Ликвидация юридического лица за нарушение налогового законодательства

Опубликовано: 16.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 61. Ликвидация юридического лица

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 61 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса внесены изменения

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 61 настоящего Кодекса см. определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 2371-О

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Ликвидация недействующего юридического лица: основания, причины, инициаторы

Чтобы провести ликвидацию недействующего лица, налоговые органы сначала должны убедиться, что бизнес перестал функционировать. Для этого он должен соответствовать критерия, установленным ст. 64.2 ГК РФ. Неработающей считается организация, которая фактически не ведет деятельность:

  • не предоставляет финансовую отчетность, которую требует регулярно подавать российское законодательство о налогах и сборах;
  • не проводит финансовые операции хотя бы по одному из открытых банковских счетов.

Чтобы подробнее узнать, когда возможна ликвидация недействующего юридического лица налоговым органом, следует ознакомиться с законодательной базой. Она утверждает: предприятие можно признать неработающим только в случае, если в течение последнего календарного года, который предшествовал принятию властями решения об упразднении записи в реестре, оно не представляло налоговую отчетность и не проводило никаких финансовых операций через собственные счета. В противном случае власти не имеют права инициировать исключение бизнеса из реестра, ссылаясь на то, что оно прекратило свою деятельность.

Также исключению из ЕГРЮЛ подлежат организации, которые не обладают достаточным финансовым обеспечением для самостоятельной ликвидации недействующего юридического лица. О них в государственном реестре более шести месяцев должна содержаться запись, указывающая на недостоверность сведений, касающихся компании.

Ликвидация юридического лица и ее этапы

Ликвидация юридического лица предполагает процедуры полного прекращения его коммерческой и хозяйствующей деятельности, проводится в несколько этапов. При этом не предполагается, что обязательства и права распоряжения бизнесом могут перейти к другим гражданам. Решение о закрытии компании в обязательном порядке фиксируется в едином государственном реестре. Среди оснований реализации процедуры могут выделять сразу несколько причин:

  • Признание несостоятельности;
  • Решение судебного или государственного органа;
  • Решение собственников предприятия при убыточности бизнеса, достижении поставленных целей.

Вне зависимости от причин пройти все этапы ликвидации юридического лица, оптимальным решением будет обратиться за помощью в юридическую компанию. Специалисты позаботятся о проработке индивидуальной схемы, а также о том, чтобы вы не столкнулись с процессуальными проблемами, максимально сэкономили время в процессе реализации процедуры. Кроме того, нельзя забывать, что каждый из этапов ликвидации юридического лица должен быть проведен в соответствии с требованиями законодательства – это также будет проконтролировано специалистами. Оптимальное решение – обратиться за помощью в . Сотрудники правовой группы осведомлены обо всех тонкостях процесса и смогут подобрать оптимальный вариант в зависимости от конкретной ситуации.

Процедура ликвидации налоговым органом недействующего юридического лица

Представители влаги могут исключить предприятие из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке в том случае, если оно фактически прекратило деятельность. При этом существуют обстоятельства, когда решение о ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом не может быть принято:

  • при банкротстве компании, подлежащей исключению из реестра,
  • при процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Когда налоговая инспекция принимает решение о предстоящем исключении юрлица из реестра, в официальной прессе размещают объявление. На это отводится до трех дней. Вместе с решением об исключении также публикуют информацию, как действовать заинтересованным людям и предприятиям, чьи интересы затрагивает исключение данной организации из реестра.

Важно отметить, что как только контрагент направил информацию в медиа, в течение трех месяцев власти не имеют права исключить бизнес из ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что закон предоставляет кредиторам и другим заинтересованным лицам возможность заявить о своих претензиях и интересах. Потому что как только бизнес официально прекратит свое существование, они уже не смогут взыскать свои долги. Но ликвидация недействующего юридического лица может быть осуществлена в обычном порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Если же в трехмесячный срок в налоговую инспекцию не поступили заявления, в реестр вносят запись об исключении юрлица, фактически прекратившего свою деятельность, на основании решения регистрирующего органа. После появления записи существование бизнеса официально считают оконченным, и никто не может иметь к уже не функционирующей организации никаких материальных претензий.

Поэтапность ликвидации

Закрытие компании осуществляется в несколько этапов:

  • Принимается соответствующее решение о начале процесса. Сделать это надлежит на общем собрании учредителей. На нем же назначают ликвидационную комиссию или ответственное лицо.
  • В течение трех рабочих дней информация о принятом решении должна быть представлена в регистрирующий орган.
  • Прежде чем приступать к основной части процесса, нужно уведомить всех кредиторов о готовящемся событии. С этой целью публикуется объявление в специализированных СМИ.
  • Кроме того, кредиторам рассылаются заказные письма с уведомлениями.
  • Дальше существует возможность, что на предприятии будет проведена налоговая проверка контролирующими органами. Но этот пункт осуществляется не всегда. В ходе проверки выявляются недоимки перед госструктурами и фондам. Если окажется, что юрлицо является должником, то ему грозит привлечение к ответственности.
  • Через два месяца после публикации информации должен быть составлен промежуточный баланс, в который вносятся все сведения о долгах как дебиторских, так и кредиторских, а также дается перечень материального имущества компании и ее денежных активов. Когда он составлен, то обязательно заверяется у нотариуса, и должен быть сдан в Налоговую службу.
  • Увольнение сотрудников. Для начала все работники организации должны быть уведомлены о предстоящем увольнении за два месяца. Также о грядущем событии должна быть оповещена Служба занятости. Если ликвидируют организацию, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или в декрете также будут уволены. В данной ситуации за ними не закрепляется право оставления на работе.
  • Возврат денежных средств. В зависимости от способа ликвидации поочередно должны быть возвращены деньги кредиторам, которые предъявили претензии к обществу, а также государственным структурам и фондам. Если происходит продажа организации, то первым делом обязаны рассчитаться с людьми, которые работают на предприятии и/или получили какие-либо увечья по его вине. Расчет можно произвести через банк при помощи платежного поручения или через кассу самой организации. Если кредиторы считают, что ликвидационная комиссия нарушила их права, то они имеют право подать иск в суд с требованием взыскать необходимые средства. При условии, что кредитор не уложился в срок при заявлении своих требований, возврат средств будет осуществляться из оставшегося имущества.
  • После расчетов по долгам происходит окончательное закрытие фирмы. Сведения подаются в ЕГРЮЛ, где вносятся необходимые коррективы в записи.

чеклист


Соблюдении поэтапности ликвидации позволит избежать многих проблем

Судебный порядок ликвидации недействующего юридического лица

Власти могут уладить вопросы, связанные с «замершим» бизнесом, двумя путями. Первый из них мы описали выше, это административный порядок упразднения компании, которая фактически давно перестала работать. Второй способ исключения бизнеса из реестра сложнее: через суд.

Компания – это общественное объединение, и согласно закону оно может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании иска, поданного регистрирующим органом. К подобным мерам прибегают, когда бизнес многократно не предоставляет сведения о своей деятельности, как того требует законодательство.

Другими словами, представители власти могут инициировать судебное разбирательство в связи с тем, что бизнес нарушает законы, скрывает сведения. Рассмотрением таких дел занимаются районные суды, опираясь на правила административного судопроизводства.

Основания для принудительной ликвидации

Принудительная ликвидация юридического лица происходит согласно положениям ГК РФ и ряда правовых актов. Прекращение деятельности организации возможно по ряду причин:

  • Было нарушено законодательство при регистрации юридического лица, и эти нарушения нельзя устранить;
  • Компания занимается деятельностью, запрещённой на законодательном уровне;
  • Организация признаётся несостоятельной;
  • Отсутствует разрешение со стороны государственных, муниципальных органов власти, дающее право осуществлять конкретную деятельность;
  • Общественная, религиозная организация занимается деятельностью, не связанной с целью её создания.

Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что процесс исключения юрлица из ЕГРЮЛ не является ликвидационной процедурой. Оно не предусматривает действий с имуществом предприятия, в том числе – направленных на удовлетворение требований кредиторов. При наличии у недействующей компании имущества и непогашенных перед партнерами обязательств применяется процедура банкротства отсутствующего должника. Это совсем другой процесс, требующий иных подходов и законодательной базы.

Обязательное условие – наличие критериев отсутствия:

  • Неосуществление деятельности;
  • Отсутствие руководителя компании и невозможность определить его место нахождения.

Суд о банкротстве отсутствующего должника инициирует налоговая. Законы РФ позволяют рассмотреть дело в укороченный срок: один месяц. Законодательство принимает во внимание, что при отсутствии должника невозможно применить к бизнесу наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Зато предусмотрена упрощенная процедура ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом. Эти вопросы находятся в ведении арбитражного суда: именно он решает, применять ли упрощенный алгоритм действий.

Для ликвидации недействующего юридического лица назначают конкурсного управляющего, в обязанности которого входит публикация сведений о банкротстве компании, а также письменное уведомление кредиторов о процедуре банкротства, чтобы они имели возможность предъявить требования.

В случае, если имущества отсутствующего должника достаточно для расчетов с кредиторами, у конкурсного управляющего есть возможность подать ходатайство о переходе к общей процедуре банкротства. Однако практика показывает, что это условие соблюдается редко, потому с высокой долей вероятности придется придерживаться упрощенной схемы действий.

Органы государственной власти, имеющие право принудительно ликвидировать ООО

Принудительно ликвидировать юр. лицо могут разные государственные структуры:

Ликвидация по решению учредителей (участников)

Добровольное закрытие нулевого ООО осуществляется на основании решения, принятого общим собранием участников общества. При этом важно убедиться, что у ликвидируемого юридического лица:

  • отсутствуют признаки банкротства и основания для ликвидации решениями суда либо регистрирующего органа;
  • владельцам и материально ответственным лицам не страшна возможная налоговая проверка.

Идеальными условиями для осу­ществ­ле­ния добровольной лик­вида­ции ООО являются:

  • от­сут­ствие задолженности ликвидируемой ор­га­ни­за­ции перед юри­ди­че­ски­ми и физическими ли­ца­ми;
  • от­сут­ствие задолженности ликвидируемой ор­га­ни­за­ции перед ФНС, ФСС, ПФР и иными государственными учреждениями;
  • своевременность и полноценность отчетности, предо­став­ле­ной в ФНС в период деятельности организации.
  • сдача «нулевой» отчетности и «нулевого» баланса на момент принятия решения о ликвидации.

Алгоритм действий при ликвидации (прекращении деятельности) предприятия состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о факте ликвидации регистрирующую налоговую инспекцию и фондов.
  3. Публикация о ликвидации в СМИ — «Вестник государственной регистрации».
  4. Уведомление каждого кредитора и сотрудников ООО о ликвидации общества.
  5. Составление промежуточного ликвидационного баланса.
  6. Подача в налоговую инспекцию пакета документов для ликвидации.
  7. Получение документов о государственной регистрации ликвидации ООО.

Помните! Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Последствия для руководства и учредителей

Нельзя просто так бросать фирму в надежде, что налоговики её исключат из реестра, и вы сэкономите деньги или избежите оплаты долгов. Последствия для учредителей и руководителей могут быть следующие:

  • Если учредитель владел 51% доли в компании, у которой остались долги перед бюджетом, и не потрудился их оплатить, то ему запретят регистрировать новые предприятия на протяжении трёх лет;
  • Учредитель не сможет руководить другой компанией;
  • Учредителю будет запрещено становиться участником других ООО.

Идентичные последствия наступят для гендиректора, закрытого налоговым органом юридического лица. Чтобы избежать неприятностей, звоните к юристам группы МИП, которые помогут с подготовкой документов и предотвратят последствия.

Похожие услуги по теме

  • Закрытие ИП в 2021 году пошагово от лидеров
  • Заявление на закрытие ИП от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ИП в 2021 году от лидеров
  • Документы для закрытия ИП от лидеров
  • Ликвидация ИП под ключ от лидеров
  • Как закрыть ИП с долгами — помощь от лидеров
  • Этапы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Способы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • Основания и порядок ликвидации юридических лиц от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга от лидеров
  • Закрыть ИП онлайн через налоговую от лидеров
  • Помощь в закрытии ИП от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга в Щелково от лидеров
  • Ликвидация ЗАО от лидеров
  • Закрыть ИП через МФЦ — помощь от лидеров
  • Как закрыть ИП — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО без проверки
  • Ликвидация предприятия
  • Закрыть ООО в Москве
  • Закрытие ООО при отсутствии деятельности
  • Закрытие ООО с одним учредителем
  • Закрыть ООО без проверки
  • Закрытие ООО
  • Ликвидация ООО в 2021 году от лидеров
  • Закрытие организации — помощь от лидеров
  • Закрытие представительства иностранной организации 2021 — помощь от лидеров
  • Ликвидация организации — помощь от лидеров
  • Ликвидация кредитной организации от лидеров
  • Закрытие ООО, стоимость от лидеров
  • Ликвидация фирмы от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО, стоимость от лидеров
  • Сколько стоит закрыть фирму — помощь от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ООО от лидеров
  • Как закрыть ООО — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО профессионально от лидеров
  • Ликвидация ООО с долгами от лидеров
  • Ликвидация ООО через оффшор от лидеров
  • Принудительная ликвидация ООО налоговой последствия для учредителей — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО ФНС от лидеров
  • Ликвидация нулевого ООО от лидеров
  • Заявление о ликвидации ООО от лидеров
  • Прекращение деятельности ООО от лидеров
  • Отмена ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО через продажу от лидеров
  • Ликвидация ООО пошаговая от лидеров
  • Решение о ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО без долгов от лидеров
  • Порядок ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО под ключ
  • Альтернативная ликвидация ООО от лидеров
  • Срок ликвидации ООО от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация компании от лидеров
  • Профессиональная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация фирм от лидеров
  • Ликвидация через банкротство от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров

Руководитель практики по банкротству

Ликвидация компании профессионалами

Профессионализм и предоставление комплексных услуг клиентам – наши главные критерии при сотрудничестве с компаниями. Мы ценим ваше время, поэтому берем все вопросы и заботы на себя.

Обратившись в МИП, вы можете быть уверены, что ваша компания будет ликвидирована без проблем даже с крупными долгами. У нас работают только опытные юристы и адвокаты с большим стажем и огромным количеством выигранных дел.

Дубровина Светлана Борисовна руководитель юридической группы МИП

Как ликвидировать компанию: три законных способа

  • Актуально при снижении размера прибыли и уменьшения экономической рентабельности бизнеса;
  • Предприятие ликвидируется с долгами или без, по решению учредителей;
  • Производится после назначения ликвидационной комиссии;
  • Проводится комплексный бухгалтерский аудит перед налоговой проверкой;
  • Отправляются уведомления о предстоящем увольнении сотрудников в Государственную инспекцию по охране труда и миграционные органы;
  • Все документы оформляются через ИФНС;
  • Результатом ликвидации является получение свидетельства о снятии с регистрационного учета от налогового органа.
  • Возможна при наличии задолженности перед контрагентами или работниками (кредиторами) на сумму от 300000 руб. для обычных предприятий, и от 1 000 000 руб. – для стратегических компаний;
  • Дело рассматривается в арбитражном суде;
  • Правом на обращение обладают должники, конкурсы, уполномоченные органы и сотрудники организации;
  • Процесс ликвидации ООО состоит из нескольких этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;
  • На любом этапе возможно заключение мирного соглашения с целью реструктуризации долгов перед кредиторами.
  • Учитывается финансовое положение компании и размер долгов;
  • Разрабатывается индивидуальная стратегия;
  • Можно снизить размер задолженности перед контрагентами или госорганами;
  • Предприятие быстро избавляется от долговых обязательств;
  • Учредители не рискуют имуществом;
  • Все оформляется быстро и безопасно.

Юридическая группа "МИП" в СМИ

Преимущества

Как мы работаем






Основания для принудительной ликвидации

Принудительная ликвидация юридического лица происходит согласно положениям ГК РФ и ряда правовых актов. Прекращение деятельности организации возможно по ряду причин:

  • Было нарушено законодательство при регистрации юридического лица, и эти нарушения нельзя устранить;
  • Компания занимается деятельностью, запрещённой на законодательном уровне;
  • Организация признаётся несостоятельной;
  • Отсутствует разрешение со стороны государственных, муниципальных органов власти, дающее право осуществлять конкретную деятельность;
  • Общественная, религиозная организация занимается деятельностью, не связанной с целью её создания.

Органы государственной власти, имеющие право принудительно ликвидировать ООО

Принудительно ликвидировать юр. лицо могут разные государственные структуры:

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если один из указанных государственных органов инициировал принудительную ликвидацию, то он, получив положительное решение суда, уведомляет об этом органы регистрации, которые обязаны внести соответствующую отметку в ЕГРЮЛ. Назначают комиссию, которая должна заниматься принудительной ликвидацией юридического лица, включая в неё учредителей предприятия. Если эти лица отсутствуют, а также в ситуации, когда они уклоняются от порученных им обязанностей, назначают независимого ликвидатора. Комиссия или назначенный человек выполняет следующие обязанности:

  • Публикация сведений о принудительной ликвидации в СМИ с указанием ИНН, даты принятия решения и сроки, в течение которых будут приниматься требования кредиторов о погашении долгов;
  • Осуществляется инвентаризация для формирования списка с активами и пассивами организации;
  • Расторжение трудовых договоров с сотрудниками;
  • Погашение долгов в очередности, установленной законом;
  • Предоставление документации, которая подтверждает, что ликвидация проводится в порядке, установленном действующим законодательством;
  • Оплата госпошлины.

Принудительно ликвидируемое юридическое лицо самостоятельно оплачивает все расходы, сопряжённые с прекращением деятельности. Несмотря на предстоящую полную ликвидацию, фирма должна своевременно предоставлять отчётность в налоговый орган.

Внимание! Компания может прекратить платить налоги только после погашения всех долгов перед государством. Бухучёт ведётся до момента полной ликвидации юридического лица. Чтобы не допустить нарушений налогового законодательства, обратитесь в группу МИП.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Налоговый орган при определённых обстоятельствах имеет право ликвидировать юридическое лицо без решения суда. Процедура заключается в исключении предприятия из ЕГРЮЛ, при условии, что налицо выявлены признаки фактического прекращения деятельности. Этот процесс также можно считать принудительной ликвидацией, поскольку он происходит без согласия учредителей или инициативы с их стороны.

Налоговый орган периодически проводит ревизию и выявляет фирмы, которые не сдают налоговую отчётность или сдают «нулёвку», что приводит к резкому снижению налогообложения с их стороны. Налоговики подают запрос в банки, в которых у юридического лица открыты счета, и если по ним нет никаких движений средств в течение года, то принимается решение об исключении организации из ЕГРЮЛ.

Внимание! Учредители или кредиторы, перед которыми у них есть задолженности, могут выразить несогласие в связи с инициированием налоговым органом процедуры административной ликвидации. Если они подадут иск в суд, то процесс исключения из реестра приостанавливается. Юристы МИП помогут оспорить решение налогового органа в суде.

Налоговая может принудительно ликвидировать юридическое лицо, если выяснится, что указанный при регистрации официальный адрес фирмы недействителен.

Порядок ликвидации налоговым органом

Если предприятие сдавало нулевую отчётность, и у него нет долгов перед бюджетом, то в «Вестнике» публикуется информация о предстоящей принудительной ликвидации. Кредиторы могут в течение 3-х месяцев предъявить свои претензии, связанные с тем, что у юридического лица есть перед ними непогашенные задолженности. Отсутствие таковых даёт право налоговому органу исключить фирму из ЕГРЮЛ.

Внимание! Чтобы административная ликвидация прошла без последствий для руководства организации, обратитесь к юристам МИП, которые будут готовить нулевую отчётность на протяжении всего срока фактического прекращения деятельности организацией.

Юридические лица, у которых есть долги по налогам, должны их погасить в течение 3-х суток. Если этого не произойдёт, то налоговики обратятся в суд с иском и приостановят процедуру принудительной ликвидации.

Последствия для руководства и учредителей

Нельзя просто так бросать фирму в надежде, что налоговики её исключат из реестра, и вы сэкономите деньги или избежите оплаты долгов. Последствия для учредителей и руководителей могут быть следующие:

  • Если учредитель владел 51% доли в компании, у которой остались долги перед бюджетом, и не потрудился их оплатить, то ему запретят регистрировать новые предприятия на протяжении трёх лет;
  • Учредитель не сможет руководить другой компанией;
  • Учредителю будет запрещено становиться участником других ООО.

Идентичные последствия наступят для гендиректора, закрытого налоговым органом юридического лица. Чтобы избежать неприятностей, звоните к юристам группы МИП, которые помогут с подготовкой документов и предотвратят последствия.

Основания и порядок принудительной ликвидации ООО

Время чтения: 6 мин.

Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Шрифт: A+ A-

Деятельность организации прекращается с ее ликвидацией. Как правило, процедура применяется по инициативе учредителей после принятия соответствующего решения. Однако принудительная ликвидация юридического лица также допускается действующим законодательством. Инициатором может выступать как государственный орган, так и один из учредителей при наличии внутреннего корпоративного противоречия между участниками.

  • 1. Причины принудительной ликвидации Общества
  • 2. Кто может инициировать ликвидацию ООО
  • 3. Ликвидация по требованию ФНС
  • 4. Ликвидация по требованию участника ООО
  • 5. Процедура принудительной ликвидации ООО
  • 6. Последствия

Причины принудительной ликвидации Общества

Для инициации принудительной ликвидации необходимы основания, которые указаны в статье 61 ГК РФ . К ним относят такие обстоятельства:

На практике, чаще всего фирма ликвидируется в принудительном порядке при наличии следующих причин:

  • фирма создавалась на установленный уставными документами период, который завершился. Учредители имеют возможность внести изменения в документы и продлить срок действия организации;
  • цели, для которых фирма создавалась, были достигнуты, и дальнейшее существование организации не имеет практического смысла. В данном случае также могут быть изменены цели, что требует внесения изменений в Устав;
  • деятельность фирмы носит нецелесообразный характер, например, не приносит финансовой выгоды ее участникам. Так, если компания несколько лет подряд будет сдавать нулевые отчетности, у налогового органа возникнут подозрения;
  • между учредителями имеются противоречия, которые невозможно устранить. Например, они касаются изменения направления последующей деятельности или финансовой политики;
  • деятельность ООО не приносит финансовой выгоды. Учитывая, что основная цель ООО – это извлечение выгоды, долговременная деятельность без прибыли не имеет никакого практического смысла;
  • учредители не принимают участия в деятельности фирмы. Например, они уже на протяжении длительного периода ведут иную предпринимательскую деятельность, не уделяя достаточного внимания ООО, что приводит к практическим и экономическим проблемам.

Причины могут быть и иными. Главное – в дальнейшем в существовании фирмы не должно быть смысла и практической выгоды ее участникам.

Кто может инициировать ликвидацию ООО

ООО может ликвидироваться по инициативе одного из учредителей или государственного или муниципального органа. Данный факт устанавливается статьей 61 ГК РФ .

Как правило, инициатором выступает Федеральная налоговая служба. Закон определяет, в каких случаях с инициативой может выступать государственный орган:

  • если общество создано с нарушением закона. Например, выяснилось, что фирма создавалась с использованием поддельных документов, что не могло быть обнаружено сразу при регистрационных действиях;
  • если фирма работает при отсутствии разрешительной документации, например, лицензии или допуска к определенным работам;
  • если деятельность ООО нарушает действующее законодательство;
  • в иных ситуациях, если это предусматривается правовыми актами.

Орган, который инициирует ликвидацию, должен обратиться в суд с заявлением. Только такой порядок предусматривается законодательством. Ликвидация в административном порядке недопустима.

Ликвидация по требованию ФНС

Ликвидация по требованию ФНС

Ликвидация по инициативе налоговой службы – самый распространенный вариант из всех встречающихся на практике.

Довольно часто в качестве причины для инициации процедуры выступает отсутствие фирмы по адресу ее регистрации либо использование адреса массового расположения юридических лиц. В соответствии с Письмом ФНС от 3 августа 2016 г. № ГД-4-14/14126@ , если организация зарегистрирована менее года назад, то допускается не более десяти фирм по одному адресу, если более, то максимум пятьдесят.

Ликвидация по требованию участника ООО

Не только государственный орган может выступить с подобной инициативой. Один из участников общества также может требовать ликвидацию в некоторых случаях.

Как правило, все доводы сводятся к тому, что дальнейшая деятельность Общества не представляется возможной. В фирме имеется некий корпоративный спор, противоречия, которые невозможно устранить.

Процедура также проводится через суд, как и в случае ликвидации по требованию государственного органа. Заявитель должен будет доказать, что фирма не может продолжать успешную деятельность. А действия иных участников приносят лишь негативные последствия как для сторон, так и для самого Общества.

Процедура принудительной ликвидации ООО

Принудительная ликвидация общества производится в следующем порядке:

  1. Принятие соответствующего решения органом или лицом, которое будет инициировать производство.
  2. Подготовка документации и судебного заявления.
  3. Назначение ликвидационной комиссии. Она также будет необходима, как и при добровольной ликвидации.
  4. Публикация данных о ликвидации организации.
  5. Формирование промежуточного баланса. В нем указывается, какое имущество имеется у организации, а также сведения о требованиях кредиторов и результате их рассмотрения. Если выясняется, что активов фирмы недостаточно для погашения требований всех имеющихся кредиторов, начинается стадия реализации имущества.
  6. Произведение расчетов с кредиторами. Стадия начинается с утверждения промежуточного баланса. Расчеты реализуются в порядке установленной законом очередности. Например, долги по зарплате выплачиваются раньше, чем долги перед банками.
  7. Формирование окончательного ликвидационного баланса.

Если после ликвидации останется какое-то имущество, оно делится между учредителями в соответствии с размером их долей.

Последствия принудительной ликвидации ООО

Последствия принудительной ликвидации ООО

Основной результат ликвидации ООО (как добровольной, так и принудительной) заключается во внесении в ЕГРЮЛ данных о проведенной процедуре и прекращении существования организации. Правоспособность организации полностью перестает существовать, как и фирма сама по себе.

Основные последствия следующие :

  • ООО больше не может быть субъектом правоотношений;
  • универсальное правопреемство не представляется возможным, однако, отдельные права и обязанности могут переходить иным лицам, например, учредителям;
  • имущество, которое остается после удовлетворения требований всех кредиторов, переходит учредителям и делится в соответствии с размерами их долей;
  • организация увольняет всех сотрудников в связи с ликвидацией фирмы.

Данные последствия применимы для самого Общества. Однако принудительная ликвидация также влияет и на учредителей. Речь идет в первую очередь о возможной субсидиарной ответственности.

Если после ликвидации ООО остаются непогашенные долги, они могут быть предъявлены к тем лицам, которые принимали решения, касающиеся деятельности Общества. Однако это допускается далеко не всегда.

Чтобы кредитор смог предъявить требования учредителю, тот должен иметь вину в наступлении последствий. Например, если из-за прямых решений такого лица фирма потеряла средства и не смогла расплатиться с банком, тот вправе требовать выплаты. Если же события произошли непредумышленно, то ответственности не будет.

Невозможность регистрации новой фирмы позволяет сократить количество фирм-однодневок, которые открывались на одних и тех же людей на короткий период.

Еще одно возможное последствие – учредитель или руководитель фирмы может иметь трудности с получением кредита в будущем. Прямого государственного запрета нет, но банки часто придерживаются такой политики.

Если лицо было внесено в «черный список» и не имеет возможности зарегистрировать новую фирму, то оно не вправе выступать и в качестве руководителя новой организации.

Подведем итоги

Процедура принудительной ликвидации юридического лица может производиться по инициативе одного из учредителей или государственного (либо муниципального) органа. На практике, чаще всего в качестве инициатора выступает ФНС. Для процедуры нужны основания, представленные в законодательстве. Реализация возможна только в судебном порядке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
  • деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
  • деятельность организации запрещена законом;
  • деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.

Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:

  • пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО - 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);
  • если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).
Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).

«Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Обратите внимание!

При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:

  • «деятельность кредитных организаций;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность в области связи;
  • биржевая деятельность;
  • деятельность в области таможенного дела;
  • нотариальная деятельность;
  • страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • осуществление внешнеэкономических операций;
  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • использование орбитально - частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  • образовательная деятельность».
Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.

В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.

Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

  • со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица.

Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:

«Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».

Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.

Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.

Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 - новыми пунктами.

В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:

«решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.

Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.

Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов . Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.

Читайте также: