Методологические аспекты учетной политики для налогового учета

Опубликовано: 20.09.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Корчевая О.В. Методические аспекты учетной политики организации для целей налогового учета // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/07/25623 (дата обращения: 20.05.2021).

Понятие учетной политики, используемое в налоговом учете, закреплено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [1].

В налоговой учетной политике необходимо отразить следующие элементы:

– порядок определения налоговых баз по каждому налогу, уплачиваемому организацией;

– порядок раздельного учета операций, которые подлежат и не подлежат налогообложению;

– порядок раздельного учета операций, подлежащих налогообложению по разным ставкам;

– порядок ведения налогового учета;

– используемые методы расчетов при определении налоговых баз;

– используемые методы оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

– порядок формирования и использования создаваемых резервов;

– порядок формирования задолженностей перед бюджетом по каждому конкретному налогу.

Налоговую учетную политику разрешается изменять только в трех случаях:

– при изменении применяемых в организации методов налогового учета – с 1 января следующего года;

– при изменении налогового законодательства – с даты вступления в силу таких изменений;

- при существенном изменении условий хозяйственной деятельности организации (например, появления новых видов деятельности, методы налогового учета которых ранее не были разработаны) – с момента такого изменения.

В налоговой учетной политике организация должна определить используемую ею систему осуществления налогового учета. При этом он может выбрать любой из следующих вариантов [3]:

1) налоговый учет осуществляется параллельно с бухгалтерским. Как правило, по такой модели налоговый учет построен в крупных компаниях, где существует отдельное подразделение, занимающееся только налоговым учетом;

2) налоговый учет осуществляется на базе бухгалтерского учета. При использовании подобной модели налоговый и бухгалтерский учет максимально сближаются, регистры налогового учета ведутся лишь тогда, когда правила, установленные НК РФ и бухгалтерскими стандартами, кардинально отличаются;

3) налоговый учет осуществляется методом корректировки бухгалтерского учета. То есть, в налоговых регистрах отражаются только разница между показателями бухгалтерского и налогового учета, если такая разница возникает.

4) для ведения налогового учета разрабатывается специальный налоговый план счетов. Такой способ является одним из наиболее используемых на практике, именно этот способ чаще всего применяется в небольших и средних организациях.

Основными элементами учетной политики по налогу на прибыль являются [4, 5, 6, 7, 8]:

– метод признания доходов и расходов;

– классификация некоторых видов доходов и расходов;

– состав и порядок списания прямых и косвенных расходов;

– налоговый учет амортизируемого имущества;

– налоговый учет материально‑производственных запасов;

– создание резервов в налоговом учете.

Что касается признания доходов и расходов организацией, то НК РФ позволяет выбрать один из двух возможных методов:

– кассовый метод [2].

Однако кассовый метод могут использовать только налогоплательщики, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации без НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Относительно амортизируемого имущества в налоговой учетной политике выбирается метод амортизации, использование амортизационной (инвестиционной) премии, порядок отражения расходов на ремонт основных средств.

При начислении амортизации основных средств выбирают один из следующих методов:

– нелинейный (для к 1-й – 7-й амортизационных групп).

При этом изменить метод амортизации с линейного на нелинейный можно только с начала налогового периода. Обратный же переход допускается не чаще одного раза в 5 лет.

Организация в налоговой учетной политике может указать на применение или неприменение коэффициентов, повышающих или понижающих норму амортизации. В случае применения таких коэффициентов указывается их величина для отдельных видов основных средств.

Норма амортизации по основным средствам, которые уже эксплуатировались, определяется без учета срока фактической службы основного средства у предыдущих владельцев, а срок их полезного использования определяется в соответствии с классификацией основных средств как для новых основных средств. Также норма амортизации может определяться с учетом вышеуказанного срока. Однако, если выбран второй вариант, то необходимо определить, каким образом предыдущий владелец будет подтверждать величину срока фактической службы основного средства.

В налоговой учетной политике необходимо указать, будет ли применяться амортизационная (инвестиционная) премия при осуществлении капитальных вложений. В случае применения такой премии в налоговой учетной политике необходимо выбрать ее размер:

– одинаковый для всех объектов основных средств;

– различный для различных групп объектов основных средств;

– различный для каждого объекта основных средств.

Конкретный размер амортизационной премии в учетной политике указывать не обязательно, достаточно лишь указать, что она будет применяться. В таком случае конкретный размер амортизационной премии (0%-30 %) устанавливается приказом руководителя организации для каждого конкретного приобретаемого объекта основных средств.

Расходы, связанные с ремонтом основных средств, организация имеет право отражать в составе прочих расходы в сумме фактически осуществленных затрат того отчетного периода, в котором проводились ремонтные работы, либо списывать за счет резерва на ремонт основных средств. Если организацией выбран второй вариант, то это необходимо отразить в налоговой учетной политике.

Материально-производственные запасы при списании оцениваются одним из следующих способов:

– по себестоимости единицы;

– по средней стоимости;

– по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО) [2].

В НК РФ не конкретизируется, нужно ли выбирать один метод оценки в отношении всех материально-производственных запасов или допускается применение различных методов для оценки различных групп материально-производственных запасов [6].

Себестоимость приобретения покупных товаров формируется либо исходя из цены, установленной в договоре, без учета расходов, связанных с их приобретением, либо исходя из цены, установленной в договоре, с учетом расходов, связанных с их приобретением. Выбранный порядок применяется организацией в течение не менее чем двух лет.

В налоговой учетной политике организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Прямые расходы распределяются между остатками незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции [2]. Например, можно распределять их:

– пропорционально плановой себестоимости продукции;

– пропорционально доле остатков исходного сырья;

– пропорционально количеству продукции;

Организации, оказывающие услуги, прямые расходы имеют право относить на уменьшение доходов периода без распределения на остатки незавершенного производства, или распределять между стоимостью незавершенного производства и стоимостью оказанных услуг.

Организация в налоговой учетной политике должна утвердить порядок формирования и использования резервов в налоговом учете, если планируется создание таких резервов. Организация может создавать резервы по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию а также резерв на ремонт основных средств.

Резерв по сомнительным долгам формируется на основании произведенной инвентаризации расчетов на сумму 100% от просроченной дебиторской задолженности, если выплата просрочена более чем на 90 дней, 50% от просроченной дебиторской задолженности, если выплата просрочена на срок от 45 до 90 дней, если же просрочка составляет менее 45 дней, то резерв не создается. Сумма неиспользованного резерва включается во внереализационные расходов того налогового периода, в котором резерв создавался, также допускается ее перенос на следующий налоговый период.

Для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговой учетной политике отражаются предельная сумма отчислений в резерв и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Для резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в налоговой учетной политике устанавливается максимальный размер отчислений в резерв.

Для резерва на ремонт основных средств в налоговой ученой политике указываются норматив отчислений в резерв и предельная сумма резерва. Предельная сумма не должна устанавливаться в размере больше средней величины фактических расходов на ремонт за последние три года. Также в налоговой учетной политике утверждаются срок, в течение которого резервируются средства для финансирования расходов на ремонт и периодичность проведения ремонта.

Кроме того, организация имеет право установить в налоговой учетной политике порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Авансовый платеж может рассчитываться и уплачиваться ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, или ежемесячно в течение каждого квартала в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал.

Таким образом, методический раздел налоговой учетной политики является важной составляющей системы налогового учета в организации, требующим серьезного и вдумчивого подхода со стороны главного бухгалтера при формировании учетной политики организации на очередной финансовый год.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Иванов А.Е. Организация налогового учета на предприятии: анализ восьмилетнего опыта / А.Е. Иванов // Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. Выпуск 8. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – С. 64-68.
  4. Иванов А.Е. Организация налогового учета доходов от реализации / А.Е. Иванов // Естественно-научные, гуманитарные и социально-экономические науки: материалы второй заочной международной научно-практической конференции 24 ноября 2009 года. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 90-95.
  5. Иванов А.Е. Методические основы формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли / Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 57-61.
  6. Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2012 год в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета / Н.П. Кондраков. – Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2011. – 208 с.
  7. Медведев М.Ю. Учетная политика – 2012 / Москва: Изд-во Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 256 с.
  8. Семинихин В. Учетная политика на 2012 год / В. Семинихин // Аудит и налогообложение. – 2011. – №11. – С. 2-12.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Учетная политика в целях налогообложения: методический аспект

Германова Виктория Самвеловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского финансового учета
Россия, Ставропольский государственный аграрный университет
[email protected]

Особенность этой статьи заключается в том, что в ней представлен анонс методических аспектов учетной политики в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на имущество, основанный на статьях части 2 Налогового Кодекса. Автор предполагает, что подробное ознакомление с выдержками Налогового Кодекса и приведенными фрагментами уже составленной организацией учетной политикой позволит пользователям методически грамотно сформировать свою налоговую учетную политику.

учетная политика в целях налогообложения, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, Налоговый Кодекс.

Категории статьи:

Методологические инструменты технологизации подпроцессов управления организации
Внутренние коммуникации в период пандемии
Коммуникационная стратегия нового бренда на региональном издательском рынке
Развитие систем управления владельческими рисками как основа обеспечения экономической устойчивости российских организаций в условиях пандемии
Блиц-мониторинг состояния предприятия

Статья также доступна (this article also available):

Налоговый Кодекс РФ в 2006 году ввел понятие учетной политики для целей налогообложения в статью 11 – как выбранной налогоплательщиком совокупности допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика в целях налогообложения раскрывает особенности ее составления по федеральным налогам, в разделе VIII Налогового Кодекса, в частности в: главе 21 «Налог на добавленную стоимость»; главе 25 «Налог на прибыль организаций»; главе 26. «Налог на добычу полезных ископаемых», главе 30 «Налог на имущество организаций».

Рассмотрим основные методические аспекты, представленные в указанных главах Налогового кодекса и приведем реальные примеры применения этих аспектов в учетной политике для целей налогообложения конкретной организации. В таблице 1 представлен порядок раскрытия методических аспектов учетной политики в целях налогообложения в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в статьях 165, 166 и 170.

Таблица 1 — Порядок раскрытия формирования учетной политики в главе 21 «Налог на добавленную стоимость»

Раскрытие элементов в учетной политике

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» раскрывает порядок формирования учетной политики наиболее полно в тридцати шести статьях, которые схематично представлены на рисунке 1 и показывают разделение данных аспектов на следующие составляющие: отражение доходов, раскрытие расходов, методика учета амортизируемого имущества, особенности налогообложения и порядок ведения налогового учета.

Отражение доходов представлено в двух статьях 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов» и 316 «Порядок налогового учета доходов от реализации», в которых указано, что раскрытие доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов (рисунок 1).

Раскрытие расходов в учетной политике для целей налогообложения находит отражение в восемнадцати статьях главы 25 НК и определяет методику учета различных видов расходов организации (рисунок 1). Методика учета амортизируемого имущества раскрывается в шести статьях и позволяет определить виды амортизируемого имущества, особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп), методы и порядок расчета сумм амортизации, порядок расчета сумм амортизации при применении линейного и нелинейного метода начисления амортизации, а также повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации и особенности организации налогового учета амортизируемого имущества. Особенности налогообложения представлены в пяти статьях и раскрывают методику определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, по определению налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами и налогообложение по срочным сделкам иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Рисунок 1 – Схема раскрытия элементов учетной политики по статьям главы 25 Налогового Кодекса

Порядок ведения налогового учета находит отражение в девяти статьях главы 25 Налогового Кодекса и наиболее полно определяют порядок формирования учетной политики в целях налогообложения налога на прибыль организаций, а в частности общие положения ведения налогового учета, порядок формирования аналитических регистров налогового учета, а также особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков, порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов, расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля и порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления.

Учитывая то, что в главе 25 Налогового Кодекса большое внимание уделено раскрытию методических аспектов налогового учета амортизируемого имущества, в частности основных средств, приведем фрагменты учетной политики для целей налогообложения в части учета этих средств в реальной организации ООО «Евроотель», расположенной в г. Ставрополе и предоставляющей различные виды гостиничных услуг (рисунок 2).

Рисунок 2 — Фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части учета основных средств

Учетная политика в целях налогообложения, являясь действенным инструментом налогового планирования, позволяет в определенных размерах корректировать величину налоговых платежей организации. И хотя правила ведения налогового учета едины, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов и регистров учета, дающих возможность регулировать финансовые потоки организации.

В ООО «Евроотель» для целей налогового учета основных средств используются регистры налогового учета, которые являются приложением к учетной политике организации в целях налогообложения.

Формы данных регистров разработаны с учетом рекомендаций главы 25 НК и возможностями программного обеспечения конкретной организации. Приведем примеры оформления регистров налогового учета. Для обобщения информации об операциях приобретения и формирования стоимости приобретаемого имущества, работ, услуг, прав, которые в дальнейшем учитываются в качестве доходов или расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль используется «Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг». Регистр формируется по записям на счетах учета приобретенного имущества, работ, услуг и прав за отчетный (налоговый) период. Фрагмент регистра представлен на рисунке 3. Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав формирует итоговую информацию о стоимости приобретенного имущества за определенный период по данным налогового учета. Рисунок 3 показывает, что за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 были приобретены основные средства на общую стоимость 321450,00 руб. Эти данные отображены по строке «Итого».

Для обобщения информации об операциях выбытия имущества и формирования доходов от реализации, подлежащих включению в налоговую базу по налогу на прибыль предназначен «Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав». Регистр формируется по записям на счетах учета имущества (в части выбытия имущества, не связанного с реализацией) и счетах учета доходов от реализации (в части реализации имущества, работ, услуг и прав).

Рисунок 3 – Фрагмент регистра учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав

Фрагмент регистра представлен на рисунке 4. По данным регистра выбытия имущества, работ, услуг, прав можно рассчитать общую стоимость основных средств реализованных или переданных на сторону за определенный период. По строке «Итого» рисунка 4 можно увидеть, что за выбранный период были проданы основные средства на общую стоимость 320300,00 руб.

Для обобщения информации о наличии и движении имущества организации, признаваемого в целях налогообложения основными средствами в составе амортизируемого имущества предназначен «Регистр информации об объекте основных средств». Фрагмент регистра представлен на рисунке 5.

Рисунок 4 – Фрагмент регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав

В разделе 1 содержатся общие сведения об объекте основных средств. Показатели раздела 2 отражают распределение сумм начисленной в отчетном месяце амортизации к прямым или косвенным расходам.

Рисунок 5 – Фрагмент регистра информации об объекте основных средств

В разделе 3 отражается размер специального коэффициента, применяемого в отношении объекта основных средств, а также его изменение за период. В разделе 4 отражаются сведения об изменении первоначальной стоимости за период. В разделе 5 отражается информация о перерывах в начислении амортизации. В разделе 6 отражаются суммы накопленной амортизации по месяцам.

По данным рисунка 5 увидеть, что основное средство автомобиль было приобретено 12 июня 2011 года по стоимости 456000,00 руб. со сроком полезного использования 144 мес. Амортизация по объекту относится на счет затрат 26 «Общехозяйственные расходы».

Рисунок 6 – Фрагмент регистра информации об объекте основных средств

«Регистр амортизации основных средств» предназначен для отражения суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств, необходимой при формировании прямых и прочих расходов, признаваемых в текущем (налоговом) периоде для целей налогообложения. Фрагмент регистра представлен на рисунке 6.

На основании данных регистра амортизации основных средств можно сделать вывод, что за 1 квартал 2011 года первоначальная стоимость основных средств составила 66012000,00 руб., сумма амортизации — 236415,00 руб.

Регистры в ООО «Евроотель» формируются автоматически при правильном заполнении всех субконто различных документов, формируемых в программе 1С «Бухгалтерия».

В главе 26. «Налог на добычу полезных ископаемых» методические аспекты формирования учетной в целях налогообложения находят отражение в двух статьях Налогового Кодекса: статье 343.1 «Порядок уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда», которая введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 425-ФЗ и позволяет налогоплательщику по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном данной статьей, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса; статье 346.38 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений» уточняет, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Порядок осуществления налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке.

В заключении рассмотрим главу, которая также раскрывает методические аспекты применения учетной политики в целях налогообложения – это глава 30 «Налог на имущество организаций», которая введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и в статье 375 «Налоговая база» уточняет следующие моменты. Так при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Рассмотрим фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части налога на имущество, который представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 — Фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части налога на имущество

В Ставропольском крае установлена максимальная ставка налога на имущество организаций, равная 2,2 процента. В ООО «Евроотель» сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода определяется следующим образом: среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества умножается на установленную в данном субъекте РФ ставку налога на имущество. Полученное произведение уменьшается на суммы авансовых платежей начисленных в течение налогового периода. Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций необходимо представить не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговую декларацию необходимо представить не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Большое значение при определении размера налога на имущество и величины амортизационных отчислений также имеет своевременность переоценки основных средств: чем раньше будет произведена уценка или дооценка, тем сильнее ее результаты скажутся на среднегодовой стоимости имущества. Следует отметить, что налоги на имущество и на прибыль по-разному зависят от стоимости основных средств. При росте стоимости налог на имущество увеличивается, но налоговые платежи от прибыли при прочих равных условиях снижаются и наоборот. Поэтому до принятия решения о переоценке и ее вариантах необходимо произвести сравнительный анализ. Налогоплательщики вправе при исчислении налогооблагаемой базы налога на имущество исключать суммы амортизации основных средств не только основной деятельности, но и объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, а за правильностью включения этих сумм в расчет должна следить бухгалтерия организации, составляя методически грамотную и перспективную учетную политику.

Ведь значение учетной политики большинством организаций не оспаривается, ими детально изучаются последствия применения тех или иных элементов, выборе того или иного варианта учетной политики в зависимости от поставленной цели. А целью чаще всего являются законная оптимизация налоговых платежей. Предприятие должно раскрывать принятые при формировании учетной политики способы учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями. Так методы, подходящие для управления одной организации, могут быть абсолютно неприемлемы для другой. Поэтому учетная политика должна быть индивидуальной, т.е учитывать специфику деятельности и составляться для каждого конкретного налогоплательщика и оптимальной, т.е принимать во внимание все цели, ради которых она создается.

Все методические аспекты учетной политики в целях налогообложения, рассмотренные в данной статье и применяемые в организациях позволять сделать учетную политику одним из главных элементов документооборота и при грамотном подходе к ее составлению организации смогут добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Библиографический список

  1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.12 г., №19-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Авдеев, В.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 г. // Бухгалтер и закон.- 2009.- № 12.-С. 11 — 17.
  4. Германова, В.С. Методы оценки основных средств в учетной политике коммерческой организации.- Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития: монография / Воронежский государственный педагогический университет.- Воронеж, 2008.- Книга 16.- С.70-82
  5. Германова, Ю.И. Оценка эффективности налогообложения и методы ее определения / Ю.И. Германова, В.С. Германова // Ученые записки Российского государственного социального университета.- 2009.- № 6.- С. 73-77.
  6. Медведев, М.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая / М. Ю. Медведев. – М. : ИД ФБК-Пресс, 2009. – 178 с.
  7. Семенихин, В.В. Учетная политика – 2010 / В.В. Семенихин. – М. : Налоговый вестник, 2010. – 288 с.

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+


  • Определяем назначение первого раздела учетной политики: организационный или организационно-технический
  • Основная часть учетной политики: методические аспекты
  • Итоги

Определяем назначение первого раздела учетной политики: организационный или организационно-технический

Учетная политика (УП) — основополагающий документ, регламентирующий основные аспекты организации и осуществления учетного процесса деятельности хозяйствующих субъектов.

Для того чтобы этот учетный процесс происходил планомерно и непрерывно (как этого требует закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), его необходимо правильно организовать:

  • определить ответственных за организацию учета лиц (ст. 7 закона № 402-ФЗ);
  • регламентировать основные элементы, необходимые для осуществления процесса учета фактов хозяйственной деятельности и иных учетных объектов — формы первичных учетных документов и регистров, схему документооборота (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • разработать комплекс контрольных процедур, включающий алгоритмы проведения инвентаризаций, описание системы внутреннего контроля (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • учесть другие необходимые организационные аспекты (п. 4 ПБУ 1 /2008).

Указанные элементы УП принято объединять в отдельную главу, название которой может звучать по-разному: «Общие положения» или «Организационный раздел учетной политики».

Помимо организационных аспектов фирме необходимо в учетной политике прописать и иные подробности, носящие технический характер, а именно:

  • применяемые способы обработки учетной информации;
  • алгоритмы группировки данных в специально разработанных регистрах;
  • иные технические детали (порядок хранения бумажной и электронной первички, периодичность сохранения информации на съемных носителях или в спецхранилищах).

Все это фирма вправе прописать в отдельной главе учетной политики и озаглавить ее, к примеру, «Технические аспекты учетной политики». Но, учитывая, что жесткой структуры для УП в законодательстве не предусмотрено, вышеуказанные алгоритмы и регламенты часто объединяют в одной главе — организационно-технической. Эта глава в УП — важная и необходимая, но не основная. Что необходимо предусмотреть в основной части УП, расскажем в следующем разделе.

Образцы учетной политики для организаций на ОСНО или УСН подготовили эксперты КонсультантПлюс. Ознакомиться с их разъяснениями, а также скачать примеры УП для каждой из систем налогообложения, можно в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Основная часть учетной политики: методические аспекты

Методические аспекты учетной политики — это избранные фирмой способы оценок активов и обязательств. Данный раздел обладает ярко выраженной специфичностью, так как:

  • формируется исходя из условий работы фирмы (масштабов, структуры, объемов производства, видов деятельности и иных моментов, влияющих на методологию учета);
  • при выборе того или иного метода оценки учитываются индивидуальные показатели деятельности фирмы (например, рентабельность производства), а также ее стратегические и тактические планы.

Поэтому каждая УП обладает своеобразием, хотя и основана на законодательно закрепленных стандартных методиках.

С полным перечнем ПБУ, которые могут оказаться востребованными при составлении УП, знакомьтесь здесь.

В раздел УП, посвященный методическим аспектам, могут включаться:

  • критерии признания, способы оценки, порядок формирования первоначальной стоимости и алгоритмы списания имущества и обязательств;
  • схемы учета производственных затрат и формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • варианты распределения затрат;
  • порядок формирования и корректировки оценочных обязательств;
  • иные аспекты (например, алгоритмы начисления и выплаты дивидендов, распределения и использования чистой прибыли).

Каждый методический аспект учетной политики включает следующие учетные нюансы:

  • основные (порядок признания, первоначальная оценка, механизм выбытия);
  • дополнительные (необходимая детализация и аналитика информации).

Если выбор способа оценки активов и обязательств из тех, что предлагаются законодательством, составляет проблему, фирма вправе самостоятельно определить эту методику, отразив ее в соответствующем разделе УП. Разработанная методика не должна противоречить законодательству и может основываться на международных учетных нормах.

Итоги

Аспекты учетной политики носят разный характер: организационный, технический или методологический. Все они имеют важное значение и должны быть отражены в УП с достаточной степенью детализации.

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Вот о каких возможностях совмещения мы уже рассказали:

Что указать в учетной политике в 2019 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Учетная политика для целей налогообложения

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 14 дней работы в сервисе бесплатно.

Учетная политика для целей налогообложения

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Из этого следует, что учетную политику обязаны составлять все лица, являющиеся налогоплательщиками, как организации, так и индивидуальные предприниматели, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, вида деятельности и применяемой ими системы налогообложения. Никаких исключений данная норма не содержит.

Необходимость формирования учетной политики обусловлена тем, что не все вопросы урегулированы законодательно. По многим аспектам учета законодательные нормы предоставляют налогоплательщику выбрать тот способ (метод) учета, который наиболее отвечает его целям и задачам. При этом в ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что порядок налогового учета по тому или иному вопросу должен быть разработан им самостоятельно.

Следовательно, учетной политикой должны быть урегулированы следующие вопросы:

1) в отношении которых нормативные правовые акты прямо предусматривают необходимость выбора из содержащихся в них вариантов учета (например, выбор одного из способов начисления амортизации, метода списания сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) которые не урегулированы законодательно. В то же время их решение принципиально важно для качественной организации финансово-хозяйственной деятельности (например, способы раздельного учета при совмещении ЕНВД с другим налоговым режимом; осуществлении деятельности, облагаемой и необлагаемой НДС). При этом как показывает арбитражная практика, учетная политика имеет решающее значение в суде при спорах об особенностях раздельного учета.

В случаях, когда вопрос законодательно не урегулирован и налогоплательщику необходимо самостоятельно разработать элемент учетной политики, лучше придерживаться правил бухгалтерского учета, поскольку на основе данных бухгалтерских учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов.

Например, раздельный учет может быть организован путем открытия дополнительных субсчетов к балансовым счетам рабочего плана счетов. Принятая методика закрепляется в учетной политике для целей налогового и бухгалтерского учета;

3) организации учета и финансово-хозяйственной деятельности в целом, связанные с отраслевой спецификой деятельности организации (например, торговля, промышленность, строительство).

Кроме того, учетной политикой может быть определен порядок применения отдельных положений нормативных правовых актов. Необходимость таких действий, как правило, обусловлена неопределенностью в применении конкретной нормы, связанной с ее противоречивым толкованием в судебных решениях, разъяснениях уполномоченных органов (прежде всего Минфина России и ФНС России), а также не полного соответствия нормы положениям иных правовых актов.

Таким образом, формирование учетной политики должно осуществляться каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из норм законодательства и особенностей своей деятельности. При этом положения учетной политики для целей налогообложения не должны противоречить нормам НК РФ (определение ВАС РФ от 14.02.2013 N ВАС-649/13).

Включать в учетную политику нужно только те способы (методы) учета, которые относятся к текущим видам деятельности. Не имеет смысла предугадывать наперед какие-либо ситуации и пытаться прописать в политике все возможные способы их учета. При возникновении новых видов деятельности или событий, ранее не имевших места, учетная политика может быть дополнена в любое время. Никаких ограничений по количеству дополнений НК РФ не содержит. Применяться внесенные дополнения могут с даты издания соответствующего приказа руководителя.

Нет необходимости прописывать в учетной политике и те правила налогового учета, которыми налогоплательщик обязан руководствоваться в своей деятельности в силу закона. Такие правила действуют по умолчанию. Поэтому если в НК РФ прописана прямая норма, повторять ее в учетной политике не нужно.

Утверждается учетная политика приказом руководителя организации. При этом ее положения обязательны для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Индивидуальный предприниматель формирует политику в том же порядке, что и организации, и утверждает ее сам так же путем издания соответствующего распорядительного документа (приказа, распоряжения).

При этом учетная политика для целей налогообложения может быть представлена:

- системой приказов (отдельно по каждому налогу).

Организация может издать и консолидированный приказ, в который будут входить обе учетные политики, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Состоит учетная политика из двух основных частей:

1) организационной, в которой устанавливаются ответственные за организацию и ведение налогового учета, указывается технология обработки учетной информации и т.п.;

2) методологической, в которой отражаются выбранные налогоплательщиком или установленные им самостоятельно способы (методы) учета активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел составляется по видам налогов.

При наличии обособленных подразделений в учетной политике необходимо утвердить:

- порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями;

- срок представления сведений в головное подразделение для сводного налогового учета;

В качестве приложений к учетной политике утверждаются, в частности:

- формы налоговых регистров.

Учетная политика действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Утверждать ежегодно новую политику или переутверждать "старую" не нужно.

При необходимости в нее можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от возникших у налогоплательщика вдруг потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:

1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о внесении изменений в учетную политику принимается не ранее, чем с момента вступления в силу таких изменений;

2) если налогоплательщик принял решение изменить способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Поэтому в интересах налогоплательщика периодически осуществлять "ревизию" действующей учетной политики. Делается это, как правило, в конце года, и тогда же утверждается ее новая редакция, которая будет применяться в очередном календарном году, начиная с 1 января.

Распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений, нельзя (определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13).

Внесение изменений оформляется также распорядительным документом (приказом, распоряжением), в котором указывается основание изменения.

Учетная политика является внутренним документом организации. Представлять ее в налоговый орган вместе с годовой отчетностью, как это было принято несколько лет назад (хотя и в то время НК РФ не содержал такого требования), не нужно.

В обязательном порядке учетная политика должна быть представлена в налоговый орган только в случае, когда организация подает заявление о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Учетная политика (выписка из нее) может быть затребована инспектором в ходе проведения проверки, как камеральной, так и выездной. Информация, содержащаяся в ней, имеет значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки (п. 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).

В случае ее непредставления по требованию налогового органа с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 200 рублей на основании п. 1 ст.126 НК РФ.

Привлекая к ответственности по данному основанию, налоговые органы нередко пытаются оштрафовать налогоплательщиков как за непредставление приказа об учетной политике, так и за непредставление самой учетной политики. Однако с этим не согласны не только сами налогоплательщики, но и суды, указывая на то, что положение об учетной политике и приказ о ее утверждении составляют единый документ. А, значит, штраф может быть взыскан только в размере 200 рублей, не более (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 N Ф02-3520/15, Четвертого ААС от 05.05.2015 N 04АП-1920/15).

Читайте также: