Лицо на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств это
Опубликовано: 11.05.2024
Налогоплательщик (субъект налогообложения) — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (ст.
До принятия НК РФ законодательство РФ о налогообложении признавало в качестве налогоплательщиков не только юридические лица, но и их филиалы, обособленные подразделения, обладающие отдельным счетом, составляющие бухгалтерский баланс, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Это объяснялось необходимостью обеспечить поступление налогов в региональные и местные бюджеты не только по местонахождению головного офиса организации, но и по месту расположения филиалов и подразделений. Таким образом, одно юридическое лицо оказывалось разделенным на несколько самостоятельных налогоплательщиков. Это влекло установление новых норм, регламентирующих налоговые последствия движения денег и материальных средств между такими налогоплательщиками. В результате законодательство становилось все более казуистичным, не отвечающим потребностям развития экономики.
В Налоговом кодексе Российской Федерации под организациями-налогоплательщиками понимаются юридические лица. Порядок распределения налоговых платежей между бюджетами различных территорий, на которых юридическое лицо ведет деятельность через расположенные там филиалы и иные обособленные подразделения, устанавливается применительно к конкретным налогам.
Помимо российских юридических лиц плательщиками налогов в РФ при определенных обстоятельствах могут быть также иностранные организации: юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
В законодательстве многих зарубежных стран группа предприятий — самостоятельных юридических лиц, связанных между собой организационно, финансово и технически, может рассматриваться как консолидированный налогоплательщик. Это объясняется тем, что, во-первых, в условиях специализации производства итоговый результат может быть получен на стадии реализации готового продукта, а во-вторых, внутри такой группы существует множество вариантов планирования налоговых платежей, поэтому налогообложение отдельных участников группы может оказаться неэффективным.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» предусматривает, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров (работ, услуг), могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 13). Однако до настоящего времени налоговое законодательство не установило конкретных правил образования и деятельности консолидированного налогоплательщика. Этот вопрос рассматривается в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Консолидированными налогоплательщиками могут быть не только юридические, но и физические лица. Например, законодательство США предусматривает право супругов представлять совместную декларацию о доходах. К их общему доходу применяется специальная шкала налогообложения.
Проект части второй НК РФ не предусматривает такого варианта налогообложения в России. Наличие организационных и родственных связей налогоплательщиков НК РФ учитывает в ином аспекте. Статьей 20 части первой Кодекса введено понятие «взаимозависимые лица». Ими признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Кодекс указывает на такие отношения: одно лицо непосредственно или косвенно участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению; лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
В перечисленных случаях лица признаются взаимозависимыми в силу закона. Однако таковыми лица могут быть признаны и решением суда, когда имеются доказательства, что они находятся под контролем третьего лица либо лицо каким-либо образом контролируется другим. Например, два дочерних предприятия одного юридического лица могут быть признаны взаимозависимыми, несмотря на то что ни одно из них не участвует в имуществе другого.
Результаты сделок между взаимозависимыми лицами оцениваются с учетом особых правил, установленных ст. 40 части первой НК РФ (схема 11-4).
Из общего круга налогоплательщиков — организаций и физических лиц выделяют по различным основаниям отдельные категории. Это выделение вводится, как правило, в целях предоставления налоговых льгот, а также установления различных форм и методов налогообложения. Статья 56 части первой НК РФ устанавливает, что льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут быть индивидуальны.
Критерии выделения категорий налогоплательщиков не произвольны. Они выбираются с учетом принципов равного налогового бремени, всеобщности налогообложения.
Статья 3 части первой НК РФ устанавливает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Указанные факторы не могут лежать в основе выделения категорий налогоплательщиков.
В отношении налогоплательщиков — физических лиц наиболее значимым является деление на лиц, имеющих статус предпринимателей, и лиц, не имеющих такого статуса. Законодательство устанавливает различный порядок учета этих налогоплательщиков, ведения ими учета результатов своей деятельности, расчета налоговых обязательств, составления и представления отчетности.
В группе налогоплательщиков-организаций необходимо выделить категории российских и иностранных организаций. Законодательство, учитывая интернациональный характер бизнеса иностранных организаций, ограниченные возможности налогового контроля их деятельности, устанавливает особый порядок подсчета их прибыли и доходов, специфические методы перечисления налогов в бюджет и др.
На выбор форм и методов налогообложения оказывает влияние также вид деятельности налогоплательщика. Законодательство выделяет сферы предпринимательской деятельности, в которых затруднен контроль за объемом получаемых доходов. Это, как правило, деятельность по оказанию бытовых услуг, розничная торговля и некоторые другие виды деятельности с высоким оборотом наличных денег. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с юридических лиц и предпринимателей указанной категории не взимается большинство федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Они заменяются единым налогом на вмененный доход. Такое отличие метода налогообложения позволяет выделить особую категорию налогоплательщиков — субъектов единого налога на вмененный доход.
Виды деятельности юридического лица определяют и виды уплачиваемых этим лицом налогов. Так, предприятия игорного бизнеса уплачивают налог на игорный бизнес; предприятия сырьевых отраслей уплачивают специфичные для них налоги на пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов; экспортеры и импортеры уплачивают таможенные пошлины и сборы.
Предприятия отдельных отраслей могут создавать самостоятельную категорию налогоплательщиков в тех случаях, когда есть основания говорить о существенных отличиях форм и методов налогообложения. Так, у предприятий сырьевых отраслей значительная доля доходов изымается в виде рентных налогов, учитывающих объективные факторы хозяйствования, не зависящие от самого налогоплательщика: более богатое месторождение, удобное месторасположение объекта добычи и др.
Обязанность по регулярной уплате налогов и сборов давно стала неотъемлемой частью жизни граждан.
Понятие обязанности по уплате налогов и сборов
Обязанность по регулярной уплате налогов и сборов является одним из главных оснований для формирования и поддержания полноценных налоговых отношений.
Понятие обязанности по уплате налогов и сборов представляет собой перечень определенных обязательств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, невыполнение которых является нарушением действующих норм законодательства РФ.
Своевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов гарантирует налогоплательщикам защиту их прав и законных интересов.
Понятие обязанности по уплате налогов и сборов включает в себя регулярные денежные обязательства, которые должны быть исполнены.
Действующие налогового права РФ устанавливают порядок и перечень определенных оснований, при которых происходит возникновение, изменение, приостановление или прекращение данных обязанностей.
Возникновение данной обязанности у того или иного налогоплательщика может случиться только тогда, когда обстоятельства, необходимые для уплаты налога были подтверждены, в соответствии с нормами налогового права. Ее приостановление, изменение или прекращение также возможно только в том случае, если исчезли все обстоятельства, порядок и способы, ранее приводившие к необходимости регулярной уплаты налогов.
Способы обеспечения обязанностей по уплате налога или сбора
Действующим налоговым законодательством были установлены определенные способы обеспечения обязанностей налогоплательщика, а также порядок их применения. Обеспечение данной обязанности включает в себя следующие способы: залог имеющегося имущества, оформление поручительства, принятие решения об установлении пеней и штрафов, либо о наложении ареста на имущество налогоплательщика и на его права собственности, в счет образовавшейся задолженности и т.д.
Залог имущества, как юридическая процедура, регистрируется между залогодателем и уполномоченным налоговым органом. В роли залогодателя может выступать как сам должник, так и представитель данного налогоплательщика.
Понятие и порядок процедуры поручительства заключаются в том, что поручитель принимает на себя определенное обязательство перед налоговыми органами, которое он обязуется исполнить в установленные сроки.
Пени представляют собой определенные денежные суммы, обязательные к выплате, в том случае, если налогоплательщик нарушил допустимые сроки, способы, порядок и не осуществил платеж в положенный временной период.
Понятие ареста имущества заключается в наложении определенных санкций на материальные ценности налогоплательщика, выражающихся, прежде всего, в ограничении права собственности на данное имущество. Установленный порядок и нормы налогового права предусматривают, что прекращение действия данных санкций может произойти только в случае погашения имеющегося долга.
Исполнение обязанностей по уплате налога и сбора
Обязанность по уплате налога и сбора возникает у налогоплательщика в определенный период, когда факт необходимости данной уплаты был правомерно зафиксирован и утвержден.
При этом факт самого исполнения данного обязательства налогоплательщика может быть подтвержден только с момента предъявления в банковскую организацию соответствующего поручения на оплату определенного налога, сумма которого устанавливается уполномоченным налоговым органом.
Налог будет признан неуплаченным в тех случаях, когда платеж был отозван, либо на счету налогоплательщика не оказалось достаточного количества денежных средств для оплаты регулярного налога.
Понятие неуплаченного платежа может включать в себя и иные случаи.
Главным обстоятельством здесь будет являться тот факт, что назначенный платеж не дошел до счета адресата – уполномоченного налогового органа. Установленный порядок и нормы налогового права допускают возможность совершения платежей через налогового агента. В таком случае платеж будет считаться совершенным и обеспечение обязательства произойдет, когда соответствующая сумма была удержана налоговым агентом, имеющим данные права и полномочия.
Подтвержденный факт неисполнения обязательств налогоплательщиком в отношении регулярной уплаты налогов и сборов, будет являться правовым основанием для дальнейшего применения принудительных мер, направленных на скорейшее погашение существующей задолженности. Порядок и особенности применения данных мер регулируются нормами действующего налогового права.
Изменение обязанности по уплате налога или сбора
С процедурой обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога или сбора рано или поздно сталкивается каждый гражданин. Под категорию обязательных налогоплательщиков попадают не только физические лица, но и различные организации, учреждения, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Саму юридическую процедуру по исполнению данных обязанностей можно назвать достаточно сложной и важной. В ее понятие и порядок входит не только обеспечение внесения регулярных денежных сумм на счет уполномоченного налогового органа, но и ряд иных обязанностей:
- первоначальная постановка на учет в налоговом органе. Данный этап является обязательным, так как во время него осуществляется регистрация физического, либо юридического лица в качестве налогоплательщика. Без данного этапа любые требования об уплате налогов будут признаны недействительными;
- ведение налогового учета. Также является неотъемлемым этапом в комплексе обязанностей. Ведение учета, особенно если речь идет об организации, как правило, поручается одному лицу – бухгалтеру. В это понятие входит постоянный контроль налоговых выплат, регулярное отслеживание текущих платежей, изменение определенных нюансов и иные действия для обеспечения полноценных налоговых правоотношений;
- самостоятельное исчисление текущей налоговой базы и дальнейшее определение суммы задолженности, если таковая имеется, в целях обеспечения ее скорейшего погашения;
- обеспечение перечисления налога на имеющийся расчетный счет налогового органа.
Изменение обязанности по уплате налога и сбора представляет собой определенные изменения, возникшие в порядке уплаты, установленном размере налога и т.д. Изменение также может касаться и допустимых сроков обеспечения уплаты налогов.
Изменение обязательно должно быть подтверждено налоговым органом, вместе с соответствующими разъяснениями, относительно сущности изменений и дальнейшего порядка осуществления налоговых правоотношений.
Причины прекращения обязанности по уплате налога или сбора
Действующие нормы налогового права и установленный порядок трактуют понятие прекращения обязанности по уплате налога или сбора как полное аннулирование данных обязанностей налогоплательщика вследствие определенных обстоятельств. Данное понятие также содержит в себе и причины, по которым может произойти прекращение обеспечения налоговой обязанности:
- возникновение определенных обстоятельств, предусмотренных нормами налогового права РФ, при которых обязательным является прекращение данных обязанностей, а не их приостановление;
- зафиксированная и подтвержденная смерть лица, являющегося налогоплательщиком;
- полная ликвидация организации-налогоплательщика, которая произошла на основании решения, вынесенного ликвидационной комиссией, либо иным уполномоченным органом.
Перечень обстоятельств для прекращения налоговых обязательств может быть дополнен и иными причинами, в зависимости от конкретной ситуации и дополнительных нюансов.
Статья 57 Конституции РФ провозглашает:
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»
Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.
Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.
Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.
Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.
В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.
Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.
Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.
К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.
Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
По общему правилу, в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога, налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет (п. 1 ст. 45 НК РФ). С 30 ноября 2016 года уплату налога за налогоплательщика может осуществить иное лицо . Факт уплаты налога за налогоплательщика третьим лицом имеет следствием прекращение соответствующей обязанности налогоплательщика (пп. 1 п. 3 ст. 44, пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). При этом лицо, осуществившее уплату налога за налогоплательщика, не сможет требовать возврата уплаченных таким образом сумм из бюджета (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Каких-либо ограничений относительно категорий лиц, то есть организаций и физических лиц (п. 2 ст. 11 НК РФ), имеющих право производить уплату налогов за налогоплательщика, равно как и налогоплательщиков, за которых иные лица вправе уплачивать налоги, не установлено (письмо Минфина России от 07.04.2017 N 03-02-08/20918).
При этом действие данной нормы распространяется не только на платежи, осуществленные третьими лицами после вступления ее в силу (т.е. после 30.11.2016), но и на платежи, осуществленные до указанной даты (письмо ФНС России от 14.08.2017 N СА-18-22/749@).
Правила, установленные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на их плательщиков (п.п. 8, 9 ст. 45 НК РФ).
С лицом, которое оплачивает налоги за вашу организацию, должен быть заключен соответствующий договор (например, договор поручения (см. письмо ФНС России от 15.09.2017 N БС-4-21/18529@). Он станет основанием для отражения в учете соответствующих фактов хозяйственной жизни.
В отдельных законодательно установленных случаях, обязанность по исчислению налога может быть возложена на:
- налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);
- ликвидационную комиссию (при ликвидации организации) (ст. 49 НК РФ);
- правопреемника (правопреемников) при реорганизации юридического лица (ст. 50 НК РФ);
- опекуна физического лица, признанного судом недееспособным (п. 2 ст. 51 НК РФ);
- лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица (п. 1 ст. 51 НК РФ);
- ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (в части уплаты налога на прибыль) (п. 3 ст. 25.1 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный законодательством о налогах срок. При этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (п. 1 ст. 45 НК РФ). Момент исполнения такой обязанности будет зависеть от способа уплаты налога (см. таблицу):
Способ исполнения обязанности по уплате налога
Момент исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов)
Предъявление в банк поручения на перечисление денежных средств в уплату налога (пп. 1 и пп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ)
Отражение на лицевом счете организации операции по перечислению денежных средств (только для лиц, осуществляющих расчеты через лицевые счета) (пп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ)
В режиме онлайн через личный кабинет, подключенный к сервису банка (с использованием сети Интернет)
Списание денежных средств со счета в банке
Внесение наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации, организацию почтовой связи (пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ)
Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов
Вынесение решения о зачете налоговым органом или судом (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ)
Таким образом, обязанность по уплате налога не может считаться исполненной ранее даты перечисления (зачета) денежных средств.
Внимание
Если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26, ст.ст. 27, 29 НК РФ).
Например, ребенок, признаваемый налогоплательщиком при возникновении соответствующего объекта налогообложения, уплачивает налоги через родителей, являющихся его законными представителями (ст. 28 ГК РФ, п. 1 ст. 64 СК РФ).
При уплате налогов (сборов, пеней, штрафов) через представителя следует учитывать, что само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств (определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О, письма Минфина России от 22.07.2016 N 03-11-11/43089, от 28.10.2013 N 03-05-05-03/45599, от 11.09.2013 N 03-05-06-03/37427).
В общем случае обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных НК РФ случаях в иностранной валюте, в валюту РФ осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ на дату его уплаты (п. 5 ст. 45 НК РФ).
Случаи, когда обязанность по уплате налога может быть признана не исполненной, перечислены в пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для его принудительного взыскания (п. 6 ст. 45 НК РФ). На первом этапе налогоплательщику направляется требование об уплате налога, в котором устанавливается срок его исполнения. С истечением этого срока НК РФ связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания указанной в требовании задолженности в бесспорном или судебном порядке.
С целью получения гарантий исполнения налогоплательщиком-должником своих налоговых обязательств налоговым органом могут быть использованы специальные меры обеспечительного характера, перечисленные в п. 1 ст. 72 НК РФ.
Статья 57 Конституции РФ провозглашает:
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»
Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.
Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.
Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.
Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.
В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.
Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.
Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.
К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.
Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Читайте также: