Местные налоги и сборы диплом

Опубликовано: 14.05.2024

Местные налоги и сборы полностью зачисляются в местные бюджеты.

Понятие местных налогов и сборов

Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.

Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.

Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.

Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.

Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.

Система местных налогов и сборов

Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.

Местные налоги представлены в виде налогов:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.

К местным сборам относят сборы:

  • Федерального уровня;
  • местного уровня.

В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.

Виды местных налогов и сборов

К местным налогам можно отнести следующие:

1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:

  • законы федерального уровня;
  • акты, издаваемые представительными органами на местах.

Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.

Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:

  • льготы по уплате налога;
  • основания предоставления льгот;
  • порядок предоставления льгот;
  • величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на землю являются:

  • юридические лица – организации;
  • физические лица.

Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:

  • собственности;
  • пользования на постоянной основе;
  • пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.

Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.

Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:

  • по законодательству РФ были изъяты из оборота;
  • по законодательству РФ были ограничены в обороте.

2. Налог на имущество физических лиц.

Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:

  • жилой дом, квартира либо комната;
  • дача;
  • гараж;
  • иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.

Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.

К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Структура местных налогов и сборов

В структуру местных налогов и сборов в широком смысле входит совокупность обязательных платежей, которые:

  • едины для всей территории РФ;
  • охватывают отдельные регионы;
  • имеют действие в рамках конкретного муниципального округа.

В узком смысле местными налогами и сборами признаются обязательные платежи, которые установлены органами самоуправления и взимаются только на территории муниципалитета в соответствующий бюджет.

Принципы местных налогов и сборов

Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:

1. Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.

3. Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.

4. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.

5. Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.

6. Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.

7. Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.

Особенности местных налогов и сборов

Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:

  • средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
  • налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
  • решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
  • контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
  • широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.

Порядок установления местных налогов и сборов

Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):

  • налоги (сборы) местного взимания;
  • льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.

Кроме того, могут быть предусмотрены разовые внесения средств в местный бюджет гражданами, проживающими на определенной территории в добровольном порядке.

Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.

Взимание земельного и имущественного налога осуществляется также после принятия соответствующего решения на местном уровне. При этом такое решение не должно противоречить налоговому федеральному кодексу.

Местные налоги и сборы: состав, общая характеристика, перспективы развития

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.
Согласно ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” одним из источников собственных доходов местных бюджетов являются местные налоги и сборы, которые в настоящее время включают в себя 2 налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Таким образом, местные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образовании о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территории муниципальных образований в соответствии с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются такие элементы налогообложения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ), как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Кроме этого этими же органами могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Актуальность применения местных налогов в той или иной местности зависит в большей степени от размера той доли в местном бюджете, которую составляют собственные доходы того или иного муниципалитета. Чем больше указанная доля и меньше доля дотаций из других бюджетов, тем очевидно большее влияние оказывают местные налоги на благополучие муниципального образования.
Проблемные стороны местных налогов
1) Ограниченность действий органов местного самоуправления в области налогообложения
ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” закрепляется принцип самостоятельности формирования и использования местных финансов, между тем вполне очевидно, что финансовая основа местного самоуправления в рамках действующего законодательства целиком зависит от федеральной государственной власти и государственной власти субъектов РФ.
При рассмотрении положений Конституции РФ и ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” обращает на себя внимание положение, согласно которому органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы, в то время как положения ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” ограничивают самостоятельность местного самоуправления в установлении местных налогов и сборов, подчиняя самостоятельность этих органов требованиям федерального законодательства.
Из этого следует, что рамки компетенции представительных органов местного самоуправления в области налогообложения ограничены такими действиями, как выбор из установленного на федеральном уровне перечня местных налогов и сборов конкретного налога или сбора, разработка и конкретизация содержания строго определенных элементов избранного местного налога или сбора, а также осуществление процесса по принятию соответствующего решения (нормативно-правового акта) о введении этого местного налога или сбора в действие на территории своей юрисдикции.
К наиболее острым вопросам относятся: недостаточность прав органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов; неадекватный расходам местных бюджетов состав местных налогов; чрезмерное государственное регулирование доходов местных бюджетов и др.
Американские исследователи Дж. Мартинес и Дж. Бокс отмечают, что в России муниципальные образования практически не имеют возможностей по мобилизации доходов. Действующее законодательство наделяет государство широкими полномочиями в этой области, в то время как права муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов в значительной степени ограничены.
Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопроса перехода России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства.
Таким образом, требуется дальнейшее конструктивное совершенствование налогового и бюджетного законодательства, направленное на расширение возможностей местного самоуправления для решения стоящих перед ним задач. В этом видится магистральное направление развития местного самоуправления в РФ.
2) Проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований.
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о новых местных налогах не отличается от порядка вступления в силу федеральных законов о новых федеральных, региональных и местных налогах.
В связи с этим на практике возникают проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований. Все дело в том, что при принятии новых глав НК РФ федеральный законодатель может принимать и опубликовывать такие главы, например, 30 ноября (это максимальный срок для принятия и опубликования главы для вступления данного налога в юридическую силу с 1 января следующего финансового года). Такая ситуация возникла с принятием гл. 31 НК РФ. На практике принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта о земельном налоге в соответствии с федеральным законодательством и вступление его в силу было затруднено, так как в соответствии с требованиями НК РФ представительный орган муниципального образования должен был принять нормативный правовой акт о земельном налоге и опубликовать его не позднее 30.11.2004, чтобы он вступил в силу с 01.01.2005. Закон, который вносил изменения в НК РФ, был опубликован в “Российской газете” только 30.11.2004, т.е. представительные органы местного самоуправления получили возможность ознакомиться с информацией о земельном налоге только в этот день. При таком подходе установление земельного налога и вступление его в силу с 01.01.2005 было практически невозможно. Следовательно, большинство муниципальных образований получили право на введение земельного налога в соответствии с требованиями гл. 31 НК РФ только с 01.01.2006.
Вторая проблема может быть связана с принятием главы НК РФ, например, в начале ноября, когда у муниципального образования еще есть возможность до 30 ноября своевременно принять и опубликовать акт. Однако в таком случае акт принимается на скорую руку, в связи с чем установление налоговых ставок, льгот может оказаться непродуманным и нарушающим основополагающие начала налогового законодательства.
В связи с этим некоторыми авторами предлагается установить следующее правило относительно порядка вступления в силу таких федеральных законов:
Федеральные законы, устанавливающие новые местные налоги, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Увеличение срока с одного до трех месяцев позволит в течение двух месяцев внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления в части установления новых местных налогов и обеспечит не только своевременное их вступление в силу, но и будет способствовать обеспечению более стабильной системы налогов и сборов РФ.
3) Слабая изученность роли недвижимости в обеспечении местных бюджетов финансовыми ресурсами.
Местные налоги являются имущественными налогами. Объективные свойства, характерные для недвижимого имущества, в частности относительная долговременность его существования как целостного объекта, что позволяет обеспечить регулярность и непрерывность процесса поступления налогов в бюджет, и повышенные по сравнению с движимым имуществом стоимостные показатели, влияющие на увеличение налоговой базы и на возрастание объема мобилизуемых в бюджеты налоговых доходов, выводят недвижимость на первый план среди других объектов региональных и местных налогов. Но, несмотря на это, в России экономический статус и фискальный потенциал недвижимого имущества в налоговой системе к настоящему времени остаются все же слабо реализованными, а причины, лежащие в основе снижения роли недвижимости в обеспечении местных бюджетов финансовыми ресурсами, – недостаточно исследованными.
Ряд авторов в своих научных работах поднимают проблемы взимания отдельных налогов, входящих в систему имущественного налогообложения, а также рассматривают вопросы учета, регистрации и оценки недвижимости. Каждая из этих работ затрагивает частную проблему, тем или иным образом связанную с недвижимостью. Но в целом при обобщении существующих научных работ не представляется возможным сделать вывод, что тема усиления фискального потенциала имущества в системе местных налогов в современной России является раскрытой и всесторонне исследованной.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования системы местного налогообложения 7
1.1. История развития системы местного налогообложения 7
1.2. Характеристика элементов местных налогов и сборов в Российской Федерации 13
Глава 2. Роль местных налогов в формировании доходов муниципального бюджета 22
2.1. Анализ динамики поступления местных налогов за 2013-2015гг. по Российской Федерации 22
2.2. Анализ поступления местных налогов и сборов за 2013-2015 гг. по Республике Дагестан 25
2.3. Оценка местного налогообложения на примере МРИ ФНС №14 по г. Каспийск 36
Глава 3. Развитие системы местного налогообложения в современных российских условиях 42
3.1. Современные проблемы организации местного налогообложения 42
3.2. Зарубежный опыт развития системы местного налогообложения 46
3.3. Совершенствование системы местного налогообложения в Российской Федерации 56
Заключение 67
Список литературы 70

В 2016 году российское налоговое законодательство испытало некоторые изменения, которые безусловно не могли обойти стороной местные налоги, устанавливаемые региональными властями и обеспечивающие развитие определенной территории. Произошло увеличение количества, а также поменялся порядок уплаты, расчета и декларирования. В целом функция местных налогов осталась неизменной.
Определением местных налогов и сборов является формирование региональных и муниципальных бюджетов средствами, в дальнейшем израсходованные на социальные нужды.
Местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления в пределах тех значений, которые устанавливает Налоговый кодекс страны [1]. Все местные налоги, которые устанавливают ОМСУ, направляются исключительно в местные бюджеты. К местным налогам относятся:
1) земельный;
2) на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Земельный налог является одним из главных источников пополнения местных бюджетов и используется для решения вопросов местного значения. Неуплата налога приводит к бюджетному дефициту и лишает органы местного самоуправления принимать решения жизненно важных проблем.
Базой для расчета налога будет кадастровая стоимость участка. Ее определение производится в соответствии с нормами Земельного законодательства. На эту величину влияет довольно много фак- торов, от площади участка, до средней рыночной цены по региону. Для оптимизации взимания земельного налога следует проводить мероприятия по созданию эффективной оценке земель и постановке их на кадастровый учет, по ликвидации недоимок по земельному налогу, что существенно пополнит доходную часть бюджетов муниципальных образований.
Так как многие земли до сих пор остаются неиспользованными, стоит максимально вовлечь земельные ресурсы в экономический оборот и стимулировать инвестиционную деятельность на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан. Граждане, имеющие в собственности недвижимость, также платят за это право налог, но не земельный, а на имущество.
В 2015 году именно по этому налогу вступили в действие поправки. Максимальный размер ставки может составлять от 0,1 до 2% в зависимости от объекта. Местные власти могут увеличить ее, но не более чем в три раза. Главные новшества, вступившие в силу с 2015 года, касаются базы налогообложения. Вместо инвентаризационной стоимости будет использоваться кадастровая, как наиболее близкая к рыночной цене недвижимости. Переход на новую систему будет происходить постепенно, и завершиться к 2020 г.
Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет около 80%. В Российской Федерации этот показатель значительно ниже и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Проблема местного налогообложения весьма актуальна для российской экономики. Для того чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу.
Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей. При этом органы местного самоуправления обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории. В Российской Федерации доля местных налогов в формировании местных бюджетов незначительна, формирование указанных бюджетов во многом определяется отчислениями от федеральных налогов.
Таким образом, актуальной курсовой работы четко обозначена – необходимо усовершенствовать налоговый механизм администрирования местных налогов, чтобы повысить их собираемость, а также улучшить в целом сами местные налоги в целом.
Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать место и роль местных налогов в налоговой системе.
Предметом является совокупность теоретических и практических аспектов взимания местных налогов.
Объектом исследования является местное налогообложение в Республике Дагестан.
Для достижения данной цели при написании дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития системы местного налогообложения;
- дать характеристику элементов местных налогов и сборов в Российской Федерации;
- исследовать динамику поступления местных налогов в бюджет Российской Федерации;
- проанализировать поступление местных налогов и сборов на примере Республики Дагестан;
- рассмотреть направления совершенствования системы местного налогообложения в Российской Федерации.
Информационная база. Информационным источником исследования явился Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовую базы федерального, регионального и местного уровня. Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых таких, как Емелина Н.В., Гашенко И.В. Латынины Н.А., Панскова В.Г., Фомина В.Н., и других, посвященные проблемам оптимизации и совершенствования местных налогов в Российской Федерации.
В работе применяются следующие методы исследования: системный, абстрактно-логический, и сравнительный.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по курсу «Налогообложение»

по теме: «Местные налоги»

1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов

1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления

2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

2.1 История развития местных налогов

2.2 Земельный налог

2.3 Налог на имущество физических лиц

2.4 Единый налог на вмененный доход

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения

3.2 Оптимизация местных налогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление – решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.

Органы государственной власти, в том числе субъектов Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления – обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан.

В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а также доли ответственности за все происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.

Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных органов иметь источники доходов. К таким источникам, в первую очередь относятся местные налоги.

Отсутствие в юридической науке теоретического фундамента для построения системы местных налогов и сборов негативно влияет на качественный уровень принимаемых нормативных правовых актов, создание единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления и реализацию ими на практике положений законов и подзаконных актов. Теоретические основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.

Актуальность темы дипломной работы связана также с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, отдельные положения которой воплощают общие принципы налогообложения и сборов применительно к местному уровню налоговой системы.

Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы местного налогообложения рассматривались в работах представителей экономической школы налогообложения и финансов: М.Ю. Березина, А.Г. Гладышевой, Л.А. Дробозиной, А.Г. Игудина, В.И. Матеюка, B.C. Мокрого, А.Ф. Панайотова, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, В.М. Родионовой, Д.Г. Черника. Однако, несмотря на широкий спектр проведенных вышеуказанными, а также другими авторами исследований их предметом выступала либо целиком налоговая система Российской Федерации, либо вообще все финансы органов местного самоуправления, включая налоги и сборы как их составную часть. На сегодняшний день практически нет комплексных научных работ, посвященных юридической разработке правовых основ местного налогообложения, что оставляет место для специального комплексного анализа местных налогов и сборов и их системы, налоговой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Объектом исследования работы выступают общественные отношения в области финансово-правового регулирования местных налогов и сборов, их содержание и признаки, закрепляемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предмет исследования – нормативная база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере местного налогообложения.

Цель дипломной работы – провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

· проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;

· выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;

· исследовать своеобразие и этапы становления и развития системы местных налогов и сборов в Российской Федерации в ее историческом развитии;

· выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;

· исследовать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;

· выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Автором использованы общие методы научного познания, включая методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и др.), а также методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (анализ и синтез, моделирование, прогнозирование и др.). В работе применяются также частные методы научного познания, такие, как исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический. Кроме того, в работе широко использован системный метод исследования.

Научная новизна работы обусловлена своевременной постановкой проблемы, а также использованием новых идей и тенденций в области местного налогообложения. Работа представляет собой комплексное юридическое исследование исторических, теоретических и прикладных аспектов функционирования системы местных налогов и сборов как финансовой основы местного самоуправления. Выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, направлены на совершенствование местного налогообложения.

Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой – установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Относительно понятия «налог» единства мнения в науке не существует. Более того, до настоящего времени понятия «налог» и «местный налог» не получили достаточной четкости ни в литературе, ни в законодательстве. Между тем ключевой проблемой, имеющей значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения, является проблема определения понятия «налог».

Это связано с тем, что «точное уяснение содержания категории «налог» способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающего право частной собственности плательщика», позволяет установить объем полномочий субъектов налогообложения. Кроме того, необходимость законодательного определения налога продиктована и тем, что без него невозможно правильное решение проблем ответственности за неуплату налогов.

В литературе (зарубежной, российской, как дореволюционной, так и современной) имеется много разнообразных определений понятия «налог», содержащих важнейшие признаки данной категории.

Так, Вобан, Монтескье, Мирабо рассматривают налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. Монтескье определял налог как «часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием». Мирабо писал, что «налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка».

Определенный вклад в теорию налогов внесли ученые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

◦проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
◦выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;
◦исследовать своеобразие и этапы становления и развития системы местных налогов и сборов в Российской Федерации в ее историческом развитии;
◦выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
◦исследовать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;
◦выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Содержание

1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов

1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления

2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

2.1 История развития местных налогов

2.2 Земельный налог

2.3 Налог на имущество физических лиц

2.4 Единый налог на вмененный доход

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения

3.2 Оптимизация местных налогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Местные налоги.rtf

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по курсу «Налогообложение»

по теме: «Местные налоги»

1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов

1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления

2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

2.1 История развития местных налогов

2.2 Земельный налог

2.3 Налог на имущество физических лиц

2.4 Единый налог на вмененный доход

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения

3.2 Оптимизация местных налогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление - решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.

Органы государственной власти, в том числе субъектов Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления - обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан.

В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а также доли ответственности за все происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно- территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.

Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных органов иметь источники доходов. К таким источникам, в первую очередь относятся местные налоги.

Отсутствие в юридической науке теоретического фундамента для построения системы местных налогов и сборов негативно влияет на качественный уровень принимаемых нормативных правовых актов, создание единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления и реализацию ими на практике положений законов и подзаконных актов. Теоретические основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.

Актуальность темы дипломной работы связана также с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, отдельные положения которой воплощают общие принципы налогообложения и сборов применительно к местному уровню налоговой системы.

Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы местного налогообложения рассматривались в работах представителей экономической школы налогообложения и финансов: М.Ю. Березина, А.Г. Гладышевой, Л.А. Дробозиной, А.Г. Игудина, В.И. Матеюка, B.C. Мокрого, А.Ф. Панайотова, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, В.М. Родионовой, Д.Г. Черника. Однако, несмотря на широкий спектр проведенных вышеуказанными, а также другими авторами исследований их предметом выступала либо целиком налоговая система Российской Федерации, либо вообще все финансы органов местного самоуправления, включая налоги и сборы как их составную часть. На сегодняшний день практически нет комплексных научных работ, посвященных юридической разработке правовых основ местного налогообложения, что оставляет место для специального комплексного анализа местных налогов и сборов и их системы, налоговой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Объектом исследования работы выступают общественные отношения в области финансово-правового регулирования местных налогов и сборов, их содержание и признаки, закрепляемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предмет исследования - нормативная база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере местного налогообложения.

Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

    • проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
    • выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;
    • исследовать своеобразие и этапы становления и развития системы местных налогов и сборов в Российской Федерации в ее историческом развитии;
    • выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
    • исследовать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;
    • выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Автором использованы общие методы научного познания, включая методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и др.), а также методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (анализ и синтез, моделирование, прогнозирование и др.). В работе применяются также частные методы научного познания, такие, как исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический. Кроме того, в работе широко использован системный метод исследования.

Научная новизна работы обусловлена своевременной постановкой проблемы, а также использованием новых идей и тенденций в области местного налогообложения. Работа представляет собой комплексное юридическое исследование исторических, теоретических и прикладных аспектов функционирования системы местных налогов и сборов как финансовой основы местного самоуправления. Выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, направлены на совершенствование местного налогообложения.

1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов

Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность «С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Относительно понятия «налог» единства мнения в науке не существует. Более того, до настоящего времени понятия «налог» и «местный налог» не получили достаточной четкости ни в литературе, ни в законодательстве. Между тем ключевой проблемой, имеющей значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения, является проблема определения понятия «налог».

Это связано с тем, что «точное уяснение содержания категории «налог» способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающего право частной собственности плательщика», позволяет установить объем полномочий субъектов налогообложения. Кроме того, необходимость законодательного определения налога продиктована и тем, что без него невозможно правильное решение проблем ответственности за неуплату налогов.

В литературе (зарубежной, российской, как дореволюционной, так и современной) имеется много разнообразных определений понятия «налог», содержащих важнейшие признаки данной категории.

Так, Вобан, Монтескье, Мирабо рассматривают налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. Монтескье определял налог как «часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием». Мирабо писал, что «налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка».

Определенный вклад в теорию налогов внесли ученые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств».

А. Тривус считал, что «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента». Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.

А. Соколов утверждал, что «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса».

Налоговым Кодексом РФ определено, что налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах:

    • единства налоговой системы;
    • подвижности;
    • стабильности;
    • множественности налогов;
    • исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов;
    • однократности налогообложения;

равенства и справедливости налогообложения 1 .

Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и, прежде всего, в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ). Данный принцип означает, что на территории России не допускается установления таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств. Кроме того, в Налоговом кодексе в ст. 3 указывается на то, что «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

Читайте также: