Курсовая работа экономическая теория налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

1. Налоги: эволюция, определение и виды………………………………..…….5

2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………. …..14

3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая теория.docx

Дисциплина: «Экономическая теория»

На тему: «Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства»

Преподаватель:

Москва – 2012

Введение………………………………………………………… …………….…..3
1. Налоги: эволюция, определение и виды……………………………… ..…….5
2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………. …. .14
3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19
Заключение…………………………………………………… ……………….…28
Список литературы…………………………………………………… ……. ….30

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым.

В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. Поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего германской, моделей налоговая система России представляла собой на первых порах многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям. Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применение сопровождалось функционированием многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, продолжавших действовать до вступления в силу глав Налогового кодекса, регулирующих вопросы исчисления и взимания конкретных налогов.

Начатая в 1998 г. принятием части первой Налогового кодекса налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004 г. приняты законы, отменяющие действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и установившие налоговую систему Российской Федерации. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих в российскую налоговую систему, регулируется соответствующими главами части второй Налогового кодекса.

1. Налоги: эволюция, определение и виды.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и России, то ряд платежей поражают своей схожестью (табл.1).

Налоговые системы Древнего Рима и России 1 .

на огурцы, на мыло

осуществления вида деятельности

фонда и объектов соц.культ.сферы

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 – 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации ( НК РФ).

Налог – «это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» 2 .

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу.

Субъект налога, или налогоплательщик, – это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога – лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой – физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой – стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой – стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

1. Налоги: эволюция, определение и виды………………………………..…….5

2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………. …..14

3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая теория.docx

Дисциплина: «Экономическая теория»

На тему: «Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства»

Преподаватель:

Москва – 2012

Введение………………………………………………………… …………….…..3
1. Налоги: эволюция, определение и виды……………………………… ..…….5
2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………. …. .14
3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19
Заключение…………………………………………………… ……………….…28
Список литературы…………………………………………………… ……. ….30

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым.

В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. Поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего германской, моделей налоговая система России представляла собой на первых порах многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям. Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применение сопровождалось функционированием многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, продолжавших действовать до вступления в силу глав Налогового кодекса, регулирующих вопросы исчисления и взимания конкретных налогов.

Начатая в 1998 г. принятием части первой Налогового кодекса налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004 г. приняты законы, отменяющие действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и установившие налоговую систему Российской Федерации. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих в российскую налоговую систему, регулируется соответствующими главами части второй Налогового кодекса.

1. Налоги: эволюция, определение и виды.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и России, то ряд платежей поражают своей схожестью (табл.1).

Налоговые системы Древнего Рима и России 1 .

на огурцы, на мыло

осуществления вида деятельности

фонда и объектов соц.культ.сферы

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 – 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации ( НК РФ).

Налог – «это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» 2 .

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу.

Субъект налога, или налогоплательщик, – это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога – лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой – физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой – стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой – стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Экономика

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ 5

1.1. Сущность налогов 5

1.2. Основные теории налоговой системы 11

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 20

2.1. Актуальные проблемы налоговой системы Российской Федерации 20

2.3. Роль государства в формировании системы налогового планирования 27

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 34

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 34

3.2. Задачи, пути и методы реформирования налоговой системы 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Выдержка из текста

Все это требует нового осмысления не только практики, но и теории налогообложения в ее генезисе.Целью работы является теоретический анализ основных теорий налогообложения и анализ их современного состояния.− проанализировать основные научные теории налогообложения;

Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории налогов, периодические издания, затрагивающие различные аспекты функционирования налогообложения, а также налоговое и гражданское законодательство.

При проведении исследования использованы общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, моделирования, системного анализа абстрагирования, конкретизации, а также конкретно научные методы информационного моделирования, исследования документов, расчетно конструктивные и экономико математические методы.

  • показать отношение руководящего состава (руководителей и главных бухгалтеров) предприятий малого бизнеса к существующей системе налогообложения и обосновать адекватность реакции предпринимательства жесткой налоговой политике;

В работе использовались литература по финансам и налогам, информация из порталов www.likumi.lv, www.nais.lv. и www.fm.gov.lv, а так же материалы российских налоговых интернет источников.

Объектом исследования в работе выступает деятельность ИП Прохорова Э.В. Предметом исследования является совокупность финансово – экономических отношений, которые складываются в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства, в части применения специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения.

Теоретической и методической основой дипломной работы послужили фундаментальные положения налогового регулирования в условиях рынка. Исследование основывалось на соблюдении принципа системного подхода. В процессе выполнения работы использованы общенаучные и специальные методы познания: анализа и синтеза для детализации предмета исследования и взаимосвязанного изучения его составляющих; расчетно-аналитический — для выполнения аналитических расчетов и оценки эффективности налогообложения; сравнение — для сопоставления тенденций развития налогообложения в разных странах; экспертных оценок – для изучения взглядов ученых на отдельные проблемы налогообложения, предвидения реакции плательщиков на законодательные и управленческие решения государства; графический и табличный – для обеспечения выполнения расчетной части исследования и представления его результатов.

Работа состоит из трех частей: в первой (теоретической) излагаются теоретические основы применения специальных режимов налогообложения; во второй части работы проводится анализ ликвидности, платежеспособности и анализ действующей налоговой нагрузки на объект исследования по различным методикам; в третий части проводится анализ эффективности применения альтернативных систем налогообложения с целью поиска возможности оптимизации налоговой нагрузки на объект исследования (ООО «Интер-Вита»).

Объектом исследования являются проблемы, противоречия и пути совершенствования налогообложения, как экономического механизма стимулирования инновационной модернизации экономики. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования налогообложения в интересах ускорения инновационной модернизации российской экономики.Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения современной экономической теории, теории налогообложения.

Теоретико-методологической базой исследования являются законодательные акты, научные и учебные издания по управлению персоналом на предприятии, материалы периодических изданий, посвященные вопросам экономического анализа, формирования себестоимости и управления себестоимостью продукции, а также необходимая для понимания данной темы специальная литература и правовые источники.

Информационной базой работы служили труды российских и зарубежных научных работников, посвященные проблематике налогообложения, в том числе и налогообложения малых предприятий; законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам налогообложения; официальные статистические материалы.

Объектом исследования в работе выступает российское предприятие ООО «Звезда». Предметом исследования является совокупность финансово – экономических отношений, которые складываются в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства, в части применения специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные акты

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от

3. июля 1996 года № 146 – ФЗ ( с изм. и доп.) // Справочно-информационная система “Консультант”.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. Федеральных законов) //“Консультант Плюс”. Версия Проф.: Справ.-прав. Система.

3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов //Справочно-информационная система “Консультант”.

II. Учебная литература

4. Аксенов С., Битюкова Л., Заугольников С., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение. – М.: РФЭИ, 2010. – 357 с.

5. Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. — М.: Экзамен, 2012. — 251 с.

6. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

7. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Москва, 2013. — 71 с.

8. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс. Учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»− М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 428 с.

9. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 122 с.

10. Налоги и налоговая система Российской Федерации: уч. пособие /Под ред. Б.Х.Алиева, Х.М.Мусаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 439 с.

11. Налоги и налогообложение /Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. 6-е изд. — СПБ.: Питер, 2010. – 380 с.

12. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л.Я.Маршавиной, Л.А.Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 503 с. (Серия: Бакалавр. Прикладной курс).

13. Налоги и налогообложение: учебник /Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 400 с.

14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 579 с. (Бакалавр. Базовый курс).

15. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 256 с.

III. Периодические издания

16. Алиев Б.Х., Исаев М.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности компаний в развитых странах //Финансы и кредит. – 2015. —

17. Беляева М.А. Бизнес об итогах 20-летнего развития налоговой системы //Налоговая политика и практика. – 2012. — № 1(109).

18. Горский И.В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях //Экономика, налоги, право. — 2014. — № 3. – С.21-26.

19. Занадворов В.С. Теория налогообложения //Экономический журнал ВШЭ. – 2006. — № 3. – С.420-453.

20. Ким В.М. Адам Смит об общих положениях относительно налогов вообще //Финансы. – 2009. — № 1. – С.11-17.

21. Лермонтов Ю.М. Основные направления налоговой политики на 2015 – 2017 гг. //Упрощенная бухгалтерия. – 2014. — № 10(70).

– С.42-50.

22. Саакян А.М. Налоговое стимулирование предприятий, осуществляющих инновационную деятельность //Финансовый менеджмент. -2014. — № 5. — С.66-74.

23. Сайфиева С.Н. Современная налоговая система России и классическая теория налогообложения //Журнал экономической теории. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. – 2009. — № 4. — С.38-45.

24. Толкачев О.А. Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы //Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С.330-333.

25. Третьякова Ю.Н., Филатова И.И. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ //Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С.499-502.

26. Устинов Ю.А. Основные направления налоговой политики //Налоговые споры. — 2011. — № 8. – С.65-69.

27. Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования //Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 4 [Электронный ресурс].

Московский государственный университет леса

Международная школа управления и бизнеса

Кафедра Экономической теории

по дисциплине: "Макроэкономика"

"Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства"

Выполнил: Суханов Д.А. .

Проверил: доцент Винокурова Т.К.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики. 4

1.1. Сущность налогов. 4

1.2. Функции налогов. 6

1.3. Виды налогов. 8

II. Налоговая система России. 10

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком. 10

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации. 18

III. Необходимость и пути реформирования налоговой системы РФ. 20

3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая Налогового кодекса РФ. 20

3.2. Мнение российских экономистов. 25

Список используемой литературы. 28
Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к. любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.

В наши дни ведётся активная разработка налогового кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 01.01.99, а вторую планируется ввести с 1 января 2001 года. Здесь приведены мнения некоторых российских ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, такой как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а так же множество периодических изданий, например журналы «Эксперт», «Консультант плюс», «Главный бухгалтер», «Всё о налогах», «Бухгалтерский учёт» и т.п. При написании курсовой работы за базу было взято учебное пособие - Налоги Д.Г. Черника[1].

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1.1. Сущность налога

Налоги - важная экономическая категория, исторически связан­ная с существованием и функционированием государства.

Первый сущностный признак налога - отношение власти и подчинения. В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.).

Второй признак налогов - смена собственника. С помощью на­логов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. На­пример, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д.

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользова­ния материальными и нематериальными объектами, ни права како­го-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот при­знак отличает налоги от пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд обязательного медицинского страхо­вания, Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Для изучения каждого налога необходимо выделить его элемен­ты:

- единица (масштаб) обложения;

- налоговая квота (бремя налога);

Субъект налога - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачи­вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительно­сти субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример - косвенный на­лог: субъект налога - производитель или продавец товара, носитель - потребитель товара.

Объект налога - имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: не­движимое имущество, движимое имущество, пред­меты потребления, доходы.

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.

Единица (масштаб) налога - часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу на­лога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.

Оклад налога - сумма налога, взятая со всего объекта нало­га за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. На­логовая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как пока­зывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдель­ный налог и все налоги в целом.

Налоговая льгота - снижение размера налогообло­жения.

Налоговая политика - меры в области нало­гов, направленные на достижение каких-либо целей.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Система налогов - перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.

1.2. Функции налогов

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции:

1. Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики

3. Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. При помощи налогов в государственном бюджете собираются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до­ходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значи­тельные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохо­зяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отра­жается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Налоговая система, построенная соответствующим образом, позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкла­дываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров на­родного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень суще­ственная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения за­траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от нало­гов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из обла­гаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав за­трат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

2. на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Назначение налогов проявляется в их функциях — фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании де­нежных доходов государства. Аккумулированные через налогообло­жение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержа­ние науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здраво­охранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ре­бенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавате­лям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособ­ным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии на обще­ственное воспроизводство, а также социальные процессы в эконо­мике. Выполняя эту функцию, налоги могут играть стимулирующую, подавляющую и контролирующую роль. С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство предоставляет налоговые льготы для одних субъектов хозяйствования, слоев насе­ления и жесткий режим для других, претворяя в жизнь, таким обра­зом, определенную налоговую политику. Предприятия, отрасли и регионы, получив налоговые льготы, быстрее развиваются по срав­нению с другими. Так, государство создает благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономи­ки, производств с экспортной ориентацией или социальным назна­чением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ус­корения строительства социальных объектов, фундаментальных на­учных исследований (экономическая функция). В то же время уско­рение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствуют увеличению налоговых по­ступлений в государственный бюджет (фискальная функция).

Несмотря на то, что налоги объективно необходимы как источник государственных доходов, ан практике доказано, что их чрезмерный рост снижает деловую активность как индивидуальных лиц, так и компаний. На основе этого Лаффер сделал вывод о том, что высокие ставки налогов «повинны» в низком уровне сбережений, стагнации производства, высокой инфляции. Кривая Лаффера показывает, что при ставках налога, превышающих 50%, люди стремятся меньше работать и меньше сберегать либо направлять свою деятельность в 2теневую» экономику. И следствием для бюджета будет снижение налоговых поступлений. Общий вид кривой Лаффера предоставлен на рисунке 3.


















Рисунок 3 – Кривая Лаффера

Таким образом, в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Белоруссии была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

3 Государственные расходы

Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам.

Для тог чтобы приступить к рассмотрению государственных расходов необходимо дать определение такому понятию как государственный бюджет.

Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных ресурсов.

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Существуют следующие виды бюджетной классификации по затратам:

- ведомственная (расходы классифицируются по министерствам, ведомствам);

- предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру);

- экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным признакам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, стипендии и т. д.);

- смешанная, при которой расходы классифицируются по ведомствам (министерствам), а в них – по предметам.

На ряду с традиционными видами бюджетной классификации находят распространение и новые:

- целевая, где расходы распределяются в соответствии с общенациональными политическими, экономическими и социальными программами.

- функциональная, где расходы делятся с учётом основных функций государства: затрат на здравоохранение, образование, науку и т.п.

В бюджетах стран с переходной экономикой можно выделить следующие основные группы расходов:

1. затраты на социальные мероприятия, у слуги (социальные пособия, пенсии, образование, здравоохранение и т.д.;

Читайте также: