Курсовая субъекты налоговых отношений

Опубликовано: 22.09.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе я рассматриваю налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава это налоговые агенты.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговые правоотношения
Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения
2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений
2.2 Финансовые органы
Глава 3. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

Московский Гуманитарный Университет

Экономика и Управление

На тему: «Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса»

Глава 1. Налоговые правоотношения

Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения

2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

2.2 Финансовые органы

Глава 3. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов

Список используемых источников и литературы

Введение

В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения.

Усовершенствование нормативно-правовой базы и применения норм законодательства о налогах и сборах нуждается, на мой взгляд, в дальнейших исследованиях налоговых правоотношении.

Формулирование понятия налогового правоотношения, которое бы заключалось не только в перечислении круга регулируемых отношений, но и в описании признаков налоговых правоотношений, позволяет более детально охарактеризовать данную категорию финансового права. Важным элементом, является определение специфики любого правового отношения, поэтому необходимо четко отграничивать субъекты налогового правоотношения от иных лиц, участвующих в правоотношении.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговых правоотношений.

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе я рассматриваю налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава это налоговые агенты.

Глава 1. Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения -- это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии со ставками и в определенные сроки и обязанность налоговых компетентных органов - это обеспечить уплату налога.

По ст. 19 Налогового кодекса РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Плательщики налогов именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и физическими лицами плательщиками налогов также являются индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и т физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).

Участники налоговых правоотношений: (ст. 9 НК РФ):

  • организации и физические лица;
  • налоговые агенты -- лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
  • государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу.1

Налогоплательщики имеют права: (ст. 21 НК РФ):

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
  • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Налоговый кодекс РФ выделяет 2 группы обязанностей налогоплательщиков:

  • общие обязанности для организаций и физических лиц;
  • дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам -- организациям и индивидуальным предпринимателям.

В 1 группу входят:

  • уплата законно установленных налогов;
  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Во 2 группу входят налогоплательщики -- индивидуальные предприниматели и организации, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета следующую информацию:

  • об открытии или закрытии счетов -- в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях -- в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, -- в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации -- в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства -- в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Итак, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на 1 месте стоит обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. ».2

Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не говорит, что налогоплательщик должен уплатить налог со своего счета или из своего кармана. Налог может быть уплачен его представителем. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика -- физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).

Различают два вида представительства: по назначению и по закону.

1) Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику от этого лица. Причем сумма долга сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.

2)Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.

Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся на принципе физического присутствия или резидентства. Принцип позволяет различать 2 группы налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты. Такое различие связано с неодинаковым налогообложением данных категорий.

Резиденты несут полную налоговую обязанность, у нерезидентов -- ограниченная налоговая обязанность. Различен и порядок декларирования доходов и уплаты налогов. В случаях, когда критерия постоянного местожительства недостаточно для определения места налогообложения лица (например, наличие двойного резидентства), используются дополнительные признаки:

  • гражданство;
  • центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
  • место обычного проживания;
  • место расположения постоянного жилища.

Тема: Понятие субъектов налоговых отношений, их правовой статус

ID (номер) заказа

Тема: Понятие субъектов налоговых отношений, их правовой статус. 25 страниц

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Курсовая работа по аншлифам. Геология

Курсовая, Лабораторные методы изучения минерального сырья

Срок сдачи к 26 мая

Срок сдачи к 21 мая

основы деловой коммуникации

Тест дистанционно, Русский язык

Срок сдачи к 23 мая

Тест дистанционно, Адаптация на рынке труда

Срок сдачи к 24 мая

Написать реферат на тему "Анализ характеристики качества выполнения кровельных работ"

Срок сдачи к 23 мая

Юлия анатольевна шестакова

Презентация, введение в педагогику

Срок сдачи к 21 мая

Помощь на тесте

Срок сдачи к 20 мая

Тема : юридическая ответственность медсестры за причинение вреда.

Срок сдачи к 25 мая

Исследование функции и её график

Тест дистанционно, Высшая математика

Срок сдачи к 21 мая

Эссе, Управление персоналом и экономика труда

Срок сдачи к 28 мая

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 20 мая

Решение задач, исследование операций

Срок сдачи к 31 мая

выполнить контрольную работу

Контрольная, трудовое право

Срок сдачи к 21 мая

Роль белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности человека

Срок сдачи к 23 мая

Очень прошу помочь, у меня есть уже такой набросок и если получится не.

Диплом, Поощрение и стимулирование гостей в процессе проживания

Срок сдачи к 23 мая

Тема: Путинизм и голлизм. Общее и особенное, сравнительный анализ

Эссе, всеобщая история

Срок сдачи к 23 мая

Тест по предмету Детали машин

Тест дистанционно, детали машин

Срок сдачи к 20 мая

Презентация, Основы связей с общественностью

Срок сдачи к 27 мая

47 710 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
Рейтинг: 74 192
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 001 оценка

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не говорит, что налогоплательщик должен уплатить налог со своего счета или из

Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса

Юриспруденция, право, государство

Другие курсовые по предмету

Московский Гуманитарный Университет

Экономика и Управление

На тему: «Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса»

Глава 1. Налоговые правоотношения

Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения

2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

2.2 Финансовые органы

Глава 3. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов

Список используемых источников и литературы

В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения.

Усовершенствование нормативно-правовой базы и применения норм законодательства о налогах и сборах нуждается, на мой взгляд, в дальнейших исследованиях налоговых правоотношении.

Формулирование понятия налогового правоотношения, которое бы заключалось не только в перечислении круга регулируемых отношений, но и в описании признаков налоговых правоотношений, позволяет более детально охарактеризовать данную категорию финансового права. Важным элементом, является определение специфики любого правового отношения, поэтому необходимо четко отграничивать субъекты налогового правоотношения от иных лиц, участвующих в правоотношении.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговых правоотношений.

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе я рассматриваю налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава это налоговые агенты.

Глава 1. Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии со ставками и в определенные сроки и обязанность налоговых компетентных органов - это обеспечить уплату налога.

По ст. 19 Налогового кодекса РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Плательщики налогов именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и физическими лицами плательщиками налогов также являются индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и т физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).

Участники налоговых правоотношений: (ст. 9 НК РФ):

·организации и физические лица;

·налоговые агенты - лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

·Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

·Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;

·государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);

·Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;

·органы государственных внебюджетных фондов;

·Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

·Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу.

Налогоплательщики имеют права: (ст. 21 НК РФ):

·получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;

·получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

·использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

·получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

·на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

·представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;

·представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;

·присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

·получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

·требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

·не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

·обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

·требовать соблюдения налоговой тайны;

·требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Налоговый кодекс РФ выделяет 2 группы обязанностей налогоплательщиков:

·общие обязанности для организаций и физических лиц;

·дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам - организациям и индивидуальным предпринимателям.

В 1 группу входят:

·уплата законно установленных налогов;

·вставать на учет в налоговых органах;

·вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

·представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

·представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

·выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

·предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

·в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;

·нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Во 2 группу входят налогоплательщики - индивидуальные предприниматели и организации, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в нал

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА 7

1.1. Понятие и признаки налоговых правоотношений 7

1.2. Субъектный состав налогового правоотношения 15

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 24

2.1. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты 24

2.2. Налоговые и таможенные органы 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Актуальность темы. Все граждане практически ежедневно, часто даже не замечая этого, становятся участниками различных правоотношений. В связи с этим тема «Субъекты налоговых правоотношений в РФ» интересна и актуальна не только для узкого круга специалистов, но и для любого человека, как для непосредственного плательщика налогов и сборов, то есть участника налоговых правоотношений.

Так же актуальность темы обуславливается тем, что в современной России в результате проведения налоговой реформы практически завершился процесс построения принципиально новой налоговой системы. «Незавершенность» выражается в нескольких аспектах. Так, во-первых, к настоящему времени можно признать, что налоговое законодательство страны практически сформировано, однако все еще вносятся поправки, дополнения и изменения в различные главы Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Во-вторых, в результате многочисленных поисков и преобразований, наконец, установлена система налоговых платежей на всех уровнях бюджетной системы страны. В-третьих, можно объективно констатировать, что в результате внесения многочисленных изменений в действующее налоговое законодательство постепенно происходит

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы: налоговое правоотношение можно определить как урегулированное нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационное публичное властное общественное отношение, складывающееся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которого является публично-правовое образование. Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, реализации их как управленческой функции государства, высокой доле экономико-финансовых параметров, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

В сфере налогового правоотношения много спорных и неизученных вопросов, вызванных возросшей значимостью этих отношений, их публично-правовым характером, взаимодействием экономического и правового аспекта данных отношений, взаимосвязью налоговых отношений с иными видами правовых отношений. Теоретическое исследование этих проблем призвано разрешить существующие коллизии и развить институт налогового правоотношения.

В работе были подробно рассмотрены участники налоговых правоотношений, специфика их деятельности в Российской Федерации. В частности, мы выяснили, что субъекты налоговых правоотношений - это его участники. Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности данных субъектов. В ст. 9 НК РФ определен круг субъектов налоговых правоотношений: организации и физические лица; налоговые и таможенные органы. Данные субъекты можно разделить на две основные группы: 1) контролирующие субъекты, те органы, которые олицетворяют государство и реализуют его интересы, 2) контролируемые субъекты. Однако в на

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // 7.- 21.01.2009.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.09.2011) // Российская газета.- № 148-149.- 06.08.1998.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Российская газета.- № 238-239.- 08.12.1994.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ.- 29.01.1996.- № 5.- ст. 410.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ.- 17.06.1996.- № 25.- ст. 2954.

6. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011) // Российская газета.- № 223.- 06.10.2007.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Российская газета.- № 165.- 29.07.2006.

8. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ (ред. от 27.11.2010) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Российская газета.- № 138.- 01.07.2004.

9. Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Российская газета.- № 126.- 01.07.2003.

10. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская газета.- № 89.- 12.05.1993.

11. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 (ред. от 20.06.2011) «О Федеральной таможенной службе» // Российская газета.- № 167.- 02.08.2006.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и предмет налогового права
2 Принципы и метод налогового права
3 Система налогового права
Заключение
Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

1 Понятие и предмет налогового права

2 Принципы и метод налогового права

3 Система налогового права

Список использованных источников и литературы

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы. Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

1 Понятие и предмет налогового права

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.

Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.

В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а также в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.

Объектами налогового права являются:

1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;

2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:

─ гипотеза – указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т.е. содержит указание на несколько условий ее действия;

─ диспозиция – определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

─ санкция – указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

─ властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

─ правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

─ правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

─ правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

─ правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права относятся:

─ закрепление структуры налоговой системы;

─ распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

─ регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

─ осуществление налогового контроля;

─ применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

─ обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Читайте также: