.

Кроме того, в законе подробно описаны обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ «О референдуме РФ»): в условиях военного и чрезвычайного положения, в течение трёх месяцев после его отмены, в последний год полномочий президента или Госдумы и ряде других случаев.

Если же граждане найдут разрешённые законом время и тему для референдума, они могут инициировать проведение такого референдума, только если соберут два миллиона подписей, в том числе не более 50 тыс. подписей в каждом субъекте (ст. 14 ФКЗ «О референдуме РФ»). При этом процедура максимально усложнена: желающие провести референдум должны образовать инициативную группу, состоящую из региональных групп более чем в половине субъектов федерации, провести собрания и выполнить ряд других действий.

В итоге по этому закону в России так и не был проведён ни один референдум. Разные политические силы выдвигали инициативы проведения референдумов по некоторым вопросам, но все они были остановлены на стадии выдвижения. А общероссийское голосование по конституционным поправкам в 2020 г. прошло не по этому закону, а по специально принятому по такому случаю Постановлению ЦИК России от 20.03.2020 N 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ».

Что касается региональных референдумов, то их проведение необходимо только в одном случае – при образовании нового региона (например, вследствие слияния двух регионов). Согласно ч. 1 ст. 11 ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ», «вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ». В соответствии с этой нормой в России в 2000-е годы прошло пять референдумов об объединении субъектов федерации, в результате которых были образованы пять новых регионов.

Итак, действующая Конституция РФ говорит о референдуме как о высшем выражении власти народа, но не предусматривает ни одного вопроса, который должен на нём решаться, и не прописывает механизм, которые заставил бы власти проводить референдум. Соответственно, всё сводится к доброй воле законодателя – он может как разрешить, так и запретить проведение референдума по какому-либо вопросу. В итоге в России проведение референдума обязательно всего в двух случаях: если того требует международный договор и если принято решение об объединении двух субъектов федерации. А инициатива граждан по проведению референдума максимально ограничена временными рамками, огромными трудовыми и денежными затратами и поставлена в зависимость от мнения избирательных комиссий и судов, которые в России не отличаются беспристрастностью.

При этом, например, такой важнейший вопрос, как изменение границ субъектов федерации, не выносится на референдум. В связи с этим расширение территории Москвы, произошедшее в 2012 г., обошлось безо всякого референдума – ни жителей Москвы, ни жителей Московской области об этом не спрашивали.

В конституциях других стран этот вопрос урегулирован по-разному. Есть ряд конституций, где референдум вообще не упоминается либо упоминается как необязательная процедура, проведение которой регулируется специальным законом. То есть гражданам этих стран, как и гражданам России, проведение референдума никак не гарантировано: оно зависит от доброй воли людей, находящихся у власти.

Но России, где мнением людей по поводу государственных решений никогда не интересуются, стоит ориентироваться на другие примеры. В ряде стран конституции прописывают конкретные условия, при которых обязательно проведение референдума. В частности, конституции Словакии (ч. 1 ст. 7) и Хорватии (ст. 135) обязывают руководство страны проводить референдум по вопросу вступления в союз с другим государством, конституция Швейцарии – по вопросу изменения конституции и вступления в международные организации (ст. 140). Конституции Испании (ч. 3 ст. 167), Австрии (ч. 3 ст. 44), Ирландии (ч. 2 ст. 46), Словении (ст. 170) и Румынии (ч. 3 ст. 151) обязывают проводить референдум по вопросу изменения или пересмотра конституции. А конституции Германии (ч. 2 ст. 29) и Италии (ст. 132) указывают, что вопрос об изменении территориального деления страны должен выноситься на референдум в соответствующих регионах.

России стоит заимствовать этот опыт и тоже прописать необходимость проводить референдум по ряду ключевых вопросов. Такие обязательные референдумы будут ещё одним страховочным механизмом, предотвращающим скатывание страны в диктатуру. Они будут гарантировать, что люди, пришедшие к власти, не начнут принимать решения, противоречащие воле избирателей и направленные на сохранение своей власти.

Одно из таких ключевых вопросов – изменение законодательства о политических партиях и выборах. Ранее я уже упоминал, что подобные вопросы можно прописывать в законах с усложнённым порядком принятия и внесения изменений (в федеральных конституционных законах, требующих одобрения 2/3 парламента), а также утверждать на референдуме. Голосование граждан в такой ситуации будет предотвращать недемократические изменения в законодательстве, даже если какая-то партия получит 2/3 мест в парламенте.

Другой ключевой вопрос – территория и границы государства. Многие люди, поддерживающие включение Крыма в состав России, опасаются, что новое руководство признает нарушение норм международного права в 2014 г. и вернёт полуостров Украине.

Сейчас такие вопросы решаются без участия граждан, и руководители страны уже отдавали соседним государствам российские территории. Например, в 2004-2005 гг. Россия передала Китаю земли в окрестностях реки Амур общей площадью более трёхсот квадратных километров. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали соглашение об этом в октябре 2004 г., а в мае 2005 г. это соглашение ратифицировали и утвердили Государственная дума и Совет Федерации. Здесь не требовалось согласия граждан России и даже жителей Хабаровского края, в составе которого находились эти территории.

Соответственно, ничто не мешает людям, пришедшим к власти, сделать то же самое с Крымом или любой другой частью России. Чтобы избежать такой ситуации в будущем, Конституция может установить, что на общенародный референдум должны выноситься все вопросы об изменении российских границ (в том числе о включении территорий в состав России и об исключении территорий из её состава).

Кстати, это совершенно не исключает того, что Крым когда-то вернётся в состав Украины. Но для этого нужно будет согласие большинства граждан России. И если новое руководство захочет поменять статус Крымского полуострова, ему нужно будет убедить людей в том, что без этого не обойтись.

Есть ряд других вопросов, которые являются важными и по которым тоже можно установить обязательность проведения референдума – например, о вступлении России в какие-либо международные организации или об изменении статуса или границ регионов.

Кроме того, разумеется, вопрос об изменении Конституции тоже должен быть вынесен на референдум. При этом мы должны помнить о пресловутом «общероссийском голосовании» по поправкам в Конституцию РФ 2020 г. и установить норму, по которой для любого изменения Конституции должно проходить отдельное голосование. Это исключит манипуляции, когда граждан призывают проголосовать пакетом за разнородные поправки, некоторые из которых хорошие, а некоторые – плохие.

Что касается факультативных референдумов, то здесь опыт других стран неоднозначен. Во многих странах власти обязаны провести референдум, если за это высказалось какое-то количество граждан (путём сбора подписей) либо региональные органы власти: в Венгрии – 200 тыс. граждан (ч. 1 ст. 8 раздела «Государство»), в Италии – 500 тыс. граждан либо пять региональных парламентов (ст. 75), в Словакии – 350 тыс. граждан (ч. 1 ст. 95), в Литве – 300 тыс. граждан (ст. 9), в Словении – 40 тыс. граждан (ст. 90), в Швейцарии – 50 тыс. граждан или восемь регионов (ст. 141), Сербии – 100 тыс. граждан (ст. 108), Северной Македонии – 150 тыс. (ст. 73). При этом почти везде есть перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум (например, о налогах и бюджете).

Как мы видим, почти во всех перечисленных странах установлено довольно большое количество подписей, которые нужно собрать для проведения референдума – где-то это несколько процентов от числа жителей. И мало где факультативные референдумы стали значимым фактором политической жизни. Единственное исключение – Швейцария, где процесс инициирования референдума максимально упрощён и его проводят очень часто.

При этом опыт Швейцарии показывает, что у лёгкости инициирования факультативного референдума есть неочевидные минусы. Дело в том, что если к власти приходит одна партия или партийная коалиция и начинает проводить определённую политику, то оппозиционные партии могут начать инициировать референдумы по поводу этой политики. И если референдум можно назначить относительно любого, даже мелкого изменения законодательства, то оппозиция фактически способна блокировать работу правящей партии.

В Швейцарии были в прошлом подобные эпизоды, в результате чего страна пришла к уникальной политической системе, когда все крупнейшие партии представлены в правительстве и так или иначе влияют на проводимую в стране политику. Это называется «волшебной формулой» (нем. zauberformel, фр. formule magique). Если в других странах правящая партия формирует правительство, а конкурирующая – критикует его и предлагает альтернативу, то здесь конкурирующие партии должны совместно работать в составе одного правительства.

Будет ли такая уникальная система действовать в России – или лёгкость проведения референдума приведёт к хаосу в политической жизни? Неизвестно. Здесь у нас есть опыт только одной страны, к которому стоит отнестись крайне осторожно. И, соответственно, процесс инициирования референдумов по второстепенным вопросам, не затрагивающим основы государственного строя, не обязательно делать столь лёгким.

Но, повторюсь, это не касается ключевых для государства вопросов. Поправки в Конституцию, законодательство о выборах и политических партиях, изменение границ страны и вступление в международные организации – все эти вопросы должны в обязательном порядке выноситься на референдум. Это будет ещё одной гарантией сохранения демократического режима и государства как такового.

https://grosh-blog.ru выносить на референдум

Казалось бы, что может быть правильнее, чем всероссийский референдум? Когда решение народа принимается без посредников и лишних бюрократических проволочек. Однако, действующее законодательство сформулировано таким образом, что, фактически, любые вопросы запрещено выносить на референдум.

В России правила проведения референдумов регулируются федеральным конституционным законом “О референдуме Российской Федерации” от 28.06.2004 № 5-ФКЗ.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Однако это лишь в теории, поскольку на практике довольно трудно найти вопрос, который можно было бы выносить на референдум, нежели то, что выносить нельзя.

Итак, по статье 6 данного закона нельзя выносить:

1. Вопросы об изменении статуса субъекта Российской Федерации, закрепленного в Конституции РФ.

Другими словами, субъект – область или Автономный округ, не смогут выйти из состава РФ, даже если все его жители этого захотят.

2. Вопросы о сроке действия полномочий президента и депутатов.

По этому пункту на всероссийский референдум нельзя выносить предложения как о продлении, так и о прекращении сроков полномочий Президента, Госдумы Федерального собрания, а также о проведении досрочных выборов. Это означает, что граждане не могут “уволить” действующего президента или своим решением распустить парламент.

3. Вопросы о сроке действия полномочий лиц, замещающих государственные должности.

Запрещено выносить вопросы об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, т.е. всех чиновников.

4. Вопросы о персональном составе федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов.

Это означает. что граждане не могут повлиять на состав министерств и ведомств, на численность и работу конкретных чиновников.

5. Вопросы о полномочиях органов, созданных международным договором.

Дословно пункт звучит так: “об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации”. Это Советы, Комиссии при международных организациях, а также дипломаты. На их деятельность россияне повлиять не могут.

6. Вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения

Возможно, этот пункт в законе остался потому, что референдум – дело не быстрое, и на него уходят месяцы?

Раньше в старой версии закона было ещё несколько важных пунктов. Однако позже в редакции закона от 2008 года эти пункты исключили. Это были вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении внешних и внутренних российских обязательств, вопросы о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также об амнистии и помиловании.

“Фуух!” – можно было бы сказать. Хоть что-то россиянам оставили! Но не тут то было. Этим же законом от 2008 года был введен ещё один пункт, который звучал так:

7. Вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Так что, фактически, перечень был не убран, а лишь расширен до неопределенного множества вопросов. Да и вообще трудно предположить, чтобы вопросы ведения Российской Федерации были «бесхозными», не оказались включенными в круг полномочий какого-то федерального органа государственной власти. Даже простой и очевидный вопрос – принятие федеральных законов можно считать относящимся к исключительному ведению палат Госдумы. Поэтому, какой бы вопрос сейчас не предложили на референдум, Центральная избирательная комиссия и Верховный суд могут сказать, что мы нарушаем компетенцию Государственной думы.

Если посмотреть 71 статью Конституции, к компетенции («ведению») Российской Федерации относятся следующие сферы:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.

Из комментариев к 71- ой статье Конституции, следует, что “Предмет ведения Российской Федерации – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти (Президента, Федерального Собрания, Правительства и др.)”. Другими словами, весь этот список и попадает в закон о референдуме.

Таким образом, принятый в 2008 году новый пункт , сделал проведение референдума в России практически невозможным. Поскольку попросту нет такого вопроса, касающегося внутреннего законодательства, который не попадал бы под все эти требования.

Однако если такой вопрос всё же найдется, то есть ещё один пункт 7 статьи 6:

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

И этот пункт может поставить точку на любом вопросе референдума, даже если он чудом миновал предыдущие запреты.

Референдумы и их формы.

В последнее время все большее распространение получает референдум (плебисцит), который имеет разнообразные формы:

По предмету референдумы делятся на:
-конституционные;
-законодательные;
-по международным вопросам;
-по административным вопросам.
По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:
-консультативные;
-"дозаконодательные";
-совещательные;
-"послезаконодательные";
-ратифицирующие.

Референдумы также бывают обязательными и факультативными.
Инициаторами проведения референдума могут выступать
-государственные органы;
-избиратели.
С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения. Однако этому институту не может быть дана односторонняя оценка.
Термин "референдум" (от латинского "referendum"- то, что должно быть сообщено).
Голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение.
В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса
Принятое решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом
Решение может приниматься
-посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос;
-посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко).
Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского "plebiscitum" - решение народа).
С точки зрения юридической, различий нет - это полные синонимы.
С точки зрения стиля - плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.
Иногда в литературе - всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.)
Понятие опрос предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан.
В некоторых странах, например, в Швеции существующий институт именуется консультативным референдумом.
Болгарское законодательство на основе Конституции 1971г. - "народный опрос" как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов.
Бразильская Конституция (ст.14) - среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит ст.49 (п. XV). Определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит - решающий.
В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей. Например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины против. Правительство воздержалось.
Референдум может быть использован
-как противовес представительной демократии;
-как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему.
Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. II) Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект. Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции.

Выводы:
Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий:
-выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;
-до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения.
При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложный законопроект, вплоть до проекта Конституции.

Право на участие в референдуме.

В референдуме имеют право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом. Если, например, условия получения активного избирательного права различны при выборах в разные палаты парламента или другие государственные органы, право участия в референдумах обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип действует и при местных референдумах.
Например, в Австрийском Федеральном законе о народном голосовании 1958г. в редакции 1972г. ч. 1 §5 определяется: "право голоса имеют все мужчины и женщины, которые на день начала компании по проведению народного голосования (§2, ч. 1) обладают правом участвовать в выборах в Национальный совет".
Голосование на референдуме равное.
Каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой. Вес каждого голоса одинаков. Например, см. ч.1, ст.5 органического закона Испании о регулировании различных видов референдума 1980г.
Аналогично с правилами участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме .
На референдуме голоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него.
Голосование является тайным.

Предмет референдума:
Это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования.

Референдумы делятся на:

1.Факультативный
- назначение зависит от органа, компетентного назначать референдум, либо на основании конституции или специального закона.
Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.
В некоторых странах устанавливаются ограничения
Например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.
См.: §46, ч. 6 Конституции Дании (не выносит на референдум финансово-бюджетные программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д.)
2.Обязательный
- абсолютный
-относительный
Например, в Конституции Испании ст.151,ч.2 "что референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества. А согласно Конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 "пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов".
Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средств разрешения разногласия между конституционными органами власти
Согласно Швейцарской Конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального Конституции Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре Конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум.
В первом случае - это абсолютно-обязательный референдум
Во втором случае - относительно обязательный.
3. Отменительный
(народное вето), т.е. референдум допускается лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона (или акта). Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента.
См. Конституцию Италии
Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине)
В большинстве случаев местные референдумы факультативны
Предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы
Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам:
1)об объединении и разъединении общин;
2)об образовании новой общины;
3)о создании местного представительного органа и о его разделении;
4)по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением.
Не могут выноситься на референдум:
1)о бюджете;
2)о местных налогах;
3)о кадровых вопросах
Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное
Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.

Процедура референдума

Инициатива и назначение принадлежит:
-главе государства;
-парламенту;
-иногда обоим органам;
-правительству;
-группе депутатов парламента;
-региональным органам власти;
-группе избирателей.
Право инициативы дает возможность:
-принятия государственных решений и придания им особого авторитета;
-оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями.
Референдум по инициативе группы избирателей - петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким) например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает:
-общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом);
-в ч. 1 §30 - президент республики пользуется правом этой инициативы;
-Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей.
Инициатор:
-представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума);
-Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов;
-положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения).
Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией.
-Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи - по требованию 150000 избирателей.
-По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя.
-В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.
Организация референдума:
Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:
-производство по референдуму подчинено избирательному праву;
-права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;
-избирательские советы будут образоавны в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;
-СМИ публичные - бесплатное время парламентским политическим группам;
-льготный тариф для почты;
-агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования;
-в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования;
-голосование осуществляется официальными бюллетенями;
-проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней;
-итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента;
-протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить:
1.о недопустимости протеста;
2.о действительности голосования и объявлении его результатов;
3.о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов;
4.о недействительности голосования.
Формула референдума

Виды:

1.Обращенный к голосующим вопрос.
Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д.
Ответ должен быть "да" или "нет".
2.Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса).
Может быть предложено:
-отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;
-ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование);
-положительный ответ, два или более вариантов ("мягкое" требование).
Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:
1.предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;
2.предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;
3.какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.
Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос.
Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов.
Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.
В Австрии - единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.

Определение результатов референдума.

Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования.
-Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум).
-Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос.
-Испанский закон никакого порога не устанавливает.
Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
-Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 "При проведении народного голосования решение принимается простым большинством".
-По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из общего числа.
Исключения.
-В Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.
-В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство голосов, конституционной поправки - абсолютное большинство в большинстве кантонов.
-В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах.
Проблема абсентеизма: можно ли мнение активного меньшинства считать мнением народа?
Можно и нужно. В данном случае абсентеисты, которым все равно, готовы принять решение любого большинства тех, кому не все равно и кто пришел голосовать, чтобы выразить свою волю. И такое решение должно быть обязательным для всех, включая абсентеистов.

Правовые последствия референдума.

Практически речь идет:

1.О юридической силе акта, принятого путем референдума.
-Если речь идет о Конституции, проблем нет - она обладает высшей юридической силой;
-Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.
2.О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.
-По Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.
-Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.

Выводы:

По правовым последствиям референдумы могут быть консультативного, "дозаконодательного", совещательного и "послезаконодательного" ратифицирующего характера.
Референдумы бывают обязательными и факультативными. Инициаторами их проведения могут выступать государственные органы или избиратели.
С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения.

Почему при внесении поправок в Конституцию РФ не требуется референдум?

15 января 2020 года Президент РФ Владимир Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию РФ. Они затронут вопросы социальной защищенности граждан, усилят роль парламента, обеспечат верховенство российского права и установят новые требования к чиновникам и кандидатам в президенты.

После такого заявления Путина в обществе сразу же заговорили о возможности проведения референдума, и это неудивительно: в памяти у граждан сохранились события 1993 года, когда такая форма голосования была использована при принятии проекта Конституции РФ.

Однако не стоит забывать, что принятие Конституции "с нуля" и внесение поправок в уже устоявшийся закон – разные вещи. В нынешней ситуации проведение референдума просто не требуется, да и вообще может стать процедурой, заведомо лишенной легитимности. Этому есть несколько объяснений:











  1. С юридической точки зрения, проведение референдума требуется при изменении 1, 2 и 9 глав Конституции, а предложенные Путиным поправки их не касаются.

"Относительно внесения поправок в Конституцию, то совершенно точно могу сказать, что референдум и Конституционное собрание проводятся, когда изменениям подвергаются 1, 2 и 9 главы Конституции. В данном случае Конституция может быть изменена без проведения этих процедур. Референдум юридически здесь не требуется, но провести его можно, если власти захотят это сделать", — пояснил РАПСИ адвокат Дмитрий Аграновский.

Поправки будут внесены в 3-8 главы Конституции. Несмотря на их инновационный и прорывной характер, они не затронут фундаментальных основ документа, в частности – государственного строя страны или прав и свобод граждан.

2. Согласно закону "О референдуме РФ", на референдум не могут выноситься вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Речь идет о таких вопросах, как пересмотр федерального бюджета, введение или отмена федеральных налогов и сборов, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других.

Обязательная индексация пенсий и норма, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, которые предложил закрепить в Конституции Путин, как раз-таки относятся к вопросу изменения финансовых обязательств государства.

Именно поэтому проведение референдума – это юридически "неправильный" путь.

3. Подготовка и проведение референдума – это длительный процесс. В общей сложности, выполнение всех необходимых процедур занимает от 11 месяцев до года.

В подготовке референдума задействованы избирательные комиссии субъектов РФ, ЦИК РФ, Президент РФ и Конституционный суд. Каждый из "участников" должен выполнить ряд процедур, максимальное время исполнения каждой из них прописано в законе. В среднем все это занимает около 11-12 месяцев.

При условии, что на подготовку референдума понадобится год, возможность его провести появится в лучшем случае в январе 2021 года.

Однако важно помнить, что закон "О референдуме РФ" запрещает проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы. А в сентябре 2021 года как раз-таки истекает срок полномочий нынешнего VII созыва Госдумы.

Поэтому проведение референдума в нынешних реалиях невозможно.

4. Закон позволяет Владимиру Путину внести поправки в Конституцию через Госдуму и Совет Федерации. Однако президент лично инициировал общественную дискуссию по данному вопросу, предложив вынести пакет поправок на общероссийское голосование.

Это нужно для того, чтобы свериться с точкой зрения граждан, понять общественный запрос и получить общественное согласие на внесение поправок.

"Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа", – пояснил свое решение глава государства.

Глава ЦИК Элла Памфилова уже заявила, что механизм проведения общероссийского голосования будет понятен, прост, доступен и максимально прозрачен. Кроме того, для граждан будет разработано специальное мобильное приложение, с помощью которого они смогут ознакомиться с сутью предлагаемых поправок.

"Можно сформулировать на основе традиционных процедур тот механизм [общероссийского голосования], который понятен, прост, создает максимальную доступность для наших граждан, максимально прозрачен, чтобы не было никаких вопросов о том, что прошедшее голосование и его итоги отражают абсолютно достоверную картину. Оно должно обязательно обеспечивать право на тайное голосование, на свободу волеизъявления", — сообщила РАПСИ Памфилова.

Поправки будут внесены в 3-8 главы Конституции. Несмотря на их инновационный и прорывной характер, они не затронут фундаментальных основ документа, в частности – государственного строя страны или прав и свобод граждан.

Согласно закону "О референдуме РФ", на референдум не могут выноситься вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Речь идет о таких вопросах, как пересмотр федерального бюджета, введение или отмена федеральных налогов и сборов, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других.

Обязательная индексация пенсий и норма, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, которые предложил закрепить в Конституции Путин, как раз-таки относятся к вопросу изменения финансовых обязательств государства.

Именно поэтому проведение референдума – это юридически "неправильный" путь.

Подготовка и проведение референдума – это длительный процесс. В общей сложности, выполнение всех необходимых процедур занимает от 11 месяцев до года.

В подготовке референдума задействованы избирательные комиссии субъектов РФ, ЦИК РФ, Президент РФ и Конституционный суд. Каждый из "участников" должен выполнить ряд процедур, максимальное время исполнения каждой из них прописано в законе. В среднем все это занимает около 11-12 месяцев.

При условии, что на подготовку референдума понадобится год, возможность его провести появится в лучшем случае в январе 2021 года.

Однако важно помнить, что закон "О референдуме РФ" запрещает проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы. А в сентябре 2021 года как раз-таки истекает срок полномочий нынешнего VII созыва Госдумы.

Поэтому проведение референдума в нынешних реалиях невозможно.

Закон позволяет Владимиру Путину внести поправки в Конституцию через Госдуму и Совет Федерации. Однако президент лично инициировал общественную дискуссию по данному вопросу, предложив вынести пакет поправок на общероссийское голосование.

Это нужно для того, чтобы свериться с точкой зрения граждан, понять общественный запрос и получить общественное согласие на внесение поправок.

"Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа", – пояснил свое решение глава государства.

Глава ЦИК Элла Памфилова уже заявила, что механизм проведения общероссийского голосования будет понятен, прост, доступен и максимально прозрачен. Кроме того, для граждан будет разработано специальное мобильное приложение, с помощью которого они смогут ознакомиться с сутью предлагаемых поправок.

"Можно сформулировать на основе традиционных процедур тот механизм [общероссийского голосования], который понятен, прост, создает максимальную доступность для наших граждан, максимально прозрачен, чтобы не было никаких вопросов о том, что прошедшее голосование и его итоги отражают абсолютно достоверную картину. Оно должно обязательно обеспечивать право на тайное голосование, на свободу волеизъявления", — сообщила РАПСИ Памфилова.

Почему при внесении поправок в Конституцию РФ не требуется референдум?

15 января 2020 года Президент РФ Владимир Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию РФ. Они затронут вопросы социальной защищенности граждан, усилят роль парламента, обеспечат верховенство российского права и установят новые требования к чиновникам и кандидатам в президенты.

После такого заявления Путина в обществе сразу же заговорили о возможности проведения референдума, и это неудивительно: в памяти у граждан сохранились события 1993 года, когда такая форма голосования была использована при принятии проекта Конституции РФ.

Однако не стоит забывать, что принятие Конституции "с нуля" и внесение поправок в уже устоявшийся закон – разные вещи. В нынешней ситуации проведение референдума просто не требуется, да и вообще может стать процедурой, заведомо лишенной легитимности. Этому есть несколько объяснений:











  1. С юридической точки зрения, проведение референдума требуется при изменении 1, 2 и 9 глав Конституции, а предложенные Путиным поправки их не касаются.

"Относительно внесения поправок в Конституцию, то совершенно точно могу сказать, что референдум и Конституционное собрание проводятся, когда изменениям подвергаются 1, 2 и 9 главы Конституции. В данном случае Конституция может быть изменена без проведения этих процедур. Референдум юридически здесь не требуется, но провести его можно, если власти захотят это сделать", — пояснил РАПСИ адвокат Дмитрий Аграновский.

Поправки будут внесены в 3-8 главы Конституции. Несмотря на их инновационный и прорывной характер, они не затронут фундаментальных основ документа, в частности – государственного строя страны или прав и свобод граждан.

2. Согласно закону "О референдуме РФ", на референдум не могут выноситься вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Речь идет о таких вопросах, как пересмотр федерального бюджета, введение или отмена федеральных налогов и сборов, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других.

Обязательная индексация пенсий и норма, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, которые предложил закрепить в Конституции Путин, как раз-таки относятся к вопросу изменения финансовых обязательств государства.

Именно поэтому проведение референдума – это юридически "неправильный" путь.

3. Подготовка и проведение референдума – это длительный процесс. В общей сложности, выполнение всех необходимых процедур занимает от 11 месяцев до года.

В подготовке референдума задействованы избирательные комиссии субъектов РФ, ЦИК РФ, Президент РФ и Конституционный суд. Каждый из "участников" должен выполнить ряд процедур, максимальное время исполнения каждой из них прописано в законе. В среднем все это занимает около 11-12 месяцев.

При условии, что на подготовку референдума понадобится год, возможность его провести появится в лучшем случае в январе 2021 года.

Однако важно помнить, что закон "О референдуме РФ" запрещает проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы. А в сентябре 2021 года как раз-таки истекает срок полномочий нынешнего VII созыва Госдумы.

Поэтому проведение референдума в нынешних реалиях невозможно.

4. Закон позволяет Владимиру Путину внести поправки в Конституцию через Госдуму и Совет Федерации. Однако президент лично инициировал общественную дискуссию по данному вопросу, предложив вынести пакет поправок на общероссийское голосование.

Это нужно для того, чтобы свериться с точкой зрения граждан, понять общественный запрос и получить общественное согласие на внесение поправок.

"Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа", – пояснил свое решение глава государства.

Глава ЦИК Элла Памфилова уже заявила, что механизм проведения общероссийского голосования будет понятен, прост, доступен и максимально прозрачен. Кроме того, для граждан будет разработано специальное мобильное приложение, с помощью которого они смогут ознакомиться с сутью предлагаемых поправок.

"Можно сформулировать на основе традиционных процедур тот механизм [общероссийского голосования], который понятен, прост, создает максимальную доступность для наших граждан, максимально прозрачен, чтобы не было никаких вопросов о том, что прошедшее голосование и его итоги отражают абсолютно достоверную картину. Оно должно обязательно обеспечивать право на тайное голосование, на свободу волеизъявления", — сообщила РАПСИ Памфилова.

Поправки будут внесены в 3-8 главы Конституции. Несмотря на их инновационный и прорывной характер, они не затронут фундаментальных основ документа, в частности – государственного строя страны или прав и свобод граждан.

Согласно закону "О референдуме РФ", на референдум не могут выноситься вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Речь идет о таких вопросах, как пересмотр федерального бюджета, введение или отмена федеральных налогов и сборов, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других.

Обязательная индексация пенсий и норма, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, которые предложил закрепить в Конституции Путин, как раз-таки относятся к вопросу изменения финансовых обязательств государства.

Именно поэтому проведение референдума – это юридически "неправильный" путь.

Подготовка и проведение референдума – это длительный процесс. В общей сложности, выполнение всех необходимых процедур занимает от 11 месяцев до года.

В подготовке референдума задействованы избирательные комиссии субъектов РФ, ЦИК РФ, Президент РФ и Конституционный суд. Каждый из "участников" должен выполнить ряд процедур, максимальное время исполнения каждой из них прописано в законе. В среднем все это занимает около 11-12 месяцев.

При условии, что на подготовку референдума понадобится год, возможность его провести появится в лучшем случае в январе 2021 года.

Однако важно помнить, что закон "О референдуме РФ" запрещает проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы. А в сентябре 2021 года как раз-таки истекает срок полномочий нынешнего VII созыва Госдумы.

Поэтому проведение референдума в нынешних реалиях невозможно.

Закон позволяет Владимиру Путину внести поправки в Конституцию через Госдуму и Совет Федерации. Однако президент лично инициировал общественную дискуссию по данному вопросу, предложив вынести пакет поправок на общероссийское голосование.

Это нужно для того, чтобы свериться с точкой зрения граждан, понять общественный запрос и получить общественное согласие на внесение поправок.

"Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа", – пояснил свое решение глава государства.

Глава ЦИК Элла Памфилова уже заявила, что механизм проведения общероссийского голосования будет понятен, прост, доступен и максимально прозрачен. Кроме того, для граждан будет разработано специальное мобильное приложение, с помощью которого они смогут ознакомиться с сутью предлагаемых поправок.

"Можно сформулировать на основе традиционных процедур тот механизм [общероссийского голосования], который понятен, прост, создает максимальную доступность для наших граждан, максимально прозрачен, чтобы не было никаких вопросов о том, что прошедшее голосование и его итоги отражают абсолютно достоверную картину. Оно должно обязательно обеспечивать право на тайное голосование, на свободу волеизъявления", — сообщила РАПСИ Памфилова.

Читайте также: