Магистрат контролировал сбор налогов и выполнение повинностей

Опубликовано: 14.05.2024

Система учета населения и контроля за его передвижением зародившаяся в раннефеодальных условиях древнерусского государства, развивалась по мере формирования крепостничества, развития внутренней и внешней торговли, роста и расширения социальной напряженности, развития международных связей страны.

Её совершенствование происходит в позднефеодальном государстве, когда отмеченные процессы достигают апогея, но сохраняется средневековый характер форм и методов властно-управленческой деятельности.

Постоянные, тяжелые кровопролитные войны, массовые мобилизации в армию и на флот, на принудительные работы по строительству городов, промышленных предприятий, портов и судов, на обслуживание заводов и мануфактур, а также непосильные налоги, государственные и частные повинности в первой четверти XVIII века порождали дезертирство, массовые самовольные уходы крестьян и работных людей.

Борьба с этим явлением постоянно ужесточалась.

Введенный запрет на передвижение российского населения без специальных «проезжих», «прохожих», «покормежных», «пропускных» писем оказывался неэффективным.

В этот период времени появляются новые документы, удостоверяющие личность гражданина, а жесткий контроль государства за передвижением населения привел к созданию паспортной системы. Купцам, как и прежде, выдавались проезжие грамоты.

В 1724 г. с целью предотвращения уклонения от уплаты подушной подати крестьянами для них были установлены особые правила при отлучках с места жительства (фактические такие особые правила действовали для крестьян в России вплоть до середины 1970-х гг.).

Получился очень показательный курьёз: первые паспорта в России выдали наиболее бесправным членам общества — крепостным крестьянам

В 1724 году вышел царский «Плакат о зборе подушном и протчем», который предписывал получать «прокормёжное письмо» всем, кто хотел отъехать из родной деревни на заработки. Не случайно этот указ был издан в самом конце правления Петра I: великие реформы, затронувшие общество до самых низов, привели к резкому росту мобильности — строительство заводов, рост внутренней торговли требовали рабочих рук.

Подорожная грамота 1762 г.

Подорожная грамота 1762 г. на проезд из Санкт-Петербурга в Нарву


«По указу ея величества Г[осуда]рыни императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссiйской и прочая, и прочая, и прочая Из санктъ петербурха из государственной военной коллеги отправленъ для определения кделам внарвской магистратъ солдатъ Иванъ Бадулкинъ внарву и чтоб онъ тамъ явился втом обязанъ подпискою; того ради вгороде и назаставахъ команду имеющим оного салдата бадулкина донарвы пропускать беззедержания, и сейпашпортъ приотбыти из санктъ петербурха объявить в главнох полицимейстерской канцелари августа 14 дня 1762 г[ода]. Усего пашпорта г[осуда]рственной военной коллеги печать».
(Сохранена орфография подлинника.)


Военнослужащим, временно отпущенным со службы, выдавались «письменные отпуска», а уволенным со службы — «абшиды». Четкого различия между этими документами не делалось, для их названия уже в Артикуле воинском 1715 года как альтернативное употреблялось слово «ПАС» (от французского — PASSE — проход, пропуск).

Документом, удостоверяющим личность иностранцев, прибывших в Россию, а также отъезжавших заграницу русских подданных, становится «пашпорт», иногда называемый также — «пас».

Для выдачи паспорта россиянину, состоявшему на службе, следовало представлять абшид, подписанный президентом соответствующей коллегии. Заграничные паспорта выдавались в Коллегии иностранных дел.

Основным государственным органом, который вел учет населения и контролировал его передвижение, стала полиция, для которой паспортное дело было одним из важнейших в ее многопрофильной деятельности.

Созданная паспортная система постоянно использовалась для обеспечения сбора налогов и рекрутства.

Первые документы — паспорта — фактически без существенных изменений просуществовали вплоть до февральской буржуазно-демократической революции 1917 года.

Паспортная система абсолютистского государства суживала возможности передвижения населения. Устанавливался порядок, при котором никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих властей:

  • «воеводам гулящих людей без проезжих писем провинциям не пропускать» (Инструкция или Наказ 1714 года);
  • «не пропускать „без пашпортов“ (впервые делает ссылка на паспорт) проезжающих людей» (Наказ Астраханскому воеводе, 1710 год);
  • Указом (1714 год) и Инструкцией (1719 год) вводилась обязательность «проезжих писем» или «пашпортов» для всех свободных жителей государства, отъезжающих в другие местности страны: «Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов или проезжих писем не ездили и не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо».

Петр I постоянно ужесточал преследование всех незанятых постоянным трудом и без достаточных оснований находившихся
вне постоянного места жительства. В законодательном акте («Пунтах») от 25 мая 1718 года, адресованных генерал-полицмейстеру, предписывалось «. Накрепко смотреть приезжих, какие люди. ».

Домохозяева обязывались сообщать в полицию о всяком вставшем к нему на постой. За утайку постояльцев или сообщение неправильных сведений о них хозяевам угрожали ссылкой на галеры и конфискацией всего имущества.

В тех же пунктах полиции предписывалось: «Всех гулящих и склоняющихся людей, а особливо которые под видом, аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать». Трудоспособных нищих следовало определять на работу.

Сенатским Указом от 18 июня 1719 года каждому жителю Петербурга предписывалось подавать «ведомости» не только о вставших на постой, нанятых на работу или отъезжающих, но и о тех, кто пущен на ночлег «без свидетельств» или «без добрых по ним порук».

Указы (именные, сенатские) о преследовании беглых при Петре I издавались часто. За первую четверть XVIII столетия исследователи насчитали таких указов 46, причем большая часть из них (30) была издана в первой половине 20-х годов, когда больше внимания уделялось внутренним проблемам.

Следует заметить, что и при Петре I документы, удостоверявшие личность, не были надежными и Петр I предписывал ужесточать преследование мигрирующих преступников, опасных для общества, путем клеймения.

Например, у осужденных преступников, совершивших корыстные преступления, на лице выжигали (путем неоднократных натираний порохом) изображения орла, которое в 1705 году было заменено буквой «В» (Вор), у лиц, совершивших убийство, выжигали букву «У», для лжесвидетелей — букву «Л».

Применялось также обрезание ушей и вырывание ноздрей. Указом 1724 года предписывалось ноздри вынимать до кости, чтобы было заметнее. За использование подложных документов, удостоверяющих личность, виновные ссылались на каторжные работы.

Паспортная система должна была обеспечить порядок и спокойствие в государстве, гарантировать контроль за уплатой налогов, выполнением воинской обязанности и, прежде всего, за передвижением населения. Наряду с полицейской и податной функциями паспорт с 1763 г. и до конца XIX в. имел и фискальное значение, т.е. был средством сбора паспортных пошлин.

Важнейшее значение в учете и документировании населения имел подписанный 6 июля 1724 года Петром I законодательный акт, имевший название «Плакат». Изданный в условиях катастрофического финансового положения страны, «Плакат» регулировал взимание подушной подати — налогового сбора с каждой мужской души, введенного вместо подворного обложения. С «Плакатом» справедливо связывают и установление паспортной системы для податного сельского населения.

С созданием регулярной полиции важнейшей ее обязанностью стало наблюдение за населением, борьба с опасными для самодержавного строя элементами. Действенную помощь в этом оказывала паспортная система.

Кроме того, при Петре I широко использовались возможности переписи населения. Если в XVII веке единицей обложения был двор, основной формой учета — подворные переписи, то в начале XVIII века кроме подворных переписей, на отдельных территориях стали проводиться общегосударственные переписи (1710, 1716, 1717. гг.).

В этот период времени была пересмотрена налоговая система: вместо обложения двора, перешли к подушному обложению, единицей которого была мужская душа. Подушные переписи стали называть ревизиями податного населения в России, а подушные списки — ревизскими сказками.

Начало государственных ревизий населения было положено Указом Петра I от 26 ноября 1718 года.
Всего было проведено десять ревизий: первая в 1719-27 гг., десятая — в 185 7-60 гг.


Ревизии, называвшиеся часто «народными переписями», были единственным источником сведений о населении страны на протяжении почти полутора веков.

Главный магистрат — высшее государственное учреждение, основанное в Санкт-Петербурге по указу царя Петра I в 1720 году как главное начальственное учреждение над городскими магистратами других городов.

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. Главный магистрат осуществлял контроль за распределением финансов в городах, раскладкой и сбором податей и сборов. Косвенные сборы (таможенные, солевые, кабацкие и пр.) с 1722 года оставлены в ведении городских магистратов. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.

Утверждению Главного магистрата подлежали все гражданские и уголовные дела, которые велись городскими магистратами. Для решения сложных дел Главный магистрат сносился с Сенатом. Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для городских магистратов. В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга.

В 1727 году Главный магистрат заменён Ратушей, восстановлен в 1743 году как Контора Главного магистрата, переведённого в Москву. С 1743 года Главный магистрат по предписанию Сената подчинялся губернским властям и полиции. С 1775 года являлся почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческой и мещанского сословий. Окончательно упразднён в 1796 году, часть функций передана Ратгаузу.

Литература

  • Дитятин И. И.Устройство и управление городов России. — СПб. , 1875.. — Т. 1. — С. 199-248.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Главный командный пункт
  • Главный начальник горных заводов хребта Уральского

Смотреть что такое "Главный магистрат" в других словарях:

Главный магистрат — (см. Городской магистрат). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Главный магистрат — Главный магистрат, см. в статье Городской магистрат … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ — центральное государственное учреждение на правах коллегии, созданное в 1720 г. в Санкт Петербурге; координировал работу всех магистратов и являлся для них судебной апелляционной инстанцией. Был упразднен в 1727 г. Верховным тайным советом, в 1743 … Юридический словарь

Главный магистрат — в России гос ное учреждение, основанное Указом Петра I от 13.02.1720 г. с целью централизации управления делами посадского населения. Г.м. подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур коллегией и Коммерц… … Энциклопедия права

Главный магистрат — государственное учреждение в России, основным указом Петра I от 13 февраля 1720. Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения (см. Бурмистерская палата). Подчинялся непосредственно… … Большая советская энциклопедия

ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ — гос. учреждение в России, осн. указом Петра I от 13 февр. 1720. Был призван ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину паки собрать . Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать… … Советская историческая энциклопедия

главный магистрат — центральное государственное учреждение на правах коллегии, созданное в 1720 г. в Санкт Петербурге; координировал работу всех магистратов и являлся для них судебной апелляционной инстанцией. Был упразднен в 1727 г. Верховным тайным советом, в 1743 … Большой юридический словарь

Главный магистрат — в XVIII в. орган гос. учреждение, занимавшее центральное место в системе гор. самоуправления. Имел коллегиальное устройство и функционировал на правах коллегий … Краткий словарь историко-правовых терминов

ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ — создан на основе Петербургской ратуши, был подчинен непосредственно царю. Г.м. подчинялись избираемые горожанами городские магистраты. Г.м. не являлся органом сословного управления, а был лишь бюрократической организацией, по сути, стал еще одной … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Городской магистрат — Городской магистрат, сословный орган местного управления торгово промышленным населением в XVIII в. Включал президента, 4 бургомистров, 2 ратманов (выбирались из наиболее состоятельных горожан). Ведал распределением и сбором налогов и повинностей … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Конспект урока

История, 5 класс

Урок 26. Устройство Римской республики

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Народное собрание в Древнем Риме.
  2. Сенат в Древнем Риме.
  3. Борьба плебеев за политические права.

Консул это выборное должностное лицо в Риме эпохи республики, обладавшее высшей военной и гражданской властью.

Народный трибун – должностное лицо, избирался из числа плебеев и призван был защищать их права, используя право вето (запрета) на решения патрициев.

Народное собрание высший государственный орган. В его полномочия входило принятие законов, решений о войне и мире, избрание должностных лиц.

Патриции – изначально коренные полноправные граждане Римского государства, противостоявшие плебеям, позднее знатные роды римского общества.

Плебеи – неполноправные граждане Римской республики, постепенно добившиеся уравнения с патрициями, со II века до н.э. низший, бедный слой граждан Рима.

Сенат совет, в который входило 300 человек. Любой законопроект должен был быть обсужден в Сенате, прежде чем попасть на рассмотрение собрания. Обладал большой властью в Риме.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1993.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Установив республику, римляне создали государство как в греческой демократии, в котором власть принадлежала народу.

Народное собрание решало важнейшие дела республики, принимало законы. Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам – магистратам. Все магистраты избирались на один год. Свои обязанности они исполняли безвозмездно и были ответственны перед народным собранием. Таким образом, в республике сложилась система народного представительства.

Каждый год римляне собирались на Марсовом поле, чтобы избрать из числа коренных полноправных граждан, которых называли патрициями, двух консулов. Они были высшими должностными лицами республики. Консулы управляли государством, созывали сенат и народное собрание. Но главной их функцией было предводительствовать войсками. Даже годы в Риме назывались их именами.

В условиях войны и при других чрезвычайных обстоятельствах по предложению сената мог быть назначен диктатор сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и сенатом. Также избирались 8 преторов – которые должны были стать судьями. 4 эдила – наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища. 2 цензора – руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры.

Наряду с народным собранием важную роль в управлении республикой играл сенат. Число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек, а в более позднее время до 600. Сенаторы были одними из самых знатных граждан республики, обычно их назначали из числа отслуживших свой срок высших магистратов.

Члены сената носили белую тогу с пурпурной полосой. Заседания сената проходили в специальном здании – курии, расположенном на Форуме. Сенат рассматривал различные проекты законов, которые затем утверждались в народном собрании. Сенаторы ведали отношениями с другими государствами.


Члены сената (инсценировка)

Звание сенаторов было пожизненным и очень почётным. От сенаторов требовалось безупречное поведение.

Ежегодно избирали десять народных трибунов. Ими могли стать только плебеи (неполноправные граждане).

Почему народным трибуном мог быть только плебей? Они защищали интересы простого народа, предлагали новые законы, а также могли наложить запрет на решения сената или консулов, произнеся лишь одно слово «вето» – что значит «я запрещаю».

Это стало возможным после продолжительной борьбы плебеев с патрициями за равенство в сфере власти.

В римской республике существовало рабство, но рабов было ещё немного. Рабы были совершенно бесправны. Они сами и их жизнь принадлежали хозяевам. Первоначально рабы были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве. Со временем численность рабов возросла, их труд всё шире использовали на самых тяжелых работах.

Римляне создали многочисленную и боеспособную армию. Она делилась на легионы. Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит и сражаться им не за что.

В обычное время римляне набирали четыре легиона. В каждом легионе было около 4,5 тысяч человек: 300 из них – всадники, остальные – пешие воины. Также к легионам приписывались отряды «союзников» (из покорённых Римом земель Италии). В таком отряде было около 5 тысяч воинов.

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

Перед боем основные силы римляне строились в три линии в шахматном порядке. Впереди находилась лёгкая пехота. Задачей этих воинов было метание дротиков в противника и быстрое отступление за спины легионеров. Первая линия состояла из юношей призывного возраста (в Древнем Риме он составлял 17 лет). Вторая – из воинов постарше и покрепче. В третьей линии находились самые надежные и опытные легионеры. Они вступали в бой, только если первые две линии не могли одолеть врага.

Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника. В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укрепленный лагерь. В самом простом исполнении место ночёвки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, огражденную, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Каждый год из числа патрициев избирали двух консулов.

В условиях войны народным собранием избирался диктатор.

Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами, но не над сенатом.

Пояснение: Если обратиться к тексту урока, то можно убедиться, что первое утверждение верное, действительно, каждый год из числа патрициев избирали двух консулов. Второе утверждение неверно: в условиях войны диктатор назначался не народным собранием, а по предложению сената и не более чем на шесть месяцев. Третье утверждение тоже неверно, диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и над сенатом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам –___________.

Ответ: магистратам.

Пояснение: Постарайтесь внимательно изучить текст урока и вспомнить, что Магистрат (лат. Magistratus – «Начальство») – сословный орган городского управления. В Древнем Риме – должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и, совместная с сенатом, значительная часть административных функций.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ГОРОДОВЫЕ МАГИСТРАТЫ И РАТУШИ. 1. (1720—75), местные учреждения по управлению посадским населением в уездных городах, слободах, крупных торгово-промышленных селах. Городовые магистраты и ратуши возникли в 1720—24 (большинство в 1721—22) на основании именного указа от 15 февр. 1720. С момента образования под названием городовых магистратов до н. 1727 они действовали как органы, формально не зависимые от остальных городских учреждений: находились в ведении Главного магистрата и состояли под контролем магистратов в городах — центрах провинций. 24 февр. 1727 все магистраты были переименованы в ратуши и непосредственно подчинены губернским канцеляриям и воеводским. При восстановлении в 1743 упраздненного в 1727 Главного магистрата «магистратам в городах» было предписано быть «на прежних основаниях», но вместе с тем введено разделение их на губернские, провинциальные магистраты и городовые, причем статус губернских и провинциальных получили бывшие ратуши в городах — центрах губерний и провинций. Городовые магистраты в остальных административных и торговых центрах часто продолжали именовать ратушами — особенно упрочилось это название за магистратами малонаселенных посадов. В системе «городских» учреждений 1743—75 городовые магистраты и ратуши, подчиненные кроме Главного магистрата последовательно губернским и провинциальным магистратам, составили низшее звено. Одновременно они сохранили подотчетность канцеляриям местных «правителей», а под наблюдение им (в городах с развитой торговлей) в 1754 были переданы существовавшие ранее при таможнях словесные суды.

Подведомственность, структура, функции и организация делопроизводства городовых магистратов и ратуш были определены Регламентом, или Уставом, Главного магистрата от 16 янв. 1721, Инструкцией магистратам, опубликованной в к. дек. 1724, уточнялись и пересматривались в актах 1720—60-х о городах и их «гражданах». Роль общего служебного устава, регулировавшего внутреннее устройство и оформление документов, играл для городовых магистратов и ратуш и Генеральный регламент от 28 февр. 1720. Численность городовых магистратов и ратуш (кроме ставших впоследствии провинциальными и губернскими магистратами) в 1720-е—75 оставалась относительно постоянной, колеблясь приблизительно от 90 до 110.

Структура городовых магистратов и ратуш включала присутствие, канцелярию и внеканцелярских служителей, численность которых должна была определяться численностью посадских дворов (ок. 10 на 500 дворов). На практике она определялась не величиной, а материальным благосостоянием посада, оплачивавшего все категории служащих, и колебалась от 3 до 64 чел. Члены городовых магистратов и ратуш (президент, должность которого в 1744 была упразднена, бургомистры, ратманы и ратсгеры) выбирались из купечества для совместного решения всех дел, кроме судебных (для их ведения рекомендовалось выделять одного из членов, по возможности «с товарищами»). Службу в присутствии сначала предполагалось сделать пожизненной, в 1731 был установлен 3-летний срок, который в действительности мог длиться много лет, причем с освобождением от должности терялись права на соответствующий ей чин, но за многолетнюю службу в городовых магистратах и ратушах можно было просить о получении дворянства. Канцелярские служители (секретари, канцеляристы, подканцеляристы, копиисты) выбирались из посадских, а сторожа и рассыльщики брали беднейших «подлых» посада, чтобы они из своего жалованья платили положенные подати.

Городовые магистраты и ратуши осуществляли: раскладку и обеспечение взимания в пределах посада всех видов налогов и пошлин, государственных продовольственных и других поставок, организацию денежных и натуральных откупов и подрядов; запись в купечество и цехи, выяснение численности и имущественного положения тяглецов, перевод «на жительство» в другие города и исключение из посада в связи с изменением сословной принадлежности; контроль за наборами рекрутов и работных людей, несением торгово-промышленным населением иных повинностей, а также за ходом посадских выборов и службой выборных должностных лиц (бургомистров, ларечных и целовальников при кружечных дворах, таможнях, ярмарках, окладчиков и сборщиков при оброчных статьях, соляных голов и др.); удовлетворение запросов центральных и местных учреждений в присылке счетчиков к приему денежной казны и выборных для других поручений; оценку и опись выморочного имущества посадских людей и имущества, подлежащего конфискации по вексельным искам; выдачу паспортов, свидетельств и аттестатов, разрешающих торговать, участвовать в откупах и подрядах; установление границ посада с имениями других землевладельцев (чаще всего помещиков и монастырей), межевание городской земли, отвод участков под дворы, лавки и фабрики; надзор за законностью торговых операций, правильностью мер и весов, продажей продуктов питания и медикаментов, сбор сведений о ценах на хлеб и продовольствие; командирование ремесленников в другие города для профессионального совершенствования; частичное финансирование строительства и ремонта зданий ратуш, постоялых дворов, церквей, мостов, разных городских сооружений; некоторые меры по благоустройству (в основном по соблюдению чистоты на улицах, борьбе с пожарами) и поддержанию общественного порядка (в городах, где не было полицмейстерских контор, городовые магистраты и ратуши отвечали за всю полицию, состоявшую из сотских, пятидесятских, десятских и других выборных); содержание лекарей; сыск уклонявшихся от уплаты налогов, явки в суд и т. п. из числа подведомственных магистратам лиц и всех беглых, беспаспортных, преступников и раскольников; расследование злоупотреблений всех выборных должностных лиц, в т. ч. служащих городовых магистратов и ратуш; рассмотрение вексельных исков, ведение гражданских и уголовных дел и отстаивание прав граждан посада от произвола местных властей и воинских команд.

Полнота осуществления перечисленных функций и значение магистратов в конкретном городе были обусловлены политико-экономическим положением последнего, степенью могущества купечества и разными частными причинами (в первую очередь личными отношениями воевод и «магистратских членов»). В ряде городов городовые магистраты и ратуши разделяли с воеводскими (до 1727 с провинциальными) канцеляриями все сферы управления. Гораздо чаще городовые магистраты и ратуши попадали в полное подчинение канцелярий при «начальниках» уездов и провинций вплоть до превращения в их исполнительные органы по сбору налогов, учету торгово-промышленного населения и принуждения его к казенным и гражданским службам. Во всяком случае, городовые магистраты и ратуши больше зависели от канцелярии «своего» воеводы, чем от вышестоящего магистрата. Городовые магистраты и ратуши прекратили существование в результате реорганизации управления городами согласно «Учреждению о губерниях» от 7 нояб. 1775.

2. (1775—1885), местные административно-судебные учреждения, осуществлявшие управление посадским населением. Созданы на основании «Учреждения о губерниях» от 7 нояб. 1775. Магистраты находились в городах, а ратуши — в слободах и крупных торгово-промышленных селах. На протяжении всего срока деятельности городовых магистратов и ратуш не прекращался процесс их создания и упразднения, замена магистратов ратушами и наоборот. Деятельность городовых магистратов и ратуш регламентировалась «Учреждением о губерниях», Городовым положением 1785 и указами Сената. Городовые магистраты и ратуши создавались как судебные учреждения для ведения уголовных и гражданских дел купцов и мещан, а также заменяли коммерческие суды там, где их не было. Одновременно осуществляли некоторые административные функции: взимали подати, обеспечивали проведение рекрутского набора и т. д. С 1785 по Городовому положению ведали организацией выборов на должности цехового управления и утверждением лиц, избранных на эти должности, приемом мастеровых в цехи, записью в купечество и мещанство, выдачей купцам свидетельств на вступление в подряды, выдачей купцам и мещанам паспортов, оформлением договоров о найме, надзором за иногородними торговцами и промышленниками, организацией еженедельных городских торгов, ведением книг городских земель и строений для выдачи справок при их покупке, утверждением купчих на недвижимость, освидетельствованием качества товаров, выдачей мер и весов. Члены городовых магистратов и ратуш принимали участие в освидетельствовании соляных магазинов, освидетельствовании и запечатывании крепких напитков. В дальнейшем к указанным функциям прибавились выдача книг маклерам и нотариусам и их ревизия. Под руководством городовых магистратов и ратуш состояли совестные суды. В небольших населенных пунктах, где не было городских дум, городовые магистраты и ратуши осуществляли местное самоуправление в полном объеме. Конкретные городовые магистраты и ратуши имели также функции, обусловленные особенностями населенного пункта. В областях с преобладающим нерусским населением создавались соответствующие городовые магистраты и ратуши, напр. татарская ратуша в Казани, греческий магистрат в Нежине. В городах Кавказской обл. с 1827 не существовало магистратов; их дела велись в окружных судах. По делам местного самоуправления городовые магистраты и ратуши могли обращаться в губернские магистраты, по судебным делам апелляционной инстанцией для них служили палаты уголовного и гражданского суда. В соответствии со ст. 178 Городового положения городовые магистраты и ратуши подчинялись городским думам, а на деле выступали как равноправные учреждения.

Городовые магистраты и ратуши состояли из присутствия и канцелярии. В присутствие входили 2 бургомистра и 4 ратмана, избираемые на 3 года. Бургомистры приравнивались к чиновникам XI класса, ратманы — XIII класса. При городских магистратах состояли прокурор и 2 стряпчих: по уголовным и по гражданским делам. Канцелярию возглавлял секретарь. В зависимости от величины населенного пункта и количества дел магистраты могли делиться на департаменты. Городские магистраты столиц, напр., имели 4 департамента: административного, уголовного суда, вексельных дел и тяжбенных дел. Указом от 18 дек. 1785 число департаментов было сокращено до двух, но оставлено право создавать при необходимости новые департаменты. На европейской части территории России городовые магистраты и ратуши были упразднены указом от 13 апр. 1866 в связи с судебной реформой; их дела были переданы в городские думы и уездные суды. В Сибири городовые магистраты и ратуши были упразднены указом от 21 июня 1864, а окончательно — указом от 25 февр. 1885. М. Б.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

Сенат в России и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Таблица реформ Петра Великого

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Областная реформа Петра

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Церковная реформа Петра

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Читайте также: