Многочисленные налоги и поборы ушур бадж харадж обязаны были платить

Опубликовано: 16.04.2024

В Казахском ханстве была сформирована си­стема управления, основанная на родоплеменных традициях из семи ступеней.

1. Аул - первая общественная ячейка, состоял из родственников или несколь­ких семей. Глава аула - аулбасы. Они должны были справедливо решать конфликты, следить за своевременной уплатой налогов, исполнением распоряжений и приказов властей.

2. Ата аймак (отцовский край) - несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколе­ния. Управлял аксакал.

3. Род – 10-15 аймаков. Руководил рубасы.

4. Арыс - несколько родов, управлял бий.

5. Улус - несколько арысов. Правитель улуса - султан.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. Правитель жуза – хан.

7. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем ханства являлся великий хан.

В XV - XVI веках пле­менные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз - аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз -12 племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объедине­ния жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, ра­мадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти).

Хан­ская власть не всегда передавалась по наследству, хан избирался султанами из числа султанов. На выборы хана приглашались знат­ные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избран­ного ханом на белую кошму. Собравшиеся делили между собой весь скот хана, эта традиция называлась «ханталапай» («хан­ская дележка»). Хан отныне имел пра­во жить за счет народа. На ханский титул имели право претендовать только потом­ки Чингисхана.

В каж­дом из трех жузов избирался хан. Между владениями не было четких границ. Военные отряды хана, которые пас­ли его скот и помогали в хозяйстве – толенгиты (толенгуты).

Регулярного войска не было , собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавли­вали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угро­зы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разреша­лась. Нарушители платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными пе­ред ханом.

В XVI - XVII веках социальный состав представлял собой классовую структуру феодального общества. Казахское хан­ство делилось на два класса - класс феодалов (белая кость) и класс крестьян - шаруа (черная кость). Считалось, что представители белой кости не относятся ни к одному племени. Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали представители патриархально-феодальной знати - эмиры или беки, баи, батыры. Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к господствующему классу и пользовались привилегиями, владели земельной собственностью (вакуф). Независимо от сословия, лиц, обладающих богатством, называли бай. Рядо­вые скотоводы (шаруа) и земледельцы были обязаны ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания, обеспечивать войска снаряжением и продовольствием. Земледельцы и ремесленники платили налоги ушур, бадж, харадж, тагар. Одной из форм классо­вой борьбы народных масс были откочевки.

  1. Первая общественная ячейка казахов, состоящая из нескольких семей близких по крови родственников
  2. Несколько семей близких по крови родственников составлял первую общественную ячейку казахов - аул, которым управлял
  3. Несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения
  4. Несколько казахских аулов объединенных родственными связями до седьмого поколения составлял - ата аймак, управлялся он
  5. Объединение из десяти или пятнадцати аймаков, которым руководил рубасы, составлял
  6. Объединение из десяти или пятнадцати аймаков составлял род, которым руководил
  7. Объединение из нескольких родов составлял арыс, которым управлял
  8. Объединение из нескольких арысов составлял улус, которым руководил
  9. Объединение из нескольких улусов составлял
  10. Объединение из нескольких улусов составлял жуз, которым руководил
  11. Титул правителя Казахского государства
  12. Верховная власть в Казахском ханстве принадлежала
  13. Правившие родами бии и батыры были ответственны перед
  14. Верховным распорядителем пастбищ и земель в Казахском ханстве в XV - XVII веках был
  15. В казахском обществе претендовать на ханский титул могли только
  16. Хан в казахском обществе избирался султанами из числа
  17. Важнейшие вопросы в Казахском ханстве решались
  18. Высшее аристократическое сословие казахского общества
  19. В казахском обществе представители аристократического сословия «ак-суйеки»
  20. Независимо от сословия, к обладавшему богатством лицу, применялся термин
  21. Небольшие военные отряды, служившие при хане, помогавшие ему в походах и в хозяйстве назывались
  22. Рядовые кочевники-скотоводы в Казахском ханстве назывались
  23. В XV-XVII вв. форма земельной собственности духовной знати (шейхи, муллы, имамы)
  24. Платить налоги в виде ушур, бадж, харадж, тагар в Казахском ханстве обязаны были
  25. Регулярная армия у казахов
  26. Классовая борьба на территории Казахстана в XV - XVIII вв. преимущественно выражалась в форме
  27. В Старший жуз входили племена
  28. В Средний жуз входили племена
  29. В Младший жуз входили племена

1. Эпоха, когда орудия из металла стали вытеснять каменные, получила название:
A) Палеолит.
+B) Бронзовый век.
C) Мезолит.
D) Неолит.
E) Железный век.

2. «Могучие мужи» — так называли саков:
A) Китайские источники.
B) Индийские источники.
C) Греческие источники.
+D) Персидские источники.
E) Русские источники.

3. Лидер партии Алаш:
A) Турар Рыскулов.
B) Сакен Сейфуллин.
C) Алиби Джангильдин.
+D) Алихан Букейханов.
E) Токаш Бокин.

4. За героизм в битве под Москвой 316-ая стрелковая дивизия была:
A) награждена Боевым Красным знаменем.
B) переименована в «Московскую».
C) награждена орденом Ленина.
+D) преобразована в 8-ую гвардейскую и награждена орденом Красного Знамени.
E) награждена орденом Отечественной Войны 1-ой степени.

5. Партия, сопредседателями которой в 1991г. стали О.Сулейменов и М.Шаханов.
А) Социал-демократическая партия Казахстана.
В)Азат.
+C) Народный Конгресс Казахстана.
D) Алаш.
E) Желтоксан.

6. Около 15 тысяч всевозможных каменных изделий собрали археологи на стоянке раннего палеолита:
A) Борыказган.
+B) Карасу.
C) Казангап.
D) Танирказган.
E) Шабакты.

7. Касым-хан, вошедший в историю как «собиратель казахских земель» правил в:
A) XIII вв.
+B) XVI вв.
C) XV вв.
D) XII вв.
E) XIV вв.

8. Платить налоги в виде ушур, бадж, харадж, тагар в Казахском ханстве обязаны были:
A) Представители духовенства.
+B) Земледельцы и ремесленники.
C) Представители кочевой знати.
D) Представители военного сословия.
E) Скотоводы.

9. Столицей Казахстана Алма-Ата стала в:
+A) 1929 г.
B) 1926 г.
C) 1935 г.
D) 1921 г.
E) 1924 г.

10. В 1930 г. коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу Жусупбека Аймаутова одного из основоположников:
A) Письменной казахской литературы.
B) Казахской драматургии.
+C) Казахской советской литературы.
D) Просветительского движения.
E) Романтизма в казахской литературе.

11. Карточная система и нормированное снабжение трудящихся республики продовольственными и промышленными товарами были отменены в декабре:
A) 1948 г.
B) 1949 г.
C) 1945 г.
D) 1946 г.
+E) 1947 г.

12. В 50-60-е годы XX века 90 тысяч инакомыслящих в стране подверглись карательным санкциям:
A) Расстрел.
B) Высылка за пределы страны.
+C) Через психиатрическую терапию.
D) Ссылка.
E) Идеологическую обработку.

13. Стратегические ошибки в размещении производительных сил привели к экологической катастрофе в XX веке в:
A) Прииртышье.
B) Алаколе.
C) Жайсане.
D) Илийском крае.
+E) Приаралье.

14. Политика, проводимая в СССР в 1985-1991 годах, называлась:
+A) Перестройка.
B) Реконструкция.
C) Новый курс.
D) Реставрация.
E) Новая экономическая политика.

15. В1208 году в Семиречье бежали вытесненные из Монголии:
A) Кипчаки.
B) Аргыны.
C) Карлуки.
+D) Найманы.
E) Албаны.

16. В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в
+A) Х-ХIII вв.
B) VIII-IX вв.
C) IX-X вв.
D) VII-VIII вв.
E) VII-IX вв.

17. Около развалин города Испиджаба обнаружена одна из интереснейших археологических находок VI-VIII вв:
+A) Подземный буддийский монастырь.
B) Термы (бани).
C) Канализационные системы.
D) Буддийское кладбище.
E) Акведуки.

18. В результате военных кампаний 1219-1220 годов монголами была завоевана территория:
A) Приуралья.
B) Центрального Казахстана.
+C) Семиречья и юга Казахстана.
D) Северного Казахстана.
E) Восточного Туркестана.

19. В Дешт-и-Кыпчаке XIV века были известны имена певцов(жырау):
A) Акан-серы и Жаяу-Муса.
B) Шернияз и Бухар-жырау.
C) Курмангазы и Даулеткерей.
D) Асан-Кайгы и Казтуган.
+E) Сыпыра-жырау и Кодан-Тайши.

20. Первый курултай трех казахских жузов с целью создания единого ополчения против джунгар состоялся летом:
A) 1698 г.
B) 1697 г.
C) 1713 г.
+D) 1710 г.
E) 1712 г.

21. Подавить восстание казахов в 1858 году правителю Коканда удалось потому что:
A) Из России получил пушки.
+B) Отдельные казахские феодалы пошли на соглашение с кокандскими правителями.
C) Использовал Китайские войска.
D) Объединил все вооруженные силы.
E) Использовал военную помощь Хивы.

22. Основной движущей силой восстания в 1858 г. против Кокандского владычества в Жетысу были:
A) Шеберы и ремесленники.
B) Хлопкоробы и мирабы.
C) Узбекские и уйгурские дехкане.
+D) Казахские и киргизские шаруа.
E) Люмпен-пролетариат Жетысу.

23. В поддержку Указа царя от 25 июля 1916 г. о реквизиции инородцев на тыловые работы выступили (-а):
+A) Колониальная местная администрация.
B) Радикальная интеллигенция.
C) Крестьяне — переселенцы.
D) Солдаты гарнизонов.
E) Казахские шаруа.

24. Символ революционного прорыва в развитии науки.
A) Освоение целины.
B) Освоение новых месторождений на Мангышлаке.
+C) Старт с космодрома Байконур в космос Ю.А.Гагарина.
D) Строительство атомной водоопреснительной установки.
E) Ядерное испытание на Семипалатинском полигоне.

25. По «Положению» 1891 г. в Казахстане к губернскому правлению центральных районов империи были приравнены:
A) Окружные ведомства.
B) Губернские правления.
+C) Областные правления.
D) Уездные правления.
E) Волостные правления.

26. Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова:
A) «Осиет нама».
+B) «Маса».
C) «Азамат».
D) «Оян, казах».
E) «Терме».

27. Черкасская оборона длилась с:
A) Августа 1918 по декабрь 1920 года.
B) Сентября 1919 года по январь 1920 года.
C) Июля 1920 по ноябрь 1921 года.
D) Мая 1918 по сентябрь 1921 года.
+E) Июня 1918 по октябрь 1919 года.

28. В годы индустриализации для преодоления технико-экономической отсталости Казахстана, прежде всего, требовалось:
A) Увеличить число рабочих из крестьян-переселенцев.
B) Увеличить приток рабочих из России и Украины.
C) Привлечь рабочих из Прибалтики.
D) Начать процесс оседания кочевников.
+E) Формирование рабочего класса из коренного населения.

29. В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства должна(-ы;-о) была(-и;-о) стать:
A) Фактории.
B) Товарищество по совместной обработке земли и косьбе.
C) Машинно-тракторные станции.
D) Совхозы.
+E) Сельскохозяйственная артель.

30. Президент в Послании народу (Казахстан-2030) подчеркивает внешний фактор, способствующий дальнейшему развитию Казахстана:
+A) Выгодное географическое положение.
B) Высокообразованное население.
C) Обширные земельные площади.
D) Развитый железнодорожный транспорт.
E) Богатые природные ресурсы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

date image
2015-03-20 views image
1252

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


В XV-ХVII вв. общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. В экономически более развитых земледельческих районах Южного Казахстана феодальные отношения проявлялись в большей степени. А в степных районах, где преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, со­хранялись патриархально-родовые и даже патриархально-общинные элементы. В степных районах господствовала общинная форма земле­пользования. Право пользования пастбищами принадлежало всем членам рода. Скот находился в частной и семейной собственности. Скот был главным мерилом богатства кочевников.

Вся территория ханства принадлежала правящему роду Чингизидов. Верховным распорядителем земель был хан, разделявший их между султанами или подтверждавший их право на землю. «В каждом известном улусе (юрте),- писал Ибн Рузбихан Исфахани, ­- есть свой полновластный султан из потомков Чингис-хана».

Сложились устойчивые формы феодального землевладения: сойургал, икта, мильк, вакф и др. Сойургал – земельные владения, пожалованные на условиях военной или гражданской службы, форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Владелец сойургала собирал в свою пользу налоги с земледельцев, ремесленников, торговцев. Мусульманское духовенство за оказание правителям поддержки получало земли, водные источники, оросительные сооружения в вакф вместе с правом на налоги. Мусульманское духовенство владело также участками обрабатываемых и пастбищных земель на правах частной собственности - мильк.

К высшему аристократическому сословию - ак-суйек (белая кость) - относились Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, ходжи. Каждый султан мог претендовать на ханский титул, на улус. В своих улусах султанам принадлежала вся полнота административной и судебной власти, они освобождались от несения повинностей в пользу хана.

Все остальное население ханства относилось к низшему сосло­вию - кара-суйек (черная кость). Бии - предводители родов и племен, позднее выполняли судебные функции. Богатого человека называли бай, независимо от происхождения. Баи - наиболее многочисленный слой класса феодалов.

Рядовые кочевники-скотоводы - шаруа, земледельцы - жатаки и горожане, составлявшие единое податное сословие - райаты­ были платили многочисленные налоги и поборы: зякет (1/20 часть приплода скота), согум, сыбага, бийлык - со скотоводов; ушур (1/10 часть урожая, его собирал мулла), тагар, бадж и харадж – с земледельцев и ремесленников. Они также исполняли повинности и отработки: саун - отдача скота на выпас рядовым кочевникам, мардикар - общественные работы, асар - помощь в выполнении сезонных работ, коналга - принятие вой­ска на постой, джамага - принятие на постой знатных людей и другие. Исключительно тяжелой была воинская повинность. Каждый рядовой кочевник в любое время был обя­зан явиться «конно и оружно» к султану или хану для выступления в поход. Воинская доблесть считалась высшим достоинством кочевника. Прославившиеся своими подвигами воины могли занять место в сословии батыров.

Ка­захское ханство из-за патриархально-феодальных отношений не сло­жилось в централизованное государство. Оно состояло из крупных административных единиц - улусов - во главе с султанами Чингизидами из ханского рода. Территория улуса называлась юртом. Ибн Рузбихан Исфахани: «в начале XVI в. крупных улусов насчитывалось около десяти». Каждый улус - примерно из десяти тысяч семей. Несколько семей – колено, несколько колен - род или племя. Хан - глава государства, совмещал гражданскую, административную и военную власть. В улусах и племенах эти функций выполняли султаны и бии. Ханами или удельными правителями назначались чиновники - вазиры, вакилы, хакимы, даруга, мустауфи (сбор налогов, надзор за оросительной системой, полицейская служба). При хане был совет из улусных султанов и вождей племен. Ежегодно они собирались на курултай для решения общих вопросов общественной жизни ханства.




Система государственного управления была основана на обычном праве - адат. Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права. Нормы обычного права в конце XVII в. при хане Тауке были оформлены в виде единого свода под названием «Жеты-Жаргы» («Семь установлений»). Он содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, положение о религиозных воззрениях. Определялся порядок управления ханством, сборы и налоги, наказания за преступления. Нормы обычного права защищали собственность и привилегии знати.

Казахское общество в эпоху позднего средневековья патриархаль­но-феодальным, а сложившаяся казахская государственность была феодальной.

В XV-ХVII вв. у казахов сохра­нялось кочевое и полукочевое скотоводство. Разводили овец, лошадей, верблюдов, а крупный рогатый скот - в местах оседлого хозяйства. Существовали маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, жайляу, куздеу, кыстау). Происходило оседание казахов-кочевников, особенно в зоне Сырдарьи и западной части Семиречья.

Ибн Рузбихан упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». Культурными и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных из них. Сыгнак - «торговая гавань» для Восточного Дешт-и Кыпчака, столица первых казахских правителей. Яссы (с XVI века назывался Туркестан) на рубеже XVI-XVII вв. стал столицей Казахского ханства, был главным религиозным центром. Отрар - крупный торгово-ремесленный центр. Сауран был известен в XVI в. целой системой оборонительных сооружений, среди которых - высокие крепостные стены с башнями, крепостной вал, глубокий ров. Сайрам - хорошо укрепленная крепость, торгово-ремесленный центр на стыке путей из Мавераннахра в Туркестан и Семиречье. Сузак на северных склонах Каратау - главная опора, стратегический пункт, выдвинутый в степь.

Торговля являлась одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов. Благоприятная политическая обстановка, прекращение войн и усо­биц в период возвышения Казахского ханства при Касым­е, Хакк-Назаре, Тауке, способствовали развитию городов и торговли. К рубежу XVII- XVIII вв. в связи с ростом феодальных усобиц, джунгарских набегов города на юге Казахстана пришли в упадок.

Наиболее важным памятником казахской исторической литера­туры XVIII в. является сочинение Кадыргали Джалаири«Джамиат-таварих».Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды-батыр», «Ер - Таргын», «Камбар­батыр», социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз - Жибек». Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шал­кииз-жырау (XV в.), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVIII в). Создавались исторические сочинения и генеалогии (ше­жире).

Ислам укоренился среди казахов, однако большинство народа придерживалось доисламских верований, основанных на культе Тенгри, поклонении солнцу, предкам, духам земли и воды, огню.

Скотоводческое хозяйство.

В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).

Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.

Зимнее кочевье.

Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.

Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Дневная перекочевка в это время не превышала 8-10 километров. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк. Весной проводили первую стрижу скота. У овец и коз стригли шерсть, у лошадей – кыл (гриву и хвост), у верблюдов – шуда (лишнюю шерсть). Перекочевывать на жайлау начинали после того, как окрепнет молодняк, обычно в начале мая. Перед кочевкой на жайлау массивные, большие грузы закапывали в землю.

Летнее кочевье.

Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».

Осеннее кочевье.

На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.

Земледельческое хозяйство.

Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.

Налоги и повинности.

Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.

Состояние городов.

Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столи­цу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом па­ломничества мусульман.

За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в об­щественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в вой­нах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.

Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также на­зывали Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.

Виды земельных налогов. Критерии определения вида налога на землю.

Отчетливой тенденцией современного периода развития исламских стран является стремление правоведов приведения в соответствие с принципами шариата всего массива законодательства. Необходимо отметить, что налоговое законодательство, а также законодательные нормы, регулирующие земельные отношения, сегодня ни в одном исламском государстве не основаны полностью на традиционных положениях исламского права.


В Арабском халифате была создана уникальная система налогообложения, обеспечившая на много веков экономическую стабильность исламского государства. Изучение этой системы путем обращения к опыту правоведов первых веков ислама, необходимо не только для изучения великой истории исламской цивилизации, но также для более глубокого понимания принципов функционирования налоговых органов и государственного аппарата Халифата.

Исламско-правовой доктрине известны следующие налоги: закят (религиозный налог, взимаемый с мусульман, целевое назначение которого, а также круг лиц – получателей закята, установлены Кораном), джизья (подушный налог с иноверцев, выплачиваемый в обмен на покровительство мусульман), ушр (десятина с урожая), харадж (поземельный налог), а также хумс (одна пятая часть военной добычи).

Земельные налоги были одним из главных источников дохода государства в Арабском халифате и занимали важнейшее место в системе исламских налогов.

В Халифате существовало два вида налога, связанного землей – ушр (десятина от собранного урожая), который взимался исключительно с мусульман, и харадж, представлявший собой плату за пользование землей, ставка которого была выше. Харадж иногда ошибочно отождествляется с джизьей – налогом для иноверцев. Ушр некоторыми учеными рассматривается как налог на продукты животноводства, земледелия, товары для продажи, взимаемые вне зависимости от конфессиональной принадлежности плательщика. Однако, необходимо учесть, что термин «ушр» (мн.ч «ушур»), употреблялся для обозначения различных сборов и налогов на товары. Поэтому нельзя путать ушр как синоним различных торговых пошлин и налогов, с налогом на продукты земледелия – ушр, признаваемым исламским правом.

Главным, но не единственным критерием определения вида налога (ушр или харадж) был способ, которым земля была включена в состав Арабского халифата. Согласно принятой практике, о которой упоминает Абу Йусуф в трактате «Китаб аль харадж», «…земли, занятые вооруженной рукой, облагаются хараджем» (речь идет о не разделенных между мусульманами землях). Особый статус был у земель Аравии. Эти земли облагались только налогом ушр. Земли народа, которому был послан Пророк Мухаммад (мир ему!), могли быть только исламскими. Одним из критериев установления вида налога – харадж или ушр был статус земли – государственная собственность, или частная, принадлежащая мусульманину.

Во времена Пророка Мухаммада (Мир ему!) и Абу Бакра почти вся завоеванная земля наряду с прочей военной добычей делилась между воинами-мусульманами. Исключение составлял хумс – одна пятая доля военной добычи, куда входила и земля. Право распоряжаться такой землей принадлежало Пророку, а в дальнейшем, халифу. Земли, становившиеся собственностью мусульман, облагались налогом ушр.

Изменения в сложившейся системе произошли при халифе Умаре. Реформы, произведенные халифом, затронули сложившуюся практику распределения земель и порядка взимания налогов. Халиф Умар приложил максимум усилий для пополнения государственного земельного фонда - он конфисковывал в пользу казны земли свергнутых династий, убитых в ходе войны врагов мусульман, земли, принадлежавшие, как пишет Абу Йусуф, «…человеку, убитому на войне или бежавшему на вражескую территорию, и всякие высыхающие болотистые земли и песчаные земли, залитые водой».

Существует мнение, что халиф Умар отказался от раздачи завоеванных земель. Этой точки зрения придерживается Аль-Маварди. Но после завоевания Ирака и Сирии халиф отказался разделить лишь земли, принадлежащие населению. Абу Йусуф приводит сведения, что часть земель казны «Умар отдавал … во владение тем, кому хотел». Халиф отказался от прямого распределения завоеванных земель, поскольку разделенные таким образом земли переводились в категорию ушр и налоговые отчисления в казну уменьшались. При халифе Умаре все завоеванные земли, которые не были оставлены населению, становились собственностью государства (савафи). Пожалование земельных наделов – икта - на завоеванных землях производилось из земель савафи. При распределении таких земель халиф мог по своему усмотрению определять статус земли и, соответственно, облагать их налогом ушр либо харадж. Признание за правителем такого права мы встречаем у Абу-Йусуфа – представителя ханифитского мазхаба.

Вид налога зависел в этом случае от многих факторов, в том числе, от качества земли – были земли возделанные и невозделанные, плодородные и бросовые. Именно бросовые и целинные (земли, которые называли «мервыми») Умар в первую очередь раздавал «тем, кому хотел» при условии уплаты налога. Налог харадж, который взимался с неразделенных земель, рассматривался халифом Умарам в качестве «фай» - собственности, которая принадлежала всем мусульманам, и должна была обеспечивать будущее последующих поколений. С этих налоговых поступлений Умар организует выплаты ежегодной ренты воинам, а также вдовам и сподвижникам Пророка. Относительно того, что такое фай – харадж с земли или сама земля у правоведов не было единой точки зрения. Халиф Усман, сменивший Умара, считал, что фай – это сами земли, а не доход с них, и широко практиковал их раздачу. Аль-Маварди утверждает, что пожалование земли при Усмане было на правах икта-иджара (аренда). Абу Йусуф приводит сведения, что Усман раздавал земли во владение, а также констатирует многочисленные факты владения землей с условием уплаты хараджа сподвижниками Пророка. Все эти данные являются скорее подтверждением того, что благодаря халифу Умару последующие правители получили потенциальную возможность по своему усмотрению распоряжаться земельным фондом и определять налоговый статус земель.

Одной из целей реформ, проводимых халифом Умаром, было поддержание боеспособности армии – не дать воинам превратится в земледельцев. Эту цель преследовал запрет воинам заниматься земледелием, при этом, без ограничения права приобретения земли.

Условиями владения пожалованной землей при Умаре были не только уплата налога, но также ее обработка, поскольку налог ушр мог взиматься только с засеянных земель. Харадж, по мнению большинства правоведов, должен выплачиваться в любом случае. Допускалось лишь уменьшение ставки хараджа, если земля не была обработана по уважительным причинам.

Широкое распространение пожалование икта на условиях несения военной службы получило при Аббасидах. Пожалование могло производиться с передачей в собственность (икта ат-тамлик) либо на правах аренды (икта иджара). Возможно было также пожалование дохода с земли (икта аль-истиглал).

Харадж. Его виды и порядок исчисления.

Исламские правоведы различают несколько видов хараджа: харадж - муката взимавшийся с больших территорий в виде фиксированной денежной суммы, харадж-масаха, который устанавливался на единицу площади и харадж-мукасама, представляющий собой долю с урожая.

Основным земельным налогом при халифе Умаре был харадж-масаха (налог на единицу площади). Халиф Умар облагал налогом только не только обработанную, засеянную землю, но также годную для обработки невозделанную землю. Со времен халифа Аль-Махди (775-785 г.г) широкое распространение получил харадж-мукасама (доля от урожая).

Халиф Умар, произведя обмер земель Халифата, установил для каждой из областей различные ставки налога харадж на единицу площади в зависимости от качеств земли, способа ее орошения, соотношения количества возделанной и невозделанной земли и других факторов. Практика установления дифференцированной ставки налога, введенная халифом Умаром, сохранилась на протяжении всей истории Халифата. Ставка хараджа зависела, в том числе, от вида выращиваемых культур. Халиф Абд Аль-Малик (685-705 г.г), при определении ставки хараджа учитывает удаленность земель от крупных городов, в которых были рынки и трудности, возникающие со сбытом продукции, снижая ставку в зависимости от расстояния. Наместникам предписывалось заботиться об улучшении качеств земли, чтобы она могла обрабатываться и, таким образом, появлялась возможность увеличения ставки хараджа.

Главной целью реформ халифа Умара было получение максимального дохода для государства, а также обеспечение стабильности этого дохода на многие годы вперед. «Следите, чтобы не обременять землю тем, что она не выдержит. Ведь если не оставлю я вдовам жителей Ирака ничего, то они будут взывать к тому, кто будет после меня, о своей нужде», - приводит его слова Абу Йусуф. Политика Умара была направлена на то, чтобы ставки налогов не были слишком обременительны для населения. По его примеру последующие халифы стремились, «…чтобы люди не облагались сверх того, что им посильно». Одним из главных требований было соблюдение справедливости. Абу Йусуф в упоминаемом трактате, предназначенном Харуну Ар-Рашиду, пишет, что при сборе налога «ни один из … объектов обложения не должен облагаться на основании предварительного приблизительного определения урожайности, … налог натурой в соответствии с урожайностью должен взиматься с учетом существующих на эти продукты цен, или же им должна быть произведена справедливая оценка…». Правоведы, предусматривая изменение ставки в сторону увеличения либо уменьшения в случае изменения качеств земли, рекомендовали уменьшать ставку налога в случае неурожая.

Правитель по своему усмотрению мог изменить вид хараджа. Единого мнения правоведов по этому вопросу не существовало. По мнению ученых ханифитского мазхаба, такая возможность была определена самим халифом Умаром, поскольку для него главным критерием в вопросе определения вида и ставки хараджа, была посильность налогового бремени для населения.

Размер налога, отмечает Хасан Аль-Банна в работе «Исламская экономичесая система», зависел от того, для какой социальной группы предназначались те или иные продукты – виноград принадлежал к числу продуктов, предназначенных для богатых, и облагался более высоким налогом, чем, например, финики, являющееся продуктом, предназначенным, в основном, для бедных. «Умар был первым среди правителей и эмиров, кто указал на социальный смысл такого порядка».

Необходимо отметить, что относительно налогового статуса завоеванных земель правоведы не имели единого мнения. Так, Аш-Шафии утверждал, что эти земли являются военной добычей, подлежат разделу и обложению на этом основании налогом ушр. Малик ибн-Анас считает их вакфом - неотчуждаемой собственностью государства, поскольку с них взимается налог харадж. Ученые ханифитской школы считали, что халиф может самостоятельно определять – разделить земли, оставить их в собственности прежних владельцев или сделать их вакфом.

Присоединенными к территории Арабского халифата, могли быть земли, население которых ради их сохранения приняло ислам, а также земли иноверцев, заключивших договор с мусульманами. Земли, население которых приняло ислам, оставались в собственности их владельцев, с них, как с земель мусульман, взимался налог ушр. Что касается земель, население которых заключило договор с мусульманами, то эти земли облагались налогом харадж. Аль-Маварди выделяет несколько категорий таких земель. Земли, брошенные населением и земли, на которых собственники остались, отказавшись от права собственности в пользу мусульман, являются, по его мнению, вакфом (в пользу всех мусульман) и облагаются хараджем. Отчуждение таких земель запрещено, как запрещено и отбирать эти земли. Население этих земель в случае принятия ислама освобождается лишь от уплаты джизьи – подушного налога и продолжает платить харадж. Если владельцы земли заключили договор и сохранили собственность на землю при условии уплаты хараджа, то в этом случае это харадж-джизья, который снимается в случае принятия ислама или продажи земли мусульманину.

Правила исчисления налога ушр.

Земли мусульман облагались налогом ушр, который являлся разновидностью закята. Несмотря на то, что вполне правомерно ставить знак равенства между ушром и закятом, ушр имеет ряд особенностей, что позволяет выделить его в отдельную категорию. В налоге ушр традиционные положения шариата, касающиеся закята, претерпели определенную трансформацию. Так, многие правоведы приводят хадис Пророка Мухаммада (Мир ему!), в котором говорится, что закят взимается лишь с четырех видов сельскохозяйственных культур – пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Ас-Саади в комментариях к хадисам относительно минимального количества имущества (нисаб), с которого необходимо выплачивать закят, говорит, что речь идёт о зерне и финиках. На практике же ушр взимался практически со всех видов сельскохозяйственной продукции. Исключение могли составлять лишь скоропортящиеся продукты. Выплачивающий закят должен обладать нисабом – минимальным количеством денег либо имущества, подлежащими налогообложению. Выплата ушра производилась в любом случае, без учета количества и стоимости продукции. Вместе с тем, ранние правоведы ханифитской школы рекомендовали не взимать ушр, если урожай составил меньше определенной нормы, либо цена выращиваемой культуры не достигла определенной рыночной стоимости. установленной для каждого вида продукции.

О том, что ушр рассматривается как особый вид закята, свидетельствуют положения ханифитской правовой школы. Для выплаты закята, в соответствии с исламско-правовой доктриной, обязательно наличие намерения, при этом в выплате закята намерение опекуна либо правителя заменяют намерение плательщика налога (это положение касается лишь установлений законодательства, а не поклонения, связанного с выплатой закята). По мнению ханифитских правоведов, выраженном в «Хидое», выплата закята с урожая имеет отношение лишь к тому, что произрастает на земле, а не с личностью владельца. Необходимыми условиями выплаты закята с урожая не являются ни наличие разума, ни совершеннолетие, ни свобода, а также не учитывается бедность или богатство владельца. Ушр взимается также с вакуфных земель, и, помимо прочего, напрямую связан с категорией земли, а также со способом ее орошения.

Базовая ставка налога ушр составляла 1/10 долю от урожая. Однако на практике размер этого налога мог быть больше или меньше базовой ставки. Главным фактором, влияющим на размер ставки ушра, был способ орошения земли – на землях с орошением природными источниками или в климатических зонах, где земля получала достаточно влаги за счет дождя, взималась базовая ставка. На землях с искусственным орошением ставка налога ушр была ниже – ½, ¼ от базовой ставки. Это правило было установлено самим Пророком Мухаммадом ( Мир ему!), и подтверждено хадисом: «(С тех земель), ко­торые орошаются дождями, водой подзем­ных источников или иным естественным пу­тём, (следует взимать) десятину, а с (земель, требующих) искусственного орошения, – по­ловину того». Имело значение происхождение источника естественного орошения – если отвод воды был сделан с хараджных земель, то с этой земли мог взиматься налог харадж, либо повышенная ставка налога ушр. Право определять ставку любого налога оставалось всегда за правителем – в зависимости от обстоятельств (условия, на которых была пожалована земля, потребность государства и.т.д) – ставка налога ушр могла увеличиваться. Правоведы шафиитской, маликитской и ханбалитской школ придерживались мнения, что наряду с хараджем может взиматься и налог ушр. Объяснялось это тем, что харадж является налогом на землю, а ушр – закятом, налогом на урожай, собранного с земли мусульман. Ханифиты считали одновременное взимание этих налогов незаконным.

Подведем итоги сказанного: В Арабском халифате существовал ряд норм, регулирующих земельные и налоговые отношения. Вид налога зависел от статуса земли и конфессиональной принадлежности собственника. Налоговая система Исламского Халифата в том виде, в котором она просуществовала многие века, была создана при халифе Умаре. Основными принципами налоговой политики были гибкость, справедливость, всесторонний учет различных факторов для установления вида и ставки налога; учет платежеспособности населения; построение долгосрочных отношений между государством и плательщиком налога; использование налоговой политики как средства поощрения принятия ислама;

Соблюдение этих принципов позволило исламскому государству получить поддержку населения, обеспечить социальную стабильность, увеличить количество возделываемых земель и, соответственно, увеличить поступление средств в казну. Главная заслуга халифа Умара заключалась в том, что им был создан механизм, позволяющий халифу играть ведущую роль в процессе распределения земли и установлении вида и ставки налога, что способствовало укреплению и централизации власти.

Таким образом, реформы произведенные халифом Умаром, способствовали становлению исламской государственности, превращению исламского государства в могущественную централизованную империю.

Читайте также: