Международный бухгалтерский учет в 2013 г сравнение налоговых систем канады россии и японии

Опубликовано: 09.05.2024

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

Первое, с чем ассоциируется Канада у большинства людей, это клен и хоккей. При этом многие знают, что именно эта страна открыта для иммигрантов. И сюда едут, потому что Канада – это государство с хорошо развитыми социальными гарантиями, а вот как обстоят дела с бухучетом и налогами, выяснили Наталья Алексина и Светлана Кузина.

Канада занимает второе место в мире по размерам территорий, уступая лишь России. Состоит из десяти провинций и трех территорий. Государство образовалось после слияния французских провинций и английских колоний, поэтому влияние двух великих культур ощущается повсеместно.

Официальный символ страны – сахарный клен. Растет он далеко не на всей территории страны, а только в восточной ее части. Для европейцев, которые приезжали в Канаду в XVII–XVIII веках, он был диковинкой, которую доселе они не видели, так как по высоте и пышности кроны этот вид превосходит все остальные. К тому же осенью листья дерева пламенеют всеми оттенками красного, привлекая внимание и раскрашивая действительность.

Общеканадским символом клен стал в 1860 году, когда страна готовилась к торжественной встрече принца Уэльского. Иммигранты из разных стран должны были украсить свою одежду символами родины. У англичан таким символом была красная роза, у шотландцев – чертополох, ирландцы использовали листик клевера. А у тех, кто родился в Канаде, такого символа не было, и на фоне прочих флористических символов было решено использовать для украшения листья клена. В 1964 году выбор был сделан в пользу нынешнего флага – с кленовым листом посередине.

Путь в профессию

Ремесло бухгалтера считается в Канаде весьма престижным и высокооплачиваемым. В стране существует два вида финансовых работников: book-keeper и accountant. Первые занимаются учетом хозяйственных операций, обработкой первичной документации и ведением регистров, – в общем, на них возложена вся самая скучная и рутинная работа. Accountant – высшая ступень. Эти работники сродни нашим главным бухгалтерам и финансовым директорам. В их ведении отчетность и различные управленческие решения, то есть самая ответственная и творческая часть работы.

Небольшие фирмы из соображений экономии часто не берут в штат главного бухгалтера, ограничиваясь рядовыми сотрудниками, а для подготовки отчетности прибегают к услугам аудиторских фирм. Кроме того, сторонние аудиторы могут давать советы и рекомендации штатным бухгалтерам в процессе их трудовой деятельности. В Канаде распространены фирмы, предлагающие бухгалтерское сопровождение, а также частнопрактикующие бухгалтеры. На рынке труда наблюдается устойчивый спрос на финансовых работников, однако любой желающий называться профессионалом бухгалтерского дела знает, что для успешной карьеры необходимо иметь сертификат одной из профессиональных ассоциаций бухгалтеров.

На сегодняшний день в Канаде имеются три профессиональных бухгалтерских ассоциации.

В 1902 году была образована первая из них – Chartered Accountants of Canada. Специалисты, имеющие сертификат СА, считаются настоящими профи. Примерно 40 процентов его обладателей занимаются аудитом или трудятся в бухгалтерских фирмах. Основная часть специалистов пополняет бухгалтерии крупных производственных предприятий в качестве финансовых контролеров различных федеральных и муниципальных ведомств или же занимается преподавательской деятельностью. Многие известные преподаватели в Канаде обучались по программе СА. Обучение длится около трех лет и включает в себя как теоретические курсы по различным предметам, так и практическую деятельность в виде стажировки под руководством сертифицированного бухгалтера. Чтобы сдать выпускной экзамен на получение сертификата, необходимо иметь законченное высшее образование по экономическим специальностям (степень бакалавра) и опыт работы аудитором не менее трех лет. Если сравнивать уровень подготовки специалистов во всех трех ассоциациях, то получить сертификат СА сложнее и дороже всего.

Самой быстрорастущей ассоциацией является Certified General Accountants – CGA. Она была основана в 1913 году и сейчас стала второй по значимости после СА. Специалисты, получившие этот сертификат, чаще всего работают на позиции главного бухгалтера фирмы. Для допуска к сдаче экзамена необходимо пройти около 20 курсов обучения по разным предметам. Но есть возможность «перезачесть» курсы, которые были пройдены за время обучения в университете. Сроки обучения определяются самостоятельно, но для получения сертификата необходимы степень бакалавра, пройденные по программе курсы, а также двухгодичный опыт работы бухгалтером. Многие поступают на программу сразу после школы и совмещают учебу с университетом. Программа столь популярна благодаря своей гибкости и лояльности. Нет жестких сроков и регламента обучения, помимо этого можно учиться онлайн.

Канада

Третьей в списке является Society of Management Accountants of Canada. Ассоциация начала свою деятельность в 1920 году. Уклон сделан на изучение управленческого учета и развитие навыков управленца. Готовит финансовых аналитиков, контроллеров. Для получения CMA требуется сдать вступительный экзамен, пройти ряд курсов, иметь степень бакалавра и опыт работы по специальности. После основной программы студенты приступают к занятиям, в основе которых лежит стратегическая программа лидерства (Strategic Leadership Program), по окончании которой они сдают выпускной экзамен.

Рассказывает Риан Вельдма, бухгалтер (CGA) в IT-компании в Ванкувере: «Спрос на бухгалтеров в Канаде достаточно велик, но наиболее всего здесь ценится опыт. Разумеется наличие образования, то есть степени бакалавра, – это обязательно. Образование может быть и не профильным, в этом случае можно окончить специальные курсы. Ради того, чтобы сделать первые шаги в этой области, будущие бухгалтеры готовы начинать с помощников: они рассчитывают зарплаты, ведут учетные записи, выполняют поручения главных бухгалтеров. Дальнейшее продвижение зависит от самого человека, его стараний и способностей. Иногда повышения можно ожидать уже через полгода работы, но в среднем для того, чтобы начать трудиться бухгалтером полноценно, уходит два-три года.

В среднем профессиональный бухгалтер зарабатывает 70–80 тысяч канадских долларов в год – это весьма солидная зарплата. Управляющий бухгалтер может получать в два раза больше, а то и вовсе иметь свой процент в компании. Бухгалтеры в Канаде вполне могут работать аудиторами, без какого-либо дополнительного образования или курсов. Некоторые специалисты, особенно уровня СА, могут трудиться в двух или трех компаниях, по нескольку часов в день или несколько раз в неделю – это обычная практика здесь».

О налогах

Никто не расскажет о налоговой системе Канады лучше ее жителей, и тем более эмигрантов, которым есть, с чем сравнивать. Владислав Куликов живет в Ванкувере уже порядка семи лет и работает программистом в крупной компании: «Канада – страна, которая позиционирует себя как государство с развитой социальной защитой населения. Разумеется, средства на это поступают из налоговых отчислений. Здесь есть налоги федеральные, налоги провинций, а также городских муниципалитетов. Все цены – в магазинах, ресторанах, отелях, на заправках практически всегда даны без учета налогов, потому что в каждой провинции и городе свой налог. Например, на ценнике написано «100 долларов», а заплатить надо будет порядка 112–118. Со временем начинаешь привыкать просчитывать это заранее».

Налог на зарплату зависит от ее суммы и может достигать 30 процентов. Правда, если доход составляет менее десяти тысяч канадских долларов на человека в год, то от налогов этот гражданин освобождается. Помимо федерального налога на зарплату также платится провинциальный налог – от 6 до 11 процентов. Налоги можно уменьшить, если доход вложить в накопительные фонды, например. Всеми отчислениями с заработной платы занимается бухгалтер компании, но каждый житель Канады обязан каждый год до 30 апреля заполнять декларацию и отсылать ее в налоговую. Проще всего сделать это по электронной почте, для чего существует специальная форма.

Облагается налогом и недвижимость. Его необходимо платить каждый год и в среднем он составляет 1-2 процента от стоимости жилья. Те, кто снимают жилье, также платят данный налог, потому что он уже включен в стоимость аренды. Отчисления на дом с землей значительно выше, чем на квартиру.

В Канаде выгоднее быть семейным человеком с детьми, так как женатые люди освобождаются от части налогов и в целом проценты выплат для них снижены с учетом того, что приходится содержать жену и детей.

«Помимо всего прочего, существует масса социальных налоговых отчислений, благодаря которым в Канаде достаточно солидные пособия по безработице, выплаты на детей, «декретные», пенсии и бесплатная медицина, – добавляет Владислав Куликов. – Правда лечения иногда можно ждать месяцами, если речь не идет о чем-то экстренном; но в целом лекарства и медицинское обслуживание действительно бесплатны! На пособия по безработице некоторые живут годами – государственные выплаты вполне позволяют так жить. Вот не знаю, правда, хорошо это или плохо».

Разработкой налогового регулирования занимается Отдел бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов Канады. А сбор налогов ведет Министерство национального дохода. Аналогом российской ФНС является Canada Revenue Agency.

В Канаде действует трехуровневая налоговая система. На федеральном уровне собирается примерно половина всех налоговых поступлений. Доходы провинциального уровня составляют около 40 процентов, а на местном уровне собираются оставшиеся 10 процентов. На каждом из трех уровней власти формируется собственный бюджет, устанавливаются налоговые ставки и размеры налоговых сборов.

Особенностью канадской налоговой системы является программа выравнивания социального уровня жизни, проводимая федеральными властями. В рамках нее происходит перераспределение налоговых поступлений в дефицитные бюджеты провинций, чтобы обеспечить всему населению страны единые социальные гарантии. Для своевременного учета всех изменений в экономической жизни провинций программа пересматривается раз в пять лет.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!


Мировая практика показывает, что система налогообложения включает в себя большие возможности для воздействия на развитие предпринимательства, динамику и структуру общественного производства, и его размещение. Налоговые поступления составляют основной источник формирования бюджета любого государства, так как государство при выполнении своих функций нуждается в денежных средствах, расходуемых на финансирование государственных и социальных программ, содержание структуры, обеспечивающей функционирование самого государства.

С помощью налоговых поступлений государство проводит экономическую политику: осуществляет антиинфляционные меры, противодействует господству на рынке монополистов, изымает в бюджет сверхприбыль, образующуюся из- за монопольного роста цен [8]. Кроме того налоговый механизм выполняет функции перераспределения доходов граждан, социальной защиты населения, регулирует личные доходы населения.

Прежде чем обосновывать предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РФ, целесообразно изучить богатый опыт зарубежных стран по рассматриваемому вопросу. Налоговые системы всех государств существенно различаются друг от друга: по соотношению различных видов налогов, по уровню налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщика, по источникам налогообложения, по мерам ответственности за нарушение налогового законодательства. Особенности налоговых систем в каждой страны зависят от многих факторов: экономических, социальных, политических, демографических и играют ведущую роль приперераспределения ВНП и НД государства [5].

В зарубежной практике основным налоговым инструментом регулирования социального неравенства является подоходный налог. Во всех странах рыночной экономики налог на доходы физических лиц уплачивается по прогрессивному методу, диапазон налоговых ставок достаточно широкий: от 0 до 29 % в Канаде, от 5 до 45 % в Китае, от 0 до 41 % во Франции, в от 0 до 50 % в Великобритании, от 0 до 45 % в Германии, от 0 до 75 % в США и т.д. Максимальная ставка по подоходному налог в 2006 г. в Дании составляла 61 %. Казалось бы, что налоговая ставка очень высока, но следует отметить, что почти во всех странах действуют довольно серьезные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

У каждого налогоплательщика в Великобритании есть личный подоходный налоговый вычет – пособие [6]. Доход до этой суммы в каждом налоговом году, не облагается налогом. Этот налоговый вычет – пособие зависит от возраста налогоплательщика и общего дохода в налоговом году.

В мировой практике считается, что прогрессивная шкала налогообложения способствует достижению высокой социальной справедливости в налогообложении доходов, то есть чем больше доход налогоплательщика, тем большая его часть изымается в бюджет в виде налогов. Между тем, есть и противники данной точки зрения, которые считают, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, роста инвестиций и создания новых рабочих мест.

Однако, в качестве способа повышения прогрессивности налога применяются льготы, вычеты и налоговые кредиты, так как они снижают среднюю налоговую ставку, рассчитываемую как отношение всей суммы уплаченного налога ко всему доходу, даже при применении пропорционального метода налогообложении, где налоговая ставка не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Во многих странах используется система семейного налогообложения, где семья считается единицей налогообложения. Например, во Франции, подоходный налог взимается с общей суммы семейного дохода. Взрослые дети не живущие со своими родителями, могут присоединиться к родителям со своими детьми чтобы составить единую единицу налогообложения [7]. Для расчета налога, применяется специальная таблица коэффициентов, которая принимает во внимание семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи используется семейный коэффициент, выражающий сумму дохода, приходящую на одну долю.

Налоговая система США, отражая 3-х уровневую систему государственного управления включает в себя федеральные налоги, налоги штатов и налоги местных органов власти. Особенностью системы налогообложения США является параллельное (на федеральном, штатном и местном уровне) взимание основных видов налогов [4]. Население уплачивает подоходный налог в федеральный штатный и местный бюджеты, налог на прибыль корпораций также уплачивается в федеральный, штатный и местный бюджеты, поимущественный налог взимается на уровне штатов и местном и т.д.

Налог на доходы физических лиц является самой крупной статьей доходов бюджета США. Такое положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Объект обложения подоходного налога- совокупный доход, складывающийся из различных источников (заработной платы, доходов по ценным бумагам доходов от предпринимательской деятельности, и т.д.). Субъектом налогообложения является семья либо отдельный человек.

Структура доходов федерального бюджета США в 2009 г., %

Подоходный налог с физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на прибыль корпораций

Прочие доходы, включая налоги с наследств и дарений

Источник: Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 2011 – с. 67.

Особенностью формирования бюджета Японии является очень высокий уровень неналоговых платежей. Только на 84 % государственный бюджет формируется за счёт налоговых поступлений [3]. Остальные 16 % составляют арендная плата, выручка от продажи земельных участков, доходы от реализации ценных бумаг и др. Основными бюджетообразующими налогами Японии считаются налог на доходы физических и юридических лиц, местные налоги, муниципальный корпоративный налог. Основной доход государству приносят корпорационный налог и налог на доходы физических лиц. Ставки подоходного налога с физических лиц колеблются от 10 % до 50 %. Налоговое законодательство Японии предусматривает существенные скидки при уплате подоходного налога в виде необлагаемого минимума, дополнительных льгот для многодетных семей, средств на лечение и т.д. Это и оправдывает столь высокий уровень налоговых ставок данного налога в социальном плане.

Основные положения налоговой системы закреплены в Конституции ФРГ [2]. Согласно основного закона Федеративной Республики Германия бюджет Федерации формируется за счет страховых сборов, таможенных пошлин, вексельного сбора, налога с оборота капитала (федеральные налоги).

В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образовании, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.

В зарубежных развитых странах наиболее распространенным из косвенных налогов и сборов является НДС, который пришел на смену налога с продаж и налога с оборота. В 90 годы страны Африки, Америки и Юго-восточного региона стали активно включать НДС в свои налоговые системы. В 1989 г. НДС был введен в Японии. В результате доля НДС в общей сумме бюджетных доходов Японии составила 15-20 % [10].

В Италии НДС уплачивается по пяти дифференцированным ставкам, (2 % – льготная, применяемая к товарам первой необходимости, 9 % – основная, которым облагаются большинство промышленных изделий, 18 % – повышенная ставка на нефтепродукты, бензин, 38 % – повышенная ставка, применяемая к предметам роскоши и 0 % – применяемая к экспортным товарам и услугам).

НДС, как налог на всеобщее пользование и потребление в Швейцарии был введен в 1995 года. Здесь применяют три вида налоговых ставок: 2; 3; 6,5 %. Существует определенный перечень освобождаемых от обложения НДС видов деятельности. В Великобритании НДС уплачивается по ставке 15 % на основную часть торгового оборота. Некоторые виды услуг вообще освобождаются от уплаты НДС [9]. В целом он так как в НДС в Великобритании основным бременем ложится на частных лиц и не представляет больших затрат для компаний.

В налоговой системе США налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо НДС существует налог с продаж взимаемый на уровне штатов по средней ставке – от 4 до 5 % и максимальной ставке – от 8 %.

Большое внимание косвенным налогам уделяется также и в мировом Налоговом кодексе, который призван дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование. Учитывая специфику экономики развивающихся стран формируется за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов. Поэтому в Кодексе из пяти разделов два посвящены НДС и акцизам, для введения их в странах с нарождающейся рыночной экономикой.

В современных условия индивидуальные акцизное налогообложение используются в налоговых системах всех стран рыночной экономики, что связано с их фискальной функцией и серьезным влиянием на формирование бюджетных доходов государств. Принято также считать, что акцизное налогообложение призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

По законам США акцизные поступления имеют ограниченное значение и скромное место в доходах бюджета – чуть более – 4 %. Акцизы установлены на товары – алкогольную и табачную продукцию, нефть, бензин, меха, драгоценностиличные самолеты,, дорогие автомобили, на услуги – дороги и воздушные перевозки [1].

В США отсутствует НДС, но применяется налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Наиболее фискальное значение на уровне штатов имеет общий налог с продаж. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 30 %. Он охватывает большинство товаров потребления, включая медикаменты. Наблюдается тенденция снижения акцизов. Если в 1960 году акцизы приносили в федеральный бюджет 13 % от всех налоговых поступлений, то в 2000 году их доля составила около 3.5 %.

Наибольший доход казне Германии обеспечивается за счет акциза на минеральное топливо – около 31.8 млрд. марок, далее от табачного акциза – 15.5 млрд. марок и акциза на кофе – 2 млрд. марок.

В России акцизные поступления являются одной из основных статей доходов бюджета, т.к. косвенные налоги взимать сравнительно легче. Однако Российский бюджет страдает от огромного числа неплательщиков акцизов.

Из косвенных налогов Италии следует, прежде всего, выделить НДС, введенный в 1973 г. в порядке реализации решений стран участниц ЕЭС для сближения финансовых систем.

Добавленная стоимость с точки зрения налогообложения складывается как разница между выручкой, полученной от реализации товаров, работ и услуг, и затрат на производство этих товаров и услуг. Общая ставка НДС составляет 19 %, при этом действуют и льготные налоговые ставки со скидкой 13 %, 9 % и 4 %. Скидка распространяется на продовольственные товары, журналы, газеты. Акцизы применяются к некоторым специальным видам товаров. К ним относятся, например, крепкие спиртные напитки, пиво, бананы, спички, электроэнергия, строительные материалы, табачные изделия, нефть, и нефтепродукты и др.

После краткого рассмотрения элементов систем налогообложения целого ряда зарубежных стран с развитой экономикой, необходимо подвести некоторые итоги обобщающего характера. Прежде всего, следует отметить, что налоговая система России по объектам налогообложения вполне сопоставима с налоговыми системами рассмотренных государств и по аналогии с ними может быть расценена как действенная и достаточно устойчивая система.

Общие сведения о налоговой системе Японии

Япония – унитарное государство, состоящее из 47 префектур, объединяющих 3255 муниципалитетов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет .
Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в послевоенный период (1950-е годы), когда политика японского правительства в области налогообложения сыграла важную роль как в обеспечении общих условий социально-экономического развития страны, так и в качестве средства проведения промышленной политики и политики ускоренной технической модернизации. Основные принципы современной системы налогообложения были сформулированы в рекомендациях «миссии Шоупа», имевших целью внедрение «лучшей в мире налоговой системы» . Однако японское правительство подошло весьма избирательно к претворению рекомендаций в жизнь и очень скоро занялось адаптацией налоговой политики к социально-культурным особенностям и насущным экономическим потребностям страны . А так как основной задачей тогдашней экономической политики Японии было стимулирование ускоренного экономического роста, то и политика в сфере налогообложения была призвана обеспечить наиболее благоприятные условия для решения этой задачи. Более того, по признанию большинства японских и зарубежных специалистов и экспертов, послевоенный японский тип налоговой системы формировался по преимуществу как неотъемлемый элемент политики экономического роста, что неизбежно влекло за собой преднамеренный отход от принципов равенства и нейтральности в осуществлении налоговой политики.
Использование налоговой системы в качестве инструмента ускоренно-го экономического роста происходило, во-первых, в виде стимулирующих мер для достижения специфических политических целей и, во-вторых, в виде постоянного снижения налоговых ставок.
Между правительством и деловыми кругами в тот период сложился консенсус относительно того, что налоговая система должна активно использоваться для стимулирования экономического роста. Следует также отметить, что лежавшая в основе общей стратегии экономического роста промышленная политика правительства носила вынужденно (вследствие объективной ограниченности распределяемых ресурсов) селективный характер, т.е. стимулирующие налоговые меры распространялись преимущественно на определяемые в каждой конкретной фазе развития приоритетные отрасли и производства (отсюда и широко известное наименование «система приоритетного налогообложения»).
Если говорить об общем налоговом бремени нации, то отношение суммарного объема налогов к национальному доходу составляло в первой половине 50-х годов ХХ века 16,5% по сравнению с 35,5% — в Англии, 24,4 — в ФРГ, 21,9 — в США и Канаде и 21,8% — во Франции . Начиная со второй половины 70-х годов обнаружилась тенденция к утяжелению налогового бремени, но и в середине 90-х годов оно было значительно легче, чем в других развитых странах .
Современная налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления .
В настоящее время в стране функционируют государственные (25 налогов) и местные налоги (30 налогов). При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местных.
К государственным налогам относятся:
• Подоходный налог с физических лиц;
• Налог на прибыль корпораций;
• Налог на имущество физических и юридических лиц;
• Потребительский налог и др.
К местным налогам относятся:
• Предпринимательский налог, который начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.
• Корпоративный муниципальный налог, который представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).
• Уравнительный налог, который представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридическо¬го лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1 .
• Налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%;
• Налог за посещение горячих источников. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 5% потребительскому налогу;
• Налог на прибыль корпораций;
• Подоходный налог с физических лиц;
• Налог на пользование природными ресурсами;
• Часть акциза на табак и др.
Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, состав-ляя значительно меньше половины их доходной части. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципа-литетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства – 16%. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы, остаток предыдущего года и др.
В целом японская налоговая система представляется достаточно эффективной. На ее функционирование в 2002 году из бюджета было затрачено 731,6 млрд. иен. Таким образом, на сбор 100 иен налогов было затрачено 1,6 иены (в 1980 г. – 1,4 иены, в 1995 г. – 1,26 иены).

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Руденко И.Р. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9736 (дата обращения: 12.04.2021).

Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Эти особенности налогов в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов: экономических, политических, демографических, социальных, играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны [1, с. 251].

Налог на добавленную стоимость является наиболее доходным по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В большинстве стран поступления по НДС сразу распределяются по бюджетам разных уровней, в этой связи НДС определяется как регулирующий налог, в отдельных странах НДС поступает в один бюджет, поэтому характеризуется как закрепленный налог [2, с. 22].

В таблице 1 нами проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Таблица 1 – Процентные ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и РФ [1]

Виды налогов Германия Великобритания Франция Швеция Дания Россия
Налог на прибыль 25% 33% 34-42% 28% 34% 10; 15; 20%
Налог на доходы физических лиц 0-51% 10,22,45% 0-54% 31% 29,5% 13, 15, 30, 35%
Отчисления на социальные нужды 13% 2; 9; 5,35; 5,25; 6,3% 4,5-13,6% 33% 7% 34%
НДС 7; 16% 15% 19,6; 22; 7; 5,5% 12; 25% 25% 0; 10; 18%

Во Франции ставка налога на прибыль организаций может варьироваться в пределах 34-42%. Ставка налога на прибыль Великобритании, составляет 33%, в Германии 25%. По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль организации может составлять 10,15 или 20%.

Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35% [3]. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблются от 0 до 51%, в Великобритании ставки составляют 10, 22, 45%.

Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, ставки по которому составляют 19,6; 22; 7; 5,5%. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.

Проведенный анализ показал, что в таких странах как Великобритания, Франция и Россия диапазон установленных ставок достаточно широк, в то время как в Швеции и Дании по НДФЛ и налогу на прибыль организаций применяют единые ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Основная задача налоговых платежей в любом государстве – это формирование доходов бюджета страны. В таблице 2 нами представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 2 – Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения) [4]

Читайте также: