Методика проведения федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния

Опубликовано: 30.04.2024

Предметом финансового анализа являются факторы и показатели хозяйственной деятельности организации, непосредственно влияющие на налогообложение любого предприятия.

Основные этапы финансового анализа представлены на нижеприведенной схеме.

этапы финансового анализа

Последовательность проведения анализа финансового состояния налоговым консультантом можно представить следующим образом:

  1. Предварительное ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 2-3 года.
  2. Расчет ключевых показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
  3. Сравнение расчетных значений показателей с нормативными или рекомендуемыми и их анализ.
  4. Оценка тенденции изменений показателей во взаимосвязи с уровнем налогообложения.
  5. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния организации.

Цель финансово-экономического анализа в налоговом консультировании заключается в повышении качества налоговых решений и минимизации налоговых рисков.

К задачам следует отнести:

  • оценку варианта налогообложения организации;
  • анализ факторов, влияющих на налогообложение;
  • анализ штрафных санкций и доначислений налогов;
  • обоснование и выбор налоговых решений, направленных на снижение налоговых издержек;
  • прогнозирование показателей налоговой нагрузки организации.

Важно отметить, что аналитические исследования направлены на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков с максимальной заинтересованностью последних в росте эффективности и конкурентоспособности их бизнеса.

В процессе анализа используются внешние и внутренние информационные источники. Внешняя информация представлена преимущественно нормативно-правовой документацией в области налогообложения и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Внутренняя информация формируется в самой организации – это данные бухгалтерского (финансового и управленческого), налогового, статистического учета и отчетности.

Финансовый анализ проводится, как правило, по данным годовой бухгалтерской отчетности (1, 2 формы баланса и приложения к нему). Для малых предприятий ограничиваются 1 и 2 формой. Важно иметь в виду, что с отчета за 2011 год, формы баланса претерпели изменения.

Анализ финансового состояния организации основывается в основном на расчете относительных показателей (коэффициентов), так как абсолютные показатели бухгалтерской отчетности в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.

В налоговом консультировании могут применять как формализованные, так и неформализованные методы обработки экономической информации.

Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Формализованные методы позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

  • классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральный и логарифмический методы));
  • традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);
  • математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);
  • методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

Основные способы обработки информации, которыми пользуется налоговый консультант, - это сравнение и группировки.

Если рассматривать методы финансово-экономического анализа во временной детализации, то в российской практике до сих пор применяют преимущественно ретроспективный анализ, результаты которого очень значимы для налогового менеджмента.

Методы ретроспективного анализа (сравнение с прошлым периодом) позволяют выявить тенденции увеличения или уменьшения сумм налоговых баз и уплачиваемых налогов, а также их взаимосвязь с размерами хозяйственной деятельности и ее эффективностью.

Хотя, нельзя не отметить, в последние годы все большую актуальность приобретают методы перспективного анализа в виде налогового планирования.

Они используются для построения оптимальной учетной налоговой политики организации, позволяющей законными способами избегать роста налоговых платежей, опережающих темпы развития организации.

Результативность налоговых решений напрямую зависит от организации работы налогового консультанта. В обобщенном виде ее этапы включают:

  1. Определение конкретной цели (не противоправной) и задач анализа.
  2. Планирование аналитической работы.
  3. Информационное и методическое обеспечение аналитических исследований.
  4. Обработку данных, анализ налоговых факторов.
  5. Прогнозирование налоговых и финансовых показателей, оценку налоговых рисков и оформление результатов анализа.
  6. Мониторинг внедрения предложений и рекомендаций.

Для налогового консультанта важно выбрать обоснованную методику анализа финансового состояния организации. Не секрет, что таковых методик достаточно много, особенно авторских. Это, пожалуй, одна из самых популярных тем для научных исследований последних лет. Однако рекомендуем придерживаться методик, закрепленных нормативно-правовыми документами.

Нормативно-правовое обеспечение анализа:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 №792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности»;
  3. Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»;
  4. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  5. Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 №52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  6. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций (Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению от 23.01.2001 №16);
  7. Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 №31-р.

Источник: Основы проведения финансового анализа деятельности организации в налоговом консультировании (Н.В. Климов), Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 3/2011

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5754) приказываю:

Утвердить прилагаемую Методику проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций

1. Настоящая Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций (далее - Методика) устанавливает порядок проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим, а также определяет набор сведений, подлежащих предоставлению Федеральной налоговой службой федеральным органам исполнительной власти для проведения текущего анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности.

2. В целях проведения учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций Федеральная налоговая служба формирует упорядоченную систему сбора, обработки и обобщения информации о финансовом состоянии, платежеспособности и угрозе банкротства предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим (далее - объекты учета).

Экономическая, финансовая и иная информации об объектах учета формируется в базу данных в соответствии с приложением N 1.

3. Учет и анализ финансового состояния и платежеспособности объектов учета осуществляются в целях:

оценки платежеспособности объектов учета;

выявления фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства объектов учета;

информирования федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", о выявлении фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства объектов учета.

4. На основании результатов учета и анализа финансового состояния объектов учета и их платежеспособности, а также сведений о событиях и обстоятельствах их хозяйственной деятельности проводится их группировка в соответствии со степенью угрозы банкротства путем отнесения объектов учета к следующим группам:

а) группа 1 - платежеспособные объекты учета, которые имеют возможность в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет текущей хозяйственной деятельности или за счет своего ликвидного имущества;

б) группа 2 - объекты учета, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности;

в) группа 3 - объекты учета, имеющие признаки банкротства, установленные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, ст. 46) для стратегических предприятий и организаций;

г) группа 4 - объекты учета, у которых имеется непосредственная угроза возбуждения дела о банкротстве;

д) группа 5 - объекты учета, в отношении которых арбитражным судом принято к рассмотрению заявление о признании такого объекта учета банкротом.

Признаки группировки объектов учета определяются согласно приложению N 2.

5. Федеральная налоговая служба обеспечивает предоставление в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", в четырнадцатидневный срок с даты поступления следующих сведений:

о том, что степень платежеспособности по текущим обязательствам более 6 месяцев и коэффициент текущей ликвидности меньше 1, рассчитанные в соответствии с приложением N 2;

о наличии просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;

об обращении взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество третьей очереди в порядке, определенном статьей 59 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591; 2003, N 2, ст. 160; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 10, ст. 837; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 42, ст. 4213; 2006, N 1, ст. 8);

о наличии признаков банкротства;

о подаче уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;

о введении арбитражным судом процедуры банкротства.

6. Сведения о наличии просроченных денежных обязательств перед Российской Федерацией, в том числе просроченных более чем на 6 месяцев, по объектам учета предоставляются в Федеральную налоговую службу Министерством финансов Российской Федерации.

Такие сведения должны содержать:

полное наименование, основной государственный регистрационный номер объекта учета (далее - ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН);

сумму просроченного требования;

срок наступления обязанности уплаты соответствующего обязательства.

В случае погашения полностью или частично объектом учета указанных выше требований сведения об этом направляются в Федеральную налоговую службу Министерством финансов Российской Федерации в течение двух недель с даты их погашения.

7. Уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам представляются Федеральной таможенной службой или ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2310; 2004, N 50, ст. 5067; 2005, N 50, ст. 5305).

8. Федеральная налоговая служба ежеквартально в течение двадцати дней после окончания срока предоставления отчетности в налоговые органы направляет сведения об объектах учета согласно приложению N 3 в:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,

федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в сфере экономики, в которой осуществляет свою деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация,

федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие стратегические предприятия и организации.

9. В целях обеспечения полноты и достоверности результатов текущего анализа финансового состояния и платежеспособности по отдельным объектам учета Федеральная налоговая служба по запросам указанных в пункте 8 настоящей Методики федеральных органов исполнительной власти обеспечивает направление в двухнедельный срок информации, содержащейся в базе данных.

Запрос должен содержать следующие сведения:

перечень объектов учета, по которым должны быть предоставлены сведения, с указанием ОГРН и ИНН;

дата, по состоянию на которую должна быть предоставлена информация, или период, за который должна быть предоставлена информация;

состав необходимой информации.

10. Предоставление информации из базы данных допускается только при наличии согласия объекта учета на предоставление соответствующих сведений, предусмотренного пунктами 3, 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", за исключением информации, не составляющей налоговую тайну в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5016, 5026; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066; 2003, N 23, ст. 2174; 2003, N 27, ст. 2700; 2003, N 28, ст. 2873; 2003, N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636).

1. База данных, формируемая Федеральной налоговой службой в соответствии с Методикой, включает следующую информацию:

а) общие сведения о стратегическом предприятии или организации:

полное наименование с указанием организационно-правовой формы;

номер регистрационного свидетельства, дата и место регистрации;

коды ОКПО, ОКВЭД, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ;

почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты;

фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера;

размер уставного капитала (уставного фонда);

доля Российской Федерации в уставном капитале;

б) копии документов бухгалтерской отчетности - формы N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 по ОКУД начиная с отчетности объектов учета по итогам 2002 года;

в) данные учета налоговых органов о состоянии уплаты обязательных платежей, сведения о состоянии уплаты и величине задолженности по обязательным платежам (включая процент уплаты с начала текущего года, задолженность по основному долгу по налогам, сборам, платежам в государственные внебюджетные фонды, а также задолженность по пеням и штрафам с учетом изменений сроков уплаты и реструктуризации);

г) сведения о событиях и обстоятельствах, которые увеличивают угрозу банкротства объектов учета, включая:

степень платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанную в соответствии с приложением N 2;

коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный в соответствии с приложением N 2;

наличие просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;

обращение взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество третьей очереди в порядке, определенном статьей 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

наличие признаков банкротства;

подача уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;

д) сведения о введении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство либо мировое соглашение) в отношении объектов учета, а также сведения о задолженности (раздельно по основному долгу, пеням и штрафам) по текущим платежам и сведения об общей сумме задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, в том числе (раздельно по основному долгу, пеням и штрафам):

по обязательным платежам;

по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;

по денежным обязательствам перед конкурсными кредиторами.

2. Федеральная налоговая служба вправе включать в базу данных иные сведения об объектах учета для более полной характеристики их финансового состояния, платежеспособности и угрозы банкротства.

3. Сведения о подаче в арбитражный суд заявления должника или кредитора (кредиторов), а также о наличии просроченной задолженности по денежным обязательствам, о направлении (предъявлении к исполнению) кредиторами исполнительных документов в службу судебных приставов для взыскания задолженности за счет имущества объекта учета, если сумма требований составляет не менее 500 000 рублей, учитываются Федеральной налоговой службой при наличии таких сведений.

4. В базу данных включается информация со следующей периодичностью:

а) бухгалтерская отчетность объектов учета - ежеквартально, не позднее двух недель по истечении установленных законодательством сроков для поступления такой отчетности;

б) данные о задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, и текущей задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам (для объектов учета, в отношении которых проводятся процедуры банкротства), а также данные учета налоговых органов о состоянии уплаты обязательных платежей - по состоянию на первое число каждого месяца в сроки, регламентируемые Федеральной налоговой службой;

в) данные о событиях и обстоятельствах, включая сведения, указанные в подпунктах г) и д) пункта 1 настоящего приложения (кроме данных о задолженности, включенной в реестр требования кредиторов, и текущей задолженности), а также в пункте 3 настоящего приложения - в текущем режиме по мере поступления соответствующих данных;

г) общие сведения об объектах учета - в текущем режиме в случае изменения (поступления) указанных сведений

Признаки для группировки объектов учета в соответствии со степенью угрозы банкротства

1. Группировка объектов учета по группам 1 и 2, указанным в Методике, проводится по данным бухгалтерского учета на основании расчетов на последнюю отчетную дату следующих показателей:

степень платежеспособности по текущим обязательствам;

коэффициент текущей ликвидности.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяется как отношение рассчитываемых по форме N 1 бухгалтерской отчетности текущих обязательств (краткосрочных обязательств за исключением доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) к среднемесячной выручке, рассчитываемой по форме N 2 бухгалтерской отчетности как отношение выручки, полученной предприятием (организацией) за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.

Коэффициент текущей ликвидности определяется по форме N 1 бухгалтерской отчетности как отношение ликвидных активов в виде суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, товаров отгруженных, готовой продукции и товаров для перепродажи, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов к текущим обязательствам предприятия (организации), включающим в себя сумму займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств.

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна 6 месяцам и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, то данный объект учета относится к группе 1.

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам больше 6 месяцев и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, то данный объект учета относится к группе 2.

2. Группировка по группам 3-5 осуществляется на основании сведений о событиях и обстоятельствах объектов учета, которые увеличивают риск несостоятельности.

Если объект учета имеет задолженность по денежным обязательствам и (или) уплате обязательных платежей, просроченную более шести месяцев, то он относится к группе 3. Отнесение объекта к группе 3 осуществляется по данным налоговых органов об уплате обязательных платежей. Иные аналогичные сведения учитываются Федеральной налоговой службой при их наличии.

3. Если в отношении объекта учета приняты решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества либо кредиторами направлен (предъявлен к исполнению) исполнительный документ в службу судебных приставов для взыскания задолженности за счет имущества, в случае если требования к объекту составляют не менее 500 000 рублей, то он относится к группе 4. К группе 4 относятся также объекты учета, у которых обращено взыскание на имущество, реализация которого существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность.

4. Если в отношении объекта учета в арбитражный суд подано заявление о признании его банкротом или арбитражным судом введена процедура банкротства, то он относится к группе 5.

5. В случае если у одного и того же объекта учета существуют признаки, на основании которых он может быть отнесен более чем к одной группе, данный объект учета относится к группе с большим порядковым номером.

Сведения об объектах учета, предоставляемые в федеральные органы исполнительной власти

1. Общие сведения о стратегическом предприятии, организации:

полное наименование с указанием организационно-правовой формы;

номер регистрационного свидетельства, дата и место регистрации;

коды ОКПО, ОКВЭД, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ;

почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты;

фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера;

размер уставного капитала (уставного фонда);

доля Российской Федерации в уставном капитале.

2. Значения показателей степени платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемые в целях группировки объектов учета в соответствии со степенью угрозы банкротства согласно приложению N 2 к Методике, а также результаты указанной группировки.

3. Показатели бухгалтерской отчетности объектов учета (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).

4. Данные учета налоговых органов:

задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, платежам в государственные внебюджетные фонды (далее - задолженность по основному долгу);

задолженность по пеням и штрафам;

задолженность по основному долгу, пеням и штрафам, срок уплаты которой изменен, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

реструктурированная задолженность по основному долгу, пеням и штрафам;

задолженность по основному долгу, пеням и штрафам, взыскание которой приостановлено по решениям судов;

задолженность по основному долгу, пеням и штрафам, по которой вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств;

задолженность по основному долгу пеням и штрафам, по которой вынесено решение о взыскании налога за счет иного имущества.

В отношении стратегических организаций, находящихся в процедурах банкротства, также отдельно указываются:

задолженность по обязательным платежам, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам, включенная в реестр требований кредиторов;

задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам, включенная в реестр требований кредиторов;

задолженность по денежным обязательствам перед конкурсными кредиторами, включенная в реестр требований кредиторов;

текущая задолженность по обязательным платежам, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам;

текущая задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам.

5. Сведения о событиях и обстоятельствах в сфере несостоятельности, которые увеличивают угрозу банкротства объектов учета, включая:

наличие просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;

обращение взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество третьей очереди в порядке, определенном статьей 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

наличие признаков банкротства;

подача уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о возбуждении дела о банкротстве.

В настоящее время существует огромный выбор литературы, методических материалов, программных продуктов, где описаны различные методики финансового анализа. Хорошо, когда методика финансового анализа в компании регламентирована и для этого существуют программные средства. А если нет, и задача ставится впервые? Начинается поиск наилучшего способа решения данного вопроса, который лучше начать со знакомства с нормативной базой документов.

Перечень основных нормативных документов

В сборниках законодательства Российской Федерации можно найти следующие нормативные документы, регламентирующие финансовый анализ (документы приведены в хронологической последовательности):

  • Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 № 552 (в ред. от 03.10.2002) «Об утверждении Положения о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе предприятиям и организациям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива и Положения о финансировании на возвратной и платной основе расходов предприятий и организаций легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения»;
  • Постановление Правительства РФ от 04.10.1999 № 1116 (в ред. от 05.09.2011) «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ»;
  • Приказ ФСФО России от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении “Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций”»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 № 52 (в ред. от 31.12.2008) «О реализации Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”»;
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И (в ред. от 20.04.2011) «Об обязательных нормативах банков»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
  • Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У (в ред. от 06.04.2012) «Об оценке экономического положения банков» (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 № 11755);
  • Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 № 104 (в ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (в ред. от 29.12.2011) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»;
  • Приказ ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (в ред. от 04.10.2011) «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»;
  • Положение Банка России от 19.06.2009 № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации».

Из приведенного выше списка первым появился документ, регламентирующий предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе предприятиям лесной промышленности, вторым — об отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов РФ в органах управления акционерных обществ. В данных документах речь идет об управлении государственными средствами. Первыми в области анализа в РФ появляются те документы, которые регламентируют анализ при предоставлении бюджетных средств и распоряжении ими. Для всей экономики страны дается следующий сигнал: на анализ бухгалтерской отчетности стоит обратить внимание.

Далее следуют документы, регламентирующие финансовый анализ при оздоровлении и банкротстве, при работе арбитражного управляющего. Оздоровление и банкротство предприятия всегда означает какой-то кризис, переломный момент, переосмысление и осознание происходящего (финансовый анализ играет далеко не последнюю роль).

ЦБ РФ, выполняя функции пруденциального надзора за банковской системой, разработал систему нормативов (финансовых коэффициентов) для коммерческих банков, а в 2009 г. опубликовал критерии оценки финансового состояния юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации. С 2006 г. финансовые коэффициенты фигурируют при оценке состояния гарантирующих поставщиков электрической энергии, в 2006–2007 гг. финансовый анализ в определенных случаях регламентируется ФСФР России. Законодательство регламентирует финансовые коэффициенты там, где речь идет об управлении государственными средствами или затрагивает общественные интересы. С течением времени увеличивается число предприятий, для которых определение финансовых коэффициентов обязательно.

К сведению. Произошли изменения критериев оценки и других показателей: раньше норматив коэффициента текущей ликвидности всегда был равен 2. Это значение фигурировало практически во всех нормативных документах. С течением времени произошли изменения с учетом российской специфики или специфики отрасли, ситуации, а в более поздних нормативных документах встречается норматив коэффициента текущей ликвидности, равный 1–1,2.

В существующих документах нормативы коэффициентов пересматриваются не часто. Например, в 2008–2009 гг. значения нормативов изменены только в законодательных актах ЦБ РФ. В частности, уточнен порядок определения допустимых значений для показателей бухгалтерской отчетности организаций, обязанных по векселям (кредитным договорам), которые предоставляются кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России.

Финансовый анализ по методике ФСФО

Одним из основных документов в финансовом анализе являются Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные Приказом ФСФО России от 23.01.2001 № 16. Формулы расчета показателей, предусмотренных данной методикой, а также необходимые комментарии в полном объеме содержатся в Методических указаниях, которые разъясняют расчет показателей, описывающих все существенные аспекты деятельности:

  • общие показатели деятельности;
  • платежеспособность и финансовую устойчивость;
  • эффективность использования оборотного капитала (деловую активность);
  • доходность и финансовый результат (рентабельность);
  • использование внеоборотного капитала и инвестиционную активность организации;
  • исполнение обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

После изучения этой методики в сознании четко оседает вывод: ключевой показатель для расчета основных коэффициентов — среднемесячная выручка, рассчитанная по оплате. Именно она участвует в расчете таких показателей, как:

  • степень платежеспособности общая и по текущим обязательствам;
  • коэффициенты задолженности (по кредитам банков и займам, другим организациям, фискальной системе);
  • коэффициент внутреннего долга;
  • коэффициент обеспеченности оборотными средствами;
  • коэффициент оборотных средств в производстве;
  • коэффициент оборотных средств в расчетах;
  • среднемесячная выработка на одного работника;
  • эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача).

Согласно ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

В этом случае датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Подавляющее большинство фирм в связи с ограничениями на использование кассового метода учета применяют метод начисления.

Согласно ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Согласно ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Следовательно, для тех, кто имеет в своем распоряжении только две формы отчетности, методика ФСФО неприменима: если предприятие применяет метод начисления при определении доходов и расходов, то для финансового анализа по методике ФСФО помимо формы № 1 и формы № 2 необходимо использовать данные отчета о движении денежных средств.

С одной стороны, методика ФСФО в большей степени приближает результаты анализа к реальности: в ней выручка по оплате — реальные деньги, внесенные в кассу и поступившие на расчетные счета. Они действительно определяют платежеспособность фирмы (в данной методике выручка по оплате рассчитывается с учетом НДС, акцизов и других обязательных платежей). Выручка по отгрузке — величина все же абстрактная, в зависимости от суммы дебиторской задолженности покупателей и графика ее погашения она может быть либо больше, либо меньше реального поступления денег.

С другой стороны, для правильной трактовки результатов данного анализа помимо теоретических знаний необходимо иметь практическую базу. Чем шире практика, тем более достоверными будут сделанные выводы.

Методика ФСФО ориентирована на сотрудников ФСФО России и устанавливает для них порядок проведения анализа финансового состояния организаций при выполнении экспертизы и составлении заключений по соответствующим вопросам, проведении мониторинга финансового состояния организаций, осуществлении иных функций ФСФО России. Основная цель проведения анализа финансового состояния организаций — получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.

Таким образом, сотрудники ФСФО России, специализирующиеся на проведении такого анализа, обладают большой информационной базой. У них есть возможность реально оценить значение каждого коэффициента, сравнить его с данными других фирм и на основе своего профессионального суждения сделать выводы о финансовом состоянии организации. Для нормально функционирующей организации, вероятнее всего, результаты данного анализа будут малоинформативными просто из-за отсутствия статистической базы данных. Практический опыт руководства и специалистов работающей фирмы в большей степени направлен на решение каких-то конкретных задач, а не на сбор статистических данных о коэффициентах других фирм (хотя и это порой бывает необходимо).

Предположим, мы рассчитываем коэффициент задолженности по кредитам банков и займам. Буквально этот показатель трактуется следующим образом: сколько месяцев понадобится на погашение всех обязательств по кредитам банков и займам при выполнении следующих условий:

  • получение выручки в том же объеме, что и за рассматриваемый период;
  • направление всей выручки на погашение имеющихся кредитов и займов;
  • неполучение новых кредитов и займов.

С практической точки зрения для нормально функционирующих фирм здесь описывается невозможная ситуация: не брать кредиты и займы, направлять всю выручку на погашение существующих займов и кредитов (все это маловероятно и может не уложиться в стиль мышления). Тем более что ни по одному из показателей методика не дает каких-либо рекомендуемых значений. Говорится лишь о том, какова тенденция — рост или снижение, слишком высокие или слишком низкие значения расцениваются как негативные. Конкретный вывод можно сделать, лишь зная специфику региона, отрасли и самого предприятия.

Необходимо назвать еще три важных нюанса:

1. В расчете коэффициентов участвуют обязательства на определенную дату. Если, например, рассчитывается коэффициент задолженности другим организациям, то в расчете участвует сумма кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками и другими контрагентами на определенную дату. В дальнейшем даже при отсутствии кредитования сумма обязательств может расти. Это связано с тем, что деятельность фирмы всегда связана с текущими расходами, и при их несвоевременной оплате у предприятия возникает кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками, персоналом организации, задолженность по уплате налогов, сборов и т. д., то есть сумма обязательств может расти даже при отсутствии кредитования.

2. В этой методике, как и в любой другой, рассматривается сумма обязательств на определенную дату, независимо от того, какова была динамика внутри анализируемого периода, как увеличивались и уменьшались значения каждого показателя в течение того промежутка времени, который заключен в отчет. В то же время фактическая платежеспособность фирмы определяется тем, может ли она своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства, есть ли у нее денежные средства для осуществления расчетов. В связи с этим значения коэффициентов необходимо сопоставлять с реальными сроками погашения обязательств.

3. Далеко не все расходы подразумевают отсрочку платежа: сроки выдачи зарплаты, выплаты налогов регулируются законодательством, срок выплаты процентов указывается в кредитном договоре и т. д. Другими словами, если предприятие обладает достаточным уровнем платежеспособности, то период погашения обязательств характеризуется не значением полученных коэффициентов, а сроками платежей, предусмотренными законодательными актами РФ и договорными отношениями. Таким образом, период погашения обязательств, полученный при расчете коэффициента, будет чисто гипотетическим.

Приведенные выше доводы справедливы не только для методики ФСФО. Эти особенности рассмотрения бухгалтерской отчетности необходимо помнить при любом анализе баланса и формы № 2.

Для получения более точной информации при внутрифирменном анализе любые коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости лучше дополнять планом движения денежных средств (кэшфло [1] ). В данном документе необходимо:

  • составить график погашения обязательств, исходя из сроков погашения, предусмотренных договорами. При наличии задолженности по коммерческим кредитам необходимо учитывать график возврата имеющейся и формирования новой кредиторской задолженности. Возврат кредиторской задолженности отражается в Кэшфло в виде оттока денежных средств. Возврат дебиторской задолженности — это приток денежных средств;
  • горизонт планирования определяется датой последнего платежа, предусмотренного графиком дебиторской или кредиторской задолженности;
  • план поступления выручки от реализации продукции, осуществление платежей по всем видам деятельности определяется на основе текущей ситуации и планов развития. Данные, полученные в отчете кэшфло, позволят определить влияние этих планов на платежеспособность фирмы.

Основной показатель, участвующий в данной методике, — среднемесячная выручка, рассчитанная по оплате. Сложные и непредсказуемые экономические условия нередко вызывают трудности с ликвидностью, поэтому, скорее всего, для большинства предприятий значения показателей, рассчитанных по данной методике, ухудшаются вместе с условиями внешней среды. То есть динамика коэффициентов может быть обусловлена не только внутренними тенденциями развития, но и теми факторами, которые возникают вне предприятия и не зависят от него. В связи с этим необходимо ориентироваться на динамику величин, ситуацию данного предприятия в сравнении с другими предприятиями той же отрасли и региона. Слишком хорошие показатели — результат медленного реагирования на происходящие изменения, а резкое ухудшение показателей — результат того, что негативные тенденции начались намного раньше и на общем неблагоприятном фоне проявили себя. Для того чтобы сделать правильные выводы в сложной экономической среде, необходимо рассматривать данные в динамике, анализировать их изменения за несколько равномерных промежутков времени. Анализ фактических данных за прошлые периоды полезен для того, чтобы выявить и по возможности устранить ошибки прошлого, оценить его преимущества и понять, как действовать сегодня.

[1] В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» график погашения задолженности является обязательным документом.

от 21 апреля 2006 года N 104

(с изменениями на 13 декабря 2011 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 июня 2006 года,
регистрационный N 7953

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минэкономразвития России
от 21 апреля 2006 года N 104

МЕТОДИКА
проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций

(с изменениями на 13 декабря 2011 года)

1. Настоящая Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций (далее - Методика) устанавливает порядок проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим, а также определяет набор сведений, подлежащих предоставлению Федеральной налоговой службой федеральным органам исполнительной власти для проведения текущего анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности.

2. В целях проведения учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций Федеральная налоговая служба формирует упорядоченную систему сбора, обработки и обобщения информации о финансовом состоянии, платежеспособности и угрозе банкротства предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим (далее - объекты учета).

Экономическая, финансовая и иная информации об объектах учета формируется в базу данных в соответствии с приложением N 1.

3. Учет и анализ финансового состояния и платежеспособности объектов учета осуществляется в целях:

оценки платежеспособности объектов учета;

выявления фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства объектов учета;

4. На основании результатов учета и анализа финансового состояния объектов учета и их платежеспособности, а также сведений о событиях и обстоятельствах их хозяйственной деятельности проводится их группировка в соответствии со степенью угрозы банкротства путем отнесения объектов учета к следующим группам:

а) группа 1 - платежеспособные объекты учета, которые имеют возможность в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет текущей хозяйственной деятельности или за счет своего ликвидного имущества;

б) группа 2 - объекты учета, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности;

в) группа 3 - объекты учета, имеющие признаки банкротства, установленные Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.18, ст.46) для стратегических предприятий и организаций;

г) группа 4 - объекты учета, у которых имеется непосредственная угроза возбуждения дела о банкротстве;

д) группа 5 - объекты учета, в отношении которых арбитражным судом принято к рассмотрению заявление о признании такого объекта учета банкротом.

Признаки группировки объектов учета определяются согласно приложению N 2.

5. Федеральная налоговая служба обеспечивает предоставление в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", в четырнадцатидневный срок с даты поступления следующих сведений:

о том, что степень платежеспособности по текущим обязательствам более 6 месяцев и коэффициент текущей ликвидности меньше 1, рассчитанные в соответствии с приложением N 2;

о наличии просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;

об обращении взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст.4849);

о наличии признаков банкротства;

о подаче уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;

о введении арбитражным судом процедуры банкротства.

6. Сведения о наличии просроченных денежных обязательств перед Российской Федерацией, в том числе просроченных более чем на 6 месяцев, по объектам учета предоставляются в Федеральную налоговую службу Министерством финансов Российской Федерации.

Такие сведения должны содержать:

полное наименование, основной государственный регистрационный номер объекта учета (далее - ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН);

сумму просроченного требования;

срок наступления обязанности уплаты соответствующего обязательства.

В случае погашения полностью или частично объектом учета указанных выше требований сведения об этом направляются в Федеральную налоговую службу Министерством финансов Российской Федерации в течение двух недель с даты их погашения.

7. Уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам представляются Федеральной таможенной службой или ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2310; 2004, N 50, ст.5067; 2005, N 50, ст.5305).

8. Федеральная налоговая служба ежеквартально в течение двадцати дней после окончания срока предоставления отчетности в налоговые органы направляет сведения об объектах учета согласно приложению N 3 в:

Министерство экономического развития Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в сфере экономики, в которой осуществляет свою деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация,

федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие стратегические предприятия и организации.

9. В целях обеспечения полноты и достоверности результатов текущего анализа финансового состояния и платежеспособности по отдельным объектам учета Федеральная налоговая служба по запросам указанных в пункте 8 настоящей Методики федеральных органов исполнительной власти обеспечивает направление в двухнедельный срок информации, содержащейся в базе данных.

Запрос должен содержать следующие сведения:

перечень объектов учета, по которым должны быть предоставлены сведения, с указанием ОГРН и ИНН;

дата, по состоянию на которую должна быть предоставлена информация, или период, за который должна быть предоставлена информация;

состав необходимой информации.

10. Предоставление информации из базы данных допускается только при наличии согласия объекта учета на предоставление соответствующих сведений, предусмотренного пунктами 3, 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", за исключением информации, не составляющей налоговую тайну в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134; 2000, N 32, ст.3341; 2001, N 53, ст.5016, 5026; 2002, N 1, ст.2; 2003, N 22, ст.2066; 2003, N 23, ст.2174; 2003, N 27, ст.2700; 2003, N 28, ст.2873; 2003, N 52, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; 2005, N 45, ст.4585; 2006, N 6, ст.636).

Приложение N 1
к Методике проведения
Федеральной налоговой службой
учета и анализа финансового
состояния и платежеспособности
стратегических предприятий и
организаций, утвержденной
приказом Минэкономразвития России
от 21 апреля 2006 года N 104
(с изменениями на 13 декабря 2011 года)

1. База данных, формируемая Федеральной налоговой службой в соответствии с Методикой, включает следующую информацию:

а) общие сведения о стратегическом предприятии или организации:

полное наименование с указанием организационно-правовой формы;

номер регистрационного свидетельства, дата и место регистрации;

коды ОКПО, ОКВЭД, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ;

почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты;

фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера;

размер уставного капитала (уставного фонда);

доля Российской Федерации в уставном капитале;

б) копии документов бухгалтерской отчетности - формы N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 по ОКУД, начиная с отчетности объектов учета по итогам 2002 года;

в) данные учета налоговых органов о состоянии уплаты обязательных платежей, сведения о состоянии уплаты и величине задолженности по обязательным платежам (включая процент уплаты с начала текущего года, задолженность по основному долгу по налогам, сборам, платежам в государственные внебюджетные фонды, а также задолженность по пеням и штрафам с учетом изменений сроков уплаты и реструктуризации);

г) сведения о событиях и обстоятельствах, которые увеличивают угрозу банкротства объектов учета, включая:

степень платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанную в соответствии с приложением N 2;

коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный в соответствии с приложением N 2;

наличие просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;

обращение взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

наличие признаков банкротства;

подача уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;

д) сведения о введении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство либо мировое соглашение) в отношении объектов учета, а также сведения о задолженности (раздельно по основному долгу, пеням и штрафам) по текущим платежам и сведения об общей сумме задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, в том числе (раздельно по основному долгу, пеням и штрафам):

на 31 декабря 2004 г .

Форма № 1 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация ______ ООО«Х»_____________________________ по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика _________________ИНН

Вид деятельности _______ производственная_____________________________по ОКДП

Организационно-правовая форма / форма собственности ___общество__________

______с ограниченной ответственностью / частная ________по ОКОПФ / ОКФС

Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ

Адрес ______ __________________________________________

Дата отправки (принятия)

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

I . ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

в т. ч.: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

готовая продукция и товары для перепродажи

расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

Краткосрочные финансовые вложения

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

На начало отчетного
года

На конец отчетного
периода

III . КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Отложенные налоговые активы

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

в т. ч.: поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

На начало отчетного
года

На конец отчетного
периода

Арендованные основные средства (001)

в том числе по лизингу

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение(002)

Товары, принятые на комиссию (004)

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов (007)

Обеспечение обязательств и платежей полученные (008)

Обеспечение обязательств и платежей выданные (009)

Износ жилищного фонда (014)

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов (015)

Руководитель _________ ______________ Главный бухгалтер _________ ______________________

(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)

"___"__________ ____г. (квалификационный аттестат профессионального

бухгалтера от "___"____ ________г. .№ ______________)

Данные Отчета о прибылях и убытках (форма №2) ООО «Х» за 2004 год (*)

1.Выручка от продажи продукции, тыс. руб.(строка 010)

2.Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

3.Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс. руб. (строка 160)

* Данные отчета о прибылях и убытках представлены нарастающим итогом с начала отчетного года .

Данные Отчета о движении денежных средств (форма №4) ООО «Х» за 2004 год (*)

1.Поступило денежных средств в качестве выручки от продажи продукции, тыс. руб.

(строка 030)

* Данные отчета о движении денежных средств представлены нарастающим итогом с начала отчетного года.

Среднесписочная численность работников ООО «Х» - 422 чел.

Среднеотраслевое значение показателя среднемесячной выручки предприятий данной отрасли - 298,7 тыс. руб.

Решение задачи

Расчет показателей, характеризующих деятельность ООО «Х за 2004 г .

Валовая выручка / Количество месяцев в отчетном периоде

Доля денежных средств в выручке

Выручка, полученная в денежной форме / Валовая выручка

Среднесписочная численность работников

Степень платежеспособности общая

Сумма заемных средств (обязательств) /

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам

Сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и займов /

(стр. 590+стр.610) / К1

Коэффициент задолженности другим организациям

Сумма обязательств перед прямыми кредиторами или контрагентами /

Коэффициент задолженности фискальной системе

Сумма задолженности фискальной системе государства /

Коэффициент внутреннего долга

Сумма внутреннего долга /

(стр. 624+стр.630+стр.640+ +стр.650+стр.660) / К1

Степень платежеспособности по текущим обязательства

Сумма краткосрочных обязательств / Среднемесячная выручка

Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами

Стоимость всех оборотных средств организации / Сумма текущих (краткосрочных) обязательств

Собственный капитал в обороте

Собственный капитал организации –

Стоимость внеоборотных активов

стр. 490 - стр.190

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Сумма собственных средств в

обороте / Величина оборотных средств

(стр490 - стр.190) / стр.290

Коэффициент автономии (финансовой независимости)

Собственный капитал, очищенный от убытков / Сумма активов организации

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

Сумма оборотных активов /

Коэффициент оборотных средств в производстве

Стоимость оборотных средств в производстве / Среднемесячная выручка

(стр.210+стр.220 – стр.215) / К1

Коэффициент оборотных средств в расчетах

Стоимость оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве / Среднемесячная выручка

Рентабельность оборотного капитала

Прибыль, после уплаты всех налогов / Сумма оборотных средств

стр.160 ф.№2 /стр.290 ф,№1

Прибыль от продажи продукции /

Выручка от продажи продукции

стр.050 ф.№2/ стр.010 ф.№2

Среднемесячная выработка на одного работника

Среднесписочная численность работников

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача)

Стоимость внеоборотного каптала

Коэффициент инвестиционной активности

Сумма внеоборотных активов (незавершенное строительство, доходные вложения в МЦ, долгосрочные финансовые вложения)/ Общая стоимость внеоборотных активов

3.3. Порядок анализа причин неплатежеспособности предприятий

К числу наиболее вероятных причин, обуславливающих неплатежеспособность предприятия, относятся следующие:

- производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства; производство продукции низкого качества;

- высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;

- низкий уровень использования производственных мощностей;

- значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.

Причины производства продукции, пользующейся ограниченным спросом.

Основной причиной продолжения производства указанной продукции является задержка обновления ее выпуска из-за отсутствия у предприятия достаточных средств на техническое перевооружение или реконструкцию.

Причины производства продукции низкого качества.

Установление указанных причин следует начинать с оценки уровня применяемой технологии и установленного оборудования, с помощью которого производится продукция низкого качества.

Если причиной низкого качества производимой продукции является применение устаревшего оборудования, то в качестве меры, обеспечивающей повышение качества продукции, следует рекомендовать проведение технического перевооружения неплатежеспособного предприятия или его реконструкцию.

В случае же, когда указанные причины производства продукции низкого качества продукции отсутствуют, но выпуск такой продукции имеет место, тогда меры, обеспечивающие повышение качества производимой продукции, устанавливаются на основе результатов анализа и оценки соблюдения производственной и технологической дисциплины, организации контроля качества выпускаемой продукции, уровня квалификации рабочих ведущих профессий, качества сырья, материалов и комплектующих изделий и т.п. С учетом этих результатов формируется состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение качества производимой продукции. В состав таких мероприятий включаются мероприятия по экономическому стимулированию производства продукции высокого качества, совершенствованию технологии, совершенствованию материально-технического снабжения, повышению квалификации рабочих и т.д.

Причины установления высоких цен реализуемой продукции.

Причины высоких цен реализуемой продукции выявляются в результате анализа себестоимости производимой продукции, поскольку она является главной составляющей цены. При этом следует использовать показатели себестоимости продукции в разрезе статей затрат других рентабельно работающих мероприятий, выпускающих продукцию, аналогичную продукции, производимой данным неплатежеспособным предприятием.

В процессе анализа прежде всего определяются затраты по эксплуатации оборудования. При их нарастании по годам отчетного периода и превышении сходных затрат рентабельно работающих предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, необходимо оценить технические уровни парков основного технологического оборудования неплатежеспособного предприятия и сравнить их с технологическими уровнями парков соответствующего технологического оборудования рентабельно работающих предприятий. Если результаты сравнения покажут, что парки оборудования неплатежеспособного предприятия имеют наиболее низкие показатели технического уровня, то в качестве меры, обеспечивающей рентабельную работу последнего, следует рекомендовать его техническое перевооружение или проведение реконструкции. В случае же, когда четкой разницы между техническими уровнями сравниваемых парков не наблюдается, то в качестве меры, обеспечивающей рентабельную работу неплатежеспособного предприятия, рекомендуется принять меры организационно-технического характера, то есть организационно-технические мероприятия, устанавливаемые в результате анализа себестоимости производимой продукции по статьям затрат. В состав этих мероприятий включаются мероприятия по совершенствованию организации и оплаты труда, по организации рационального использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, по наведению порядка хранения товарно-материальных ценностей, сокращению административно-управленческих расходов, ликвидации непроизводительных расходов и т. д.

Причины низкого уровня использования производственной мощности.

В первую очередь проверяется правильность расчетов производственной мощности с целью оценки соответствия этих расчетов действующей методике ее определения. В случае несоответствия уровень использования производственной мощности исчисляется по отношению к значению мощности, рассчитанной на основе действующей методики. После этого устанавливается степень сопряженности между производительностью ведущего звена (цеха, участка, агрегата, установки, группы оборудования), по которому рассчитывается производственная мощность, и производительностью остальных звеньев, анализируются простои оборудования, оценивается обеспеченность предприятия рабочими кадрами соответствующей квалификации и т. д. В заключение устанавливается состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение уровня использования производственной мощности. K числу таких мероприятий относятся мероприятия по расшивке «узких мест», совершенствованию ремонта и технического обслуживания оборудования с целью сокращения его постоев, повышению квалификации рабочих и т. д.

Причины дебиторской задолженности.

Выявляются наиболее значительные должники неплатежеспособного предприятия и совместно с ними выясняются их возможности погашения долга. В случаях, когда должники отказываются добровольно уплатить в. ближайшее время, возможно рассмотрение вопроса о направлении в арбитражный суд иска о возбуждении дела об их банкротстве.

[1] Э. Дж. Долан , Б.И. Дмненко « Экономикс : англо-русский словарь-справочник», Москва: Лазурь, 1994г.

[2] Градов А.П., Кузин Б.И. «Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой», Санкт-Петербург : Специальная литература, 1996г.

[3] Юн Г.Б. «Методология антикризисного управления», Москва, «Дело», 2004г.

[4] Родионова Н.В. «Антикризисный менеджмент», Москва: « Юнити », 2001г.

[5] «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия», утвержденные приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1.10.1997г. №118.

[6] «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа», утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003г. № 367.

[7] Бороненкова С. А. «Управленческий анализ», Москва: «Финансы и статистика», 2002г.

Читайте также: