Медведев закон о налогах

Опубликовано: 20.09.2024

Когда на минувшей неделе стало известно о предложении ввести налог на вредные продуты с превышением содержания сахара и соли, например, пельмени, консервы и торты, я улыбнулся. Когда стало известно о предложении ввести побор за движение по рекам, где модернизируется инфраструктура, я покрутил пальцем у виска. Когда сегодня стало известно, что чиновники прорабатывают вопрос введения нового налога на фонд оплаты труда, чтобы этими денежными средствами профинансировать помощь безработным, честно скажу, выпал из зоны русского литературного языка.

Вы не поверите, но депутаты из фракции "Единая Россия" вновь отличились – для блага российского народа они этот самый народ решили обложить очередным побором. Единороссы предложили, а председатель их партии Дмитрий Медведев поддержал и поручил "обсчитать" возможность возвращения к т. н. системе "страхования занятости".

Господин Медведев заявил:

Полностью поддерживаю идею это всё обсчитать, провести так называемые актуарные расчёты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей (цитата по ТАСС).

По его словам, новый механизм нужно сделать "привлекательным" для бизнеса. Однако председатель партии "Единая Россия" понимает, что "тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей".

Если эта инициатива станет реальностью, то пособия по безработице в России будут финансироваться за счёт нового побора с фонда оплаты труда. Я даже не сомневаюсь, что работодатели, которые будут вынуждены учитывать эту новеллу от "Единой России", пошлют всех к праматери истории и переведут своих работников в "серую зону". Однако в этой идее сами предприниматели видят и попытку противопоставить нанятого сотрудника и работодателя.

У нас ведь есть одна маленькая беда. Налоги на зарплату в нашей стране, в отличие от других стран, работники воспринимают как что-то, их не касающееся. У нас достаточно типично, условно говоря, если ты платишь, допустим, зарплату 100 тысяч рублей, то человек считает, что его зарплата 87. Он считает, что 13 процентов – это же проблема работодателя. И лично я как предприниматель часто бешусь, когда сотрудник называет зарплату минус, то есть он считает, что это не он заплатил налог, а предприятие – просто налоговый агент. Поэтому предложение такое с хитрецой, что люди не поймут, что это налог на них, и сочтут, что это обязанность работодателя. Соответственно, у работодателя два варианта: уменьшить зарплату – тогда на него переходит, либо взять на себя большую нагрузку, сохраняя выплату чистыми, ту, которая есть. Поэтому предложение, на мой взгляд, очень неприятное для развития бизнеса, для настроя бизнеса, и в конечном счёте неприятное для людей, потому что те, кто смогут упаковать этот налог в свои рабочие производственные схемы, будут вынуждены поднять, видимо, цены на какие-то продукты и услуги, которые выпускают,

– рассказал финансовый аналитик Ян Арт.

Кстати, в России т. н. страховая система помощи безработным уже действовала с 1991 по 2001 год. Тогда пособия выплачивались за счёт специальных взносов с зарплат. Размер побора в разные годы был от 1% до 2%. Первым, кто нынче предложил вернуться к прежней системе, был нынешний глава ПФР Максим Топилин. Будучи министром труда и соцзащиты, он озвучил идею специального взноса. Я воспринял это как новый побор, который бы составил 1% с каждой зарплаты. Иными словами, счастье своё народ должен сам профинансировать.

"Не надо тешить себя иллюзией, за чей счёт всегда банкет. Банкет всегда за счёт конечного потребителя, то бишь клиента того или иного бизнеса. И этот фонд будет формироваться исключительно как налог на действующую зарплату. То есть, по сути дела, каждый гражданин будет получать ещё меньше, потому что этот налог, этот страховой взнос будет как раз высчитываться с каждой конкретной зарплаты в некий общий котёл, из которого потом, может быть, будет черпаться в сторону гражданина. Самое главное, что этот законопроект в первую очередь ухудшит положение работника и клиента, потому что никакой условный предприниматель, хоть государственный, хоть частный, не платит деньги из какого-то своего мифического кармана. Надо запомнить раз и навсегда: зарплата, вернее, доход – это баланс спроса и предложения. Если завтра закрывается, условно говоря, огромное количество предприятий, на которых работают токари, то зарплата или доход токаря резко падает. То же относится к работникам СМИ и иным предприятиям. Поэтому ещё раз говорю, доход устанавливается только одним законом – балансом спроса и предложения", – говорит предприниматель Дмитрий Потапенко.

Нынешний глава Минтруда Антон Котяков, по всей видимости, понимает пагубность идеи с новым побором на и так не очень высокие заплаты в России. По его мнению, страховую систему "убрали для снижения административной нагрузки на бизнес", её возращение будет иметь крайне негативные последствия.

Её возвращение потребует понимания объёма дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях,

– заявил министр труда России Антон Котяков.

Министр труда прав, однако есть поручение господина Медведева, и "Единая Россия" приступила к его проработке. Появится ли новый побор на зарплаты вместе с налогом на пельмени и торты? Покажет ближайшее время. Ждать осталось недолго. Надеюсь, что победит всё-таки здравый смысл. В кризис никто и никогда не повышает фискальную нагрузку!

Партия власти в надежде на большинство в новом парламенте, уже ведет детальные расчеты

Андрей Захарченко



Похоже, наша фискальная нагрузка на население в скором времени прирастет еще одним немаленьким налогом. Еще летом в недрах «Единой России» родилась идея ввести новый сбор с работодателей, чтобы деньгами налогоплательщиков финансировать помощь потерявшим работу гражданам, армия которых за время пандемии, согласно официальным данным, выросла на 1,2 млн. человек.

В августе представители партии власти, по-благородному окрестив эту новацию «системой страхования занятости», заявили, что она принесет очевидные выгоды бизнесу.

«При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу маневра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти „по собственному желанию“ и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки», — сыпал тогда аргументами один из авторов Трудового кодекса РФ, первый замруководителя думской фракции «ЕдРа» Андрей Исаев.

И вот, спустя три месяца, в конце ноября с.г., идею о внедрении «системы страхования занятости» поддержал сам председатель партии, бывший премьер-министр российского кабмина, нынешний замглавы Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев. Причем не просто одобрил, но и уже поручил детально ее проработать.

«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», — заявил функционер, отметив, что это цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах, хотя и не всегда привлекательный для самих работодателей.

Интересно, что аналогичную меру озвучивал еще в 2017 году Максим Топилин, занимавший в то время пост главы Минтруда, предлагавший направлять на эти цели 1% с каждой выплачиваемой в стране заработной платы.

Тогда это предложение было очень быстро затерто в информационной повестке. Как предполагают некоторые аналитики — по причине того, что решалась судьба пенсионной реформы, метко прозванной в народе «людоедской», правительство, предвидя мощный социальный взрыв, не решилось усугублять ситуацию. Однако на фоне того, что коронавирус и падение мировых цен на нефть пробили в государственной бюджетной системе солидную «дыру» в 6,6 трлн. рублей, это предложение, вероятно, вновь стало актуальным.

Но, очевидно, оно вызывает энтузиазм только у членов «Единой России», у самих же предпринимателей, экономистов и финансовых аналитиков такая новелла вызывает исключительно негативную реакцию.

— С социальной точки зрения эта идея выглядит достаточно любопытно, но, на мой взгляд, она совершенно не продумана. Это очередная попытка решить проблемы людей за счет самих людей, а не за счет какой-то оптимизации и повышения эффективности самой государственной системы управления, — выразил консолидированное мнение опрошенных «СП» экспертов аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Все же упирается в то, за чей счет, так сказать, будет проводиться этот банкет. В данном случае платить предлагается самому же конечному потребителю. То есть я сам должен оплачивать себе страховку, которую будет мне отчислять работодатель, на случай, если он меня же и уволит.

«СП»: — Кстати, новый министр труда Антон Котяков тоже раскритиковал эту идею. Напомнив о том, что в свое время подобную страховую систему убрали, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, он подчеркнул — ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. И если не будут созданы рычаги контроля работодателей, то это может привести к появлению неправедных и нечестных схем в трудовых отношениях. Он прав в своей оценке?

— Работодатели, естественно, без особой радости воспримут идею о том, чтобы платить страховку, ведь у них и без того сейчас дела идут неважно. Вы посмотрите, сколько у нас предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, на грани закрытия или банкротства. Добрая четверть, если не треть, всего бизнеса работает в теневой сфере, платя зарплаты в конвертах. Так теперь им еще предлагают откладывать некие деньги, чтобы в случае увольнения сотрудника выплачивать ему страховку. Причем непонятно, насколько долго эту страховку должны получать уволенные? Ведь они могут годами сидеть без работы. Куда в таких условиях деваться работодателям?

«СП»: — Однако Дмитрий Медведев, оценивая идею о налоге на зарплаты, как ее уже успели окрестить в народе, отметил, что новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса. Каким образом этого можно достичь?

— Лично я не имею об этом совершенно никакого представления. Если бы я был работодателем, я не вижу никаких вариантов, которые бы сделали эту новацию для меня привлекательной. Пойти на это, пожалуй, работодателя можно разве что директивно заставить. Как сделали в свое время с отчислениями в социальные фонды, так могут поступить и на этот раз.

Но в этом случае работодателям ничего другого не остается, кроме как понизить конечную заработную плату сотрудников на размер этого отчисления. Ведь платить-то им придется, исходя из размеров фонда оплаты труда, выйти за его рамки не получится. Если его увеличить, то тогда поползут вверх все операционные показатели в расходной части, и предприятие быстрее разориться и обанкротиться. Вот и посчитайте, на сколько упадут размеры зарплат, если отчисления составят хотя бы 10−15 процентов.

«СП»: — Но ведь если фонд оплаты труда работодатели вынуждены будут понижать, значит, неизбежно стоит ожидать и снижения отчислений в фонды медицинского и пенсионного страхования. А учитывая, что сравнительно недавно они были понижены, в перспективе это приведет и к росту их дефицита?

— Вот об этом-то и речь! Получается, мы хотим помочь работнику в случае потери зарплаты и занятости, но за его же счет. Тогда он в конечном итоге вообще, как говорится, зубы на полку положит. Где же здесь логика?

«СП»: — Основываясь на том, что предложение прозвучало из недр партии власти, а одобрил эту идею бывший премьер-министр, работу которого президент Путин оценил очень высоко, можно ли предположить, что государство активно дрейфует в сторону политики «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»? И в случае введения «налога на зарплаты» центры занятости уже не будут помогать безработным за счет бюджетных средств?

— Я думаю, что предполагается помощь, так сказать, пятьдесят на пятьдесят. Частично помощь будет оказываться за счет средств бюджета, а частично — за счет средств работодателя, что по сути означает — из кошелька самого работника.

«СП»: — Пока, слава богу, «налог на зарплаты» — это всего лишь одно из предположений, и еще не известно, будет ли оно реализовано хоть в какой-то форме. Однако участившееся в последнее время число предложений о введении каких-либо дополнительных акцизов и сборов вызывает тревогу. Под эгидой заботы о здоровье людей недавно предложили ввести налог на сахар и соль вкупе с тортами и пельменями. Под лозунгом развития инфраструктуры звучало предложение ввести побор за движение по рекам, где она модернизируется. Не следует ли нам в 2021 году ожидать усиления налогового бремени?

— Я думаю, не мытьем, так катаньем налоги постараются увеличить. Однако давайте вспомним историю России — в ней были и «соляные бунты», и «медные бунты», каких только не было. Но, видимо, кто-то явно прогуливал школу в свое время и не помнит этого. А надо бы помнить. Ведь начинались-то все эти народные волнения с того же самого — с повышения налогов на то, что людям крайне необходимо.

Принимая во внимание тот факт, что перед «Единой Россией» стоит задача во что бы то ни стало сохранить за собой конституционное большинство в Государственной Думе по итогам предстоящих парламентских выборов, последнее высказывание Алексея Коренева, пожалуй, меняет свой оттенок с ироничного на апокалиптический. Ведь при таком раскладе в ближайшие годы «ЕдРо» получает возможность без оглядки на кого-либо протаскивать через этот законодательный орган любые, самые фантастические законопроекты.

И как после этого прикажете расценивать слова спикера Госдумы Вячеслава Володина, которыми он сопроводил результаты принятия в третьем, итоговом чтении законопроекта о федеральном бюджете страны на 2021 год и плановый период 2022—2023 годов?

«Пандемия принесла кризис в экономике, причем не только в нашей стране, во всем мире. Наша страна его преодолевает. Преодолевает не за счет народа, как это было и в 1990-е, и раньше, когда всех заставляли подписываться на займы. Это все было за счет людей», — заявил он, уточнив, что президент сделал всё для того, чтобы все социальные обязательства перед гражданами были выполнены за счет государства.

Право слово, так и тянет переспросить: «За счет кого?»

Давайте, колитесь: Медведев пригрозил россиянам принудительной вакцинацией

Экс-глава правительства РФ убежден, что в определенных ситуациях интересы всего населения должны ставиться выше ценностей отдельного человека.

Бывший премьер-министр РФ, заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Петербургского международного юридического онлайн-форума «9 3/4: вакцинация правом», сделал резонансное заявление по поводу прививочной кампании против коронавируса.

По его словам, закон обеспечивает россиянам право самостоятельно принимать решение, делать прививки или нет, но, если возникнет такая необходимость, население начнут прививать против коронавируса в «добровольно-принудительном» порядке.

«Мы исходим из добровольности прививок, но иногда в государственных интересах, интересах защиты подавляющего большинства населения, такого рода решения могут носить и общеобязательный характер», – предупредил Медведев.

Зампред Совбеза РФ напомнил, что «соотношение между добровольностью и обязательностью может быть изменено в пользу обязательности», поскольку необходимо «соразмерять ценность» отдельной человеческой жизни и защиты всего населения страны в целом.

Медведев констатировал, что в российском обществе сложилось «негативное мнение о вакцинации», которое отрицательно сказывается на темпах проведения прививочной кампании, «играет деструктивную роль» в формировании коллективного иммунитета и в целом «наносит колоссальный вред».

«В этом плане наша общая задача — следить, чтобы такого рода процессы не переходили грань дозволенного, а в некоторых случаях просто вмешиваться в эти процессы», – высказал свою точку зрения экс-глава российского правительства.

Обеспокоенность властей вызывают низкие темпы вакцинации против коронавируса в стране. По данным свежих исследований, аутсайдерами прививочной кампании стали кавказские регионы: в Дагестане два компонента вакцины получили лишь 2,5% населения, в Кабардино-Балкарии – 2,8%, в Чечне – 3%, в Северной Осетии – 3,9%. Низкие результаты демонстрируют также Сахалинская область, Тува, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Калмыкия.

Политологи отмечают, что между губернаторами и муниципальными властями разворачивается противостояние, по итогам которого будут определены ответственные за неудовлетворительные промежуточные результаты.

«Вакцинация провалена. За полгода в России, стране, где в рекордные сроки изобрели и производят феноменально эффективную вакцину, в крупнейшем городе, где её впихивают песнями, танцами, бонусами и шоколадками или тупо отключением пенсионерских льгот, удалось привить дай бог если 10% населения» – пишет автор телеграм-канала «Ковалев Алексей как река Енисей» о прививочной кампании в Москве.

Тем не менее Кремль продолжает отрицать очевидное и по-прежнему настаивает на добровольном характере вакцинации против COVID-2019. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов прокомментировать слова Медведева о возможных «обязательных» прививках заверил, что «никаких действий в этом плане не выполняется», и вопрос о принудительной массовой вакцинации на данный момент не стоит.

Впрочем, и Медведев говорил, безусловно, не о текущей ситуации, а о гипотетическом будущем, в котором «деструктивная роль» негативного отношения к прививкам начнет сказываться на политических и экономических аспектах российской жизни.

Проблема с настороженным отношением к вакцине от коронавируса существует не только в России: так, власти Нью-Йорка вынуждены устраивать лотереи и розыгрыши, чтобы простимулировать население на прививки, – там, например, за вакцинацию можно получить iPhone. В нашей стране о раздаче ценных призов речь пока не идет: власти пытаются привлечь народ в «процедурные кабинеты» различными лозунгами, направленными на повышение уровня гражданской сознательности.

Хотя статистика заболеваемости по стране остается сравнительно невысокой (особенно если сопоставлять с другими государствами), специалисты уже бьют тревогу: общая тенденция, свидетельствующая о начале третьей волны пандемии коронавируса в мире, «подкатывается» и к нам. В частности, рост числа новых случаев заражения зафиксирован в Москве.

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Российские власти прорабатывают возможность введения нового сбора с бизнеса. За счет этих денег будет профинансирована помощь безработным, число которых в стране стремительно выросло. Идея эта не новая, но пока она не находила поддержки в правительстве. Но теперь к решению этого вопроса подключился замглавы Совбеза Дмитрий Медведев. Почему все это бессмысленно и даже вредно?

В России может появиться новый налог на зарплатные выплаты бизнеса. За его счет будут финансировать пособия безработным, число которых в стране за год выросло почти на четверть и достигло 4,3 млн человек. Как это может быть устроено и к чему приведет?

Медведев призвал все «обсчитать»

Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счет взносов с работодателей, еще летом предложили депутаты «Единой России». 24 ноября эту идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев.
Он признал, что «тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей» (цитата по ТАСС). Однако «это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах», подчеркнул Медведев.
«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», - сказал он.
По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.

Назад, в 90-е

Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 год. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992 это было 1%, в 1993-96 годах - 2%, в 1996-2001 годах - 1,5%.
От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 года фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 года перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 года.

Совсем не забытое старое

Вновь эта тема появилась на повестке дня в 2017 году. Тогда с идеей вернуться к прежней системе выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его задумке, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты. Идея Топилина быстро утонула, поскольку казалась радикальной, а экономическая ситуация в стране была пусть не очень хорошей, но стабильной.
Однако коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 триллиона рублей, вернул эту историю к жизни. В августе 2021 года первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.
Ведь работодатель при увольнении персонала несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать бывших работников, потом начислить им выходное пособие. А в случае введения страхования занятости эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, заявил Исаев. И компании хорошо, и уволенному тоже – не нужно бегать за бывшим боссом и вытрясать из него деньги.
Однако против такого подхода выступили в правительстве. Глава Минтруда Антон Котяков, выступая на совещании единороссов, новацию раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.
«Ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях», - заявил тогда Котяков.

Больше налогов, хороших и разных

Несмотря на обещания не менять налоговый режим в стране в течение пяти лет, власти в условиях жесткого экономического кризиса стараются денег с бизнеса и граждан то тут, то там урвать. То налог на проценты по депозитам введут, то поднимут ставку НДФЛ на большие зарплаты.
И вот красивое выражение «страхование занятости». А по сути – обычный налог на бизнес. Который и так уже отчисляет за сотрудников взносы в пенсионный фонд, в фонд ОМС и соцстрахования. Ну и НДФЛ, конечно, платит. А тут еще один процент хотят накинуть – на безработных.
И это с учетом того, что значительная часть российских предпринимателей и так еле дышат в условиях эпидемии, а вскоре могут перестать дышать вовсе.
Очевидно, что введение такого налога приведет к появлению, как это мягко назвал министр Котяков, «нечестных схем в трудовых отношениях». А говоря простым языком – начнут быстро расти выплаты зарплат «в конвертах». Хотя они уже и так, по оценкам главы Совфеда Татьяны Матвиенко, составляют 30-40% от всего фонда оплаты труда в России. А серые зарплаты – это значит меньше налогов, ниже пенсии, незащищенность работающих и все прочие прелести теневой экономики.
Да и стратегически логика поборников нового налога выглядит ущербно. Вместо того чтобы развивать рынок труда, создавать новые рабочие места, переобучать людей, помогать им с переездом на новое место жительства, где есть работа, российские власти хотят просто и тупо собрать денег на пособия безработным. Почему так? Есть нехорошее ощущение, что больше они просто ничего не умеют делать. Денег отняли, денег раздали. Но отняли больше. Вот и вся социальная политика.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.
Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.

Читайте также: