Методика проверки налога на прибыль

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Налоговики разработали специальные рекомендации по проведению камеральных проверок налога на прибыль. Этот документ недавно появился в инспекциях под грифом «для служебного пользования». О его содержании вы узнаете из нашей статьи.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.

На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).

Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358. Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.

Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации. Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

С декларацией по НДС

Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).

Прежде всего, они проверят выполнение следующего равенства:

Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Раздел I декларации по НДС

Строка 010 – строка 011 – строка 013 – строка 015 – строка 017 + строка 020 Приложения 6 к листу 02

Сумма показателей графы 4 строк 010, 020, 030 и 040 – сумма показателей графы 6 строк 030 и 040 – сумма показателей графы 4 строк 050 и 060 – (графа 4 строки 120 – графа 6 строки 120 + графа 4 строки 130 – графа 6 строки 130) – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 110) – сумма показателей графы 4 строк 070 и 080 – (графа 4 строки 020 + графа 4 строки 030 + графа 4 строки 040 – графа 6 строки 040 + графа 4 строки 050 – графа 6 строки 050 Приложения Е) – (графа 4 строки 060 + графа 4 строки 070 + графа 4 строки 080 – графа 6 строки 080 + графа 4 строки 090 – графа 6 строки 090 Приложения Е) + итоговая строка графы 3 Приложения В + сумма показателей графы 3 строк с кодами 1010804, 1010807, 1010808 Приложения Д

Если налоговики выявят расхождение, они должны выяснить его причину. Для этого они могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля: вызвать организацию в налоговую инспекцию для объяснений, затребовать первичные документы, провести встречные проверки.

Но иногда расхождения между декларациями неизбежны. Например, если организация поставляет товары на экспорт и одновременно пользуется освобождением от НДС по статье 145 НК РФ.

Кроме того, в методичке рекомендуется проверить еще несколько соотношений:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Строка 110 Раздела 1 декларации по НДС

графа 4 – графа 6

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Строка 080 Раздела 2 декларации по НДС

С декларацией по налогу на рекламу

Между декларацией по налогу на прибыль и деклараций по налогу на рекламу тоже должно быть определенное соотношение:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Декларация по налогу на рекламу

Расхождения между строкой 090 Приложения № 3 декларации (расходы на оплату труда) и формой № 5 возможны лишь в том случае, если у фирмы есть расходы на оплату труда, которые не уменьшают прибыль в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса. Они отражаются в Приложении № 3 к листу 02 декларации.

Кроме того, налоговики предлагают сравнить декларацию по налогу на прибыль с другими показателями бухгалтерской отчетности. Прежде всего, это суммы доходов:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 030

Строка 010 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120 + строка 170

Различаться эти показатели могут лишь в нескольких случаях:

– если у фирмы есть операции с ценными бумагами;

– если по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;

– если фирма устанавливает свои цены в условных единицах.

С точки зрения доходов анализу подлежат и другие показатели декларации:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 100 – строка 030 – строка 040

Сумма всех (нескольких) или одна из строк: 030, 040, 060, 080, 090

Отдельное соотношение налоговики разработали и для расходов. Правда, оно может соблюдаться, только если фирма начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете одинаково:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Налоговики должны проверять каждую компанию не реже чем один раз в три года. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому многие компании (в том числе и крупные) живут без налоговых ревизий много лет, даже не зная, что такое выездная налоговая проверка. Во многом это зависит от показателей их налоговой и бухгалтерской отчетности, на основе анализа которых и отбирают налогоплательщиков на выездную проверку. Кроме того, на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены схемы ухода от налогообложения. Именно поэтому успешное прохождение камеральной проверки может длительное время ограждать компанию от проверки выездной.

Что и как анализируют налоговики? На что надо обратить внимание при составлении налоговых деклараций, чтобы не попасть в "черный список" кандидатов на выездную проверку? Ответы на эти вопросы приведены в документе ФНС России с грифом "Для служебного пользования" - Методических рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций, которые оказались в распоряжении экспертов «ПНП».

Этап первый: проверка контрольных соотношений

Первый этап камеральной проверки включает в себя анализ показателей декларации на выполнение контрольных соотношений, то есть проверяется связь отдельных данных декларации между собой. Кроме того, на этом этапе идет проверка отдельных показателей декларации на соответствие их главе 25 Налогового кодекса.

Для начала налоговики устанавливают факты несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности. Если они будут обнаружены, у компании могут запросить пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Причем первичные документы могут быть затребованы только если у налоговиков появятся основания предполагать, что база по налогу на прибыль занижена.

Внимание! Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

  • льготы;
  • пониженные ставки;
  • убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке;
  • средства целевого финансирования.

Поэтому, чтобы предупредить возможные вопросы налоговиков, в пояснительной записке к годовой отчетности желательно разъяснить порядок применения льгот по налогу. А также расшифровать отдельные прибыли и убытки с указанием на то, как рассчитывался налог в этом случае.

Казусы в контрольных соотношениях

Благодаря недоработке Методических рекомендаций в некоторых ситуациях налоговики всегда будут требовать у компании пояснений и дополнительных документов.

Ведь в Методических рекомендациях не учли тот факт, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Между тем специалисты из ФНС требуют, чтобы нижестоящие подразделения уделяли пристальное внимание именно проверке данных декларации на выполнение контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Причем, как правило, такая проверка проходит не вручную, а в автоматизированном режиме - с помощью специальной программы. Поэтому инспектор и не будет вникать, почему показатели не совпадают. Он сразу вызовет налогоплательщика для объяснений.

Например, объяснения потребуют, когда компания заявила амортизационную премию. Методологи из ФНС рекомендуют при проверке правомерности включения в расходы амортизационной премии (п. 1.1 ст. 259 НК РФ) сравнить данные бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного (налогового) периода. При этом, если у компании данные бухгалтерской отчетности по основным средствам не изменились, а амортизационная премия тем не менее заявлена, Методические рекомендации советуют запросить документы, подтверждающие основания ее применения.

Однако в ФНС забыли о том, что в бухгалтерском учете амортизационная премия не начисляется (ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н)! Кроме того, порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Поэтому показатели по строке 044 приложения 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль и по строке 120 бухгалтерского баланса (форма № 1) соотноситься не будут никогда.

Кроме того, в ФНС считают, что у компании в обязательном порядке надо запросить пояснения, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности значительно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации - убыток. Однако в Методических рекомендациях не нашел отражение тот факт, что с введением ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н) причины этих отклонений можно увидеть как в бухгалтерском балансе компании, так и в отчете о прибылях и убытках.

Поэтому, если по результатам года бухгалтерская прибыль компании оказалась больше налоговой, в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать для налоговых инспекторов перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств (активов).

Методика экономического анализа из ФНС на втором этапе

На втором этапе камеральной проверки налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Как сказано в Методических рекомендациях, именно по результатам этого этапа налоговые органы должны окончательно отобрать налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, а также разработать план действий по ее эффективному проведению.

Экономический анализ декларации проводится ежеквартально только в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также тех компаний, налоговые поступления которых в бюджет составляют не менее 60 процентов всех поступлений в налоговом органе. Для остальных налогоплательщиков - раз в год по результатам годовой отчетности.

В его рамках оценивают результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и определяют их влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль. Экономический анализ проводится в зависимости от конкретных значений финансово-экономических показателей по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

В качестве примера таких показателей методологи из ФНС указали обороты по реализации, сумму доходов и расходов. Причем налоговым органам на местах дано право самостоятельно определять для каждого показателя значительность отклонения и его критерии. Однако методологи ФНС не указали для своих подчиненных, какие значения этих показателей считаются нормальными.

ФНС России рекомендует обращать особое внимание на компании, которые заявляют в декларации незначительные суммы налога на прибыль либо убыток.

В рамках второго этапа проверки налоговики проводят углубленный анализ в части сопоставления показателей, отраженных в декларациях по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности и показателями налоговых деклараций по другим видам налогов. Методические рекомендации предписывают анализировать эти показатели в динамике.

Отдельные показатели налоговых деклараций с данными соответствующей бухгалтерской отчетности налоговики сопоставляют за последние три года, непосредственно предшествующих году проведения анализа. Это помогает им отследить тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих не только на налог на прибыль, но и на суммы других налогов.

Внимание! При значительном расхождении сумм показателей некоторых строк налоговой декларации по налогу на прибыль с суммой показателей соответствующих строк формы № 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках" (см. таблицу) компанию попросят предоставить в налоговую инспекцию информацию об источниках такого расхождения.

Причем сами специалисты из ФНС указывают, что данные показатели могут и не совпадать. Однако это может происходить довольно редко и по тем операциям, доходы и расходы по которым определяются в особом порядке. Например, при наличии операций с ценными бумагами, при безвозмездном получении имущества, при товарообменных сделках. Кроме того, налоговики считают, что различие показателей определено четкими причинами, перечень которых достаточно узок.

Среди таких причин в Методических рекомендациях указаны:

  • отказ от признания выручки в бухгалтерском учете в случае невыполнения дополнительных условий к передаче права собственности по сделке;
  • наличие производств с длительным циклом;
  • пересчет выручки по правилам статьи 40 Налогового кодекса;
  • переоценка стоимости имущества.

Обратите внимание, что на практике причин расхождения указанных выше показателей гораздо больше, чем заявлено налоговиками. Например, благодаря некоторым видам доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, но отражаются в бухгалтерской отчетности:

  • положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50 процентов;
  • стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенного арендатором.

Кроме того, некоторые виды доходов могут быть отражены только в налоговом учете. Например, это проценты по договору займа, срок действия которого приходится более чем на один налоговый период. В налоговом учете этот доход будет признан на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете проценты отражаются исходя из условий договора, в соответствии с которыми начисление и уплата процентов могут быть предусмотрены на дату возврата всей суммы займа.

Поэтому, если сумма показателей, приведенных в таблице, у вас значительно расходится, заранее подготовьте разъяснения для налоговиков. Желательно в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства.

Источники информации для косвенной оценки налоговой базы

К вопросам камеральной проверки относится и сопоставление сумм других налогов, исчисляемых в зависимости от показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Из внутренних источников информации налоговики используют данные других налоговых деклараций.

Внимание! На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор делает выводы о возможных суммах других налогов. А именно сопоставляет налоговые базы по различным видам налогов. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то налоговики ожидают от компании и значительные суммы поступлений ЕСН.

Конечно, такая зависимость не позволяет точно определить сумму других налогов, подлежащих уплате. Однако помогает налоговикам сформировать определенные тенденции в объемах различных налогов, которые они должны отслеживать. Например, если компания задекларировала значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, налоговики могут заранее спрогнозировать уровень доходов этой компании. Ведь изменение мировых цен на экспортируемые товары будет прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли.

Помимо этого налоговики могут оценить налоговую базу по косвенным признакам на основании данных из внешних источников информации. Например, для анализа затрат компании на изготовление единицы продукции специалисты из ФНС рекомендуют запрашивать специализированные организации о физических объемах потребления, ценах на ресурсы и т. д. Ведь производственный процесс предполагает использование определенной технологии. А именно на единицу производимой продукции должно расходоваться вполне определенное количество ресурсов. Зная количество использованных ресурсов, налоговики могут определить объем выпущенной продукции и тем самым проверить сопоставимость заявленных организацией доходов.

Кроме того, ресурсы употребляются в определенных пропорциях. Причем норму расхода ресурсов налоговый орган может взять у других компаний из этой отрасли. Если эта норма нарушена, налоговики считают, что часть готовой продукции не отражена в учете. То есть затраты списаны на все количество выпущенной продукции, а выручка от реализации отражена частично. Поэтому в такой ситуации по рекомендации специалистов ФНС для получения дополнительных доказательств инспекция проведет встречные проверки у контрагентов проверяемой компании.

Таким образом, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

  • проанализировать внимательно причины различий между отдельными показателями налоговой декларации, иметь всегда готовые объяснения;
  • проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;
  • проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации.

Этaпы камеральной проверки (см. схему)

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит — это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов — устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, по данным налоговой службы за 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях, а в 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Также иногда собственники и руководители хотят проверить квалификацию работников бухгалтерской службы и найти возможные финансовые резервы.

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ составляет 35 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 7 млн. руб. (минимальное доначисление 35 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа — повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций — спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе.

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (ПК «Контроль НДС»), поэтому для налогоплательщиков — это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе.

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и сборы, например, торговый и курортный сбор и т.д.

3.10 Выездная налоговая проверка: методы проведения, обжалование результатов

В настоящее время выездные налоговые проверки остаются основным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексный и тематический.

Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. В данном решении должны быть отражены:

  • фамилии, имена, отчества, должности, классный чин лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку;
  • фамилия, имя, отчество, должность и классный чин лица, вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки;
  • ИНН налогоплательщика;
  • проверяемые периоды;
  • вопросы проверки (виды налогов, по которым выполняется проверка).

Если в решении указано: «Проверка правильности исчисления НДС и налога на прибыль организаций», то проверка будет тематической; если «Проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то это — комплексная проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов (сборов).

Наличие решения — единственное основание для допуска лиц, выполняющих выездную налоговую проверку, к ее проведению. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения служит основанием, чтобы не допустить проверяющих к проверке.

Запрещают повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключением в этом случае являются проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, а также проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Однако в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа он может быть увеличен на один месяц. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц.

При выездной налоговой проверке работники налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации налогоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогоплательщиком в декларациях.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа:

  • могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для данной формы налогового контроля. Не могут привлекаться в качестве свидетелей несовершеннолетние лица и лица, не способные в силу своих физических либо психических недостатков правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для налогового контроля;
  • имеют право доступа на территории и в помещения, используемые налогоплательщиком для получения дохода, с предъявлением служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа в эти помещения (на территории) составляется акт, в котором определяются суммы налогов, подлежащих уплате, на основе оценки имеющихся сведений о налогоплательщике или по аналогии;
  • могут проводить осмотр помещений, территорий и документов, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и самого налогоплательщика. По результатам осмотра составляется протокол.

По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки и срока ее проведения. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении остается у налогового органа.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки уполномоченным лицом должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки, который в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен налогоплательщику либо его представителю.

Истребование документов . При выездной налоговой проверке должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления. В этом случае составляется требование о представлении документов за подписью руководителя проверяющей группы, и лицо, которому адресовано данное требование, обязано представить документы в пятидневный срок.

Помимо представления документов налогоплательщик составляет опись данных документов, которую подписывают лицо, выполняющее налоговую проверку, и налогоплательщик. В случае непредставления или несвоевременного представления документов налогоплательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством.

Выемка документов и предметов. При выездной налоговой проверке, когда имеются достаточные основания полагать, что документы могут быть сокрыты, изменены или уничтожены, налоговый орган имеет право провести выемку документов на основании специального постановления руководителя налогового органа. Запрещается проводить выемку документов в ночное время.

Выемка документов проводится в присутствии понятых с составлением протокола и описи изымаемых документов. Копия данного протокола вручается налогоплательщику под расписку. При необходимости изымаются оригиналы документов, однако в таком случае налоговый орган обязан выдать налогоплательщику копии в течение пяти дней.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа в помещение, где находятся подлежащие выемке документы, должностные лица имеют право войти туда сами.

Привлечение экспертов и переводчиков. Если при выездной налоговой проверке потребуются специальные знания по предметам, не относящимся к компетенции налоговых органов, можно привлечь экспертов, других специалистов и переводчиков. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике и т.д. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы. Он также вправе отказаться от дачи заключения, если не обладает достаточными знаниями или представленных ему материалов недостаточно.

При выполнении экспертизы проверяемое лицо имеет право:

  • требовать назначения другого эксперта;
  • присутствовать при проведении экспертизы;
  • знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме, в которой излагаются ход проведенных исследований и полученные результаты.

При необходимости для участия в выездной налоговой проверке могут быть привлечены переводчик-профессионал, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела, и переводчик. Переводчиком может быть признано не заинтересованное в исходе дело лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. За отказ, уклонение от своих обязанностей либо осуществление заведомо ложного перевода НК РФ предусмотрена ответственность.

Оформление и обжалование результатов выездной налоговой проверки. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев с момента ее окончания налоговый орган составляет акт, в котором указываются:

  • общие данные о проверке (кем, когда, по каким вопросам, за какой период и в какой организации выполнялась выездная налоговая проверка, а также данные об организации — юридический адрес, виды деятельности, состав учредителей и т.д.);
  • налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки, со ссылками на статьи НК РФ (все факты налоговых правонарушений должны быть документально подтверждены);
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Копия акта вручается налогоплательщику. В случае уклонения налогоплательщика от получения копии акта должностные лица налогового органа делают соответствующую отметку, акт направляется по почте и считается полученным в течение шести дней с момента отправления.

В течение установленного НК РФ срока разногласия должны быть рассмотрены налоговым органом и по ним должно быть вынесено решение:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий, если налоговый орган не имеет достаточных доказательств вины налогоплательщика.

При вынесении решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в течение 10 дней ему направляется требование об уплате налога с указанием суммы налога, пеней и штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет. При неисполнении требования об уплате налога налоговый орган имеет право взыскать сумму неуплаченного налога с налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном порядке.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган и (или) суд. Организации и индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, — в суд общей юрисдикции.

Жалоба может быть подана в следующем порядке:

  • в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд;
  • одновременно в вышестоящий налоговый орган и суд;
  • в суд без предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган должна быть подана в течение трех месяцев с момента подписания налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу налогоплательщика в течение одного месяца с момента ее получения и вынести решение:

  • оставить жалобу без удовлетворения (в случае подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика, либо отсутствия обоснований заявляемых требований, либо вступления в силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе, либо пропуска срока подачи жалобы);
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.

Жалобы рассматриваются в суде в зависимости от категории налогоплательщиков. Порядок рассмотрения жалоб от организаций и индивидуальных предпринимателей установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ), а жалоб от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Читайте также: