Методы налогообложения в рф нк рф

Опубликовано: 22.04.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами), а также при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном настоящей главой, следующие методы:

    1) метод сопоставимых рыночных цен;

    2) метод цены последующей реализации;

    3) затратный метод;

    4) метод сопоставимой рентабельности;

    5) метод распределения прибыли.

    2. Допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

    2.1. При рассмотрении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства применение методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с учетом особенностей, установленных законодательством такого иностранного государства для аналогов указанных методов, при условии сопоставимости результатов, полученных при применении в соответствующей сделке методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, с результатами, полученными при применении указанных методов с учетом таких особенностей. При этом соответствующие результаты признаются сопоставимыми, если различия между указанными результатами отсутствуют либо не оказывают существенного влияния на налоговую базу и суммы налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

    3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 настоящего Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

    Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9 настоящего Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

    При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

    4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.

    Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

    5. Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

    Однородными сделками для целей главы 14.2 настоящего Кодекса, настоящей главы и глав 14.4 - 14.6 настоящего Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

    6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

    7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

    8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.

    При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

    9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности.

    При этом под разовой сделкой в целях настоящей статьи понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

    10. Методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, могут применяться без непосредственного расчета значений рыночных цен. При использовании указанных методов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сопоставляет финансовые показатели (результаты) анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с интервалом рентабельности (рассчитанными на основе интервала рентабельности финансовыми показателями) по сопоставимым сделкам, на основании чего производит расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена в случае, если бы сторонами данной сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.

    11. Судом могут быть учтены иные обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене, без ограничений, предусмотренных главой 14.2 настоящего Кодекса и настоящей главой.

    12. Налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом.

    Комментируемая статья содержит основополагающие нормы, касающиеся методов определения рыночной цены.

    НК РФ устанавливает следующие методы, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при проведении налогового контроля:

    1) метод сопоставимых рыночных цен;

    2) метод цены последующей реализации;

    3) затратный метод;

    4) метод сопоставимой рентабельности;

    5) метод распределения прибыли.

    В письме Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100 отмечено, что под разовой сделкой в целях статьи 105.7 НК РФ понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

    Соответствие цены, примененной в разовой сделке, рыночной цене может быть определено на основании пункта 9 статьи 105.7 НК РФ исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности, в случае, если методы, указанные в пункте 1 статьи 105.7 НК РФ, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене.

    При этом, по мнению Минфина России, разовые сделки следует разграничивать на сделки, относящиеся и не относящиеся к основной деятельности организации. Так, разовые (единичные) сделки в зависимости от хозяйственной ситуации могут быть неразрывно связаны с основной деятельностью организации.

    Исходя из вышеизложенного, использование результатов независимой оценки для обоснования соответствия цены, примененной в разовой сделке, рыночному уровню, возможно в случае, когда методы, указанные в пункте 1 статьи 105.7 НК РФ, не позволяют определить такое соответствие. При этом в ситуациях, когда сделки не относятся к основной деятельности организации, но при этом осуществляются на периодической основе (например, сделки по реализации имущества, полученного в результате отказа страхователя от своих прав на застрахованное имущество при его утрате, гибели в пользу страховщика), в первую очередь в целях определения соответствия цены, установленной в таких сделках, рыночной, необходимо руководствоваться методами, указанными в пункте 1 статьи 105.7 НК РФ.

    В свою очередь, в случае, если методы, указанные в пункте 1 статьи 105.7 НК РФ, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в сделке, рыночной цене, по мнению Минфина России, налогоплательщики могут применить иные методы и подходы к ценообразованию, не предусмотренные указанной статьей, при условии соблюдения принципа "вытянутой руки".

    При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 105.17 НК РФ Федеральная налоговая служба не вправе применять в рамках налогового контроля иные методы, не предусмотренные разделом V.1 НК РФ. В связи с этим проверка соответствия принципу "вытянутой руки" осуществляется исключительно с использованием методов ценообразования, установленных НК РФ.

    Одновременно обращено внимание на возможность использования страховщиком при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с условиями сопоставимых сделок результатов независимой оценки в качестве информации, предусмотренной статьей 105.6 НК РФ, в случае соблюдения требований, установленных указанной статьей.

    В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N 09АП-34574/2012, 09АП-36475/2012 сформулирован вывод о том, что НК РФ допускает для ассоциированных предприятий возможность прямого метода определения рыночной стоимости, то есть метода, при котором ассоциированные предприятия платят за определенные услуги на основании заключенных гражданско-правовых договоров. Преимуществом данного метода является то, что он позволяет четко определить выполненную услугу и основание для ее оплаты. Метод распределения стоимости и метод пропорционального распределения (косвенный метод) не воспринят законодательством Российской Федерации о трансфертном ценообразовании.

    Положения раздела V.1 НК РФ не допускают возможности принятия расходов на основании так называемых соглашений о распределении издержек, не содержат механизма контроля ценообразования для таких сделок. В настоящем случае затраты формировались не исходя из условий договоров оказания услуг, а исходя из Руководства распределения расходов холдинга, которые носят непрозрачный характер (не могут быть проверены на основании принципа "вытянутой руки") и были сокрыты налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки.

    Источник комментария:
    "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
    Ю.М. Лермонтов, 2016

    При этом судами отмечено, что ООО «Аверс» имело возможность арендовать помещения напрямую у общества, что и делало ранее. Суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 105.7, 146, 154, 166, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у налогового органа оснований для доначисления обществу спорных сумм налогов, начисления пени и привлечения общества к ответственности в виде штрафных санкций.

    уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов с применением методов, установленных главой 14.3 Налогового кодекса. Данный вывод следует из положений пункта 2 статьи 105.3, пункта 1 статьи 105.5, пунктов 1, 6 статьи 105.6, пункта 1 статьи 105.7, статьи 105.17 Налогового кодекса. При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной.

    действиях общества «Гранд-Отель» и его контрагента ФГУП «ФТ-Центр» не установлено признаков взаимозависимости, суды указали, что у инспекции не имелось оснований для применения в оспариваемом решении метода последующей реализации в соответствии с о статьей 105.7 Налогового кодекса Российской Федерации и анализа цен по сделкам по приобретению и реализации недвижимого имущества.

    • только для ИП
    • для юридических лиц
    • для ИП

    Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
    При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

    Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

    Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

    • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
    • не применяют онлайн-кассу;
    • не сдают отчетность;
    • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
    • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
    • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

    • только для физических лиц и ИП;
    • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
    • без наемных работников;
    • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
    • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

    Не вправе применять налоговый режим НПД:
    422-ФЗ, статья 4, пункт 2

    1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

    3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

    4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

    5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

    6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

    7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

    8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

    Не признаются объектом налогообложения доходы:
    422-ФЗ, статья 6, пункт 2

    1) получаемые в рамках трудовых отношений;

    2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

    3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

    4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

    5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

    6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

    7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

    8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

    10) от уступки (переуступки) прав требований;

    11) в натуральной форме;

    12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 июля 1998 года

    17 июля 1998 года

    Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1

    31. Сведения о фактах проведения налогового мониторинга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на НПФ.

    Вместе с тем, в случае, если из кредитного договора, выданного в целях рефинансирования кредита, выданного на рефинансирование первоначального ипотечного кредита, будет следовать, что планируемое рефинансирование непосредственно связано с первоначальным целевым итопечным кредитом на приобретение жилья (имеются ссылки на первоначальный ипотечный кредит и на кредит, предоставленный в целях его рефинансирования), то, в связи с отсутствием в Кодексе ограничения по количеству кредитов, получаемых в целях перекредитования ипотечного кредита на приобретение жилья, налогоплательщик будет иметь право на имущественный налоговой вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме фактически расходов на погашение процентов по кредиту, полученному от банка в целях рефинансирования кредита, выданного для рефинансирование первоначального ипотечного кредита.

    Между тем Налоговым кодексом не определяются понятия "хозяйственное строение" и "хозяйственное сооружение".

    В связи с этим с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.

    Однако подпункт 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, на основании которого решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, не распространяется на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам. Кодексом не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам.

    Учитывая, что в соответствии со статьей 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализованное либо предназначенное для реализации, для применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и (или) по НДПИ, товаром, произведенным в результате реализации РИП в рамках статьи 25.8 Кодекса и подлежащим указанию в заявлении согласно статье 25.12-1 Кодекса, для налогоплательщиков, направляющих добытое полезное ископаемое, указанное в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 Кодекса, в полном объеме на аффинаж, вследствие чего реализующих аффинированный (химически чистый) драгоценный металл, будет указанный драгоценный металл.

    В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных НК РФ.

    Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

    При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

    Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регламентируется порядок изменения сроков уплаты тех страховых взносов, которые установлены Кодексом.

    Таким образом, у налоговых органов отсутствуют полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не установленных Кодексом, в частности, страховых взносов, пеней, штрафов, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

    Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

    6.19. В случае совершения операции по выводу денежных средств форекс-дилер осуществляет исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

    6.20. В целях совершения операции, предусмотренной пунктом 6.2.1 раздела IV Базового стандарта, форекс-дилер дает указание банку о совершении операции по специальному разделу номинального счета клиента/отдельному номинальному счету клиента без соответствующего распоряжения клиента.

    Платите налоги в несколько кликов!

    Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

    Выбор налогового режима — ответственный этап при открытии своего дела. Вам все равно придется платить налоги, но грамотный выбор системы налогообложения поможет уменьшить налоговую нагрузку. Рассчитайте суммы налогов, которые вам придется платить на разных системах налогообложения — и вы увидите разницу в суммах, а еще — в количестве налоговых платежей и отчетных документов. Чем больше налогов и отчетов — тем выше расходы на бухгалтера, учитывайте это при выборе режима.

    Согласно гл. 26 II ч. НК РФ, в нашей стране есть 5 режимов налогообложения:

    • общий режим (система) налогообложения — ОСН;
    • упрощенная система налогообложения — УСН;
    • единый налог на вмененный доход — ЕНВД;
    • единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН;
    • патентная система налогообложения — Патент.

    Покажем в таблице, какие налоги уплачивают на каждом режиме, а затем расскажем подробнее о каждой системе налогообложения.

    Общий режим (система) налогообложения в 2018 году

    Общая система налогообложения — самый сложный режим налогообложения в стране. На ОСН платят много налогов и сдают несколько налоговых и бухгалтерских отчетов.

    По ОСН работают организации и ИП, которые при регистрации не указали какой-то другой режим по незнанию или которые не имеют права использовать специальные налоговые режимы. Для стандартной системы налогообложения нет ограничений по видам деятельности, количеству работников, оборотам и т.п. Чаще всего ОСН выбирают крупные компании, которые платят НДС и предпочитают сотрудничать с другими компаниями на ОСН. Это позволяет избежать переплаты НДС.


    Применять общую систему выгодно, если:

    • большинство ваших контрагентов используют ОСН;
    • деятельность организации связана с импортом;
    • ведется оптовая торговля;
    • у компании льготные условия по уплате налога на прибыль.

    ОСН предполагает уплату в бюджет достаточно большого количества налогов. С перечнем этих выплат можно ознакомиться в приведенной выше таблице.

    Упрощенная система налогообложения в 2018 году

    Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП вправе применять УСН с момента постановки на учет в ИФНС. Для этого надо предоставить заявление о применении УСН в налоговую в течение 5 дней с момента регистрации. О других способах перейти на УСН читайте в нашей статье.

    На упрощенку переходят добровольно, но есть ограничения. Согласно п.3 ст. 346.12 НК РФ, УСН не могут применять:

    • организации, которые имеют представительства или филиалы;
    • если доля участия других организаций более 25%;
    • если средняя численность трудящихся за отчетный период больше 100 человек;
    • организации, у которых остаточная стоимость основных средств больше 150 млн. рублей;
    • банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, участники рынка ценных бумаг и ломбарды;
    • компании, которые производят подакцизные товары, добывают и продают полезные ископаемые (за исключением общераспространенных).

    Согласно ст. 346.11 НК РФ, при упрощенке уплачивается единый налог, который заменяет собой сразу несколько налогов: налог на прибыль; НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); НДФЛ (для ИП). Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Единый налог на вмененный доход в 2018 году

    ЕНВД — один из самых популярных налоговых спецрежимов в России. Он, как и УСН, освобождает от уплаты сразу нескольких видов налогов. Налоговой базой здесь становится не полученная прибыль, а размер предполагаемого дохода для вашего вида деятельности. Несмотря на массу слухов об отмене данного налогового режима, президент РФ подписал указ о продлении действия ЕНВД до 2021 года, поэтому в ближайшие годы этот спецрежим никуда не денется.

    Вмененка утверждается регионами, у нее есть несколько характерных особенностей:

    • сумма налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности;
    • величина налога определяется с использованием коэффициентов, которые зависят от площади торгового зала (для торговли), числа сотрудников человек (для услуг), числа автотранспортных средств (для транспортных услуг).

    ЕНВД не могут применять ИП и компании, если:

    • численность сотрудников за отчетный период больше 100;
    • компания — крупный налогоплательщик;
    • в уставном капитале организации доля других компаний больше 25%;
    • ИП или компания занимается видом деятельности, не предусмотренным ст. 26.3 НК РФ;
    • если организация занимается общественным питанием в больницах, школах и прочих учреждениях, в которых данная услуга является обязательной;
    • компания сдает в аренду помещения или земельные участки на заправочных станциях, а также сдает в аренду землю для размещения на ней объектов торговли;
    • в регионе не предусмотрена уплата ЕНВД.

    Единый сельскохозяйственный налог в 2018 году

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это налоговый спецрежим, который доступен компаниям и ИП, занимающимся сельским и лесным хозяйством, животноводством или растениеводством, разведением и выловом рыбы и прочих водных биоресурсов. При этом, доход от данных видов деятельности должен занимать не менее 70% от размера совокупного дохода.

    При данном режиме уплачивается единый налог по ставке 6%, а налоговая база — это доходы за вычетом расходов.

    Единый налог заменяет собой несколько налогов, как УСН или ЕНВД:

    • НДФЛ;
    • налог на прибыль (для организаций);
    • НДС (исключение — экспорт).

    Переход на ЕСХН доброволен, для этого подается заявление о переходе на ЕСХН в налоговую. Но если, согласно ст. 346 НК РФ, налогоплательщик лишится права использовать этот спецрежим — в течение отчетного периода перестанет соответствовать критериям сельхозпроизводителя — его переведут на ОСН.

    Патентная система налогообложения в 2018 году

    Патентная система налогообложения (ПСН) - режим только для ИП. Он очень привлекателен из-за своей простоты. Здесь нет сложных систем учета и отчетности, нужно только купить специальный документ — патент, который дает право вести определенный вид деятельности в течение 1-12 месяцев. Сразу после покупки рассчитывается налог.

    По Патенту можно вести только некоторые виды деятельности. Часть из них указаны в ст. 346.43 НК РФ (местные органы власти могут добавлять дополнительные виды деятельности). Есть и другие ограничения, которые могут препятствовать использованию спецрежима:

    • ИП не должен заниматься производством;
    • количество работников — не больше 15 человек;
    • площадь торгового зала — не больше 50 кв.м;
    • режим не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом.

    Налоговая ставка на Патенте — 6%, налоговая база — потенциально возможный годовой доход. При расчете стоимости патента учитываются и численность сотрудников, площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, арендная площадь. Есть официальный калькулятор ФНС, с помощью которого можно быстро и легко рассчитать стоимость патента.

    Читайте также: