Методы налогового планирования анализ финансовых коэффициентов

Опубликовано: 16.05.2024


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Управление финансами
    Иллюстрация: Клерк

    В одной статье как стать финансовым директором не научим, но основное, для затравки постарались включить.

    Финансовый анализ — изучение основных показателей, коэффициентов, дающих объективную оценку текущего финансового состояния организаций с целью принятия управленческих решений.

    Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии, проблемах и оценить его возможности и перспективы в будущем.

    Грамотный анализ позволяет правильно выстроить стратегию развития, улучшить механизм управления активами и привлеченными средствами компании.

    Кому нужен финансовый анализ

    В такой информации заинтересованы следующие пользователи:

    • менеджеры и руководители предприятия;
    • работники предприятия;
    • акционеры и собственники бизнеса;
    • покупатели и заказчики;
    • поставщики и подрядчики;
    • инвесторы;
    • арбитражные управляющие;
    • налоговые органы.

    Источник информации для проведения финансового анализа

    Основные формы бухгалтерской отчетности — Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Эти формы дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты.

    Порядок расчета финансовых коэффициентов и анализ полученных результатов

    Группы показателей финансового анализа

    Все эти коэффициенты характеризуют четыре основные стороны — показатели финансовой деятельности любой организации, а именно:

    • ликвидность;
    • рентабельность;
    • оборачиваемость активов;
    • рыночная стоимость.
    Для каждой из этих групп показателей рассчитываются свои финансовые коэффициенты.

    Коэффициенты рассчитываются в зависимости от поставленной задачи финансового анализа и круга пользователей, для которых предназначена информация финансовой деятельности компании.

    Финансовые коэффициенты и показатели финансовой деятельности

    К группе показателей ликвидности относятся коэффициенты:

    • абсолютной ликвидности;
    • текущей ликвидности;
    • быстрой ликвидности.
    К группе показателей рентабельности относятся коэффициенты:

    • рентабельности оборотных средств;
    • рентабельности продаж;
    • рентабельности активов;
    • рентабельности чистых активов;
    • рентабельности собственного капитала.
    К группе показателей оборачиваемости активов относятся коэффициенты:

    • оборачиваемости активов;
    • оборачиваемости оборотных активов;
    • оборачиваемости материально-производственных запасов;
    • оборачиваемости дебиторской (кредиторской) задолженности.
    К группе рыночных показателей относятся коэффициенты:

    • прибыли на 1 акцию;
    • дивидендного дохода;
    • роста цены акции;
    • выплат;
    • рыночной (реальной стоимости) предприятия;
    • цена/прибыль на 1 акцию.

    Основные финансовые коэффициенты

    Показатели ликвидности

    Оценить стабильность организации позволяют коэффициенты ликвидности.

    Ликвидность — это способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.

    Скорость продажи активов может быть:

    • Высокой — в отношении имущества, которое продавать не нужно (денежные средства), и того имущества, которое будет продано достаточно быстро (денежные эквиваленты, например высоколиквидные долговые ценные бумаги);
    • Быстрой — по имуществу, требующему для реализации некоторого времени, но не очень большого (краткосрочная задолженность дебиторов);
    • Средней — для имущества, которое будет реализовано не очень быстро и в процессе продажи может потерять часть своей стоимости (запасы, из которых сложно реализуемым может оказаться незавершенное производство).
    На практике различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные активы.

    В российском бухгалтерском балансе активы предприятия расположены в порядке убывания ликвидности.

    Их можно разделить на следующие группы:

    • Высоколиквидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);
    • Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);
    • Медленно реализуемые активы (прочие, не упомянутые выше, оборотные активы);
    • Труднореализуемые активы (все внеоборотные активы);
    В соответствии с класификацией имущества по скорости продажи существуют 3 основных вида показателей ликвидности:

    • Абсолютной — для имущества с высокой скоростью продажи;
    • Быстрой, которая может также называться срочной, строгой, промежуточной, критической или носить название коэффициента промежуточного покрытия, — для имущества, имеющего высокую и быструю скорость реализации;
    • Текущей — для имущества, темпы продажи которого соответствуют сумме всех 3 перечисленных скоростей.
    Коэффициенты ликвидности рассчитываются на основании данных бухгалтерского баланса (Формы № 1).

    Чем выше коэффициенты ликвидности, тем выше платежеспособность компании.

    Отметим, что каждый из коэффициентов ликвидности раскрывает информацию разного характера.

    Текущая ликвидность

    Это наиболее общий и часто используемый показатель ликвидности.

    Коэффициент текущей ликвидности отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов.

    Таким образом, коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой части имеющиеся в наличии у компании оборотные активы при их продаже по рыночной цене покроют краткосрочные обязательства предприятия.

    Берут данные для определения коэффициента текущей ликвидности из бухгалтерского баланса предприятия, составленного на какую-либо из отчетных дат.

    Обычно это годовой бухгалтерский баланс, но можно использовать и промежуточную отчетность.

    Чтобы посмотреть характер изменения этого показателя в течение ряда периодов, делают несколько определений его на разные отчетные даты.

    Формула коэффициента текущей ликвидности:

    Текущая ликвидность = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

    Так как данные для расчета рассматриваемого показателя берут из бухгалтерского баланса, то формула текущей ликвидности применительно к строкам действующей формы этого отчета будет выглядеть следующим образом:

    От всей суммы раздела V (т. е. от всей суммы краткосрочных обязательств):

    Текущая ликвидность = стр. 1200 / стр. 1500

    где:

    • Стр. 1200 — номер строки итога раздела II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса;
    • Стр. 1500 — номер строки итога раздела V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.
    Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия.

    То есть нужно, чтобы общее значение оборотных активов было больше суммы краткосрочных обязательств.

    Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.

    Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

    Быстрая ликвидность

    Коэффициент быстрой ликвидности зависит от темпов продажи высоко и быстро ликвидного имущества, к которому относят:

    • Краткосрочную задолженность дебиторов (продается быстро);
    • Краткосрочные финансовые вложения (высоколиквидные);
    • Денежные средства (не требуют продажи).
    Суть коэффициента быстрой ликвидности заключается в расчете доли текущей (краткосрочной) задолженности, которую компания может погасить за счет собственного имущества за непродолжительный период времени, обратив это имущество в денежные средства.

    Источником данных служит бухгалтерский баланс компании, чаще годовой баланс, но возможны и расчеты по промежуточной отчетности.

    Формула коэффициента быстрой ликвидности:

    Быстрая ликвидность = (Краткосрочная дебиторская задолженность Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства) / Текущие обязательства

    Исходя из номеров строк бухгалтерского баланса, формулу коэффициента быстрой ликвидности по бухгалтерскому балансу можно отобразить следующим образом:

    Быстрая ликвидность = (стр. 1230 стр. 1240 стр. 1250) / (стр. 1510 стр. 1520 стр. 1550)

    • Стр. 1230 — краткосрочная задолженность дебиторов;
    • Стр. 1240 — краткосрочные финансовые вложения;
    • Стр. 1250 — остаток денежных средств;
    • Стр. 1510 — остаток краткосрочных заемных средств;
    • Стр. 1520 — краткосрочная задолженность кредиторам;
    • Стр. 1550 — прочие краткосрочные обязательства.
    Нормальным считается значение коэффициента быстрой ликвидности не менее 1.

    Если коэффициент быстрой ликвидности равен или больше 1, то компания в состоянии обеспечить быстрое полное погашение имеющейся у нее текущей задолженности за счет собственных средств. Причем часть этих средств (если коэффициент больше 1) еще у организации останется.

    Когда коэффициент быстрой ликвидности меньше 1, то компания не сможет быстро погасить всю имеющуюся у нее текущую задолженность собственными средствами.

    При этом коэффициент быстрой ликвидности, находящийся в пределах 0,7–1, считают допустимым, поскольку обычной практикой является ведение бизнеса с наличием долгов.

    А коэффициент быстрой ликвидности меньше 0,7 указывает на неблагоприятное положение, особенно в том случае, если в числителе основная часть суммы приходится на дебиторскую задолженность, среди которой может быть сомнительная.

    Абсолютная ликвидность

    Определяют исходные данные для расчета коэффициента абсолютной ликвидности по балансу, составленному на конкретную отчетную дату, или по отчетности за ряд дат, если нужно проследить динамику изменения этого показателя.

    Коэффициент абсолютной ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).

    Формула коэффициента абсолютной ликвидности:

    Абсолютная ликвидность = (Денежные средства краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

    Исходя из номеров строк бухгалтерского баланса, формулу коэффициента абсолютной ликвидности по бухгалтерскому балансу можно отобразить следующим образом:

    Абсолютная ликвидность = (стр. 1250 стр. 1240) / (стр. 1510 стр. 1520 стр. 1550)

    • Стр. 1250 — номер строки бухгалтерского баланса по денежным средствам;
    • Стр. 1240 — номер строки бухгалтерского баланса по финансовым вложениям;
    • Стр. 1510 — номер строки бухгалтерского баланса по краткосрочным заемным средствам;
    • Стр. 1520 — номер строки бухгалтерского баланса по краткосрочной задолженности кредиторам;
    • Стр. 1550 — номер строки бухгалтерского баланса по прочим краткосрочным обязательствам.
    Нормальным считается значение коэффициента не менее 0,2, то есть нахождение его в пределах от 0,2 до 0,5.

    Это означает, что от 0,2 до 0,5 краткосрочных долгов компания способна погасить в кратчайшие сроки по первому требованию кредиторов.

    Соответственно, более высокое значение показателя свидетельствует о более высокой платежеспособности.

    Превышение величины 0,5 указывает на неоправданные задержки в использовании высоколиквидных активов.

    Показатели рентабельности

    Они рассчитываются как отношение чистой прибыли к сумме активов или потокам, за счет которых она была получена.

    Для этого используются данные бухгалтерской отчетности (Форма № 1 и № 2).

    Чем выше значения, тем эффективнее задействованы анализируемые ресурсы предприятия.

    В показателях рентабельности заинтересованы собственники и акционеры.

    Коэффициенты рентабельности играют важную роль в разработке инвестиционной, кадровой, и маркетинговой стратегий компании.

    Рентабельность оборотных средств

    Рентабельность оборотных средств будет тем больше, чем меньше ресурсов потратит компания для увеличения прибыли.

    Формула рентабельности оборотных средств:

    Рентабельность оборотных средств = Чистая прибыль/оборотные средства

    Если использовать строки бухгалтерской отчетности, то:

    Рентабельность оборотных средств = стр. 2400/стр. 1200

    где:

    Стр. 2400 -строка отчета о финансовых результатах (чистая прибыль компании);

    Стр. 1200 — строка бухгалтерского баланса (стоимость оборотных средств).

    Нормативное значение рентабельности оборотных средств более 1.

    Коэффициент рентабельности оборотных средств с итогом больше единицы означает эффективное использование оборотных средств и свидетельствует о получении прибыли предприятием.

    Отрицательный результат демонстрирует неправильную организацию производства.

    Рентабельность продаж

    Коэффициент рентабельности, продаж определяет долю прибыли в каждом заработанном рубле и рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

    Формула коэффициента рентабельности продаж:

    Рентабельность продаж = Чистая прибыль /Выручка х 100%

    Для расчета рентабельности продаж используется информация из отчета о финансовых результатах (форма № 2):

    Рентабельность продаж по валовой прибыли = строка 2100 / строка 2110 × 100

    Рентабельность продаж по операционной прибыли = (строка 2300 строка 2330) / строка 2110 × 100

    Рентабельность продаж по чистой прибыли = строка 2400 / строка 2110 × 100

    Рассчитываются среднестатистические значения рентабельности по отраслям.

    Для каждого вида деятельности нормальным считается свой коэффициент.

    В целом коэффициент в пределах от 1 до 5% говорит о том, что предприятие низкорентабельно, от 5 до 20% — среднерентабельно, от 20 до 30% — высокорентабельно.

    Коэффициент свыше 30% говорит о сверхрентабельности.

    Рентабельность активов

    Коэффициент рентабельности активов рассчитается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия и отражает величину чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации.

    Для этого показатель из формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» делится на среднее значение показателя из формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

    Рентабельность активов, как и рентабельность собственного капитала, можно рассматривать в качестве одного из показателей рентабельности инвестиций.

    Формула коэффициента рентабельности активов:

    Рентабельности активов = прибыль за период / средняя величина активов за период х 100%

    Показатели прибыли для числителя формулы рентабельности активов нужно взять из отчета о финансовых результатах:

    прибыль от продаж — из строки 2200;

    чистую прибыль — из строки 2400.

    Если считается рентабельность всех активов, то берется сальдо баланса (строка 1600).

    Если считается рентабельность оборотных активов, то берется итог раздела II актива баланса (строка 1200).

    Если интересует их отдельный вид — информацию из соответствующей строки второго раздела.

    При расчете рентабельности внеоборотных активов в знаменателе нужно отразить итог по разделу I — строку 1100. Тогда мы получим рентабельность всех имеющихся внеоборотных активов.

    При необходимости можно проанализировать прибыльность активов отдельного вида, например основных средств или группы внеобротных активов (материальные, нематериальные, финансовые).

    В этом случае в формулу подставляют данные по строкам, в которых отражено соответствующее имущество.

    Чем выше показатель, тем более эффективным является весь процесс управления, так как показатель рентабельности активов формируется под влиянием всей деятельности компании.

    Для финансовой организации нормальным считается показатель, равный 10% и более, для производственной компании — 15-20%, для торговой фирмы — 15-40%.

    Рентабельность собственного капитала

    Другими словами, сколько копеек дохода приносит предприятию каждый рубль его собственного капитала.

    Формула коэффициента рентабельности собственного капитала:

    Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/ Собственный капитал х 100%

    Чистая прибыль организации берется по данным «Отчета о финансовых результатах», собственный капитал — по данным пассива бухгалтерского баланса.

    Рентабельность собственного капитала по балансу:

    Рентабельность собственного капитала = стр. 2400/ стр. 1300 × 100.

    где:

    Стр. 2400 -строка отчета о финансовых результатах (чистая прибыль компании);

    Стр. 1300 — строка бухгалтерского баланса (итоговая строка раздела III «Капитал и резервы»).

    Нормальным считается значение коэффициента от 10 до 12%, которые характерны для бизнеса в развитых странах.

    Если инфляция в государстве велика, то соответственно растет и рентабельность капитала. Для российской экономики считается нормой 20-процентное значение.

    Логичным является сравнение значения рентабельности собственного капитала конкретного предприятия с рентабельностью вложений в ценные бумаги (облигации, акции крупных компаний и пр.) или депозиты.

    Налоговое планирование позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия. На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.

    Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом долгосрочного налогового планирования является налоговый бюджет.

    Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.

    Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.

    Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

    для годового планирования - до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;

    для квартального планирования - до 1 числа третьего месяца предшествующего квартала;

    для месячного планирования - до 20 числа предшествующего месяца.

    Внешние и внутренние виды планирования.

    Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования.

    Внешнее планирование.

    Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

    Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему "инвалидных" компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.

    Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

    Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

    Внутреннее планирование.

    Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

    Общие методы внутреннего планирования.

    Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, - важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

    Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

    Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, - об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

    Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

    Налоговое законодательство предусматривает различные льготы:

    освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

    понижение налоговых ставок;

    целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);

    прочие налоговые льготы.

    Специальные методы налоговой оптимизации.

    Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех предприятиях.

    1. Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

    2. Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

    3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

    4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

    Расчетно-аналитический метод.

    Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

    Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

    планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

    увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

    изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

    наличие штрафов, пени;

    С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

    Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:

    Кобщ. = К2005 + К2006 + . + К2009 / п (количество лет)

    Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

    коэффициент изменения средней заработной платы по региону;

    коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;

    коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

    Итоговый расчет налога:

    Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

    10000000 - налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) - 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);

    Ставка налога 20%;

    10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).

    При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.

    Наименова-
    ние налога
    (по данным
    формы
    расшифровки
    кратко-
    срочных
    оборотных
    активов /
    формы 1
    Бух.
    баланса)

    Увели-
    чение
    налогов
    в % к
    2008 г.
    (01.01 -
    01.07)
    (столбец
    Е x 100 /
    С)

    Коэф-
    фициент
    (стол-
    бец 4 /
    столбец
    2)

    Прогноз
    01.01.09 -
    31.12.09
    столбец 4
    x столбец
    6)

    Коэф-
    фициент
    увели-
    чения
    на 2010
    год
    (стол-
    бец 6)

    Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

    Цели налогового планирования

    Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

    оптимизация налоговых платежей;

    сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

    При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

    При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

    Стратегическое и текущее налоговое планирование

    На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

    Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

    обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

    обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

    составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

    нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

    составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

    обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

    составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

    Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

    еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

    составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

    составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

    прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

    Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

    Этапы налогового планирования

    Основными этапами налогового планирования являются:

    выявление налоговых рисков;

    анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

    выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

    разработка налоговой схемы;

    осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

    Выявление налоговых рисков

    Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

    Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

    К налоговым рискам относятся:

    риски контроля со стороны налоговых органов;

    риски увеличения сумм налогов;

    риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

    В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

    принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

    принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

    принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

    принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

    принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

    принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

    Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

    На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

    Налоговый анализ включает, например:

    выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

    перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

    анализ заключенных договоров с контрагентами.

    Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

    Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

    Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

    В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

    Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

    Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

    Оптимизация цены сделок

    Применение отдельных элементов налогообложения

    Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

    Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

    Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

    Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

    начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

    начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

    списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

    порядок списания расходов;

    определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

    Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

    налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

    "налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

    специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

    Разработка налоговой схемы

    При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

    При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

    При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

    Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

    В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

    Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

    Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

    Во-вторых, по причинам системного характера.

    В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

    Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    На понятие налоговой нагрузки государство и собственники бизнеса смотрят по-разному. Для представителей государства от данного показателя зависит, например, формирование бюджетов различных уровней. Для бизнесменов налоговая нагрузка – один из инструментов влияния на финансовые результаты деятельности своей компании. Как оптимизировать расходы на налоги и не испортить отношения с ФНС, читайте в публикации.

    Принципиальное значение анализа налоговой нагрузки

    Законодательство не дает четкого определения налоговой нагрузке. Данное понятие, напрямую влияющее на развитие государственной налоговой политики и налогового контроля, не первое десятилетие остается спорным. Впрочем, как и вопрос: много или мало платит налогов конкретная компания.

    Само по себе слово «нагрузка» подразумевает скоординированные встречные действия, призванные сохранить функционирование объекта, оказавшегося под давлением. В первую очередь к таким действиям относятся оптимизация расходов на налоги и снижение уровня налоговых рисков. Главное – оценка налоговой нагрузки поможет отследить степень ее давления на финансовую и хозяйственную активность компании с одной стороны, и насколько вызывающе данные показатели смотрятся рядом со средними по отрасли цифрами – с другой.

    Естественно, все стремятся свести расходы к минимуму и тем самым повысить эффективность управления финансами компании. Но в то же время недальновидная экономия на налогах может привести к еще большим проблемам и затратам в виде доначислений и штрафов по результатам налоговых проверок. Поэтому важно выработать стратегию снижения нагрузки в рамках действующего законодательства.

    Чтобы безопасно снижать налоговые расходы, необходимо четко понимать, как проводить анализ показателей налоговой нагрузки и что делать с его результатами.

    Специалисты 1C-WiseAdvice тщательно следят, чтобы налоговая нагрузка клиента всегда оставалась в безопасной зоне, не вызывающей интереса налоговиков. Мы предлагаем только законные варианты снижения налоговой нагрузки , которые разрабатываются индивидуально с учетом структуры конкретного бизнеса и специфики деятельности компании.

    Проблема методики оценки налоговой нагрузки

    Сегодня в России нет единой методологии оценки размера налоговой нагрузки организации. Зачастую одни и те же формулы используются, например, для расчета налоговой нагрузки и налогового потенциала, что затрудняет эффективное использование полученных результатов. Отсутствие четкого определения и методики оценки налоговой нагрузки предполагают различные способы ее измерения, а отсюда – неоднозначные результаты.

    Способы оценки налоговой нагрузки являются «подвижными формулами», реагирующими на изменения в законодательстве, особенности конкретного бизнеса, региональные показатели рентабельности. Поэтому лучше использовать не один метод оценки, а их совокупность. Комплексный подход позволит учитывать все внешние и внутренние факторы, а, следовательно, результаты исследования принесут практическую пользу руководителю компании и собственникам бизнеса.

    В любом случае показатель налоговой нагрузки оценивает ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией, и, по мнению ФНС, не может быть:

    • перенесена на другие экономические субъекты (в частности, за счет повышения цен);
    • уменьшена посредством налогового планирования, оптимизации налоговых платежей и другими способами.

    На что ориентированы различные методики

    Независимо от того, какие именно методы анализа налоговой нагрузки применяются, необходимо понимать: в этом деле важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько объем прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов. Поэтому, например, формула, предложенная ФНС, точно не является эталонной – так как не учитывает долю каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании.

    Итак, формула расчета налоговой нагрузки, предложенная ФНС:

    Налоговая нагрузка = (Общая сумма налогов / Выручка) х 100%

    Нужно иметь в виду, что для налоговиков, разработавших эту формулу, первостепенное значение имеет соблюдение средних значений по отраслям, а не рентабельность вашего бизнеса.

    Методика, разработанная Минфином, определяет общую долю налогов в выручке от реализации. Но этот способ опять-таки не разделяет налоги на группы, каждая из которых оказывают свою степень давления на соответствующий источник платежа.

    В то же время, учитывая трудоемкость расчетов по отдельным налогам, компаниям, применяющим общую систему налогообложения, лучше выделить наиболее «затратные».

    Так, у компаний на общей системе налогообложения самыми «затратными» являются НДС и налог на прибыль.

    Когда налоговая нагрузка превращается в налоговое бремя

    Оценить степень налогового давления можно и «на глазок», не используя сложные расчеты. Если величина налоговых расходов превышает 40% от прибыли, то налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя – ту степень давления, когда интересы государства в бизнесе преобладают над интересами собственников. Налоговая нагрузка считается нормальной в интервале от 20 до 40 %. Чем ближе к 40%, тем больше неиспользованных возможностей по оптимизации расходов. Показатель меньше 20% является предупреждением, что на организацию могут обратить внимание налоговики.

    Анализ налоговых рисков и формирование налоговой стратегии

    Опираясь на выводы, полученные в результате исследования, и на действующее законодательство, организация формирует оптимальную налоговую стратегию, включающую учетную политику для целей налогообложения и средства управления налоговыми рисками.

    От эффективности данных действий зависит, как будут складываться взаимоотношения с ФНС. Ведь в списке критериев, по которым налогоплательщик может сам узнать, не находится ли он в группе риска, значится: «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности)».

    Несмотря на то, что официально плана по штрафам и доначислениям не существует, по факту основной задачей инспекторов остается максимально возможное пополнение бюджета за счет налогоплательщиков. И идут в первую очередь они в те компании, где можно к чему-то придраться. А свою строгость, кстати, оправдывают объективными экономическими факторами.

    Так, в разделе II «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» говорится, что «с учетом складывающейся экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы».

    Следовательно, задача собственников – грамотно и, не выходя за рамки закона, корректировать налоговую нагрузку. В рамках риск-ориентированного подхода при оказании бухгалтерских услуг специалисты 1C-WiseAdvice следят, чтобы налоговая нагрузка клиентов не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%.

    Также мы всегда говорим о том, что не обязательно рисковать и прибегать к агрессивным схемам оптимизации расходов на налоги, чтобы снизить налоговое давление на бизнес. В рамках проектов по оптимизации мы предлагаем клиентам различные варианты уменьшения налоговой нагрузки, заточенные под конкретный бизнес и с учетом всех его юридических особенностей.

    И, наши специалисты способны взглянуть на проблему глазами налоговика. В команде с ними трудятся наши специалисты по оптимизации бухгалтерии, которые анализируют предлагаемые решения с точки зрения документооборота, сложности подготовки отчетности и налоговых деклараций, соответствия налоговой нагрузки ожиданиям ИФНС и пр.

    Читайте также: