Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговая декларация - важнейший документ для налоговой отчетности, поэтому сведения, указанные в ней, должны быть достоверными.

Понятие уточненной налоговой декларации

Случается, что плательщики делают ошибки: не вносят отдельные суммы, не отражают реальные доходы и расходы, неверно считают налоговую базу. В этом случае налоговая инспекция вправе сообщить налогоплательщику о необходимости внесения изменений (согласно статье 81 НК РФ).

Уточненная налоговая декларация – документ налогоплательщика, подвергшийся внесению изменений в части суммы, объектов налогообложения и прочих составных частей процесса уплаты налогов.

Стоит отметить, что уточнение декларации является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Такое право закреплено статьей 81 НК РФ.

Если налогоплательщик самостоятельно выявил неточности в декларации, приводящие к снижению суммы налога, то он может внести соответствующие изменения и предоставить новый бланк декларации в установленном налоговым законодательством порядке.

Причины внесения изменений в налоговую декларацию

Среди причин для внесения корректировок в бланк декларации выделяют следующие:

  • самостоятельное обнаружение налогоплательщиком недостоверных сумм к оплате;
  • обнаружение налоговыми органами неточностей в суммах налогов;
  • обнаружение ошибок при заполнении бланка декларации вне уплачиваемых сумм.

Если обнаруженные ошибки не занижают сумм налога, то такую декларацию исправлять не нужно. Данное правило установлено по уголовному законодательству, поскольку за неоплату налогов как в полном, так и в частичном размерах может наступить уголовная ответственность.

Если переплата выявлена, то налогоплательщик может вычесть данную сумму в следующем периоде, а не вносить изменения в поданный документ.

Однако налогоплательщик должен подать ходатайство об учете излишних сумм, иначе в противном случае они будут признаны дополнительными доходами налогового органа.

Пленум ВАС России в пункте 26 Постановления от 28.02.2001 № 5 указывает, что если против плательщика возбуждено дело по неоплате налогов, а он своевременно и самостоятельно внес изменения в декларацию, то ответственность снимается и суд должен исходить из норм ответственности, установленных пунктом 3 статей 120 и 122 НК РФ.

Сроки для внесения изменений в налоговую декларацию

Налогоплательщик может внести любые изменения в декларацию, а в налоговый орган предоставить уточненный бланк. Если уточненная налоговая декларация предоставляется после сроков, установленных законодательством для конкретного налога, то это не считается просрочкой, если декларация с ошибками подана в срок.

НК РФ уточняет эту позицию Кодекса. Так, если уточенную декларацию плательщик предоставляет после истечения сроков подачи деклараций, но до срока уплаты налога, то ответственность за ошибки в бланке с него снимается в полном объеме.

Но если ошибки обнаружили сторонние органы и выявили занижение сумм налогов, то в отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка.

Если налогоплательщик пропустил и сроки подачи декларации, и сроки уплаты налога, то ответственность может быть снята в следующих случаях:

  • подача декларации до того момента, когда налогоплательщику пришло извещение об ошибках от налоговых органов, при условии, что он не только подал исправленную декларацию, но и уплатил недостающую налоговую сумму;
  • если выездная проверка была проведена, но не выявила несоответствия сумм налогов в плане их занижения.

Уточненная декларация может быть подана после 3 лет после года оплаты налога и налоговые органы не вправе отказать налогоплательщику в таком исправлении и обязаны рассмотреть все предоставленные документы и перенести излишне уплаченные налоговые суммы, если они есть.

Факт того, что сроки проверки декларационных сведений истекли, а также того, что решение о привлечении налогоплательщика к ответственности приобрело законную силу, значения не имеет.

Постановление Пленума № 33 гласит, что при изучении материалов при рассмотрении дел по взиманию НДС, положительные разницы, которые образовываются в результате увеличенных сумм вычетов в сравнении с исчисленными суммами налога подлежат возврату налогоплательщику, но при условии того, что он заявил свои требования до истечения трех лет.

Нормы не предусматривают сроки, в которые налоговые вычеты могут быть отражены, поэтому налогоплательщик может учесть разницы в любой из налоговых периодов, входящих в трехлетний промежуток.

Учитывая позицию Пленума ВАС РФ, стоит учесть, что если организация-налогоплательщик предоставила уточненную декларацию, в которой отражены вычеты, не заявленные в первичной налоговой декларации, представленной в трехлетний период, то сроки учета НДС не считаются соблюденными, поскольку в этом случае правило максимального срока подачи декларации не соблюдается.

Любая уточненная налоговая декларация должна подтверждаться дополнительными документами по главе 4 статьи 81 НК РФ. Документы должны давать налоговым органам полную картину о возможности предоставления налогоплательщику права на исправление диссертаций.

Из вышесказанного материала следует, что обоснованность привлечения плательщика к ответственности необходимо проверять на фактическое возникновение долгов перед бюджетом на сроки, установленные законом, уплаты конкретного налога за период, за который осуществлялась проверка.

В этом случае возможен зачет налоговых сумм, которые дополнительно исчислены, а также в рамках начисленных пени и штрафов.

Если на момент предоставления декларации по уплате налогов возникла переплата, то ее должно быть достаточно для оплаты недоучтенных сумм и оплаты штрафов и пени. Если сумма на налоговом счете меньше, то долг считает неоплаченным, а за налогоплательщиком сохраняется задолженность по налогам.

Таким образом, статья 81 НК РФ устанавливает порядок и сроки, в которые может быть осуществлено внесение изменений в налоговую декларацию. Чтобы избежать ответственности за неуплату налогов в полной сумме и своевременно, необходимо самостоятельно обнаружить ошибочные сведения и недостаток уплачиваемых сумм и предоставить в налоговую.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность

В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

Первое, что имеет значение для налогоплательщика, - определить, приводят указанные ошибки к занижению сумм налога, подлежащих уплате, либо не приводят.

В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.

Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации - право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.

Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.

Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.

Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.

В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).

В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.

Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Приведенный нами простой пример не демонстрирует, однако, тех сложностей, с которыми может столкнуться налогоплательщик при подаче, а налоговый орган - при принятии уточненной декларации.

Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.

С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ "О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)").

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.

То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В этой связи может сложиться следующая ситуация.

Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?

В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.

Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.

В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается другая точка отсчета течения "срока давности" для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную стоимость - три года с даты окончания соответствующего налогового периода.

То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.

Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.

Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?

Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.

Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.

Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?

С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ , в которой сказано следующее.

Соответствующие изменения в ст. 81 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.

Ранее, когда ст. 81 НК РФ не содержала вышеприведенную формулировку, указанное право налогоплательщика на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (во всяком случае, с точки зрения налогового органа).

Сегодня неправомерность подобных действий налогового органа очевидна.

Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации должен решаться налоговым органом после регистрации этой декларации. В случае если налоговый орган принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).

Обратите внимание! Если при подаче уточненной декларации с исправленной ошибкой, выявленной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), налогоплательщик может и не подавать уточненную налоговую декларацию. Речь идет о праве, а не об обязанности налогоплательщика.

В заключение рассмотрим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности:

1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате либо о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за данный период, если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени;

2) в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.

При этом указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогоплательщика и налогового агента от взыскания только штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также указано, что в данном случае речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" и ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.

Комментарий эксперта журнала «Нормативные акты» к письму Федеральной налоговой службы от 15.10.2013 № ЕД-4-3/18440 «Внесение изменений в ранее представленные декларации».

В опубликованном письме ФНС России разъяснила, как действовать акционерному обществу, которое обнаружило ошибки и неотражение сведений, влияющих на исчисление налога на прибыль организаций, в декларации, подписанной бывшим директором.

Правильный расчет налога – обязанность налогоплательщика

Сначала специалисты налогового ведомства указали на то, что правильное исчисление налога на прибыль организаций за налоговый период (календарный год) – обязанность налогоплательщика. Чтобы ее исполнить, ему необходимо использовать информацию из регистров налогового и бухгалтерского учета.

Дело в том, что по пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-фирмы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе:

  • данных регистров бухгалтерского учета;
  • иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним.

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, базу по налогу на прибыль фирмы определяют по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основе показателей налогового учета, то есть данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Устранение ошибки – еще одна обязанность налогоплательщика

Допустим, фирма обнаружила в уже сданной ею в ИФНС декларации ошибки, которые привели к занижению суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет. В этом случае она обязана:

  • пересчитать налоговую базу и сумму налога за период, в котором были совершены искажения;
  • внести необходимые изменения в налоговую декларацию;
  • представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

По мнению ФНС России в опубликованном письме, фирме, которая является акционерным обществом, сделать все это нужно независимо от смены в ней лица, исполняющего функции ее единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора).

Административная ответственность

Административная ответственность должностного лица фирмы, совершившего правонарушение в области налогов и сборов, предусмотрена статьями 15.3 – 15.9 и 15.11 КоАП РФ.

По статье 15.11 КоАП РФ занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов из-за искажения данных бухгалтерского учета – грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за которое должностное лицо фирмы может быть оштрафовано в размере от 2000 до 3000 рублей.

Согласно разъяснениям ФНС России в опубликованном письме, при обнаружении ошибки в декларации по налогу на прибыль привлечению к административной ответственности подлежит физическое лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа акционерного общества на момент подписания и подачи в ИФНС такого налогового отчета. То есть это бывший директор (генеральный директор). Причем следует иметь в виду, что в отношении него постановление по административным делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено, если со дня совершения им административного правонарушения прошел год.

Должностные лица могут быть освобождены от административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Для этого фирме следует:

Уголовная ответственность

От административной следует отличать уголовную ответственность. Она наступает для должностного лица в случаях, когда оно уклоняется от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию или документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений. Такое правонарушение, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • либо штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
  • либо штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать некоторые должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет или без такового;
  • либо арестом на срок до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с отсутствием права занимать некоторые должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 199 УК РФ).

Крупным размером признается сумма налогов и сборов, которая:

  • либо составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 миллионов рублей. Условие – доля неуплаченных обязательных платежей превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и сборов;
  • либо превышает 6 миллионов рублей.

Особо крупный размер – это сумма, которая:

  • составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 миллионов рублей. Условие – доля неуплаченных обязательных платежей превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и сборов;
  • либо превышает 30 миллионов рублей.

Налоговая ответственность

Налоговая ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ. Для целей этой статьи кодекса под таким правонарушением понимается:

  • отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Фирму могут оштрафовать в размере:

  • 10 000 рублей – если упомянутые деяния совершены в течение одного налогового периода;
  • 30 000 рублей – если они совершены в течение более одного налогового периода;
  • 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей – если те же действия повлекли занижение налоговой базы.

Следует иметь в виду: фирму нельзя привлечь к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ, если объект налогообложения занижен не в документах учета, а в налоговой декларации.

Налоговый консультант П.Р. Сидоров, для журнала «Нормативные акты»


Что за это будет?

Избежать столкновений с законодательством очень сложно. Что Вам будет грозить, если чаша весов в конфликте с государством склонится не в Вашу пользу? Мобильное приложение ответит на этот вопрос. Узнайте больше >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

На интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан опубликован приказ от 20 февраля 2018 года №252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией». Настоящий приказ вводится в действие 1 января 2019 года.

Приказом установлено, что степень риска субъекта категорирования будет рассчитываться раз в полугодие по :

критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией,

  • критериям оценки степени риска, являющимся к конфиденциальной (служебной) информации.
  • Информирование налогоплательщиков о критериях, не являющихся конфиденциальной информацией, применяемых в системе управления рисками, будет осуществляться через web-приложение «Кабинет налогоплательщика» с 1 января 2019 года.

    Приказом предусмотрены следующие критерии степени риска, не являющиеся конфиденциальной информацией:

    «Налоговая нагрузка» определяется на основании правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента). Данный критерий не будет рассчитываться по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, участникам специальных экономических зон, и налогоплательщикам, освобождаемым от уплаты корпоративного подоходного налога.

    «Среднемесячная заработная плата на одного работника» определяется как соотношение среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников.

    «Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов» определяется как соотношение суммы вычетов по корпоративному подоходному налогу с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок, находящееся в диапазоне от 0,98 до 1 включительно.

    «Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами» определяется в случае, если сумма зачета от поставщика, который представляет декларацию по НДС с отражением поставщика, снятого с регистрационного учета по НДС на дату представления такой декларации, превышает 20 000-кратного размера месячного расчетного показателя.

    «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов» определяется в случае, если в течение пяти последовательных налоговых периодов (лет) в налоговой отчётности отражается убыток.

    «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность» определяется в случае, если налогоплательщиком представлено более десяти дополнительных деклараций к уменьшению по КПН и (или) НДС, при этом с даты, установленной для представления таких деклараций, истекло двенадцать и более месяцев.Данный критерий не будет применяться по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков.

    «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля» определяется в случае наличия неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по которым со дня, предусмотренного по налоговому законодательству для исполнения, истекло 15 и более календарных дней.

    «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы» определяется в случае если налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим, в декларациях за два последовательных налоговых периода отражается сумма дохода в диапазоне от 98 до 99 процентов включительно от порогового значения дохода, установленного для права применения такого специального налогового режима.

    «Участие в налоговом мониторинге» определяется в случае наличия соглашения о горизонтальном мониторинге (влияние на степень риска – положительное).

    «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных» определяется в случае использования налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных (влияние на степень риска – положительное).

    «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки» определяется в случае использования налогоплательщиком стандартного файла проверки (влияние на степень риска – положительное).

    «Выписка счетов-фактур в электронном виде» определяется в случае выписки счетов-фактур в электронном виде (влияние на степень риска – положительное).

  • «Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость» определяется в случае применения контрольного счета по налогу на добавленную стоимость (влияние на степень риска – положительное).
  • В обязанности налогоплательщиков входит своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства, установленные налоговым законодательством РК. Государство в лице налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения налоговых обязательств в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств использовать способы по его обеспечению и применять меры принудительного исполнения в порядке, устанавливаемом Налоговым кодексом РК (далее — НК РК).

    В целях исполнения налоговых обязательств (ст. 31 п. 2 НК РК) налогоплательщик:

    1. встает на регистрационный учет в налоговом органе;
    2. ведет учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;
    3. исчисляет суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним, составляет и представляет органам налоговой службы налоговые формы, которые включают в себя налоговую отчетность (кроме налоговых регистров);
    4. уплачивает налоги и другие обязательные платежи.

    Обратите внимание! Перечень налоговых обязательств, установленных НК РК, является исчерпывающим и не может дополнительно устанавливаться иными другими актами министерств, ведомствами.

    1. Налоговая отчетность, составленная на бумажном носителе, должна быть подписана налогоплательщиком (налоговым агентом) либо его представителем. Такая налоговая отчетность обязательно заверяется печатью налогоплательщика (налогового агента) либо его представителя.
    2. Налоговая отчетность, составленная на электронном носителе, должна быть заверена цифровой электронной подписью налогоплательщика (налогового агента).
    3. Налоговая отчетность составляется на казахском и (или) русском языках.

    Налоговая отчетность включает в себя:

    • налоговые декларации;
    • налоговые расчеты и приложения к ним;
    • отчетность по мониторингу;
    • декларации по косвенным налогам по импортированным товарам;
    • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

    Виды налоговой отчетности на основании ст. 63 НК РК:

    1. первоначальная — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая впервые;
    2. очередная — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом;
    3. дополнительная — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая им в добровольном порядке при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения (дополнения);
    4. дополнительная по уведомлению — налоговая отчетность, представляемая налогоплательщиком при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную отчетность, заполняется налогоплательщиком после получения налогового уведомления, когда налоговым органом в результате камерального контроля выявлены нарушения;
    5. ликвидационная налоговая отчетность — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая при прекращении деятельности или реорганизации налогоплательщика, при снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

    Налоговая отчетность представляется налогоплательщиком в налоговые органы в сроки, установленные НК РК по выбору:

    • по почте заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе;
    • в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации с использованием криптографического ключа при подписании отчетности налогоплательщика;
    • в явочном порядке на бумажном носителе.

    Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в целях продления срока представления налоговой отчетности при условии представления ее в электронном виде, за исключением отчетности по мониторингу, по косвенным налогам при импорте товаров в РК с территории стран Таможенного союза.

    Максимальный срок продления:

    • по КПН или ИПН — не более 30 календарных дней;
    • по другим налогам и другим обязательным платежам — не более 15 календарных дней.

    Обратите внимание! Продление срока представления налоговой отчетности не распространяется на предоставление налогового расчета по авансовым платежам по КПН. Продление срока налоговой отчетности (ст. 72 НК РК) не изменяет срока уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.

    При допущении ошибок в заполнении налоговой отчетности (неверно указаны код налогового органа, вид налоговой отчетности, налоговый период и др.) либо при допущении ошибочной отправки налоговой отчетности, которая не подлежит отправке (например, неверно указаны статус резидентства, код валюты, номер или дата контракта на недропользование, ликвидационной отчетности) налогоплательщик вправе отозвать налоговую отчетность.

    Налогоплательщик вправе (ст. 70 НК РК) вносить изменения и дополнения в представленную ранее в налоговый орган налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности. Обязательное условие правильного составления дополнительной налоговой отчетности: должен совпадать налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

    Внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность не допускается:

    • в период проведения комплексной и тематических проверок;
    • в период обжалования результатов налоговой проверки;
    • в части требования о возврате НДС;
    • по авансовым платежам по КПН за месяцы налогового периода, по которому уже наступили сроки уплаты текущих платежей;
    • позднее 20 января текущего налогового периода — по авансовым платежам по КПН, до сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период;
    • позднее 20 декабря текущего налогового периода — по авансовым платежам по КПН, подлежащим уплате за период после сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период;
    • в части изменения метода отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента.

    Налогоплательщик вправе приостановить и возобновить представление налоговой отчетности на основании налогового заявления, представляемого в налоговый орган по форме, установленной уполномоченным налоговым органом. В течение 3 рабочих дней налоговый орган рассматривает налоговое заявление и принимает решение о приостановлении налоговой отчетности налогоплательщика либо отказе, которое вручается налогоплательщику лично под подпись или иным образом, подтверждающим факт отправки и получения (ст. 73 НК РК).

    Налоговый орган вправе вынести решение об отказе налогоплательщику в приостановлении представления налоговой отчетности в случаях:

    • наличия у налогоплательщика задолженности по налогам и другим обязательным платежам на дату подачи заявления;
    • непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности;
    • признания налогоплательщика бездействующим.

    Обратите внимание! Срок приостановления представления налоговой отчетности не должен превышать сроков исковой давности.

    Не позднее даты окончания текущего налогового периода налогоплательщик вправе возобновить деятельность и возобновить представление отчетности путем представления в налоговый орган налогового заявления.

    Положения НК РК о порядке приостановления и возобновления представления налоговой отчетности не распространяются на:

    • ИП, применяющих специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, для субъектов малого бизнеса, работающих по патенту;
    • ИП или юридические лица, являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес и (или) фиксированного налога;
    • юридические лица — производители сельхозпродукции, продукции аквакультуры (рыболовства) и сельскохозяйственных кооперативов.

    Эти положения не распространяются также на порядок и сроки представления налоговой отчетности по налогам на имущество, транспортные средства, земельному налогу, оплате за пользование земельными участками.

    Налоговая отчетность считается непредставленной в органы налоговой службы, в случаях когда:

    1. не соответствует налоговым формам, установленным уполномоченным органом;
    2. не указан код налогового органа;
    3. не указан или неверно указан ИИН или БИН;
    4. не указан налоговый период;
    5. не указан вид налоговой отчетности;
    6. нарушена структура электронного формата, установленного уполномоченным органом;
    7. нарушены требования к цифровой подписи налоговой отчетности;
    8. нарушены другие требования, установленные п. 1 ст. 72, п. 2 ст. 270 НК РК.

    В случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в сроки, установленные НК РК, — по истечении 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления, налоговый орган вправе (п. 1 ст. 611 НК РК) приостановить расходные операции по банковским счетам налогоплательщика.

    Налоговая отчетность хранится у налогоплательщика в течение срока исковой давности. Если налогоплательщик — юридическое лицо реорганизовано, то обязательство по хранению налоговых форм за реорганизованное лицо возлагается на его правопреемников.

    Налоговое законодательство РК устанавливает сроки исковой давности по налоговым обязательствам и требованию (ст. 46 НК РК):

    • минимальный срок — 5 лет;
    • максимальный срок — 7 лет.

    Общий срок по налоговому законодательству составляет 5 лет. Течение общего срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода.

    Налоговый орган вправе (п. 4 ст. 46 НК РК) начислить или пересмотреть исчисленные суммы налогов и других обязательных платежей по операциям с налогоплательщиком, признанным судом лжепредприятием, в пределах 5-летнего срока исковой давности, исчисляемого после вступления в законную силу приговора или постановления суда.

    Налогоплательщик вправе (п. 6 ст. 46 НК РК) заявлять требования для проведения зачета и (или) возврата налогов, других обязательных платежей и пеней в налоговый орган в пределах 5-летнего срока исковой давности со дня окончания налогового периода, за исключением случаев возврата уплаченных сумм государственной пошлины.

    Налоговое обязательство по представлению налоговой отчетности прекращается (ст. 54 НК РК) в следующих случаях:

    налоговое обязательство юридического лица:

    • после ликвидации;
    • после реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица), слияния и разделения;

    налоговое обязательство физического лица в связи:

    • со смертью;
    • с объявлением его умершим на основании вступившего в силу решения суда;
    • в случаях, порядке и условиях, установленных Законом РК «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества».

    Актуальность информации: июль 2016 г.

    Читайте также: