Место государственной регистрации налоговый орган

Опубликовано: 17.05.2024

Государственная регистрация и постановка на учет

Государственная регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима для законного оформления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В целях проведения налогового контроля все организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. И государственная регистрация, и постановка на учет осуществляются налоговыми органами.

Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируется ст. 83 и ст. 84 Налогового кодекса.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со статьями 14.1 Кодекса об административных правонарушениях и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основные этапы прохождения государственной регистрации

- Определение места нахождения юридического лица - «юридического» адреса*

- Определение инспекции по адресу места нахождения юридического лица (www.nalog.ru)

- Оплата госпошлины (реквизиты в налоговой инспекции)**

- Нотариальное удостоверение подписи заявителя в заявлении о государственной регистрации***

- Подача документов в налоговую инспекцию на госрегистрацию

Заявление о государственной регистрации юрлица лица
Учредительные документы юридического лица (в т.ч.Устав)*
Решение о создании юридического лица
Квитанция об оплате госпошлины.

- Визит в районную налоговую инспекцию по месту жительства (адресу регистрации на штампе в паспорте)

- Оплата госпошлины (реквизиты в налоговой инспекции)**

- Нотариальное удостоверение подписи заявителя в заявлении о государственной регистрации***

- Подача документов в налоговую инспекцию на госрегистрацию

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП
Копия паспорта
Квитанция об уплате госпошлины.

* Действующим законодательством не предусмотрены понятия «юридический адрес» и «фактический адрес» - адресом регистрации юридического лица считается место постоянного нахождения его исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности Возможно использование адреса собственного (арендованного учредителем) помещения в качестве адреса организации. Также нормативными документами не утверждена единая форма такого учредительного документа, как Устав организации.
** Размер госпошлины для государственной регистрации юридического лица при его создании составляет 4000 руб., для государственной регистрации индивидуального предпринимателя – 800 руб. (статья 333.33 Налогового кодекса).
*** В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Это означает, что будущая организация или предприниматель подписывают заявление о регистрации только в присутствии нотариуса, который должен засвидетельствовать подлинность подписи путем проставления своего штампа в заявлении только при наличии основного документа (паспорта) физического лица-заявителя. При этом нотариус не контролирует правильность заполнения заявления и соответствие утвержденной формы заявления. Вся ответственность за правильность заполнения заявления лежит на заявителе.

По результатам регистрации:

- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо Решение об отказе в государственной регистрации (направляется почтовым отправлением на адрес заявителя)
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя)
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП


Процедуры государственной регистрации и постановки на учет потребуют от вас знания и понимания следующих моментов:

1. Наиболее удобной для малого предпринимательства организационно-правовой формой деятельности является общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое не должно выпускать акции и публиковать финансовые результаты деятельности в средствах массовой информации. Действующее законодательство предъявляет минимальные требования к его участникам и процедуре регистрации. В то же время, право выбора организационно-правовой формы деятельности остается за вами.

2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) осуществляется по месту его жительства. Если физическое лицо имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, то государственная регистрация осуществляется по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

4. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) будет присвоен вам не позднее пяти рабочих дней с момента подачи документов на государственную регистрацию одновременно с выдачей свидетельства о постановке на учет, а также свидетельства о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Если физическое лицо, зарегистрировавшееся в качестве индивидуального предпринимателя, ранее уже получило ИНН, то налоговым органом ему будет выдано уведомление о постановке на учет по месту жительства, в котором отражается ранее присвоенный ИНН.

5. Каждая коммерческая организация, в отличие от индивидуального предпринимателя, должна иметь устав, а также уставный капитал, который оплачивается учредителями имуществом или деньгами на расчетный счет. Минимальный размер уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью определен п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и должен быть не менее 10 000 руб.
Не забывайте об установленной п.п. 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса обязанности в течение 7 рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета письменно сообщить об открытии (закрытии) расчетного счета в свою налоговую инспекцию. Иначе вас привлекут к налоговой ответственности по ст. 118 Налогового кодекса и административной ответственности по ст.15.4 КоАП.

6. Зарегистрировав себя в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), при осуществлении предпринимательской деятельности вы будете выступать от своего имени, как физическое лицо. Если же вами учреждена организация – юридическое лицо, то вы должны назначить руководителя и главного бухгалтера, которые будут подписывать все финансовые и нормативно-распорядительные документы или соответствующим приказом возложить их обязанности на себя или партнеров по бизнесу. Помните - организация занимается предпринимательской деятельностью от своего имени, как юридическое лицо.

7. Индивидуальный предприниматель, в отличие от физического лица – учредителя организации (учредители несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества), несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением имущества, указанного в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ). Кратко говоря - это предметы личного обихода и единственное жилище.

8. Учет организаций или индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах осуществляется без их участия на основании сведений о государственной регистрации, которые регистрирующие (налоговые) органы сообщают в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

9. С момента государственной регистрации вы становитесь налогоплательщиком с возникновением обязанностей, предусмотренных ст. 23 Налогового кодекса, в том числе по представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по каждому налогу (сбору), плательщиком которого признаны, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности (п.п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса). Ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена ст. 119 Налогового кодекса.
Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. Если организация создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (п. 2 ст. 55 Налогового кодекса).

10. С момента государственной регистрации организации у нее появляется обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего налогового учета бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Бухгалтерская отчетность представляется организациями независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности (п.п. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса, п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Индивидуальные предприниматели ведут учет в порядке, определяемом Минфином России в Книге учета доходов и расходов (п. 2 ст. 54 Налогового кодекса).

Проблема юридических и фактических адресов существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда под силу, то сейчас у них появились для этого новые инструменты.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).

…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…

Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.

При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения

Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.

Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации

Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.

На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.

Что разъяснил Пленум

Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61).

Судьи в первую очередь отметили, что поскольку адрес местонахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).

Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).

Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru.

При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).

По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть договоры аренды помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.

Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).

Чем грозит недостоверный адрес

Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:

Ликвидация юридического лица

Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 постановления № 61);

Расторжение договора банковского счета

Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);

Неполучение документов от налоговых органов

Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);

Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.

Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует «перерегистрироваться» по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.

Юлия Синицына, ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»



Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Узнайте больше >>

ТВЕРДЫШЕВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

  • Снятие обременения через суд
  • Собственность через суд
  • Споры с застройщиком о качестве
  • Спорт
  • Трудовые споры спортсменов с клубами
  • Юридическая экспертиза контрактов
  • Банкротство физических лиц
  • Банкротство физических лиц
  • Судебные споры
  • Взыскание долгов с физических лиц
  • Взыскание задолженности по заработной плате
  • Взыскание компенсации в связи с увольнением
  • Восстановление на работе
  • Защита ответчика в суде по гражданским делам
  • Защита прав потребителей
  • Обжалование дисциплинарного взыскания
  • Представительство интересов в судах общей юрисдикции

В настоящей статье мы представляем общий порядок регистрации юридического лица, способы создания юрлица, однако при регистрации отдельных организационно-правовых форм юридических лиц законодательством предусмотрены особенности процедуры регистрации юридического лица в данной форме. Также при определении этапов регистрации предприятия бизнесмену необходимо учитывать, что закон разграничивает понятия “предприятие” и “юридическое лицо”, под предприятием законодатель понимает комплекс имущества и имущественных прав и относит предприятие к особому виду недвижимости, то есть регистрация предприятия как недвижимости - это отдельный процесс (если вам необходимо зарегистрировать предприятие, завод в смысле регистрации недвижимости, то предлагаем ознакомиться с отдельной статьей по ссылке ). В конце статьи вы найдете ссылки на пошаговые инструкции по регистрации юридических лиц в зависимости от формы юридического лица (ООО, некоммерческие организации и т.д.).

Итак, что нужно для регистрации фирмы в налоговой или Минюсте? Процесс создания организации и регистрации юридического лица можно описать пошагово следующим образом:

Шаг 1. Определяем структуру юридического лица, состав учредителей (если применимо для данной формы юрлица) и лицо, действующее без доверенности от имени юрлица (наименование должности, срок полномочий и т.д.)

Процедура открытия фирмы должна включать в себя выбор организационно-правовой формы регистрации бизнеса, определение системы налогообложения, видов экономической деятельности, состава учредителей, структуры органов управления, размера уставного капитала, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания предприятия помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.).

Иногда для того чтобы оптимизировать бизнес-процессы, требуется создание группы компаний разных правовых форм и/или с разными системами налогообложения. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно четко понимать основные бизнес-процессы в будущей компании, оценить риски в данной сфере бизнеса, предусмотреть механизм защиты от обозначенных рисков, на основании данной информации “нарисовать” структуру бизнеса, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам предприниматель, пользуясь знаниями, полученными в университете, в бизнес-школах, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку быстрее и выявить риски, пользуясь собственным практическим опытом.

О вариантах оперативного управления юридическим лицом читайте в статье “ Директор в компании: формы управления фирмой, плюсы и минусы, порядок оформления ”. При выборе директора организации необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации компании.

При выборе учредителя также проверьте наличие ограничений на участие в юридических лицах данного учредителя.

Указанные проверки можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

Шаг 2. Определяем место нахождения юридического лица

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации и в первое время существования компании зачастую не соответствует фактическому месту нахождения офиса, магазина. Так как регистрирующие органы при регистрации компании менее щепетильны при проверке юр.адреса, то компании часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании компании подойти серьезно к выбору места нахождения компании.

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации юридического лица, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

Шаг 3. Разрабатываем учредительные документы будущего юридического лица и принимаем решение о его регистрации

Законодательством РФ предусмотрены следующие виды учредительных документов юридического лица:

  • устав (обязателен для всех юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций)
  • учредительный договор (для хозяйственных товариществ, также обязателен ассоциаций, союзов и его вправе иметь АНО)

Для регистрации организации необходимо принять решение о ее создании. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично (оформляется решение единственного учредителя). В случае регистрации ЮЛ двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно (2 и более учредителя оформляют решение об учреждении компании протоколом). Содержание решения об учреждении юридического лица зависит от организационно-правовой формы юрлица.

Шаг 4. Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации юридического лица, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации большинства юрлиц нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о директоре (иных лицах, осуществляющих его функции), о кодах ОКВЭД и со сведениями о заявителе. Остальные листы (К, Л и М) нужно заполнять только в отдельных случаях. Например, лист К заполните, если вы регистрируете АО. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации юрлица может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001?

Титульный лист заявления по форме Р11001
На титульном листе обязательно заполните первые три раздела. АО заполняют также 4-й раздел. При заполнении титульного листа укажите:

  • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование юрлица, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (или вид юрлица), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе
  • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес директора (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. Юрлица, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.
  • разд. 3 (Сведения о размере капитала (фонда)). Нужно выбрать из предложенных вариантов вид капитала/фонда (зависит от организационно-правовой формы юр лица) и вписать его размер.
  • разд. 4 (заполняется при регистрации АО). Необходимо указать цифру 2 (регистратор), сведения о нем укажите в листе К.
Сведения об учредителях
Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д.
В соответствии с Законом о госрегистрации юридических лиц данные сведения заполняют следующие юрлица:
  • хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, ООО и т.д.)
  • учреждения
  • унитарные предприятия
  • производственные кооперативы
  • жилищные накопительные кооперативы
Вместе с тем, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста при регистрации НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом - лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом - лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) - лист В
  • учредитель является публичным образованием: РФ, субъект РФ, муниципальное образование - лист Г
  • учредитель является паевым инвестиционным фондом - лист Д
Сведения о директоре (иных лицах, осуществляющих его функции)
В отношении сведений о директоре в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа:
  • физическое лицо - лист Е. Если директоров будет несколько, то на каждого из них необходимо заполнить этот лист
  • управляющая организация - лист Ж
  • управляющий (ИП) - лист З.
Основные виды экономической деятельности (ОКВЭД)
Для сведений о кодах ОКВЭД в форме предусмотрен лист И. Укажите в нем не менее 4-х цифр кода ОКВЭД в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Если вам нужно указать большое количество кодов ОКВЭД, то заполните несколько листов И. На втором и последующих листах, в разд. 1 "Код основного вида деятельности", писать ничего не нужно.

Сведения о заявителе
Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании юрлица являются все его учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа "Н" проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель юрлица-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

  • управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4;
  • управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4;
  • лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4.
Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:
  • при подаче документов лично или через нотариуса - в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов - усиленной квалифицированной электронной подписью

Заявление о регистрации юридического лица предварительно подписывать не нужно.

При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 2000-3000 рублей.

Шаг 5. Оплачиваем госпошлину за регистрацию юридического лица

Размер госпошлины за регистрацию юрлица при создании - 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина не уплачивается, если документы для госрегистрации юрлица подаются в форме электронных документов, однако для этого необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

Шаг 6. Формируем комплект документов и подаем на государственную регистрацию

Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию юрлица при создании:

  • заявление по форме № Р11001
  • решение (протокол) о создании юрлица
  • учредительный документ
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юрлица
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
  • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации компании подать заявление о применении УСН

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения юрлица. Заявителями являются учредители юрлица или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации юрлица - населенный пункт, в пределах которого находится юрлицо (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации.

Шаг 7. Получаем документы, подтверждающие регистрацию юридического лица

Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и вносит запись в ЕГРЮЛ с указанием ОГРН юрлица. Не позднее одного рабочего дня после истечения срока регистрации юрлица вам на электронную почту, указанную в заявлении, направят:

  • документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ - лист записи по форме № Р50007
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа
  • документ о постановке на учет в налоговом органе

Получением данных документов сам процесс регистрации компании можно считать завершенным, однако для нормального функционирования компании руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. О том, что делать после регистрации компании читайте в статье по ссылке .

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Свой бизнес


Юридический адрес компании в пределах ее места нахождения должен быть зафиксирован в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено п. 3 ст. 54 ГК РФ. Местонахождение компании определяется наименованием населенного пункта, где она расположена (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Иначе говоря – это город, в котором ООО ведет свою деятельность. Место нахождения указывается как в ЕГРЮЛ, так и в учредительном документе организации (уставе). Однако в типовых уставах сведения о населенных пунктах (муниципальных образованиях) отсутствуют. Если ООО приняло типовой устав, то его место нахождения будет зафиксировано только в реестре (п. 5 ст. 54 НК РФ).

Таким образом, в отношении юрлица в ЕГРЮЛ должны быть сведения и о населенном пункте, и о юрадресе. В уставе общества населенный пункт будет записан только в том случае, если этот устав нетиповой. При этом указание точного юрадреса в нетиповом уставе законом не предусмотрено.

Если у общества изменяется адрес в границах населенного пункта, то корректировки вносятся только в реестр, при условии, что в уставе юрадрес не прописан. Когда в уставе зафиксирован полный адрес компании, менять устав придется в любом случае. Например, при переезде организации на соседнюю улицу в том же районе Москвы ей нужно будет изменить устав. Если же компания переехала в другой город, то изменения вносятся и в реестр, и в нетиповой устав, поскольку меняется не только адрес, но и населенный пункт.

Порядок смены юрадреса разный и зависит от того, куда переехала компания. Если она осталась в городе, но просто поменяла адрес, то речь идет о процедуре смены адреса. Если в уставе он не записан, то и трогать учредительный документ не придется. Мы будет рассматривать именно этот случай, поскольку сейчас записывать полный адрес в уставе не требуется. Вторая процедура смены юрадреса предусмотрена для кардинального переезда, например, из Москвы в другой регион. Здесь происходит смена места нахождения и, вероятнее всего, придется менять устав, если он нетиповой. Типовой устав корректировать не нужно.

Шаг 1. Принять решение о смене юридического адреса ООО

Смена юрадреса ООО без корректировки устава

Согласно подпункту 4 п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (закон об ООО) единоличный исполнительный орган ООО осуществляет полномочия, не отнесенные законом или уставом к компетенции общего собрания, совета директоров и коллегиального исполнительного органа (ИО).

Поэтому решение о смене адреса директор может принять самостоятельно, оформив это решением единственного участника или приказом. Четких требований на этот счет законом не установлено.

Если принятие подобных решений устав относит к компетенции общего собрания, совета директоров или коллегиального ИО (ст. 32, 33, 41 закона об ООО), то оформляется соответствующее решение, например, протокол общего собрания.

Сделаем уточнение для тех ситуаций, когда в учредительном документе компании до сих пор присутствует полный адрес. До 1 сентября 2014 года общества детально раскрывали свой адрес в уставе. После этой даты в ГК РФ были внесены изменения, позволившие такую информацию не указывать. При наличии адреса переезд в соседний офис потребует и корректировки устава. Нужно будет созвать собрание и принять решение об изменении устава. Также придется заплатить госпошлину. Для подобных ситуаций рекомендуем вообще исключить сведения об адресе. Это позволит упростить последующие переезды в границах населенного пункта, которые могут возникнуть в процессе функционирования фирмы.

Смена места нахождения фирмы

На основании пункта 4 ст. 12 закона об ООО изменения в устав вносятся по решению общего собрания и подлежат госрегистрации. Это значит, что решение о смене места нахождения и внесении соответствующих корректировок в устав принимается на общем собрании участников. Если участник один, то решение он принимает единолично и оформляет его письменно (ст. 39 закона об ООО).

Решение относительно корректировки устава принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если большее число не предусмотрено уставом (п. 8 ст. 37 закона об ООО). По итогам собрания оформляется протокол, подписанный председательствующим на собрании и секретарем (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

Если в компании был принят типовой устав, то на общем собрании принимается только решение о смене места нахождения ООО (пп. 2 п. 2 ст. 33 закона об ООО). Вопрос о правке устава не рассматривается, так как в типовом уставе нет информации о местонахождении.

Шаг 2. Получить официальную выписку из ЕГРЮЛ

Для госрегистрации инспекцией нового адреса нужно будет сходить к нотариусу. Это связано с тем, что подпись заявителя на заявлении должна быть заверена нотариально. Но перед тем как удостоверить документы, нотариус проверит правоспособность юрлица. Для этого он запросит выписку из госреестра, а также учредительные документы.

Отметим, что получать сведения из реестра юрлиц нотариусы могут и самостоятельно, но на практике они не всегда реализуют это право. Поэтому целесообразнее подготовить выписку заранее. Ее можно получить как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Какой формат документа потребуется, зависит от запросов конкретного нотариуса.

Электронная выписка оформляется бесплатно через портал госуслуг или сайт ФНС. Она представляет собой pdf-файл, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Запрос на получение бумажной выписки подается в любую ИФНС, которая выдает сведения из ЕГРЮЛ, в том числе через МФЦ или по почте.

Оформление бумажной выписки необходимо оплатить. Размер платы зависит от срочности: срочная – 400 рублей, обычная – 200 рублей (п/ 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462).

Срок предоставления срочной выписки – не позже следующего рабочего дня. Обычную выписку оформят в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (пп. 1 пю 18 регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н).

Шаг 3. Заполнить заявление по форме № Р13014

Смена юрадреса ООО без корректировки устава

Согласно пункту 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ за три рабочих дня с момента изменения адреса ООО обязано сообщить об этом в инспекцию по месту своего нахождения.

Для этого в орган регистрации подается заявление. Раньше было две формы заявлений: № Р13001 – если при изменении сведений о юрлице меняется и устав, и № Р14001 — если меняются только сведения в ЕГРЮЛ.

Начал применяться с 25 ноября этого года единый унифицированный бланк заявления о госрегистрации изменений, внесенных в учредительный документ юрлица, и (или) о внесении изменений в сведения о юрлице в ЕГРЮЛ. Новая форма № Р13014 утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

При смене юрадреса в пределах населенного пункта в заявлении заполняется титульный лист, листы Б (место нахождения и адрес юрлица) и Н (сведения о заявителе). При этом в пункте 2 титульного листа (причина предоставления заявления) проставляется цифра 2, соответствующая причине «Изменение сведений о юрлице, в ЕГРЮЛ». В листе Б записываются сведения о новом адресе ООО.

Смена местонахождения ООО

Эта процедура происходит в два этапа. Сначала в старую ИФНС подается заявление о намерении поменять место нахождения, а потом подается заявление о регистрации нового адреса в новую инспекцию.

Для внесения в реестр данных о том, что юрлицо собирается сменить место нахождения, не позже 3 рабочих дней со дня принятия этого решения в орган регистрации по старому месту подаются (п. 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ):

  • заявление по форме № Р13014 – в нем нужно заполнить титульный лист, лист Б «Место нахождения и адрес юридического лица» и лист Н «Сведения о заявителе»;
  • протокол общего собрания участников о внесении изменений в устав и об изменении места нахождения.

Если ООО действует на основании типового устава, то с заявлением подается только протокол об изменении места нахождения общества.

В следующем году срок внесения изменений в ЕГРЮЛ будет увеличен. Нововведения предусмотрены Федеральным законом от 27.10.2020 № 350-ФЗ и вступят в силу с 26 апреля 2021 года. По новым правилам заявить в инспекцию об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе и об изменении адреса, нужно будет в течение 7 рабочих дней, а не трех, как сейчас.

Рекомендуем помнить, что предварительное уведомление ИФНС является обязательным этапом. За невыполнение этого требования, а также подачу недостоверных сведений ч. 3 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Директору могут вынести предупреждение или штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей.

Однако оповещать регистрирующий орган о принятии решения о смене местонахождения следует не всегда. Согласно пункту 6 ст. 17 закона о госрегистрации юрлиц и ИП сразу зарегистрироваться в инспекции по новому месту нахождения можно, если новым адресом ООО станет местожительство:
— участника общества, владеющего не меньше чем 50 процентами голосов;
— лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ООО.

В этих случаях подать заявление в инспекцию по новому месту нахождения нужно не позже 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Отметим, что Пленум ВАС РФ в пункте 4 Постановления от 30.07.2013 № 61 разъяснял, что регистрация компании по адресу жилого объекта возможна, только если собственник дал согласие. Под согласием подразумевается, что адрес является адресом места жительства учредителя или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО.

Шаг 4. Подготовить документы для смены юридического адреса

Смена юрадреса ООО без корректировки устава

Вместе с заявлением по форме № Р13014 в регистрирующий орган также следует представить документы, подтверждающие права на здание или помещение в нем, по адресу которого теперь будет располагаться ООО. Таким документом может быть договор аренды, свидетельство о праве собственности или другой правоустанавливающий документ.

Смена места нахождения ООО

После уведомления старой инспекции о принятии решения о смене места нахождения ООО нужно подать заявление по форме № Р13014 и документы на госрегистрацию в инспекцию по новому месту расположения (п. 1 ст. 18 закона № 129-ФЗ). Заявиться в новую ИФНС необходимо только через 20 дней после внесения в реестр отметки о предстоящем изменении места дислокации (п. 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ).

Какие документы нужны для смены адреса ООО, действующего на основании нетипового устава, определено пп. 1 и 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ, а также п. 18 регламента, утвержденного Приказом ФНС РФ от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@. В новую ИФНС надо подать:

  • форму № Р13014;
  • решение о смене места дислокации и корректировке устава по этой причине;
  • корректировки устава или его обновленная редакция;
  • документ о правах общества, его директора, участника с половиной голосов на помещение по новому адресу ООО;
  • платежку за пошлину.

В письме от 18.07.2019 № ГД-4-19/14001 налоговики разъясняли, что госпошлина за регистрационные действия не взимается, если документы направлены через многофункциональный центр (МФЦ) или нотариусом. В обоих случаях перенаправление бумаг регистрирующему органу осуществляется в электронной форме.

Если устав ООО типовой и вносить в него корректировки не требуется, то для регистрации в ЕГРЮЛ изменения адреса в связи со сменой места нахождения в инспекцию подается только заявление по форме № Р13014 и документ о наличии у ООО, его директора или участника, владеющего не менее 50 процентами от общего числа голосов, прав на помещение по новому адресу (п. 2 и 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ).

Шаг 5. Заверить документы на смену юридического адреса через нотариуса

Для регистрации в ЕГРЮЛ изменения адреса ООО в инспекцию нужно подать заявление по форме № Р13014. Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, которым эта форма утверждена, определено, что подпись заявителя на заявлении удостоверяется нотариусом. Поэтому чтобы заверить заявление и документы, необходимо обращаться к нотариусу.

Пунктом 5 регламента совершения нотариальных действий, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.08.2017 № 156, установлена обязанность нотариуса проверять правоспособность обратившего к нему юрлица на основании информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.

Поэтому перед тем, как заверить подпись на заявлении, нотариус попросит предоставить выписку из ЕГРЮЛ и учредительные документы.

Шаг 6. Подать документы для смены юрадреса в налоговую

Смена адреса ООО без корректировки устава

Регистрацию в ЕГРЮЛ нового адреса производит ИФНС по месту нахождения фирмы. Это значит, что заявление подается в инспекцию, занимающуюся вопросами госрегистрации в регионе расположения ООО (п. 1 ст. 18 закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Например, в Москве действует единый центр регистрации — межрайонная ИФНС России № 46.

Смена места нахождения ООО

При смене населенного пункта заявление о принятии соответствующего решения подается в регистрирующую инспекцию по старому адресу (п. 6 ст. 17 закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Через 20 дней после внесения в ЕГРЮЛ отметки о смене дислокации подается заявление на госрегистрацию в регистрирующую инспекцию по новому месту нахождения (п. 1 ст. 18 закона № 129-ФЗ).

Представлять документы в регистрирующий орган можно следующими способами (ст. 9 закона № 129-ФЗ):

  • лично в инспекцию;
  • через МФЦ (в этом случае многофункциональный центр перенаправит документы в электронном виде);
  • по почте с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
  • в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядком, утвержденным Приказом ФНС РФ от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@, определены способы электронной подачи документов — с помощью сервиса на сайте ФНС, мобильного приложения или портала госуслуг.
  • при посредстве нотариуса — с использованием сервиса ФНС или системы межведомственного электронного взаимодействия.

Шаг 7. Получить документы о смене юридического адреса ООО

Смена адреса ООО без корректировки устава

Срок регистрации смены юридического адреса в налоговой составляет 5 рабочих дней со дня получения заявления ООО (п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Это время отводится регистрирующему органу на внесение в ЕГРЮЛ нового адреса общества. Если старый и новый адреса ООО подконтрольны разным налоговым инспекциям, то при смене адреса компанию переведут в новую ИФНС.

В результате ООО получит следующий пакет документов от налоговой (п. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ, пп. 2 п. 7 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@):

  • документ о внесении записи в ЕГРЮЛ о новом адресе;
  • свидетельство о постановке на учет в новой инспекции с указанием нового КПП. При этом ИНН останется прежний;
  • уведомление о снятии с учета в старой ИФНС.

Смена местонахождения ООО

Госрегистрация смены адреса в связи с изменением места нахождения осуществляется в течение 5 рабочих дней (п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Однако при наличии у ИФНС подозрений в недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ и устав, она может провести проверку и приостановить госрегистрацию. Этот срок не может превышать один месяц (п. 4.4 ст. 9 закона № 129-ФЗ).

Если в достоверности сведений налоговая не усомнилась, то не позже одного рабочего дня после истечения срока, отведенного на госрегистрацию, ООО выдадут (п. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ):

  • документ о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • изменения в уставе или экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
  • свидетельство о постановке на учет в ИФНС с указанием нового КПП.

Организации, осуществляющей свою деятельность на основании типового устава, регистрирующий орган выдаст только документ, свидетельствующий о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Вне зависимости от того, каким способом ООО подавало заявление в налоговую, всю документацию ему выдадут в электронном виде. Именно такой порядок предусмотрен п. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ. Документы, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью, обществу направят на e-mail, зафиксированный в ЕГРЮЛ, а также на e-mail, указанный в заявлении.

При подаче заявления на госрегистрацию через нотариуса после внесения изменений в ЕГРЮЛ инспекция также направит электронные документы и ему. По просьбе заявителя нотариус выдаст полученную от ИФНС электронную документацию в форме бумажного документа на основании удостоверения равнозначности бумажного документа электронному в соответствии с законодательством о нотариате.

Если ООО необходимы бумажные экземпляры документов о госрегистрации, то получить оригиналы в таком формате не получится. При подаче заявления лично в инспекцию, по почте или через МФЦ регистрирующий орган или многофункциональный центр по запросу общества сможет оформить ему документы лишь на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов.

После получения от регистрирующего органа листа записи в ЕГРЮЛ и свидетельства о постановке на учет с новым КПП рекомендуем оповестить банк и контрагентов о новом юридическом адресе и КПП.

Казалось бы, простая ситуация: организация решила поменять место нахождения – из Московской области переехать в Москву.

Для этого в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (с приложением документов, подтверждающих внесение изменений в учредительные документы и нахождение организации по новому адресу).

Однако на практике все больше организаций жалуются на то, что налоговая инспекция (как регистрирующий орган) чинит препятствия и под надуманными предлогами отказывает в регистрации нового места нахождения организации.

С такой проблемой столкнулась компания, которая обратилась за помощью в нашу адвокатскую фирму.

Суть возникшего спора.

Как следует из содержания отказного решения регистрирующего органа (Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве), в качестве основания для отказа в государственной регистрации было указано следующее: представленные в регистрирующий орган документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Кроме того, в решении об отказе было указано, что недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) подтверждаются информацией, представленной районной налоговой инспекцией г. Москвы.

Устно представитель компании сообщил, что, прежде чем был получен отказ в государственной регистрации, проверяющие из районной налоговой инспекции два раза приходили с проверкой в новое арендуемое организацией помещение в г. Москве.

Генерального директора компании проверяющие не застали на месте. Сотрудников организации, находящихся в помещении, проверяющие попросили показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени организации, а также трудовые договоры и трудовые книжки. Сотрудники эту просьбу выполнить не смогли, так как при них этих документов не было и не должно было быть. Проверяющие обратили внимание на то, что, по их мнению, в помещении находится не достаточное количество документов организации.

Акт проверки проверяющие из районной инспекции представителям организации не вручили и не направили организации по почте. Через некоторое время МИФНС России № 46 по г. Москве вынесла решение об отказе в государственной регистрации изменений в Устав.

Мы посоветовали организации обжаловать отказ регистрирующего органа в вышестоящий налоговый орган (в рассматриваемом случае – УФНС России по г. Москве) и подготовили жалобу на отказное решение.

Ниже приводим доводы жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Следует отметить, что на практике ситуация у каждой организации по-своему уникальна. Однако в указанной жалобе мы приводим полезные для организаций стандартные доводы по обжалованию.

Доводы жалобы.

Решение об отказе в государственной регистрации незаконно по следующим основаниям.

Информация, представленная районной инспекцией в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Общества, не соответствует действительности, фактическим обстоятельствам.

1. Проверяющие не учли факт наличия, реальности помещения под офис генерального директора Общества.

Офисное помещение Общества (где работает генеральный директор Общества – постоянно действующий исполнительный орган) расположено по адресу: г. Москва, …, офис № 4 (указать конкретный адрес).

Указанное нежилое помещение – комната площадью 66 кв. метра – принадлежит Обществу на праве аренды.

Доказательства указанного факта:

- Договор аренды нежилого помещения, заключенный между арендодателем и арендатором (Обществом).

- Акт приема-передачи нежилого помещения.

- Гарантийное письмо арендодателя в адрес налогового органа с указанием на то, что Общество является арендатором помещения.

- Свидетельство о собственности на помещение арендодателя.

- Наличие таблички с названием Общества при входе в помещение.

- На момент проверки в арендуемом Обществом помещении находились: рабочий стол генерального директора и несколько других столов, другая офисная мебель (арендуемая Обществом у арендодателя), а также папки с документами Общества.

- Фото помещения, фото таблички с названием Общества при входе в помещение.

Ошибочность выводов сотрудников районной инспекции при проверке адреса (места нахождения) юридического лица заключается в следующем:

Проверяющие неправомерно, в нарушение ст. 54 ГК РФ, понятие места нахождения (адреса) юридического лица, т.е. факт наличия помещения (офиса, комнаты) по определенному адресу, отождествляют с фактом физического присутствия генерального директора юридического лица в этом помещении в тот момент, когда проверяющие из районной инспекции (без извещения) осуществляют проверку.

Проверяющие из налогового органа обязаны осуществить проверку наличия помещения, а не устанавливать факт физического присутствия или отсутствия генерального директора Общества в помещении.

Генеральный директор Общества, занимаясь вопросами хозяйственной деятельности Общества, не обязан и не может постоянно находиться в помещении офиса (он уезжает на переговоры и др.).

2. Проверяющие не учли факт наличия при проверке в помещении (офисе) рабочего места генерального директора Общества и наличия сотрудников Общества.

Проверяющие не учли, что Ф.И.О. (указать) – реально действующий генеральный директор Общества.

При проверке работники Общества дали устные показания проверяющим из районной инспекции о том, что генеральным директором Общества является Ф.И.О.

Сотрудники Общества показали проверяющим из районной инспекции рабочее место генерального директора, мебель и имеющиеся на тот момент в офисе документы.

Кроме того, проверяющими районной инспекции проигнорирован тот факт, что генеральный директор Общества лично два раза являлся в районную инспекцию по вызову повестками.

Генеральный директор был допрошен в налоговом органе, как свидетель, и дал показания об адресе (месте нахождения) Общества, о том, что именно он является генеральным директором.

Так как переезд генерального директора Общества в новое помещение Общества еще не был завершен, то некоторые из документов еще не были перевезены из старого офиса в новый офис. Общество само решает, где и как хранить документы.

При этом проверяющие не учли, что, учитывая специфику работы Общества, генеральному директору для работы достаточно минимум технических средств (ноутбук и мобильный телефон, которые он носит с собой), а также минимум мебели (стол со стулом) в помещении.

Проверяющие проигнорировали показания присутствовавших при проверке сотрудников Общества, которые подтвердили, что в офисе находится рабочее место генерального директора Общества.

3. Проверяющие попросили присутствующих в офисе (помещении) работников Общества показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени Общества, а также запрашивали другие документы.

Сотрудники Общества таких документов не имели и не обязаны были иметь при себе.

Проверяющие не учли, что исключительно генеральный директор, как единоличный исполнительный орган Общества, является лицом, обладающим полномочиями выступать от имени Общества.

Таким образом, проверяющие вместо проверки наличия помещения (офиса) для исполнительного органа Общества (генерального директора) необоснованно занялись проверкой полномочий сотрудников Общества, исследованием вопроса о том, какие документы Общества где хранятся, имеются ли у сотрудников Общества при себе трудовой договор, трудовая книжка и т.п.

4. Нарушения в содержании обжалуемого решения МИФНС России № 46 по г. Москве.

Решение регистрирующего органа об отказе должно содержать факты (фактические обстоятельства) нарушений, выявленные в ходе проверки и положенные в основу принятого решения. То есть решение должно быть мотивировано.

В обжалуемом решении нет ссылки и не указаны реквизиты акта проверки места нахождения (адреса) Общества районной инспекцией.

В решении не указаны должности и Ф.И.О. лиц, проводивших проверку сведений.

Акт проверки районной инспекции не приложен к решению и не вручен Обществу (не направлен по юридическому адресу Общества, не вручен лично генеральному директору).

В обжалуемом решении не указано содержание акта проверки районной инспекции, положенного в основу отказного решения. Указанное лишает Общество права на защиту, в том числе права знать об основаниях, конкретных причинах отказа в государственной регистрации.

Таким образом, в решении не указаны фактические основания для отказа в регистрации: на каком основании лицо, вынесшее решение, посчитало, что документы Общества содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) исполнительного органа Общества.

Не мотивированное решение, которое не основано на фактических обстоятельствах отказа (подтвержденных фактах нарушения), незаконно.

5. Незаконные действия проверяющих из районной инспекции (искажение проверяющими сведений о результатах проверки адреса (места нахождения) юридического лица, введение проверяющими в заблуждение МИФНС России № 46 по г. Москве о фактах) и, как следствие, незаконное решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации нового устава Общества, причиняют убытки Обществу.

Из-за отказа МИФНС России № 46 по г. Москве в государственной регистрации изменений в Устав контрагенты Общества отказываются перечислять Обществу вознаграждение за работу, ссылаясь на то, что в ЕГРЮЛ указано, что у Общества недостоверный юридический адрес согласно данным с официального сервиса ФНС России на сайте www.nalog.ru «Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента».

В результате Общество несет убытки. Вследствие отказа в государственной регистрации изменений в Устав Общество неправомерно лишено дохода (прибыли), за счет которого Общество обязано исполнять свои обязательства по гражданско-правовым договорам перед контрагентами, трудовым договорам перед работниками. Это ведет к банкротству Общества.

В соответствии со статьей 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных решений, а равно неправомерных действий должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

В связи с незаконными действиями должностных лиц и других работников налоговых органов Общество, если его жалоба не будет удовлетворена, будет вынуждено обратиться в Прокуратуру РФ с жалобой и в суд с иском о взыскании понесенных убытков.

Проверяющие исказили увиденное при проведенных проверках, сообщили недостоверные сведения в регистрирующий орган.

МИФНС России № 46 по г. Москве не проверила информацию, полученную из районной инспекции.

Обжалуемое решение не содержит подтвержденных фактов и оснований для отказа, не мотивировано, противоречит фактическим обстоятельствам.

Исходя из изложенного, прошу:

1) Отменить полностью решение об отказе в государственной регистрации (указать номер и дату), вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве.

2) Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 46 по г. Москве принять новое решение о государственной регистрации.

3) Решение УФНС России по г. Москве по настоящей жалобе на бумажном носителе вручить (выдать на руки) генеральному директору Общества (Ф.И.О.), сообщив о дате, месте и времени выдачи по мобильному телефону (указать номер).

Приложения к жалобе: документы, подтверждающие доводы Общества.

Результат обжалования.

В рассматриваемом случае через две недели жалоба была рассмотрена и удовлетворена вышестоящим налоговым органом, а Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве исправилась – вынесла решение о государственной регистрации изменений (зарегистрировала новое место нахождения организации).

Данный случай из практики подтверждает, что организации могут успешно отстаивать свои права в досудебном порядке, обращаясь с жалобами в УФНС России по г. Москве.

Работа УФНС России по г. Москве по жалобам организована и ведется на должном уровне, что не может не радовать. Обжалование в вышестоящем налоговом органе по категории споров об отказе в государственной регистрации – быстрый, бесплатный и, самое главное, эффективный способ восстановления нарушенных прав.

Читайте также: